Андреа дель Верроккьо: биография, личная жизнь, работы. Живописный склад monpansie Андреа верроккьо биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Сегодня я расскажу об итальянском мастере Андреа Верроккьо, который стал знаменитым в эпоху Раннего Возрождения не только благодаря своим классическим работам в живописи, но и скульптурам.

Андреа дель Верроккьо, наст. имя Андреа ди Микеле Чони (1435, Флоренция, Флорентийская республика — 10 октября 1488, Венеция, Венецианская республика) — скульптор и живописец эпохи Возрождения, представитель Флорентийской школы. Среди его учеников — Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Леонардо да Винчи и Лоренцо ди Креди.

К плеяде выдающихся мастеров эпохи Возрождения и принадлежит флорентиец Андреа Верроккьо. Он не был столь решительным новатором, как великие скульпторы первой половины века - Донателло и Гиберти, открывшие новые пути в этом искусстве. Верроккьо не похож и на такого революционера в скульптуре, как Микеланджело, начавшего работать позднее, на пороге уже XVI века. Историческое место Верроккьо более скромно, но оно в высшей степени достойно уважения.

Базилика Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Вход в Истрийский камень к хору братьев. 1475 работы из мастерской Пьетро Ломбардо. В рамках, барельефы, представляющие патриархов и пророков Ветхого Завета. Последний кадр в правом нижнем углу - спонсор, Джакомо Морозини. На вершине восемь статуй апостолов Витторе Гамбелло, также называемый Камелио. Ему приписывают статуи Девы и Св. Иоанна на стороне распятия. Распятие приписывается Андреа дель Верроккио.

Этот мастер является как бы одним из связующих звеньев между двумя периодами великих подъемов искусства скульптуры в эпоху Ренессанса. Почти одинаково обоснованы как взгляды тех, кто хочет видеть в нем великого пионера, проложившего последние пути к искусству "золотого века", так и тех, кто считает его лишь умелым последователем Кастаньо, Бальдовинетти и даже подражателем Сандро Боттичелли, который был на девять лет моложе Андреа, но выдвинулся в живописи раньше своего товарища. Верроккьо - наследник создателей ренессансной скульптуры, то есть мастеров первой половины века, и предшественник мастеров Высокого Возрождения, один из которых (Леонардо да Винчи) был прямым учеником Верроккьо.


Любимый клавесин из Ландос XVI века, с рисунком на крышке, приписываемом Вероккио, в настоящее время размещается в мемориальной музыкальной коллекции Ханса Адлера.

В эпоху кватроченто (итальянское искусство XV века) художники писали в основном на заказ, а потому большую роль для них играли меценаты. Художественные мастерские исполняли любой каприз - от росписи глиняного кувшина до серьезного архитектурного проекта. Интересно, что открыть свою мастерскую мог лишь художник, который получал знания у мастера на протяжении 6 лет.

его шкатулка

Верроккьо славился непревзойденными декораторскими способностями. Среди основных заказчиков в его мастерской была высокопоставленная знать. В течение свой творческой жизни он воспитал таких великих мастеров Возрождения, как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино.

Надгробная плита над могилой Козимо Медичи. 1465 г. Андреа дель Верроккьо. Церковь Сан Лоренцо, Флоренция


Крипт Базилики Сан-Лоренцо

В 1465 году он создал надгробие Козимо Медичи (1389—1464)."Ювелирность" скульптурного почерка художника проявилась впервые в его бронзовом литье, украшающем гробницу Джованни и Пьетро Медичи в церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Эта ранняя работа - образец изысканного декоративизма.

Гробница Пьетро и Джованни Медичи. 1469-72 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор, порфир, бронза. Сан Лоренцо, Флоренция.


Verrocchio, monumento forteguerri

Ученик, желавший стать художником, вначале поступал подмастерьем к мастеру и лишь после шести лет обучения мог основать собственную мастерскую. Среди учеников Верроккьо в его мастерской были такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи — по легенде, именно он позировал учителю для статуи Давида, на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника.

Юный Давид. 1473-75 гг.Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция.

В 1476 году Андреа дель Вероккьо создал статую Давида - изящную бронзовую статую. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 году Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.

Отважный юный библейский пастух, победивший великана и отрубивший ему голову, изображен в видя изящного стройного юноши. Своей позой, костюмом он напоминает скорее танцора-виртуоза из придворного балета, чем бедного пастуха и героя-бойца. Мастерство Верроккьо в компоновке фигуры и выборе пропорций, в отделке поверхностей и деталей носит почти ювелирный характер.

Юный Давид. Деталь. 1473-75 гг.Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция.

Предание гласит, что "Давид" стал одним из самых ярких итогов духовного союза ученика Леонардо да Винчи и учителя Андреа дель Верроккьо - мол, сам Леонардо позировал для нее. На лице бронзового Давида играет своеобразная полуулыбка, по той же легенде - ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи.

Мальчик с дельфином. около 1470 г. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Палаццо Веккьо, Флоренция.

Помимо статуи Давида по заказу Лоренцо Медичи скульптор сделал эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров 1469, 1471 и 1475 годов и скульптурную композицию "Мальчик с дельфином" для фонтана виллы Медичи в Кареджи.

молодой человек 1480

Христос

Козимо де Медичи

Изначально Андреа был привязан к утонченной декоративности, поскольку учился ювелирному ремеслу, он и скульптурой-то стал заниматься отчасти из-за падения спроса на ювелирные изделия. Но именно потомственные ювелиры эпохи Возрождения, занявшись скульптурой, оказали немалое влияние на развитие бронзовой литой пластики.

Altare di San Giovanni Battista

Andrea del verrocchio, giovane dormiente, firenze, 1475-1480

Они умели пользоваться чеканкой и гравировкой, умели шлифовать металл и понимали его специфику, и одним из лучших знатоков металла был как раз Верроккьо. Бронза, с ее прочностью и стойкостью, дающая возможность с большой точностью отделывать детали, становится его главным материалом.

Museo del Bargello (Florence). Marble relief (15th century) by Andrea del Verrocchio: Women present the deadborn baby to its father Giovanni Tornabuoni.

Сегодня Андреа дель Верроккьо ставят в один ряд с Донателло и Микеланджело.

Андреа дель Верроккьо известен нам преимущественно как скульптор. В документах XV века он редко упоминается в качестве живописца. Картин его сохранилось мало, и среди них единственной, вполне достоверно ему принадлежащей можно считать лишь "Крещение Христа" во Флорентийской Академии.

"Крещение Христа" - самое известное живописное произведение Верроккьо. Она написана в самом начале 70-х гг. кватроченто, то есть в конце периода Раннего Возрождения в Италии, и в целом очень типична для этой эпохи. В изображении фигур, участников сцены крещения, чувствуется еще влияние традиций средневековой живописи. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. И пейзаж, и фигуры, и вся композиция кажутся условными.

Крещение Христа. Вероккио и Леонардо да Винчи.1473-1478. Темпера и масло, дерево.

Многие эксперты предполагают, что в виде маленьких ангелов в левой части картины Верроккьо изобразил своих талантливых учеников Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли в молодости…

Детали картины...Леонардо

Однако есть и другие предположения: этих самых ангелов дорисовывал сам да Винчи, поскольку учитель уделял большую часть времени скульптурам, а живописные заказы выполнял с достаточно большими перерывами.


Несостыковки очевидны даже неискушенному зрителю

Кроме того, некоторыми критиками замечены также разные техники рисования: центральная фигура Христа и ангел справа написаны в суховатой, линеарной, типичной для Андреа манере, а вот ангелы слева написаны с мягкой передачей света и тени, образы окутаны легкой дымкой за счет использования в большей степени масляных красок, а не темперы.

Сохранились рисунки:

Голова женщины, эскиз для нимфы Венеры. 1475, Британский музей

И совершенно великолепный рисунок, набросок головы девушки. Действительно, Леонардо да Винчи многому научился у своего учителя.

Из остальных картин, Андреа Верроккьо, в действительности подписанных мастером является только «Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатом». Но по манере мазка,деталям они атрибутируются как работы Андреа...Хотя, некоторые историки утверждают, что это произведение, как и все остальные, было написано его учениками. Возможно, сам учитель лишь руководил процессами и/или помогал создавать сложные композиции? Об можно только догадываться…

Его мадонны

Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатом, 1478 г.

Мадонна с младенцем, 1470 г.


Andrea del Verrocchio (workshop) Madonna and Child 1475

Andrea del Verrocchio - Mary with the Child

1475 Verrocchio Madonna mit Kind anagoria

Verrocchio and Leonardo da Vinci (attrib) The Detroit Adoration

Virgin and Child by Verrocchio


Andrea del Verrocchio and assistant (Lorenzo di Credi).



опять знакомые лица ангелов


А эта Мадонна выполнена учениками школы Андреа Верроккьо

Богоматерь, обращенная к ребенку Христу, Мадонна Раскина

Товия и ангел, 1480 г.

Один праведный человек по имени страдал от болезни глаз и готовился к смерти. Он попросил своего сына Товия сходить в Мидию и собрать ему немного денег и сон со своим верным псом отправляется в путь. Товий плохо знал дорогу и нашел себе попутчика, который согласился его сопровождать. Товию было неведомо, что попутчиком, которого ему посчастливилось встретить, был архангел Рафаил. Когда они подошли к реке Тигр, Товий решил искупаться, но не ожиданно "рыба стала выскакивать из воды, словно хотела пожрать его. Затем ангел сказал ему: Бери рыбу. И юноша лег, придерживая своим телом рыбу и вытащил ее на берег". Следуя наставлениям ангела, Товий зажарил рыбу, чтобы можно было ее есть, отделив от нее сердце, печень и желчь, ибо, как сказал ангел: "…прикасаясь к сердцу и печени, если дьявол или злой дух кого-то одолевает, воскурите фимиам перед тем мужчиной или той женщиной, и тогда все успокоятся. Что же касается желчи, то помажьте ею человека с бельмом на глазу, и он будет исцелен". Поскольку Товия постоянно сопровождал ангел, его путешествие закончилось благополучно. Он собрал денег для своего отца,а, вернувшись домой, он восстановил отцу зрение.

Заметьте, на костюмах персонажей художника преобладает большое количество вышитых золотом узоров и роскошных драгоценностей… Этим Андреа наверняка напоминал о своем первоначальном ремесле.

Очень убедительный, непохожий на других святой Иероним - без обязательного льва, со странной улыбкой, удивительно живой и удивительно нездешний.

Андреа дель Верроккьо - Теста-ди-Сан-Жероламо; Флоренция, Палаццо Питти, Галерея Палатина

поражает многоплановость тематики мастера....насколько талантлив человек

Андреа дель Верроккьо - битва при Пидна





и вот такие алтарные образы

Как видите не так много живописи и немало,чтобы сохранится в веках

Помимо достаточно известной и статуи Давида, остались барельефы и другие скульптуры,выполненные мастером в разные периоды творчества.

Художники Ренессанса старательно изучали реальное человеческое тело, законы его строения, пропорций и движений. К концу XV столетия художники все чаще занимаются анатомическими исследованиями. Знание устройства человеческого тела изнутри — его костей, сухожилий, мышц — позволяло добиваться особой убедительности в изображении как обнаженных, так и одетых фигур, их движений. Однако такое углубление художников в изучение человеческого тела имело и такой побочный результат, как увеличение сухости в трактовке пластических масс. Андреа Верроккьо был как раз одним из тех, кто был особенно склонен к суховатой, подробной и точной отделке деталей фигуры, лица и костюма. Словно ощущая некоторую опасность с этой стороны, он пытался применить в качестве противовеса подчеркнуто героическое и монументальное начало.

Лоренцо Медичи. 1480 г. Андреа дель Верроккьо. Раскрашенная терракотта. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Бюст Джулиано Медичи. 1475—1478, Национальная галерея, Вашингтон

Национальная галерея искусства -художественный музей в Вашингтоне (США) в парке Национальная аллея

Уверение Фомы. 1467—1483, церковь Орсанмикеле, Флоренция

В 1463-1487 годах Верроккьо выполнил скульптурную группу "Уверение Фомы" (1476-1483, Флоренция, церковь Орсанмикеле; отреставрирована в 1986-1993), одним из заказчиков которой был Пьеро Медичи.

Уверение Фомы. 1476-83 гг. Андреа дель Верроккьо Бронза. Орсанмикеле, Флоренция.

Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мертвых и приходил к ним, сказал: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". Явившийся Иисус позволил Фоме вложить палец в раны (по мнению одних богослов Фома отказался сделать это, другие, же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа, Фома уверовал и произнёс "Господь мой и Бог мой!"


Церковь Орсанмикеле во Флоренции.

Конная статуя Бартоломео Коллеони 1479—1496, Площадь Сан-Джованни-э-Паоло, Венеция

В 1479 году Верроккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400—1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо. Верроккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс.

В этой четырехметровой конной статуе кондотьера Бартоломео Коллеони в Венеции Вероккьо словно вступает в соревнование с Донателло. В отличие от сурового величия Гаттамелатты, Верроккьо воплощает в своем Коллеони образ неистового, охваченного пылом сражения военачальника. Привстав в стременах, кондотьер как бы осматривает поле боя, готовый ринуться вперед, увлекая за собой войска. Тело его напряжено, лицо искажено выражением жестокости и слепой ярости, все в его облике говорит о неукротимой воле к победе. В такой интерпретации сказалось не только стремление к большей эффектности памятника, но и интерес к психологической характеристике, к передаче состояния воина в момент сражения. В сущности, перед нами не конкретная живая личность, а условный образ "могучего воина".


Получив заказ, он начал работу в своей мастерской над моделью из воска, а в 1486 году приехал в Венецию, чтобы следить за отливкой статуи из бронзы. Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488 года. Согласно его завещанию статую должен был отлить его ученик, флорентиец Лоренцо ди Креди — однако городской совет передал работу венецианцу Алессандро Леопарди, также участвовавшему в конкурсе, — который и завершил работу в 1496 году.

Сам воплощенный в бронзе Бартоломео Коллеоне - итальянский кондотьер. Довольно беспринципный - служил то в Милане против Венеции, то в Венеции против Милана - но это все вполне сочеталось с духом того времени. После ус-пешных завоеваний, сделанных под его предводительством, кондотьер за-вещал свое состояние Венеции с условием, что после смерти ему ус-тановят памятник на площади Сан-Марко (у венецианцев существовал зап-рет на установку памятников на главной площади города). Чтобы по-лучить немалое наследство Коллеони, умершего в 1475 г., венециан-ские власти схитрили, установив монумент полководцу - именно тот, который и создал Вероккьо - на площади перед Скуолой Сан-Марко, рядом с церковью Санти-Джованни-э-Паоло.

Кампо Сан-Заниполо на ведуте

Мне очень импонирует чрезвычайно поэтический, нежный, тонкий "Женский портрет" 1475 года из флорентийского Национального музея Барджелло. Это чрезвычайно простой, без всяких претензий и преувеличений - и очень человечный портрет. Нежными, хрупкими пальцами молодая женщина прижимает к груди букетик цветов. Это придает особую женственность и душевную теплоту образу.

Женщина с букетом. 1475-80 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Национальный музей Барджелло, Флоренция.

её руки

и еще один портрет, в похожем стиле - очень живой, нежный, со своим характером:

Молодая женщина. 1465-66 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Frick Collection, Нью-Йорк

Man of Sorrows by Andrea del Verrocchio at the Szépművészeti Múzeum Budapest

Seguace del verrocchio, madonna col bambino e san giovannino

Virgin and Child by Andrea del Verrocchio.


Еще отдельно хотелось бы отметить так называемый Идеальный портрет Александра Великого - великолепный, оригинальный и чрезвычайно тонко исполненный - один из лучших образцов мастерства художника - фантазийный шлем, кричащий нагрудник, замечательно отделанные доспехи.

National gallery in washington d.c., bottega del verrocchio, alessandro il grande


Барельеф Александра(детали)

Мне нравится Вероккьо. Вот суховатостью своей и чуть ли не поставленной ему в вину абстрактностью и нравится. Ювелирной точностью. Изяществом. Какой-то легкостью. Может быть, интровертностью. При всех признаках раннего Ренессанса он все равно стоит как-то наособицу - он не лезет из кожи вон, не лезет в глаза, но не может остаться незамеченным. Почти все его работы можно назвать лучшими и выделить что-то - просто случайно выхватить одну лучшую из других лучших. Посмотрите на Портрет девушки, на ее взгляд - он есть! - и это казалось бы при пустых глазах! На светящегося странным светом святого Иеронима, на гордого и непримиримого кондотьера - легко ли выбрать что-то одно?

Джорджо Вазари, «Жизнь Андреа Верроккьо», «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (III часть)
Дзуффи С. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега, 2008. — (Художественные эпохи)
Ingrid Münch: Andrea del Verrocchio. Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Band 12, Herzberg 1997

Оригинал записи и комментарии на

Андре́а дель Верро́ккьо (Andrea del Verrocchio, настоящее имя Andrea di Michele Cioni — Андреа ди Микеле Чони) (1435, Флоренция — 1488, Венеция) — итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо.

The Baptism of Christ

В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам. Оттого-то в это время и была столь велика роль меценатов. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые прихоти покровителей (производство посуды, архитектурные проекты и многое другое). Ученик, желавший стать художником, вначале поступал подмастерьем к мастеру и лишь после шести лет обучения мог основать собственную мастерскую. Андреа дель Верроккьо специализировался на скульптуре, но временами обращался и к живописи. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Верроккьо слыл непревзойденным декоратором и режиссёром придворных празднеств. Эти практические навыки, воспринятые от учителя, пригодились Леонардо в будущем. Предание гласит, что одним из самых ярких итогов духовного союза ученика и учителя стала скульптура Давида, для которой позировал молодой Леонардо. На лице бронзового Давида играет своеобразная полуулыбка, ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи. Вероятно, что свою самую внушительную скульптуру, 4-метровую конную статую Бартоломео Коллеони, Верроккьо создал в соавторстве с гениальным учеником.

Художник родился и долгое время работал во Флоренции. В 1465 г. он создал надгробие Козимо Медичи, с 1463 по 1487 г. работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы», в 1476 г. создал статую Давида. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1476 г. Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.

В 1482 г. Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там в 1488 г., не завершив начатую статую.

Head of a Girl (study)

The Battle of Pydna

Madonna and Child

Saint Monica

Tobias and the Angel

Madonna with Child, c. 1470, Verrocchios"s workshop. New York, Metropolitan Museum of Art

Andrea del Verrocchio with the assistance of Lorenzo de Credi, The Virgin and Child with two Angels, about 1476-8

Verrocchio, madonna del latte

Christ and Doubting Thomas

Ideal Portrait of Alexander the Great

Lorenzo de Medici

National gallery in washington d.c., andrea del verrocchio, giuliano de" medici, 1475-78

Putto with Dolphin

Сегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». Никаких документов о создании «Давида» нет. Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом. Но более вероятный срок исполнения - около 1462 года.

Верроккьо не мог не знать „Давида“ Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. Скульптор почти повторил позу „Давида“ Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой. И всё же статуя Верроккьо производит совсем другое впечатление: торжествуя победу, его герой как бы позирует перед восторженными зрителями, любуясь собою. Эта откровенность - главное, что отличает его от самоуглублённого, размышляющего Давида Донателло. Наш маСегодня можно предположить, что к первым произведениям Верроккьо принадлежит знаменитый бронзовый «Давид». Никаких документов о создании «Давида» нет. Большинство исследователей относят исполнение «Давида» к периоду между 1473–1476 годом. Но более вероятный срок исполнения - около 1462 года.
Очень подробно описал статую знаток итальянского искусства С. О. Андросов:
«Верроккьо изобразил Давида оживлённым и задорным юношей, одетым в колет и поножи. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя.
Верроккьо не мог не знать „Давида“ Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. Скульптор почти повторил позу „Давида“ Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой. И всё же статуя Верроккьо производит совсем другое впечатление: торжествуя победу, его герой как бы позирует перед восторженными зрителями, любуясь собою. Эта откровенность - главное, что отличает его от самоуглублённого, размышляющего Давида Донателло. Наш мастер добивается такого впечатления довольно просто: его герой смотрит прямо перед собой, полуулыбаясь навстречу зрителю. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность.
Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Зная анатомию намного лучше предшественника, он подходит к изображению фигуры уже с конкретностью учёного, основанной на глубоком изучении натуры. Однако не стоит считать, что Верроккьо изобразил здесь конкретного юношу, позировавшего ему. Созданный им образ всё же является и идеальным, и вполне отражает представление о красоте, сложившееся во второй половине XV столетия.стер добивается такого впечатления довольно просто: его герой смотрит прямо перед собой, полуулыбаясь навстречу зрителю. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность.
Мы можем обойти статую Верроккьо со всех сторон, и со всех точек зрения будет чувствоваться один и тот же характер - настолько выразительны постановка фигуры и мимика лица. Даже если рассматривать скульптуру со спины, ощущается уверенность Давида в себе - через общее движение юноши, через жест левой руки. Такая статуя действительно рассчитана на круговой обход, и расчёт этот претворён с большим мастерством. Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы „Давид“ мог возвышаться над созерцающими его».
Верроккьо показывает тело «Давида» просвечивающим сквозь одежду. Зная анатомию намного лучше предшественника, он подходит к изображению фигуры уже с конкретностью учёного, основанной на глубоком изучении натуры. Однако не стоит считать, что Верроккьо изобразил здесь конкретного юношу, позировавшего ему. Созданный им образ всё же является и идеальным, и вполне отражает представление о красоте, сложившееся во второй половине XV столетия.

В скульптуре “Дама с цветами” Андреа дель Вероккьо лицо женщины несколько напряжено, а голова слегка наклонена, руки – особенно важный элемент портретного бюста – лежат на груди. Мягкие складки одежды созданы рукой настоящего мастера. Хотя флорентийские художники эпохи Возрождения были достаточно искусны во многих художественных техниках, многогранность таланта Вероккьо была исключительной.

Андреа дель Вероккьо учился ювелирному делу, был живописцем, скульптором и одним из самых образованых художников ренессанса. Мастерская Андреа дель Вероккьо во Флоренции была исключительно плодовитой. Здесь учились ювелиры, скульпторы и живописцы. среди которых были такие прекрасные художники, как Перуджино и, особенно, Леонардо да Винчи. Падение спроса на ювелирные изделия побудило Андреа дель Вероккьо обратиться к декоративной резьбе (одна из первых работ художника в этой области – украшение капеллы собора в Орвьето в 1461) и темперной живописи.

В 1465 году Андреа дель Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи, с середины 1460–х годов работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы». С 1467 Верроккьо выполнял заказы Медичи, правителей Флоренции. В творчестве Вероккьо реалистические тенденции, развивавшиеся во флорентийской школе 15 века, сочетались с аристократической утонченностью и изысканным декоративизмом форм, анатомическая точность и тщательность моделировки – с острой и изящной угловатостью линий.

Вероккьо – автор надгробий (Джованни и Пьеро Медичи, бронза, цветной мрамор, порфир, 1412, Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция), статуй (“Давид”, бронза, 1473–1475, Национальный музей, Флоренция), конных монументов (памятник кондотьеру Б. Коллеони на площади Санти-Джованни э Паоло в Венеции, бронза, 1479–1488, отлит в 1490 году), точных по характеристике скульптурных портретов (бюст Джулиано Медичи, терракота, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Немногочисленные живописные произведения Вероккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм (“Мадонна”, около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем). Вероккьо был учителем многих итальянских художников – Леонардо да Винчи, Перуджино и других.

В 1476 году Андреа дель Вероккьо создал статую Давида. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 году Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции. Одним из учеников в мастерской Вероккье был молодой Леонардо да Винчи. Знаменитые рисунки и картины Леонардо во многом основаны на стиле учителя.

Леонардо исполнил детали для некоторых картин и скульптур Андреа дель Вероккьо. Хотя Вероккьо, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и в более ранних своих работах, все же скорее всего именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил Леонардо нарисовать полностью фигуру. Маленький, одетый в голубое ангел, по существу, известил Флоренцию о рождении гения в итальянском искусстве, да, пожалуй, и в истории человечества. В 1482 году Вероккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там же в 1488 году, так и не завершив начатую скульптурную работу.

vakin в Итальянский скульптор и живописец Андреа Верроккьо

Андре́а дель Верро́ккьо (Andrea del Verrocchio, настоящее имя Andrea di Michele Cioni — Андреа ди Микеле Чони) (1435, Флоренция — 1488, Венеция) — итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо.

The Baptism of Christ

В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам. Оттого-то в это время и была столь велика роль меценатов. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые прихоти покровителей (производство посуды, архитектурные проекты и многое другое). Ученик, желавший стать художником, вначале поступал подмастерьем к мастеру и лишь после шести лет обучения мог основать собственную мастерскую. Андреа дель Верроккьо специализировался на скульптуре, но временами обращался и к живописи. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Верроккьо слыл непревзойденным декоратором и режиссёром придворных празднеств. Эти практические навыки, воспринятые от учителя, пригодились Леонардо в будущем. Предание гласит, что одним из самых ярких итогов духовного союза ученика и учителя стала скульптура Давида, для которой позировал молодой Леонардо. На лице бронзового Давида играет своеобразная полуулыбка, ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи. Вероятно, что свою самую внушительную скульптуру, 4-метровую конную статую Бартоломео Коллеони, Верроккьо создал в соавторстве с гениальным учеником.

Художник родился и долгое время работал во Флоренции. В 1465 г. он создал надгробие Козимо Медичи, с 1463 по 1487 г. работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы», в 1476 г. создал статую Давида. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1476 г. Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.

В 1482 г. Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там в 1488 г., не завершив начатую статую.

Head of a Girl (study)

The Battle of Pydna

Madonna and Child

Saint Monica

Tobias and the Angel

Madonna with Child, c. 1470, Verrocchios"s workshop. New York, Metropolitan Museum of Art

Andrea del Verrocchio with the assistance of Lorenzo de Credi, The Virgin and Child with two Angels, about 1476-8

Verrocchio, madonna del latte

Christ and Doubting Thomas

Ideal Portrait of Alexander the Great

Lorenzo de Medici

National gallery in washington d.c., andrea del verrocchio, giuliano de" medici, 1475-78

Putto with Dolphin



Рассказать друзьям