Будем друг мой сердиться открыто. Анализ стихотворения "Мы с тобой бестолковые люди…"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,

Все, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир - и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья…

Стихотворение Н.А. Некрасова "Мы с тобой бестолковые люди", впервые опубликованное в "Современнике" в 1851 году, обращено к А.Я. Панаевой и входит в так называемый "Панаевский цикл". Поэту было 22 года, когда он познакомился с А.Я. Панаевой. Ей было 24 года. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Её муж женился на ней, когда Авдотье Яковлевне еще не было девятнадцати, "едва ли не за тем, чтобы щеголять красивой женой перед приятелями и гулять с нею на музыке в Павловске". Нелегко досталась Н.А. Некрасову эта женщина. Он с отчаянья чуть было не кинулся в Волгу, но не такой он был человек, чтобы отстать. Этот поединок продолжался с 1843 года по 1848 год, когда она, наконец, стала его женой. Но к этому времени А.Я. Панаева и Н.А. Некрасов были уже совсем разными людьми.

Стихотворение "Мы с тобой бестолковые люди…" о любви, но любви не романтической, восторженной. Ключевые слова, которые говорят об отношениях А.Я. Панаевой и Н.А. Некрасова, - "минута", "вспышка", "душу волнует и мучит", "доля счастья", "возвращенье любви".

В стихотворении два героя: он и она, лирический герой и его возлюбленная. Стихотворение "Мы с тобой бестолковые люди…" - обращение лирического героя к любимой. Н.А. Некрасов использует обращение ("друг мой"), глаголы в повелительном наклонении ("говори").

Это лирическое произведение можно разделить на две части: 1) описание жизни, ссор; 2) обращение лирического героя к возлюбленной (просьба, предложение компромисса).

В этом стихотворении повторяются согласные звуки [ш], свистящие. Аллитерация помогает передать пыл ссоры, возмущение, негодование. Кроме того, шипящие и свистящие звуки влияют на звучание стихотворения, замедляя его, делая более протяжным. Несомненно, стихотворный размер - анапест, передающий длительность, - тоже выбран автором не случайно.

Н.А. Некрасов долго и болезненно любил писательницу А.Я. Панаеву. Он воспевает в своих стихах глубокую любовь, взаимное понимание и дружбу любящих. Однако жизнь сложна и трагична, и стихи Н.А. Некрасова нередко повествуют о драматических страницах своей любви. Об этом и пишет поэт в стихотворении "Мы с тобой бестолковые люди…". Между ними очень часто происходили тяжёлые ссоры, но побеждала любовь, и они снова мирились. Поэт здесь обращается к Панаевой, называя обоих бестолковыми из-за несерьёзных ссор, которые вспыхивают, как спичка.

Он просит её не собирать раздражение, злость, обиду в себе, не копить её, а дать им выход. Лучше выкричаться, высказать открыто, не таить, и тогда на душе станет легко, и не будет между ними секретов. Ведь "легче мир - и скорее наскучит". И если в любви существует и проза жизни, то можно и из неё извлечь счастье: после ссоры любовь разгорается ещё сильнее.

Н.А.Некрасов (1821–1877/1878). Краткие биографические сведения

Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году в местечке Немирове Подольской губернии. Детские годы поэта прошли на Волге, в селе Грешневе Ярославской губернии.

Отец Некрасова был жестоким помещиком-крепостником, деспотичным по отношению не только к крестьянам, но и к своим близким, прежде всего к матери поэта. Мать Некрасова, женщина добрая, умная и образованная, безвременно умерла (в 1841 году). И крепостническое самодурство отца, и его жестокость в отношении матери оставили в душе поэта след на всю жизнь. С детства Некрасов знал жизнь простого народа, сочувствовал ему.

В 1832 году Некрасов поступил в гимназию в городе Ярославле. К этому времени относятся и первые литературные опыты поэта. После окончания гимназии Некрасов поехал учиться в Петербург. Будущий поэт стремился поступить в университет, а не идти на военную службу, как того хотел его отец. В результате Некрасов остался без всякой материальной поддержки. Первые годы жизни поэта в Петербурге были очень трудными.

Первый период творчества Некрасова –1830-е – начало 1840-х годов. Это было время литературного ученичества поэта. Основное событие этого периода – публикация в 1840 году сборника «Мечты и звуки».

Второй период творчества –1840-е годы. Некрасов –поэт «натуральной школы». Некрасова отличает интерес к социальным проблемам, к жизни простого народа, бедняков. Основной пафос произведений Некрасова этого периода – сочувствие «униженным и оскорбленным», сострадание «маленькому человеку».

Третий период творчества –конец 1840-х – первая половина 1850-х годов. Тема крестьянской России , намеченная уже в 1840-е годы, становится главной в творчестве Некрасова. Наиболее известные стихотворения этого периода – «Несжатая полоса» (1854), «В деревне» (1854), «Забытая деревня» (1855).

Четвертый период творчества –середина 1850-х – 1870-е годы. Некрасов становитсяпоэтом революционной демократии. Программным стихотворением, открывающим новый период в творчестве Некрасова, является «Поэт и Гражданин» (1855).

Назовем также такие произведения этого периода, как «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Крестьянские дети» (1861), «Железная дорога» (1864), «Элегия» (1874), «О Муза! Я у двери гроба...» (1877), «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877).

Анализ стихотворений

«В дороге»

Стихотворение «В дороге» создано в 1845 году. Это яркий примерлирики Некрасова периода «натуральной школы». Тема простого народа начинает занимать главное место в творчестве поэта. Особо здесь следует отметитьмотив суровой женской доли.

Произведение «В дороге» написано в форме стихотворного диалога – разговора лирического героя с ямщиком. Слова ездока обрамляютисповедь крестьянина, что определяеткольцевую композицию стихотворения.

Открывает произведение обращение ездока к ямщику:

Скучно! скучно!.. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку! Песню, что ли, приятель, запой Про рекрутский набор и разлуку; Небылицей какой посмеши Или, что ты видал, расскажи – Буду, братец, за все благодарен.

В центре рассказа ямщика – история его жены Груши , которая воспитывалась в барском доме и не была приучена к тяжелым условиям крестьянской жизни. Выйдя замуж за простого крестьянина, Груша оказалась в невыносимой для нее ситуации, подорвавшей здоровье молодой женщины и приближающей её к смерти:

Слышь, как щепка худа и бледна, Ходит, тоись, совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна – Чай, свалим через месяц в могилу... А с чего?.. Видит Бог, не томил Я ее безустанной работой... Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой... А, слышь, бить - так почти не бивал, Разве только под пьяную руку...

Безысходность ситуации подчеркивается и заключительным возгласом ездока, исполненногогорькой иронии :

Ну, довольно, ямщик! Разогнал Ты мою неотвязную скуку!..

В стихотворении звучит характерный для Некрасова мотив дороги ; дорога здесь символизируеттяжелый жизненный путь человека. В рассказе ямщика отметимпросторечные слова и выражения («вишь ты», «тоись», «чай», «слышь»), придающие произведению яркий народный колорит.

«Тройка»

Тема стихотворения «Тройка» (1846 ) –тяжелая судьба женщины-крестьянки.

В основе произведения лежит контраст междуприродной красотой героини итяжелой судьбой , которая ей уготована.

Стихотворение написано в форме обращения лирического героя к девушке:

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу,

Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

Отметим кольцевую композицию произведения. Тема, заданная в первых двух четверостишиях в форме вопроса, вновь звучит в последних четверостишиях как безотрадное утверждение:

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:

Кони крепки, и сыты, и бойки,

И ямщик под хмельком, и к другой

Мчится вихрем корнет молодой...

Замкнутость композиции произведения подчеркивает безысходность судьбы героини.

Стихотворение Некрасова символично. Образ дороги символизирует тяжкий жизненный путь крестьянки.«Бешеная тройка» – символ другой жизни, несбыточного счастья.

Анапест придает стихотворениюнапевность , свойственную народной поэзии.

«Вчерашний день, часу в шестом…»

Многие стихотворения Некрасова 1840-х годов написаны в форме зарисовки уличной сцены . Одно из таких произведений – «Вчерашний день, часу в шестом…» (1848 ):

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

От конкретного жизненного факта поэт идет к широкомухудожественному обобщению.

Важную роль в произведении играет символика. Символичен образ Сенной площади – места наказаний простого люда.Женщина, страдающая под бичом , – символ многострадальной крестьянской России.

В стихотворении присутствует также тема поэта и поэзии . Несчастная женщина названа родной сестрой некрасовскойМузы . Впервые в русской поэзии Муза является не в образе вакханки и не в образе «барышни уездной» (как у Пушкина), ав образе простой крестьянки , иссеченной кнутом.

«Мы с тобой бестолковые люди...»

Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...» написано в 1851 году и посвящено Авдотье Панаевой. Это произведение относится клюбовной лирике поэта. Лирический герой этого произведения без романтической идеализации говорит о чувствах близких людей, о радостях и размолвках их совместной жизни.Истинные чувства , по мысли поэта,неотделимы от прозы жизни :

Мы с тобой бестолковые люди: Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, Неразумное, резкое слово. Говори же, когда ты сердита, Все, что душу волнует и мучит! Будем, друг мой, сердиться открыто: Легче мир - и скорее наскучит. Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья...

«Забытая деревня»

Стихотворение «Забытая деревня» (1855 ) отличаетсясатирической направленностью. В нем высмеиваетсярабская психология народа , наивная вера крестьян в «доброго барина».

Поэт изображает разных представителей деревни. Это и бабушка Ненила , ибурмистр Влас , исосед-кулак , ивольный хлебопашец .

В первых шестистишиях автор рассказывает о трех случаях несправедливости по отношению к крестьянам. Бурмистр отказал бабушке в лесе; сосед-кулак отнял у крестьян «косячок изрядный» земли; немец-управитель запретил брак Наташи с вольным хлебопашцем. Вся надежда крестьян на доброго барина. В четвертом шестистишии говорится о том, что произошло с крестьянами, пока они ждали барина:

Умерла Ненила; на чужой землице

У соседа-плута – урожай сторицей;

Прежние парнишки ходят бородаты;

Хлебопашец вольный угодил в солдаты,

И сама Наташа свадьбой уж не бредит…

Барина все нету, барин все не едет!

Наконец, наступает кульминационный момент:приезд старого барина в гробу ивозвращение молодого барина в Петербург. Некрасов, рисуя смену поколений бар, подчеркиваетбезвыходность ситуации:долготерпение народа – главнаяпричина его бесправия .

«Поэт и Гражданин»

Стихотворение «Поэт и Гражданин» создано в 1855 году. Это был переломный момент в русской истории. Начинался общественный подъем, пиком которого стал 1861 год, когда было отменено крепостное право. В этой обстановке перед поэзией встали новые задачи.

Произведение написано в форме стихотворного диалога . Его участники –Поэт-лирик иГражданин . В образе Поэта-лирика угадываются черты самого Некрасова. Что касается Гражданина, то его прототипами могли быть Добролюбов и Чернышевский.

В то же время и Поэта, и Гражданина можно рассматривать в этом стихотворении как две стороны личности самого Некрасова , в душе которого сочетаются интимно-лирическое и гражданское начала.

Основной мотив произведения –высокое гражданское назначение поэта.

Гражданин, признавая несомненный талант Поэта (хотя и не такой, как у Пушкина), упрекает своего товарища в бездеятельности на общественном поприще:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда Не видно солнца ниоткуда, С твоим талантом стыдно спать; Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать...

Гражданин призывает Поэта занять активную общественную позицию:

Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой, Ему нет горше укоризны... Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь... Иди и гибни безупрёчно. Умрешь не даром, дело прочно, Когда под ним струится кровь...

Заключает произведение лирический монолог Поэта , в котором он вспоминает о своейюности . Действительно, в свое время он внёс большой вклад в дело защиты «униженных и оскорбленных», в дело обличения общественных пороков:

Без отвращенья, без боязни Я шел в тюрьму и к месту казни, В суды, в больницы я входил. Не повторю, что там я видел... Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил!

Однако в последующие годы реакции страх за собственную участь мешал Поэту выполнять свой гражданский долг:

И что ж?.. Мои послышав звуки, Сочли их черной клеветой; Пришлось сложить смиренно руки Иль поплатиться головой...

Чистосердечную исповедь Поэта можно рассматривать как залог его возвращения к высокому гражданскому служению.

«Размышления у парадного подъезда»

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано в 1858 году. Рассмотримкомпозицию произведения. В нём можно выделитьтри части . Впервой части поэт рисуетсцены у парадного подъезда. Вторая часть представляет собойсатиру на «владельца роскошных палат». Третья часть песня-стон народа .

В основе первой части стихотворения лежатличные впечатления Некрасова. Поэту нередко приходилось наблюдать сцены из окна квартиры, откуда виден был подъезд дома, который занимал министр государственных имуществ.

Поэт обличает раболепие чиновников, которые, будучи одержимы «холопским недугом», спешат в торжественные дни засвидетельствовать свое почтение начальству.

Он рисует также будничные картины унижения слабых и обездоленных просителей.

А в обычные дни этот пышный подъезд

Осаждают убогие лица:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

Центральное место в первой части стихотворения занимаетобраз мужиков-странников , напоминающих нам странников-правдоискате­лей из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди.

Показался швейцар. «Допусти», – говорят

С выраженьем надежды и муки.

Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!

Загорелые лица и руки,

Армячишко худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых.

Образ мужиков дан обобщённо : крестьяне-странникине названы по именам , внешне онивыглядят одинаково .

Народ здесь выступает как великий страдалец и одновременно какноситель высоких духовных ценностей , прежде всего – глубокой и нелицемерной веры в Бога.Христианские образы и мотивы подчеркиваютнравственную силу народа, егостремление к правде-матушке.

Обратимся ко второй части произведения.

Искренняя вера в Бога и высокая духовность народа противопоставлены безбожию инеправедности вельможи – «владельца роскошных палат». К нему лирический герой обращается со словами, исполненными гнева:

Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! В тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру…

Не случайно вторая часть стихотворения по своему жанру близка к сатире . Жизненный путь вельможи завершится вдали от родины – «под пленительным небом Сицилии». В самом деле: этот государственный деятель, призванный блюсти интересы своего народа, на самом деле не любит России; ему чужды скорби и чаяния русского крестьянства. С едкойиронией Некрасов пишет о «дорогой и любимой семье» вельможи, «ждущей смерти» его «с нетерпением». Авторская ирония в конце рассказа о «владельце роскошных палат» переходит всарказм :

И сойдешь ты в могилу… герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

В третьей части стихотворения звучитпесня-стон народа . Здесь образ русского крестьянства предельно обобщен. Речь уже идет не о конкретных мужиках-странниках, а обо всем многострадальном народе. Не случайно скорби крестьянства сравниваются с широкими разливами Волги:

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля…

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом лирического героя. Этот вопрос заключает в себереволюционно-демократичес­кую идею стихотворения:

Где народ, там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил:

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Поэт скорбит о смирении, долготерпении народа. Он надеется на его пробуждение , на его борьбу с угнетателями.

«Крестьянские дети»

«Крестьянские дети» написаны в 1861 году. В основе произведения лежатвоспоминания Некрасова о собственном детстве , которое прошло в описываемой местности, в Ярославской губернии, и о последующих посещениях родных мест.

«Крестьянские дети»– лироэпическое произведение, напоминающее поэму, сэлементами драмы .

Эпическое начало связано с изображениемкартин жизни крестьянских детей , неотделимой от природы.Лирическое начало воплощенов размышлениях повествователя – охотника, приехавшего в свои родные края. В поэме есть идраматические элементы (разговор охотника с детьми, его беседа с маленьким Власом, театральное представление с собакой Фингалом); они придают произведениюживость ,непосредственность .

В поэме звучат такие мотивы, как единение с природой, крестьянский труд.

Под наши густые старинные вязы На отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турку, про чудных зверей.

Это сбор грибов и ягод, купание в реке, игры в лесу .

Грибная пора отойти не успела, Гляди - уж чернехоньки губы у всех, Набили оскому: черница поспела! А там и малина, брусника, орех! Ребяческий крик, повторяемый эхом, С утра и до ночи гремит по лесам.

Это и начало трудовой жизни малышей :

«Довольно, Ванюша! Гулял ты немало, Пора за работу, родной!» Но даже и труд обернется сначала К Ванюше нарядной своей стороной: Он видит, как поле отец удобряет, Как в рыхлую землю бросает зерно, Как поле потом зеленеть начинает, Как колос растет, наливает зерно; Готовую жатву подрежут серпами, В снопы перевяжут, на ригу свезут, Просушат, колотят-колотят цепами, На мельнице смелют и хлеб испекут. Отведает свежего хлебца ребенок И в поле охотней бежит за отцом. Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!» Ванюша в деревню въезжает царем...

Особенно ярко описан в поэме эпизод, когда шестилетний Влас помогает отцу заготавливать дрова : «Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

Крестьянские дети наблюдают все циклы деревенского труда и активно участвуют в нем. Некрасов описывает в своем произведении различные времена года (лето, зима), что усиливает эпический масштаб произведения.

Не меньшее значение имеют в поэме лирические размышления поэта о крестьянских детях. Отмечая вольную обстановку их возрастания, он указывает и на трудные стороны их жизни:

Положим, крестьянский ребенок свободно Растет, не учась ничему, Но вырастет он, если Богу угодно, А сгибнуть ничто не мешает ему. Положим, он знает лесные дорожки, Гарцует верхом, не боится воды, Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды...

Таким образом, поэт восхищается крестьянскими детьми , их добротой, смекалкой, любознательностью, трудолюбием. Вместе с тем он сочувствует той нелегкой доле , которая их ожидает в дальнейшей жизни.

«Железная дорога»

Если стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858) создавалось в период общественного кризиса накануне реформы 1861 года, то поэму «Железная дорога» (1864 ) Некрасов писалво время усиления реакции, когда надежды революционных демократов на скорую крестьянскую революцию не оправдались.

Эпиграфом к поэме служитразговор в вагоне между мальчиком Ваней и его папашей-генералом. На вопрос Вани о том, кто строил железную дорогу, генерал отвечает, что ее строил граф Петр Андреевич Клейнмихель. Уже в эпиграфе намечаетсяполемический вопрос , ответом на который и становится поэма Некрасова.

В произведении четыре части .Первая часть начинается с живописнойкартины осени:

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит.

Вторая часть поэмы выступаетконтрастом по отношению к первой. Красоте природы противопоставленаужасающая картина народных страданий.

Начало второй частиполемично . Лирический герой хочет рассказать мальчику Ванеправду о строителях железной дороги – ту самую правду, которую скрыл от ребенка отец:

Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать.

Правда эта мрачная и жестокая. Лирический герой рисует символический образ царя-голода , который правит нищим народом, сгоняет его на тяжелую работу и в итоге приводит к гибели:

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

В центре второй части поэмы сон Вани . Здесь, по верному замечанию Н.Н.Скатова, особенно важно то, что страдания народа преломляются через сознание ребенка. Сказочный сон,песнь мертвецов , данные в восприятии мальчика, способствуют постижению всей глубины человеческих страданий. Крупным планом выступает фигуракрестьянина-белоруса :

…Волосом рус,

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли, колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно

Изо дня в день налегала весь век…

Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:

Трудно свой хлеб добывал человек!

Образ белоруса символичен. Он олицетворяет собой невыносимые мучения всех строителей железной дороги.

Завершают вторую часть поэмы размышления лирического герояо судьбе русского народа .

С одной стороны, он убежден, что народу уготовано счастливое будущее. Лирический герой обращается к Ване:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что Господь ни пошлет!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе…

С другой стороны, лирический герой сознает, что этого светлого будущего ни ему самому, ни даже маленькому Ване не дождаться. Отсюда слова лирического героя, исполненные грусти:

Жаль только, жить в эту пору прекрасную

Уж не придется ни мне, ни тебе.

В третьей части поэмы приводитсяточка зрения генерала , который считает, что народ не способен к созидательной деятельности:

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать – разрушать мастера,

Варвары! Дикое скопище пьяниц!..

Наконец, в четвертой части поэмы лирический герой по просьбе генерала показывает«светлую сторону» жизни народа. Однако так называемая «светлая сторона» выражается впьянстве строителей дороги и в ихраболепии перед купчиной-подрядчиком. Народ топит свое горе в вине. Не случайно в долготерпении народа, в его покорности властям, в его беспробудном пьянстве Некрасов видел главную причину отсутствия революционности в народных массах.

Заключительный вопрос лирического героя, исполненный горькой иронии ,передает глубокую скорбь поэта:

Выпряг народ лошадей – и купчину

С криком «ура!» по дороге помчал…

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..

Итак, мы видим, что в своей поэме Некрасов вскрыл одно из глубочайших противоречий народной жизни, народного сознания . С одной стороны, Некрасов показалбогатырскую силу русского народа, его «привычку к труду благородную». С другой стороны, поэт не может смириться сдолготерпением народа, егопокорностью угнетателям.

«Элегия» (1874)

«Элегия» 1874 года – одно из итоговых стихотворений Некрасова, где поэт размышляет о своемслужении народу , о своейМузе , означении всего своего творчества .

Исследователи неоднократно отмечали, что в своем произведении поэт опирался на пушкинские традиции . «Элегию» принято называть «пушкинским» стихотворением Некрасова. При его чтении возникают ассоциации с такими известными стихотворениями Пушкина, как «Деревня» (1819), «…Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), «Эхо» (1831) 1 .

Рассмотрим композицию «Элегии». В ней можно выделитьчетыре части . Ведущий мотивпервой части народные страдания . Поэт настаивает на том, что тема народных страданий продолжает оставаться актуальной и в пореформенной России:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! Не стареет она!

Особое значение приобретает здесь обращение поэта к юношеству , что сближает его стихотворение с пушкинским «…Вновь я посетил…» («Здравствуй, племя младое, незнакомое!..»). Действительно, свое стихотворение Некрасов пишет не только для современников, но и для потомков.

Назовем еще одно стихотворение Пушкина, реминисценции из которого возникают в «Элегии» Некрасова. Это «Деревня». Опираясь на традиции «Деревни», Некрасов пишет о народных страданиях:

Увы! Пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет Муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

Задача поэта – напоминать ликующей толпе о бедствиях народа, «к народу возбуждать вниманье сильных мира».

Переходя к анализу второй части стихотворения, процитируем следующие строки Некрасова:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Здесь очевидна перекличка с пушкинским стихотворением «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Как и Пушкин, Некрасов ставит себе в заслугу служение народу. В этом смысл всей его поэзии. Одновременно Некрасов отмечает такое начало своего поэтического творчества, как егобоевой, бунтарский дух :

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Поэт не удовлетворен итогами крестьянской реформы. Да, он «видел красный день: в России нет раба». Но в то же время поэт задается вопросом: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Своим вопросом Некрасов возвращается к теме народных страданий. Освобождение крестьян от крепостного рабства не облегчило их мучений.

Если в первых двух частях произведения преобладает ораторский стиль , тов третьей части стихотворениялирическое начало начинает преобладать над высокой патетикой. Поэт любуется картинами крестьянской страды, повседневной жизнью народа, которая протекает в единении с природой. В то же время Некрасов сознает, что труд крестьянина продолжает оставаться непосильно тяжелым, изнурительным. Поэта вновь мучат вопросы:

В последние года

Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

И рабству долгому пришедшая на смену

Свобода наконец внесла ли перемену

В народные судьбы, в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев?..

Четвертая часть стихотворения напоминает, по наблюдению Н.Н.Скатова, не только элегии Пушкина, но и «Вечер» (1806) В.А.Жуковского. Некрасов пишет:

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама собой слагается в уме…

Поэт предается мечтам на лоне природы, и в его душе пробуждается поэзия. Песнь поэта находит отклик в природе :

Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,

И лес откликнулся… Природа внемлет мне.

Природа слышит песню поэта, но народ , к которому эта песня обращена,не понимает ее : «Увы! Не внемлет он – и не дает ответа». Здесь поэт имеет в виду тот факт, чтоидеи революционной демократии , проповедуемые им,не находят понимания в крестьянской среде , остаются чуждыми народу. Вот почему произведение Некрасова приобретает стольгрустное звучание.

«О Муза! Я у двери гроба!..»

Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба!..» завершает тему поэта и поэзии в лирике Некрасова. Оно написано в 1877 году, незадолго до смерти поэта. В этом произведении Некрасов возвращается кобразу «кнутом иссеченной Музы» из стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом...» 1848 года.

Поэт уверен, что его стихи и после его смерти будут служить «честным сердцам»:

О Муза! Я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба

Не плачь! Завиден жребий наш,

Не надругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!

Не русский – взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу...

Вопросы и задания

1. Где и когда родился Н.А.Некрасова, в каких местах прошло его детство? Как детские впечатления отразились в последующем творчестве поэта? Где Некрасов учился? Почему он, приехав в Петербург, оказался без средств к существованию? Расскажите о первом периоде творчества поэта. Как назывался сборник стихотворений, завершивший этот период? Каким предстает перед читателем Некрасов в 1840-е годы? Назовите произведения, написанные в этот период. Какие новые мотивы начинают звучать в поэзии Некрасова в 1850-е годы и в последний период творчества? Какое произведение поэта ознаменовало утверждение в его стихах революционно-демократических идей? Назовите произведения, созданные Некрасовым во второй половине 1850-х – 1870-е годы.

2. Сделайте краткий разбор стихотворений «В дороге» и «Тройка». Как в них осмысляется суровая доля женщины-крестьянки? Каковы стилистические особенности этих произведений?

3. Сделайте разбор произведения «Вчерашний день, часу в шестом...» Какое звучание приобретает здесь тема поэта и поэзии? Что вы можете сказать об образе некрасовской Музы?

4. В чем новизна звучания мотива любви в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди...»?

5. Разберите стихотворение «Забытая деревня» Почему это произведение Некрасова можно отнести к жанру сатиры? Кого и что обличает здесь поэт?

6. Сделайте анализ произведения «Поэт и Гражданин». В какой форме написано это произведение? Дайте толкование образам Поэта и Гражданина. В чем смысл заключительной исповеди Поэта?

7. Сделайте разбор стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Рассмотрите композицию произведения, проанализируйте каждую из трех частей. Как в заключительных сроках «Размышлений...» выражена авторская позиция?

8. Проанализируйте поэму «Крестьянские дети». Как в этом произведении сочетаются эпические, лирические и драматические элементы? Какие картины жизни детей рисует здесь поэт? Какова авторская позиция в произведении?

9. Сделайте анализ «Железной дороги», проанализировав эпиграф и каждую из четырех частей произведения. Какие символические образы мы находим во второй части? Какова позиция оппонента лирического героя – генерала? В чем заключается «светлая» сторона жизни народа, описанная в четвертой части? Какой художественный прием использует здесь Некрасов?

10. Почему стихотворение Некрасова «Элегия» исследователи называют «пушкинским»? Реминисценции из каких произведений Пушкина мы здесь находим? Проанализируйте каждую из четырех частей «Элегии». Какие мотивы звучат в каждой части? Почему так грустно завершение этого стихотворения?

11. Какие образы из предсмертного стихотворения Некрасова «О Муза! Я у двери гроба...» встречались в ранних его произведениях? С чем поэт связывает свою известность среди будущих поколений?

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…

Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди» Некрасова

Личная жизнь Н. Некрасов была достаточно странной и вызывала постоянные насмешки и пересуды в обществе. Поэт в молодости безумно полюбил А. Панаеву, которая на тот момент уже состояла в браке. Некрасов смог добиться взаимности и с 1846 г. жил в одном доме с супругами. Такое необычное развитие романа часто приводило к бурным ссорам и скандалам. Оба влюбленных были очень вспыльчивыми людьми, поэтому для очередного конфликта хватало любой мелочи. Однако эти размолвки всегда были временными, после каждой ссоры быстро наступало примирение. В 1851 г. Некрасов написал стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди…», в котором описал свои непростые отношения с Панаевой.

Некрасов сразу дает меткое определение себе и своей возлюбленной – «бестолковые люди». Именно так их и воспринимало окружающее общество. Ведь муж Панаевой прекрасно знал об их любовных отношениях, проходивших в его доме. Поэтому его тоже можно назвать «бестолковым человеком». В XIX веке такие отношения были просто немыслимыми. Но Некрасова, похоже, не слишком волнует, как его роман воспринимается в обществе. Он объясняет «бестолковость» чрезмерной раздражительностью («Что минута, то вспышка готова!»). Он подтверждает, что причиной серьезного конфликта становится «неразумное, резкое слово». Поэт мучился от ревности и часто устраивал бурные объяснения. Панаева, чувствуя себя правой, не оставалась в ответе. В сердцах они могли наговорить друг другу много лишнего.

Некрасов после пяти лет оригинальной совместной жизни уже имел опыт в таких отношениях. Поэтому он обращается к любимой с просьбой не держать в себе раздражение, а сразу высказывать то, что накопилось в душе. Он призывает ее «сердиться открыто». Чем дольше копится гнев, тем сильнее и дольше будет скандал. Если же давать ему выплескиваться чаще, то и примирение наступит быстрее. Вероятно, к такой мысли Некрасова привело постоянное присутствие законного мужа. Вряд ли любовники открыто говорили о своих отношениях при нем. Скрытая жизнь приводила к вынужденному молчанию. Откровенные разговоры начинались, когда любовники оставались вдвоем.

Некрасов даже благодарен ссорам («прозе любви»), потому что после них всегда наступает примирение, подчеркивающее силу взаимного чувства.

Поэт даже в лирических произведениях стремился к реальному изображению действительности. Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» — образец любовной лирики Некрасова. Оно отражает глубоко личные переживания автора.

"Всё, что душу волнует и мучит..."

Учебная тема

Основные темы и образы лирики Н.А.Некрасова

Предмет

Литература

Класс

Краткая аннотация проекта

Долгие десятилетия согласно официально принятой идеологии Н.А.Некрасова называли поэтом крестьянской революции, революционером-демократом. Работая над проектом, учащиеся исследуют первоисточники (художественные произведения и биографические материалы), которые помогают им сформировать представление о том, что его творчество и сегодня может быть интересным. Старшеклассники убеждаются: Некрасов современен, т.к. своими произведениями он сеял "разумное, доброе, вечное", его стихи наполнены главной общечеловеческой ценностью – любовью; любовью к Родине, любовью к народу, любовью к женщине.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: "Властно ли время над духовными ценностями?"

  1. Проблемный вопрос: В чем особенность отношения Некрасова к Родине?
    1. Учебный вопрос: Что составляет предмет размышления поэта?
    2. Учебный вопрос: Какой предстает перед вами Родина, когда вы читаете стихи Некрасова?
    3. Учебный вопрос: Какими художественными средствами пользуется поэт, рисуя деревенский пейзаж?
    4. Учебный вопрос: Что волнует поэт, размышляющего о судьбах народа? Какие чувства владеют им?
    5. Учебный вопрос: В чем поэт пытается убедить нас?
    6. Учебный вопрос: Сравните отношение к Родине Некрасова и других поэтов XIX в. В чем сходство и отличие?
  2. Проблемный вопрос: Может ли художник слова воздействовать на умы и сердца людей?
    1. Учебный вопрос: Какая она, Муза Некрасова? Сравните ее с Музами других поэтов. В чем их отличие?
    2. Учебный вопрос: Какова поэтическая программа Некрасова? В чем он видел цель и смысл своего творчества? Каково кредо автора стихов?
    3. Учебный вопрос: К чему призывает поэт собратьев по перу?
  3. Проблемный вопрос: Был ли Некрасов русским по духу поэтом?
    1. Учебный вопрос: Каким образом детские впечатления повлияли на становление личности Некрасова?
    2. Учебный вопрос: Какие христианские добродетели вы знаете?
    3. Учебный вопрос: Что такое любовь в христианском понимании слова и в понимании Некрасова?
    4. Учебный вопрос: Нашли ли христианские добродетели свое отражение в лирике поэта? Какие и как?
  4. Проблемный вопрос: Внёс ли Некрасов что-то новое в трактовку темы любви?
    1. Учебный вопрос: Кто они, адресаты интимной лирики поэта?
    2. Учебный вопрос: Как передаются переживания лирического героя и лирической героини?
    3. Учебный вопрос: Каковы основные мотивы «панаевского цикла»?
    4. Учебный вопрос: Каким образом глубоко личное становится общечеловеческим?
    5. Учебный вопрос: Расширила ли ваше представление о Музе Некрасова его любовная лирика?

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Формирующее оценивание

Сочинение

Каждому из нас с детства знакомы проникновенные стихи и поэмы Николая Александровича Некрасова. Его творчество занимает особое место в русской литературе и в мировой культуре. Большинство читателей знают этого поэта как певца народной жизни. С любовью, сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни рисовал Некрасов простого человека. Он подмечал в нем живой ум, сметку, талант, большое человеческое достоинство.

Но мало кто знаком с любовной лирикой Некрасова, которую, по моему мнению, можно поставить на одну ступень с любовными стихотворениями Пушкина, Фета, Тютчева. Благодаря высокой художественности и глубокой проникновенности, произведения Некрасова о любви можно назвать жемчужинами русской любовной лирики.

Любовь для Некрасова — сложное и противоречивое чувство:

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, —

Нам рано предаваться ей.

Несмотря на то, что поэт прибегает к использованию причастий прошедшего времени, у читателя не складывается ощущение ушедших чувств. И эта мысль утверждается в последних двух строчках произведения.

Любовь у Некрасова — земное чувство. Чаще всего оно лишено идеальности и воздушности:

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минуты, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное резкое слово.

Несмотря на некоторую обыденность этого чувства, любовь все же остается борьбой двух людей. Оно отличается их стремлением друг к другу, с одной стороны, и отторжением — с другой. По мнению Некрасова, невозможно жить вечно с возлюбленной в мире и согласии:

Говори же, когда ты сердита,

Все, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир — и скорее наскучит.

Поэт не представляет собе мир любви без прозы жизни, считая ее частью человеческих отношений. Быт неизбежен, но во многом он способствует усилению чувств:

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья.

Для Некрасова любовь — страдание и боль. Она обогащает человека, делает его лучше, ценнее его внутренний мир. Но, в то же время, человек становится зависим и слаб внутренне. Таков закон любви:

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, —

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Лирический герой обращается к объекту своей любви и просит его забыть все сложности и трудности этого чувства. Вчитываясь в эти строки, понимаешь, как много преград встает перед любящими людьми. Но есть и другая сторона этого чувства:

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь, —

Благослови и не забудь.

Таким образом, лирический герой из всего того, что принесла с собой любовь, призывает помнить только самое лучшее, искреннее и чистое.

В стихотворении «Поражена потерей невозвратной» перед нами предстает картина гибели любви по воле судьбы. Из жизни уходит возлюбленная лирического героя. Поэт рисует человека, который очень зависим от своего чувства. Потеря близкого, родного существа делает его слабым и безвольным. Но любовь не вернуть, как не повернуть и время вспять. Лирическому герою очень сложно понять такие законы мироздания:

Ей все равно — холодный сумрак гроба,

Позор ли, слава, ненависть, любовь —

Погасла и спасительная злоба,

Что долго так разогревала кровь.

Человек одинок в своем горе, и никто не может помочь ему, только сменяют друг друга чувства ненависти и любви.

На мой взгляд, стихи Некрасова о любви отличаются реальностью и противоречивостью. Это всегда страдание, но страдание, облагораживающее человека.



Рассказать друзьям