Конспект урока литературного чтения "Дорогами сказок. Тема семьи в русской народной сказке "Белая уточка""

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сказки - это то, что помогает малышу развить фантазию и разобраться в таких сложных категориях, как добро, зло, справедливость, плохие поступки и наказание за них. На примере героев русских народных сказок родители вводят ребенка в большой мир, где люди совершают разные поступки и обретают друзей или недругов.

«Белая уточка»

Русское фольклорное творчество богато которых становятся для детей литературными друзьями и примером для подражания. «Белая уточка» - русская народная сказка о непослушании и коварстве, о добре и справедливости.

Ее можно условно поделить на 5 частей:

Эта сказка для детей 5 лет в каждой своей части несет поучение малышам. В этом возрасте дети уже понимают, что такое плохие и хорошие поступки, поэтому с ними можно обсудить поведение каждого героя.

Нравственная категория сказки

«Белая уточка», русская народная сказка, дает малышам несколько полезных уроков:

  • Всегда нужно слушаться и выполнять то, о чем тебя просит тот, кто тебя сильно любит.
  • Не стоит доверять незнакомым людям.
  • Добро и правда всегда восторжествуют.
  • Зло наказуемо.

Такого вида сказки короткие для детей дают ребенку сразу охватить содержание, подумать над ним и сделать выводы с помощью родителей. Важно, чтобы обсуждение велось совместно. Так как это помогает ребенку научиться рассуждать и создает у него с родителями доверительные отношения.

Преимущество коротких сказок

Такие сказки помогают развивать память, воображение и умение пересказывать прочитанное. Недаром ознакомление с народным творчеством начинается с таких простых историй, как «Колобок», «Теремок», «Репка».

Может быть сложнее, например про белую уточку. Здесь ребенок знакомится с такими понятиями, как и их последствия. В этой сказке все герои совершают действия. По тому, как эти действия влияют на других героев, ребенок может выделить положительных персонажей и злодеев.

«Белая уточка», русская народная сказка, относится именно к данной категории.

Тематика сказок

Русские народные сказки в своей основе всегда несут какое-либо нравственное поучение. Основные понятия, которые запоминает ребенок, которому читают такие сказки - это то, что добрые поступки, дружба и любовь всегда побеждают.

В большинстве своем фольклорные произведения, даже на первый взгляд страшные, на самом деле полны позитива и имеют счастливый конец. «Белая уточка» (русская народная сказка) - тому подтверждение. Здесь с главными героями происходят плохие вещи, но добро и справедливость все равно восторжествовали.

Темы сказок могут касаться любых волшебных приключений, как опасных, так и веселых, но счастливый конец у них неизбежен.

Важность сказок для ребенка

Чтение ребенку сказок с самого раннего детства - это прекрасный воспитательный процесс, при котором взрослые помогают ему на примере героев определиться с выбором правильных действий.

То, что правда всегда выходит наружу, а злодеи получают по заслугам, дает правильную ориентировку для малыша, как следует поступать и отвечать за свои поступки. Обсуждая совместно с детьми героев, можно выяснить, какие из них им больше нравятся и благодаря каким качествам.

О дин князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.
Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.
Князь уехал; она заперлась в своем покое и не выходит.
Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось - такая простая, сердечная!
- Что, - говорит, - ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.
Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда, - и пошла.
В саду разливалась ключевая хрустальная вода.
- Что, - говорит женщина, - день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?
- Нет, нет, не хочу! - А там подумала: ведь искупаться не беда!
Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине:
- Плыви ты, - говорит, - белою уточкой!
И поплыла княгиня белою уточкой.
Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.
Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.
А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего - заморышка; и деточки ее вышли - ребяточки.
Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.
- Ох, не ходите туда, дети! - говорила мать.
Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше - и забрались на княжий двор.
Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.
Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить, - заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.
Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:
- Спите вы, детки, иль нет?
Заморышек отвечает:

- Не спят!
Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь:
- Спите, детки, или нет?
Заморышек опять говорит то же:
- Мы спим - не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати; огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!
«Что же это все один голос?» - подумала ведьма, отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мертвой рукой - и они померли.
Поутру белая уточка зовет деток; детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.
На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.
Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Темну ночь недосыпала,
Сладок кус недоедала!

Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает.
- Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!
Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая,
Ведьма старая, змея лютая,
Змея лютая, подколодная;
Отняла у вас отца рóдного,
Отца рóдного - моего мужа,
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живет - величается!

«Эге!» - подумал князь и закричал:
- Поймайте мне белую уточку!
Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала.
Взял он ее за крылышко и говорит:
- Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!
Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.
Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой - говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою - они встрепенулись, сбрызнули говорящею - они заговорили.
И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.
А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога - там стала кочерга; где рука - там грабли; где голова - там куст да колода. Налетели птицы - мясо поклевали, поднялися ветры - кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!

Русская народная сказка "Белая уточка"

Жанр: волшебная народная сказка

Главные герои сказки "Белая уточка" и их характеристика

  1. Княжна, она же Белая уточка. красивая, но доверчивая, не послушалась князя и попала в беду.
  2. Князь, молодой, горячий, не смог разглядеть в ведьме чужую женщину
  3. Ведьма, коварная, злая, жестокая, безжалостная.
  4. Сыновья княжны, молодые, непослушные, проказники.
План пересказа сказки "Белая уточка"
  1. Свадьба князя и отъезд
  2. Женщина-обольстительница
  3. Превращение в уточку
  4. Князь ничего не подозревает
  5. Три сына
  6. Коварный замысел ведьмы
  7. Смерть братьев
  8. Плач уточки
  9. Превращение уточки в княжну
  10. Оживление братьев
  11. Смерть ведьмы
Кратчайшее содержание сказки "Белая уточка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Князь женится на молодой красавице и отправляется в поход
  2. Женщина завлекает княжну в сад, потом в пруд, и превращает ее в уточку
  3. Ведьма выдает себя за княжну
  4. Подрастают три сына и ведьма убивает их
  5. Уточка плачет над сыновьями и князь превращает ее обратно в свою жену
  6. Ведьму привязывают к хвосту и она погибает.
Главная мысль сказки "Белая уточка"
Нельзя доверять тем, кого видишь первый раз в жизни

Чему учит сказка "Белая уточка"
Эта сказка учит не доверять незнакомым людям, учит не разговаривать с незнакомцами, не слушать их предложений и не принимать подарки, учить осторожности и осмотрительности.

Пословицы к сказке "Белая уточка"
Меж дверей пальца не клади.
Осторожная нога оступается редко.
Зло пропадает, а добро побеждает.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Белая уточка"
Жил молодой князь и женился он на красивой девушке. Пришло время князю ехать в дальние края и оставил он молодую жену, наказав строго ни с кем не разговаривать и никого не слушать.
Сидит княжна одна в тереме. а тут к ней женщина приходит, добрая и обходительная. Позвала она княжну в сад гулять, та и согласилась.
А в саду пруд был, вот предложила женщина княжне искупаться, а та недолго думая в воду бросилась.
Ударила ведьма ее по спине и превратилась княжна в белую уточку.
А ведьма переоделась в ее сарафан, накрасилась и стала князя ждать. Князь приехал, ведьму за свою жену принял.
А Белая уточка снесла три яичка и родилось три сына, два нормальных. а третий заморыш. Выросли детки, стали по лужку гулять, да на княжеский двор забрели.
Ведьма их признала и решила погубить. Пригласила в терем, уложила спать, а сама огонь развела, да ножи точит.
Пошла проверить, как спят братья, а заморыш и отвечает, что не спят они. Второй раз пришла ведьма - опять тот же голос отвечает. Открыла ведьма двери, видит спят оба брата. Рукой она повела, братья и умерли.
А Уточка прилетела на княжеский двор, сыновей обнимает кричит человеческим голосом, про ведьму рассказывает. Услышал то князь, велел поймать уточка. А Уточка только к ему в руки дается. Приказал князь стать за спиной березке, а перед лицом девице, и встала перед ним его жена.
Послали тогда сороку за живой и мертвой водой. Оживили детей и стали жить весело.
А ведьму к хвосту привязали, да в поле пустили. Там ее разорвало на кусочки, а кости ветер разрушил.

Признаки волшебной сказки в сказке "Белая уточка"

  1. Волшебные превращения - княжна в уточку
  2. Волшебные существа - ведьма
  3. Победа добра над злом
Рисунки и иллюстрации к сказке "Белая уточка"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аннинская СОШ с УИОП»

Конспект урока

литературного чтения

в 3 классе

«Русская народная сказка «Белая уточка»

Составитель Муратова О.В.

учитель начальных классов

пгт Анна, 2015

Цель: Создание условий для развития критического мышления через анализ русской народной сказки «Белая уточка».

Задачи:

Образовательные : познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Развивающие: формировать познавательные универсальные учебные действия в ходе работы с текстом;

Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие смыслового чтения через анализ русской народной сказки «Белая уточка»;

Метапредметные:

Регулятивные:

Осознание значимости чтения для личного развития;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

Познавательные:

Использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Самооценка своей деятельности на уроке;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Технологии:

Методика «Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Технология критического мышления

Технология деятельностного метода обучения

Материально-технические средства: компьютер, проектор, экран, учебник по литературному чтению Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий «Литературное чтение»; диск – электронное приложение к учебнику; карточка с задачами урока; портрет А.Н. Афанасьева.

Методические пособия: Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 400 с. – (В помощь школьному учителю); толковый словарь В.Даля; э тимологический русскоязычный словарь Фасмера

(интернет ресурс http://www.slovopedia.com)

СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Этапы урока

ЗАДАНИЯ, направленные на достижение результатов

Деятельность обучающихся

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание положительного настроя на работу

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Лампа Алладина, в сказку нас веди,

Башмачок хрустальный, помоги в пути!

Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге настоящий друг.

Пусть герои сказок дарям нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Кому хочется сегодня на уроке познакомиться с новой сказкой?

Ну, тогда в путь!

Восприятие мотивов обучения, настрой на работу с литературным произведением.

Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Р: позитивный настрой на работу.

2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока.

Прочитайте с доски предложение: «В какой семье любовь да совет, в той и горя нет».

Что можете сказать о прочитанном? (это пословица)

Как вы понимаете данную пословицу?

Как вы думаете, какое отношение она имеет к сегоднешнему уроку? (высказывание предположений)

Откройте учебник на 81 стр. прочитайте название сказки, а на стр. 83 рассмотрите иллюстрацию. Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (высказывание предположений)

Итак, сегодня мы знакомимся с РНС «Белая уточка». Как обычно мы знакомимся со сказками?

Поставим задачи на сегодняшний урок.

КАРТОЧКА НА ДОСКУ:

Познакомимся со сказкой.

Обсудим её.

Попытаемся понять её основную мысль.

Чтение с доски предложения, ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений

Р: формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

П: активное использование речевых средств для решения познавательных задач.

К: изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

3. Знакомство со сказкой и первичное впечатление от сказки.

Цель: первичное знакомство со сказкой и впечатление от неё.

Давайте прослушаем сказку в исполнении артиста и проверим свои предположения.

ПРОСЛУШИВАНИЕ ДИСКА с произведением с одновременным слежением по тексту.

Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение, …)

Понравилась ли вам сказка?

Слушание и слежение по тексту за диктором.

Озвучивание впечатлений после первичного прочтения сказки, обмен мнениями с одноклассниками.

Р: овладение логическими действиями анализа, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

4. Словарная работа.

Цель: толкование непонятных слов, расширение словарного запаса детей

Смысл каких слов и выражений был непонятен вам?

РАБОТА ПО ПАРАМ:

Соедините слова с их толкованием по карточкам:

ЗАПОВЕДОВАЛ (…заповедовал не покидать высока терема…) – завещал, наказывал

НЕ ВАТАЖИТЬСЯ («…с дурными людьми не ватажиться…) – не собираться толпой, стаей, ватагой, гурьбой; не знаться, не общаться, не водиться, не связываться; не знакомиться, не дружиться. (толковый словарь В.Даля)

РАЗМЫКАТЬ тоску – рассеять, забыть, развеять.

НАМАЛЕВАЛАСЬ – накрасилась.

РАБОТА В ПАРАХ: объяснение непонятных слов через соотнесение с их толкованием

РАБОТА ПО ГРУППАМ:

Сейчас мы обсудим по группам, как вы поняли смысл сказки? Времени даётся на работу в группе – 3 минуты.

Озвучивание мнений от группы.

Давайте обсудим сказку и определим, кто из вас был ближе к истине.

С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте.

Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя доверяться чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.)

Какой матерью была княгиня? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте из текста строки, подтверждающие вашу точку зрения.

(Заботливая, трудолюбивая, любящая. Жилось тяжело, в нужде)

Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас. О чём беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки.

Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло?

В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе». Как вы понимаете такое высказывание? (Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое)

РАБОТА ПО ГРУППАМ: участие в диалоге по определению смысла сказки.

Выборочное чтение.

Физкультминутка

Цель: снятие физиологического утомления и напряжения

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Молодцы, дружно и послушно выполнили зарядку.

Коллективное выполнение динамической паузы под руководством 1 ученика

Снятие физиологического утомления и напряжения

5. Эмоциональная оценка текста с помощью вопросов по содержанию.

Цель: разбор текста по содержанию с эмоциональной оценкой её смысла.

Вернёмся к сказке.

Как себя в сложной ситуации ведёт младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым)

Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил. Заморыш – особый ребёнок).

Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать, полетела на княжий двор и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала)

Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте выразительно.

Сравните, какой изображена уточка в сказке и на иллюстрации. (белая, красивая, горюющая)

Какие цвета и оттенки использовал художник? (белые, светлые, яркие)

Кто помог уточке в горе? (князь)

С помощью чего были разрушены колдовские чары? Что стало с детьми? Зачитайте отрывок.

Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.

Какие слова непонятны были вам?

МЫКАЛИ по полю – бродили, мотались.

куст КОЛОДА – кустарник (Этимологический русскоязычный словарь Фасмера)

Семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чём смысл сказки? Добро победило зло?

Сказка о непослушании ? (сначала княжна ослушалась мужа, потом сыновья ослушались мать)

Ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений.

Характеристика героев сказки, их поступков и последствий.

Поисковое чтение

Выборочное чтение

Толкование слов

П: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

К: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Р: овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

6. Подведение итогов

Цель: соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом.

К какому виду сказок относится данная сказка? (волшебная)

Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (чудесные превращения, троекратные повторы, присказки, сказочные помощники, невероятные события)

Назовите положительных и отрицательных героев сказки. (запись на доске: княгиня, князь, сыновья - ведьма)

Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло.

Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили?

Ответы на воросы учителя, высказывание собственных точек зрения.

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Л: развитие оптимистического взгляда на жизнь;

7. Рефлексия

Цель: оценить свою деятельность на уроке.

В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой?

Что нового для себя сегодня узнали?

Самооценка учебной деятельности на уроке

Р: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Л: самооценка своей деятельности на уроке;

8. Знакомство с А.Н. Афанасьевым.

Цель: знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом в русскую культуру.

Как вы думаете, откуда к нам пришла эта сказка?

Оказывается много лет назад в нашей области жил один человек, который, собирал сказки, записанные другими писателями, и выпустил 3 тома сборника «Народные русские сказки». Звали его Александр Николаевич Афанасьев. Сам Александр Николаевич всего сказок 10 сам записал, а всего в его сборнике было около 640 сказок, собранных другими учёными. Например, В.И. Даль передал ему 150 сказок.

Сборник «Народные русские сказки» - одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью.

Афанасьев отобрал из своего сборника 88 сказок специально для детей. Они неоднократно издавались у нас в стране и за рубежом.

Знакомство с собирателем сказок А.Н. Афанасьевым.

П: знакомство с воронежским учёным и собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом у русскую культуру.

9. Домашнее задание.

Прочитайте дома сказку родным, обменяйтесь с ними впечатлениями. Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку.

Принятие домашнего задания

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми


Саранова Ольга Викторовна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №100 Учитель начальных классов

«Белая уточка»

Цели: проанализировать сказку, помочь раскрыть тему семьи в произведении, формировать интерес и умение работать с текстом, развивать творческие способности детей, воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы и любви к близким.

Оборудование: детские рисунки на тему «Моя семья», бусы.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Постановка темы и целей урока .

На сегодняшнем уроке мы проанализируем русскую сказку «Белая уточка», которую вы должны были прочитать дома.

О ком эта сказка? (о княгине-уточке, её детях и князе)

А как одним словом можно их назвать? (семья)

Ребята, то, о чём говориться в произведении, называется его темой. Какая же тема сказки будет сегодня нами обсуждаться? (тема семьи).

Сегодня на уроке мы обсудим произведение, разберёмся в его теме, попробуем раскрыть проблему добра и зла, поговорим о любви и дружбе, продолжим учиться работать с текстом произведения и постараемся раскрыть ваши творческие способности.

3.Работа с текстом сказки. Раскрытие темы семьи, добра и зла в сказке.

Ребята, с текстом народной сказки «Белая уточка» вы уже знакомы. Можно ли отнести её к произведениям о семье? Почему? Давайте вспомним содержание сказки и проанализируем её.

С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать?

Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела.

Какой матерью мы видим княгиню? Легко ли жилось ей? Найдите и зачитайте эти строки.

Да, вы наверное уже поняли то, что никто лучше мамы о вас не позаботится.

О чём же беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки в произведении.

В народе есть пословица «Дети – радость, детки и горе». Кака вы её понимаете?

Опыт показывает, что с непослушными детьми всегда что-то случается плохое. Так произошло и в сказке. Что случилось с непослушными утятами, мы увидим в сценке, которую подготовила группа ребят, пожелавшая выполнить именно это творческое задание.(дети инсценируют данный отрывок сказки).

Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (смелым, сообразительным, находчивым)

Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший?

Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачёк», «заморыш», чтобы уберечь от дурного сглаза и злых сил. Как видите, Заморыш – особый ребёнок.

Сердце матери беду чует. Почуяла беду и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала). Как она называет своих деток? Почему?

Кто помог уточке в горе? (князь)

Как, с помощью чего он сломал колдовские чары? Что стало с детьми?

Наконец, семья воссоединилась, злые силы побеждены.

На какие группы мы можем поделить героев сказки? (положительные и отрицательные герои)

Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.

4.Работа над расширением представления детей о счастье, беседа о дружбе и взаимопомощи.

Посмотрите, какая уточка маленькая и нежная, а сколько в ней силы и любви к детям! Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете?

О любви к своим мамам расскажут в своих собственных стихотворениях ребята из нашего класса. (дети читают свои стихи о мамах)

Какой же мы назовём семью, в которой княгиня – необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену, спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге? (счастливой)

Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам? (дружными, любящими, заботливыми, добрыми)

Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться.

Все вы нарисовали рисунки, в которых изобразили свою семью. Глядя на них, я думаю, что в нашем классе много таких дружных семей.

У нас есть ребята, которые написали сочинения о своей семье. Давайте их послушаем. (дети читают свои сочинения)

Ребята, вы должны знать, что многое в семье зависит и от вас, детей. Ведь вы не всегда слушаете родителей, выполняете их просьбы, считаете, что родители излишне много дают советов. А вы не задумывались, почему они это делают? Чем они озабочены, чего от вас ждут? (чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, честными людьми)

Постарайтесь понять своих родителей. Они хотят вам счастья. Все родители хотели бы гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас, так как все мы одна школьная семья. Послушаем, что написала о нашем классе в своём сочинении ученица нашего класса.

А как думают другие дети? Может кто-то хотел бы что-то изменить в жизни нашего класса?

Конечно, всем нам надо постараться быть друг к другу терпимее, дружнее, замечать всё лучшее, что есть в душе каждого из вас. Тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и вы все с радостью станете приходить в класс.

На уроках, классных часах мы много говорили о тех качествах характера, за которые можно уважать и любить человека. Все вы подарили мне бусинки, в которые вложили всё доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Посмотрите, какие чудесные бусы из низ получились! Какие в них разные бусинки, так и мы с вами все разные, непохожие друг на друга. Посмотрите, как плотно они прилегают друг к другу! Мне хотелось бы, чтобы и вы были такими же сплочёнными, дружными, уважающими и понимающими друг друга. А родителей нужно почитать, тогда и вы, и те, кто рядом с вами, будут счастливы!

Ребята, о чём я сейчас буду говорить? Отгадайте.

Она – откровение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных и лучшее противоядие от неприятностей. (улыбка)

Как известно, с чего начинается счастье? (с улыбки). Так давай те подарим свои улыбки друг другу и станем от этого чуточку счастливее.

5. Итог урока. Обобщение.

О чем сегодня говорили?

Есть ли ребята, для которых разговор оказался полезным, заставил задуматься?

А может кто-то захотел в себе что-то изменить?

Мне было приятно сегодня с вами общаться. Вы были активными и интересными собеседниками, умеющими слушать и рассуждать. А ребятам, выполнившим к уроку творческие задания, хочется сказать, что вы молодцы, замечательно с ними справились. Спасибо вам всем!



Рассказать друзьям