Компетенции будущего. Компетенции неясного будущего Ключевые компетенции будущего

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мир, в котором мы живем, отчетливо меняется, становится все более непредсказуемым. VUСA world - уже устоявшийся термин, люди живут и работают в этой неопределенности. Руководителю современной компании приходится управлять своим бизнесом так, чтобы можно было адаптироваться к постоянно меняющемуся окружению. В этой статье мы представляем материалы, которые обсуждались HR-сообществом на конференции международной Ассоциации по развитию талантов (Association for Talent Development, ATD).

ATD ежегодно проводит конференцию для профессионалов по обучению и развитию из разных стран мира, на которой обсуждаются опыт практиков и последние тренды в области обучения и развития. В этом году встреча проходила в американском городе Денвер (штат Колорадо), где собралось более 10 тыс. участников.

На конференции АTD всегда приглашают блестящих спикеров. Например, среди участников конференции ATD-2016 был Саймон Сайнек (Simon Sinek) - третий в рейтинге просмотров в TED 1 . Многим менеджерам известна его книга «Начни с вопроса почему». Еще одна «звезда» конференции - Джереми Гатч (Jeremy Gutsche), создатель сайта www.trendhunter.com, на котором отслеживаются новые тренды практически во всех областях жизни: технологии, мода, наука, экономика… В своем выступлении он привел интересные примеры того, как успех в прошлом может вредить в будущем.

Какие темы обсуждались на конференции?

Новые тренды

Оттачивать мастерство, увеличивать силу, делать из профессионалов супермастеров - именно в это готовы сегодня вкладывать ресурсы крупные компании. Как отмечал гуру менеджмента Питер Друкер, «переход от некомпетентности к посредственности отнимает существенно больше энергии и сил, чем доведение первоклассного исполнения до совершенства». Поэтому в нестабильном мире бизнес делает ставку на рост отдачи от корпоративных талантов. Соответственно профессионалы обсуждали:

1) какими методами «доводить» талантов до мастеров;
2) какие технологии и техники наиболее эффективны в корпоративной среде.

На конференции эти проблемы рассматривались с точки зрения содержания и технологий обучения.

Обсуждение содержания обучения очень сильно сдвинулось в сторону neuroscience - использования достижений, связанных с изучением работы мозга, - от нейрофизиологии до неврологии. После Всемирного экономического форума в Давосе стало понятно, что бόльшая часть «компетенций будущего» являются когнитивными (связаны с мышлением). Сейчас в обучении на первые роли выходит понимание специфики мышления, применение на практике особых навыков, востребованных в бизнесе. Неудивительно, что к работе в корпоративных университетах и центрах обучения активно привлекают ученых, а рекомендации по разработке обучающих программ базируются на результатах научных исследований.

Конечно, определенный разрыв между достижениями neuroscience и их практическим применением в обучении сохраняется. Это хорошо видно на примере исследований, связанных с нейромедиаторами - биологически активными химическими веществами (серотонин, окситоцин, дофамин и пр.), посредством которых нервные клетки обмениваются электрическими импульсами. Каждый из нейромедиаторов отвечает за определенные аспекты мотивации человека. Ранее все подобные эффекты (признание, причастность, вовлеченность и т. д.) объяснялись только на эмпирическом уровне. Но до разработки практических рекомендаций - как повышать уровень нейромедиаторов в крови сотрудника - пока далеко. Что уже понятно:

  • эти вещества не будут синтезироваться, чтобы вводиться извне (например, подсыпаться в пищу);
  • работодатели не будут делать анализ крови кандидатов, чтобы заранее оценить их лояльность.

Тем не менее первый шаг уже сделан: научные открытия показывают, куда двигаться дальше. Теперь нужно понять, как использовать эти знания в работе специалистов по обучению и развитию. Например, уже сегодня с помощью современных технологий можно наблюдать за процессами, происходящими в мозгу. Это побудило ученых:

  • пересмотреть множество традиционных взглядов на роль эмоций в мышлении человека;
  • устранить противоречие между разными видами интеллекта (аналитическим и эмоциональным).

Важнейшие компетенции будущего

Исследователи выделяют четыре вида бизнес-среды (frameworks):

  1. Простая (obvious).
  2. Сложная (complicated).
  3. Комплексная (complex).
  4. Хаотическая (chaotic).

Сегодня бизнес работает в комплексной среде, отличительными особенностями которой являются:

  • большое количество элементов;
  • их сложность;
  • многоуровневость связей между ними;
  • динамичность (постоянное изменение) связей.

Какие компетенции будут решающими для успешной адаптации компании к столь сложной среде? На Давосском экономическом форуме в 2015 году были выделены ключевые компетенции, важные для успеха бизнеса в ближайшем будущем (табл. 1 ). Изменения в списке приоритетов - результат понимания направления изменений бизнес-среды. В 2020 году (это очень близко!) конкурентные преимущества и лидерство компаниям обеспечат когнитивные (ментальные) компетенции - навыки мышления и творческие способности, от которых зависит возможность эффективно адаптироваться к изменениям. А значит, именно эти компетенции будут в фокусе программ развития для современных руководителей.

Табл. 1. Важнейшие навыки


п/п

В 2020 году

В 2015 году

Решение комплексных проблем

Решение комплексных проблем

Критическое мышление

Креативность

Управление людьми

Управление людьми

Критическое мышление

Согласованные действия с другими людьми

Ведение переговоров

Эмоциональный интеллект

Контроль качества

Ориентация на оказание услуг

Ориентация на оказание услуг

Экспертная оценка и принятие решений

Ведение переговоров

Активное слушание

Гибкость мышления

Креативность

Рассмотрим подробнее ведущие компетенции из давосского списка - как они адаптируются к бизнес-среде.

Критическое мышление (critical thinking). Первым понятие «рефлексивное мышление» ввел известный американский педагог Джон Гилаи. После опубликования в 1980 году доклада «Нация в опасности» критическое мышление стало важной составляющей всех уровней образования в США. С 2009 года отмечается значительный рост числа публикаций на эту тему: люди стараются найти ответ на вопрос: «Что привело к кризису?».

Что такое критическое мышление? Это система суждений, которая используется для анализа событий и формулирования обоснованных выводов. Критическое мышление позволяет выносить объективную оценку, давать правильные интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к анализу проблем и текущей ситуации. Разницу между критическим и «автоматическим» (обыденным) мышлением можно проиллюстрировать с помощью рисунка 1 .

Рис. 1. Различие между «автоматическим» и критическим мышлением

Эксперты выделяют следующие признаки (поведенческие индикаторы) критического мышления:

  • правильно организованная память (сохранение и воспроизведение информации);
  • владение языком как инструментом мышления;
  • навык извлечения смысла из информации;
  • умение делать логически правильные суждения;
  • умение анализировать и оценивать аргументы;
  • умение формировать и проверять гипотезы;
  • умение выносить суждения о неопределенности и вероятности;
  • дисциплина в принятии решений;
  • навык решения четко и нечетко поставленных задач.

Как можно выработать у себя (у обучающихся) навыки критического мышления?

  1. Задавать исследовательские вопросы.
  2. Делать комплексный анализ ситуации, вместо того чтобы выносить быстрые (автоматические) суждения.
  3. Формировать умозаключения, избегая «ментальных ловушек».

Что дают навыки критического мышления руководителям? Возможность:

  • определять ключевые вызовы, стоящие перед организацией;
  • объективно и всесторонне анализировать проблемы;
  • формировать оптимальные стратегии реагирования.

Еще один важный признак критического мышления - sense making , способность находить/создавать смыслы. Особенно важно это умение сегодня, ведь количество больших массивов данных (Big Data) растет экспоненциально. Все они нуждаются не только и даже не столько в обработке, сколько в интерпретации и осмыслении выявленных закономерностей. Руководитель, который может «вытащить» смыслы из накопленной информации и сделать правильные выводы - огромная ценность для бизнеса. К сожалению, у наших менеджеров это качество пока встречается редко.

Креативное мышление (creative thinking). Креативность - это способность к нестандартному мышлению и поведению, постоянному осознанию и творческому развитию своего опыта. Креативность нужна для:

  • решения проблем, не имеющих подходящего стандартного решения;
  • нахождения лучшего/нового решения проблемы/задачи;
  • изобретения нового продукта, услуги, метода ведения бизнеса, поведения, модели бизнеса и т. п.;
  • дизайна (рекомбинации вещей для получения новой ценности);
  • упрощения/оптимизации продуктов, процессов, процедур;
  • адекватной реакции на происходящие изменения;
  • освоения новых моделей поведения и деятельности.

В чем проявляется креативность?

  1. В быстроте, точности, гибкости и оригинальности мышления, богатом воображении.
  2. В чувствительности к проблемам, способности замечать не выделяемые привычным взглядом детали.
  3. В устойчивости к неопределенности, любознательности и открытости новому опыту.
  4. В высокой энергетике (возможности давать, делиться), независимости.
  5. В приверженности высоким эстетическим ценностям.

Развитое креативное мышление предполагает наличие способностей:

  • управлять творческим процессом («вдохновение по заказу»);
  • находить оригинальные решения;
  • быть терпимым к неопределенности;
  • выходить за рамки сложившихся допущений;
  • побуждать других людей к созидательной деятельности.

Креативное мышление позволяет:

  • находить успешные решения в меняющемся контексте;
  • разрешать противоречия и дилеммы;
  • создавать уникальное ценностное предложение и дифференцироваться от конкурентов.

В качестве примера можно привести дизайн-мышление (design thinking) или дизайн, ориентированный на человека (human-centered design). Это методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе, приоритетом которой являются потребности и ограничения клиентов. Дизайн-мышление нацелено на создание принципиально нового решения, а значит, необходимо знать предысторию возникновения проблемы.

В цикле дизайн-мышления эксперты выделяют несколько базовых шагов (рис. 2 ):

  1. Эмпатия . Проведение исследования для понимания потребностей клиентов и ограничений бизнеса.
  2. Фокусировка . Глубокий анализ ситуации помогает выявить ключевые противоречия. Создание концепта.
  3. Генерация идей . Для создания нового решения используются различные инструменты организации инновационного мышления в команде (гибкость, многочисленные итерации).
  4. Выбор идеи . Оценка перспектив решения (производство, технологии, маркетинг и пр.).
  5. Разработка дизайна, создание прототипов (объектов, среды и процессов).
  6. Тестирование (разработчиками, потребителями и стейкхолдерами). Проверка работоспособности и оформление. Передача в эксплуатацию.

Рис. 2. Этапы дизайн-мышления

Важным аспектом использования дизайн-мышления является налаживание диалога - между компанией и клиентом, а также внутри команды. Чаще всего самые продуктивные решения находят команды:

  • с высоким разнообразием, в которых представлены специалисты с разными способностями, опытом (в том числе культурным), типами мышления и пр.;
  • в которых налажено открытое и эффективное взаимодействие участников.

Дизайн-мышление предполагает постоянные итерации (между членами команды, с клиентами и стейкхолдерами), то есть в определенном смысле это противоположность метода benchmarking . По сути, итерационные процедуры заимствованы из методологии agile- и scrum-подхода, пришедших в бизнес из ИТ. Но управленческая мысль идет дальше: обобщив опыт использования agile-методологии, эксперты выделили специфическую компетенцию (табл. 2), которая необходима для всех инноваторов, не только в ИТ - «гибкость» (agility). По данным исследования, о котором рассказывали докладчики конференции АTD-2016, компании, где многие сотрудники обладают этой компетенцией, на 25% более прибыльны, чем те, где развитию гибкости не придают значения

Табл. 2. «Измерения» компетенции «гибкость»

Гибкость в осознанности
(self-awareness)

Люди знают, в чем они хороши и в чем их слабые места

Воспринимают обратную связь (в том числе воспринимают критику как полезную часть обратной связи)

Владеют собой (понимают свои чувства и настроение)

Берут на себя ответственность за ошибки

Гибкость ума
(mental agility)

Имеют широкий кругозор, многим интересуются

Добираются до корневой причины

Любят изучать новое

Ищут параллели и контрасты

Не принимают ничего на веру

Ищут решения сложных проблем

Гибкость в отношениях с людьми
(people agility)

Открыты для других

Понимают других

Обладают политической гибкостью

Интересны в общении

Умеют конструктивно управлять конфликтами

Ценят работу, сделанную другими

Гибкость в изменениях
(change agility)

Нацелены на постоянные улучшения

Используют риск и ошибки как возможность учиться

Ищут новые перспективы

Готовы принять давление изменений

Понимают воздействие изменений, управляют ими

Гибкость в результатах
(results agility)

Строят высокоэффективные команды

Гибки и адаптивны

Добиваются максимума результатов при ограниченных ресурсах

Обладают «драйвом», личной харизмой

Завершают начатое, несмотря на препятствия

Гибкость в обучении
(learning agility)

Ищут новый разнообразный опыт

Радуются сложным проблемам и вызовам

Ищут смысл в новом опыте

Работают лучше, используя новый опыт и знания

Когнитивная гибкость (cognitive flexibility). Это способность переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вопросов одновременно. Кроме того, когнитивная гибкость включает навык работы с парадоксами или «полярностями». Полярности - это парные категории, которые не позволяют решить проблему без учета противоположного «полюса» (пример такой пары в бизнесе - «глобальный - локальный»). Именно способность видеть полярность является тем «спусковым крючком», который запускает процесс творчества, приводящий к прорывным идеям.

Когнитивная гибкость также предполагает:

  • умение сотрудничать с самыми разными людьми, придерживающимися порой полярных точек зрения;
  • понимать их сильные и слабые стороны, чтобы дополнить своими компетенциями.

Как правило, большинство людей предпочитает сотрудничать с теми, кто похож на них самих, но это блокирует изменения, не дает сделать прорыв. Поэтому преимущество получают те компании, в которых не боятся разнообразия.

Сегодня работа с парадоксами или полярностями перестала быть уделом философов. Максимум прибыли приносят не технологические идеи, а те, которые меняют вкусы людей, их взгляды на жизнь, задают новые образцы поведения и создают новые потребности. Для таких идей обязательно нужна эта компетенция. К примеру, упрощение интерфейса персональных компьютеров создало огромный рынок как для самих PC, так и для программного обеспечения!

Системное мышление (system thinking). Это способность:

  • видеть во всем взаимосвязанные, иерархически структурированные связи процессов и событий, восприятие мира как упорядоченного;
  • схватывать ситуацию в целом, и в то же время выделять в ней элементы и взаимосвязи между ними;
  • находить оптимальные решения, которые воздействуют на причины возникновения проблемы, а не ее симптомы;
  • предсказывать развитие событий.

Системное мышление особенно важно, когда приходится действовать в сложной среде, в ситуации неопределенности. Руководитель с развитым системным мышлением не просто видит свою организацию как систему, а выступает в роли ее «архитектора»:

  • точно определяет ее насущные потребности;
  • определяет проблемы и выделяет «узкие» места;
  • может выходить за рамки системных ограничений;
  • находит рычаги воздействия, которые позволят с наименьшими усилиями достичь максимального результата.

Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI).Особую популярность EI приобрел благодаря «четырехэлементной» модели Д. Гоулмана, где эмоциональный интеллект понимается как сочетание четырех способностей:

1) умения определить , как чувствуют себя люди;
2) использовать эмоции, чтобы они помогали думать и анализировать;
3) понимать причины эмоций;
4) управлять эмоциями и включать их в процесс принятия решений, с тем, чтобы делать оптимальный выбор в жизни.

Эмоции - ключевой фактор достижения успеха в социальных системах. Обмениваясь эмоциями, люди создают и поддерживают отношения, формируют совместное видение успеха, вовлекаются в творческую деятельность. Благодаря развитому EI руководитель формирует в команде уникальную атмосферу открытости и сотрудничества, готовность действовать для достижения общего результата и в долгосрочной перспективе.

Перспективы TD

Пятый технологический уклад, одной из ведущих отраслей которого являются ИT, меняет способности человека:

  • Возможность с помощью интернета оперативно получать любую информацию уменьшает объем оперативной памяти.
  • Способность понимать как «думает» техника позволяет точно ставить задачу компьютеру и решать проблемы по-новому (Computer re-thinking).
  • Умение находить (в первую очередь с использованием современных технологий) новые, более эффективные решения, к которым уже «приклеены» решения старого образца, позволяет решать комплексные динамические проблемы, стоящие ныне перед нашей цивилизацией.

Эти изменения будут все острее проявляться по мере смены поколений на рынке труда: мышление и мотивация представителей «поколения Y» серьезно отличаются как от преобладающего сейчас поколения X, так и от поколения бэби-бумеров, и от «молчаливого поколения». А ведь уже на подходе «поколение Z» - 15–16-летние подростки, которых эксперты называют «цифровое поколение» (digital native).

Новые вызовы определяют задачи, которые стоят сегодня перед индустрией Talent Development. Главные из них:

Изменение подходов к обучению и развитию . На конференции ATD-2016 широко обсуждалось, какие компетенции нужны сегодня лидерам для достижения высоких результатов. Эксперты выделяют два важных новых концепта: «Т-модель» и «Лидер-катализатор».

Т-модель . Что значит «Т-профессионал 3 »? Это специалист, обладающий глубокими знаниями, умением и опытом в какой-то одной области и широким набором дополнительных компетенций. Схематически это изображается в виде буквы «Т» (рис. 3 ):

  • Эксперт («идущий в глубину» - перекладина буквы Т):
    • обладает функциональной/технической экспертизой;
    • годами отлично выполняет одну и ту же работу;
    • его сложно заменить;
    • на него можно рассчитывать, ему можно доверять;
    • он получает признание в компании;
    • умеет работать автономно.
  • Компетентный (широкий набор компетенций - горизонтальная линия буквы Т), гибкий в обучении :
    • легко осваивает новые функции;
    • хорошо делает работу, с которой впервые сталкивается;
    • решает сложные/новые проблемы;
    • думает стратегически, обладает широким видением (helicopter view);
    • хорошо работает в условиях неопределенности и сложности;
    • принимает изменения;
    • имеет разнообразные интересы;
    • быстр и нетерпелив, не уважает status quo.

Рис. 3. Т-модель профессионала

Организации нужны лидеры, которые лучше добиваются результата в основной деятельности компании. Поэтому необходимо знать особенность деятельности компании. Если она:

  • требует богатого практического опыта или глубоких знаний;
  • относительно стабильна;
  • требует понимания прошлого, сильных тактических навыков принятия решений;
  • нуждается в развитии сотрудников, институте менторства;
  • зависит от отношений и зрелости в роли,

…то такой организации больше нужны лидеры-эксперты.

…в таком случае ей нужны более гибкие Т-лидеры.

Если организация:

  • сталкивается с новыми задачами, которые требуют выработки стратегии;
  • нуждается в новых идеях и способах мышления;
  • сталкивается с изменениями или ее будущее неопределенно;
  • требует серьезной корректировки действий;
  • зависит от серьезной технической поддержки;
  • требует «политического чутья»,

в таком случае ей нужны более гибкие Т-лидеры.

Лидер-катализатор (catalyst). Сейчас все чаще говорят о необходимости новой ролевой модели - менеджера, который сможет в сложных обстоятельствах поддерживать бизнес и свою команду. В комплексной среде лучшие результаты показывает именно женская модель управления, которая включает понимание, заботу, поддержку и помощь в развитии. Когда непонятно, как взаимодействуют элементы среды, команды конкурируют не в уровне экспертизы, а в скорости нахождения новых, более адаптивных паттернов поведения. В такой ситуации лидером становится не главный эксперт, а «мамочка», которая может обеспечить безопасную среду для работы экспертов. Главным преимуществом в таком случае становится стабильность эффективной работы команды, потому что в «дружеской» (friendly) обстановке сотрудники не «выгорают» психологически, дольше сохраняют высокий уровень мотивации и вовлеченности. В мире, полном неопределенностей, создание безопасности для рабочих групп становится базовым условием выживания бизнеса. Сильная корпоративная культура поддерживает людей и дает им возможность проявить свои таланты, стать «собственниками» бизнеса.

Пример поддерживающе-заботливого лидерства отчетливо проявляется сейчас в ИТ-среде, особенно со стороны HR-менеджеров. Однако именно в этой отрасли (с учетом специфики типичных психотипов сотрудника) уже заметно и ограничения такой роли лидера: инфантилизм сотрудников не только не преодолевается, но и усугубляется. Поэтому это тема должна широко обсуждаться в среде профессионалов.

Разработка новых технологий и методов T & D . Традиционные тренинги работают с умениями и навыками, рассматривая их как шаблоны эффективного поведения, которые нужно довести до автоматизма. Они исходно не были ориентированы на «тонкие» задачи - такие как изменение типа мышления или изменение картины мира. Зато на это направлены рефлексивные игры, моделирующие комплексную бизнес-реальность. Причем наиболее эффективны не компьютерные и настольные симуляции, а ролевые игры, которые позволяют действовать:

1) в соответствии с самостоятельно поставленной целью;
2) в коммуникации с другими участниками, «играющими свою игру» в рамках общих условий.

Ролевые игры позволяют «проработать» различные виды мышления - и во время игры, и в пост-игровой рефлексии. Здесь:

  • непосредственно в коммуникации проявляется связь (или ее отсутствие) поведенческих компетенций из «давосского списка» («переговоры», «координация с другими», «управление людьми», «принятие решений») с результатом;
  • сотрудники получают помощь в освоении различных типов мышления.

Выводы

Применение современных технологий, привлечение энергии молодежи и женщин - это повестка завтрашнего, вернее, уже сегодняшнего дня, потому что 2020 год наступит очень скоро! Хорошая новость для всех эйчаров: во всем мире бизнес все острее осознает необходимость постоянного обучения и развития!

Что мы вынесли из конференции непосредственно для работы нашей компании - NRG?

  1. Нужно научиться делать и использовать в работе короткие видеоролики, поскольку такой способ подачи информации молодежь воспринимает легче. Принцип «научился сам - передай другому» в век диджитализации очень легко материализуется именно в видеоформате.
  2. Стоит использовать видеоролики для «микрообучения» (microlearning). Дело в том, что двух-трехдневные тренинги не всегда эффективны:
    • во-первых , большой объем информации за столь короткое время освоить сложно;
    • во-вторых , «экспресс-знания» быстро забываются, а навыки часто не закрепляются.

Поэтому «воронку обучения» желательно перевернуть:

1) до начала обучения показывать серию коротких обучающих видеофильмов (по пять-семь минут), каждый из которых представляет один навык/одну модель поведения;

2) после этого провести сбор группы;

3) затем обсуждать материал в течение длительного времени (например, 21 день), причем основное внимание уделять отработке нового навыка в работе.

В этом году на конференции АTD единственным представителем от Украины был руководитель компании NRG. Надеемся, что в будущем украинская делегация будет более многочисленной.
______________
1 TED - (T echnology E ntertainment D esign - «Технологии, развлечения, дизайн») - частный некоммерческий фонд в США, известный своими ежегодными конференциями (с 2009 года проводится в городе Лонг-Бич, штат Калифорния). Миссия конференции состоит в распространении уникальных идей («ideas worth spreading»); избранные лекции доступны на веб-сайте этой инициативы - www.ted.com.

2 Джон Дьюи (John Dewey) - американский философ и педагог (1859–1952), представитель философского направления «прагматизм».

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

В последнее время в бизнес-сообществе активно создают и обсуждают модели «компетенций будущего». Популярность этой темы порождает как минимум два вопроса. Во-первых, являются ли модели компетенций будущего научно обоснованными? Другой вопрос - полезны ли эти модели, помогают ли они работать, развиваться, адаптироваться к будущему?

Определение российских авторов мало чем отличается: «Компетенция - это такая комбинация знаний, умений, навыков, мотивационных факторов, личностных качеств и ситуационных намерений, которая обеспечивает эффективное решение исполнителем задач определенного класса в определенной организации, на определенном рабочем месте, в определенном производственном коллективе» (Базаров, Ерофеев, Шмелев, 2014).

Эти определения подсказывают ответ на первый вопрос о научной обоснованности «компетенций будущего»: он отрицательный. Объяснений как минимум два.

1. Мы не можем провести исследование, доказывающее связь тех или иных «компетенций будущего» с результатами труда - ведь будущее еще не наступило, работа не сделана, результат не достигнут.

2. Не зная контекста, задач и характеристик конкретного рабочего места, мы не можем научно обосновать набор качеств, способствующих успеху на этом месте.

Впрочем, расстраиваться не стоит. Недоказанность не мешает нам использовать различные концепции на практике. Поэтому обсудим второй вопрос - о практической полезности моделей «компетенций будущего».

При подготовке этой статьи мы проанализировали восемь источников «компетенций будущего», предлагаемых авторитетными организациями.

Центр перепроектирования учебных программ (Концепция четырехмерного образования, Бостон, 2015 г.).

Надо отдать должное честности авторов этих документов: никто из них не утверждает, что именно его модель компетенций будущего является истинной, единственно верной или полученной на основе строго научных исследований. В каждом источнике речь идет о консенсусе того или иного экспертного сообщества.

В совокупности эти 8 источников содержат 107 компетенций (подробнее о каждой можно узнать, изучив материалы по ссылкам выше – прим. ред. ). Мы провели кластерный анализ и сгруппировали схожие по смыслу компетенции.

Умение взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми образует первый, самый большой кластер «компетенций будущего». Компетенции взаимодействия присутствуют в каждом из восьми источников. Внутри этой группы есть тактические, «навыковые» компетенции, например, умение писать деловые письма или выступать публично (16% компетенций этой категории), а также более фундаментальные качества личности: желание сотрудничать, эмоциональный интеллект, эмпатия или клиентоориентированность (74% компетенций). Человек - общественное существо, чьи результаты труда, доход и ощущение счастья в значительной мере зависят от общения с другими. И авторы предполагают, что в будущем это не изменится.

Мышление и решение проблем - второй по величине кластер, он объединяет 15 компетенций. Здесь самая большая категория (30% компетенций) - критическое мышление, то есть умение корректно оценивать и анализировать факты и утверждения, принимать решения о том, чему доверять и что делать. Как и в случае со взаимодействием, «быть умным» полезно и сейчас, и в будущем, особенно в условиях нарастающей информационной перегрузки и смешения объективной (опирающейся на факты) картины реальности и «постправды».

Обучаемость и открытость новому замыкает своеобразную тройку лидеров. В этой группе объединены такие качества, как обучаемость, любознательность, открытость новому опыту. Все компетенции в этой группе представлены сравнительно равномерно, выделить главные сложно. Обучаемость присутствует в шести из восьми источников «компетенций будущего».

В совокупности эти три группы охватывают почти половину (48%) «компетенций будущего». Иначе говоря, наш будущий успех наполовину зависит от того, насколько мы умеем ладить с другими людьми, мыслить и обучаться.

Рассмотрим следующие три группы компетенций.

Инновационность и креативность (10 компетенций, упоминаются в 7 из 8 источников) не сводится к освоению технологий вроде ТРИЗ или мозгового штурма. Этот набор компетенций прежде всего предполагает смелость, готовность к творческому эксперименту и совершению ошибок.

Цифровые знания и навыки упоминаются примерно так же часто, как инновационность. В эту группу входят программирование, знание основ робототехники, умение понимать и использовать новые технологии, например, машинное обучение и виртуальную реальность.

Осознанность и управление собой - это умение управлять своим вниманием, находить смысл в работе и в жизни, жизнестойкость, умение строить собственные планы и вообще понимать самого себя.

Эти шесть кластеров охватывают около 80% «компетенций будущего». Согласно исследованиям, наши фундаментальные способности к взаимодействию с другими людьми, особенности мышления, обучаемости, креативности и способность к самосознанию формируются с раннего детства. Они могут развиваться и во взрослом возрасте, но такое развитие требует длительного времени, больших усилий и серьезных личностных изменений. Это не отдельные навыки, которые можно быстро «прокачать», а элементы нашей личности. К отдельным навыкам (и то отчасти) можно отнести цифровые компетенции - одну группу из шести.

Из этого следует ответ на второй вопрос - о пользе и практичности «компетенций будущего». «Компетенции будущего» могут пригодиться для проектирования стратегических изменений в системе образования и воспитания. Это универсальные способности и качества, важные для адаптации любого homo sapiens к непредсказуемой среде, а не ориентир для краткосрочного обучения конкретного взрослого человека. Проще говоря, если организация хочет привлечь сотрудников, обладающих «компетенциям будущего», ей следует сделать акцент на подбор, а не на развитие персонала. А еще практичнее - проанализировать, какие компетенции соотносятся с результативностью в этой организации уже сегодня, и сделать ставку именно на них.

На индивидуальном уровне тоже не все однозначно. Стив Джобс или не были образцом по части выстраивания отношений с окружающими: у обоих был скверный характер. А Томас Эдисон, подбирая материал для нити лампы накаливания, провел около 1500 испытаний различных материалов. Человек с меньшей верой в успех, то есть обладающий более развитым критическим мышлением, наверняка отступил бы после сотен неудачных попыток. Это было бы логично.

Для большинства из нас полезнее хорошо понимать и использовать свои индивидуальные сильные стороны, а также бережно корректировать свои недостатки. Это более прагматичная, чем попытка соответствовать обобщенному портрету «человека будущего», стратегия саморазвития.

Об авторах. Павел Безручко - управляющий партнер компании «ЭКОПСИ Консалтинг». Юрий Шатров - руководитель практики компании «ЭКОПСИ Консалтинг». Мария Максимова - консультант компании «ЭКОПСИ Консалтинг».

Интерес к компетенциям будущего вызван скоростью развития современного мира, новыми запросами и потребностями общества. Изменения в науке, технологиях оперативно приходят в нашу жизнь, заставляя все больше оценивать эффективность своих сегодняшних действий в приложении к будущему. Осмысливая их, мы можем увидеть прообразы тех умений и навыков, которые важно формировать у наших школьников.
Уже сегодня совместно с ведущими вузами Москвы мы, анализируя компетенции, важные для зарождающихся сейчас профессий, и компетенции, формируемые современной школой, понимаем, что между ними увеличивается разрыв.
Наряду с компетенциями разрабатываются и формируются перечни профессий будущего. Например, командой Агентства стратегических инициатив и бизнес-школой «Сколково» разработан целый атлас новых профессий, которые будут востребованы к 2025 году. Ведущие эксперты Всемирного экономического форума в Давосе предлагают нашему вниманию наиболее актуальные и востребованные профессии и компетенции будущего:
- мультифинансист on-line. Банковская сфера автоматизируется и информатизируется быстрыми темпами. Уходят в прошлое банковские отделения и пластиковые карты. Сегодня их заменяют банкоматы, инфокиоски, приложения на смартфоне. Стремительно растут требования к информационной и финансовой компетентности школьника;
- менеджер социальных сетей. Виртуальная реальность активно отвоевывает позиции у «реальной жизни». Аккаунт в социальных сетях - это не просто лента новостей и личных фотографий, это жизненное досье человека, информацию из которого берут на вооружение кадровые агентства и даже банки при принятии решений о кредитовании. Коммуникативная компетентность, любознательность, читательская, культурная грамотность проявляются на этих страницах очень явно;
- виртуальный/интерактивный учитель (тьютор). Профессия учителя не исчезнет, она трансформируется. Изменения происходят уже сейчас: «говорящая голова» в классе отжила свой век. Плохого, шаблонного учителя могут заменить Google, Яндекс и другие аналогичные сервисы. Востребован учитель, который может организовать работу большой группы детей, научить проектно мыслить, дискутировать, решать не только алгоритмические задачи, отбирать и классифицировать огромный объем информации и применять его на практике в повседневной жизни. Педагог учится вместе с ребенком, исходит из его интересов, разговаривает с ним на одном языке. Таким образом, серьезный разрыв между ребенком и учителем будет минимизирован. Информационные технологии выступают в данном случае помощником в дифференциации и удовлетворении познавательных интересов ребенка, формировании индивидуальной образовательной траектории;
- проектировщик «умной» среды. Это тот, кто подстроит среду под запросы и потребности, желания и комфорт человека. Словосочетание «комфортный город» приобретает новое звучание вместе с возрастающими требованиями к креативности, инициативности, любознательности специалистов в этой сфере;
- персональный аналитик (личный цифровой куратор). У многих из нас есть «умные» часы, которые считают количество пройденных километров, напоминают, когда необходимо усилить нагрузку или, наоборот, выделить время на отдых, принять лекарства, проверить пульс. С развитием искусственного интеллекта цифровых сервисов будет становиться все больше, и то, как их связать между собой и эффективно использовать, необходимо будет продумывать специалисту;
- экоурбанист/экодизайнер. Вопросы экологии и защиты окружающей среды, межкультурного диалога стоят перед обществом и будут обостряться с развитием научно-технического прогресса. Социальная и культурная осведомленность становится ведущим требованием для выпускников;
- IT-медик. Медицина и информационные технологии неразрывно связаны и, бесспорно, будут взаиморазвиваться и взаимодополняться. Дистанционные операции с использованием роботов уже позволяют оказывать экстренную помощь в отдаленных частях страны. Медицинские умения и навыки не отделить от серьезной подготовки учащихся в сфере ИКТ.
Данный перечень не является исчерпывающим, так как трудно точно спрогнозировать, в каких направлениях науки, техники, экономики в ближайшее время произойдет прорыв и приведет к необходимости подготовки новых специалистов с иным набором компетенций.
Важно осознавать, что в результате обучения в современной школе не формируются умения приобретать навыки для жизни в новом цифровом мире.
Мы говорим в том числе о так называемых метакомпетенциях: проектное и диалектическое мышление, эмоциональный интеллект. Они должны закладываться в школе. И сила изменений вокруг подталкивает нас к действиям здесь и сейчас.
Например, ребенок должен грамотно ставить себе цели, уметь их достигать даже путем проб и ошибок. Учитель в свою очередь должен уважать право ребенка на ошибку, воспитывая стремление к достижению лучших результатов. Ошибка - это учебная ситуация, дающая возможность оценить и проанализировать свои действия и в то же время позволяющая уверенному в своих силах школьнику не свернуть с пути, не опустить руки. Причем интерактивные технологии позволяют ярче ощутить радость от успешного продвижения. Настойчивость, выдержка, адаптивность - важнейшие качества успешного человека, которые особенно необходимы в ХХI веке.
В то же время вспомним классы, где раньше собирали слабых детей, вешая на них ярлык, лишая их мотивации двигаться по индивидуальной траектории успеха к достижению своих максимальных результатов. И при этом снимали с себя полную ответственность, имея алиби перед обществом - дети-то слабые. Какой пример в достижении результата мы им давали? Явно отрицательный.
Еще пример: успешность работы в группе или навыки работы в команде, которые в школьной практике формируются весьма условно. Подчас это процесс ради процесса. А ведь групповая работа - это серьезная подготовка к деятельности в современных компаниях, на производстве, в общественной сфере. Сегодня крупнейшие технологические прорывы осуществляются группами разработчиков, социальные проекты ведутся проектными мобильными офисами, да и образовательный процесс эффективен только при командной работе всего педагогического коллектива.
В групповой работе в школе формируются навыки продуктивной межличностной коммуникации, умение слышать партнеров и отстаивать свою позицию, работать ради общей цели. Хорошим подспорьем в развитии навыков командной работы является использование современных информационно-коммуникационных технологий. К сожалению, заданий на совместную работу с применением ИКТ крайне мало, и учителя их используют крайне редко. Подчас, ругая игры и отгораживаясь от гаджетов, мы теряем понятную ребенку среду для развития его навыков взаимодействия. Однобокое отношение к компьютерным играм, неготовность из минусов сделать плюсы отдаляют нас от детей и от возможного повышения эффективности урочной и внеурочной деятельности.
Учитель, который отдалился и потерял связь с детьми, перестает быть востребованным. Какие же тогда функции такой педагог сможет выполнять в современной образовательной организации и сможет ли вообще?
Наверное, часть таких учителей смогут продолжить транслировать обучающимся преемственность вечных ценностей, но будут ли дети воспринимать учителя и брать с него пример, если он с ними не на одной волне? Ведь многие истины и идеалы, сформулированные мыслителями и философами ушедших эпох, дошедшие до нас в печатном виде, оставаясь ценными и неизменными по содержанию, возможно, представлялись бы ими сегодня в иных формах, появившихся в результате развития информационно-коммуникационных технологий.
Школа уже сегодня должна отвечать на потребности и запросы современного выпускника, должна быть заинтересована в его подготовке к уже существующим реалиям. Но в погоне за одним рискуем потерять другое. Почему-то ориентация школ на умения и навыки порой воспринимается равносильной отказу от любых знаний, воспитанию безграмотного существа, умеющего только искать информацию в Интернете. Во-первых, поисковый запрос тоже надо суметь сформулировать, информацию отобрать и проанализировать. Во-вторых, каждый следующий этап формирования умений и навыков требует более глубокого понимания мира вокруг ученика. Из чего следует, что знания важны, но поменяется принцип их отбора, уйдет фокус на предмет и задачи «решите», «вычислите» и т. п. В отборе содержания занятий уже сейчас на ведущие позиции выходит формирование навыков критического мышления. Но пока задания на оценку достоверности одни из самых редких в школьной программе.
Умения и навыки формируются не только в школе, но и в семье. Например, навыки езды на велосипеде, безопасное управление бытовыми приборами, элементарное умение заменить перегоревшую лампочку. Умения и навыки формируются также обществом и окружающей средой, в которой живет ребенок.
Не просто так сегодня в столице столь популярны инженерные и медицинские классы, обучаясь в которых ребята работают с практическими кейсами на площадках ведущих профильных вузов и предприятий страны. Тут индивидуальная и групповая работа, исследования и эксперименты, результаты которых - это автономные погрузчики, мобильные коммуникаторы для инвалидов, аппараты записи ЭКГ высокого разрешения и многое другое. И мы говорим сейчас о наших школьниках, а не об ученых НИИ!
Меняется содержание компетенций. Коммуникативная компетенция тридцать лет назад - это умение вести диалог непосредственно с очным собеседником или группой лиц, умение написать деловое письмо, сделать телефонный звонок и пр. Сегодня коммуникация остается, но трансформируется за счет появления новых технологий осуществления общения, таких как электронная почта, социальные сети, приложения в мобильных телефонах, скайп и т. д. Это то, что мы с вами, будучи в 80-х годах, представляли в мечтах о будущем 2000-х годов. В открытое образование прочно вошли геймификация, визуализация, многоуровневые адаптирующиеся образовательные игры, которые позволяют делать настоящую дифференциацию и формируют индивидуальную траекторию. Пример - интерес наших ребят к Московской электронной школе, к электронным диагностикам. Дети лучше нас ориентируются в цифровом мире, это необходимо признать. И здесь нам помогут как раз те компетенции, которые мы хотим воспитать у них. Поэтому «увидеть будущее глазами молодежи» - это тот принцип, которому мы должны следовать, чтобы быть современными в постоянно меняющейся технологической конъюнктуре.
Все вышесказанное объясняет, почему МЦКО совместно с передовыми педагогами столичных школ так активно начал вести проекты по переводу диагностик в электронную форму, разработал диагностики в виртуальной реальности, сделал первые шаги в дополненной реальности. Кстати, одна из самых популярных диагностик в Центре независимой диагностики - физика в 3D. Причем, решая довольно сложные физические задачи в нарисованном виртуальном мире, школьники порой даже не понимают, что делают непростую контрольную. На форуме «Город образования» в сентябре представим такие же диагностики по биологии, чуть позже - по химии, с расширенной экспериментальной частью. Уже удалось перевести в удобный «планшетный вариант» часть заданий из ЕГЭ. Не упрощая содержание, мы добавляем много ярких оттенков в задания и вопросы, говорим о реальном использовании умений и навыков в практической деятельности, расширяем границы возможностей для ребенка. Нашим ППЭ становится весь город с его богатой инфраструктурой и возможностями.
Таким образом, мы должны ставить новые задачи в образовательной деятельности, учитывать содержание известных компетенций будущего и не ждать наступления 2025 года или 2030 года, а делать это уже сейчас в режиме реального времени, параллельно появлению новых достижений науки и техники, технологии и других областей знаний. И помнить, что эти самые компетенции, которые мы хотим воспитать в наших детях, сначала должны быть в нас самих. Будущее не просто рядом, оно в некотором смысле уже в прошлом, если ты сегодня что-то упустил.

Павел КУЗЬМИН, директор МЦКО

УДК 378 ББК 74.580.22 П 37

Р.И. Платонова

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

(Рецензирована)

Аннотация. В данной статье раскрываются ключевые компетенции будущих педагогов, а также их влияние на учебную деятельность, отношение студентов к своей профессии. Дается описание основных элементов понятия «компетенция», обзор зарубежных и отечественных работ по данной проблеме.

Ключевые слова: компетенция, компетентность.

Development of key competences of the future teacher

Abstract. The paper uncovers the key competences of the future teachers, as well as their influence on educational activity and on the attitude of students to the trade. The author gives the description of basic elements of concept “competence” and the review of foreign works and writings of our country on this problem.

Key words: competence-experience, competence-intelligence.

Вступление РФ в Болонский процесс открывает путь к активному участию в создании единого европейского пространства в области высшего образования, базирующегося на признании приоритета университетов. В этой связи возрастает ответственность российских вузов за результаты деятельности через механизмы конкуренции на рынке труда, образовательных услуг и высококвалифицированного труда. В новых исторических реалиях в образовательном процессе становятся преобладающими иные приоритеты: в качестве основного фактора обновления высшей школы выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, федерального и территориального рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Развивающемуся отечественному социуму необходимы образованные, нравственные, инициативные специалисты в области образования, способные самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия для судьбы ребенка, уметь ставить цели, генерировать идеи, способные к сотрудничеству и сотворчеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом и развитым чувством ответственности за судьбу молодого поколения страны.

Российские ученые (С.П. Арсенова, Е.В. Бондаревская, Е.Н. Глубокова, Г.Г. Гранатов, Е.А. Климов, А.Ю. Козырева, Н.Д. Никандров, Т.В. Орлова, Л.С. Подымова, Н.В. Сычкова, Л.О. Романова, Н.М. Яковлев и др.) указывают в своих разработках на острую потребность развивающейся школы в учителе нового типа, способном нетрадиционно подходить к решению различных педагогических проблем, оказывать опережающее влияние на формирование личностных качеств своих воспитанников, эффективно социализирующимся в современное общество с его сегодняшним состоянием производства, науки и культуры. Это определяет необходимость отхода от утилитарного образования как простой передачи будущему педагогу суммы знаний, практикоориентированных умений и навыков, необходимых для конкретной деятельности, освоения новых педагогических ценностей, в том числе в сфере интеграции научно-педагогических исследований с реальным образовательным процессом, разработке авторских школ, организации оригинальных воспитательных структур и комплексов.

Сегодня выпускник вуза должен демонстрировать не только хорошие профессиональные знания в избранной им области деятельности, но и иметь достаточное фундаментальное образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте новое конкретное знание в соответствии с новыми условиями. Будущий педагог сельской

школы по социальному статусу принадлежит к группе интеллектуальных и культурных лидеров сельского сообщества, которая из всех социально-профессиональных групп тесно связана с судьбами села и судьбами страны, обусловленная профессиональной позицией как неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности, культуры и самосознания специалиста.

В современной педагогической практике много внимания уделяется компетенциям и компетентности, ключевым квалификациям, «надпредметным» знаниям, умениям и навыкам, что вызвано желанием обогатить содержание образования, привнести в него элементы, воспитывающие выпускника педагогического вуза не как интеллектуала-прагматика, узкого специалиста в конкретной сфере педагогической деятельности, но истинного интеллигента, просветителя, соединяющего высокие общекультурные, гражданские и профессиональные качества.

Продуктом высшего педагогического образования XXI столетия должен быть учитель как субъект культуры, открытый для восприятия всех ее форм (на схеме.1 представлены социальные ожидания качеств выпускника педагогического вуза - по Ю.Г. Фокину). Но сложившаяся практика воспитания студентов - будущих педагогов в большинстве вузов страны не способствует требованиям развития высшего образования РФ в условиях новых глобальных возможностей и рисков, так как сохраняется направленность образовательного процесса на подготовку исполнительских умений и навыков, а не формирование базовых профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей (личностная, индивидуальная, коммуникативная).

Социальные ожидания качеств выпускника отечественного педагогического вуза

Субъект современной культуры, активный член общества - носитель и генератор идей и тенденций для социокультурного прогресса России в области образования Специалист, способный творчески мыслить и высокопрофессионально решать на современном научном и техническом уровне с пользой для общества задачи в избранной педагогической сфере деятельности и развивать эту сферу

Рисунок 1. Социальные ожидания качеств выпускника отечественного педагогического вуза

Безусловно, такой «конечный продукт» невозможно получить, не вводя в содержание педагогического образования специальные цели, методы и локальные технологии, не создавая в вузе особой личностно ориентированной образовательной среды, которая своей многофункциональностью, богатством ситуативных решений, эмоциональными связями и творческим потенциалом способствует личностному росту будущего педагога, обретению им социального опыта и творческой направленности.

Исследования проблем профессионального аспекта подготовки будущего педагога в работах зарубежных (Т. Букер, П. Витти, А. Джеральд, Р. Жермен, Б. Кауфман, Т. Московиц, Л. Ру, В. Уоллер и др.) и отечественных исследователей (С.М. Годник, Н.Д. Никандров, В.С. Толстой, Р.Н. Юсуфбекова) доказывают, что профессиональная культура, профессиональная грамотность, творческое педагогическое мышление и многие другие ключевые компетенции выступают как «техническая сторона» педагогической карьеры выпускника педагогического вуза на федеральном и региональных рынках труда и образовательных услуг.

Вопрос о ключевых компетенциях стал в с середины 90-х гг. одним из значимых в современной профессиональной педагогике и педагогике высшей школы (В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, Н.А. Гришанова, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницына, А.К. Маркова, Дж. Равен, А.В. Хуторский, Р. Уайт и др.). Для РФ данная проблема особенно актуальна в связи с модернизацией отечественного образования и вхождением в единое

европейское образовательное пространство. Хотя в научно-исследовательской литературе нет универсального определения компетенции, общим для наиболее распространенных определений является понимание компетенции как «способности личности справляться с самыми различными задачами»; «умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни».

Сущностным признаком компетенции является постоянная изменчивость, связанная с изменениями требований успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения личностью собственной образовательной траектории с учетом успешности в жизненной и профессиональной карьере. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки собственных возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование. В рамках данной статьи составляющими элементами понятия «компетенция» выступают:

Знания - набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает будущий педагог;

Навыки - владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне - от физической силы и сноровки до специализированного обучения; общим для навыков параметром является конкретность;

Способность - врожденная предрасположенность к выполнению конкретных задач. Способность также выступает в качестве синонима одаренности;

Стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение специалиста включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации и ситуационные раздражители. Поведение личности проявляет ее ценности, этику, убеждения и реакцию на явления окружающей реальности;

Усилия - сознательное приложение в конкретном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики профессионала в сфере образования - педагогу можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда недостаточность усилий.

В американской социологии образования разработана модель «компетентного работника», в которой была предпринята попытка выделить комплекс индивидуальнопсихологических качеств специалиста, в который входят: дисциплинированность,

самостоятельность и инициатива при выполнении профессиональных обязанностей, коммуникативность, стремление к саморазвитию. Важной особенностью этой модели выступает акцентуализация саморазвития личности, под которой понимается процесс самоизучения, когда личность принимает требования социума, трансформирует их для себя адекватно уровню сознания, развития профессиональных умений и способностей. Так, в работе Дж. Равенна («Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация») понятие компетенции, выступающее в качестве ведущего содержательного основания процесса вузовского образования, позволило автору сформулировать четыре тезиса о необходимости для профессиональной подготовки будущих педагогов :

Во-первых, пересмотр взглядов на возможности каждого обучаемого, так как все учащиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в образовательном пространстве;

Во-вторых, корректировка целей образования (тогда на передний план в конце 80х гг. ХХ века выходила индивидуализация обучения);

В-третьих, изменение методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентности обучаемых в зависимости от их склонности и интересов. В качестве основного дидактического средства исследователь предлагал метод проектов;

В-четвертых, радикальный отказ от традиционных процедур тестирования обучаемых и оценивание учебных вузовских программ.

Дж. Равен приходит к выводам, что ключевая компетентность будущих специалистов, базирующаяся на достижениях предшествующих периодов развития высшей школы, тесно связана с социальными взаимодействиями конкретного вуза и индивидуальных особенностей обучаемых студентов.

В современной практике термин «ключевые компетенции» достаточно распространен не только в научно-теоретических исследованиях педагогов и психологов, но и в кадровых отделах крупных промышленных компаний, консалтинговых фирмах. К ключевым компетенциям относят навыки, поведение и знания, создающие специалисту конкурентное преимущество и разграничивающие представления между хорошим исполнением работы и высококвалифицированным. Чаще всего дифференцируют от 5 до 10 основных компетенций, которые молодые специалисты должны проявить для профессионального выполнения избранной работы. Используя модель ключевых компетенций и проясняя таким образом работникам требуемые от них стандарты работы, организация ориентирует сотрудников на наиболее значимые приоритеты профессиональной деятельности.

По видам компетенции выделяют ключевые, базовые и функциональные. Ключевые компетенции педагога определяются как «компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в стремительно меняющемся информационном обществе». Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.

Таким образом, проанализировав работы И.А. Зимней, В.И. Кузнецова, Дж. Равена, Ю.Г. Фокина, в качестве рабочего определения для ключевых компетенций принимаем следующее: «Ключевые компетенции - это универсальные навыки, знания, способности и модели поведения, которыми должен обладать каждый член общества для успешной жизненной и профессиональной карьеры, применение которых обеспечивало бы позитивный эффект в различных ситуациях».

Развитие ключевых компетенций наряду с базовыми и функциональными является приоритетной задачей образования будущего педагога XXI века.

Примечания:

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2002. № 5. С. 34-42.

2. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. М., 2001.

3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.

4. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество. М., 2002.

1. Zimnyaya I.A. Key competences as a new paradigm of a result of education // Higher Education Today. 2002. N. 5. P. 34-42.

2. Kuznetsov V.I. Principles of active pedagogy. M., 2001.

3. Raven J. Competence in a modern society. Revealing, development and realization. M., 2002.

4. Fokin Yu.G. Teaching and education in the higher school: methodology, the purposes and the contents, creativity. M., 2002.



Рассказать друзьям