Характеристика героев сказки о семи богатырях. Противоречия между внешней и внутренней сущностью героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Бибалаева Фатима

В данной работе представлен материал, характеризующий героев и их поступки с точки зрения их внешней и внутренней сущности

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10

г.о. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

Школьная научно-практическая конференция

«Мы познаем мир – 2016»

Противоречия

между внешней и внутренней сущностью героев в

«Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

Руководитель: Шестакова Валентина

Николаевна, «Почетный работник

Образования РФ», учитель русского языка

И литературы.

г.о. Железнодорожный,

2016 г

  1. Введение.
  2. Основная часть
  • Фольклорные мотивы в сказке.
  • Главные героини сказки как противоборствующие силы.
  • Деталь в художественном произведении.
  • Чернавка и черница – две героини, два характера.
  • Роль авторских замечаний в сказке.
  • Отступление от фольклорных традиций – способ создания положительных персонажей.
  • Всепобеждающая сила любви.
  1. Заключение.
  2. Список литературы

Введение.

Известно, что Пушкин писал сказки в период с 1830 по 1834 год, то есть в годы своей поэтической зрелости. Писал для взрослых, а не для детей. (2-194)

Пушкин – «моралист», «пора уже произнести это слово», - говорила Ахматова. «Моралистом» и проповедником он выступает и в своих сказках. В них изложен тот нравственный кодекс, который Пушкин почитал, в который верил. (1-256)

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, хотя и следует распространенному фольклорному сюжету, произведение удивительно богатое по содержанию. В нем по-пушкински лаконичны, но емкие и выразительные характеры, и тесное переплетение жизненной правды и фантастики, и десятки смысловых оттенков в развитии сюжета, и изумительные стихи, красивые, мелодичные, сочные, и тонкая ирония, и наконец, сам автор – по-русски открытый, добрый и мудрый.

В данной работе речь пойдет о внешней и внутренней сущности персонажей, их поступков и даже имен.

Цель работы:

  • Выяснить, как, почти полностью сохраняя фольклорную основу сказки, Пушкин создает принципиально новое видение героев и их поступков
  • проанализировать отдельные детали сказки, помогающие понять противоречивость явного и скрытого в них.

Предмет исследования: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Объект исследования: внешняя и внутренняя сущность героев сказки.

Гипотеза: если предположить, что народные сказки, на основе которых создана литературная сказка Пушкина, дают цельный образ героя в единстве внешней и внутренней характеристики, то можем предположить, остался ли автор верен этому принципу или предложил новое видение героев и их поступков.

Методы исследования:

  • изучение текста сказки
  • анализ и обобщение полученных данных

Основная часть

Описывая фольклорных героев, мы говорим, что все они созданы по одной схеме. Положительные качества героев сочетаются с красивой внешностью, а отрицательные - с безобразной. Народная сказка даёт цельный образ героя в единстве внешней и внутренней характеристики. (3 – 25)

Обращение к герою народной сказки понадобилось нам для того, чтобы увидеть те отклонения от фольклорной нормы, которые есть у Пушкина.

Царица – мачеха и царевна в сказке – две противоборствующие силы. Можем ли мы их внешне представить? Да, Пушкин описывает своих главных героинь. Мачеха «высока, стройна, бела». Царевна «белолица, черноброва». Обеих героинь (и положительную и отрицательную) поэт рисует одинаково красивыми. Он определённо отступает от фольклорной традиции. Почему? Этот вопрос, несмотря на его непритязательность, должен вывести читателей на главную проблему сказки.

Пушкин, давая характеристики главных героинь сказки, не ограничивается только описанием их внешности, он говорит и об их характерах. Сказав о внешности царицы, он тут же замечает: «Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива». Союз но здесь выполняет акцентирующую функцию, он указывает на противоречие между внешностью царицы и её внутренней сущностью. В дальнейшем повествовании эта характеристика подтверждается. Внешний блеск царицы-мачехи прикрывает её внутреннее уродство. Другое дело царевна. Она «нраву кроткого такого». Пушкин сразу, в самом начале сказки, заявил о гармоничности её натуры, что также подтверждается последующим повествованием.

Итак, Пушкин представляет героинь сказки (добрую и злую) одинаково красивыми, чтобы сосредоточить внимание на их внутренней противоположности. Но не только. Поэт заявляет о существовании в нашей жизни более общей и глубокой проблемы – проблемы видимости и сущности . Эти две категории далеко не всегда находятся в гармонии. Чаще – в дисгармонии, в чём и убеждается читатель, едва познакомившись с главными героинями.

Пушкин не ограничивается обозначением проблемы – он её всесторонне рассматривает. Обратим внимание на то, как выглядело яблоко, которое принесла черница в терем семи богатырей. Можно ли увидеть яблоко? Да. Пушкин подробно – в красках и даже в звуках и запахах его описывает: «наливное, молодое, золотое», «оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь…». Такое пристальное внимание автора всего лишь к деталям сюжета. Зачем? Уместен ли будет в описании яблока союз но? Разумеется, яблоко прекрасно, но ядовито. Откусив от него, царевна отравилась.

Надо заметить, что Пушкин всегда, и в сказках тоже, рассчитывает на внимательного, думающего читателя. На его способность читать художественный текст. Поэтому, описывая яблоко, он словом не обозначает его ядовитость, о ней читатель узнаёт позже и опосредованно. Красивое яблоко отравлено. Оказывается, в нём есть две стороны: внутренняя и внешняя - снова они в дисгармонии. Причём, если в случае с мачехой Пушкин прямо указал на существование дисгармонии между видимым и сущностным, то здесь он избегает прямого на неё указания. Пушкин делает это намеренно. Ему важно было сказать, что противоречия между внешним и внутренним не всегда на виду – налицо. Часто они выступают в скрытых формах, и почти всегда сущностное в конфликте становится определяющим. Главное не то, что яблоко красиво, а то, что оно ядовито.

Вспомним героиню, которую звали Чернавка. Пушкин написал это слово с большой буквы. Почему, разве это имя? Нет. Что же тогда? Так обозначена роль героини среди людей, её функция, предназначение. Чернавка делает чёрную работу, она – служанка. Называя её с большой буквы, Пушкин как бы намекает на значительность Чернавки. (3-31)

Посмотрим, как реализуется этот намёк в сказке. Чернавка получает приказ: «Весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосной оставить там на съедение волкам.» Царица поручила Чернавке выполнить чёрную работу, в соответствии с её предназначением. А царевна верит в то, что Чернавка способна причинить ей зло? Верит - «царевна догадалась и до смерти испугалась». Оправдались ли надежды царицы на Чернавку и подозрение царевны? Нет. Почему же Чернавка не исполнила приказ? Есть ли у Пушкина ответ на этот вопрос? Он прямо пишет: «Та (Чернавка), в душе её любя, не убила, не связала, отпустила…». Царевна была спасена. Сила, спасшая царевну – любящая душа Чернавки. Таким образом, внешнее и внутреннее (видимость и сущность ) выступают в разных формах.

Не всегда внешнее – это только внешность как таковая. В случае с Чернавкой внешнее – это её работа. Внутреннее – её душа. И снова между ними дисгармония, и снова внутреннее является определяющим. Внутренняя значительность Чернавки очевидна, что и подтверждается известными уже фактами.

Но есть в сказке героиня со сходным по звучанию именем.

Её имя черница. Пушкин пишет её имя с маленькой буквы. Опять он на что-то намекает? Что означает это слово?

Чернецами называют монахов – тех, кто посвятил себя служению Богу. Для понимания образа черницы это значение необходимо. Мы впервые увидели черницу глазами царевны – «видит: нищая черница ходит по двору…». Как царевна к ней отнеслась? С сочувствием и лаской. «Бабушка, постой немножко, - ей кричит она в окошко… - кой-что тебе снесу». Можно ли объяснить хорошее отношение царевны к чернице? Можно. Здесь проявилась сердечность царевны. Но не только – она воспринимает черницу как человека, который служит Богу (а это изначально положительная характеристика). Вдобавок черница – «нищая». Но черница не оправдала хорошее отношение к себе. В «благодарность» она подарила царевне отравленное яблоко, сопроводив подарок словами: «Бог тебя благослови». Что совсем уже кощунство.

Но есть ли кто-нибудь в сказке, кто подозревает, что черница совсем не та, за кого себя выдаёт? Да, это пёс Соколко. Он не пускает царевну к чернице – «лишь пойдёт старуха к ней, он лесного зверя злей». Но только ли он один? От кого мы слышим: «к старухе не пускает», «старушонка хлеб поймала», «старушоночка сказала»? Вопросы призваны обратить внимание на рассказчика и его роль в повествовании.

Своеобразие литературной сказки, в частности пушкинской, в том и состоит, что она не скрывает присутствия автора. В нужный момент он всегда выходит на авансцену. Автор расставляет акценты в той истории, что рассказывает.

В данном случае он больше знает о чернице, чем царевна, и внимательному читателю кое-что подсказывает. А царевна в ней обманулась. Почему? Этим вопросом мы возвращаемся к проблеме видимости и сущности.

Царевна доверилась своему представлению о чернецах как божьих людях. Как и в случае с Чернавкой, видимый образ она отождествила с внутренним и ошиблась. В чернице они были несоединимы. Черница только делала вид, что служит Богу. На самом деле она служила совсем не ему.

Кому же она служила? Что говорит Пушкин об этом? Вспомним финал встречи царевны и черницы. «Старушоночка сказала, поклонилась и пропала…» В этих словах хотя и не прямой, но есть ответ на вопрос. Она «пропала…» как нечистая, дьявольская сила. Теперь понятно, кому она служила. В отличие от неё, Чернавка, отпустив царевну, «сама пришла домой».

Пушкин, написав слово «черница» с маленькой буквы, подсказал своему читателю, что она совсем не та, за кого себя выдаёт. Её смиренная внешность, её роль обманчивы. Они не совпадают с внутренней злобной сущностью героини.

Оставленная в лесу царевна «на терем набрела», в котором жили семь богатырей. Как ведёт себя царевна в тереме? «Дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…». Она ведёт себя как крестьянская девушка. Она напоминает тех, кому приходилось быть Золушкой, или подобных ей. Но совсем не сказочных царевен, принцесс, чьи заботы не связаны с приборкой теремов. Значит, пушкинская царевна поступает не по «правилам».

Почему же Пушкин отступил от фольклорной традиции? Царевна ведь должна вести себя по-царски, исключая выполнение «чёрной» работы. Ну, а правила, по которым человеку приходится жить, это внешняя или внутренняя сторона его характера? Правила – это внешняя сторона жизни, то, что определено заранее. В случае с царевной – это то, что дано ей изначально, от неё не зависит. Действия и поведение царевны продиктованы её внутренними побуждениями. Она не должна была по своему положению прибирать терем, но царевна поступила так, как велел её характер.

Таким образом, Пушкин, наделяя царевну качествами крестьянской девушки, снова говорит о том, что во всяком явлении, предмете и, конечно, человеке есть видимое и сущностное. В данном случае это сочетание выступает в форме, которая не очевидна, не явна, что и затрудняет понимание конфликта.

Вся история жизни героев дана в рамках любви – она её начало и конец. А внутри этих рамок – смерть, испытания, людская злоба, жестокость, обман, коварство, неверность («Долго царь был неутешен, но как быть? и он был грешен; год прошёл, как сон пустой, царь женился на другой»). Но была и сердечность Чернавки («Та, в душе её любя…»), доброта и любовь семи богатырей («тебя все мы любим»), верность и любовь Елисея и самой царевны.

Сказка закончилась. Любовь (в широком смысле слова) и есть то добро, которое победило зло и злое мстительное сердце мачехи, по вине которой и случились все несчастья. «Сказка о мёртвой царевне…» - упование на верность и любовь; это попытка упорядочить в пределах сказочной системы разлетающийся, хаотический и зловещий мир реальной жизни… это сказка о последнем оружии человека в его борьбе – силе его духа. В этой сказке Пушкина, как, впрочем, и в других, «грозные вопросы морали», «оставаясь общечеловеческими…предстали как насущная национальная забота» (4-95).

Заключение.

Таким образом, отступая от некоторых традиционных фольклорных мотивов, Пушкин заставляет читателя внимательнее взглянуть на героев, на их явные и скрытые черты характера, разобраться в содержании сказки, понять ее глубокий смысл. Только вдумчивому читателю это под силу.

Список использованной литературы.

  1. Анкова Е.И. Литературная сказка. XIX века. М., - 2000, с.120
  2. Лотман Ю.И. Пушкин в школе. Книга для учителя. М., -1988, с.340
  3. Пивнюк Н.А. Перечитываем «Сказку о мертвой царевне…», ЛВШ, - №6-1999
  4. Соловей Т.Г. Сказка о любви и верности. Уроки литературы. Приложение к ЛВШ, 3 – 2006

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Г. Брянска

Конспект урока по литературе
в 5 классе

Основные образы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»

подготовила

г. Брянск

Цели: 1)осмыслить содержание сказки;

2)познакомить учащихся с литературоведческими терминами сравнение и антитеза;

3)развивать умение делать сопоставительную характеристику героев сказки;

4)развивать связную речь учащихся.

Оборудование: портрет, текст «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатыря» , иллюстрации учащихся к сказке, кроссворд по содержанию сказки, Толковый словарь русского языка под редакцией, Словарь литературоведческих терминов под редакцией.

План урока

1.Оргмомент.

2.Подготовка к восприятию темы.

3.Проверка домашнего задания (план сказки).

4.Работа по новой теме.

А) Образ матери царевны.

Б) Образ мачехи.

В) Образ царевны.

Г) Работа с иллюстрациями.

Д) Кроссворд по содержанию сказки.

5. Итоги урока, выставление оценок.

6.Домашнее задание.

7.Рефлексия (заполнение листа-опросника).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию темы.

Учитель Ребята, были ли у вас в жизни такие ситуации, когда вы искренне мечтали о волшебстве, чудесах?

Каждый из нас с вами верит в то, что все буде хорошо, добро победит, а зло будет наказано. А в каких произведениях так всегда случается?

Ученик В сказках.

Учитель Запишите тему урока «Основные образы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» ».

А какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Ученик Мы продолжим знакомство со сказкой, особое внимание обратим на основные образы в произведении, выделим в них общие черты и различные.

Учитель Сначала ответьте на несколько вопросов, которые подготовила группа учащихся на основе материала, изученного на предыдущем уроке.

Учащиеся

1)В каком году родился? (1799 год)

2)Расскажите о его родителях. (Отец – отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать – Надежа Осиповна – внучка любимца Петра Первого арапа Ганнибала.)

3)Благодаря кому из-под пера Александра Сергеевича вышло огромное количество сказок? (Благодаря няне Арине Родионовне Яковлевой.)

4)Что такое сказка? Дайте определение жанру. (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.)

5)Какие вы знаете виды сказок? (Сказки о животных, бытовые, волшебные.)

6)Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка – это обработанная автором народная сказка.)

3. Проверка домашнего задания.

Учитель А теперь проверим, какой план развития сюжета сказки вы составили дома.

Учащиеся План сюжета

1. Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы.

2. «Царь женился на другой».

3. «Но царевна молодая … между тем росла…»

4. «А царевна всё ж милее…»

5. «… вот чернавка в лес пошла…»

6. «Будь нам милая сестрица».

7. «Царица злая … положила иль не жить, иль царевну погубить».

8. «… нищая черница ходит по двору с клюкой…»

9. «В руки яблочко взяла».

10. «Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»

11. «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет».

12. «Гроб разбился. Дева вдруг ожила».

13. «Лишь её похоронили, свадьбу тотчас учинили».

4. Работа по новой теме

Учитель Какие вы знаете композиционные приёмы сказок?

Учащиеся Присказка, зачин, концовка.

Учитель Есть ли в «Сказке о мёртвой царевне…» традиционная присказка: «Это не сказка, не присказка, сказка будет впереди», «Начинается, начинается добрая повесть от Сивка, от Бурка, от вещего Каурка»?

Ученик Нет

Учитель О каких событиях мы узнаём в завязке к сказочной истории?

Ученик Царь уехал, а царица его ждёт, через 9 месяцев рождается дочь, возвращается царь.

Учитель Какой предстаёт перед нами мать царица? Соберём материал для характеристики по тексту.

Ученики

…Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи (инда – даже)

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга !

…Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

…Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный ,

Издалече наконец

Воротился царь-отец.

Учитель Итак, запишем в тетрадь, какой предстаёт царица - родная мать царевны.

Ученик Царица – мать царевны – верная жена, любит мужа, с нетерпением ожидает его возвращения.

Учитель А теперь обратимся к образу царицы-мачехи. Кто такая мачеха?

Ученик В толковом словаре читаем: «Мачеха – жена отца по отношению к его детям от первого брака.

Учитель В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую бы хотела извести мачеха?

Ученик «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка».

Учитель Теперь наша задача усложняется. Мы не просто соберём материал, для характеристики мачехи, но и сравним её с царевной-падчерицей.

Ученик Ассистент, работавший с литературоведческим словарём, диктует.

Запишем в тетрадь термин: «Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении содержится то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнить – найти черты сходства и различия».

Итогом сравнительной характеристики станет таблица, которую мы будем заполнять в процессе работы над образами. (Приложение 1)

Учитель Какая внешность у царицы-мачехи?

…молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла…

Учитель Что в описании царицы вызывает восхищение?

Ученик Это внешняя красота.

Учитель Почему эта красота не радует окружающих?

Ученик За внешней красотой скрывается злой, упрямый, сварливый характер мачехи.

Учитель Найдите глаголы, с помощью которых характеризует царицу, рассказывая об общении её с зеркальцем.

Ученики читают по ролям диалог, в котором зеркало хвалит царицу.

Отмечают глаголы: «красуясь, говорила»; «хохотать», «пожимать», «подмигивать», «прищёлкивать», «вертеться», «подбочась», «гордо глядясь».

Учитель А теперь посмотрим, какая царица, когда зеркало говорит правду.

Ученики показывают инсценировку эпизода, когда зеркало говорит правду. Действующие лица: царица-мачеха, зеркало, автор.

Ученики отмечают глаголы: «отпрыгнет», «замахнет», «хлопнет», «притопнет».

Учитель Какой предстаёт мачеха? Запишем в колонку «Черты различия».

Ученик Мачеха злая, завистливая, гордая, своенравная, ленивая, грубая, надменная. У неё нет настоящих друзей, и даже зеркалу, с которым «одним была добродушна и мила», не прощает истины.

Учитель Как отмстила мачеха царевне и что подтолкнуло её к этому?

Ученик Мачеха приказала чернавке отвести царевну в лес. А подтолкнула её к этому «чёрная зависть» - злостная, коварная, преступная.

Учитель Чем закончится история злобной мачехи? За что она была наказана?

Ученик «Тут тоска её взяла и царица умерла». Наказана она за жестокое сердце.

Учитель Запишем в тетрадь: царица «жестоксердная».

Учитель Можно ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу?

Ученик Да, они внешне обе очень красивы, но царевна ещё красива и внутренне.

Учитель Запишем в таблицу «черты сходства»: царского происхождения, красивые внешне, умные.

Мы много читали, писали и нам нужно отдохнуть. Физкультразминка.

Для того чтобы дать характеристику образа царевны, мы выполним поиск материала по группам. Каждая группа отбирает материал по одному пункту плана, который распечатан на отдельных листах. (План характеристики образа в приложении 2.)

1 группа Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

…Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

…Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала… (трудолюбивая)

…От зелёного вина отрекалася она;

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила… (благовоспитанная, сдержанная)

«…Как мне быть? ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы и умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей». (верна жениху)

2 группа Отношение к царевне других персонажей сказки:

1) Чернавки:

…Та (Чернавка), в душе её любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, Бог с тобой».

А сама пошла домой.

2) Пса Соколки :

Вдруг сердито под крыльцом

Пёс залаял…

…Но с крылечка лишь сошла,

Пёс ей под ноги - и лает,

И к старухе не пускает,

Лишь пойдёт старуха к ней,

Он, лесного зверя злей,

На старуху…

…Прямо яблочко летит…

Пёс как прыгнет, завизжит…

…И с царевной на крыльцо

Пёс бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце пёсье ноет,

Словно хочет ей сказать:

3) Семи богатырей:

…Братья милую девицу

Полюбили…

…Перед мёртвою царевной

Братья в горести душевной

Все поникли головой…

4) Королевича Елисея:

…Королевич Елисей,

Помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой…

…Нет как нет! Он горько плачет.

…Тёмной ночки Елисей

Дождался в тоске своей…

…Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая.

…И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой…

3 группа Поведение царевны: 1)в тереме богатырей;

2)по отношению к окружающим её людям.

1) В тереме богатырей:

…Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку…

…Им она не прекословит,

Не перечут ей они.

Так идут за днями дни.

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберёт и приготовит.

2) Отношение царевны к Чернавке:

«Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя!»

Отношение царевны к семи богатырям:

…И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась,

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Отношение к нище чернице (монахине):

Бабушка, постой немножко, -

Ей кричит она в окошко, -

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу».

С любовью присматриваясь к героине, Пушкин показывает как её внешнюю («белолица, черноброва»), так и внутреннюю красоту («нраву кроткого такого», «красавица душа»), подчёркивает трудолюбие, внутренне достоинство, деликатность, терпение, покладистость, искренность, верность, внутреннюю бесхитростность, доброту. Не случайно для поэта он «царевна молодая», «моя душа».

Учитель Итак, сделаем запись в таблицу. Какая царевна?

Ученик Царевна добрая, бескорыстная , скромная, кроткая, трудолюбивая, вежливая, простая, добродетельная.

Учитель Каких черт больше, сходства или различия? Какой приём помогает раскрыть эти образы?

Ученик Больше различий, то есть образы противопоставлены.

Учитель Запишем в тетрадь ещё один термин из литературоведческого словаря.

Ученик Ассистент, работавший с литературоведческим словарём. «Антитеза – противопоставление слов, образов, понятий.

Учитель Дайте устную характеристику одного из образов, используя записи в таблице и примеры из текста.

Ученики отвечают.

4. Работа с иллюстрациями. Насколько ваши рисунки соответствуют нашим представлениям о героях? (Устное словесное рисование.)

Чему научила вас это сказка?

5. Кроссворд (готовила группа более сильных учащихся). (Приложение 3)

6. Итог урока, выставление оценок .

7. Домашнее задание:

1)выразительное чтение наизусть (по вариантам) обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру;

2)выучить термины;

3)устная характеристика образов (по выбору).

Рефлексия. (Заполнение листа-опросника). (Приложение 4)

Приложение 1.

Сравнительная характеристика образов царицы-мачехи и царевны

Приложение 2

План характеристики образа царевны

1. Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

2. Отношение к ней других персонажей сказки:

А) Чернавки;

Б) пса Соколки;

В) семи богатырей;

Г) королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

А) в тереме богатырей;

Б) по отношению к окружающим её персонажам.

Приложение 3. Кроссворд.

Ответив на вопросы по горизонтали, получите название волшебного предмета из сказки.

1.»Чёрной …полна». (Зависти)

2. Имя королевича. (Елисей)

3. Кто повёл в лес царевну? (Чернавка)

4. Должность возлюбленного царевны. (Королевич)

5. В каких родственных отношениях были богатыри? (Братья)

6. К кому обращены слова «Ты ходишь круглый год по небу»? (Солнце)

7. Кличка собаки? (Соколко)

8. Волшебный предмет в сказке? (Зеркало)

Приложение 4. Лист-опросник.

1.Что вызвало интерес во время урока?

3.Положительный момент урока.

4. Негативный момент урока.

5. Поставьте себе сами отметку за работу на уроке.

6. Что из урока пригодится вам в жизни?

Список использованной литературы

1. , ёва. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М.: «ВАКО», 2003.

2. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Автор-составитель и др. – М.: «Просвещение», 2009.

3. , . Толковый словарь русского языка. - М.: «Просвещение», 2009.

4. . Словарь литературоведческих терминов. – М.: «Просвещение», 2000.

Пушкин А.С. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Главные герои "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"и их характеристика

  1. Царевна, дочь царя, очень красивая и добрая, любила королевича Елисея, была честной и трудолюбивой.
  2. Царь, после смерти старой царицы женился на молодой красавице
  3. Царица, очень красивая, но злая, завистливая, гордая, своенравная.
  4. Семь богатырей, витязи в полном расцвете сил, все влюбились в царевну, но вели себя с ней как братья
  5. Королевич Елисей, жених царевны, искал ее по всему свету, спрашивал дорогу у солнца, месяца и ветра.
  6. Чернавка, прислуга царицы, пожалела царевну.
План пересказа "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"
  1. Рождение царевны и смерть матери
  2. Новая супруга царя
  3. Чудо-зеркальце
  4. Зависть царицы
  5. Чернавка в лесу
  6. Царевна у семи богатырей
  7. Царица дарит яблоко
  8. Хрустальный гроб
  9. Солнце, месяц и ветер
  10. Елисей находит гроб
  11. Смерть царицы
  12. Свадьба
Кратчайшее содержание для читательского дневника "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" в 6 предложений.
  1. Царь женится на царице и та считает себя самой красивой на свете, а потому мечтает извести царевну.
  2. Она отправляет царевну в лес, но Чернавка не убивает царевну, и та находит приют у семи богатырей.
  3. Царица узнает о том, что царевна жива и дарит ей яблочко, откусив от которого царевна умирает
  4. Елисей по всему свету ищет царевну и ветер подсказывает ему, как ее найти
  5. Елисей разбивает гроб и царевна оживает
  6. Мачеха-царица с тоски умирает, а молодые играют свадьбу.
Главная мысль "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"
Зависть и гордыня являются очень страшными человеческими пороками.

Чему учит "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Эта сказка учит нас добру, тому, что добро все равно окажется сильнее зла. Она учит нас настойчивости и верности. Она учит нас, что главное в человеке - его душа, и если душа уродливая, то никакая внешняя красота не сделает человека красивым.

Признаки волшебной сказки в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"

  1. Волшебный помощник - зеркальце
  2. Волшебные существа - солнце, месяц, ветер
  3. Победа добра над злом.
Отзыв на "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях"
Сказка "О мертвой царевне" Пушкина мне очень понравилась. В ней главная героиня, царевна, такая красивая и добрая, что все вокруг ее любят и жалеют. А ее мачеха-царица такая злая и завистливая, что умирает с тоски от того, что кто-то оказывается красивей ее. Это очень красивая история, со множеством приключений и счастливым концом. Очень красиво в ней представлены образы богатырей, которые занимались защитой Родины от врагов.

Пословицы к "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"
Добрая слава злому ненавистна.
Доброе дело и в воде не тонет и в огне не горит.
Хорошо то, что хорошо кончается.

Краткое содержание, краткий пересказ "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"
Старая царица ждала возвращение царя девять месяцев и когда тот вернулся, родила дочь и умерла.
Через год царь женится на другой. Новая царица оказывается очень красивой, но при этом очень злой. Она постоянно спрашивает у зеркальца, кто красивей всех.
Молодая царевна подросла, у нее появился жених с хорошим приданным, и зеркальце сказало царице, что теперь царевна всех красивей.
В ярости царица велит Чернавке увести царевну в лес и погубить там. Чернавка уступает просьбам царевны и отпускает ее.
Царевна не пропадает в лесу, а находит красивый терем. Она прибирается в нем и топит печку.
Возвращаются семь богатырей и видят наведенный порядок. Они приглашают незнакомца жить с ними. Выходит царевна, богатыри ее узнают и оказывают разные почести.
Царевна живет у богатырей и те влюбляются в нее. Они спрашивают, не выберет ли царевна одного из них, но царевна признается, что у нее есть жених.
Между тем, царица узнает, что царевна жива, и горит желанием извести ее. Она переодевается в старушку и идет к терему. Собака лает на нее, но царевна бросает старушке хлеба. В ответ царица бросает яблоко. Царевна кусает яблоко и умирает.
Так ее находят богатыри и кладут в хрустальный гроб.
Между тем, королевич Елисей ищет свою любимую. Он спрашивает о ее судьбе у солнца и месяца, но те не могут ему помочь. Тогда Елисей обращается к ветру и ветер рассказывает ему про хрустальный гроб.
Елисей находит гроб и в горе ударяется о него лбом. Гроб разбивается и царевна оживает.
В это время царица, как обычно беседует с зеркальцем, и зеркальце говорит о молодой царевне. Царицу берет тоска и она умирает.
Елисей женится на царевне.

Иллюстрации и рисунки к "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"


Разработка урока
учителя русского языка и литературы МБУ СОШ № 56 г.о.Тольятти
Мальковской Наталии Николаевны
Предмет: литература
Класс: 5 «Б»
Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне». Добро и зло в сказке.
Дата проведения: 03.03.2014г.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: 1. создание условий для усвоения темы; 2.создание ситуаций успеха; 3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; 4.развитие навыков самоконтроля;
Образовательная цель: 1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; 2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;3. показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке.
Формирование УУД:
Личностные действия: интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Регулятивные действия: уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Познавательные действия: извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Коммуникативные действия: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихсяУУД
Организационный момент Здравствуйте, ребята! Вы узнали песенку, которая играла перед уроком? Сегодняшний урок мы снова посвятим «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Но наш урок будет непростой. Нам предстоит отправиться с Вами в увлекательное путешествие, путешествие в мир сказки. Называют песню.
Включение в учебный процесс
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;регулятивные: саморегуляцияАктуализация знаний и постановка учебных целей. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова грузинского поэта Шота Руставели.
- Напомните мне, что такое сказка?
- Какими качествами обладают сказочные герои?
- Давайте сформулируем тему нашего урока.
Отвечают на вопросы.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебных целей на этот урок
Ругулятивные: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Делать выводы, обобщения.
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
«Открытие нового знания».
Работа с текстом. - Что же такое добро и зло? Как вы понимаете эти слова? Чем они являются с точки зрения русского языка? Можем ли мы сказать, что добро и зло – это противоположные понятия?
- Назовите добрых и злых героев сказки?
- Какой вывод можно сделать?
- Составьте сравнительную характеристику Царевны и Царицы? Представьте ее в виде таблицы.
- Почему Мачеха решила погубить падчерицу?
- какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
- обладает ли добрый человек такими качествами?
- А как относится царевна к царице?
- Зачитайте и проанализируйте поведение царевны в доме богатырей.
- Как царица пытается второй погубить царевну? Отвечают на вопросы учителя.
Дают развёрнутые ответы.



Личностные результаты:
1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные УУД:


3. преобразовывать и сохранять информацию.Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
2. Освоение способов совместной деятельности
Первичное закрепление - Что же получается, что Зло все-таки победило?
- В сказках у Добра всегда много помощников, а зло одиноко.
- Что же происходит со злой царицей-мачехой?
- Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни. Отвечают на вопросы учителя.
Дают развёрнутые ответы.
Выразительно читают нужные отрывки текста.
Анализируют отдельные эпизоды сказки.
Обобщают, подводят итог, высказывают свою точку зрения.
Познавательные УУД:
1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;
2. разграничивать основную и дополнительную информацию;
3. преобразовывать и сохранять информацию.Коммуникативные:1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Выступать перед аудиторией.
Самостоятельная работа Викторина по иллюстрациям сказки на знание текста Ребята в группах работают по тексту
Познавательные:
1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать нужную информацию.
Коммуникативные:1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Рефлексия деятельности - Ребята, скажите, какой вопрос на уроке был главным?
- К какому выводу мы пришли?
- Оформите свое впечатление от урока в виде синквейна. Самостоятельное написание сиквейна на сказку.
Афиширование результатов.
Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Итог урока - В произведениях литературы отражается жизнь. Но в жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы любим, желаем добра, здоровья. Но тут же и завидуем, обижаемся, бывает, ненавидим. Домашнее задание Ответьте письменно на вопрос: «Считаете ли вы себя добрым?» Записывают
задания в дневники.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», была написана Пушкиным в Болдино в 1933 году. Полный ее текст можно прочесть . Это произведение о добре и зле, о любви и ненависти. Добро и любовь в ней побеждают.

Главные герои «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:

Вторая царица , жена царя – красавица. Отрицательный герой.

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.

Самовлюбленная эгоистка

горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

У нее было волшебное зеркальце, которое на протяжении лет тешило ее непомерное самолюбие. В один прекрасный день зеркальце отказалось уверять ее в том, что она

всех милее,
Всех румяней и белее.

И своенравная жестокая царица хлопнула зеркальце об землю. Черная зависть стала смыслом ее жизни. Она поставила перед собой цель извести юную царевну. И когда ей все-таки не удалось избавиться от царевны, злоба с такой силой обуяла ее, что она умерла.

Царевна девушка с добрым, открытым сердцем. Трудолюбивая и заботливая. Попав в терем семи братьев, она привела дом в порядок, и только потом улеглась отдыхать на полатях.

Чернавка сенная девушка, прислуживавшая царице. Девушка была незлобивой и в душе любила царевну. Но она была подневольной и боялась свою хозяйку-царицу. Она завела царевну в лес и отпустила ее. Но жестокая царица заставила чернавку отравить царевну.

Королевич Елисей – жених царевны. Целеустремленный, любящий. Настоящий мужчина, прошедший все испытания. Его целеустремленность была вознаграждена. Он нашел свою невесту и оживил ее.

Семь братьев-богатырей – добры молодцы. Охотники и бравые воины:

Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.

Братья, как родную приняли царевну, почувствовали в ней принадлежность к царской семье. Они тепло ит душевно от носились к ней, и с почестью похоронили в хрустальном гробе.



Рассказать друзьям