Аукцион Сотбис — «книжное» начало. Крупнейшие аукционы Европы: где и когда Как сделать предложение на продажу сотбис

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В аукционном доме «Сотбис» начался осенний сезон. Фото Павла Терехова

В аукционном доме “Сотбис” вечером в четверг был аншлаг – продавали Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога и советского основоположника абстрактного искусства Казимира Малевича. Среди покупателей наверняка были миллиардеры из России и других постсоветских стран. На аукционах, где продают работы старых мастеров и европейскую живопись 19 века, они традиционно покупают около трети лотов. В зале – рядом с дамами в одежде от кутюр и господами в бабочках – были и простые смертные: им регулярно дают возможность полюбоваться искусством, перед тем как оно осядет в коллекциях богатых и знаменитых.

Аукционный дом “Сотбис” в Нью-Йорке уже более 250 лет распродает картины разных эпох и направлений, ювелирные изделия, мебель, коллекционное вино и даже автомобили. И арт-рынку не страшны ни кризисы, ни санкции. “Сотбис” только за первые шесть месяцев заработал три миллиарда семьсот миллионов долларов, к 2016 году компания собирается собрать семь миллиардов.

В святая святых искусства

Богатых клиентов здесь принято встречать с порога. Улыбчивый швейцар обязательно скажет “Добро пожаловать в “Сотбис” и откроет дверь. На первом этаже гостей уже ждут девушки. “Пожалуйста, поднимитесь на второй этаж,” – приветствует длинноногая леди в черном. На стойке регистрации посетитель получает специальный номер-табличку, которую потом поднимает в нужный момент на аукционе.

Торги проходят в специальном зале на седьмом этаже, но сначала – шампанское. Официанты предлагали “Просеко”, кто-то поинтересовался напитками покрепче, но их не было. Светские беседы – обязательный элемент события.

Одни бурно обсуждают новости искусства, другие сплетничают про звезд. “Вчера Вуди Ален приезжал, видели?” – говорит седовласый мужчина своему приятелю.

Звезды действительно приезжают в “Сотбис”. Два года назад поп-дива Мадонна здесь продала картину Фернана Леже “Три женщины за красным столом” за семь миллионов долларов. А когда-то купила всего за три. Говорят, что взамен Леже певица приобрела что-то из коллекции старых мастеров.

Международный директор русского искусства “Сотбис” Джо Викери специально приехала в Нью-Йорк из Лондона ради Малевича. Она знакомит “Форум” с аукционистом и ведущим вечера Генри Уиндхэмом. “Мы скоро начинаем. Поторопитесь,” – приглашает он.

Международный директор русского искусства «Сотбис» Джо Викери ради Малевича приехала в Нью-Йорк. Фото Павла Терехова

Ван Гог, Пикассо, Малевич

В зал едва вместились все гости. Их было около 250, не считая тех, кто участвовал в торгах онлайн. Публика подобралась разношерстная: дамы в шляпах, элегантные господа в клубных пиджаках, а кое-кто и в повседневной одежде. Большинство людей – не богатые ценители искусства, а их агенты. Есть и эксперты, которые помечают цену продажи в каталоге, и даже зеваки – простых смертных тоже пускают в “Сотбис” полюбоваться искусством.

На вечерние торги в «Сотбис» в Нью-Йорке пришли более двухсот человек. Фото Павла Терехова

Ведущий Генри Уиндхэм напоминал дирижера, вот только вместо палочки в руках у него был молоток, которым он ударял по кафедре. Как только раздавался баритон Генри, в зале наступала гробовая тишина.

Начальная стоимость каждого лота отображалась на электронном табло, сами предметы искусства появлялись на вращающейся карусели. Представляли их безупречные люди в черных фартуках и белых перчатках. Страсти накаляются, цены нешуточные: пять, десять, двенадцать миллионов долларов. Генри Уиндхэм просит стакан воды и шутит: ”Подумайте хорошо, пока я выпью”. Одна из первых интриг вечера: картина “Мистический супрематизм” советского художника Казимира Малевича. Стартовая цена за этот черный крест на красном овале – 35 миллионов долларов. Буквально через мгновенье кто-то дает на полмиллиона больше. Аукционист не впечатлен, делает паузу и говорит: “Я буду ждать долго”. Итого, с учетом всех налогов, полотно приобрели за 37,8 миллионов долларов.

Продажа картины Казимира Малевича «Мистический супрематизм» . Фото Павла Терехова

Больше ажиотажа вызвал Винсент Ван Гог. Торги продлились более пяти минут. Картина “Пейзаж под бурным небом” ушла за 54 миллиона долларов. Самый дорогой лот на аукционе приберегают к концу торгов. Ведущий произнес “Пикассо”, зал зашумел. Картину “Певица кабаре” 19-летний Пикассо нарисовал в Париже. На полотне изображена обнаженная женщина с темными волосами. Обычному обывателю певица показалась бы не очень привлекательной артисткой кабаре, покупателям же она очень понравилась. За лот началась самая настоящая борьба, аукционист не раз повторял: “У вас есть последний шанс.” Новый владелец отдал за “Певицу кабаре” 67,5 миллионов долларов.

Русский след

“Вечер удался,” – подытожила для “Форума” Джо Викери на чистом русском. По словам эксперта, которая из любви к искусству выучила язык, в этих торгах участвовало большое количество русских покупателей. “Для нас это даже не было большим сюрпризом. Мы знаем об экономической и политической ситуации в России, но русские все-таки большие коллекционеры и любят собирать искусство,” – добавила Викери.

После аукциона в приподнятом настроении покупатели довольно быстро разошлись по домам. Итого, за эти торги они потратили 726 миллионов долларов.

Многие покупатели не приходят сами на аукцион, а торгуются за произведения искусства через представителей. Фото Павла Терехова

В “Сотбис” не принято рассказывать, кто купил и где окажутся произведения искусства. Покупателями часто становятся не только миллионеры, но и музеи, однако, российские покупатели – именно частные лица, отмечает Викери.

В тот вечер также распродавалась и коллекция бывшего главы аукционного дома – Альфреда Таубмана . Его биография достойна книги. Миллиардер сделал состояние на недвижимости, но в 2001 сел в тюрьму за сговор с другим аукционным домом “Кристис” и обман клиентов. После десяти месяцев заключения он подал в отставку, а в апреле этого года умер после продолжительной болезни. Коллекцию, в которой есть Альбрехт Дюрер, Рафаэль, Пабло Пикассо, Амадео Модильяни и Джаспер Джонс, стали распродавать наследники. Интерес к ней уже проявили покупатели.

И я думаю, что русские в этом списке займут первые места и заинтересуются такими работами, ” – делится своими прогнозами гендиректор российского представительства “Сотбис” Михаил Каменский.

На торгах в прошлом был замечен российский миллиардер Алишер Усманов. В сентябре 2007 года он накануне торгов выкупил у “Сотбис” коллекцию русского искусства известного музыканта Мстислава Ростроповича и его жены – оперной певицы Галины Вишневской. Собрание картин, изделий из фарфора и серебра собирались продать за 30 миллионов долларов, но Усманов заплатил в два раза больше, только лишь для того, чтобы коллекция вернулась в Россию. Миллиардер подарил ее Константиновскому дворцу Санкт-Петербурга. Как часто Алишер Усманов участвует в аукционах – неизвестно. “Форум” связался с миллиардером, но на момент публикации статьи мы не получили ответа.

Еще один русскоязычный ценитель мировых шедевров – казахский бизнесмен Нурлан Смагулов. В этом году Смагулов приобрел в “Сотбис” барельеф “Женщины с попугаем” французского скульптора Фернана Леже. Цена точно не известна, но речь идет о нескольких миллионах долларов. Многие русские покупатели участвуют в аукционах через иностранные компании, чтобы не светить всему миру свое имя, поясняет Каменский.

Русские – явные фавориты среди покупателей. Это, в основном, частные коллекционеры, которые живут между Россией и Западом. Никакого кризиса мы не видим сегодня. Может, торговаться миллионеры будут не так упорно,” – комментирует представитель “Сотбис” в России.

Генеральный директор российского представительства «Сотбис» Михаил Каменский уверен, что, несмотря на кризис, русские покупатели всегда будут участвовать в аукционах. Фото из личного архива

Покупатели и зеваки: кто приходит на торги

Попасть на торги в “Сотбис” может бесплатно любой желающий, предъявив удостоверение личности . На сайте компании есть календарь событий , аукционы проходят несколько раз в месяц. В качестве зрителя можно свободно побывать на утренних или обеденных торгах, вечером же количество мест ограничено, и предпочтение отдают покупателям. Но бывают случаи, когда места остаются, поэтому шанс попасть есть у всех, надо лишь позвонить в “Сотбис” и спросить о наличии бесплатных билетов.

Жительница Бруклина Оксана Ганжара третий год подряд посещает аукционный дом «Сотбис». Фото из личного архива

Оксана Ганжара из Бруклина делает так регулярно. “Знакомые уже шутят, мол, ты миллионершей стала”, – с улыбкой рассказывает Оксана. Она любит искусство, особенно картины импрессионистов и модернистов, а также коллекции вин. “Увидеть, как люди спокойно разбрасываются миллионами! Просто круто в реальности посмотреть на эти торги,” – делится своими впечатлениями Оксана. В этом году жительница Нью-Йорка уже посетила торги и посмотрела несколько предаукционных выставок. »Вы можете прийти в “Сотбис” просто как в музей, я уже и подруг своих сюда позвала. И сфотографироваться с шедевром того же Пикассо, разве еще где-нибудь такое возможно?» – радуется Оксана.

Но “Сотбис”, естественно, делает ставку, в первую очередь, на богатых покупателей, для работы с которыми есть специальный отдел.

За несколько месяцев до начала торгов его сотрудники обзванивают своих постоянных клиентов и рассылают приглашения. Для некоторых они организуют приезд, встречу в аэропорту, размещение в отеле и индивидуальные экскурсии.

Обязательный пункт программы – предаукционные вечеринки для избранных. Клиенты могут перед торгами посмотреть интересующий лот и убедиться в правильности выбора. “Впрочем, любой человек может стать потенциальным покупателем на аукционе. Нужно зарегистрироваться на сайте “Сотбис”, – рассказывает Михаил Каменский.

Среди формальностей – выписка из банковского счета . Вся информация доступна и на русском языке . Требования к располагаемой сумме варьируются. Это, само собой, зависит от того, что клиент намеревается приобрести”, – отмечает Михаил Каменский.

Аукционный дом соблюдает конфиденциальность, имена разглашаются только по желанию самих покупателей.

Как устроен аукцион

“Сотбис” предлагает всяческую помощь продавцам предметов искусства: перед торгами тратит несколько месяцев на создание каталога, отбор фотографий и организацию выставок. По желанию сотрудники аукционного дома могут разработать рекламную стратегию и продвинуть коллекцию, организовать проверку, хранение и траспортировку.

Аукционный дом настолько любит своих клиентов, что сам выкупает лот, если никто не приобретет товар за условленную цену. Джо Викери отмечает, что для удобства клиентов даже в самом здании “Сотбис” все продумано до мелочей. “У нас здесь очень хорошее хранилище для лотов. Вы видите высокие двери. Их устанавливали для огромных картин”, – показывает она. В здании работает сигнализация, и любое движение фиксируют микроскопические камеры. Гости их не замечают.

История Sotheby’s. Часть 1.

Первые упоминания об аукционах мы находим в древневавилонских источниках, относящихся к V веку до нашей эры.

В те давние времена «с молотка», как бы мы сказали сейчас, хорошо расходились молодые невесты. Аукцион был известен в античном Риме, там возникло и само это слово. С распадом Римской империи такой вид торговли на несколько веков исчез, но затем возродился в Средневековой Европе. Возникновение аукционов современного типа исторически связано с королевством Нидерланды. Но по части влиятельности и оборота денежных средств первенство принадлежит Англии. Именно эта страна стала родиной крупнейших аукционных домов - а первым из них была фирма, известная нам теперь как «Сотбис».

В наши дни «Сотбис» проводит аукционы по всему миру: в странах Европы, Америки, Азии и Африки. Филиалы «Сотбис» работают в сорока странах. Годовой финансовый оборот фирмы давно перешагнул за отметку в миллиард долларов. «Сотбис» - аукцион произведений искусства и предметов антиквариата . Он продает как шедевры древности, так и современные работы, выставляет лоты в семидесяти категориях коллекционирования. Приобретение антиквариата на торгах «Сотбис» считается признаком респектабельности. Авторитет аукционного дома служит гарантией перспективного вложения капитала. На счету «Сотбис» мировые рекорды продаж: лоты, ушедшие за десятки миллионов долларов. А началась история «Сотбис» 11 марта 1744 г., когда сэр Сэмюель Бейкер , лондонский книготорговец, устроил продажу «нескольких сотен редких и ценных книг» из собрания некоего безвременно почившего сэра Джона Стэнли – и успешно выручил с этого 800 фунтов стерлингов.

Аукцион Сотбис - «книжное» начало

Книга была не только источником знаний, но и предметом престижа для английского джентльмена эпохи Просвещения. Книги были модны. Аристократы стремились обзавестись обширными библиотеками. Но поскольку судьба превратна, а жизнь человеческая не вечна, книжные собрания нередко продавались - когда владелец попадал в трудные финансовые обстоятельства, или же наследниками, после его кончины. На книжных аукционах предприимчивый Бэйкер заработал хороший капитал. Он первым в Англии - а значит, и во всем мире - начал печатать букинистические каталоги с фиксированными ценами. В 1754 г. Сэмюель Бейкер первым открыл в Лондоне постоянно действующий аукционный зал. История сохранила имя его партнера, сэра Джорджа Ли, снискавшего известность своим талантом ведения торгов. Компания Бейкера была закрытым великосветским клубом: чумазых «кокни» туда не пускали, чистота аристократической крови соблюдалась как среди клиентов, так и среди аукционистов.

Хотя заслуга Бейкера как основателя фирмы неоспорима, свое знаменитое название аукцион получила не от него. Сотби – фамилия племянника сэра Бейкера сэра Джона, который начал работать вместе с дядей спустя двадцать лет после первого книжного аукциона. Когда Бейкер умер, сэр Джон Сотби получил часть фирмы в наследство, и с 1778 г. она носит нынешнее свое имя. В XIX веке «Сотбис» зарекомендовал себя крупнейшим в мире аукционом по продаже книжных раритетов. Через его торги прошли богатейшие библиотеки, в том числе принадлежавшие ярким историческим личностям: библиотеки герцогов Йоркского и Букингемского, библиотека Наполеона, которую он брал на остров Святой Елены, собрание книг Шарля Мориса де Талейрана, французского политика и агента нескольких мировых разведок и многие другие.

История Sotheby’s. Часть 2.

Пока политику аукционного дома определяло семейство Сотби, фирма упорно держалась букинистического рынка. С момента первого аукциона Сэмюеля Бейкера в марте 1744 г. диапазон предметов продажи был лишь немного расширен - за счет гравюр, медалей и старинных монет. Однако успешное ведение бизнеса требовало гибкости и понимания тенденций времени.

С развитием печатного дела книга перестала быть элитарным товаром. Покупательская аудитория книжной продукции демократизировалась. Спрос на раритетные библиотеки упал – даже в старой доброй Англии с ее консервативными традициями. После Первой мировой войны новое руководство «Сотбис» взялось за продажу предметов изобразительного искусства, живописи старых мастеров. К тому же времени относится и переезд с улицы Веллингтона, где фирма размещался долгие десятилетия, в элегантную и респектабельную резиденцию на Нью-Бонд-стрит. Обретение такого нового лица оказалось, быть может, не менее важным, чем изменение профиля продаж аукциона . Нью-Бонд – небольшая, но оживленная улица Лондона, место уютных кафе, небольших ресторанов, элитных магазинов. Белый трехэтажный дом под номером 34/35 сразу привлекает внимание прохожего. Над арочным входом – довольно неожиданно - египетскаяСехмет (повелительница войн, болезней и палящего солнца, грозная и, если верить мифам, кровожадная богиня) – фрагмент древней статуи. Над богиней – флаг со строгим, лаконичным логотипом Sotheby’s.

В этом здании некогда находилась мастерская мсье Гюстава Доре . Здесь великий иллюстратор работал над альбомом, посвященным Лондону. Возможно, прошлое дома, его связь с историей искусства, сыграли свою роль. В аукционные залы на Нью-Бонд потянулись новые богатые клиенты, теперь уже собиратели живописи и дорогого антиквариата . В этом доме и поныне размещается лондонская штаб-квартира «Сотбис» - а богиня с головой львицы стала ее своеобразной эмблемой. Следующая глава в истории «Сотбис» связана с именем сэра Питера Уилсона и его деятельностью на посту генерального директора (с 1936 г.). Стараниями Уилсона аукционный дом перевел внимание со «старых мастеров» (отражавших свечные блики в полутемных галереях фамильных замков) на живопись импрессионистов и модернистов.

Будем объективны: выбор сэра Питера нельзя назвать сверхоригинальным. Творчество художников-новаторов (избравших своей столицей Париж) было в центре внимания общественности уже на протяжении полувека. Именно эти картины становились поводом для споров, скандалов, обвинений и восторгов. Именно их авторы, дерзкие ниспровергатели канонов, спустя каких-нибудь десять-пятнадцать лет превращались в респектабельных классиков нового искусства - а их живопись оказывались вовсе не «мазней» и стоила уже немалых денег. Культурный феномен модернизма и его коммерческий потенциал был виден продавцам картин еще до Уилсона и без Уилсона. Французские «маршаны» (у которых когда-то отоваривались и наши Морозов со Щукиным), представили миру самых значительных импрессионистов, кубистов, фовистов, сюрреалистов. Но деятельная энергия главы «Сотбис», его умение превращать картины современников в баснословно дорогие лоты, стремление организовать дело с международным размахом – всё это имело историческое значение, послужило не только процветанию фирмы, но и созданию мирового рынка живописи как такового. Важным успехом и заметной вехой в истории «Сотбис» стала продажа в 1958 г. коллекции импрессионистов Якоба Гольдшмидта (крупного немецкого банкира, в 30-х годах эмигрировавшего в США). Впервые в Лондоне продавались картины, присланные продавцом из-за океана.

Состав участников аукциона тоже был международным. Семь выставленных полотен были распроданы всего лишь за 21 минуту. Выручка составила 781 тыс. фунтов стерлингов – рекордную на тот момент сумму для продаж живописи. За Поля Сезанна («Мальчик в красном жилете») американский миллионер и потомственный коллекционер Пол Меллон выложил 220 тыс. фунтов, что в пять раз превысило предыдущую аукционную цену мальчика. Интерес состоятельной публики к новому искусству был надежно закреплен. В 50-х годах объем продаж «Сотбис» вырос с 1,5 млн. фунтов стерлингов до 6 миллионов. Торговля картинами стала серьезным бизнесом - со своей спецификой и интригующими неожиданностями. Сенсационные новости международных аукционов вышли на первые полосы газет.

Аукционный дом Кристис - это одни из самых знаменитых и уважаемых организаторов аукционов в мире.
Сравниться с ним может только Сотбис (Sotheby"s), и вместе они занимают около 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства.Элитный аукционный дом начал свою историю в далеком 1766 году, когда Джеймс Кристис организовал первые торги.
И с самого начала существования Кристис был ориентирован именно на элитарность и мировое лидерство.
Клиентами аукционного дома становились титулованные особы, которые были готовы платить огромные суммы денег за предметы искусства и антиквариат.
Даже члены королевской семьи отправляли сюда свои коллекции, а в качестве лотов нередко выставлялись даже ценности британского национального наследия, а также полотна большинства великих европейских художников: импрессионистов, модернистов, кубистов.Самыми удачными временами для Кристис оказались XVIII и XIX столетия.
Именно тогда были совершены самые крупные мировые сделки, о которых говорят по сегодняшний день.
Например, Екатерина Великая приобрела на аукционе коллекцию сэра Роберта Уорпола, которая легла впоследствии в основу экспозиции Эрмитажа.Как и в прошлых веках, сегодня аукционный дом Кристис работает только с элитарными товарами.
Картины и другие предметы искусства, выставляемые на торгах, украшают экспозиции многих музеев мира.
Так как аукционный дом обладает безупречной репутацией, к его услугам без опаски обращаются самые именитые клиенты.
Кроме предметов искусства, они приобретают здесь автомобили, редкие книги, сигары, коллекционные вина и другие ценности.Говоря о Кристис, нельзя не упомянуть о самых громких сделках, совершенных на его аукционах.
  • 1940 г. картина Матисса «Персидское платье» продана за $17 млн., начальная стоимость менее $12 млн.
  • 1990 г. картина Винсента Ван Гога «Портрет доктора Гаше» продана за $80 млн. (самая дорогостоящая картина на аукционах).
  • 2001 г. картина Пабло Пикассо из серии «голубого периода» - «Женщина со скрещенными руками» продана за $55 млн., вдвое выше стартовой цены.

На английском языке

Https://www. sothebys.com

Sothebys

Аукционный дом Сотбис (Sotheby"s) был основан в 1744 году Самюэлем Бейкером, и на сегодняшний день является одним из самых старейших и самых известных аукционных домов мира.
Совместно с Кристис (Christie"s) Сотбис занимает около 90% мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства.Изначально Сотбис был создан как «клуб для аристократов». Причем, аристократическое происхождение требовалось не только от покупателей (что естественно, ведь в те далекие времена только аристократы могли позволить себе покупать предметы старины и искусства за баснословные деньги), но и от желающих получить работу в аукционном доме.До середины ХХ века Сотбис жил достаточно спокойной жизнью, бурное развитие его началось в 1955 году, когда было открыто отделение в Нью-Йорке . Позже филиалы также открылись в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстоне, Флоренции, Мельбурне и Мюнхене.Во времена промышленного кризиса 80-х годов аукционный дом чуть не обанкротился. В эти сложные времена масла в огонь подливал главный конкурент Сотбис – Кристис. Его руководство в желании вытеснить конкурента снизило свои ставки, после чего выручка Сотбис снизилась более чем на 50 %. В начале девяностых руководство обоих аукционных домов решило пойти на встречу друг другу и договорилось о фиксировании тарифов на услуги. Однако оказалось, что фиксирование ставок считается преступлением в США , где Сотбис получал большую часть своей выручки. Из-за этого сговора разгорелся скандал, вследствие которого тогдашнего генерального директора Сотбис приговорили к году тюремного заключения.Сегодня дела в Сотбис обстоят довольно хорошо. В 2007 году один из ведущих мировых аукционных домов открыл отделение в Москве , где было совершено ряд успешных сделок по продаже предметов русского искусства.
На английском языке

В последнее время на культурную жизнь во всем мире все активнее влияет такое явление как художественные аукционы. Крупнейшие мировые СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио, и интернет-издания) заполнены сенсационными новостями с торгов на аукционах. Эти сообщения и многочисленные комментарии привлекают к себе гораздо больше внимания общественности, чем публикации об уникальных выставках шедевров искусства и новостях из крупнейших музеев мира.

Аукционы (лат.auctio - продажа с публичных торгов) – распространенный способ реализации товаров на основе конкурса покупателей. Аукционеры прекрасно учитывают человеческую психологию и делают ставку на азарт, при которой покупатели по инерции взвинчивают цену на радость аукционистам и продавцам.

На аукционах продают все (антиквариат, картины, землю, недвижимость, пакеты акций, марочное вино, письма знаменитостей, драгоценности и даже детские рисунки). При этом эффективно решаются самые разные проблемы: от сугубо коммерческих до благотворительных.

Считается, что аукционы существовали уже в 5 веке до н. э. в Древнем Вавилоне (на них продавали девушек в замужество) и в Древнем Риме. С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь во Франции в XIII веке. Появление современного типа аукционов исторически связывают с Нидерландами, где в 1599 г. был проведен первый книжный аукцион в Европе. Аукционную продажу книг подхватила Англия (в 1676 году), ставшая родиной крупнейших аукционных домов мира. В развитых странах аукционные дома ныне есть едва ли не в каждом крупном городе. Различают несколько типов аукционов, но основными являются «английский» («восходящий») и «голландский» («нисходящий»).
Английский аукцион основывается на установлении минимальной цены для дальнейших торгов, в процессе которых цена постепенно увеличивается, и вещь уходит к тому, кто назначил самую высокую цену (так работают, например, оба крупнейших аукционных дома Christie"s и Sotheby"s).

Голландский аукцион начинается с очень высокой цены и ведется с ее постепенным понижением. Вещь или товар уходит к тому, кто успел первым «перехватить» понижаемую цену. Такая форма активно используется и сейчас, например, на аукционах тюльпанов или рыбы, то есть, там, где что-то нужно быстро продать.

Чем крупнее аукционный дом, тем универсальнее его деятельность (от антиквариата и изобразительного искусства до коллекционных машин и музыкальных инструментов). Торги проходят иногда по несколько раз в день, в том числе, в on-line режиме и начинают напоминать фондовые биржи, хотя обороты пока все-таки несопоставимы.

Антиквариат, живопись, графика и скульптура являются ядром любых крупных аукционов произведений искусства. Это, как правило, вторичный арт-рынок, то есть, на нем продают не новые произведения, а то, что было создано ранее, потом куплено или унаследовано.
Одним из самых определяющих факторов успешного проведения аукциона является предварительная оценка предложенных работ. Помимо общей моды, места автора в истории искусства, жанра, техники, редкости и сохранности произведения на его цену влияет т. н. провенанс картины (англ. provenance - происхождение, источник). Это своего рода «биография» произведения: автор, дата, в каких коллекциях находилась, на каких выставках выставлялась. Провенанс обычно приводится в аукционных каталогах для подтверждения подлинности экспоната. Интересный провенанс может значительно повысить ценовую планку торгов.

Каждый аукцион предлагает детальную инструкцию для продавцов и для покупателей. Обычно аукцион сопровождает предаукционная выставка, открывающаяся за несколько дней до торгов.

К каждому аукциону готовится каталог, который можно купить или просмотреть на сайте аукциона. В каталогах приводятся сведения уже о конкретных лотах (отдельных объектах или группах объектов, предложенных для продажи как неделимые единицы), а также предпродажный разброс цены, в рамках которого конкретный лот ожидается быть проданным.

Для участия в аукционе, желающие совершить покупку, должны пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он может сделать покупку по телефону или оставить заранее письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.

Удачливый покупатель должен иметь в виду, что цена в аукционном зале (англ. «hammer price» - цена после удара молотка) меньше, чем реальная цена покупки: необходимо будет заплатить аукциону комиссионные, а также различные налоги, принятые в стране, в которой проходят торги.

О двух «китах» аукционных торгов, старейших английских домах «Сотбис» и «Кристис», сегодня знают, пожалуй, все. Аукционный дом Сотбис (англ. Sotheby"s) основан более 260 лет назад в Лондоне.
Датой его рождения считается 1744 год, а основателем - Сэмюэл Бейкер. Начинал он с книжной торговли и довольно быстро нажил солидный капитал. В 1767 г. в фирме начал работать племянник Сэмюэла - Джон Сотбис. После смерти Бейкера фирма стала именоваться «Сотбис». Постепенно приобретать лоты на ее торгах стало считаться признаком хорошего тона и гарантией серьезных вложений. Центральные залы Сотбис располагаются в Лондоне на элегантной Нью-Бонд. Именно здесь разыгрываются эффектные спектакли на сотни миллионов долларов. Выходом Сотбис на международную сцену явилось создание в 1955 г. отделения в Нью-Йорке. Затем была создана большая сеть филиалов по всему миру (в Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто, Мельбурне, Мюнхене, Эдинбурге, Иоганнесбурге, Хьюстене, Флоренции и т. д.).

В 1990 г. объем товарооборота всех отделений Сотбис достиг более 2 миллиардов долларов.
Вся история Сотбис - блестящее свидетельство тому, что торговать произведениями искусства прибыльно, престижно и перспективно.

Одним из первых рынок изящных искусств захватил другой крупнейший аукционный дом Кристис (англ. Christie’s), история которого началась 5 декабря 1766 года, когда его основатель, бывший морской офицер Джеймс Кристи, открыл первые торги. Вскоре он уже владел в Лондоне помещением со специально построенным для него аукционным залом.

Считается, что именно здесь проходили самые большие аукционы XVIII и XIX веков. И кстати, не кто иной, как сам Джеймс Кристи, выступил посредником в сделке по продаже российской императрице Екатерине II знаменитой коллекции живописи сэра Роберта Уолпола, который считается первым британским премьер-министром. Эта сделка заложила основы будущего музея Эрмитаж.

Важнейшим достижением фирм Сотбис и Кристис в XX веке стали триумфальные продажи работ импрессионистов и современных художников. Впервые удалось приковать внимание клиентов к искусству нового времени и превратить работы этих мастеров в дорогостоящие лоты. Торговля произведениями искусства стала отныне большим бизнесом со своей спецификой и своими сюрпризами. В последние годы двум аукционным гигантам удалось провести несколько ошеломляющих продаж, вошедших в историю бизнеса и определивших современный уровень цен на предметы искусства. Потрясающие новости аукционов превратились в достояние первых страниц прессы всего мира.

Хотя сегодня аукционные дома Сотбис и Кристис контролируют до 90% мировых аукционных продаж антиквариата и предметов искусств, но ими, разумеется, не исчерпывается многообразие аукционных домов мира. На этом рынке есть еще несколько важных «игроков», таких как старейший аукционный дом Германии «Kunsthaus Lempertz» (Кельн), храм французских аукционистов "Hоtel Drouot", известнейший аукционный дом Австрии «Dorotheum» и другие.
Можно с уверенностью утверждать, что новые сенсации на аукционных торгах не заставят себя долго ждать, и мы вновь окажемся свидетелями интригующих событий в мире искусства.



Рассказать друзьям