Анализ рассказа гоголя шинель. Гоголь «Шинель» – анализ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Петербургские повести появились в самую мрачную пору.

В.И. Ленин характеризуя эту эпоху отмечал:

«Крепостная Россия забита и неподвижна. Протестует ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа. Но лучшие люди из дворян помогли разбудить народ».

Сам Н.В. Гоголь никогда не называл цикл этих повестей «Петербургскими повестями», так что название чисто деловое. К этому циклу относится и повесть «Шинель», которая, по-моему, является здесь самой значительной из всех остальных.

Ее важность, значимость и осмысленность по сравнению с другими произведениями увеличивает тема, затронутая в «Шинели»: маленький человек.

Грубая сила, беззаконие власть имущих царили и доминировали над судьбами, жизнями маленьких людей. В число этих людей входил Акакий Акакиевич Башмачкин.

«Маленький человек» такой, как наш герой и многие другие, кажется должны бороться за нормальное отношение к ним, но у них не хватает сил ни физических, ни моральных, ни духовных.

Акакий Акакиевич Башмачкин - жертва, которая не просто находится под гнетом окружающего мира и собственной бессильности, а не понимающая трагичность своего жизненного положения. Это духовно «стертая» личность. Автор сочувствует маленькому человеку и требует внимания к этой проблеме.

Акакий Акакиевич так незаметен, незначителен в своем положении, что никто из сослуживцев не помнит «когда и в какое время поступил» он на службу. Можно даже говорить про него неопределенно, что, между прочим, и делает Н.В. Гоголь: «Служил в одном департаменте».

А, может, этим он хотел подчеркнуть, что этот случай мог случиться в любом департаменте, рабочем заведении. Сказать то, что таких людей, как Башмачкин, очень-очень много, но их никто не замечает.
В чем же состоит образ главного героя? Я думаю, что образ имеет две стороны.

Первая сторона - духовное и физическое несостоятельность персонажа. Он даже не пытается достичь большего, поэтому в начале нам его не жаль, мы понимаем, насколько он убог. Нельзя же жить без перспективы, при этом, не осознавая себя личностью. Нельзя видеть смысл жизни только в переписывании бумаг, а целью, смыслом считать покупку шинели. Идея ее приобретения делает его жизнь более осмысленной, наполняет ее. По-моему, это выводится на первый план, чтобы показать личность Акакия Акакиевича.

Вторая сторона - бессердечное и несправедливое отношение окружающих к Акакию Акакиевичу. Посмотрите, как относятся окружающие к Башмачкину: смеются над ним, издеваются. Он думал, что, приобретя шинель, станет выглядеть знатнее, но этого не произошло. Вскоре после покупки на забитого чиновника «нестерпимо обрушилось» несчастье. «Какие-то люди с усами» отняли у него едва купленную шинель. Вместе с ней Акакий Акакиевич утрачивает единственную в жизни радость. Его жизнь вновь становится печальной и одинокой. В первый раз, пытаясь добиться справедливости, он отправляется к «значительному лицу», чтобы поведать ему о своем горе. Но снова его игнорируют, отвергают, выставляют на посмешище. Никто не захотел помочь ему в трудную минуту, никто не поддержал. И он умер, умер от утраты, горя.

Н.В. Гоголь в рамках образа одного «маленького человека» показывает страшную правду жизни. Униженные «маленькие люди» погибали и страдали не только на страницах многочисленных произведений, освещающих эту проблему, но и в реальности. Однако окружающий мир к их страданиям, унижениям и смертям оставался глух, как безучастен остается к гибели Башмачкина холодный, как зимняя ночь, надменный Петербург.

Сразу заметно, что в художественном отношении она стоит очень высоко. Автор задал себе трудную задачу, окружить сочувствием читателя ничтожный и смешной образ Башмачкина , не впадая в карикатурность и слащавую сентиментальность. Как тонко и трогательно изобразил Гоголь маленькую, «муравьиную» душу своего героя, видно, хотя бы, из рассказа о тех мыслях и чувствах, которые овладели им, когда он примирился, наконец, с мыслью о необходимости купить новую шинель. У него не хватало сорока рублей

«Акакий Акакиевич думал-думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя бы, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чая по вечерам и не зажигать по вечерам свечи, а, если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при её свечке; ходя по улицам, ступать, как можно легче и осторожнее по камням и плитам почти на цыпочках, чтобы, таким образом, не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем.

Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад, даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор, как будто, самое существование его сделалось какъто полнее, как будто он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто, он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, и подруга эта была не кто другая, как та же шинель, на толстой вате, на крепкой подкладке без износу... Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, словом все колеблющиеся и неопределенные черты... Огонь порой показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: «не положить ли, точно, куницу на воротник!»

Так, балансируя между насмешкой и сожалением, смехом и слезами, Гоголь тонко рисует в «Шинели» образ, сатирический и элегический одновременно.

Из анализа вышеприведенного отрывка мы узнаем о том, что маленький, беззащитный Акакий Акакиевич был наделен такой силой воли, которой, быть может, не сыскать у многих людей с характером. Из этого же отрывка «Шинели» мы узнаем, что существо человека, даже стоящего на самой низкой ступени умственного развития, доступно стремлениям к «идеалу». Этим идеалом в жизни Башмачкина была хорошая ватная шинель. Мечта о шинели осветила жизнь героя Гоголя, показала ему цель в жизни накопить денег для её покупки. Эта мечта даже облагородила его, подняв его в собственных глазах...

Акакий Акакиевич в новой шинели. Иллюстрация Б. Кустодиева к повести Гоголя

Кроме Башмачкина, Гоголь вывел в «Шинели» чиновников, находящихся на различных ступенях чиновничьей иерархии. Легкомысленные молодые чиновники, между которыми есть и богачи, и знатные это толпа, в которой автор воплотил тот эгоизм, ту «свирепую грубость», которой, по его словам, он много видел в самой утонченной, образованной светскости. В «значительном лице» повести Гоголь вывел человека добродушного, но тщеславного и пустого; генеральский чин ему вскружил голову, к своим подчиненным и вообще людям, ниже его стоящим по службе, он считает необходимым относиться «строго, распекать их при всяком удобном и неудобном случае». И вот, человек добрый в душе, одурманенный тщеславием, он совершает поступки, в которых тоже оказывается много самой «свирепой грубости». «Человеческие», гуманные отношения к людям вычеркнуты из тактики его действий, он не желает унижать свое звание внимательным отношением к людям, низшим по своему положению!

Гоголь «Шинель». Аудиокнига

Литературная история «Шинели» Гоголя проанализирована и раскрыта историками беллетристики. В основе «Шинели» лежит действительный случай, происшедший с одним маленьким чиновником, который долго копил деньги, чтобы купить ружье. Добившись, наконец, того, чего желал, он отправился на охоту, нечаянно уронил ружье в реку и не смог его достать. С горя он чуть не умер, и спасли его товарищи, в складчину купившие ему новое ружье.

Николай Васильевич Гоголь является одной из самых значительных фигур в русской литературе. Именно его по праву называют родоначальником критического реализма, автором, который наглядно описал образ «маленького человека» и сделал его центральным в русской литературе того времени. В дальнейшем очень многие писатели использовали этот образ в своих произведениях. Не случайно Ф. М. Достоевский в одной из своих бесед проронил фразу: «Все мы вышли из гоголевской шинели».

История создания

Литературный критик Анненков отмечал, что Н. В. Гоголь часто прислушивался к анекдотам и различным историям, которые рассказывали в его окружении. Иногда бывало, что эти анекдоты и комичные истории вдохновляли писателя на создание новых произведений. Так случилось и с «Шинелью». По словам Анненкова, однажды Гоголь услышал анекдот о бедном чиновнике, который очень любил охоту. Этот чиновник жил в лишениях, экономил на всем только ради того, чтобы купить себе ружье для любимого хобби. И вот, долгожданный момент настал - ружье приобретено. Однако, первая же охота оказалась не удачной: ружье зацепилось за кусты и утонуло. Чиновник был так шокирован происшествием, что слег с лихорадкой. Гоголя этот анекдот совсем не рассмешил, а, наоборот, навел на серьезные размышления. По словам многих, именно тогда в его голове зародилась идея написания повести «Шинель».

При жизни Гоголя повесть не вызвала значительных критических дискуссий и дебатов. Это связано с тем, что в то время писатели достаточно часто предлагали своим читателям комические произведения о жизни бедных чиновников. Однако, значимость произведения Гоголя для русской литературы оценили по прошествии лет. Именно Гоголь развил тему «маленького человека», протестующего против законов, действующих в системе, подтолкнул других писателей к дальнейшему раскрытию этой темы.

Описание произведения

Главный герой гоголевского произведения - младший государственный служащий Башмачкин Акакий Акакиевич, которому постоянно не везло. Даже в выборе имени родителям чиновника попадались не удачные, в итоге ребенок был назван в честь отца.

Жизнь главного героя - скромна и ничем не примечательна. Он живет в маленькой съемной квартирке. Занимает мелкую должность с нищенской зарплатой. К зрелому возрасту чиновник так и не обзавелся ни женой, ни детьми, ни друзьями.

Башмачкин носит старый линялый мундир и дырявую шинель. Однажды, лютый мороз заставляет Акакия Акакиевича отнести старую шинель к портному на починку. Однако, портной отказывается чинить старую шинель и говорит о необходимости покупки новой.

Цена шинели - 80 рублей. Это огромные деньги для мелкого служащего. Чтобы собрать необходимую сумму, он отказывает себе даже в маленьких человеческих радостях, которых итак в его жизни не много. Через некоторое время чиновнику удается скопить нужную сумму, и портной наконец-то шьет шинель. Приобретение дорогого предмета одежды - грандиозное событие в жалкой и скучной жизни чиновника.

Однажды вечером Акакия Акакиевича догнали на улице не известные люди и отобрали шинель. Расстроенный чиновник отправляется с жалобой к «значительному лицу» в надежде найти и наказать виновных в его беде. Однако, «генерал» не поддерживает младшего служащего, а, наоборот, делает выговор. Башмачкин, отвергнутый и униженный, оказался не в состоянии справиться со своим горем и умер.

В конце произведения автор добавляет немного мистики. После похорон титулярного советника в городе начали замечать призрак, который отнимал шинели у прохожих. Немного позже этот самый призрак отобрал шинель у того самого «генерала», отругавшего Акакия Акакиевича. Это послужило уроком для важного чиновника.

Главные герои

Центральная фигура повести, жалкий государственный служащий, который всю жизнь занимается рутинной и не интересной работой. В его работе отсутствуют возможности для творчества и самореализации. Однообразие и монотонность буквально поглощают титулярного советника. Все, чем он занимается - переписывание никому не нужных бумаг. У героя нет близких. Свободные вечера он проводит дома, иногда переписывая бумаги «для себя». Внешность Акакия Акакиевича создает еще более сильный эффект, героя становится по-настоящему жалко. Есть что-то ничтожное в его образе. Впечатление усиливает рассказ Гоголя о постоянных неприятностях, постигающих героя (то неудачное имя, то крещение). Гоголь как нельзя лучше создал образ «маленького» чиновника, который живет в страшных лишениях и каждый день борется с системой за свое право на существование.

Чиновники (собирательный образ чиновничества)

Гоголь, рассказывая о сослуживцах Акакия Акакиевича, делает акцент на таких качествах, как бессердечность, черствость. Коллеги несчастного чиновника всячески издеваются и подшучивают над ним, не испытывая ни грамма сочувствия. Весь драматизм отношений Башмачкина с коллегами заключен в сказанной им фразе: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

«Значительное лицо» или «генерал»

Гоголь не называет ни имени, ни фамилии этого человека. Да это и не важно. Важен чин, положение на социальной лестнице. После пропажи шинели, Башмачкин впервые в жизни решается отстоять свои права и отправляется с жалобой к «генералу». Тут то «маленький» чиновник и сталкивается с жесткой, бездушной бюрократической машиной, образ которой заключен в персонаже «значительного лица».

Анализ произведения

В лице своего главного героя Гоголь словно объединяет всех бедных и униженных жизнью людей. Жизнь Башмачкина - вечная борьба за выживание, нищета и однообразие. Общество с его законами не дает чиновнику права на нормальное человеческое существование, унижает его достоинство. При этом сам Акакий Акакиевич соглашается с таким положением и безропотно терпит тяготы и трудности.

Пропажа шинели - переломное событие в произведении. Оно заставляет «маленького чиновника» в первый раз заявить обществу о своих правах. Акакий Акакиевич направляется с жалобой к «значительному лицу», которое в повести Гоголя олицетворяет всю бездушность и обезличенность бюрократии. Натолкнувшись на стену агрессии и непонимания со стороны «значительного лица», бедный чиновник не выдерживает и умирает.

Гоголь поднимает проблему чрезвычайной значимости чина, которая имело место в обществе того времени. Автор показывает, что такая привязанность к чину губительна для людей с самым разным социальным статусом. Престижная должность «значительного лица» сделала его равнодушным и жестоким. А младший чин Башмачкина привел к обезличиванию человека, его унижению.

В конце повести Гоголь не случайно вводит фантастическую концовку, в которой призрак несчастного чиновника снимает с генерала шинель. Это некоторое предостережение важным лицам о том, что их бесчеловечные поступки могут иметь последствия. Фантастика в конце произведения объясняется тем, что в российской действительности того времени практически невозможно представить ситуацию возмездия. Так как «маленький человек» в то время не имел прав, не мог требовать к себе внимания и уважения со стороны общества.

Широко известная фраза французского критика Э. Вогюэ о том, что целая плеяда литераторов выросла из гоголевской «Шинели», вполне соответствует истине. Образ «маленького человека», ставший популярным благодаря Чарли Чаплину, в каком-то смысле тоже оттуда, из нее. В тридцатые и сороковые годы описания великих подвигов выдающихся личностей не то чтобы приелись читателю, но хотелось уже чего-то другого, необычного. В это время и написал Николай Васильевич Гоголь «Шинель». Анализ этого произведения проводился неоднократно, и до революции, и после нее. В нем находили то мечты о всеобщем равенстве и братстве, а то и призывы к свержению самодержавия. Сегодня, перечитав повесть глазами современника, можно смело утверждать, что ничего этого там нет.

Главный персонаж, А. А. Башмачкин

Чтобы утвердиться во мнении о том, что в повести отсутствуют не то что революционные мотивы, но и вообще социальная идея, достаточно понять, о ком написал Н. В. Гоголь «Шинель». Анализ личности главного героя приводит к поиску современных аналогий. На ум приходят пресловутые «менеджеры среднего звена», презрительно называемые также «офисным планктоном», выполняющие рутинные поручения. Работники, по мнению одного литературного персонажа, делятся на две основные категории: большинство не способно ни на что, и лишь некоторые могут практически все. Судя по описанию Акакия Акакиевича и его отношений с коллективом, он к всемогущему меньшинству не относится. Но Гоголь не был бы собой, если бы не углядел в нем и определенных достоинств, о которых пишет тоже с изрядной долей иронии. Башмачкин, типичный «вечный титулярный» (таких в Советской Армии называли пятнадцатилетними капитанами, по сроку службы в младшем офицерском звании), работу свою любит, он прилежен и покорен до смирения. На шутки товарищей, порой злые, он реагирует мягко и мирно. Друзей, помимо красивых каллиграфических букв, у него нет, да ему и не нужно.

Для того чтобы оценить материальное положение Башмачкина, современному читателю нужно покопаться в литературе и понять, что и сколько тогда стоило. Занятие это требует кропотливости и терпения. Цены на многое были совсем другими, как и ассортимент современного супермаркета отличается от выбора товаров в лавках и магазинах той эпохи, в которую писал Гоголь «Шинель». Анализ покупательной способности можно произвести приблизительно.

Сравнивать цены середины XIX века с сегодняшними совсем невозможно. Сейчас появилось множество товаров, совершенно не вписывающихся в тогдашнюю потребительскую корзину (мобильные телефоны, компьютеры и пр.). К тому же и выбор одежды стал очень широким (от дешевого ширпотреба, шьющегося нашими китайскими друзьями, до предложений суперпрестижных бутиков). Сравнение целесообразнее производить с зарплатами в относительно недавнем советском прошлом.

Расчет финансовых возможностей главного героя

Известно жалование героя - 800 рублей в год. По тогдашним меркам, не так уж и мало, с голоду не умрешь. Судя по косвенным признакам и на основании текста повести, можно сделать вывод о том, что масштаб цен примерно соответствовал возможности рядового инженера поздней советской эпохи (70-х или 80-х годов), получавшего рублей 120 оклада. Известно также, во что обошлась Акакию Акакиевичу новая шинель. Повесть писалась в 1842 году, дефицита продуктов и очередей не было, но знакомства с нужными людьми уже тогда имели значение. «По блату» некий Петрович, портной, готов справить нужную вещь всего за 80. За такие деньги приличное пальто в СССР купить было невозможно, а чтобы собрать на обновку, рядовому трудящемуся требовалось экономить несколько месяцев.

Вот и Акакий Акакиевич урезал свой бюджет, чтобы пошить себе новую шинель. Проблемы его носили исключительно экономический характер, и, в общем-то, были вполне решаемыми.

Что же случилось?

Сюжет Гоголю навеян был историей про такого же небогатого и заурядного чиновника, долго копившего на ружье и потерявшего его на первой своей охоте. Нужно было быть гением, чтобы увидеть в таком несмешном анекдоте фабулу будущего произведения и развить его до трагикомедии, каковой по праву считается повесть «Шинель». Главные герои ее - тоже чиновники, и в своем большинстве получают столько же, сколько Башмачкин, или больше, но ненамного. Увидев обновку, они, шутя, требуют «вспрыснуть» (сегодня чаще употребляют глаголы «обмыть» или «проставиться»). Коллеги знают, что денег на излишества у Башмачкина нет, а если бы и были, то, очевидно, он тоже не спешил бы с ними расставаться - за много лет характер его они изучили. Помощь пришла от помощника столоначальника (судя по названию должности, тоже не великий богач), который предлагает угощение и зовет к себе в гости. А после банкета Акакия Акакиевича ограбили и раздели, отняв новую шинель. Краткое содержание сцены дружеской попойки ярко показывает, насколько воспарил духом скоромный чиновник, купив, в общем-то, заурядную вещь. Он даже проявляет интерес к некой даме, впрочем, ненадолго.

И тут такой крах.

Образ начальника

Конечно же, Николай Васильевич рассказывает нам не просто историю о том, как обрел и потерял безвестный чиновник свою шинель. Повесть, как и все выдающиеся литературные произведения, об отношениях между людьми. Человек познается, обретя власть. Некоторым стоит только получить должность…

Вот и новый начальник, недавно занявший свой пост, рисуется перед приятелем, распекая Акакия Акакиевича по надуманному предлогу неправильного обращения, и вообще, беспокойства высшей инстанции по столь мелкому вопросу, как какая-то шинель. Краткое содержание гневной тирады Значительного лица (так он обозначен у автора) сводится к напоминанию о том, с кем разговаривает Башмачкин, перед кем он стоит, и риторическому вопросу о том, как он смеет. При этом у генерала есть свои проблемы, он назначен недавно, и совершенно не знает как себя вести, оттого и напускает на всех подряд страху. В душе же он человеком был добрым, порядочным, хорошим товарищем и даже неглупым (во многих отношениях).

Получив такой афронт, бедный чиновник пришел домой, захворал, да и умер, непонятно, от простуды ли или по причине перенесенного сильнейшего стресса.

Что хотел сказать автор

Трагический финал характерен и для других русских писателей XIX и XX веков, «выросших» из той же упомянутой верхней одежды. А. П. Чехов («Смерть чиновника») так же «убивает» (только без последующей мистики) своего главного персонажа, как и Н. В. Гоголь («Шинель»). Анализ этих двух произведений, их сравнение наводит на мысль о духовном родстве мастеров пера и общем неприятии ими страха перед кем бы то ни было. Декларация внутренней свободы стала основным лейтмотивом обоих произведений, созданных на основе приема антитезы. Классики словно говорят нам: «Не будьте вы Акакиями Акакиевичами! Живите смело, ничего не бойтесь! Все проблемы разрешимы!».

Как странно, что за прошедшие десятилетия и века лишь немногие приняли к сердцу этот призыв.

Сочинение

Повесть была излюбленным жанром Н. В. Гоголя. Он создал три цикла повестей, и каждый из них стал принципиально важным явлением в истории русской литературы. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и так называемые петербургские повести знакомы и любимы не одним поколением читателей.
Гоголевский Петербург - это город, поражающий социальными контрастами. Город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой и является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель».
Идея повести возникла у Гоголя в 1834 г. под впечатлением канцелярского анекдота о бедном чиновнике, ценой невероятных усилий осуществившем свою давнюю мечту о покупке охотничьего ружья и потерявшем его на первой же охоте. Но в Гоголе эта история вызвала не смех, а совершенно иную реакцию.
«Шинель» занимает особое место в цикле петербургских повестей. Популярный в 30-х гг. сюжет о несчастном, забитом нуждой чиновнике был воплощен автором в произведение искусства, которое Герцен назвал «колоссальным». У Гоголя Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться». Автор, конечно, не скрывает своей иронической усмешки, когда он описывает духовную ограниченность и убожество своего героя. Акакий Акакиевич был робким, бессловесным существом, безропотно сносившим «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и деспотическую грубость начальников. Отупляющая работа переписчика бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы.
Юмор Гоголя мягок и деликатен. Писателя ни на один момент не покидает горячее сочувствие к своему герою, выступающему в повести как трагическая жертва жестоких условий современной действительности. Автор создает сатирически обобщенный тип человека - представителя бюрократической власти России. Так, как начальство ведет себя с Башмачкиным, ведут себя все «значительные лица». Смирение и покорность несчастного Башмачкина в контрасте с грубостью «значительных лиц» вызывали в читателе
не только чувство боли за унижение человека, но и протест против несправедливых порядков жизни, при которых возможно подобное унижение.
В петербургских повестях с огромной силой раскрывалась обличительная направленность творчества Гоголя. Человек и античеловеческие условия его общественного бытия-вот главный конфликт, который лежит в основе всего цикла. И каждая из повестей представляла собой новое явление в русской литературе.
Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания».
Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства.

Другие сочинения по этому произведению

Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \"Шинель") Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя "Шинель" Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\" Тема \"маленького человека" в повести \"Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия "маленького человека" в повести \"Шинель" Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель») Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель» Характеристика образа Башмачкина Акакия Акакиевича Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя Тема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине») Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образа Как много в человеке бесчеловечности Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1)

Рассказать друзьям