Чтение в средней группе по теме весна. Комплексное занятие с детьми средней группы детского сада по развитию речи и ознакомлению с природой на тему "весна"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Автор занятия: воспитатель средней группы Набатчикова Светлана Евгеньевна

Конспект занятия чтение художественной литературы в экологическом развитии дошкольников

«Весна идет».

Цель: Познакомить детей со стихотворением И.Токмаковой «Весна», закрепить у детей знания о признаках весны, формировать у детей бережное отношение к природе, закрепить знания детей о правилах поведения в природе.

Задачи:

1. Учить детей внимательно слушать стихотворение.

2. Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме;

3. Продолжать знакомить детей с названиями весенних цветов (ландыш, подснежник, фиалка, незабудка, одуванчик - лесные, полевые цветы; тюльпан, нарцисс, крокус – садовые цветы).

4.Формировать бережное отношение к природе, знания детей о правилах поведения в природе.

5. Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;

6. Вызвать у детей радость от проделанной деятельности.

Материал к занятию:

1. Стенгазета «Весна – весняночка»;

2. Мольберт.

3. Иллюстрации весенних цветов: (ландыш, подснежник, фиалка, незабудка, одуванчик, медуница, тюльпан, крокус, нарцисс).

3. Игра «Собери букет»

4. Ватман зеленого цвета (поляна), первоцветы (подснежники).

Предварительная работа:

1. наблюдения в природе;

2. чтение ;

3. рассматривание картин и иллюстраций о весне;

Ход занятия:

В раздевалке жужжит пчелка, жалуется, что негде взять нектар, она проснулась, облетела все кругом, а цветов нигде нет. Кто же ее разбудил?

Воспитатель: Подожди пчелка не сердись, сейчас мы все вместе разберемся, в чем здесь дело.

1 часть : Дети входят в группу, видят на полу голубые следы-лужицы, идут по следам к картине (змейкой). (Если есть солнце, можно следы потрогать руками.)

Воспитатель: Кто же это такие странные следы оставил? Следы похожи на лужи. Куда же они нас приведут? Кажется, я догадываюсь кто это!

Воспитатель: с детьми доходят до картины «Весна - весняночка».

Воспитатель:Ребята посмотрите, куда привели нас следы. К картине. Здесь кто-то что-то изобразил и оставил нам письмо. Садитесь ребята на стулья. Я прочту письмо. Читают.

Воспитатель:Ребята, посмотрите внимательно на картину. Я оставила вам, загадки, а отгадки вы найдете на картине, тогда вы узнаете кто я?

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник -

Смастерили мы... (Скворечник)

В голубой рубашечке,

Бежит по дну овражка. (Ручей)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

Здесь на ветке чей - то дом,

Ни дверей в нем, не окон,

Но птенцам там жить тепло,

Дом такой зовут... (Гнездо)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

На реке и треск, и гром,

Это значит ледолом,

На реке идет лед

Это значит...(Ледоход)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

Морковка бела,

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело -

Всю морковку съело (Сосулька)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

У него морковный нос,

Очень любит он мороз,

В стужу, он не замерзает.

А весна приходит - тает. (Снеговик)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (Подснежник)

Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет (Весна)

Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени года эта картина? (о весне)

Воспитатель: Так вот оказывается, кто здесь наследил и пчелку разбудил. Это Весна пришла! А теперь, послушайте какое стихотворение, написала поэтесса Ирина Токмакова.

«Весна»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны.

(И. Токмакова)

Воспитатель : Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет!

Проводится подвижная игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу,

взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках,

руки вверх.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а весна и здесь наследила. И куда нас приведут ее следы? Дети с воспитателем идут к стенду «Весенние цветы».

Воспитатель : Ребята, посмотрите! А вот и цветочки выросли. Вот видишь, пчелка мы нашли для тебя цветы.

(Дети подходят к стенду «Весенние цветы)

Воспитатель : Какие весенние цветы здесь растут?

Дети по очереди показывают и называют цветы.

Ландыш, подснежник, фиалка, незабудка, одуванчик, медуница-это лесные и полевые цветы. Тюльпан, нарцисс, крокус- это садовые цветы.

Их еще называют первоцветами. Ребята, а почему их так называют?

Потому, что они появляются первыми, после зимы. Снег еще не растаял, а подснежники уже расцвели.

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: Ребята, а давайте соберем букеты из цветов.

Проводится дидактическая игра «Собери букет»

Дети делятся на 2 команды, подходят к столу, на столе лежат две вазы и разные весенние цветы (садовые и лесные). Дети собирают цветы в букеты. (Первая команда собирает – садовые цветы те, которые люди специально выращивают в саду для букетов; вторая команда - лесные и полевые те, что выросли в природе.) Дети собрали букеты.

Воспитатель: Ребята вы молодцы. Вы собрали букеты, но допустили ошибку. Какую?Все ли цветы можно собирать в букет? (нет). А как вы, думаете, какие цветы можно собрать в букет? (Садовые). Их специально выращивают для букетов. А как вы, думаете, можно собирать в букет цветы в лесу или в поле (в природе)? (нет) Что будет, если мы все цветы в лесу сорвем? Ответы детей. (не красиво, пусто). Цветение весенних цветов не долгое, но все они привлекают большое количество насекомых, в первую очередь пчел, ведь почти все весенние цветы - медоносы. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить цветы. Находясь в лесу, не будем срывать растения для букетов.Будем составлять букеты только из тех цветов, которые выращены человеком. Давайте, мы исправим нашу ошибку. Лесные и луговые цветы посадим на поляну. Так что пчелка всегда сможет на нее прилететь.

2 часть : Дети выполняют коллективную работу «Поляна первоцветов » (звучит аудиозапись «Волшебные звуки природы – пение птиц, шум воды, колокольчики).

Воспитатель : Ну, вот пчелка и другие насекомые всегда смогут прилететь на нашу поляну.

Воспитатель: Дерево, трава, цветок и птица. НЕ всегда умеет защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Все цветы для нас растут. Их не рвите, пусть живут!

Воспитатель ставит знак не рвать цветы (знак не рвать цветы).

3 часть : Воспитатель подводит итоги, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось? (отгадывали загадки о весенних приметах, показали, как весна идет, вспомнили названия первоцветов, собрали букеты, посадили поляну цветов). Скажите мне ребята, вам интересно было заниматься сегодня? А какое у вас настроение после занятия веселое или грустное? Я хочу пожелать, чтобы хорошее настроение сопровождало вас весь день.



Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы (4 - 5 лет) по теме «Весна пришла».

Цели:

Образовательные : закреплять знания о смене времен года; дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе; выявлять простейшие причинно-следственные связи; учить детей запоминать и пересказывать небольшой текст, активизировать наблюдательность; учить детей создавать из бумаги кораблики, комбинируя приемы аппликации: срезание угла для получения корпуса кораблика, разрезание прямоугольника по диагонали для получения паруса.

Развивающие : развивать пальчиковую моторику - умение сочетать речь с движениями (мелкими и общими); развивать слуховое и зрительное внимание.

Речевые : формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь, умение запоминать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре.

Воспитательные : воспитывать любовь к природе.

Материал : картина «Весна»; мягкая игрушка Солнышко; массажные коврики.

Раздаточный материал : прямоугольники из бумаги, ножницы, клей, клеёнка, салфетка, листы бумаги с изображенным ручейком.

Набор дел :

Рассматривание альбома «Весна»; загадка о весне; пересказ рассказа «Пришла весна, потекла вода»; физкультминутка «Ручеек», Игра «Кораблик плыви ко мне», индивидуальная работа, гимнастика для глаз «Солнышко», наблюдения на прогулке за признаками весны.

Организационный момент .

Подходи ко мне дружок.

Становись скорей в кружок.

Справа друг и слева друг,

Каждый каждому тут друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

(весной)

Какое время года сейчас на улице?

Какое время года было?

Дети садятся на стулья.

Рассматривание картины .

(Дидактический материал в картинках. Времена года: в городе, в деревне, в природе.)

Посмотрите внимательно на картину.

Какое время года изображено на ней?

Почему вы так решили?

Обратите внимание на небе.

Какое небо весной?

А солнце весной какое?

Что происходит со снегом весной?

Что происходит с деревьями весной?

Каких животных вы видите на картине?

Это какие животные?

А кого из этих животных мы не можем увидеть на зимней картине?

Снег растаял и появились первые цветы.

Как они называются?

Ребята, а кто ещё изображен на картине?

Во что они одеты?

Чем заняты ребята?

Как появились ручьи?

Молодцы!

Когда приходит весна и текут ручьи, всем хочется построить кораблик и поплыть далеко-далеко.

Послушайте об этом рассказ Л.Н.Толстого очень внимательно, будем его пересказывать.(Чтение рассказа ):

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка поплыла, а дети побежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали.

Понравился рассказ? О чем он?

Что сделали дети? Как они играли с лодочкой? Им было весело?

В: Кто хочет об этом рассказать? Вызывает ребенка, который хорошо запоминает и рассказывает. Затем еще двух-трех детей. Помогает: тихо подсказывает слова, поощряет.

Оценивает только положительно.- Молодцы!

Ребята, а вы хотите не только рассказать, что происходит на улице когда приходит весна, но и показать?

Физминутка: «Ручеек».

В: Вставайте парами. Последняя пара проходит под поднятыми над головой руками и встает впереди, сразу сзади другая пара проходит вперед.

«Потекли, как ручеек». Игра длится 30-40 секунд.

В: Вы в парах продолжите играть в занимательную игру «Плыви ко мне кораблик»

Дети встаю около тазика с заранее налитой водой и дуют на кораблик от одного к другому- вдох выдох. Игра длится одну минуту.

В: А теперь мы с вами будем делать кораблики:

Берем голубую цветную бумагу, три прямоугольника из белой бумаги: Из одного прямоугольника дети делают лодочку, срезав углы, другой- разрезают по диагонали - это парус, а из маленького прямоугольника - флажок. Все детали дети наклеивают на голубой лист бумаги.

Молодцы!

Давайте сделаем один длинный ручей. И наши кораблики отправятся в плавание.

Дети выкладывают свои работы на стол, делая длинный ручей.

Рассматривают работы других детей.

Ребята, вы так старались. Ваши глаза устали. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Солнышко».

Солнышко, солнышко!

В небе свети!

Яркие лучики нам протяни!

Солнечный лучик быстро скакал

И на плечо он к ребятам попал.

Солнечный лучик песенку пел

Каждый себе на плечо посмотрел.

Солнышко скрылось,

Ушло на покой.

Мы же на место

Сядем с тобой!

Руки поднять вверх, качать вправо, влево, следя глазами.

Руки вперед.

Вытянуть вперед правую руку. Медленно вести указательным пальцем правой руки от кисти до плеча, следя глазами. Повторить тоже с левой рукой.

Закрыть глаза.

Сесть на место.

Ребята, вы так много знаете о весне.

А вы зиму с весной не перепутаете?

Давайте проверим:

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

Всё правильно ответили, молодцы.

Занятие длится 25-30 мин.

Программное содержание: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной. Развивать интерес к театрализованным играм. Работа по картине.

Задачи:

Развивающие:

  1. Расширение лексического запаса по теме “Весна”.
  2. Развитие умения подбирать действия и признаки.
  3. Развитие связной речи.
  4. Развитие общей моторики.
  5. Развитие артикуляционной моторики и мимических движения лица.
  6. Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
  7. Развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитание бережного отношения, любви к природе.
  2. Формирование умения работать в коллективе.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеёк, сосулька, цветы, птицы.

Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”.

Оборудование: картина “Весна”, макеты цветов. Магнитофон, кастета с релаксационной музыкой, костюмы зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок и зонтик;

Список использованной литературы:

  1. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду М: ТЦ Сфера 2002 г.
  2. Сценарий весеннего праздника для детей 3-5 лет “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяна ЕВТЮКОВА, специально для детского портала “Солнышко”. Опубликовано 4 февраля 2002 года.

План комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой на тему “Весна”:

1. Организационный момент. (2 минуты)

Введение в тему занятия “Весна”;

Антонимы зима-весна (развитие умения подбирать антонимы).

2. Работа по картинке, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”. (7 минут)

Рассматривание картинки и ответы детей на вопросы воспитателя;

Развитие умения обозначать качества, свойства изображённых на картинке предметов с помощью прилагательных, формирование грамматического строя речи;

Упражнение “Ветерок” на развитие речевого дыхания;

Упражнение на воспитание звуковой культуры речи, отрабатывание правильного произношения парных звуков “Ш-Ж”.

3. Физкультминутка “солнечные цветочки”. (2 минуты)

Развитие общей моторики;

Снятие психофизических зажимов.

4.Сказка “ Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи. (7 минут)

Развитие связной речи;

Обогащение через речь чувственного опыта воспитанников, пополнение лексики разнообразием слов-определений.

Распознование по мимике настроения;

Развитие интереса к театрализованному действию.

5. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала. (1 минута)

Словарная работа: Весна,весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеёк, сосулька, цветы, птицы.

6. Игра “Воробышки и дождик”. (1 минута)

Развитие умения декламировать стихи хором;

Развитие умения действовать по команде;

Сплочение детского коллектива.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, все сели на свои места, начинается занятие.

Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)

А какие весенние месяцы вы знаете?

Март, апрель, май.

Как много вы знаете о весне!

Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

Всё правильно ответили, молодцы.

2. Работа по картине, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”.

Ребята, очень внимательно посмотрите на картину.

А теперь ответьте на мои вопросы:

Какое время года изображено на картине? - Весна.

Как вы догадались? По каким признакам? - Ярко светит солнышко. Небо голубое. Деревья ещё без листьев. Набухают почки. Травка зеленеет. Появились первые цветочки.

Солнышко какое? - яркое, ласковое, доброе, тёплое.

А травка какая? - зелёная, нежная, маленькая.

Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.

Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).

Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш

А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж

3. Физкультминутка “Солнечные цветочки”.

А сейчас, ребята, мы с вами сами превратимся в весенние солнечные цветочки (включается аудиозапись приятной музыки).

Мы сидим в земле, как семечки (дети присели).

Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх).

Распускаем, как цветочки (дети разводят руки в стороны).

Молодцы, ребята, какие замечательные солнечные цветочки расцвели в нашей группе. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

4.Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи.

Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.

А сейчас мы разыграем сказку про колобка на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)

Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяны ЕВТЮКОВОЙ

Бабушка: Ой, а это что такое?

Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.

Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)

Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать

Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?

Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?

Дети: Март!

Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…

Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.

Бабушка: Слушайте загадку от Волка:

Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?

Поёт ещё раз песенку.

Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый.Отгадаешь загадку мою - отпущу.

Бабушка: Загадка от медведя:

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?

Дети: Май!

Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!

Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса: Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка: Загадка от лисы:

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.

Колобок (задумчиво):

Дети, помогите мне ещё раз!

Дети: Весна!

Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)

Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла!!! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)

5. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.

Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

О весне.

Какие весенние месяцы вы знаете?

Март, апрель, май.

Какие признаки весны вы знаете?

Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.

Молодцы, все сегодня хорошо поработали.

6. Игра “Воробышки и дождик” (развитие умения действовать по команде, развитие умения декламировать стихи хором, сплочение детского коллектива).

Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:

Воробей с березы на дорожку прыг!
Больше нет морозов чик-чирик!!!

По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.

Воспитатель

Цели: закрепить знания детей о времени года «весна», продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения-пластилинография.

1. Образовательные:

Закрепить умение выделять признаки весны;

Активизировать предметный словарь по теме «весна»

Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей

Учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.

2.. Развивающие:

Продолжать развивать связную речь детей,

Развивать двигательную активность

Развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию

Развивать мелкую моторику рук

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающему миру и изменениям, происходящим в нем;

Материал:

Плотный картон оранжевого, розового, жёлтого цвета.

Пластилин синий, белый, зелёный.

Доска для лепки

Иллюстрация с изображением подснежника, сосульки, сюжетные картинки «Весна», мяч, сосульки, тазик.

Предварительная работа. Беседы о весне, о первых цветах, о приметах весны. Заучивание загадок, стихов о весне, чтение сказок, рисование цветов, сюжетно-ролевая игра «Путешествие по весеннему городу».

Прослушивание музыки «Времена года».

Составление описательного рассказа "весна".

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята! Послушайте стихотворение.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце, землю согревая,

Гонит с нашей речки лед,

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет!

О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О весне). Как вы это поняли? (Ответы детей: пригревает солнце, день становится длиннее ночи, снег становится грязным, рыхлым, начинает таять, капают сосульки, из теплых стран возвращаются птицы… Воспитатель помогает детям, зачитывая строки стихотворения). Молодцы ребятки, а как называется первый весенний месяц? (Ответы детей). Какие еще месяцы придут вслед за мартом? Сколько всего месяцев бывает весной? Повторите хором: «Март, апрель, май – их не забывай!»

2. Дидактические игры. Загадки.

Дидактическая игра «Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает загадку о разных временах года.

1. Дел у меня не мало-

Я белом одеялом

Все землю укрываю, в лед реки убираю, белю поля, дома

Зовут меня. (зима)

2. Я раскрываю почки, в зеленые листочки

Деревья одеваю, Посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня (весна)

3. Я соткана из зноя, несу тепло с тобою, я реки согреваю,

Купайтесь! Приглашаю.

И любите за это, вы все меня. Я. (лето)

4. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и елочек. Я (осень)

5.Яркая стоит погода.

Рано солнышко встает.

Днем и греет, и печет,

Речка манит нас прохладой,

В лес за ягодами надо, Землянику поспевай,

Не ленись, да собирай.

Ответ (лето).

6.Расчудесная погода

Улыбается природа!

Изумрудная пора

Рада, рада детвора!

Солнышко румяное,

Утречко туманное.

Ответ (лето).

7.Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ответ (осенью).

8.Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла.

Ответ (весна).

Дидактическая игра «Бывает — не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Сосульки летом … (не бывает) капель летом … (не бывает

А теперь мы поиграем в игру, которая называется «Весенние словечки». Я буду называть слова, а вы отгадайте, о чем я говорю.

1. Голубое, ясное, безоблачное, чистое … (небо)

2. Длинная, прозрачная, холодная, сверкающая … (сосулька)

3. Яркое, ласковое, золотое, лучистое … (солнце)

4. Светлый, весенний, солнечный, погожий … (день)

5. Теплый, приятный, легкий, свежий … (ветер)

6. Грязный, рыхлый, холодный, подтаявший … (снег)

7. Молодая, зеленая, свежая, нежная, первая (трава).

Как хорошо вы знаете все приметы весны. Значит, вы без труда отгадаете мои загадки.

Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в … (ручей)

Что за тонкие иголки

Зеленеют на пригорке?

Это, выросши едва,

К солнцу тянется … (трава)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький … (подснежник)

Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли … (почки)

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к вам пришла … (весна)

3 Физкультминутка «Пришла Весна»

Давайте покажем, как к нам весна идет.

Если речка голубая пробудилась ото сна (руки через стороны вверх, потянулись)

И бежит в полях, сверкая, (прыжки на месте)

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна, (приседания)

И поет пичужек стая –

Значит, к нам пришла весна. (хлопки в ладоши)

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна, (наклоны головы к левому-правому плечам)

Нам еще приятней станет –

Значит, к нам пришла весна. (хлопки в ладоши)

Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?

Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной
(Сосулька)

Вот сколько сосулек. Возьмите по одной.

Потрогайте сосульку, какая она? (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая).

Какая она по форме? На что она похожа? (На морковку).

Посмотрите на нее, какая она? (Прозрачная, блестящая, переливается на солнце…)

Если сосулька упадет, что произойдет? (Она разобьется). Давайте проверим. (Роняю). Значит, она, какая? (Хрупкая). Что еще бьется при падении? (Стекло).

Что происходит с сосулькой в тепле? (Тает).

Возьмите сосульку в руку, что вы видите? (По сосульке стекают капельки). Послушайте, как звенят капли. (Подставить поднос).

Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель.

Воспитатель: Ранней весной на открытых местах, на проталинках, где снег успел растаять, появляются первые цветы.

Первый вылез из темницы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Дети: Это подснежник.

Воспитатель: в марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок - первый мартовский цветок.

Воспитатель: Верно, а кто-нибудь из вас знает, почему он так называется?

Дети: Подснежник появляется из-под снега; он распускается, он белый, как снег…

Воспитатель: Верно, он начинает под снегом и появляется ранней весной, не боится ни холода, ни морозов, ни сильного ветра. Вот такой он закаленный!

Воспитатель: Нежные цветы подснежника, похожие на колокольчики, привлекают внимание всех, кто их видит. Люди собирают первоцветы в букетики, не думая о том, что в неволе они быстро завянут и долго не проживут. Поэтому, чтобы не губить природу, можно сфотографировать цветы, нарисовать или выполнить лепную картинку с их изображением. И мы сейчас с вами это сделаем.

4. Практическая часть:

Рассматривание иллюстрации с изображением подснежника, выделение частей (стебель, листья, цветок)

Стебельки: Скатать тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета и закрепить их на основе.

Листики.: Скатать тонкую колбаску зеленого цвета, пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листики у стебелька, расплющить, закрепить на основе.

Лепестки подснежника: скатать колбаску белого цвета, заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок. Точно так же изобразить другие подснежники.

Разминка для пальчиков: «Ладошки»

Вот у нас игра какая

Хлоп ладошка, хлоп другая

Правой левую ладошку

Мы похлопаем немножко

А потом ладошкой левой

Ты хлопки по правой делай.

А потом, потом, потом

Даже щечки мы побьем.

Вверх ладошки - хлоп, хлоп, хлоп.

По коленкам - шлеп, шлеп шлеп.

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлепай.

Можем хлопнуть за спиной

Хлопаем перед собой!

Справа можем, слева можем!

И крест-накрест руки сложим!

И погладим мы себя

Вот какая красота!

Дети выполняют задание.

5. Итог занятия.

Ребята, весенние приметы мы с вами назвали, загадки о весне отгадали, показали, как весна идет, поиграли в весенние словечки, сделали картину.

Ребята, а зиму с весной не перепутаете?

Сейчас проверим.

Зима ушла, а весна - … - пришла.

Зима холодная, а весна - … - тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - … - греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

Всё правильно ответили, молодцы.

Вот сколько всего успели сделать. Что вам больше всего понравилось?

Что мы делали сегодня на занятии?

Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне).

Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).

Какие признаки весны вы знаете? (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран).

Ребята, вы справились со всеми заданиями. Молодцы, все сегодня хорошо поработали.


Конспект ННОД

Медведева Наталья Яковлевна

воспитатель 1кв. категория

ННОД Развитие речи

ОО «Развитие речи»

Тема «Чтение стихов о весне»

Возраст детей 4-5 лет

Цель: Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме.
Задачи:
1.
Учить детей внимательно слушать стихотворение. ;

2. Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

3. Формировать бережное отношение к природе

Оборудование: презентация по теме, солнышко с лучиками, мяч, магнитофон, аудиозапись со звуками природы.

Ход ННОД:

Воспитатель: С колокольчиком хожу

На ребяток я гляжу

Колокольчик заводной,

Кто играть пойдет со мной?

Ребята, давайте встанем все в круг.(Дети образуют круг)

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое.

Мы живём в одном краю

Всех я вас приветствую.

А вы поприветствуйте наших гостей (Дети здороваются с гостями )

Воспитатель: «Где у вас язычок живет?»

Дети: В ротике.

Воспитатель: Проснулся язычок утром, выглянул в окошко. (Высунуть язык ).

Посмотрел наверх: светит солнышко (Поднять язык кверху ).

Потом посмотрел вниз: нет ли луж на земле? (Опустить язык вниз ).

Понравилось язычку на улице, и пошел гулять. (Покусать язык зубками ).

Ребята давайте подойдем к окну, я вам прочитаю стихотворение Елены Каргановой

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла Дети: (весна)

Воспитатель: это стихотворение так и называется «К нам пришла весна». Вам понравилось это стихотворение? Скажите, пожалуйста, какие признаки весны описал автор в своем стихотворение.

Ответы детей.

Воспитатель: какой самый первый признак весны?

Дети: ярко светит солнышко.

Воспитатель: а вы хотите чтобы в нашей группе светило свое солнышко? Давайте возьмем лучики и прикрепим его к нашему солнышку, но когда будем прикреплять, нужно сказать какое оно солнышко, согласны.

Дети: берут лучики и прикрепляют к фланелеграфу со словами солнышко(лучистое, круглое, золотое и т.д.)

Воспитатель: какое у нас замечательное солнышко появилось в группе, вам нравиться? Весной начинает припекать солнышко, что происходит?

Дети: начинает таять снег, бегут ручейки, капает капель.

Воспитатель: а вы хотите послушать звуки весны. Воспитатель включает аудиозапись со звуками весны.

Дети по звуку узнают журчание ручейка, звон капели.

Любовь Алейникова

Крыши в кепках, набекрень,
Начинается капель,
С козырьков стекают капли,
Глазки трёт Зима и плачет.
Это солнышко согрело
Зимушку усталую,
И ручьи уносят смело,
В речку воду талую.

Воспитатель: ребята давайте вспомним, что умеет делать ручеек и капель.

Дети: ручеек (бежит, льется, журчит, звенит), капель (капает, звенит, тает).

Воспитатель: снег тает, побежали быстрые ручейки кого они могут разбудить?

Дети: медведя, ежа и т.д.

Воспитатель: ребята мы с вами учили стихотворение Георгия Ладонщикова «Медведь». Давайте его вспомним и дружно, выразительно расскажем гостям. Дети коллективно читают стих.

Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый.
Слышит: каплет! -
Вот беда!
В темноте пошарил лапой,
И вскочил -
Кругом вода!
Заспешил медведь наружу:
Заливает - не до сна!
Вылез он и видит:
Лужи,
Тает снег…
Пришла весна.

Воспитатель: молодцы. Весной медведица из берлоги выходит не одна а с медвежонком и у многих лесных животных появляются детеныши. Вы хотите поиграть в игру «Мамы и малыши».

Проводится игра с мячом, дети встают в круг воспитатель кидает мяч и называет маму, например медведица, ребенок возвращая мяч называет детеныша.

Воспитатель: весной природа просыпается и появляются…?

Ответы детей: цветы, травка, листочки

Воспитатель: вы знаете как называется первый весенний цветок.

Дети: подснежник.

Воспитатель: правильно, а вы хотите послушать стихотворение о подснежнике.

Из-под снега, на проталинке,
Самый первый, самый маленький,
Мокролюб, цветочек-вешник -
Распустил бутон подснежник.

(Олег Карелин)

Воспитатель:все ли слова вам понятны в этом стихотворении?

Ответы детей.

Воспитатель: мокролюб- означает любит, когда много воды, подснежник и появляется тогда, когда много воды, во время таяния снега давайте вместе скажем мокролюб.

Дети: повторяют.

Воспитатель: вешник – это устаревшее слова, сейчас так не говорят, а говорят весенний, поэтому цветочек – вешник, означает цветочек весенний. Давайте вместе повторим вешник. А как вы думаете такой красивый цветочек можно рвать?

Ответы детей.

Воспитатель: нет нельзя этот цветок занесен в красную книгу. Поэтому он находится под охраной человека.

Физкультминутка проводится с платочками

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Воспитатель: вы хотите послушать еще стихотворение про весну, которое написала Ирина Токмакова.

«Весна»

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны.

Воспитатель: вам понравилось это стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель: а вы хотите выучить это стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель: вам поможет картинки подсказки. Повторение стихотворение с детьми по мнемотаблицам.

Дети повторяет стихотворение.

Воспитатель: ребята, а что вам понравилось на нашем занятии.

Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям выполнить коллективную работу по аппликации на тему: «Весна». Дети выбирают готовые формы и составляют весеннею композицию по мотивам прослушанных произведений.



Рассказать друзьям