Дикторы ссср мужчины. Дикторы советского телевидения - достояние отечественной культуры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Все лучшее – детям

Под этим девизом всегда работала Татьяна Кирилловна Черняева, учительница из развлекательно-образовательной детской телепередачи «АБВГДейка». Личное обаяние принесло ей любовь советских школьников и дошколят, но за кадром Черняева работала еще больше: она руководила редакцией детских программ, много занималась журналистикой, а заслуги Татьяны Кирилловны отмечены такими наградами и званиями, как член Академии российского телевидения и лауреат премии «Лучшие перья России».


Вокруг света

Юрий Александрович Сенкевич вел собственную передачу «Клуб путешественников» на протяжении 43 лет. За это время зрители успели вместе с ним открыть для себя даже самые отдаленные уголки нашей планеты. Однако не стоит считать эту передачу сугубо развлекательной, ведь Юрий Александрович вложил в нее все грани своего таланта: военный врач по образованию, полковник медицинской службы и кандидат медицинских наук, он с тем же профессионализмом подходил и к путешествиям. Помимо всего прочего, он принимал участие в нескольких экспедициях, например в Антарктику и на Эверест. Детище не смогло пережить своего отца, и после ухода из жизни Юрия Сенкевича «Клуб путешественников» закрылся.


Музыка нас связала

Бессменной соведущей музыкального фестиваля «Песня года» на протяжении 18 лет (с 1988 по 2006 годы) была Ангелина Михайловна Вовк. Но передач, в которых она успела поработать ведущей, в ее послужном списке гораздо больше: среди музыкальных – «Утренняя почта», «Музыкальный киоск», «Голубой огонек», различные концерты, вечера классической музыки, фестивали и конкурсы, детские – «Будильник», «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки», а также многие другие.

Ангелина Михайловна «в обойме» и по сей день в качестве диктора на радио и телеведущей, а ее профессиональная деятельность отмечена званиями «Заслуженной артистки РСФСР», «Народной артистки РФ» и множеством общественных наград.

Энергичной Ангелина Вовк продолжает оставаться благодаря здоровому образу жизни и многочисленным хобби, среди которых моржевание, горные лыжи, выращивание агрокультур и многие другие.


Конечно, сегодня мы рассказали далеко не обо всех выдающихся дикторах и телеведущих времен СССР, но обязательно посвятим им наши публикации в дальнейшем. Stay tuned, как говорится, будет интересно!

Использование всего текста или его фрагментов, разрешается только со ссылкой на эту страницу.

ФЕДОР САВИНЦЕВ сфотографировал дикторов советского Центрального телевидения, а АЛЕКСАНДРА ЗЕРКАЛЕВА спросила у них, отразилось ли на ТВ исчезновение их профессии


1. Анна Николаевна Шатилова и Игорь Леонидович Кириллов во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле»



2.


Сейчас слово «диктор» стало нарицательным. И все, кто выходит в эфир, ведут передачу «Время», новости, − называются дикторами. Но это большая разница. Потому что диктор - это очень редкая профессия, очень интересная, созданная дикторами радио еще в тридцатых, наверное, годах. Это эпохальное радио: Высоцкая, Левитан. Они создали эту профессию, и они же по крупицам собирали, что такое человек у микрофона и как он должен вести себя у микрофона. Выпускали маленькие такие брошюрки. Там обязанности диктора состояли из очень многих пунктов. Сейчас телеведущий этих пунктов и не знает (как слышу, так и говорю) и этих норм не придерживается, говорит как бог на душу положит. Вот какая разница. Так что сегодняшнее телевидение - это телевидение телеведущего. Такого понятия, как диктор, нет, его исключили.


3. Анна Николаевна Шатилова - диктор ЦТ с 1962 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Шатилова работала ведущей


Телевидение не стало другим, хуже не стало. И лучше не стало. Это просто веяние времени - то, что профессия диктора со временем переросла или переродилась в профессию так называемых телеведущих. Наверно, так и должно было случиться. Эти телеведущие должны владеть журналистским искусством, уметь писать, уметь сочинять тексты, но и, конечно, их исполнять. И вот это, к сожалению, ахиллесова пята сегодняшнего телевидения. Увы, порой талантливые, хорошие, грамотные тексты исполняются совсем не так, как того требует искусство телевидения. Не просто средство массовой информации, а именно искусство телевидения. А искусство требует все-таки высоченного исполнительского мастерства. Тележурналистика требует от журналиста естественного развития его природного артистизма. Это не театральность, а такая способность в своей манере, оригинально рассказывать об увиденном и услышанном, передавать свои переживания, свое отношение к тем событиям, о которых ты рассказываешь. Вот в этом артистизм природный, который развивается в том случае, если человек с молодых лет занимается ораторским мастерством.



5. Игорь Леонидович Кириллов - диктор ЦТ с 1957 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Кириллов работал ведущим


Конечно, телевидение стало другим. Отсутствует целый отряд универсальных профессионалов. Кто умеет думать, тот поймет, что в этом ответе все сказано. Универсальных - можете выделить как-то это слово. Мы делали всё: мы читали новости, мы вели программы, мы вели концерты разные, мы писали тексты, снимали репортерские материалы, читали закадровый текст в самых разных передачах. Покажите мне сейчас хоть одного человека, который называется, извините, «звездой», хоть одного, который все это умеет, который сделает это на высоком уровне и, главное, грамотно.



7. Наталья Михайловна Андреева - диктор ЦТ с 1982 года, ныне - преподаватель МГУ, кафедра журналистики и телевидения. Ведет предмет «Мастерство телеведущего, техника речи и актерское мастерство»


Да, оно (телевидение) стало существенно другим. Телеведущий должен в первую очередь проявлять уважение к зрителю, показывать ему свое отношение. Особенно это нужно в наше достаточно суровое время, когда люди недополучают внимания, тепла какого-то человеческого. Даже если ты просто читаешь информацию, почему бы тебе не улыбнуться легкой улыбкой? Сейчас по большей части так: пришел, оттарабанил на свою зарплату и ушел. Или вот шоу сегодняшние: сидят, шутят друг с другом целый час в студии, что-то под нос себе бубнят, сами пошутили, сами посмеялись. Наплевать, понял меня зритель, не понял. Главное, что у меня есть поддержка: массовка там за кадром, соведущие такие веселые. Для чего нужны такие передачи, что они несут? Либо демонстрируют себя, какие они красивые и замечательные, либо работают друг на друга, но не на зрителя. Это, конечно, не значит, что хороших ведущих сейчас нет. Есть, но это огромная редкость. Сейчас нет таких дикторов с большой буквы, на которых равнялись, на которых хотели быть похожими. Потому что пропали с телевидения самые главные отличающие настоящего диктора вещи: доброжелательность по отношению к зрителю, культура слова и культура общения.



9. Виктор Петрович Ткаченко - диктор ЦТ с 1970 года, в 1981 году был уволен с ЦТ СССР за то, что в дружеских компаниях пародировал Брежнева, в 1988-1997 сотрудник Гостелерадио, ныне - преподователь в Первой национальной школе ТВ

10.


Конечно, телевидение стало другим. Изменилось, и не в лучшую сторону. Ну почему же нет дикторов − есть люди, по функциям похожие на дикторов. Мы же тоже не только дикторами были. И я, и мои коллеги вели другие какие-то передачи, большие, широкие. Просто название этой работы изменилось, и все. Конечно, плохо, что не появляется женщина-диктор и не объявляет следующее какое-то событие, которое будет на экране. Конечно, это было ближе к человеку, к слушателю; ближе к тому, кто сидит у телевизора. Телевидение было гораздо мягче, доступнее, понятнее и именно ближе − мне кажется, это слово очень подходит. А сейчас оно просто сумасшедшее. Бред происходит на экране. Я почти не смотрю телевизор сейчас. Иногда смотрю какие-то спортивные программы, новости − совсем редко.



11. Виктор Иванович Балашов - диктор ЦТ с 1947 года, ныне на пенсии

12.


Я считаю, что без диктора нет лица канала. Потому что все-таки, куда ни кинь, передачи разные, и хорошо, когда есть лицо, которое умеет от одной передачи перейти к другой, именно приглашая. Все рейтинги ведь в основном зависят от хорошего, среднего, прекрасного обывателя − в хорошем смысле этого слова. Для людей, которые на чем-то специализируются, уже давно есть свои отдельные каналы. А вот на федеральных каналах хотелось бы, чтобы было лицо. Несколько человек, которые приглашали бы, говорили бы вот об этой передаче доверительно, проникновенно, со своим отношением. Когда отдельный человек заинтересован в том, что он говорит, когда он переживает то, что говорит, это всегда заметно. С такого человека не переключатся на другой канал. Сейчас у людей мало того что клиповое мышление, еще и нет индивидуальности - того, за что я и вся наша старая школа всегда ратовали. У нас каждый канал имел свое лицо, а сами дикторы ассоциировались с конкретными каналами. Кроме того, наша работа была отчасти просветительская, мы завоевывали свою аудиторию. Сейчас говорят быстро, как пишут эсэмэски, всё сокращают, я ужасный противник этого всего. Слово, оно живое, к нему нужно обращаться с уважением, так же как и к человеку. Такое телевидение, которое у нас есть сейчас, соответствует своему времени. У него бешеный темп, даже пугающий иногда − может быть, как-то его стоит сбавлять. Может быть, нужно даже иногда делать передачи, немного расслабляющие.



13. Дина Анатольевна Григорьева - диктор ЦТ с 1975 года, ныне - преподаватель школы ЭКТВ в Останкино, ведет предмет «Мастерство телеведущего»

14.


На самом деле многие дикторы напоминали механических роботов, а эфир должен быть живым. Я всегда была за то, что ввели в телепрограммах, - за ведущих. Не могу сказать, что телевидение изменилось совсем уж в лучшую сторону: слишком много мусора. Но оно точно стало живее. Они стали говорить проще, свободнее, это замечательно. Но с этим всем утратилась культура речи. Мы за каждым словом следили, каждое слово смотрели в словаре, а сейчас у ведущих ошибка на ошибке, куча неправильных ударений. Зато информационное вещание стало гораздо свободней. Мы вообще всё писали под диктовку, у нас были службы специальные, которые проверяли всё, мы без них слова не могли сказать. То есть содержание стало таким вольным, но форма часто от этого страдает.



15. Валентина Николаевна Мокроусова - диктор Всесоюзного радио с 1980 года, ныне преподает в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино»


16. Анна Николаевна Шатилова, 1985

Какой была частная жизнь народных любимиц, улыбавшихся нам с экрана

«Мы просто хотели поинтересоваться, кто сегодня ведет, Ниночка или Валечка ?» Фраза из культового фильма Никиты Михалкова «Пять вечеров» - свидетельство обожания, которое испытывали телезрители к первым дикторам ТВ в конце 50-х. Дикторы были наперечет, их знали лучше, чем артистов. Невозможно было представить, что их, таких родных, может коснуться трагедия.

Нина Кондратова стала жертвой разъяренного быка

Среди самых первых и самых любимых теледикторов была Нина Кондратова (та самая «Ниночка»). Очень теплая и искренняя, дружелюбная и тактичная, она никогда не играла на экране, оставалась сама собой, несмотря на то, что окончила в 1950 году актерский факультет ГИТИСа.

Казалось, впереди у Кондратовой - долгая и счастливая творческая биография. Но тут вмешалась судьба. В 1965 году Нина вела передачу с ВДНХ. Рассказывая перед микрофоном о коровах и быках - рекордсменах одного из хозяйств, 43-летняя Кондратова неосторожно подошла слишком близко к животным. Испугавшись стрекочущих камер и множества людей, один из быков вырвался из загона и помчался прямо на Нину. Один удар острого рога - и красавица ведущая осталась без глаза...

Казалось, это был конец карьеры. Телевизионное руководство хотело отправить женщину на пенсию по увечью, но потом было решено оставить ее на работе - такое мастерство, каким обладала Кондратова, дорогого стоит. К тому же зрители, узнав о трагедии, забросали телевизионные редакции мешками писем, поддерживая свою любимицу. Возможно, этот факт и помог ей остаться на телевидении. Ей изготовили искусственный стеклянный глаз, почти не отличающийся от настоящего.

Кондратова еще какое-то время вела программы, а затем стала диктором- консультантом.

Валентину Леонтьеву разлюбил собственный ребенок


Такой же популярностью, как Нина Кондратова, пользовалась еще одна телеведущая - Валентина Леонтьева («Валечка»). На телевидение она пришла в возрасте чуть за 30, в 1954 году, – вначале ассистировала режиссеру, затем стала диктором. После небольшого перерыва в карьере (вместе с мужем-дипломатом Леонтьева некоторое время жила в США) вернулась на голубой экран.

Валентина Михайловна или, как чаще ее звали дети, тетя Валя, долгое время вела детские передачи - «Спокойной ночи, малыши!», «Умелые руки» и «В гостях у сказки». Мягкий, подкупающий голос, располагающий образ, подчеркнутая интеллигентность и доброжелательность сделали ее передачи невероятно популярными.


Эти качества Леонтьевой обеспечили высочайшие рейтинги программе «От всей души», которую Валентина Михайловна придумала и выпустила в большую эфирную жизнь в 1972 году. Передачу можно назвать предтечей нынешней программы «Жди меня». Там тоже встречались люди, не видевшие друг друга долгие годы, - родные, сослуживцы, разлученные друзья и влюбленные.

Вся страна плакала перед телеэкранами, а Валентина Михайловна объясняла успех передачи просто: «Надо душу отдать». Она не спала ночей перед выходом программы, проникалась судьбой каждого своего героя или героини и помнила всех, о ком сняла 52 сюжета.

В то время как Леонтьева соединяла чужие семьи, ее собственная рушилась вдали от заплаканных глаз телезрителей. Журналисты много писали о том, что единственный сын Валентины Михайловны Дмитрий с детства недополучал от мамы внимания, которое она щедро дарила всем остальным детям Советского Союза. Валентина Михайловна почти все время пропадала на работе – Дима чаще видел маму по телевизору, чем дома. Впоследствии Леонтьева очень жалела, что «не додала» единственному сыну любви. Но было уже поздно.

Ходили слухи о том, что Дмитрий ставил прочерк в графе «мать», заполняя документы. Говорили, что ей так и не удалось наладить с ним отношения – до конца жизни. Сын даже не приехал на похороны матери – последние годы она жила у сестры в небольшом поселке в Ульяновской области. Более того - в конце жизни Валентина Михайловна была госпитализирована с переломом шейки бедра, и знакомые утверждали, что это дело рук ее сына. Сам Дмитрий Виноградов отрицает все, что на эту тему пишут и говорят, называя обвинения в черствости и вражде с матерью выдумкой журналистов. Кто знает, как обстояло дело на самом деле?

Анна Шилова страдала из-за сына

Анна Шилова начинала почти одновременно с Кондратовой и Леонтьевой. Вообще-то она собиралась быть актрисой и даже успела сняться в небольших ролях. Но еще в 20 лет, в 1947 году, Анне поставили жестокий диагноз – туберкулез позвоночника. Дело шло к инвалидности, и с актерской профессией пришлось распрощаться. Но молодая женщина не смирилась с судьбой. Она не только упорно лечилась, но и решилась на крутой поворот – в 1956 году прошла конкурс на телевидении. Тогда на одно место диктора «налетало» до 500 претендентов.


Анна Николаевна сумела победить болезнь и стала иконой стиля для телезрителей почти на 40 лет. Ее считали эталоном советского телевидения – она была одновременно сдержанной и очень обаятельной. Шилова придавала неповторимую интонацию «Голубым огонькам», которые постоянно вела вместе с Игорем Кирилловым . Зрители были уверены, что они женаты.

На самом деле о личной жизни Анны Николаевны известно мало. Фамилию ей подарил студент ВГИКа Юниор Шилов , с которым они поженились очень рано, в 1945 году.

Анна Шилова страстно хотела иметь ребенка – ее первая беременность была неудачной. И вот родился сын Алексей . По некоторым источникам, он тоже работал диктором на ТВ. Но из-за алкоголизма карьера не сложилась.

В последние годы Анна Николаевна боролась со страшной онкологической болезнью и одновременно, как могла, поддерживала своего единственного сына. Говорят, что он в пьяном угаре поднимал на мать руку.

Шилова ушла из жизни в 2001 году. Через год в этой же могиле похоронили и Алексея.

В роду у Татьяны Судец все мужчины умирали молодыми


Эстафету старших коллег в 1972 году приняла 25-летняя Татьяна Судец . Она входила в каждый дом в образе ведущей детской передачи «Спокойной ночи, малыши!» Ей довелось быть «тетей Таней» в компании Хрюши и Степашки более 25 лет. Впрочем, Татьяне были по плечу и другие передачи – она работала в дикторском отделе, вела программы «Время», «Москва и москвичи», «Голубой огонек», «Песня года».

После того как Советский Союз приказал долго жить, Татьяну Судец поспешили назвать «говорящей головой» - в числе многих других опытных дикторов она попала в «черный список» и ей предложили уволиться.

А потом ней произошло самое страшное, что только может представить себе женщина, - в 1992 году погиб 24-летний сын Андрей . Молодого человека убили какие-то подонки, позарившись на его одежду. Поначалу юношу считали пропавшим – его тело нашли только через месяц.

За полтора года до этого одна знакомая напророчила Татьяне: «Ты потеряешь мужчину и будешь по нему долго страдать», на что Судец рассмеялась и ответила: «Из-за мужчины? Никогда!». Об этом предсказании она вспомнила, когда потеряла сына.

Татьяна с детства верила в судьбу, в предначертания, и знала, что в их роду по материнской линии погибают или рано умирают все мужчины. Так, у ее деда было четыре сына – все они очень рано умерли, сам дед скончался, когда бабушка Тани была на втором месяце беременности. За 8 лет до гибели сына Судец потеряла брата – тот погиб совершенно нелепо, его зарезал пьяный сосед, обидевшийся на то, что спешивший в больницу к отцу Владимир не дал ему позвонить по телефону – сказал, что некогда.

Сегодня в жизни Татьяны Александровны самые главные люди - дочь Дарья и внуки Кирилл и Анна . Она по-прежнему много работает - занимает должность Президента Межрегионального общественного фонда «Русская традиция», преподает в школе телевидения при МАГМУ.

Без звука. 1 октября 1931 года Московский радиоцентр на средних волнах запустил первый в Советском Союзе телеканал, вещавший ежедневно со звуком по 30 минут в день. Москва вела передачи 12 раз в месяц по 60 минут.

Московский отдел телевидения (1934-1939)

В 1933 году Всесоюзный комитет по радиовещанию был выведен из подчинения Народного комиссариата почт и телеграфов и переименован во Всесоюзный комитет по радиофикации и радиоинформации Московский радиоцентр был разделён на Московскую радиодирекцию (которая осталась в подчинения Народного комиссариата связи), осуществлявший технические функции и Всесоюзное радио, осуществлявшее производство радиопрограмм (также стал называться и единственный на тот момент радиоканал). В декабре 1933 года телевещание в Москве прекратилось, в связи с тем, что было признано более перспективным создание электронного телевидения. Однако так как промышленность ещё не освоила новую телевизионную аппаратуру, 11 февраля 1934 года передачи на средних волнах возобновились. 11 февраля 1934 года был создан Московский отдел телевидения Всесоюзного радио .

Московский телевизионный центр (1939-1949)

В 1938 году проходят экспериментальные телевизионные передачи электронного телевидения . 10 марта 1939 года в рамках Всесоюзного радио был создан Московский телецентр (МЦТ), запустивший одноимённый телеканал на ультракоротких волнах, на котором присутствовали передачи и ленинградский телецентр. 1 апреля 1941 года МЦТ прекратило вещание на средних волнах . В годы Великой Отечественной войны МТЦ не вещал. Передачи были возобновлены 7 мая 1945 года, а 15 декабря москвичи первыми в Европе перешли на регулярное вещание. Основные телепередачи тех лет были посвящены жизни Советского Союза , культурным мероприятиям, науке, спорту. В декабре 1948 года Московский телецентр приостановил передачи на время реконструкции.

Московский отдел телевещания (1949-1951)

В 1949 году Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию был разделён на Всесоюзный комитет радиоинформации (ведал Центральным внутрисоюзным радиовещанием) и Комитет по радиовещанию при СМ СССР (ведал Иновещанием), МТЦ был выведен из Всесоюзного радио и перешёл в подчинение Министерству связи, однако за ним остались только технические функции, а производство передач перешло к Московскому отделу телевещания оставшемуся в составе Всесоюзного радио, 16 июня 1949 года из Московского телецентра началось вещание по стандарту 625 строк.

Центральная студия телевидения (1951-1957)

22 марта 1951 года в составе Всесоюзного радио была создана Центральная студия телевидения (ЦСТ), аналогичное название получил и телеканал. В составе Центральной студии телевидения были образованы тематические отделы - «редакции»: общественно-политическая редакция, редакция литературно-драматического вещания, редакция передач для детей и музыкальная редакция. 8 апреля 1952 года была создана Ленинградская студия телевидения. В 1953 г. Комитет радиоинформации был реорганизован в Главное управление радиоинформации, Комитет по радиовещанию при Совете Министров СССР в Главное управление радиовещания, оба комитета входили в Министерство культуры СССР.

С 1 января 1955 года ЦСТ вещает ежедневно. 14 февраля 1956 года ЦСТ запустила второй в СССР и России телеканал получивший название ЦСТ Московская программа , собственно канал ЦСТ стал называться ЦСТ Первая программа . Оба канала вещали только в Москве и Ленинграде. В 1956 году была создана редакция «Последних известий».

Центральное телевидение (1957-1991)

В 1957 году Центральная студия телевидения была выведена из Всесоюзного радио и реорганизована в государственное учреждение «Центральное телевидение» (ЦТ), редакции Центральной студии телевидения были реорганизованы в главные редакции Центрального телевидения, Ленинградская студия телевидения была переименована в Ленинградскую студию ЦТ, Главное управление радиоинформации было выведено из подчинения Министерства культуры, переподчинено напрямую Совету Министров и реорганизовано в Государственный комитет СССР по радиовещанию и телевидению, «ЦСТ Первая программа» стала называться ЦТ Первая программа , ЦСТ Московская программа - ЦТ Московская программа . Во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов было создано большинство территориальных производственный отделов ЦТ - Студий ЦТ на местах (в центрах областей, краёв и автономий), одновременно ЦТ Первая программа стало вещать на всей европейской части территории СССР, а со 2 ноября 1967 года - на всей территории СССР, а в середине 1970-х вещание ЦТ Московской программы было распространено на всю территорию СССР.

29 марта 1965 года ЦТ запустил третий в СССР телеканал - ЦТ Образовательная программа , а 4 ноября 1967 года четвёртый телеканал - ЦТ Четвёртая программа , по которому в основном показывались повторы передач ЦТ Первой программа , вещание обоих каналов охватывало Москву и Московскую область. С 1 октября 1967 года ЦТ Первая программа начала регулярное вещание в цвете . 25 января 1971 года в Москве начала вещание Техническая (шестая) программа ЦТ , которая использовалась как технический канал во время Олимпиады-80 и где транслировались Открытые чемпионаты Англии и Франции по теннису (уже в перестройку, без комментаторов и в полном объёме). В 1971 году ЦТ запустило дубль ЦТ Первой программы по системе «Орбита» («Орбита-1») для Урала, Средней Азии и часть Казахстана, учитывающая разницу часовых поясов (+2 часа от московского времени), а к 1 января 1976 года ЦТ также запустила ещё три дубля ЦТ Первой программы («Орбита-2,-3,-4») специально для восточных территорий СССР с временным сдвигом +8, +6 и +4 часа. С 1 января 1977 года все программы ЦТ вещают в цвете.

В 1981-1983 годах на третьем телеканале были запущены ряд региональных телеканалов - Украинское телевидение Киевской студии ЦТ , Белорусская программа Минской студии ЦТ , ЦТ Ленинградская программа Ленинградской студии ЦТ (в Москве вещала на пятом телеканале) и других 1 января 1982 года ЦТ Четвёртая программа была переведена на второй канал и стала называться ЦТ Вторая программа , ЦТ Московская программа была переведена на третий канал, её вещание было ограничено территорией Москвы, Московской и некоторыми прилегающими к ней областей, ЦТ Образовательная программа была переведена на четвёртый канал. Также ЦТ запустило четыре дубля ЦТ Второй программы для восточных территорий («Дубль-1,-2,-3,-4»).

В октябре 1990 года еженедельный пятничный вечерний эфир (с 21.30 до окончания передач) первого телеканала был передан частной телекомпании «ВИD» , еженедельный эфир по понедельникам - частной телекомпании «АТВ », еженедельный эфир по средам - частной телекомпании REN TV , ежедневный утренний и дневной эфир третьего канала - коммерческой телекомпании «2x2 ».

Всесоюзная государственная телерадиокомпания (7 марта - 27 декабря 1991 года)

7 марта 1991 года ЦТ и ВР были объединены во Всесоюзную государственную телерадиокомпанию (ВГТРК), Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию и Государственный комитет СССР по печати были объединены в Министерство информации и печати. 13 мая 1991 года вечерняя часть эфира второго телеканала перешла к Всероссийской государственной телерадиокомпании (РТР). 16 сентября 1991 года второй телеканал в полном объёме перешёл РТР, ВГТРК Вторая программа была переведена в утренний и дневной эфир четвёртого телеканала .

Российская государственная телерадиокомпания «Останкино» (1991-1995)

27 декабря 1991 года указом Президента Российской Федерации ВГТРК была упразднена, а на её базе была создана Российская государственная телерадиокомпания «Останкино» (РГТРК «Останкино»), подчинённую Министерству печати и информации Российской Федерации . Спустя 2 дня председатель ВГТРК Егор Яковлев подписал приказ об увольнении с 5 января 1992 года сотрудников телекомпании в связи с её ликвидацией . В начале 1992 года Студия московских программ телевидения РГТРК «Останкино» и Студия московских программа радиовещания РГТРК «Останкино» были выведены из РГТРК «Останкино» и объединены Российскую московскую государственную телерадиокомпанию «Москва» (РМТК «Москва»), которой перешла РГТРК «Останкино» Московская программа (которая была переименована в Московский телевизионный канал) и «региональные окна» на Радио 1 в Москве и Московской области. Ленинградская студия телевидения РГТРК «Останкино» и Ленинградская студия радиовещания РГТРК «Останкино» были объединены в Санкт-петербургскую государственную телерадиокомпанию, которая вскоре была выведена из РГТРК «Останкино» и переименована в Российскую государственную телерадиокомпанию «Петербург», ей перешли «региональные окна» на Радио-1 в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и РГТРК «Останкино» Ленинградская программа , переименованная в Пятый канал . 6 июля 1992 года Образовательная программа была переведена из вечернего эфира четвёртого телеканала в утреннего и дневной, а Четвёртая программа из утреннего и дневного эфира в вечернего, кроме того Четвёртая программа получила весь эфир на четвёртом канале в выходные. РГТРК «Останкино» Первая программа стал называться 1-й канал Останкино , РГТРК «Останкино» Четвёртая программа - 4-й канал Останкино , РГТРК «Останкино» Образовательная программа - Российские университеты . 22 декабря Министерство печати и информации РФ было разделено на Государственный комитет РФ по печати и Федеральную службу РФ по телевидению радиовещанию (ФСТР). 17 января 1994 года утренний и дневной эфир четвёртого канала были переданы ВГТРК (которая вещала как канал Российские университеты), вечерний эфир - частной телекомпании НТВ . В том же 1994 году вечерний эфир по понедельникам, средам и пятницам по первому телеканалу, был забран у частных телекомпаний и возвращён РГТРК «Останкино», частные телекомпании стали выполнять производство телепередач по заказу её заказу. 1 апреля 1995 года первый телеканал был передан Общественному российскому телевидению. 12 октября 1995 года РГТРК «Останкино» было упразднено.

Подчинённость

  • с 1953 года до 16 мая 1957 года - Министерство культуры СССР ;
  • 16 мая 1957 - 18 апреля 1962 года - Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР;
  • 18 апреля 1962 - 9 октября 1962 года - Государственный комитет Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению;
  • 9 октября 1965 - 12 июля 1970 года - Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР;
  • 12 июля 1970 - 5 июля 1978 года - Союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию;
  • 5 июля 1978 - 7 марта 1991 года - Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию ;
  • 7 марта - 27 декабря 1991 года - Всесоюзная государственная телерадиокомпания .

Структура и руководство

ЦТ возглавлялось директором, который по должности являлся заместителем Председателя Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию и Председателем этого комитета назначавшийся.

Центральное телевидение состояло из тематических производящих отделов - «главных редакций»:

  • Главная редакция кинопрограмм
  • Главная редакция литературно-драматических программ
  • Главная редакция международных программ
  • Главная редакция музыкальных программ
  • Главная редакция народного творчества
  • Главная редакция программ для детей и юношества
  • Главная редакция для детей и молодёжи
  • Главная редакция пропаганды
  • Главная редакция публицистики
  • Главная редакция спортивных программ
  • Главная редакция научно-популярных и образовательных программ
  • Главная редакция программ для Москвы и Московской области
  • Главная редакция литературно-художественных программ
  • Главная редакция общественно-политических программ

Каждая главная редакция возглавлялась главным редактором, назначавшимся директором ЦТ. Главные редакции делились на отделы, во главе с начальниками отделов, отделы на редакции программ, во главе с шеф-редакторами.

Кроме того, в каждом крае, области, союзной и автономной республике действовали территориальные производящие отделы - «студии», в рамках которых могли также создаваться тематические главные редакции. Региональные студии ЦТ возглавлялись директорами, назначавшиеся директором ЦТ, и находившегося в двойном подчинении у регионального комитета по телевидению и радиовещанию и директора ЦТ, главные редакторы главных редакций региональных студий возглавлялись главными редакторами, назначавшимися директорами студий.

Генеральные директора

Время вещания

Трансляция телепередач в рабочие дни начиналась в 6:30 с утренней информационно-музыкальной программы (в 1970-е годы - в 9:00-9:10 с выпуска «Новостей », с 1978 года и до 4 января 1987 года - в 8 часов утра с выпуска «Новостей» с повтором вчерашнего выпуска программы «Время ») и продолжалась примерно до 12 часов, затем был перерыв до 14:00 (с 1978 года - до 14:30, с 1979 года - до 14:50, с 1986 года - до 16:00), в течение которого транслировался сигнал точного времени в виде стрелочных часов (по «Второй программе» транслировалась настроечная таблица). Вечерний эфир продолжался до 23:00, иногда до 00:00. В конце вещания несколько минут транслировалось мигающее напоминание - финальный сигнал, знаменующий окончание эфира с надписью «Не забудьте выключить телевизор», сопровождавшееся громким прерывистым звуковым сигналом .

Первая программа работала с 6:30 до 23:00, вторая программа с 8:00 до 23:00 c перерывом на местное вещание, в крупных населённых пунктах имелась третья московская программа, четвёртая образовательная программа.

Часы, заставки и оформление

Основной заставкой первой и второй программы был вращающийся глобус на фоне передающего программы спутника связи, изображенный на жёлтом фоне. В 1960-е годы заставкой перед началом работы I программы Центрального телевидения была песня А. Титова и С. Васильева «Москва советская» в исполнении Александра Розума. С 1982 года, когда Центральное телевидение перепланировало вещание, заставкой стала звезда-антенна на синем фоне с движущимися кольцами, символизирующими радиоволны, и подписью внизу «I программа» или «II программа», которая затем менялась на «ТВ СССР». Примерно в феврале 1988 года заставка была изменена: круги стали неподвижными, исчезла надпись «ТВ СССР», а фон стал светло-голубым с белым градиентом.

В праздничные дни в начале эфира на фоне звезды с красным знаменем, а также кадров кинохроники советской страны звучал Государственный гимн СССР . Часы на заставке, отображающие точное время , были на тёмно-синем фоне с жёлтыми (или белыми) цифрами и без звука. Транслировавшиеся на экране часы на самом деле являлись механическими чёрно-белыми часами, которые снимались камерой и, при помощи специализированной печатной платы, окрашивались в нужные два цвета. Когда в программе «Время » стала использоваться заставка с песней «Родина», фон часов был тёмно-зелёный. После появления кремлёвской башни часам был возвращен тёмно-синий фон. В 1991 году под часами отображалась реклама (Crosna, Olivetti , МММ). Этой идеей до сих пор пользуются современные телеканалы (например: РБК). Впоследствии данные часы применялись на других телеканалах, в частности 1-м канале Останкино в 1991-1994 годах, 2х2 и МТК в 1989-1997 годах, ТВ-6 в 1993-2000 годах и «Третьем канале » в 1997-2002 годах при переходе с ТВЦ и обратно.

В качестве заставок использовали пейзажи Москвы, природы или прямые обозначения - «Художественный фильм», «Фильм-концерт» и т.д .

Транслируемые передачи

Перестроечные

Информационные программы

Производством информационных программ для Центрального Телевидения СССР занималась Главная редакция информации .

Оперативная информация

  • Телевизионные новости 1960-1967
  • Новости 1985-1989 (ежедневный обзор информации за прошедшие 6 часов, дважды в день)
  • Время 1968-1991 (ежедневная информационная программа)
  • Время Москва 1968-1986 (ежедневный информационный журнал для Москвы)
  • Вести с 13 мая 1991 года, когда на частоте Второй программы начало вещать Российское телевидение
  • Московский телетайп 1988-1991 (информационная рубрика программы «Добрый вечер, Москва»)
  • Телевизионное справочное бюро (информационно-рекламная передача, транслировалась по московской программе)

Информационно-аналитические и информационно-развлекательные программы

  • Эстафета новостей 1963-1969 (еженедельный информационный журнал)
  • Международная панорама 1969-1991 (еженедельная информационная программа)
  • Девятая студия (информационно-аналитическая программа)
  • Советский Союз глазами зарубежных гостей (информационно-публицистическая программа)
  • Семь дней 1988-1990 (еженедельная итоговая информационная программа)
  • 120 минут с 1986, до этого называлась «90 минут», «60 минут» в настоящее время - утренний канал «Доброе утро» (утренняя информационно-развлекательная программа)
  • Прожектор перестройки 1987-1989 (информационно-аналитическая)
  • Добрый вечер, Москва 1986-1991 (вечерняя информационно-развлекательная программа, с 1988 года - московский информационно-развлекательный видеоканал)
  • Телевизионная служба «Чапыгина, 6» 1988-1991 (вечерняя информационно-развлекательная программа из Ленинграда , проводила телемост с программой «Добрый вечер, Москва»)

Прямые трансляции

  • Памяти руководителей Коммунистической партии (трансляции с Красной площади церемоний похорон: в дни траура 11:00-12:00).
  • Спортивные праздники в Лужниках (раз в год).
  • Москва . Красная площадь (праздничный выпуск программы «Время », ежегодно 1 мая и 7 ноября 9:45, транслировался также по каналам Интервидения).
  • Торжественные заседания и праздничные концерты в честь Международного женского дня , дня рождения Владимира Ильича Ленина и годовщины Великого Октября (трансляции из Государственного академического Большого театра и Кремлёвского дворца Съездов).

Реклама

До середины 1980-х годов по ЦТ рекламу в виде вставок в передачи не показывали: она шла в виде отдельных передач, которые назывались «Больше хороших товаров» (по Первой или Второй программе) или просто «Реклама» (по Московской программе). По московской программе передавалась информационно-рекламная передача «Телевизионное справочное бюро».

Реклама в качестве вставок в середине передач появилась во время недели Thames Television (шоколад KitKat , который в СССР тогда не продавался) и во время телемостов Познер-Донахью, когда американская сторона была вынуждена делать на неё перерывы. В 1988 году была показана реклама Pepsi в исполнении американского певца Майкла Джексона . Также реклама в виде вставок показывалась во время трансляций Олимпийских игр в Сеуле (1988) .

Дикторы ЦТ

Спортивные комментаторы

  • Надежда Квятковская
  • Майя Гурина
  • Тамара Львова
  • Ирина Агаева
  • Юлия Дятлова (Болдинова) (родная дочь Надежды Квятковской)
  • Татьяна Котельская
  • Татьяна Оганес
  • Вера Хлевинская
  • Татьяна Бочарникова
  • Людмила Овсянникова
  • Ирина Рудометкина
  • Варвара Ромашкина
  • Людмила Левина (последний телевизионный сурдопереводчик, который начал работу на телевидении через 8 лет после распада СССР).

Синоптики программы «Время»

  • Екатерина Чистякова (1971-1982)
  • Галина Громова (до 1982)
  • Валентина Шендакова (до 1982)
  • Анатолий Яковлев (1987-1991)
  • Александр Шувалов (до 1991)

Ушедшие из жизни сотрудники ЦТ СССР

  • Татьяна Красуская (1954-1982), выпускница ВТУ им. Б. Щукина (1975), с 1977 [ ] (вела «Спокойной ночи, малыши »)
  • Нонна Бодрова (1928-2009), вела «Время »
  • Алексей Дмитриев (Шилов) [кто? ] (1948-2002), с 1972
  • Алексей Дружинин (1963-2007), вёл программу передач, затем работал на «ТВ-6 », «Радио Ретро », ТВС и СТС ; убит неизвестными 26 марта 2007 года
  • Валентина Леонтьева (1923-2007), вела «Спокойной ночи, малыши », «В гостях у сказки », «От всей души »
  • Владимир Ухин (1930-2012), с 1960 (вёл «Спокойной ночи, малыши », программу передач)
  • Анна Шилова (1927-2001), с 1956 (вела «Песню года » в паре с Игорем Кирилловым)
  • Нина Кондратова (1922-1989)
  • Ольга Чепурова (1925-1959), с 1952
  • Татьяна Коршилова (1946-1982), с 1978 (вела «С песней по жизни», «Шире круг» и телефестиваль «Песня года»)
  • Юрий Фокин (1924-2009)
  • Николай Озеров (1922-1997), спортивный комментатор
  • Евгений Майоров (1938-1997), спортивный комментатор ЦТ СССР, позже


14 сентября известному телеведущему, диктору телевидения, народному артисту СССР Игорю Кириллову исполняется 85 лет. Его имя у многих ассоциируется прежде всего с программой «Время», ведущим которой он был на протяжении 30 лет. Несмотря на строгие правила, существовавшие на советском телевидении, Кириллов находил изящные способы уклонения от этих правил.





Свою карьеру на телевидении Игорь Кириллов начал в 1957 г., после того, как окончил актерский факультет Высшего театрального училища им. Щепкина и 2 года проработал в Театре драмы и комедии на Таганке. В шаболовском телецентре он начинал с малого – сначала работал помощником режиссера музыкальной редакции, потом стал режиссером-постановщиком, а после победы на конкурсе дикторов он появился на телеэкранах.



Профессия диктора не была его мечтой – на самом деле он собирался стать режиссером, но со временем его работа так его увлекла, что он больше не представлял своего существования без нее. «Телевидение с первых дней моей работы было, остаётся и будет для меня не просто средством массовой информации, техническим средством для передачи художественных произведений, а настоящим искусством, которое помогло мне избавиться от многих недостатков », – признается легендарный диктор и телеведущий.





Кроме программы «Время», диктором которой он был вплоть до 1989 г., Игорь Кириллов вел «Голубые огоньки», «Песню года» и «Кинопанораму». С 1969 по 1989 гг. он возглавлял дикторский отдел Центрального телевидения, но и после распада Союза ему нашлось место на новом телевидении: какое-то время Игорь Кириллов был ведущим популярной программы «Взгляд». До сих пор он остается востребованным на телевидении – свой прошлый 84-й день рождения диктор встретил в студии программы «Сегодня вечером» с Андреем Малаховым.



Несмотря на строгие правила, существовавшие на советском телевидении, Игорь Кириллов называет вымыслом истории о жесткой цензуре и об увольнениях дикторов из-за оговорок. Телеведущие сами понимали, какая ответственность на них возложена и относились к своей профессии более чем серьезно: «Я этой цензуры никогда не чувствовал. Да, были цензоры, они смотрели папку с новостями перед выходом в эфир – проверяли, нет ли государственных или военных тайн. А что касается политической цензуры, она сидела в голове, потому что все мы были воспитаны в том обществе, когда перед тем, чтобы сказать что-нибудь, нужно было чуть-чуть подумать. Какие-то официальные тексты из «Правды» приходилось немного перерабатывать, но особо импровизировать ни у кого желания не было ».



Игоря Кириллова часто называли «кремлевским диктором», что его очень тяготило. Однажды он даже попросил главу Гостелерадио С. Лапина освободить его от этой должности, на что тот ему ответил: «Перечитайте Салтыкова-Щедрина – и поймёте, что с давних времён в русском общении важно не то, что вы говорите, а то, что за этим стоит ». С тех пор диктор начал осваивать невербальные средства выражения собственного отношения к звучащему тексту. Позже он признался: «Я внимательно перечитал Салтыкова-Щедрина и попытался перенести междустрочную иронию великого писателя в работу на программе «Время». Но, очевидно, несколько «перебрал». Ибо вскоре получил пару писем от особо внимательных зрителей-художников, которые писали: «Товарищ Кириллов, такого-то числа вы читали постановление ЦК КПСС, а в глазах у вас было нечто иное ».



Конечно, в те времена и речи быть не могло о шутках или любых других проявлениях фривольного поведения дикторов в эфире. Столь же серьезным было отношение и к правильности речи, и к ее членораздельности: нужно было произносить не более 12-14 строчек в минуту. Трепетное отношение к языку сохранилось у легендарного диктора и по сей день: его слух режет не только нецензурная лексика с экранов телевизоров, но и небрежное обращение с речью – по его мнению, многие современные ведущие тараторят, допускают большое количество ошибок, глотают слова и ведут себя развязно. Тем не менее некоторые ведущие вызывают у него симпатию – с одобрением Кириллов отзывается об Иване Урганте и передаче «Прожекторперисхилтон», хотя и считает, что этого ведущего на экранах слишком много.





Игорь Кириллов был лицом программы «Время» и одним из самых популярных телеведущих. Тем не менее звездная болезнь обошла его стороной. Этому способствовал высокий уровень культуры, профессионализма и ответственности. «Нужно просто помнить, что ты лишь последнее звено в цепочке большого количества людей, от которых зависит успех программы. Основа – те, кто остается за кадром: редактор, режиссеры, операторы, осветители, звукорежиссеры, техники, инженеры, монтажеры... Сколько профессий стоит за твоей спиной! И твоя задача работу этого огромного количества людей не испортить », – считает он.жми :

Рассказать друзьям