Чем знаменит Иван Сусанин? Биография, подвиг и интересные факты. Сочинение на тему «Подвиг Ивана Сусанина»: биография, интересные факты из жизни, дата рождения Мое отношение к подвигу Ивана Сусанина: сочинение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Про Ивана Сусанина слышал, конечно, каждый житель нашей страны. А уж по количеству анекдотов с Сусаниным смогут сравниться, пожалуй, только Чапаев и Штирлиц. А кто же такой Иван Сусанин на самом деле? Вот лишь несколько историй, легенд, мифов о судьбе этого удивительного человека.

Согласно официальной версии, Иван Сусанин, деревенский староста (а вовсе не крепостной крестьянин) из Костромской губернии, в 1613 году завел польский отряд, искавший нового царя Михаила Романова, в непроходимые болота, где завоеватели погибли, а сам Сусанин был зверски убит.

Чтобы понять, что молодой царь делал в глухой деревушке, вернемся к истории. В 1605 году умер царь Борис Годунов, и трон заняла череда однодневных правителей, Федор Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский... в стране наступил период "смутного времени". После голода, череды восстаний и проигранных сражений наступил период называемый семибоярщиной, поскольку в стране кончилось все даже государи. В этот кризисный момент был созван Земский Собор (собрание представителей городов) и на царствование избрали первого представителя рода Романовых - Михаил Романов. Допрежде находившиеся в опале Романовы в это время проживали в вотчинной деревеньке Домнине, где и был старостой Иван Сусанин.

Так зачем же поляком понадобился русский царь? Все просто - в то время российские войска были обескровлены войной с Речь Посполитой, а молодой русский царь мог стать врагов отличным козырем в переговорах о капитуляции.

С тех пор Романовы всячески прославляли патриота-крестьянина, ценой собственной жизни спасшего молодого Михаила Романова.

Особенно постарался в XIX веке Николай Первый. Именно в годы его правления главная площадь Костромы получила название Сусанинская, на колторой был установлен памятник легендарному герою.

Кстати, вскоре после смерти Сусанина, его родственники напомнили царю о своем существовании. Зять героя Богдан Собинин обратился к царю Михаилу, с просьбой не обойти потомков Сусанина царской милостью. В 1619 году Собинин получил в свое владение село Доминино Костромского уезда. Михаил освободил его от всех налогов: «За службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина».

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти. И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Интересно, что потомкам героя еще 200 лет выдавали жалованные грамоты, подтверждающие их льготы, по образцу царской грамоты от 1619 года.

О биографии самого Ивана Сусанина известно немного. Никто даже не может сказать, сколько лет было герою на момент совершения своего подвига. Как правило, Сусанина изображают этаким седым старцем, хотя есть сведения о том, что дочери Сусанина Антониде было на тот момент 16 лет, а самому Ивану Осиповичу, по уверениям некоторых историков, лет 35-40.

Много лет исследователей интересовал вопрос: где находилось то гиблое место, куда Сусанин завел врагов, и сохранилась ли его могила? Хотя, найти могилу Сусанина – задача почти невыполнимая, ведь, по легенде, он погиб вместе с поляками. Тем не менее, в начале нашего столетия в Костромской области были целенаправленные поиски останков спасителя царской династии.

Историки, археологи, криминалисты провели грандиозное исследование: было найдено и изучено 360 останков в районе деревушки Исупово, не месте предполагаемой гибели народного героя. Проводился сравнительный анализ ДНК потомков Сусанина с находками XVII века. Это может показаться удивительным, но участники этой экспедиции уверены – Сусанин был похоронен именно там. Медико-криминалистический анализ останков одного из мужчин это подтверждает.

Интересно, что имя Сусанина носят не только улицы и площади в нашей стране. Например, в Санкт-Петербурге именем легендарного героя назван магазин… навигаторов.

В этой статье вы найдете несколько сочинений о подвиге Ивана Сусанина.

Дети любят писать школьные сочинения про Ивана Сусанина . Ведь это национальный герой, который в свое время был благородным воином, справедливым и верным своей идеологии. Ниже вы найдете несколько сочинений по этой теме.

Образ Ивана Сусанина в Думе Рылеева: сочинение

Образ Ивана Сусанина в Думе Рылеева

Любые высказывания тех или иных людей нашего времени или прошлого про Ивана Сусанина , всегда положительные. Ведь это настоящий национальный герой. Вот сочинение про образ Ивана Сусанина в Думе Рылеева :

В творении Сусанин представляется работящим и сильным, выносливым крестьянином, верным, смелым и стойким сыном своей страны. Можно сказать, что именно эти патриотизм и убежденность и подкупают читателя.

Кстати, сам Александр Сергеевич Пушкин относился к жанру дум несерьезно и критично, полагал, что это не серьезное творчество, а лишь описание исторических событий. Однако великий русский поэт был уверен, что каждая строчка Рылеева , дышит национальным сознанием, а образ Сусанина удалось воссоздать максимально реалистично.

Внешне Сусанин представляется мужиком крепким, но не молодым. Ему не чужды такие черты характера, как прямолинейность, решительность, честность, любовь к Родине, жажда справедливости. Обладает герой и жертвенностью, которая так присуща русскому народу. Иван настолько любит Родину, что готов положить на алтарь свою жизнь ради того, чтобы заманить польский отряд в непроходимые, топкие болота.

Можно сказать, что герой символизирует последний оплот самодержавной идеологии. Он справедлив, благороден (несмотря на крестьянское происхождение), привык смотреть страху в лицо и никогда не отступает на полпути.

Сусанин искренне верит в достойного царя, презирает захватчиков. Однако все же существует некая недосказанность насчет того, кем оказался Иван – народным героем либо жертвой обстоятельств.

Какие чувства вызывает подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина: сочинение, эссе



Любой человек у нас ассоциируется с чем-то хорошим или плохим. Все зависит от его поступков или образа. Образ Ивана Сусанина не может вызывать негатив, так как он был готов на геройский поступок и верил в свои идеалы. Вот сочинение, эссе на тему: «Какие чувства вызывает подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина?» :

Подвиг Сусанина вызывает чувство гордости за русский народ, заставляет восхищаться его решительностью, находчивостью, смелостью. Нельзя сказать, что у читателя также появляется ненависть к полякам. Однако будоражит тот факт, что человек не пожалел своего живота ради того, чтобы расправиться с врагами. Ведь заводя неприятелей туда, откуда нет возврата, Сусанин понимал, что сгинет вместе с ними.

Но иного варианта не было – либо погибнуть, но устранить врага, либо же позволить захватчикам распоряжаться родными землями. Конечно, этого Сусанин не мог допустить. Он прекрасно знал, чем закончится его поступок. Но чувство долга не позволяло ему преступить через свои принципы. Именно это сделало его народным героем. Однако присутствует и некая двойственность – сложно сказать, расценивал ли вообще крестьянин какую-либо иную возможность? Вполне возможно, что он до конца не осознавал факт своей гибели, действовал интуитивно, подчиняясь некоему душевному порыву.

Так или иначе, о том, чтобы намеренно совершить геройский поступок, он точно не думал. Слепая вера Ивана в царя и правильность его доктрины, безусловно, может считаться как плюсом, так и минусом. Поскольку крестьяне в большинстве своем, были людьми малограмотными и внушаемыми. Следовательно, не такими уж верными могли быть призрачные идеалы, как они казались герою произведения. Так или иначе, его самоотверженности и патриотизму можно только позавидовать. Но, на подобное деяние способен не всякий.

Когда родился костромской крестьянин Иван Сусанин: дата, сколько лет было Ивану Сусанину



Костромской крестьянин Иван Сусанин

Родился Иван Сусанин в Костромской области в деревне Деревеньки . Однако есть и иная версия, якобы место его рождения - это деревня Домнино , вотчина дворян Шестовых . Насчет того, кем на самом деле был Иван , существует несколько мнений:

  • Самое распространенное – Сусанин был простым крестьянином.
  • Альтернативное – национальный герой был деревенским старостой.
  • Слабо распространенное – был приказчиком, жил при дворе бояр Шестовых.

Возраст точно не указан, но учитывая произведение, можно увидеть, что упоминается зять Собинин . Поэтому Сусанину было не менее 35-ти лет . А скорее всего, больше. Средним считается показатель - 40 лет . Тем не менее, градацию можно расширить. Скорее всего, возраст Ивана Сусанина от 40 до 60 лет . Безусловно, все зависит от источника. Ведь некоторые характеризуют Сусанина как зрелого мужа, а некоторые – как мудрого старца.

Чем знаменит Иван Сусанин: подвиг Ивана Сусанина кратко



Костромской крестьянин Иван Сусанин

Благодаря чему прославился Иван Сусанин , чем он знаменит? Вот краткая информация о его подвиге:

Известно, что отряды недругов, литовцев и поляков, двигались в родную деревню Ивана. Неожиданно чужеземцы встретили двух русских мужчин – Сусанина и его зятя, Богдана Собинина . Они приказали Ивану показать им дорогу ко двору, хотели увидеться с молодым царем.

Скрепя сердце, Сусанин согласился. Однако впоследствии ему в голову пришла идея, что просто так сдаваться рано, можно обвести врагов вокруг пальца. Тем более, что дорогу в этих краях они не знают. Иван повел неприятеля не к царю, а в противоположную сторону, на топкие болота. Вокруг были непроходимые дебри. Поэтому, даже узнав о лукавстве проводника, враги уже не могли самостоятельно найти дорогу.

Конечно же, они раскрыли обман, пытали крестьянина, уговаривали сказать им правду. Но русский оказался стойким. В конце концов, они разрубили тело Сусанина на мелкие куски. Однако выбраться из дебрей так и не смогли. Там и сгинули.

Эта история еще раз наглядно показывает решительность, выносливость и патриотизм русского народа. Ведь, если бы Иван был слабее телом и духом, он вполне мог бы сдаться во время пыток, показать правильную дорогу, и, возможно, остался бы жив. Но даже умирая, Сусанин не изменил своего решения и не пожалел о нем.

Мое отношение к подвигу Ивана Сусанина: сочинение



Костромской крестьянин Иван Сусанин

Как говорилось выше, у каждого человека хорошее отношение к Ивану Сусанину. Ведь он был героем - бесстрашным и ничего не боявшимся. Сочинение на тему «Мое отношение к подвигу Ивана Сусанина»:

Вне зависимости от различия эпох, каждая из которых диктует свои политические, национальные и моральные идеалы, Иван Сусанин восхищает меня своей стойкостью и силой духа. Уверен, что немногие на его месте вытерпели бы все те мучения и боль, которые причиняли ему чужеземцы в процессе пыток, и так бы и унесли с собой в могилу тайну верного пути.

Ведь за какое «правое» дело бы не выступал человек, порой складываются обстоятельства, когда любой понимает, что своя жизнь дороже. Но Иван не пошел на попятную, не совершил предательства и не испортил своей репутации. Он предпочел умереть за свои убеждения (не важно, истинными они были или нет), что уже говорит о его сильной воле, несгибаемом характере, которым невозможно не восхищаться.

Говорить, что «каждый на месте Сусанина поступил бы так же» очень глупо. Поскольку это не является правдой. Зачастую даже сильные духом и телом, взрослые мужчины могут сломаться под напором внешних обстоятельств. Поэтому сложно сказать, смог бы я на его месте с достоинством вынести все те пытки, посредством которых поляки и литовцы пытались выпытать у Сусанина верную дорогу.

На мой взгляд, Ивана называют народным героем не напрасно. Даже если легенда о нем – вымысел, то его образ вполне можно расценивать как собирательный, как воплощение великого, непобедимого, отважного, отчаянного и решительно русского человека, который в борьбе с врагом не сдается до последнего.

Кем был Иван Сусанин: биография



Костромской крестьянин Иван Сусанин

Школьник должен знать биографии многих известных людей и тем более, национальных героев. Вот биография и описание, кем был Иван Сусанин для сочинения:

Родился народный герой во второй половине XVI века в дер. Деревеньки . Кончина его приходится на 1613-й год . Его можно назвать спасителем Михаила Романова от вражеских отрядов. Считается, что Иван Сусанин принадлежал к крепостным Шестовых , семьи дворянского рода.

Кстати, район Костромской области , в котором (предположительно) родился Иван, ныне именуется Сусанинским . Детство, отрочество, юность Ивана Сусанина не имеют никаких исторических отображений. Они мало чем отличались от вех жизни представителей данного сословия.

Однако некоторые источники говорят, что Иван был не просто крестьянином, а приказчиком либо вотчинным старостой. Эти версии имеют право на существование, ведь отчего-то вести отряд поручили именно ему, а не другому человеку. Это подтверждает задатки лидера.

Иные ресурсы говорят, что Иван был управляющим при боярском дворе. Возраст героя не менее 35-40 лет . Хотя, большинство источников утверждают, что Ивану было далеко за 40, поскольку у него имелась взрослая, замужняя дочь и зять. Скорее всего, 55-60 лет .

О личной жизни Сусанина мало известно. Он рано потерял жену. Второй раз, скорее всего не женился. В те века это было не принято. Дочь звали Антонидой , она была замужем, у нее были дети.

Иван Сусанин: интересные факты из жизни



Костромской крестьянин Иван Сусанин

Давность произошедших событий заставляет выдвигать все новые и новые версии событий и потенциально возможные факты относительно народного героя. Вот интересные факты из жизни Ивана Сусанина для сочинения:

Факт 1. Секрет имени

  • Имя «Иван» известно точно. Но действительно ли он был Сусаниным ?
  • Загвоздка в том, что в те века крестьяне не имели официальных фамилий.
  • Зачастую использовались отчества. Допустим Мишка Петров – сын Петра, Степка Дмитриев - сын Дмитрия.
  • Впрочем, именно по такому принципу формировались русские фамилии.
  • Кстати, некоторые источники говорят, что Сусаниным, Иван запомнился по тому, что его мать звали Сусанной .
  • Получается, Иван - Сунаннин сын. Ребенок Сусанны .
  • Достаточно реалистичная версия. Несмотря на то, что подобные идентификационные прозвища давали не по матери, а по отцу, возможен факт, что крестьянин рос без отца, потому прозвище ему дали в связи с материнским именем.

Факт 2. Потомки героя

  • У Сусанина была дочь Антонида .
  • В те годы она уже состояла в браке с Богдном Собининым . Судя по некоторым источникам, у героя уже было 2 внука – Константин и Даниил .
  • К слову, на 1631 год Собинин уже числится покойным, а хозяевами – его сыновья, которые по многим источникам, имели семьи.

Факт 3. Благодарность

  • Спустя 100 лет после погибели героя, династия Романовых отплатила за спасение Михаила .
  • Андрея Семенова и Ивана Собинина освободили от крестьянских повинностей и выразили благодарность.

Факт 4. Участвовал ли зять?

  • Участвовал. Да, он не пошел на болота, но именно Собинина , Иван отправил к Михаилу Романову с вестью о наступающей опасности.
  • По крайней мере, об этом говорили потомки.

Факт 5. Место захоронения

  • Существует версия, что царь приказал найти тело героя.
  • Сусанина отыскали. Якобы, захоронен он в Ипатьевском монастыре .
  • Однако эту версию подвергают сомнениям. Некоторые исследователи склонны полагать, что похоронен он на родине, в Домнино .

Факт 6. Кто убил Сусанина?

  • Считается, что поляки во время пыток.
  • Однако это могли сделать либо разбойники, либо бунтовщики, которые шастали по лесу.
  • Соответственно, из рук врага крестьянин мог вырваться.

Эти интересные факты уже доказаны. Хотя некоторые из них еще находятся под сомнение, однако, это все равно считается правдой.

В каком году был написан «Иван Сусанин»: дата

Для написания сочинения обязательно понадобится дата, в каком году был написан «Иван Сусанин» . Вот эта информация:

Кондратий Федорович Рылеев воспел подвиг Ивана Сусанина в 1822 году . Что же касается одноименной оперы М. Глинки , она была создана несколько позже – в 1836 . Однако мало кто знает, что это не первые попытки оживить исторические события того времени. На самом деле, существует еще более древний источник - опера Катерино Кавоса «Иван Сусанин» . Ее премьера состоялась в 1815 году . Следует отметить, что выдержано творение было в стиле французской комик оперы, в которой диалоги занимали с музыкой приблизительно равное количество места.

Иван Сусанин - русский национальный герой: сочинение



«Иван Сусанин - русский национальный герой» - такая тема часто задается в школе по русскому языку и литературе для написания творений. Вот вариант, как можно написать такое сочинение:

Наверное, не найдется человека, что не помнил бы имени героя, который не пожалел живота своего за царя и свободу родного края. Память о нем переходит из поколения в поколение. Патриотизму Сусанина можно только позавидовать. Не напрасно его светлый образ нашел отражение в музыке и литературе. Мало того, существуют даже памятники этому человеку.

В то время было много насилия и грабежей. Бушевало народное возмущение. Именно поэтому царь был выбран народом. На престол взошел Михаил Федорович Романов . Прознали об этом поляки и решили молодого царя убить. Пришли они на земли русские, и потребовали крестьянина провести их в село. Однако Иван перехитрил супостатов. Он отправил зятя к Романову с предупреждением, а сам завел врагов в дебри, которые окружали топкие болота. Чтобы они уже не смогли оттуда выбраться.

К слову, в обмане Сусанин признался сам и пытки принял с достоинством. Его мужеством невозможно не восхищаться. Потомки героя были щедро вознаграждены царской семьей. Немудрено, ведь Романовы обязаны ему жизнью Михаила. Сусанина в своей думе воспевал не только Рылеев , но и множество иных деятелей искусства. Это образ бесстрашного народного защитника.

Отклик о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина: кратко

К сочинению может понадобится написать отклик. Вот небольшая выдержка о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина :

Будучи преданным царю, Иван не позволил себе привести к нему врагов самолично, а пожертвовал собственной жизнью ради того, чтобы устранить отряды и оградить правителя от нападения. Он поступил не только как преданный гражданин своей страны, но и как мужчина – сильный, смелый, самоотверженный и благородный.

Значение подвига Ивана Сусанина: важное



Иван Сусанин - русский национальный герой

Значимость того события для семьи Романовых и России в целом, огромная. Об этом знают все. Вот как можно описать значение подвига Ивана Сусанина :

Со стороны кажется, что просто повести врага «не в ту сторону» - не такое уж сложное дело. Тем более, что чужеземец не знает местности, доверяет проводнику. Но, несмотря на то, что Сусанин не бросался на врага с оружием наперевес, а действовал иными методами, его подвиг имеет огромное значение. Ведь итогом послужило спасение самого царя.

Кстати, поступок Ивана Сусанина доказывает, что, иногда, для того, чтобы защитить Отечество и свои идеалы, не обязательно ввязываться в открытую драку. Можно устранить неприятеля смекалкой, используя иные преимущества. По сути, крестьянин лишил правителя прямой угрозы его жизни, а значит, сделал многое и для страны в целом.

Видео: Фильм «Иван Сусанин»

Прочитайте статьи

Публикации раздела Музыка

Две оперы Михаила Глинки в 10 фактах

О перные сочинения Глинки открыли новый этап в развитии российского музыкального театра. Сочинений было два - «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила», и оба они предопределили дальнейший путь русской национальной оперы. Мы проследили судьбу постановок на музыку Михаила Глинки и выбрали 10 малоизвестных фактов.

«Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)

Илья Репин. Портрет Михаила Глинки. 1887 год

Федор Федоровский. Эскиз декорации к заключительной сцене оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». 1939

Эскиз декораций к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин». 1951. Иллюстрация: art16.ru

1. Идею создать оперу о подвиге Ивана Сусанина Глинке предложил его друг Василий Жуковский: «…как бы по волшебному действию вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке - польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки - все это разом вспыхнуло в голове моей», - вспоминал потом композитор.

2. В работе над оперой существуют свои каноны: музыку принято писать, ориентируясь на слово. Однако Глинка действовал наоборот, что породило сложности в создании поэтического текста либретто. Успеть за музыкой Глинки пытались Нестор Кукольник, Владимир Сологуб, князь Владимир Одоевский и сам Жуковский. Но удалось это по большей части только барону Георгу фон Розену. Глинка больше всего ценил в нем способность сочинять слова уже к готовой музыке: «У Розена по карманам были разложены впредь уже заготовленные стихи, и мне стоило сказать, какого сорта, то есть размера, мне нужно и сколько стихов, он вынимал столько каждого сорта, сколько следовало, и каждый сорт из особенного кармана. Когда же размер и мысль [не] подходили к музыке и [не] согласовались с ходом драмы, тогда являлось в моем пиите необыкновенное упрямство. Он каждый свой стих защищал с стоическим геройством».

3. Зрители музыку Глинки не оценили и даже называли ее «мужицкой», «кучерской», «простонародной». В опере «Жизнь за царя» композитор обращается к жанру русской народной песни, стараясь показать национальный колорит. Это было чуждо придворным слушателям, привыкшим к номерам в духе итальянской арии. А вот Николай I оперой остался очень доволен и в знак своего восхищения подарил Глинке бриллиантовый перстень.

4. После революции 1917 года были предприняты попытки изменить сюжет оперы и перенести ее в советские реалии: «Первая редакция была - перенесение времени действия в эпоху большевистской революции. В соответствии с этим Иван Сусанин обратился в «предсельсовета» - в передового крестьянина, стоящего за советскую родину. Ваня обращен был в комсомольца. Поляки остались на месте потому, что в это время как раз была война с Польшей, где выдвинулся Тухачевский». Финальный гимн был перефразирован: «Славься, славься, советский строй» (Леонид Сабанеев. «Воспоминания о России»).

Петр Вильямс. Эскиз декорации «Доминино» к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин». 1939. Иллюстрация: tamart.ru

Рисунок по мотивам оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». Иллюстрация: intoclassics.net

Федор Федоровский. Эскиз декорации к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин». Театр имени Кирова. 1940. Иллюстрация: megabook.ru

5. Однако известной стала другая постановка оперы - 1939 года, в ее основу легло либретто поэта Сергея Городецкого. Его вариант либретто сильно изменил сюжет: в оперу «прибыли» новые герои в лице Минина и Пожарского. Король Сигизмунд посылает отряд, чтобы разгромить русское ополчение. Войско оказывается под Костромой, в деревне, где живет крестьянин Иван Сусанин. Поляки требуют, чтобы тот показал им дорогу к стану Минина. О том, что Сусанин спас находившегося в монастыре под Костромой царя Михаила Федоровича, в новом варианте ничего не говорилось. Более того, в тексте либретто упоминания о царе вовсе отсутствовали. По указу Сталина опера стала называться «Иван Сусанин». С такими сюжетом и названием сочинение прозвучало на всех оперных сценах Советского Союза.

«Руслан и Людмила»

Николай Ге. «Руслан и Людмила». Вторая половина XIX века

Иван Билибин. Дворец Черномора. Эскиз декораций к опере Михаил Глинки «Руслан и Людмила». 1900. Иллюстрация: belcanto.ru

Константин Сомов. Людмила в саду Черномора. На сюжет поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила». 1897. Иллюстрация: belcanto.ru

1. Александр Пушкин знал о намерении Глинки создать оперу по его поэме и даже собирался помочь ему в написании либретто, потому как считал, что текст «Руслана и Людмилы» надо изменить. Но какие именно правки хотел внести Пушкин, Глинка так и не узнал. Внезапная смерть поэта помешала их сотрудничеству. Работа над оперой и либретто затянулась на пять лет.

2. Глинка исключил ироничные и легкомысленные сцены, сделав акцент на национально-русском характере. Он придал своему творению черты эпической монументальности: контрастные по содержанию картины неторопливо сменяют друг друга.

3. Глинка придумал новый оркестровый прием - подражание гуслям в звучании арфы пиццикато и фортепиано. Позднее Николай Римский-Корсаков применил его в операх «Снегурочка» и

Иван Билибин. Сады Черномора. Эскиз декораций к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила». 1913 год. Иллюстрация: belcanto.ru

5. Николай I демонстративно ушел с премьеры, не дослушав оперу до конца. А все потому, что в спектакле он увидел насмешку над собой. В IV действии Черномор шествует со свитой под звуки марша, исполняемого духовым военным оркестром на сцене (всем была известна любовь императора к военным парадам); затем в замке Черномора танцуют кавказский танец - лезгинку (под руководством императора Россия вела затяжную и далеко не всегда успешную войну на Кавказе). Вскоре после премьеры театральная дирекция «ради экономии» отказалась от военного оркестра на сцене, и это послужило поводом для сокращения марша в последующих постановках.

Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.

Подвиг Ивана Сусанина

С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.

«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.

Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».

Официальная версия

Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.

В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.

Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.

Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.

Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней - чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери - имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

История символическая, притчевая, таинственная.

Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?

Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.

Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.

Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.

Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.

И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.

Иван Сусанин: мученический венец

С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.

«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.

Строки эти незабываемы:

«Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит». —

«Злодей!», закричали враги закипев:
«Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» —
«Умри же!» Сарматы Герою вскричали —
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
«Погибни, предатель! Конец твой настал!» —
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».

«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.

Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.

Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.

История о подвиге Ивана Сусанина известна, пожалуй, каждому. Простой мужик ценой своей жизни увел отряд неприятеля от деревни, в которой находился основатель династии Романовых Михаил Федорович. Эта версия о крестьянине-патриоте из поколения в поколение популяризировалась представителями царской семьи. Тем не менее, существует немало точек зрения, которые ставят под сомнение такой вариант развития событий.

Согласно общепринятой версии, крепостной Иван Сусанин жил в селе Домнино (примерно 75 км от Костромы). Там же, в вотчине, зимой 1613 года находился и новоизбранный царь Михаил Романов с матерью инокиней Марфой. Узнав об этом, литовско-польский отряд отправился к селу, чтобы не дать Романову взойти на российский престол.

По пути в Домнино полякам повстречался вотчинный староста Иван Сусанин. Они заставили его указать дорогу к царю, а тот, в свою очередь, повел отряд в другую сторону. При этом он сумел послать своего зятя Богдана Собинина с сообщением к Михаилу Романову.

Когда поляки поняли, что Сусанин их уводит в другую сторону по Исуповскому (Чистому) болоту, они его жестоко пытали, а потом и вовсе «изрубили в мелкие куски». Царь за это время нашел укрытие в Костромском Ипатьевском монастыре.

Из поколения в поколение передавалась история о подвиге Ивана Сусанина. Время от времени она обрастала новыми подробностями. В 1836 году в Большом театре в Петербурге состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». В либретто (текст к музыкальному произведению) закрепилась окончательная версия истории об Иване Сусанине как спасителе царя Михаила – основателя династии Романовых. Но, что именно происходило в окрестностях села Домнино за 200 лет до премьеры оперы, доподлинно неизвестно.

Тому, что Иван Сусанин существовал на самом деле, есть реальное подтверждение в виде царского документа XVII века. Когда Смута закончилась и Михаил Романов твердо сидел на троне, некто Богдан Собинин предъявил государю челобитную. В ответ Михаил Федорович пожаловал грамоту, согласно которой село Домнино переходило во владение Собинина:

«Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры ы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».

В дополнение к этому царь полностью освобождал село от всех налогов и давал им вольную:

«Наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни в какие подати имати с них не велели... и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно».

О том, по какой именно причине царь проявил такую милость, не указывается ни в одном официальном документе.

У польских историков на этот счет есть свое мнение, согласно которому в марте-апреле 1613 года шляхтичей в Костроме быть не могло. Ведь Михаил Романов находился в статусе уже избранного царя, поэтому не было смысла его убивать с целью снова возвести на трон польского претендента.

Исуповское (Чистое болото) тоже нельзя назвать непроходимым, в самом широком месте оно достигало всего 5 км. Неприятель не мог заблудиться той местности, т. к. отовсюду был виден купол церкви в селе Домнино.

Ученые спорят о том, кто же тогда мог разбойничать в Костромском уезде. Многие склоняются к версии, что вооруженным отрядом вполне могли быть казаки, явившиеся с берегов Днепра, Дона, Яика (Урала) или Терека. Во времена Смуты они поддерживали тех, кто больше заплатит (в том числе и поляков), да и грабили попутно всех, кто попадется. Скорее всего, именно их довелось уводить прочь от селения Ивану Сусанину.



Рассказать друзьям