Детские писатели в начальной школе. Художественная литература для детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Произведения, прочитанные в детстве, надолго задерживаются в памяти. Дело в том, что в юном возрасте запоминаются самые яркие мгновения, которые произвели на ребенка большое впечатление. Лучшие детские книги - это те, что хочется перечитывать вновь, спустя время. У каждого человека они свои, индивидуальные. Как правило, такие истории поучительны, заключают в себе колоссальную мудрость и глубокое значение. Став взрослыми, мы с любовью вспоминаем свои детские книги. Список лучших произведений приведен в данной статье. Возможно, среди них вы найдете любимые, те, которые навсегда остались в памяти. Лучшие детские книги всех времен не устаревают со временем, а, напротив, становятся все более актуальными и востребованными.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

Это любимое произведение многих людей. Большое количество детей, знакомясь с «Маленьким принцем», в корне меняют свое мировоззрение, а взрослые начинают вспоминать, что когда-то тоже были маленькими. Самые лучшие детские книги, подобные данной, учат добру, принятию окружающего мира и себя самого в нем.

Маленький принц - персонаж, который только начинает свой путь, но стремится жить правильно и справедливо. Для него Роза является центром его личного мира, она особенная и не похожа на остальных. В заботе о прекрасном цветке ребенок учится глубже понимать окружающую реальность и самого себя.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера»

Кто не знает этого удивительного мальчишку? Он любит различные проказы, готов в одиночку отправляться в захватывающие приключения и делать все возможное для того, чтобы жить свободной жизнью, без условностей и всяческих правил. Все, что ограничивает его независимость, Том категорически отвергает. Вот почему надоедливая забота тетушки Полли так ему досаждает. От ее неусыпного надзора он убегает на улицу, где находит себе массу увлекательных занятий.

Лучшие детские книги, как правило, вызывают массу приятных эмоций и впечатлений. Часто взрослые люди оказываются совершенно не прочь перечитать подобные произведения. Они поднимают настроение, заряжают позитивом, заставляют переживать светлые моменты радости и печали, словно возвращая в детство.

Николай Носов. «Приключения Незнайки»

Когда-то этот забавный герой пользовался невероятной популярностью, а сам автор истории был знаком каждому. Впрочем, известность Николая Носова со временем не уменьшилась. И по сей день родители предпочитают читать своим детям именно его произведения, наполненные добром, позитивом, яркими красками, верой в справедливость.

Что может быть более незыблемым, чем детские книги? Список лучших, конечно, определяет время. Незнайка и его друзья актуальны до сих пор. Может быть, потому, что герои живые, нешаблонные, с яркими характерами. Кто не знает этого неугомонного персонажа, который вечно попадает в неприятные ситуации? В детстве мы зачитываемся «Незнайкой», нас поражает его открытый взгляд на мир, стремление узнать все на свете. Лучшие детские книги, в число которых входит и эта история, отличаются непосредственностью и поучительной направленностью.

Алан Милн. «Винни-Пух»

Сказка любима миллионами детей по всему земному шару. Трудно представить себе современного человека, который был бы незнаком с Винни-Пухом, забавным медвежонком. Невозможно остаться равнодушным к этой потрясающей истории. Герои Алана Милна в какой - то момент словно выходят из книжки и начинают жить своей собственной жизнью. Ослик Иа-Иа, мальчик поросенок Пятачок - они все настолько интересны, что ребенок воспринимает их как реально существующих и во многом пытается им подражать.

Винни-Пух - персонаж, который вызывает улыбку и веселый смех. Его бесконечные стремления к приключениям не могут оставить никого равнодушными. Лучшие детские книги, подобные этой, вызывают и желание надолго окунуться в мир захватывающих приключений.

Виктор Драгунский. «Денискины рассказы»

Что может быть чудесней, чем читать лучшие детские книги? Отзывы о них приводят даже взрослых людей в состояние вдохновения. Удовольствие от чтения таких произведений может быть огромным, несоизмеримым ни с чем другим. Рассказы Виктора Драгунского, без сомнения, пользуются невероятным успехом.

Дениска - обычный мальчик, он учится в школе, у него есть лучший друг Мишка. Вместе они придумывают различные забавы: то запускают в небо космический корабль, то раскрашивают все вокруг краской. Часто мальчикам достается от мам за свои проказы, однако, данное обстоятельство их не останавливает. Дениска и Мишка считают друг друга лучшими друзьями на всю жизнь и потому никогда не ссорятся.

Рассказ «Зеленчатые леопарды» повествует о том, почему болезнь может быть приятной и приносить ребенку пользу. Друзья делятся между собой тайными секретами, которые с интересом слушают местные дворовые ребятишки.

Рассказ «Тайное становится явным» учит говорить правду и признавать собственные ошибки, какими бы ужасными и непоправимыми они ни казались. Дениска хочет поскорее пойти с мамой в Кремль, но для этого ему необходимо съесть полную тарелку манной каши до дна. Такое занятие не вызывает у него особого восторга, поэтому он выливает блюдо в окно. А через пять минут на пороге их квартиры возникает гражданин, который пострадал от этого необдуманного действия.

Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон»

Если бы кто-то проводил специальное исследование о том, какова лучшая детская книга года, то он обязательно бы упомянул историю маленького мальчика, который встретил на своем пути загадочное и интересное существо с пропеллером. Карлсон умеет летать, веселиться, а еще просто обожает варенье и разные сладости. Он учит малыша не бояться трудностей, подстрекает его к шалостям и проказам. Карлсон становится ему настоящим другом, с которым можно весело и интересно провести время.

Астрид Линдгрен - необычная писательница. Ее произведения хотя и содержат описания детских забав и приключений, все же учат думать, иметь обо всем собственное мнение. Этого нет в книгах советского времени, там, напротив, чаще звучала оценочность и стремление приносить пользу окружающим.

Джоан Роулинг. «Гарри Поттер»

«Дядя Федор, пес и кот» - это потрясающая сказка о верной дружбе. Она воспитывает доброе отношение к природе и всему живому. Кроме того, произведение пронизано неподражаемым юмором, который помогает восстановить в непростые минуты. Попробуйте на досуге перечитать Успенского, скучать вам точно не придется!

Николай Носов. Рассказы

Не менее популярными у данного автора являются его короткие поучительные истории. Эти рассказы наделены особым смыслом и каждый несет отдельное значение. Наиболее яркие и запоминающиеся из них следующие: «Мишкина каша», «Дружок», «Огородники», «Огурцы», «Автомобиль». Большое значение в текстах уделяется вопросам правды и справедливости. Высокие идеалы о труде находят воплощение в данных рассказах. Его герои - Коля и Миша - на собственных поступках учатся отличать хорошее от плохого, действовать по совести.

Джанни Родари. «Приключения Чиполлино»

Луковый мальчик у маленьких читателей вызывает повышенный интерес. Еще бы! Настолько увлекательно читать историю всей его семьи, где Чиполлино выступает борцом за добро и справедливость. Он помогает своим друзьям, освобождая их из плена.

Книга захватывает с самого начала и не отпускает до самого конца. Даже взрослые отмечали тот факт, что с удовольствием перечитывали эту потрясающе добрую и проникновенную сказку.

Элинор Портер. «Поллианна»

Это история маленькой девочки, которая рано осиротела и потому вынуждена переехать жить к своей тетушке. С момента появления Поллианны в доме жизнь вокруг словно преображается. Все окружающие, глядя на нее, становятся постепенно добрее и приветливее. В чем здесь секрет? Почему с ее приходом все так стремительно меняется?

Познакомившись с книгой, читатель узнает, что Поллианна ко всему старалась относиться с величайшим вниманием. Люди к ней потянулись, всей душой полюбили эту необыкновенную маленькую девочку. История во многом поучительна и драматична. Она учит смирению, принятию ответственности на самого себя за собственное счастье и благополучие.

Таким образом, детское чтение в современном мире приобретает особое значение. Ребенку нужно предоставлять возможность знакомиться с качественной литературой, которая будет полезна для его умственного и духовного развития. К сожалению, мы очень быстро вырастаем и перестаем верить в чудеса. Крайне важно на всю жизнь сохранить в себе способность радоваться.

Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я хочу поговорить с вами о новых художественных книгах для маленьких деток, которые мы с Дашей с радостью читали последние несколько недель.

Начну я свой рассказ с «Маши и Ойки ». Я уже рассказывала об этой книге в , но тогда сказки в ней были другие и издательство тоже. В этот раз мы читали книгу издательства Речь. Для тех, кто не знаком с этой удивительной детской книгой – это маленькие рассказы про двух девочек Машу и Зойку. Зойка все время капризничает, поэтому ее все зовут Ойкой. А еще она часто обманывает и жадничает, но жизнь ее учит, что так поступать неправильно и она постепенно исправляется. В новой книге новые истории (только несколько из прошлой книги есть), а самое главное эти истории с участием волков, не все, но большинство. Новые иллюстрации, новые образы. Даша мечтала о продолжении рассказов про любимых героев, и вот ее мечта сбылась.

Следующая книга называется «Капризик и Зловредик ». Написала ее Софья Прокофьева, она же придумала и Машу с Ойкой. В отличии от Ойки, Капризик и Зловредик только обещают исправиться, но еще ни разу не сдержали своего обещания. Они очень вредные и противные, они делают гадости и пакости. Радует одно, справедливость всегда настигает их, а маленькая и добрая девочка Прилеженка старается перевоспитать двух безобразников. На примере героев детки смогут познакомиться с разными жизненными ситуациями и дать им оценку, как можно и как нельзя себя вести.

«Катя в игрушечном городе» . Эта книга о маленькой игрушечной девочке Кате, которая попадает в город игрушек. Игрушки очень хотят стать друзьями Кати и играют в дочки-матери. Каждый день кран выбирает новую «маму или папу» для Кати. Катя знакомиться с бытом и жизнью новых родителей. И вот в городе появляются две капризные куклы, которые начинают всех учить, кривляться и сплетничать. А еще в городе живет старинная кукла Акулина Мирмидонтовна. Она очень добрая, отзывчивая и мудрая. Все истории очень детские, легкие и сказочные.

«Чудо – кровать» — еще одна шикарная книга с детскими стихами. В книге три стихотворения. Одно о мальчике, который мечтает о том, чтобы его кровать могла превращаться в ракету, подводную лодку или чудо-автомобиль. Второе стихотворение про вертолет, на котором мальчик мечтает отправиться на охоту. И в третьем стихотворении мальчик придумывает, какие космические корабли можно создать для разных животных, чтобы отправить их в космос.

Стихотворение просто завораживает и хочется читать еще и еще и так жалко останавливаться. А сколько идей игр пришло нам в голову во время прочтения книги и передать сложно. Как только мы воплотим их, я вам обязательно все расскажу и покажу.

Еще одна книга находка «Морские сказки» . Это короткие истории про подводных жителей: рыбок, крабов, китов и других обитателей моря. Истории очень необычные, помогающие понять образ жизни диковинных обитателей морских глубин. любопытные наваги, хитрый рак, находчивый краб, неугомонный морской карась, жадная камбала… Хотите понаблюдать за их необычайными приключениями? Тогда эта книга точно для вас!

«Лев и собачка» . Всем известная история дружбы и преданности двух животных. Шикарные иллюстрации, крупный необычный шрифт погружают ребенка в мир, созданный Львом Толстым.

История детской литературы

Дата появления детской литературы в России не известна.

В конце XII в. сказки стали заноситься в рукописные сборники.

Впервые специально для детей стали писать в XVII веке. В XVII-XVIII вв. были распространены сказки о Шемякинском суде, о Ерше Ершовиче. В это же время распространены были переработанные рыцарские повести, такие как Сказка о Еруслане Лазаревиче, сказка о Бове Королевиче, повесть о Петре - Златых Ключах. Дети очень любят слушать историю, предания, поэтому XVI в. по летописям был составлен для детей «Царственный летописец », включающий сказочные предания. В «азбуке-свитке» (1667 г.) изложено предание об Александре Македонском .

В XVI-XVIII веках большое место в детском чтении занимали книги для духовного чтения: «Священые писания жития святых», «Священые истории», «Псалтырь ». Религиозно-нравственная литература считалась средством воспитания: они включались в детские азбуки и буквари , по ним учились читать.

Начало XVIII века - время правления Петра I - новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Ярким примером литературы воспитательного характера являются «Юности честное зерцало», переводится на русский язык «Мир в картинках» Я. А. Коменского . В XVIII в. среди детей была распространена лубочная картинка «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем Индийским». Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни , баллады , легенды , повести , сказки , романы . Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской», историческая повесть «Гистория об Александре, российском дворянине», басни Эзопа .

Вторая половина XVIII века начинается широкое развитие детской литературы. В создании ее принимают участие крупнейшие русские писатели: М.В. Ломоносов , А. П. Сумароков , Г. Р. Державин , Н. М. Карамзин , И. И. Дмитриев , И. И. Хемницер . Однако, в основном детская литература заимствовалась с Запада (из Франции). Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды , стихи , научно-популярная литература .

Виды (жанры) детской литературы

Сказки

Сказки для детей писали Шарль Перро , братья Гримм , Ганс Христиан Андерсен , Вильгельм Гауф , Астрид Линдгрен , Александр Пушкин , В. Ф. Одоевский , Н. П. Вагнер и другие авторы.

Стихи для детей

Стихи для детей писали Корней Чуковский , Агния Барто , Владимир Степанов , Григорий Остер , Оксана Ефимова, Вадим Левин , Чирков А. В. и другие авторы.

Повесть

Повести, показывающие жизнь детей (Л. Н. Толстой, А. М. Горький, А. Н. Толстой, А. П. Гайдар, Л. Кассиль, М. Твен и другие), исторические события (В. Катаев, Н. Тихонов, Н. Ассеев), фантастические сюжеты (Л. Лагин «Старик Хоттабыч», А. Некрасов "Приключения капитана Врунгеля").

Роман

Фэнтези

Характерные черты детской литературы

  • Детям отводится главная роль.
  • По тематике соответствует детскому возрасту.
  • Относительно небольшой объём, много рисунков (особенно в книгах для маленьких детей).
  • Простой язык.
  • Много диалогов и действия, мало описаний.
  • Много приключений.
  • Счастливый конец (победа добра над злом).
  • Часто имеет своей целью воспитание.

Исследователи детской литературы

Детская литература как учебная дисциплина

Д. л. – учебный предмет, изучающий историю литературы, которая изначально адресована детям, а также литературы, которая, не будучи предназначенной детям, с течением времени включается в круг детского чтения. Для детей –Айболит К. Чуковского, а в круге детск. чтения Робинзон Крузо Д. Дефо (там есть увлекательн. приключенческий сюжет). Д. л. как совокупность письменных произведений адресованных детям появ. на Руси в 16 в. для обучения детей грамоте. Основа Д. Л. – это УНТ, как неотъемлемая часть народной культуры, и христианство. Первые печатные книги на Руси – Азбука и Евангелие. Спецификой явл. ее адресованность(возрастная и психолог.) детям на разл. этапах развития их личности.

См. также

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Термин «Детская литература» в энциклопедии «Кругосвет»
  • Литературные конкурсы для подростков на литературном портале «ДЯГИЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Бюндхен, Жизель
  • Премия Тернера

Смотреть что такое "Детская литература" в других словарях:

    Детская литература - см. Литература для детей. Последний термин более соответствует содержанию понятия, гак как в термине «Детская литература» смешиваются понятия «Литература для детей» и «Детское литературное творчество». Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.:… … Литературная энциклопедия

    Детская литература - ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Термин этот обозначает как произведения, специально предназначенные для детского чтения, так и оказавшиеся пригодными для него, хотя они и предназначались первоначально для взрослых. Среди второй группы произведений есть… … Словарь литературных терминов

    Детская литература - I издательство Государственного комитета по печати Российской Федерации, Москва (отделение в Новосибирске). Основано в 1933 (до 1963 Детгиз). Художественная и научно популярная литература для детей и подростков. II литературно критический и… … Энциклопедический словарь

    ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - издательство, Москва (отделение в Санкт Петербурге). Основано в 1933 (до 1963 Детгиз). Художественная и научно популярная литература для детей и подростков … Большой Энциклопедический словарь

    Детская литература - I Детская литература художественные, научно художественные и научно популярные произведения, написанные специально для детей от дошкольного до старшего школьного возраста. В СССР Д. л. стала одним из крупнейших отрядов общей литературы,… … Большая советская энциклопедия

    ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная литература для детей и юношества. Включает в себя произведения, адресованные читателям младшего, подросткового или юношеского возраста, а также некоторые другие литературные произведения, вошедшие в круг… …

    Детская литература - государственное издательство, Москва. Детская, юношеская, классическая, научно популярная, приключенческая, художественная литература. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 478) См. также Издательства РФ … Педагогический терминологический словарь

    детская литература - книги, написанные специально для детей, и книги, которые были написаны для взрослых, но прочно вошли в обиход детского чтения. Рубрика: роды и жанры литературы Прочие ассоциативные связи: приключенческая литература Персоналии: Г. Андерсен, К.… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    «Детская литература» - ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1) Крупнейшее в стране гос. изд во, выпускающее книги для детей дошкольного и школьного возраста. Создано в 1933 на базе изд в Мол. гвардия и Худож. лит ра. В 1936 передано ЦК ВЛКСМ (наз. Детиздат), с мая 1941 Наркомпросу… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА» - «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА», советское издательство. Основано в 1933 (до 1963 — Детгиз) в Москве (отделение — в Ленинграде). Выпускает художественную и научно популярную литературу для детей и подростков. В «Д. л.» выходят серии: «Школьная… … Литературный энциклопедический словарь

Едва ли можно преувеличить влияние детской литературы на формирование личности. Литература источник – всех знаний. Она сохраняет и передаёт из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию ребенка. И тем самым, книга создает и упорядочивает человеческие представления о мире.

Детская художественная литература обычно имеет своей целью воспитание. Через простой, понятный детям язык и динамичный сюжет с множеством приключений передается главная мысль, мораль или истина. Детская и юношеская литература рассчитана на только формирующееся сознание и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста. Поэтому детская литература включает в себя не только занимательный сюжет, информационную и эмоциональную насыщенность, но и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.

В каждом возрасте ярко выделяются тематические, стилистические или функциональные различия между произведениями. Поэтому те или иные произведения адресованы различным возрастным группам. Возрастной показатель детской литературы начинается от самого детства - от 3 лет и заканчивается началом периода взросления, который приходится на возраст 12-14 лет. Как уже было сказано, для каждой возрастной группы характерны те или иные особенности.

Немного о возрастных группах детской художественной литературы

В дошкольном возрасте и для детского сада детская литература помогает знакомить ребенка с окружающим миром, но в тоже время у подрастающих читателей интерес вызывает всё необычное, поэтому любимым жанром дошкольников становятся стихотворные сказки. Такими произведениями будут стихи К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, сказки А. Пушкина, где в игровой форме, на языке, доступном и понятном малышам, они рассказывают о том, как устроен мир. Тем самым, литература для старших дошкольников не только знакомит читателей с событиями и явлениями окружающего мира но и формирует представления о морали и нравственности.

Для младших школьников на смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни. Главное отличие такой литературы в том, что она определяется ростом сознания и расширением круга интересов ребенка, они ещё более активно осваивают окружающий мир. Их героями обычно становятся сверстники читателей, эти книги рассказывают о том мире, в котором протекает жизнь маленького человека. Важно, чтобы литература для дошкольника была интересна, могла заинтересовать его. Поэтому особенностями таких книг являются динамичные сюжеты, путешествия и приключения. В таком возрасте будут интересны рассказы В. Бианки, язык книг которого лёгкий и красочный, обращён непосредственно к воображению ребёнка; "Каштанка" А. Чехова; "Дикая собака Динго, или повесть о первой любви" Р. Фраермана.

Границей между детским и взрослым миром является юношеская литература: она изобилует большим количеством описаний, сюжетных линий, ее содержание охватывает другой спектр проблем. Главная особенность подросткового возраста является то, что именно в этот период происходит формирование личности, осознание своего места в мире. Подросток уже не просто получает информацию о мире, он пытается определить своё отношение к нему. Литература для подростков ставит перед читателем ряд глобальных вопросов о природе человека и смысле его жизни, и, отвечая на эти вопросы, он учится жить в мире людей. На первый план в произведениях для подростков выходят человеческие взаимоотношения. Поэтому книги и их герои становятся собеседниками, помогающими подростку разобраться в собственных мыслях, чувствах и переживаниях. Характерным примером прозы, адресованной подросткам, стали повести, рассказывающие о непростом периоде взросления и конфликтах подросшего ребёнка с миром взрослых людей.

В соответствии с возрастными особенностями и интересами детей на нашем сайте книги собраны в серии и разделы, не только по стилям книг, но и по возрасту ребенка. Ведь книга для детей 9-10 лет конечно же будет отличаться от книги для детей 6-7 лет. Выбрать необходимую литературу теперь будет гораздо проще. Купить же книгу для детей в Жили-были не составит труда. Необходимо лишь оформить свой заказ через телефон или интернет – сайт. Также в нашем магазине можно купить подарочные книги для детей, с замечательными иллюстрациями издательства А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА +

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная литература для детей и юношества. Включает произведения, созданные непосредственно для детей, а также адресованные взрослому читателю, но вошедшие в круг детского чтения в оригинальном или адаптированном виде. Специфика читателя-ребёнка определяет необходимость сочетания в детской литературе дидактичности и познавательности с занимательностью, яркой образностью.

Как специфический род словесности детская литература формируется лишь в конце 17-18 века; до этого произведения, предназначенные специально для детей, появлялись крайне редко и имели, как правило, учебно-дидактический характер; например, «Трактат об астролябии» написан Дж. Чосером (1391), вероятно, для своего сына. К первым поэтическим произведениям для детей относятся: сборники, созданные английскими писателями Дж. Беньяном («Книга для мальчиков и девочек, или Деревенские стихи для детей», 1686) и А. Уоттсом («Божественные и нравственные песни для детей», 1720); стихотворные книги Кариона Истомина, написанные специально для юного царевича Алексея Петровича («Рай умный», 1693, и др.). Для детской литературы 18 века характерно преобладание дидактического начала. Важное место в ней занимают своды правил и нравственных поучений («Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», 1717; «Гувернантка, или Маленькая женская академия» английской писательницы С. Филдинг, 1745; «Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожой и её детьми..., сочинённые для поспешествования истинной пользе молодых людей» А. Т. Болотова, части 1-2, 1776-79). В 18 веке создаются также литературные сказки для детей, опирающиеся на фольклорную основу («Красавица и зверь» французской писательницы Ж. М. Лепренс де Бомон, 1756), сентиментальные повести («Евгений и Юлия» Н. М. Карамзина, 1789), художественно-нравоучительные рассказы (М. Эджуорт). В круг детского чтения входит фантастико-приключенческая литература («Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги барона Мюнхгаузена» Р. Э. Распе, 1786). Возникают первые журналы для детей, в их числе - «Детское чтение для сердца и разума» Н. И. Новикова (1785-89). Многочисленные произведения для взрослых, созданные в конце 17-18 века, позднее вошли в разряд детского чтения: сказки Ш. Перро, романы Ф. Рабле, М. де Сервантеса, Дж. Свифта, Д. Дефо; в России - простонародные сказки В. А. Лёвшина, М. Д. Чулкова.

В 19 веке доминирующим жанром детской литературы остаётся авторская сказка, нередко обращённая и к ребёнку, и к взрослому. Классические образцы стихотворной сказки в России создают А. С. Пушкин, П. П. Ершов. Прозаические сказки в романтико-фантастическом ключе пишут А. Погорельский («Чёрная курица, или Подземные жители», 1829), В. Ф. Одоевский; в жанре детской сказки работают также С. Т. Аксаков («Аленький цветочек», 1858), Н. П. Вагнер, В. И. Даль. Международную известность получают сказки братьев Гримм, Х. К. Андерсена, К. Коллоди; сказочно-фантастические повести Э. Т. А. Гофмана. В духе английского абсурдистского юмора трансформирует жанр сказки Л. Кэрролл. В середине - 2-й половине 19 века в круг чтения подростков и юношества включаются приключенческие и фантастические романы и повести (Дж. Ф. Купер, Ж. Верн, А. Дюма-отец, Л. А. Буссенар, Т. М. Рид, Р. Л. Стивенсон и др.); их главными героями порой становятся сами дети (повести М. Твена). Многие историко-авантюрные романы 19 века, созданные для взрослых, входят в репертуар детского чтения (В. Скотт, Ш. Де Костер, Р. Джованьоли; в России - И. И. Лажечников, Г. П. Данилевский). Всемирно известным образцом детской юмористики стала книга художника и поэта В. Буша «Макс и Мориц» (1865), соединением графики и текста предвосхитившая жанр комикса. Дидактическое направление 18 века нашло продолжение в жанре лаконичного рассказа в народном стиле, разрабатывавшегося Л. Н. Толстым. На рубеже 19-20 веков произведения для детей создают Д. В. Григорович, В. Г. Короленко, Н. Г. Гарин-Михайловский, Д. Н. Мамин-Сибиряк и др.

Широкое распространение в 19 веке получают журналы для детей и юношества. Историко-патриотическая тематика преобладала в журналах «Новое детское чтение» под редакторством С. Н. Глинки (1821-1824) и «Библиотека для воспитания» под редакторством Д. А. Валуева (1843-46). Религиозно-сентиментальный взгляд на формирование характера девочки исповедовала А. О. Ишимова в своих журналах «Звёздочка» (1842-63) и «Лучи» (1850-1860). Научно-популярные материалы легли в основу журнала «Новая библиотека для воспитания» под редакторством П. Г. Редкина (1847-49).

В 20 веке резко изменяется жанровый состав детской литературы. Важнейшее место в ней занимает приключенческая и историческая проза (читаемая также и взрослыми) - остросюжетная, романтическая по тональности, нередко имеющая экзотический колорит (Р. Киплинг, Дж. Лондон, Г. Р. Хаггард, У. Коллинз, Р. Сабатини, Э. Берроуз и многие др.). В круг детского чтения входят новые жанры: детектив (А. К. Дойл), научная фантастика (Г. Уэллс, А. Р. Беляев), научно-познавательные книги о природе и животных (Э. Сетон-Томпсон, Д. Кервуд, Серая Сова; в России - В. В. Бианки, Е. И. Чарушин), фэнтези (К. С. Льюис, Дж. Р. Толкин). Претерпевает изменения традиционный жанр сказки: дидактика в ней уступает место игровому началу, литературной эксцентрике, нередко сочетающейся с лирической интонацией и философскими сентенциями (А. де Сент-Экзюпери, А. А. Милн, О. Пройслер, П. Треверс, С. Лагерлёф, А. Линдгрен, Дж. Родари, Т. Янсон и др.).

В России расцвет детской литературы пришёлся на середину 20 века: поэты В. В. Маяковский, К. И. Чуковский, Д. И. Хармс, А. Н. Введенский, А. Л. Барто, С. Я. Маршак, С. В. Михалков и др., драматурги Т. Г. Габбе, Е. Л. Шварц и др., прозаики Ю. К. Олеша, А. П. Гайдар, Б. С. Житков, Л. А. Кассиль, А. Н. Толстой, А. М. Волков, В. П. Катаев, Л. И. Лагин и др. создали золотой фонд детской литературы, на котором было воспитано не одно поколение детей. Для детской и юношеской прозы 2-й половины 20 века характерна тенденция к психологической углублённости: внутренние противоречия героя-ребёнка, его душевные переживания становятся импульсом развития сюжета. Появляются новые типы героя: в прозе для младшего возраста - «трудный ребёнок», непослушный, но живой и непосредственный (В. Ю. Драгунский, Н. Н. Носов, Ю. В. Сотник, В. В. Медведев, Т. Ш. Крюкова и др.), для более старших - «чудак», нравственно противостоящий коллективу и с юношеским максимализмом заставляющий взрослых жить по тем законам, которые они сами исповедуют (В. Ф. Тендряков, А. Г. Алексин, Ю. Я. Яковлев, В. К. Железников, Ю. П. Вяземский и др.). В детской поэзии на первый план выходит юмористическое и игровое начало (В. Д. Берестов, Э. Н. Успенский, Б. В. Заходер, В. В. Лунин и др.). Особый размах приобрела фантастическая литература, представленная различными жанрами (научная фантастика, фэнтези); среди её создателей - К. П. Крапивин, Ю. В. Козлов, С. В. Лукьяненко, М. В. Семёнова, Кир Булычёв и др.

Лит.: Hazard Р. Les livres, les enfants et les hommes. Р., 1967; Bamberger R. Jugendschriftenkunde. 2. Aufl. W.; Мünch., 1976; Kinderliteratur - Literatur auch für Erwachsene? / Hrsg. von D. Grenz. Мünch., 1990; Vandergrift К. Е. Children’s literature: theory, research, and teaching. Englewood, 1990; Равина Г. П. Детская литература. М., 1994; Минералова И. Г. Детская литература. М., 2002.



Рассказать друзьям