Консерватория история. Московская государственная консерватория имени П

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

    Координаты … Википедия

    Координаты … Википедия

    Высшее музыкальное учебное заведение. Основано в 1866 на базе созданных им же в 1860 Музыкальных классов Московского отделения (ИРМО). До 1881 Рубинштейн был директором Консерватории, профессором фортепианного класса и дирижёром ученического… … Москва (энциклопедия)

    Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского - Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского - один из самых знаменитых творческих вузов мира, который фактически представляет собой синтез высшего музыкального учебного заведения, научного центра, библиотеки и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Координаты … Википедия

    Координаты … Википедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Московская государственная художественно промышленная академия имени С. Г. Строганова (МГХПА им. Строганова) одно из старейших в России художественных учебных заведений в области промышленного, монументально декоративного и… … Википедия

    Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К. И. Скрябина (МГАВМиБ) Международное название Moscow state academy of veterinary medicine and biotechnology named K.I. Skryabin Год основания … Википедия

    - (МГАВМиБ) Международное название Moscow state academy of veterinary medicine and biotechnology named K.I. Skryabin Год основания 1919 Тип … Википедия

История Московской консерватории началась с открытия небольшого отделения Русского музыкального общества в 1860 году. Главным его руководителем был назначен Николай Григорьевич Рубинштейн. На тот момент ему было всего 25 лет, но он уже был знаменитым пианистом, среди поклонников которого числилось и состоятельное дворянство, которое всячески поддерживало своего кумира. Но не столько связи в высшем обществе, сколько организаторский талант Рубинштейна позволил за очень короткий срок, всего за 10 лет, превратить Москву из музыкального «захолустья» в мировой центр культуры и исполнительства. В первый же год им организуется профессиональный хор, проводятся концерты симфонического оркестра музыкального общества, открываются общедоступные музыкальные классы, заложившие основы будущей Московской консерватории. Рубинштейн давно уже мечтал об учреждении высшего учебного музыкального заведения и воплотить задуманное смог благодаря заслуженной репутации Музыкального общества. Заручившись поддержкой императорской семьи, он сумел собрать необходимые средства для создания Московской консерватории.

На нужды Консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн часто отдавал собственные деньги, а когда их не хватало, не раздумывая брал в долг, расплачиваясь потом гонорарами от своих концертов. На 10-летие Консерватории москвичи подарили музыканту огромный серебряный поднос с грудой рваных бумажек. Это были долговые расписки и векселя Рубинштейна, оплаченные благодарными любителями музыки.

1 сентября 1866 года в доме баронессы Черкасовой на Воздвиженке состоялось торжественное открытие нового учебного заведения. Музыкальная жизнь Московской консерватории началась с исполнения Петром Чайковским на рояле увертюры из оперы Глинки «Руслан и Людмила» и сонаты Бетховена для фортепиано и виолончели, исполненной Николаем Рубинштейном и Бернгардом Косманом.

Директорство Рубинштейн совмещал с должностями преподавателя, дирижера симфонического оркестра и концертирующего пианиста. Его отношение к Консерватории как к святыне заложило духовные основы музыкального образования в России. В первые годы работы в Консерватории было четыре профессора фортепиано и два профессора скрипки; если учащиеся не имели хорошей подготовки, то занимались с адъюнктами. Студент сам выбирал себе класс одного из профессоров, под руководством которого проходил весь курс обучения. А учиться было у кого, ведь занятия вели лучшие музыканты того времени: Петр Чайковский, Иосиф Венявский, Фердинанд Лауб, Людвиг Минкус, Александра Александрова-Кочетова...

Через несколько лет здание на Воздвиженке стало тесным. Консерватория, в которой в 1868 году обучались 184 студента, арендовала старинное здание семьи Воронцовых на Большой Никитской улице, а впоследствии приобрела его. Но уже через 15 лет вновь возникла необходимость в расширении. Консерватория нуждалась в собственном концертном зале, да и количество студентов выросло до 500 человек. Автором проекта перестройки дома стал архитектор Василий Загорский. Сохранили лишь фасадную стену главного корпуса с полуротондой на уровне двух нижних этажей, остальное было сломано и выстроено заново. К осени 1897 года Консерватория получила учебные классы, отлично приспособленные для специфики музыкального образования.

Новое здание

Делом жизни второго директора Консерватории Василия Ильича Сафонова стало строительство нового здания. Огромную сумму в 400 тысяч рублей внес император Александр II, более 200 тысяч пожертвовал купец Г.Г. Солодовников, мебель и оборудование оплатила семья Морозовых, орган подарен фабрикантом С.П. фон Дервизом, мраморные лестницы за свой счет поставил сам архитектор Загорский. Кроме того, архитектор безвозмездно работал над проектом здания и осуществлял руководство строительством.

В день памяти Петра Чайковского, 5 октября 1898 года, открылся Малый зал Консерватории. Учащиеся начали учебный год в новом помещении концертом из произведений великого композитора. Уникальный по своим акустическим параметрам камерный концертный зал служил также актовым залом для официальных мероприятий, поэтому был украшен портретами членов императорской семьи, покровительствующих Консерватории и Русскому музыкальному обществу. В аванзале разместились мраморные доски с именами выпускников, окончивших Консерваторию с золотыми медалями.

В 1901 году наконец-то были завершены работы по строительству нового здания, что торжественно отметили открытием Большого зала Московской консерватории, в котором был установлен орган работы мастера Аристида Кавайе-Коля. Концертный зал на 1800 мест впечатляет обилием света, дворцовым обликом отделки. Возвышенное настроение подчеркивают 14 портретов-медальонов великих композиторов: Баха, Генделя, Гайдна, Бетховена, Моцарта, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Глюка, Вагнера, Глинки, Чайковского, Рубинштейна и Бородина работы академика живописи Н.К. Бондаревского. Но главным достоинством Большого зала остается его непревзойденная акустика, которой удалось добиться благодаря технически безупречному проекту Загорского, тщательно подобранным строительным материалам, двойному потолку зала с прослойкой воздуха, раковине эстрады, прекрасно отражающей звук. Все это до сих пор делает Большой зал одной из лучших концертных площадок в мире.

С 1958 года в зале проводится престижный Международный конкурс имени П.И. Чайковского.

Орган Большого зала - гордость Консерватории. Величайший инструмент, заказанный в Париже, уступал размерами только органу Домского собора в Риге. Орган был сделан на средства железнодорожного магната барона фон Дервиза, дети которого обучались у П.И. Чайковского. Многие специалисты приравнивают ценность органа Большого зала к скрипкам Страдивари.

На этом расширение Консерватории не закончилось. В 1983 году в комплекс зданий Московской консерватории вошло красивейшее здание классицизма конца XVIII - XIX века - городская усадьба Колычевых. В 1886–1918 годах здесь находилось Синодальное певческое училище, для которого со двора был пристроен большой зал с хорами. Любимый исполнителями и слушателями за «полетную» акустику нарядный бело-голубой зал был открыт после долгой реставрации в 1983 году концертом гениального пианиста Святослава Рихтера. В 1986 году зал стал «Рахманиновским» в честь великого композитора, выпускника Московской консерватории.

На сцене Большого зала могут одновременно разместиться оркестр в 130 человек и хор в 200–250 человек.

В настоящее время Московской консерватории присвоен статус университета, который не имеет больше ни один музыкальный вуз страны. Сбылись надежды Рубинштейна о том, что выпускники Консерватории станут виртуозными исполнителями, а произведения русских композиторов - мировым достоянием.

Музей Н.Г. Рубинштейна

В память об основателе Консерватории Николае Рубинштейне был создан музей его имени. В бывшем кабинете первого директора хранятся реликвии, связанные с историей Консерватории. В 1943 году на основе его экспозиции был создан Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Научно-музыкальная библиотека им. С.И. Танеева

Библиотека Московской консерватории создана в 1909 году, в наши дни входит в пятерку крупнейших музыкальных библиотек мира, а по собранию русской музыки не имеет себе равных. Фонд библиотеки - около 1,5 миллиона экземпляров, среди них 20 тысяч редчайших партитур и рукописей.

ЦМШ при Московской консерватории

Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории им. П. Чайковского создана в 1935 году на основе Детского отделения под руководством профессора А. Гольденвейзера и директора Консерватории С. Шацкого. Особое учебное заведение с уникальной системой раннего профессионального образования окончили знаменитые музыканты Владимир Ашкенази, Максим Венгеров, Эдуард Грач, Наталья Гутман, Олег Каган, Леонид Коган, Владимир Крайнев, Николай Петров, Михаил Плетнев, Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, Николай Луганский, Денис Мацуев.

Памятник Петру Чайковскому

С 1940 года Московская консерватория носит имя Петра Ильича Чайковского, ее выпускника и преподавателя. В 1954 году в сквере перед главным корпусом великому композитору был открыт памятник работы скульптора Веры Мухиной. Первый вариант памятника был торжественным и официальным - Мухина хотела изобразить Чайковского дирижирующим оркестром. Но небольшое пространство сквера у Консерватории изменило творческий замысел. Памятник стал более камерным и одухотворенным. Это образ Чайковского - композитора, сидящего за пюпитром. Великий музыкант готовится записать музыкальную фразу, левой рукой по-дирижерски отсчитывая ритм. Вокруг памятника установлена бронзовая решетка с шестью фрагментами произведений Петра Ильича: оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой симфонии, Первого концерта, Скрипичного концерта и романса «День ли царит…». Памятник является объектом культурного наследия федерального значения.

Святая Цецилия

Стеклянное полотно с изображением святой Цецилии - покровительницы музыкантов - было установлено в Большом зале Московской консерватории с момента его открытия. Но во время Великой Отечественной войны оно было разбито. Долгое время осколки пролежали на складе, а потом исчезли. А место Цецилии заняла картина Ильи Репина «Славянские композиторы». Однако во время масштабной реставрации зала и возвращения ему первоначального облика было решено воссоздать витраж по сохранившимся фотографиям, и 8 июня 2011 года он вернулся на прежнее место.

Но история самой консерватории началась гораздо раньше, ещё в 1860 году. И в привычном нам месте на Большой Никитской она появилась далеко не сразу.

Так давайте же разберёмся, проследим историю консерватории от самых истоков и до настоящего времени.

Всё началось в 1860 году, когда пианист-виртуоз Николай Рубинштейн вместе с В. А. Кологривовым открыл музыкальные классы Московского отделения Императорского музыкального общества.

Изначально занятия проходили в квартире Рубишнтейна на Большой Садовой улице. Преподавали там хоровое пение и музыкальную теорию.

В 1863 году Рубинштейн переезжает на Сретенку, в дом 17, и вместе с ним – музыкальные курсы.

С тех пор учили ещё сольному пению, игре на фортепиано, скрипке, виолончели, трубе и флейте.


Дом на Сретенке, в котором жил Рубинштейн и где в 1863-64 годах находились его музыкальные классы. Фото – pastvu.com

Сейчас этот дом выглядит вот так. При реставрации ему вернули декор в стиле классицизма начала 19 века.


В 1864 учеников было уже более 200 человек, и двухэтажный дом на Сретенке уже не вмещал всех учащихся, Рубинштейн вместе с классами переезжает на Моховую улицу, в дом Воейковых (сейчас на месте этого владения находится новое здание Библиотеки имени В. И. Ленина).

И, наконец-то, в 1866 году музыкальные классы преобразованы в московскую консерваторию. Чайковский уже преподавал в то время. С момента официального основания консерватория помещалась в доме Черкасских на углу Арбатской площади и Воздвиженки.

В этот дом попала немецкая бомба в 1941 году, и после войны его не восстановили.


Дом Черкасских на Воздвиженке, вид от Арбатской площади. С 1866 по 1871 год консерватория снимала помещения именно здесь. Фото – pastvu.com

Еще одна фотография дома Черкасских:


Дом Черкасских на Воздвиженке. Фото – pastvu.com

В 1871 году консерватория арендовала усадьбу на Большой Никитской улице, а в 1878 году выкупила её за 185 тысяч рублей.

Само здание построено ещё в конце 18 века, для Екатерины Романовны Дашковой, подруги и соратницы Екатерины II, а ещё первой в мире женщины-президента Академии Наук.

Для строительства Дашкова пригласила Василия Баженова, но сама постоянно вмешивалась в проектирование, и меняла изначальные идеи архитектора. В последние годы проводила здесь зимы.

После её смерти в 1810 году дом перешёл племяннику, Михаилу Семёновичу Воронцову, в будущем герою войны 1812 году губернатору Новороссии и Бессарабии, создателю Алупкинского дворца и наместнику Кавказа.


Усадьба Дашковой на Большой Никитской, 1894 год. Консерватория до строительства нового здания. Фото – pastvu.com

Рубинштейн, назначенный директором, до конца жизни, до 1881 года остался на этом посту.

Следующие директора Н. Губерт и К. Альбрехт продержались по два года, потом, в 1885 году был назначен Сергей Иванович Танеев. Человек с мягким характером и полная противоположность следующему директору – Василию Ильичу Сафонову, с 1889 по 1906 управляющему консерваторией.

Сафонов – сын генерала терского казачьего войска, и сам, хоть и музыкант, но с военным характером – в отца.

Он взял консерваторию в «ежовые рукавицы», строил преподавателей и студентов, как полковник строит своих солдат. Если в 1868-69 годах студентов консерватории насчитывалось 184, то в 1893-94 – уже 430.

К тому моменту усадьба Дашковой оставалась без значительных перестроек, и многие студенты жаловались на тесноту и духоту в музыкальных классах.

Именно Сафонов решил кардинально перестроить и расширить здание. Причём, сначала он замахнулся на саму Театральную площадь, хотел построить новое здание напротив Большого театра, на месте ныне самого старого фонтана Москвы работы Витали. Городские власти отказали ему, и правильно сделали.

Тогда он решил расширить здание на Большой Никитской. С 1895 по 1901 год шла перестройка по проекту В. Загорского, от усадьбы Воронцовых осталась только часть фасадной стены с полуротондой.

Забавно, что первыми открылись винные подвалы с лавкой, которые находились в старом здании усадьбы ещё с времён М. С. Воронцова.

В 1898 году начались занятия в новых классах, в том же году был открыт Малый зал, а Большой зал – только в 1901 году.


Новое здание консерватории, 1901 год. Фото – pastvu.com

Заметьте, на месте будущего памятника Чайковскому - ограда с воротами по линии улицы. Она сохранялась до 1950-х годов.


Кабинет В. И. Сафонова, 1890-е годы. Фото – pastvu.com

Директор Сафонов сподвиг многих московских купцов вложиться в строительство консерватории, денег требовалось набрать больше миллиона.

Самый скупой московский купец Гаврила Солодовников пожертвовал 200000 рублей. Кроме него, вложились сахаразаводчик П. И. Харитоненко, кондитер В. А. Абрикосов, текстильный фабрикант Михаил Абрамович Морозов, золотопромышленник К. В. Рукавишников.


Класс фортепиано, 1890-е годы. Сверху – прослойка для звукоизоляции по тогдашним технологиям. Фото – pastvu.com

Копмозитор Василенко, друг Сафонова, писал:

«Ну, насчет этого я спокоен, раз постройкой заведует Загорский. Он сделает чудеса: в стенах между классами проложат прослойку из асбеста и резины - не один звук не проникнет, потолок Большого зала будет из вареной с маслом бумаги - не получится вредного отражения звука. Вообще Вы увидите много чудес».


Учительская, 1890-е гг. Фото – pastvu.com

1890-е, историко-теоретический класс. Умиляют тщательно выцарапанные каким-то нерадивым студентом инициалы на парте:


Историко-теоретический класс, 1890-е гг. Фото – pastvu.com

Большой зал рассчитан на 1800 мест, но при открытии мягких кресел не было. Первые 9 рядов партера занимали деревянные кресла, остальные 18 рядов – стулья.


Репетиция в Большом зале консерватории, 1900 год. Фото – pastvu.com

Орган для большого зала пожертвовал железнодорожный магнат С. П. Фон-Дервиз. Изготовлен он был в Париже, фирмой «Кавайе-Коль» и Фон-Дервиз потратил на его доставку в Москву 40000 рублей.

Орган для Малого зала подарил фабрикант Василий Алексеевич Хлудов. Хлудовский орган проработал 73 года и был заменён новым, заказанным в ГДР.


Большой зал московской консерватории, 1901 год. Фото – pastvu.com

По бокам - 14 овальных портретов русских и европейских композиторов, выполненных художником Н. Бондаревским.

После войны, во время борьбы с «безродным космополитизмом», решили убрать портреты немцев-композиторов, и поместить на их место русских. В 1953 году Генделя и Гайдна заменили Мусоргским и Даргомыжским, а Глюка и Мендельсона – Шопеном и Римским-Корсаковым. Заметьте, не все русские, среди них – поляк Шопен.

Портреты Генделя и Глюка, увы, не сохранились, а Гайдна и Мендельсона – найдены и отреставрированы, теперь их можно увидеть в фойе консерватории.

После революции, в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, в 1918 году, во дворе, у главного входа в консерваторию поставили памятник Римскому-Корсакову.


Памятник разбит вандалами в ночь с 16 на 17 ноября, за три дня до открытия. Через год, в ноябре 1919 года, поставили памятник Бетховену, но он простоял всего месяц и в декабре рассыпался от морозов. Памятники в те годы делали из некачественного бетона, поэтому многие простояли совсем недолго.

Вид на консертваторию в 1920-е годы. По тем временам это было самое большое здание в окрестностях, его было видно издалека.


Вид на консерваторию в 1920-е годы. Фото – pastvu.com

Консерватория в 1928 году:


Консерватория в 1928 году. Фото – pastvu.com

Студенты консерватории отмечают первомай:


Студенты консерватории отмечают первомай, 1939 год. Фото – pastvu.com

Конечно же, со временем решено было поставить памятник самому-самому – Петру Ильичу Чайковскому.

Заказ скульптор Вера Мухина получила ещё в 1945 году, и в первом её варианте памятника постамент украшал пастушок с дудочкой, символизировавший интерес Чайковского к народному творчеству и звукам земли русской.

Комиссия, увидев пастушка, не смогла сдержать смеха. Мухина, видимо, не знала о нетрадиционных вкусах Чайковского. Ей сказали, что это никуда не годится, но она поняла неправильно, и заменила пастушка на сидящего крестьянина. Только после того, как ей прямо сказали, что никаких дополнительных мужских фигур не должно быть, постамент был упрощён.

Первоначальный вариант памятника, с пастушком:


Открытие памятника Чайковскому состоялось в 1954 году. Это был последний памятник Веры Мухиной, и она не дожила до его открытия, скончавшись в 1953 году.

Открытие памятника Чайковскому, 1954 год. Фото – pastvu.com

По бокам от памятника образует полукруг в плане металлическая ограда. Но ограда не простая, а с нотным станом и партитурами главных тем 6 самых известных произведений Петра Ильича – начальные строки мелодий из оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой («Патетической») симфонии, Первого квартета, Скрипичного концерта и одного из романсов композитора - «День ли царит…».


Поговаривают, что студенты консерватории периодически меняли ноты местами, и получался «Собачий Вальс», и одно время дирекция завела специального сторожа, который каждую неделю сверял партии с оригиналом.

А ещё студенты консерватории прозвали памятник «Ферматой», поскольку в плане он похож на этот музыкальный знак.

Зимой, под снегом, Пётр Ильич становится похожим на Владимира Ильича. Фото – pastvu.com

Хор пионеров на сцене Большого зала Московской консерватории, 1950-е гг:


Хор пионеров на сцене Большого зала, 1950-е гг. Фото – pastvu.com

Московская консерватория в 1956 году:


Московская консерватория в 1956 год. Фото – pastvu.com

Праздник песни в 1971 году у стен Московской консерватории:


Праздник песни в 1971 году. Фото – pastvu.com

Консерватория в 1976 году. С тех пор тут мало что изменилось. Многие критиковали памятник Чайковскому, дескать, вдохновение выглядит совершенно не так, а карикатуристы вставляли в руки Петра Ильича гармонь.


Консерватория в 1976 году. Фото – pastvu.com
Большой зал консерватории в 1976 году. Фото – pastvu.com
Афиши. 1979 год. Фото – pastvu.com

Очередное торжество у стен Московской консерватории, 1983 год:


Московская консерватория, 1983 год. Фото – pastvu.com

В фойе консерватории висит картина «Славянские композиторы». Изначально она украшала зал ресторана «Славянский базар» на Никольской улице.


Фойе БЗК. Фото – galik-123.livejournal.com

Создатель ресторана, Александр Пороховщиков, заказал картину молодому Илье Репину, который взял за работу всего 1500 рублей.

Для сравнения: К. Маковский запросил 30000, другие живописцы – 15000 руб. Репин же был рад и полутора тысячам, это был его самый первый коммерческий заказ.

Зал ресторана «Славянский базар», конец 19 века. В центре на стене та самая картина:


Зал ресторана «Славянский базар», конец 19 века. Фото – pastvu.com

Картина написана в 1871-72 годах, и на ней изображены композиторы из разных стран, да ещё и жившие в разное время. Например, Бортнянский умер в 1825 году, Огинский в 1833-м, а Римский-Корсаков и Балакирев тогда еще и не родились.


И. Е. Репин – “Славянские композиторы”, 1872 год.
Холст, масло

В центре картины изображены русские композиторы: на первом плане Глинка беседует с Балакиревым, Одоевским и Римским-Корсаковым. Сзади на стуле Даргомыжский, за ним - Ласковский, справа в мундире - Львов, слушающий Верстовского. У рояля - братья Антон и Николай Рубинштейны, между Антоном Рубинштейном и Львовым стоит Серов. В глубине за ними группу образуют Гурилёв, Бортнянский и Турчанинов.

На заднем плане картины изображены польские музыканты - Монюшко (крайний справа), Шопен, Огинский и Липинский (на фоне двери). Левый край - чешские композиторы Направник, Сметана, Бендель и Горак.

Над публикацией работал Александр Иванов, “Прогулки по Москве”


Преемником С. И. Танеева, возглавлявшего Московскую консерваторию с 1885 по 1889 годы, назначили Василия Ильича Сафонова , вступившего в должность директора консерватории весной 1889 года.

Один из выдающихся русских музыкальных деятелей, Сафонов был разносторонне одаренным, волевым и целеустремленным человеком. Окончив Петербургскую консерваторию в 1880 году, он начал преподавать в ней специальное фортепиано. В Петербурге успешно разворачивалась и концертная деятельность Сафонова как пианиста. Особенно высокую репутацию он завоевал в качестве ансамблевого исполнителя (в частности, будучи постоянным партнером знаменитого виолончелиста, одного из директоров Петербургской консерватории К. Ю. Давыдова).

Инициатива привлечения Сафонова в Московскую консерваторию принадлежала Чайковскому. Личное обращение Чайковского, к творчеству которого Сафонов относился с горячей восторженностью, в большой мере предопределило решение пианиста о переезде в Москву, где он предвидел для себя перспективу широкой и разносторонней музыкальной деятельности.

С осени 1885 года Сафонов стал профессором Московской консерватории и уже в первые годы работы проявил себя отличным педагогом, обладающим строго продуманной системой методических принципов и умением привить своим ученикам, наряду с техническими навыками, высокую артистическую культуру, художественный вкус и понимание существа исполняемых произведений. Одновременно он продолжал выступать и на концертной эстраде, заняв вскоре после своего переезда видное место в московской музыкальной жизни.

Период 17-летнего директорства Сафонова (1889-1906) — один из самых блестящих в истории Московской консерватории. Конечно, это нельзя отнести только за счет его личных заслуг. Многие из достижений «сафоновской эры» были подготовлены предшествующим развитием учебного заведения. Расцвет Московской консерватории отражал и общий подъем русской музыкальной культуры на рубеже XIX и XX веков — приход Сафонова к руководству вузом произошел при необычайно благоприятных обстоятельствах.

Уже на третий год пребывания Сафонова на директорском посту, весной 1892 года, Московская консерватория подарила миру двух гениальных музыкантов — А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова. Первый из них окончил ее как пианист по классу В. И. Сафонова, второй — по классу фортепиано А. И. Зилоти и по классу композиции А. С. Аренского. Экзаменационной работой Рахманинова по композиции была опера «Алеко». Скрябину присудили малую золотую, а Рахманинову — большую золотую медаль.

Возглавив консерваторию, Сафонов взял на себя также руководство ее оркестровым классом. Перед публикой он выступил в первый раз в качестве дирижера 16 ноября 1889 года в концерте, посвященном 60-летию А. Г. Рубинштейна, в присутствии самого юбиляра, П. И. Чайковского и многих видных музыкантов.

Вступление Сафонова на пост директора консерватории ознаменовало собой укрепление не сколько ослабевшей в предыдущие годы связи ее учебной работы с концертной деятельностью ИРМО, ведь в 1889 году, когда возник вопрос о замене уехавшего М. К. Эрдмансдёрфера, подходящей для этого фигурой оказался как раз Сафонов. С осени 1890 года Сафонов занял место постоянного дирижера симфонических концертов ИРМО в Москве, совмещая эту должность с обязанностями директора консерватории. Таким образом, произошло возвращение к существовавшему при Н. Г. Рубинштейне порядку, когда управление оркестром в симфонических собраниях входило в обязанности директора консерватории.

Как дирижер Сафонов обладал достоинствами, выдвинувшими его в ряд признанных мировых мастеров дирижерского искусства. Уже в середине 1890-х годов он завоевал широкую известность не только в России, но и в зарубежных странах (Германия, Чехия). Однако основным центром его дирижерской деятельности до 1906 года оставалась Москва. Концерты Московского отделения ИРМО под его руководством отличались свежестью, содержательностью программ и высоким уровнем исполнения. Наряду с классическими образцами музыкальной литературы он уделял большое внимание новым произведениям русских и зарубежных композиторов. Именно Сафонов впервые познакомил московскую публику со многими интересными новинками того времени.

В концертах ИРМО постоянно выступали хор и солисты — ученики консерватории. Среди произведений, исполненных силами учащихся или при их участии, можно назвать кантаты И. С. Баха, оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя и «Сотворение мира» Й. Гайдна, «Реквием» В. А. Моцарта, Мессу До мажор и Девятую симфонию Л. ван Бетховена, первую часть оратории «Рай и Пери» Р. Шумана, сюиту из «Млады» и «Песнь о вещем Олеге» Н. А. Римского-Корсакова, Первую симфонию с хором А. Н. Скрябина.

Консерватория откликалась на знаменательные события культурной жизни: в 1897 году был дан ученический концерт к 100-летию со дня рождения Ф. Шуберта. Годичный акт 1898/99 учебного года посвятили 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина, широко и торжественно отмечавшемуся по всей стране. На следующий день после актового вечера, в котором исполнялись про изведения русских композиторов на пушкинские тексты и сюжеты, женский хор консерватории вместе с хорами других московских учебных заведений исполнил перед памятником Пушкина кантату памяти великого поэта, специально написанную к этой дате М. М. Ипполитовым-Ивановым на слова В. И. Сафонова. Памяти Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского посвятили один из общедоступных концертов консерватории, проводившихся в начале 1900-х годов под управлением Сафонова в помещении цирка на Воздвиженке.

Важным событием явилось совместное исполнение силами двух консерваторий оратории А. Г. Рубинштейна «Вавилонское столпотворение» 16 ноября 1902 года по случаю открытия в Петербургской консерватории скульптурного памятника ее основателю. Дирижировал объединенным коллективом исполнителей директор Московской консерватории Сафонов.

Сафонов стремился пропагандировать и творчество воспитанников консерватории, включая их сочинения в программы открытых концертов. 17 марта 1892 года Рахманинов сыграл в экстренном симфоническом собрании в пользу нуждающихся учащихся одну часть своего Первого фортепианного концерта. Оркестром дирижировал Сафонов. Под его управлением впервые прозвучала Первая симфония Р. М. Глиэра, написанная им к окончанию консерватории в 1900 году. Годом позже Московскую консерваторию оканчивал С. Н. Василенко, представивший в качестве выпускной работы кантату «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре». В следующем сезоне была исполнена экзаменационная работа Л. В. Николаева — кантата «Гимн духовной красоте» на стихи П. Б. Шелли.

В 1890-х — начале 1900-х годов был публично показан и ряд ученических оперных спектаклей, в том числе «Все они таковы» («Cosi fan tutte») В. А. Моцарта, «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Вольный стрелок» К. М. Вебера, «Виндзорские кумушки» О. Николаи, «Фераморс» А. Г. Рубинштейна, а также уже ранее ставившиеся «Фиделио» Л. ван Бетховена и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта.

Все эти факты свидетельствуют о серьезной постановке оперного класса в консерватории.

Занятия в хоре являлись обязательными для учащихся всех специальностей. Высокий уровень хорового и оркестрового дела засвидетельствован многими видными, авторитетными музыкан тами, обучавшимися в те годы в Московской консерватории. Помимо приобретения необходи мых практических навыков участие в коллективных классах способствовало общему развитию учащихся, расширяло их знакомство с музыкальной литературой.

Ценным культурно-просветительным мероприятием стала организация выездных концертов консерваторского оркестра в расположенных неподалеку от Москвы городах (Тула, Владимир) в 1902 году.

Из специальных классов консерватории наиболее сильными в то время были фортепианные, возглавлявшиеся В. И. Сафоновым и П. А. Пабстом. Именно на 1890-е годы приходится расцвет педагогической деятельности Сафонова, в классе которого в ту пору занимались будущие крупнейшие мастера пианистического искусства, прославившиеся на исполнительском или педагогическом поприще. Одновременно с А. Н. Скрябиным в 1892 году окончил Московскую консерваторию И. А. Левин, завоевавший мировое признание как пианист феноменальных, неограниченных виртуозных возможностей. К ученикам Сафонова по классу специального фортепиано принадлежат также Е. А. Бекман-Щербина, Р. Я. Бесси-Левина, А. Ф. Гедике, Е. Ф. Гнесина, М. Н. Мейчик, Н. К. Метнер, Л. В. Николаев.

Среди окончивших консерваторию по классу Пабста должны быть в первую очередь названы А. Б. Гольденвейзер и К. Н. Игумнов, вскоре приглашенные для преподавания в Московскую консерваторию и создавшие в ней впоследствии собственные пианистические школы.

Преемником П. А. Пабста стал его ученик К. А. Кипп, приступивший к работе в консерватории еще в начале 1890-х годов и выдвинувшийся в ряды ведущих педагогов фортепианного класса.

В 1898 году профессором класса специального фортепиано стал и А. Н. Скрябин. Не обладая склонностью к педагогике, он через несколько лет отказался от нее. Но влияние тонкой художественной индивидуальности Скрябина оставило неизгладимый след в памяти его воспитанников.

В этот период закладывается традиция активного, успешного участия воспитанников фортепианных классов консерватории в различных исполнительских конкурсах. Победителем Второго Международного конкурса имени А. Г. Рубинштейна (Берлин, 1895) стал И. А. Левин, почетными дипломами на Третьем Международном конкурсе имени А. Г. Рубинштейна (Вена, 1900) были отмечены выступления А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзера и Н. К. Метнера.

Будучи прекрасным исполнителем камерной музыки, В. И. Сафонов очень большое значение придавал ее освоению. Именно у него в классе камерного ансамбля занимались К. Н. Игумнов и А. Б. Гольденвейзер, ставшие впоследствии не только выдающимися солистами, но и замечательными интерпретаторами камерного репертуара.

Московская консерватория: материалы и документы (в 2 томах). Том 1. Москва, «Прогресс-Традиция», 2006



Рассказать друзьям