Чем смысл названия сказки кладовая. Курсовой проект "Сказка-быль «Кладовая солнца» М.М.Пришвин «Смысл названия сказки-были»"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В чем смысл названия сказки-были "Кладовая солнца"?

  1. В сказке-были Пришвина Кладовая солнца человек выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают леса, реки, поля, степи. Но не всякому природа открывает свои кладовые: только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться несметными сокровищами, которые скрывает от нерадивых хозяев матушка-природа.
    Как писал сам автор, люди хозяева природы, а она для них является кладовой солнца с великими сокровищами жизни. Но не так-то легко властвовать над природой, которая сама устанавливает законы, а люди должны им подчиняться. В сказке были Кладовая солнца природные явления становятся своеобразными действующими лицами, которые помогают или мешают людям. Так, у Пришвина …ветер поиграл с домиком, и он сразу весь развалился. Словно живые, очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика.
    В пришвинской Кладовой солнца живут ель и сосна, о которых автор рассказывает так: Ветер-сеятель принес два семечка.. . Оба семечка легли в одну ямку.. . С тех пор.. . ель и сосна вместе растут.. . Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями за воздух и свет.. . Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья.. . стонали и выли на все Блудово болото.
    И мы, читая эти строки, ясно видим борьбу искалеченных деревьев и сочувствуем этим жителям кладовой солнца. Ведь Пришвин рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей ветер прилетает мучить этих несчастных.
    Чем внимательнее вчитываешься в строки этой пришвинской сказки, тем больше находишь на ее страницах примеров жизни обитателей кладовой солнца. Они живут, радуются солнцу, горюют так, как если бы это были люди с их проблемами, страстями, слабостями, достоинствами и недостатками.
  2. В том что там были залежи торфа. Или о том что все должны дружить потому как мы в душе все дети и у каждого есть твоя "кладовая солнца"
  3. М. М. Пришвин называет кладовой солнца те огромные залежи торфа, которые потом исследовали и стали разрабатывать специалисты. Будучи одним из таких специалистов, Пришвин и узнал историю Мужичка в мешочке и Золотой курочки. История жизни этих ребятишек и стала потом основой сказки -были. обо всм этом написано в последней главе произведения. Современные дети не знают, как был важен торф в те времена, когда у нас в стране ещ не добывались нефть, газ, когда не были построены многочисленные гидроэлектростанции, атомные электростанции. Даже в городах еду готовили на примусах и керосинках, а зимой отапливались, чем придтся, в том числе и торфом. Даже электростанции на торфе работали. Это было сразу после войны, в сороковые — пятидесятые годы прошлого века. Когда рассказываю это своим детям, страшно удивляются. представить себе такого не могут. Поэтому, видимо, и возникает вопрос о смысле названия сказки-были Пришвина.
  4. М. М. Пришвин называет кладовой солнца те огромные залежи торфа, которые потом исследовали и стали разрабатывать специалисты. Будучи одним из таких специалистов, Пришвин и узнал историю Мужичка в мешочке и Золотой курочки. История жизни этих ребятишек и стала потом основой сказки -были. обо всм этом написано в последней главе произведения. Современные дети не знают, как был важен торф в те времена, когда у нас в стране ещ не добывались нефть, газ, когда не были построены многочисленные гидроэлектростанции, атомные электростанции. Даже в городах еду готовили на примусах и керосинках, а зимой отапливались, чем придтся, в том числе и торфом. Даже электростанции на торфе работали. Это было сразу после войны, в сороковые — пятидесятые годы прошлого века. Когда рассказываю это своим детям, страшно удивляются. представить себе такого не могут. Поэтому, видимо, и возникает вопрос о смысле названия сказки-были Пришвина.
  5. 1.Кладовая солнца — торф в болоте (источник теплоэнергии)
    2.Кладовая солнца — любовь человеческих сердец.
  6. Нет я думаю иначе)))

    Там гдачтото есть оно есть но когда ты Отчаеваешся и не находил выбора то в любом случаи действовать нужно сердцом!

  7. В словосочетание кладовая солнца автор вкладывает большое значение. Пришвин был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. В Кладовой солнца он выступил не просто как писатель, но и как просветитель. В простой и ясной форме автор рассказывает о серьзных естественнонаучных открытиях. Солнце отдат сво тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф это природное богатство, которое жизнь на земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота это тоже кладовая природы.
    Первоначально Кладовая солнца называлась Друг человека. М. М. Пришвин отказался от этого названия. Если бы Пришвин назвал рассказ Друг человека, то весь акцент перенс бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа это огромная кладовая, и человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название Кладовая солнца вполне соответствует этой идее

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». работа с текстом

2 слайд

3 слайд

Описание слайда:

Композиция – построение произведения. Экспозиция (обрисовка положения действующих лиц, в которм они находятся до начала действия), 1. завязка (событие, знаменующее начало развития действия), 2.развитие действия (система событий, подводящих к кульминации, кульминация (момент наивысшего действия), 3.развязка (один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении)

4 слайд

Описание слайда:

Сказка-быль Пришвин сам определил жанр своего произведения – сказка-быль. Что это такое? - Где и когда происходит действие, похожа ли «Кладовая солнца» на настоящую сказку? Есть ли в ней зачин? Вспомним, из каких частей состоит сказка, чем она отличается от рассказа.

5 слайд

Описание слайда:

Композиция сказки: 1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”). 2. Основная часть 3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”). Особенность сказки троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. присказки: "и я там был Стали они жить-поживать и добра наживать" постоянные эпитеты мотив «запрета», переход границы в «чужой мир» (нарушение запрета), испытание, возвращение домой.

6 слайд

Описание слайда:

Работа в группах Задание: 1 ряд называет сказочные мотивы, 2 ряд – черты реалистического повествования, 3 ряд обсудит, почему писатель соединил сказочное и реальное в произведении. Что он хотел сказать людям? Внимание: подсказка

7 слайд

Описание слайда:

Смысл названия произведения сказка-быль Сказочные элементы в произведении Пришвина не более, но и не менее сказочны, чем все остальные образы произведения. Следовательно, здесь все можно назвать сказкой и одновременно былью. Отметим и особенности стиля писателя: когда говорится о чем-то волшебном, Пришвин осторожно заметит: «кажется», «как будто», «похоже», а если речь идет о реальном, писатель обязательно подчеркивает волшебные свойства доброты и трудолюбия. В «Кладовой солнца» «быль и сказка никогда не становятся разными образами, разными компонентами повествования - они отчетливо ощутимы и абсолютно неразделимы в каждой детали текста»

8 слайд

Описание слайда:

сказка – это повествование, основанное на вымысле. сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились герои стоят перед выбором пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать. присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон. есть предмет-помощник – это компас. природа предостерегает о приближении опасности (елочки пугают героя, вороны и сороки трещат, предчувствуя наживу, природа хмурится, наблюдая за ссорой сестры и брата. добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно. название болота – Блудово – от слова «заблуждаться», «скитаться в поисках истины». Так и наши герои искали и нашли истину, преодолев все испытания этого враждебного человеку места. поучительный смысл «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»: надо жить дружно, заботиться друг о друге. Самая большая правда «есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Эту правду герои поняли в конце своего пути-испытания.

9 слайд

Описание слайда:

Быль – это история о том, что действительно было. В начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей. Называет реально существующий город Переяславль-Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи. В простой и ясной форме Пришвин рассказывает о серьезных естественнонаучных открытиях: «Солнце отдает свое тепло растениям, умершие и упавшие в болото, они скапливают эту энергию и образуют горючее вещество – торф. Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому, что они прислушивались к советам старших, любили и знали природу, повадки животных. Урок, который вынесли ребята из похода за клюквой, есть главный закон жизни на земле, залог счастья.

10 слайд

Описание слайда:

Автор хотел, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю, произошедшую с конкретными детьми, но и в более широком, обобщенном, символическом смысле. В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Человеческая жизнь – это кладовая душевного тепла, любви. Писатель показывает, что важнейший смысл «правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека. Рассказ «Кладовая солнца» заставляет нас задуматься над многими вопросами: в чем смысл жизни человека, как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом. Чтобы, прочитав это произведение, люди стали чуточку добрее, поняли, как нужно относиться к природе и животным, не нужно быть легкомысленными и равнодушными.

11 слайд

Описание слайда:

Работа в парах Составление плана произведения Озаглавь части произведения. Можно составить простой план, а можно- цитатный план.

12 слайд

Описание слайда:

План сказки – были «Кладовая солнца»: а) Жизнь Насти и Митраши после смерти родителей. б) За клюквой. в) Восход солнца в лесу; уЛежачего камня. г) История Травки. д) Блудово болото. е) Путь Митраши. ж) Путь Насти. з) Закат солнца в лесу. и) Спасение Митраши. к) Счастливый конец. Какой из пунктов предложенного плана вы назвали по-другому? Сравни с цитатным планом:

13 слайд

Описание слайда:

1. «В одном селе, возле Блудова болота, ... осиротело двое детей...». 2. «Митраша и Настя стали собираться за клюквой 3. «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети...». 4. «Ужасное несчастье в жизни Травки». 5. «Не зная броду... Митраша прямо полез в Слепую елань». 7. Насте «захотелось идти по набитой тропе». 8. «День кончился... последним легким дыханием». 9. «У маленького человека в словах не только дружба и радость была, ... а таился и хитрый план своего спасения». 10.«Серый Помещик» окончил жизнь свою без всяких мучений». 11. «Охотники за сладкой клюквой идут из леса гуськом, и на плечах у них шест с тяжелой корзиной, и рядом с ними Травка...».

14 слайд

Описание слайда:

Анализ сюжета сказки-были. Как называется самое напряженное место в развитии действия художественного произведения? - Какова кульминация в развитии действия «Кладовой солнца»?

15 слайд

Описание слайда:

Выразительное чтение эпизода спасения Митраши. - Проследите по тексту, как образ «кладовой солнца» соотносится с образом собаки - друга человека.

16 слайд

Описание слайда:

«Плач (ребенка) не могла выносить Травка», «хозяин любил ее, кормил и берег от волков», «собака сразу поняла человека», «увидела маленького человека и, забыв о зайце, остановилась», «скорее всего, это Антипыч» и др. Травка - результат созидательной деятельности прошлых поколений на пользу будущих. Люди, по мысли писателя, жили в сотворчестве с природой и тем самым утверждали человечность.

17 слайд

Цели урока

Оборудование

Методические приемы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метафорический смысл названия сказки М.М.Пришвина

«Кладовая солнца»

(урок литературы в 6 классе)

Цели урока : показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Оборудование : портрет писателя, рисунки-иллюстрации учеников, презентация к уроку.

Методические приемы : рассказ учителя, беседа по вопросам, пересказ учащимися эпизодов повести; сообщения учащихся, тестирование.

Ход урока

  1. Слово учителя . «Кладовая солнца» - необычно название, волшебное. Это, как определяет автор, сказка-быль. Слайд 1 – тема урока.
  2. Беседа по вопросам.

Где и когда происходит действие?

(Действие происходит в селе, в районе города Переславль-Залесского, во время Великой Отечественной войны – «возле Блудова болота»).

  1. Устное рисование. Какими вы видите главных героев сказки-были? (Рассказы учащихся о Насте и Митраше (с рисунками-иллюстрациями). Слайды 4-5.
  2. Сообщение с элементами пересказа. Куда и зачем отправились брат и сестра? Сообщение ученика о ягоде клюкве с включением описаний из сказки. Слайд 7.
  3. Наблюдение над художественными средствами, использованными в описании природы и тетерева-косача. Слайды 7-8.
  4. Проверка домашнего задания: пересказ эпизодов.

- история про лесника, старого охотника Антипыча. Главная мысль – вопрос о том, «что есть правда, какая она, где живёт и как её найти».

- история Травки – «ужасное несчастье в жизни Травки». Главная мысль – почему Травке трудно было привыкать к дикой жизни? Слайд 9.

- эпизод «Митраша в беде». Как природа предупреждала мальчика об опасности? Митраше? Слайд 10.

- эпизод «Приключения Насти в лесу». Почему Настя забыла о брате? Как животные реагируют на появление детей в лесу? Слайд 11.

7. Слово учителя . В конце сказки-были Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!» Это, конечно, не только о торфе. Это, прежде всего, о людях, их душевном богатстве. Как торф – «кладовая солнца», то есть жизни, так человеческая жизнь многих поколений – кладовая душевного тепла, любви.

Что нового мы узнаем о детях? (рассказ о возвращении Насти и Митраши в деревню, о помощи больным, ослабленным ленинградским детям). Слайд 12.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

9. Домашнее задание : подготовиться к тестированию.

Тест по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

  1. Жанр произведения: а) рассказ, б) роман в) сказка г) сказка-быль.
  2. В произведении описываются события

А) времени первой мировой войны

Б) периода Великой Отечественной войны

В) в наши дни

3. Тема произведения:

А) единство человека и природы

Б) взаимоотношения между людьми

В) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей

4. Повествование ведется от лица

А) Митраши и Насти

Б) геологов

В) жителей деревни

5. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было

А) прекрасное равенство

Б) бесспорное первенство сестры

В) преимущество брата

6. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, потому что

А) люди, попав в неё, теряли зрение

Б) здесь раньше росли цветы, которые народ именовал «куриной слепотой»

В) внешне она никак не отличалась от остального болота

7. В предложении: «Могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма природы» - автор использовал

А) антитезу

Б) эпитет

В) сравнение

8. Рассказ о тетереве-косаче («Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой

А) описание

Б) повествование

В) рассуждение

9. Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для

А) других

Б) себя

В) природы

10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке,- это правда

А) принципа «Один за всех и все за одного»

Б) вековечной суровой борьбы людей за любовь

В) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я»


  1. Новое!

    М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Иде­альными для литературы того времени были произведения, пол­ные высокого...

  2. Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев - не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек...

    «Кладовая солнца» М. М. Пришвина - не совсем обычное произведение. Это сказка-быль, в которой удивительно переплетаются правда и вымысел, легенда и жизнь. Уже само начало произведения вводит нас в волшебный, сказочный мир: «В одном селе, возле Блудова...

    Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет...

ПЛАН-КОНСПЕКТ

урока литературы в 5 классе

Печерской Людмилы Владимировны,

учителя русского языка и литературы МАОУ СШ №51 г. Липецка

Тема урока: СМЫСЛ НАЗВАНИЯ СКАЗКИ-БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»

Цель урока: помочь учащимся выявить смысл названия произведения великого писателя, тем самым приблизиться к замыслу автора, понять мысли, которые он хотел донести до читателей.

Задачи урока

обучающие: работать над навыками (УУД) различных видов чтения: изучающим, просмотровым, помогающими понять содержание прочитанного, извлечь нужную информацию и изложить ее подробно, сжато или выборочно; развивать навыки анализа художественного текста;

развивающие: развивать внимание, коммуникативные навыки, позволяющими не только формулировать и излагать свое мнение, но и слушать и слышать других, работать над навыками выразительного чтения;

воспитательные: воспитание положительной мотивации к обучению, интереса к творчеству М.М.Пришвина, любви к родной природе и уважения к людям.

Тип урока: урок обобщения знаний по произведению.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Этапы урока

Используемые ЭОР

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность учеников

Время

1. Формулирование темы и цели урока

Интерактивная доска

презентация

слайд 1

слайд 2

слайд 3

слайд 4

Вступительное слово учителя.

Мы прочли удивительное произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца» и, заканчивая изучение сказки-были, должны понять, какие же мудрые мысли хотел донести до своих читателей автор.

Как вы понимаете слова М.М.Пришвина?

( Предполагаемый ответ) Человек и природа взаимосвязаны. Мы живем на земле, кормимся ее плодами, она дает на тепло и защиту. Солнце, и воздух, деревья и травы, животные и птицы – неотъемлемая часть человеческого существования. Но природа без человека обойтись может, а человек без природы нет. Без окружающего мира человек обречен. Его ждет неминуемая гибель, как физическая, так и духовная.

О чем же тогда сказка-быль: о природе или о людях?

Какова, во-вашему, тема нашего урока?

(после того, как тема названа, открыть слайд 3)

Какая цель стоит перед нами?

Дети пытаются формулировать тему и цель урока, после чего делают записи в тетрадь.

5-7 мин.

2. Анализ произведения,

работа с текстом.

слайд 5

слайд 6

слайды 7-10

слайд 11

слайд 12

слайд 13-15

слайд 16

слайд 17

слайд 18

Начинаю со словарной работы – определения значения слова «кладовая»

Какое значение слова использовал автор?

Употребляется ли это словосочетание в тексте?

Значит, произведение посвящено богатства Блудова болота?

( Произведение о природе, в которой есть и болото, и лес, куда пришли Настя и Митраша ).

Как еще называет природу Пришвин?

Великий храм природы

Что же Настя и Митраша, а вместе с ними и читатели, увидели в этом храме? Перескажите близко к тексту отрывки – описание глухаря, лося, ягод (это было домашним заданием по выбору)

Почему внимательно наблюдают за происходящим в природе?

(Дети очарованы и чувствуют робость перед величием и красотой природы)

Почему природа – храм?

(После предполагаемых ответов читаем на слайде)

Что является божеством в этом храме? (солнце)

Прошу ребят объяснить, почему Пришвин называет солнце божеством и доказать свои мысли цитатами.

Найдите текстовые фрагменты 1 ряд – о Блудовом болоте, 2 ряд – о пне, приютившем насекомых и змею, 3 ряд – о заходе солнца («Последний порыв был, когда солнце погрузило…»)

Какие изобразительные средства языка использует автор, чтобы передать красоту природы?

Можно ли сказать, что природа живет в гармонии?

Что, по-вашему, нарушает эту гармонию?

(описание ели и сосны)

(Взаимоотношения людей. Люди тоже могут ссориться, соперничать, даже ненавидеть друг друга)

Предлагаю прочесть высказывание Пришвина на слайде.

Как вы понимаете это высказывание?

Значит, и в человеке есть гармония и красота. И, как в природе, в человеке срыты богатства.

Какими богатствами наделены герои повести: Настя и Митраша, лесник Антипыч, соседи ребят, сам автор-рассказчик?

(Душевной добротой, отзывчивостью, любовью к родной природе, родной стране. Только эти богатства не сразу проявляются, они накапливаются в человеке, который не для себя живет, а стремится помочь другим, стремиться постичь красоту родной природы).

Читают определение, дают свое объяснение авторского выбора.

Выборочное чтение (отрывок о Блудовом болоте)

Подробно излагают отрывки, опираясь на иллюстрации – слайды 7-10, поправляют и дополняют ответы одноклассников.

Высказывают и обосновывают свое мнение.

Выразительное чтение отрывков, сопровождаемое показом слайдов.

Находят изобразительные средства, с помощью которых автор создает удивительные картины.

Выразительное чтение отрывка.

Дети сравнивают «ссору» деревьев с ссорой Насти и Митраши.

Учащиеся высказывают свои мнения.

28-30 мин.

3. Итог урока

слайд 19

слайд 20

Постарайтесь ответить на вопрос: только ли Блудово болото является «кладовой солнца»? В чем, по-вашему, заключается смысл названия сказки-были?

Обратимся к слайду.

Мир природы и человека – это и есть кладовая солнца, если сущностью этого мира является любовь, доброта, душевная красота и щедрость.

М.М.Пришвин – удивительный писатель, который открыл для нас мир природы и показал, как тесно связаны мы с этим миром.

Читаю слова писателя на слайде.

Учащиеся высказывают свое мнение, аргументируя его.

Запись в тетрадь смысла названия произведения.

5 мин.

4. Домашнее

Задание

Предлагаю подготовиться к уроку внеклассного чтения по рассказам М.М.Пришвина. Самостоятельно прочесть «Времена года» и подготовить близкий к тексту пересказ одной из зарисовок, нарисовать иллюстрацию.

2 мин.

5.Выставление оценок за урок.

Предлагаю учащимся самим оценить свою работу на уроке и работу своих товарищей, поправляю и определяю оценку, если ученик завысил или занизил ее.

Учащиеся оценивают свои ответы на уроки по следующим критериям:

полнота и точность ответа, убедительность аргументов, грамотность и выразительность речи.

3 мин.



Рассказать друзьям