Литературная викторина «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок». Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Еще с раннего детства я очень любил сказки, любил их слушать и даже представлять себе, будто я сам герой этих сказок. Теперь я учусь в школе и на уроках литературы изучаю много разных произведений: повести, рассказы, стихи, прозу и т.д., но сказки русских писателей и писателей разных народов мира до сих пор мне интересны и близки.

Чем больше я читал разные сказки, тем больше я стал задумываться, а что вообще такое сказки? Мне захотелось понять, что в них общее и в чем отличия. Что означают слова высказывания русского писателя А. С. Пушкина: «Сказка ложь да в ней намек»? Какое влияние оказывают сказки на эмоциональное и психологическое состояние человека.

Цель исследования : узнать чему учат сказки, всегда ли добро побеждает зло и прикоснуться к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.

В ходе исследовательской работы я выдвинул гипотезу:

Если сказка - вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, высмеивание человеческих недостатков, значит, в них есть свой смысл, только главное его понять увидеть.

Исследовательские задачи:

Узнать историю возникновения сказок.

Изучить виды народных сказок.

Определить сходство сказок разных народов.

Сравнить русские сказки со сказками других народов.

Найти пословицы и поговорки к сказкам.

Провести сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.

Подвести итоги о проделанной работе.

Практические задачи:

Провести опрос среди учеников младших классов и своих одноклассников: «Что читают больше всего? Какие сказки нравятся и чему учат?»

«Объяснить значение выражения «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Создать презентацию.

Методы исследования:

Изучение литературы,

Опрос и анкетирование,

Эксперимент: создание и изготовление сказки- книжки,

В ходе этой работы, я перечитал много сказок, литературы, словарей, энциклопедий. Побывал в школьной библиотеке, посетил районную библиотеку нашего города, изучил информацию из интернета и т.д.

Актуальность работы: мир постоянно меняется, видоизменяется, прогрессирует, появляются новые технологии. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. В связи с этим мне кажется, что нужно больше давать нам детям такие понятия, как: доброта, долг, совесть, любовь, взаимовыручка и т.д. Нужны такие решения, которые помогли бы нам детям стать лучше и вырасти высоконравственными взрослыми.

Глава I

История возникновения сказок

Сказки появились задолго до письменности и книг. Еще в глубокой древности народ сочинял и передавал их из уст в уста, пронося их через столетия, из поколения в поколение и донесли до наших дней мечты и надежды предков. Каждое поколение вносило свои поправки в сказки, отражая изменения в образе жизни и степени познания мира.

Например, ученые называли сказку вымысел, так как в них не отражалась действительность жизни. Много исследователей фольклора сказкой называли все, что «сказывалось». Народная сказка - вид устных повествований с фантастическим вымыслом, содержанием и формы которого первоначально были связаны с мифами.

В Древней Руси слово «сказка» не было, была «баснь» - баять, значит сказывать, рассказывать. Когда мы говорим слово «сказка», невольно перед нами предстает особенный, красивый и таинственный мир, который живет по своим сказочным законам, где живут необыкновенные фантастические герои, где добро побеждает зло.

В толковом словаре Владимира Даля дано такое определение: «Сказка, вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание. В сказке есть зачин, присказка, концовка. Есть сказка богатырская, житейская, балагурная или докучная сказка». (Толковый словарь живого Великорусского языка)

В толковом словаре Ожегова: сказка- повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, ложь (разг.). 3.Сказка, то же, что чудо (в 3 знач.)» («Словарь русского языка» С. И. Ожегова, стр.720)

Сказки- древнейший жанр устного народного творчества. Выделяют следующие виды сказок:

Сказка фольклорная

Жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Литературная сказка . Ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору.

Дидактические сказки раскрывают смысл и важность определённых знаний, учебного действия и пр.) одушевляются.

1.2.Виды народных сказок.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но на сегодняшний день принята различными литературоведами и исследователями следующая классификация русских народных сказок:

Сказки о животных,

волшебные сказки,

бытовые сказки.

Рассмотрим подробно каждый вид сказок.

Волшебные - это самые популярные и любимые сказки для детей.

Волшебные, где человек общается с существами, которых в настоящей жизни не встретишь, например: Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, Сивка - Бурка, Морской Царь и др. Все эти персонажи обладают невероятной силой, такое возможно только в сказках. Женские образы, такие как: Царевна- девица, Василиса - Прекрасная, Марья - Моревна и др. Они так красивы, что «ни в сказке сказать, ни пером описать», и при этом обладают волшебством, умом и смелостью.

В волшебных сказках кроме простого народа появляются цари, королевичи, подданные, слуги. А за место обычных домов, возникают тридевятые царства и тридевятые государства, дворцы морские, в море - океане, таинственные подземелья и т.д. Фантастичный мир многоцветен, наполнен множеством диковинок: здесь текут молочные реки с кисельными берегами, в саду растут золотые яблочки, «поют птицы райские да мяукают котики морские». Люди общаются с животными, которые помогают добиться справедливости и наказать зло. Такие сказки, как: Сивка - Бурка, Жар - Птица, Емеля - дурак, где щука помогает найти свое счастье. Кроме живых существ героям оказывают помощь в трудную минуту и различные чудесные предметы, например: скатерть - самобранка, ковер - самолет, колечко, живая и мертвая вода, сапоги - скороходы и т.д. Эти предметы тоже обладают сверхчудодейственной силой.

Бытовые сказки:

В бытовых сказках, как и в других, события вымышлены, но в отличие от волшебных здесь происходит все обыкновенно, как в повседневной жизни. Героями становятся люди: бедняк и богач, крестьянин и купец, солдат и барин, и т.д. В этих сказках, «правда» всегда на стороне бедняка. Благодаря своей смекалке и находчивости, бедняки наказывают глупых и трусливых господ, попов, царей и т.д. так например: «Сказка о попе и работнике его Балде». Главный герой это Балда, персонаж сказочный. При этом он символ светлой стороны и бескорыстия. Поп хотел обмануть его, когда нанимал на работу, но Балда перехитрил его. «Вот Балда, сметливый очень, обманул попа, хитрец!». Жадность и алчнось была наказана. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной». В этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. Здесь можно отнести такую поговорку: « Жадность до добра не доводит». В итоге можно сделать вывод, что сказка А.С.Пушкина прославляет ум, трудолюбие, доброту и смеется над жадностью и хвастовством, ленью и корыстью.

А сколько есть еще сказок, где героем становится солдат. Всем поможет, из беды выручит, смекалку проявит. Например: «Про одного солдата», «Нужда», «Солдат и смерть», «Каша из топора» и др. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху и достигает своей цели. Конфликт бытовой сказки состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые вызывали резкое препятствие: злобу, зависть, жадность («Горшочек, вари!» или сказка А. С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбки».)

По сути дела, в сказках происходит, как бы состязание ума и хитрости, находчивости и сообразительности, кто кого перехитрит, и в конце сказки справедливость торжествует. Или рассмотреть сказки про жадность, где героям все мало и в итоге они остаются ни с чем.

Сказки о животных:

Сказки о животных - самый простой вид сказок. Сюда примыкают сказки о растениях, о неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть). В них существует четкое разграничение положительного и отрицательного, поэтому никогда не возникает сомнение, как отнестись к тому или иному персонажу.

В этих сказках, животные разговаривают, спорят, ссорятся, дружат, враждуют и т.д.

Так например: «Кот и лиса», «Волк и коза», «Журавль и цапля» и др. Всем этим животным авторы наделяют их человеческими качествами. Они бывают глупыми, мудрыми, трусливыми и храбрыми и т.д. то есть умеют думать и анализировать. Все это конечно выдумано и сказочно, с реальной жизнью не совпадает. В сказках то или иное животное символизирует свой порок или наоборот. Звери и птицы похожи и не похожи на настоящих.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка - тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе (“Колобок”). В сказках о животных много юмора, развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Например: плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу - радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.

Жанр «Сказка» подчиняется своим законам. Один из них - закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо.

1.3.Сходство сказок разных народов мира.

Сказка представляет собой важнейшую часть национальной культуры каждого народа, однако, несмотря на выразительную национальную окраску этих произведений, многие их темы, мотивы, образы и сюжеты оказываются очень близкими для разных народов. В сказках разных народов мира, живет дерзновенная мечта человека о счастье, о чудесных предметах и чудесах: ковре-самолете и тысячемильных туфлях, о дворцах и так далее. Давно замечены черты большого сходства в сказках народов, живущих в разных уголках Азии, Европы, Африки. Так весьма популярных сказок, напоминающих «Золушку» из знаменитого сборника французских сказок Шарля Перро (1628—1703), насчитывается по всему миру не менее трехсот пятидесяти, и во многих из них фигурирует потерянная туфелька. В индийской сказке «Золотая рыба», записанной в глухом уголке Центральной Индии каждый, кто читал или слышал чудную Пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке», моментально уловит нечто хорошо известное. Более того, ученые утверждают, что сказка о золотой рыбке бытует, чуть ли не повсюду в Европе, в Латинской Америке и Канаде, а также в Индонезии и Африке. Колоритный образ Бабы Яги мы можем увидеть во многих сказках, отличным будет только название этого персонажа. Это может быть и ведьма, и колдунья, и злая волшебница, по всей вероятности произошло это потому, что прототипом таких персонажей могли послужить знахарки, жившие далеко от людей в лесной глуши и собирающие травы и коренья. Не секрет, что Иван - дурак похож на английского Джека - лентяя, оба смогли удачно женится, решая всевозможные головоломки с помощью ума и смекалки. Всем известная сказка про трех медведей, вообще отличается только одним персонажем, в русском варианте это маленькая девочка, а в английской сказке - немощная старушка. Существуют сказки, которые не только похожи персонажами, но и сюжетные линии таких произведений тоже очень схожи, это мы можем увидеть на примере сказок про Алёнушку и ее братца Иванушку и немецких сказочников братьев Гримм про Гензеля и Гретель. Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории, как бы ни были своеобразны пути и судьбы каждого из них, условия обитания, языки. В сходстве исторической народной жизни, очевидно, и следует искать ответ на вопрос о том, в чем же причины похожести, близости сказок народов, живущих на разных континентах, и в чем причины усвоения заимствованных сказок. И хотя в сказках разных народов имеются свои национальные черты и традиции, присущим ему особым поэтическим взглядом, все они проникнуты стремлением к социальной справедливости.

Изучая сказки и проводя параллели между ними, мы не можем не заметить, что все они несут какую-то определенную смысловую нагрузку, все они учат быть добрыми, вежливыми, уважительными по отношению к окружающим, честными, смелыми и отважными людьми. Именно такие сказочные персонажи показывают нам детям, что добрые дела всегда побеждают, а зло будет наказано.

Что же объединяет сказки разных народов? Чем они похожи? Первое что можно выделить это сюжет. Второе это сходство видов сказок. Во многих сказках фигурируют животные. Например: русская народная сказка “Волк и козлята” и английская народная сказка “Волк и три котёнка».

Сюжеты сказок тесно связаны с мифами и религией.Различия сказок разных народов в стиле повествования, национальных чертах героев, описываемых обычаях и традициях.

1.4.Сравнительный анализ сказок А.С. Пушкина с другими сказками.

Сравниваем сказку А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и сказку братьев Гримм «Белоснежка». Сюжеты сказок сильно перекликаются, наличие главных героев одинаковое, похожие события. Братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин - о русских людях. О национальном колорите

Образы богатырей, взятые из русских былин;

Терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;

Троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;

Язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта - она прославляет человеческую верность и любовь. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - литературная сказка, написанная в стихах. «Белоснежка» - обработанный народный вариант в прозе. Помощники, методы, приют для героини и финал у сказок разный.

Вывод:

Русские сказки при похожести, на первый взгляд, своим сюжетом на немецкие сказки, имеют свой национальный русский колорит.

Немецкие сказки братьев Гримм на самом деле являются народными немецкими сказками. Сказки А. С. Пушкина (на примере «Сказки о мертвой царевне») содержат нравственные ценности автора и авторское отношение к героям.

Имеющиеся особенности сказок являются естественным отражением отличий уклада, быта, культуры русского и немецкого народов, сложивших эти сказки или записавших их. Знание национальных особенностей сказок различных стран играет важную роль в развитии языковой и лингвострановедческой компетенции.

Глава II

2.1. Опрос и анкетирование среди учеников нашей школы.

Мною было проведено анкетирование учеников нашей школы, где приняли участие школьники с 1-го по 8-е классы. В ходе опроса были заданы такие вопросы:

Что Вы читаете?

Какие сказки(жанры) нравятся больше всего?

Согласны ли Вы с высказыванием А. С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? И что эти слова обозначают?

Как Вы считаете, сказки учат нас или нет? Если да, то почему?

Какие ваши сказки любимые? Чем они нравятся?

Помогли ли сказки понять Вам какую- либо, жизненную мудрость?

На какого героя хотелось бы Вам быть похожи? Почему?

Результаты:

Большинство детей предпочитают читать фантастику и сказки. Дети младших классов больше всего любят читать сказки о животных. Дети постарше любят читать волшебные сказки, их как оказалось большинство. И только ребята старших классов отдают предпочтение бытовым сказкам.

Больше всего детям запоминаются народные сказки, затем зарубежные писатели и сказки русских авторов. Обобщив нравственные ценности и качества, при опросе стало ясно, что на первое место ребята ставят доброту и трудолюбие. Затем чувство юмора и смелость, красоту, сообразительность и силу.

Любимые сказки о животных были: «Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и Волк», «Мужик и медведь», и др. Анализ показал, что чаще всего дети упоминали сказки, в названия которых входит имя Лисы (82%), Волка (68%), Зайца (36%), Медведя (45%), Мышки (23%).

Положительными дети считают Зайца (86%), Медведя (50%), Петуха (45%), Кота (23%), Мышку (23%). Многие из моих ровесников считают, что под обликом каждого сказочного животного скрывается характер человека 86% и только 14% думают, что сказочные звери имеют нрав и повадки, свойственные животным.

Сказки, по мнению моих одноклассников, учат доброте и мудрости (64%), честности и справедливости (45%), вежливости и отзывчивости (36%), трудолюбию (36%), дружбе и верности (27%), любви к животным (27%), любви к окружающим (23%), храбрости (14%).

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок »- эти слова мы знаем с детства.

На вопрос: «Что обозначают слова А. С. Пушкина?» Ребята ответили, что сказка в их понимании - это назидание автора читателю (доброму молодцу), облаченное в интересную форму (вымысел). Сказка - ложь (вымысел), да в ней намек (назидание) - добрым молодцам (читателям слушателям) урок (назидание нужно запомнить).

Старшеклассники предпочтение отдали не сказкам, но все отметили, что очень любили сказки в детстве и с удовольствием их слушали, когда им читали. Сейчас ребята больше смотрят мультфильмы иностранного производства, преимущественно современные и к сожалению путают героев сказок и былин, вместо русских народных сказок.

3.Заключение.

Сюжеты сказок у разных народов похожи , потому что похожи представления всех народов о добре и зле, истине и неправде, о справедливости и обмане, о том, что считать достоинством, геройством, трусостью.

В сказках все хорошо кончается и добро побеждает. Возвращаясь к словам А. С. Пушкина: « Сказка ложь, да в ней намек…» Этот « намек» - есть правда сказки. Она не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным.

Я достиг своей цели : узнал что такое сказки, для чего нужны и чему учат. Расширил глубину своих познаний в выражении «Сказка ложь, да в ней намек…»

Пришел к выводу , что такие качества людей, как уважение, дружба и т.д. присущи героям практически во всех сказках. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нельзя обманывать, быть жадным и предавать друзей. Сказки особенно наши русские народные- это красивые жизненные учебники. Они самым лучшим образом учат нас правде жизни.

В ходе работы я узнал, как интересен и богат мир сказок. Выяснил, какие человеческие качества ценятся больше всего. Убедился, что сказки писались не просто так, а для того, чтобы научить нас правилам жизни, трудиться и быть добрее друг другу.

Для меня было удивительно и интересно , что герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом учат нас воспитанию и заставляют невольно делать определенные выводы. После знакомства со сказками, мы еще больше влюбляемся в народное творчество, нашу историю и становимся немного добрее и чище.

Главным в сказках были труд и ум, с помощью которых герои выходили из сложных ситуаций.

Я еще раз убедился в том, что понимание сути сказок стало отправной точкой в определении основных ценностей во взаимоотношениях между людьми. Я тоже стараюсь жить в своём классе по правилам, которые отражают нравственные законы общества и хочу, чтобы все ребята тоже старались жить по ним. Я с уважением отношусь ко всем и стараюсь, чтобы каждому было приятно и интересно со мной общаться и работать. Я стараюсь не обижать людей и помогать им если нужна моя помощь. Для меня дорого мнение о себе других людей. Я очень люблю свою родину и постараюсь сделать ее еще лучше.

Моя гипотеза подтвердилась, что сказка действительно вымысел, выдумка, мечта людей о счастливой жизни, где высмеиваются человеческие недостатки, но в ней есть свой смысл, только главное его понять и увидеть.

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки!

4. Список использованной литературы.

Английские народные сказки.

      Аникин В.П. Теория фольклора//Курс лекций. — Москва: КДУ, 2007. — 432 с.

Аникин В.П. Русские народные сказки. Лучшие сказки мира.-Москва, 1992г.

      Брагин А. «Обо всем на свете. Большая детская энциклопедия» Издательство: "АСТ, Астрель" ,2002
      Брандис Е, О.В. Алексеева, Г.П. Гроденский и др.//Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ.- М.: Учпедгиз, 1959 г.-354с.

Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. - М.: Наука, 1975

Википеия-словарь.

Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.

Пушкин А.С. «Сказки»

Русские народные загадки. Пословицы. Поговорки. /Просвещение 1990г.

Сказки. Зарубежная классика/Сказки немецких писателей,-М.: АРДИС,- 2013г.

Сказки народов мира.

Сказки Братьев Гримм.

Трубецкой Е.Н. Иное царство и его искатели в русской народной сказке, 1997г.

Ушаков, Дмитрий Николаевич. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок», - так сказал великий русский поэт А.С. Пушкин, и его слова более чем правдивы.
Не одно поколение задумывается над тем, какой смысл несут в себе такие простые сказки, как «Курочка Ряба» или «Колобок», «Красная Шапочка» или «Золушка». «Курочку Рябу» нередко трактуют с позиции неразумности стариков, которые не понимают, что выгоднее продать золотое яичко целиком, чем по частям, потому что в своем первоначальном виде - это произведение искусства, чуть ли не Фаберже, тогда как части целого - это просто кусочки драгоценного металла. В «Красной шапочке» вообще видят триллер, боевик или того хуже - ужас, пытаясь доказать, что такие сказки писать для детей неразумно. И мы, обычные читатели, чаще соглашаемся с рассуждениями дилетантов, не зная глубинной сути, заложенной в произведении.
Чем не жанр ужасов, когда маньяк-волк жестоко расправляется со старой беспомощной женщиной и маленькой девочкой, проглатывая их? Чем не боевик, когда блюстители правопорядка - дровосеки с топорами - набрасываются на маньяка-убийцу? И чем не фантастика, когда на «глазах» изумлённого читателя происходит поистине фантастическое действие: топором распарывается живот преступника, а оттуда, «живые и невредимые», появляются жертвы? Но на самом деле эти и многие другие сказки не несут тот смысл, который мы, по невежеству своему, в него вкладываем.
О чём же они?
Я долго думала над этими сказками и нашла ответ ни в критических статьях, а в книгах по астрономии. Он до банальный прост. Такие сказки, как «Колобок», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Золушка», «Двенадцать месяцев» и т.д., оказываются, имеют астрономическое значение. Древние, придумавшие такие сказки, были не так глупы, как мы о них думаем, а может быть, и в чём-то умнее нас. По крайней мере, возвести нечто подобное египетским пирамидам нам, обладателя высочайшего технического прогресса, до сих пор не удалось, а детские сказки, написанные современными писателями, примитивнее, чем у наших предков. В сказках нашего времени сюжет основан на быте, в сказках прошлого - на космологических познаниях. Давайте посмотрим на знакомые нам сказки под углом астрономии и убедимся сами - в их нет тривиальности.
Возьмём, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и посмотрим на главную героиню не как на маленькую девочку, которой мама подарила красную шапочку и отправила к бабушке через лес, где рыщет голодный и хитрый волк, а как на солнце, наше дневное светило, которое утром появляется на небе и целый день шествует по небосводу, пока тьма не поглотит его. От этого и будем «плясать».
Солнце в этой сказке явлено в образе маленькой девочки, а маленькой потому, что утреннее солнце действительно похоже на ребёнка. Красная шапочка и красно солнышко близки по значению. Матерью, как всем известно, называют природу. В народе так и говорят - мать-природа. Бабушка - это старое, заходящее солнце. Путь девочки от своего дома к дому бабушки - это ежедневное путешествие дневного светила по небу.
Вечером солнце исчезает с небосвода и не появляется до самого утра. Ночь - это волк. Волк в сказке проглатывает и бабушку, и внучку, ведь солнце вечером поглощает тьма. Брюхо волка - это тьма, распоротое брюхо - рассвет. Утро - это дровосеки. Они распарывают брюхо волку, и оттуда выходят «живые и невредимые» бабушка и Красная Шапочка. Девочка возвращается домой, к маме, то есть туда, откуда должна начать свой новый поход по лесу (небу), чтобы снова пойти к бабушке, то есть вечернему солнцу. Корзинка с пирожками, которую Красная Шапочка несла своей бабушке, - это благость, которую несёт солнце каждый день.
Вот и весь шифр. Стоит только задуматься и приложить этот золотой ключик к волшебный двери сказки, как всё станет ясным и понятным. В сказке «Красная Шапочка» описан дневной путь солнца. Таким «замысловатым» образом древние шифровали свои знания и передавали их в виде аллегорий в сказках, мифах и легендах.
Обратимся к другой сказке - «Курочке Рябе», более наивной, как нам покажется, и несколько непонятной в силу странного и, по нашему мнению, неразумного поведения стариков. Но, прежде чем приступить к её интерпретации, нам нужно вспомнить ещё один астрономический факт - смену времён года. Даже школьнику, не говоря уже о людях взрослых известно, что ось нашей планеты несколько наклонена. В силу этого ее вращение напоминает вращение волчка. А так как она еще и движется вокруг Солнца по вытянутой орбите, то летом солнца много, а зимой мало. Происходит это потому, что летом дневное светило поднимается высоко над горизонтом, поэтому дни становятся длиннее и тепла больше. Зимой дневное светило движется низко над землёй, в следствие этого дни укорачиваются, а ночи, наоборот, удлиняются, и становится холодно. Об этом сказка про золотое яичко-солнце.
В сказке «Курочка Ряба» солнце выступает в роли золотого яичка, которое снесла курочка. Курочка Ряба в этом случае олицетворяет природу, рождающую всё; старик и старуха - род человеческий. Ему - миллионы лет, поэтому и изображён он в образе старых людей. По сказке дед и баба пытаются разбить яйцо. Бить золотое яйцо - значит трудиться под (над) солнцем. С ранней весны и до поздней осени трудятся люди на земле с утра до ночи, чтобы добыть себе пропитание. Так было миллионы лет назад, так есть сейчас, так будет и в будущем, и изменить это явление невозможно, потому что в этом смысл жизни.
Весеннее солнце катится по небосводу как золотое яичко, день ото дня набирая силу и поднимаясь на небе всё выше и выше. Летом оно более щедрое и дарует людям золото своего волшебного света. Люди рады солнцу и, как муравьи, копошатся на земле, взращивая хлеб и плоды. И вот наступает день, который делает солнце другим: оно уже не поднимается так высоко и не имеет той силы, что раньше. Солнце всё ниже и ниже клонится к земле и становится всё слабее и слабее. И тогда наступает день, когда дневное светило так низко стоит над землёй, что, образно говоря, даже мышка может задеть его хвостом. Происходит это в день зимнего солнцестояния, который приходится на 22 декабря. Солнце умирает, как разбивается яйцо в сказке, извещая о конце своего царствования на небе и уходе в мир иной. Зимой солнце мертво, оно светит, но не греет. Тусклое светило, словно тень, ходит по небу, не принося пользы.
Конечно же, люди печалятся в это время. Грядёт зима, скупая да морозная, и нужно прожить до весны, да так, чтобы и на пропитание хватило, и на посадку осталось. Но природа-мать не может не утешить своих детей - род человеческий - и говорит она им: «Не плачьте, всё пройдёт, и снова народится молодое солнце, вырастет и станет сильным, вы снова выйдете на поля и будете “биться за урожай”».
22 марта, в день весеннего равноденствия, дни станут заметно удлиняться, и мир будет как бы «прогреваться», готовясь к переменам. Курочка-природа снесёт новое яичко-солнце, и всё начнётся сначала.
«Курочка Ряба» - рассказ о состоянии солнца в летний и зимний период: летнее солнце - это золотое яичко, зимнее - разбитое яйцо.
Сказка «Золушка» раскрывает перед нами тот же астрономический аспект: смену времён года, но уводит нас в иной сказочный мир - романтическую иллюзию. Эта сказка о том, как бедная замарашка превращается в принцессу.
Золушка - это зимнее солнце, а мачеха - лютая зима. Зимой солнцу не пробиться сквозь чёрные тучи - злость мачехи. И как ни старается, как ни пытается прорваться сквозь мрак и толщу тяжёлых снежных туч, оно не может показаться во всей своей красе и силе. А мачеха лютует и дает падчерице то одну работу, то другую. Но ничто не пугает бедную девушку, терпению её нет предела, а старанию нет конца. Сделает Золушка что-то, и будто засияет всё вокруг, но нахмурится мачеха и затмит сияние. Так и живут они: одна со свету сживает, другая всячески выжить пытается, да ещё и угодить злой женщине. Это очень напоминает борьбу солнечных зимних дней с пасмурными. Но не бесконечно так продолжается. Наступает час, когда всё в жизни меняется.
В сказке это бал, бал лета. Мачеха не желает брать на него свою приёмную дочь, что вполне понятно, потому что она, то есть зима, хочет пристроить своих дочерей, предположим - метель и вьюгу, чтобы при помощи них влиять на «политику» королевства (природу). Золушка страдает, попав во власть злых интриг. Но в природе всё закономерно, и как добро побеждает зло, так и лето побеждает зиму. Неожиданно появляется фея - закон природы, - которая не позволит, чтобы кто-то вмешивался в сферу её деятельности и пытался изменить правила, созданные ею. Ничто не сможет приостановить смену времён года, кто бы и что бы ни стремились приложить к этому руку.
Фея присылает птиц, призванных помочь девушке перебрать смешанные зёрна. Птицы всегда являлись провозвестниками весны. Весенний дождь, который должен был вымыть окна и двери, не только омывает землю, но и всё обновляет. Он тоже выполняет трудную работу. Превращаясь из снежинок в тёплые капли, дождь размывает снег, омывает деревья; он очищает всё, делая светлым и праздничным. Но ни птицы, ни дождь не приносят нового «наряда» солнцу, эту прерогативу имеет только природа, которая выступает в этой сказке в образе феи. Золушка (зимнее солнце) не имеет соответствующего убранства, без которого не пустят на бал, а значит, не начнётся весна.
Старое одеяние девушки Фея превращает в золотой наряд; весеннее солнце ярче зимнего, его преображение явно, как изменённый облачение замарашки. Но чтобы попасть на бал, кроме платья, нужна ещё и карета. И это не составляет труда для феи: появляется карета, запряжённая шестёркой лошадей. Солнцу на балу лета быть ровно шесть месяцев. Через полгода оно снова станет зимним, тусклым светилом, а следовательно, и девушка из принцессы превратится в замарашку, какой была. Ей придётся вернуться в дом своей мачехи-зимы и, как прежде, выполнять чёрную работу. Злая мачеха снова будет хмуриться и злиться. Но ничто не вечно. В девушку-солнце должен влюбиться принц-лето, который будет искать прекрасную незнакомку, что вполне понятно, ведь лето выводит солнце на небесную орбиту, где оно будет царствовать шесть летних месяцев.
Сказочник, призванный заложить в сюжет закон природы, не мог дать другую судьбу девушке, как бы он не симпатизировал ей, потому что закон небес неизменен: одно время года сменяет другое, и как не бывает вечной зимы, так не бывает и вечного лета, на смену одной поре непременно приходит другая. Поэтому всё должно идти своим чередом. Но то, что служанку принц, благодаря своей власти, выводит в высший свет, - это хорошо видно в сказке.
Бал во дворце-природе, на котором неизвестная принцесса-солнце познакомилась с принцем-летом, закончился. Незаметно пролетели шесть месяцев летнего тепла. Полгода принц искал прекрасную принцессу, полгода бедная девушка жила в доме своей мачехи и работала на неё. Только всему плохому когда-то приходит конец. Принц нашёл свою принцессу по туфельке - опознавательному знаку. Фея помогла замарашке преобразиться. Принц женился на красавице. Он стал королём, а Золушка - королевой. Так снова стало править лето, которое сменило зиму.
«Золушка» - это сказка о смене времён года, а «Двенадцать месяцев» - сказка о законах природы, которые человек не в силах изменить.
Сюжет этой сказки прост: одна вдова приютила в своём доме сиротку, но не из добрых побуждений, а из желания иметь в доме прислугу. Падчерицу она заставляла выполнять самую тяжёлую работу, которую родной дочери не поручила бы. Но кроткий нрав девочки-сиротки помогал ей преодолеть все трудности. Дочь вдовы ненавидела свою сводную сестру, видя в ней соперницу. Девочка-сирота действительно была очень красива и пригожа, а с каждым днём она становилась ещё лучше и краше.
А что может быть краше солнца? Нет ничего на свете лучше чудотворного светила.
Решили мать (зима) и дочь (метель) сжить сироту (солнце) со света. Они морили её голодом, не позволяли ей спать, давали работу одну труднее другой. Но ничего не помогало: сирота расцветала и превращалась в красавицу. Тогда придумали мать и дочь такое, что наверняка погубило бы бедную девушку: послать её в морозную зимнюю ночь в лес за фиалками, которые, как известно, цветут только весной.
Но судьба-природа оказалась благосклонной к несчастной девушке и привела её к костру, вокруг которого собрались сразу двенадцать братьев-месяцев. Узнав причину столь необычного появления девушки в лесу, Январь уступил место Марту. И свершилось чудо: расцвели среди зимы фиалки, с которыми падчерица и вернулась домой.
Мать и дочь удивились не столько благополучному возвращению девушки, сколько фиалкам, которые она, несмотря ни на что, принесла. Недолго думая, они вытолкнули сироту из дома и приказали принести земляники. И снова судьба-природа улыбнулась девушке, Январь уступил место Июню, и падчерица вернулась домой с корзинкой земляники.
Но не радость, а ещё большую злость вызвало у мачехи и её дочери возвращение сироты. Последовал новый приказ: принести яблок. И в этот раз судьба смилостивилась над бедной девушкой и снова привела её к костру братьев-месяцев. Ещё больше удивились братья, потому что зима - не время для яблок - до осени ещё девять месяцев. Но спорить было не с кем, и старший брат передал свой посох Сентябрю. И вновь свершилось чудо: в одно мгновение лопнули почки на дереве, распустились листья, расцвели цветы и поспели румяные яблоки.
Когда девушка вернулась домой, мать и дочь так изумились, что, не раздумывая, бросились в лес собирать цветы, малину и яблоки, а заодно и всё то, чего не приметила ненавистная им падчерица. Но зло добра не порождает; по сказке и мать и дочь из лесу больше не вернулись, что означало исчезновение зимы со сцены года. Читателю остаётся понять, что желание людей не сможет нарушить естество природы, не сможет изменить её закон.
Власть природы сильнее прихоти человека. Безрассудство может быть опасно для жизни самих же людей. Если человек захочет повернуть закон природы вспять, то она может «отомстить» ему. Человек только считает себя царём природы, на самом деле он слаб перед её силами.
Сиротка в этой сказке, как и в предыдущей, есть зимнее солнце, и обручение её с Мартом, которое состоялось в конце сказки, означает возрождение красоты и силы солнца. Происходит это в день весеннего равноденствия, которое имеет место 22 марта. В природе всё разумно и красиво, и в жизни людей должно быть, как в природе.
Сказка «Колобок» тоже имеет астрономическое значение. В роли солнца здесь выступает колобок, а в роли всерождающей природы - баба. Испекла баба колобок, что означает породила природа весеннее солнце, а он возьми и укатись, то есть покатилось солнце по небу, но путь его в данной сказке указан не дневной, а полугодичный. Катится-катится колобок - а навстречу ему заяц.
На небе есть созвездие Зайца. Оно находится рядом с созвездием Ориона, как раз под ногами этого величественного охотника. По сказке заяц пожелал съесть колобка, о чём и объявил ему. Но созвездие Зайца не опасно для дневного светила, а потому покатилось оно дальше, благополучно миновав это созвездие.
Катится солнце дальше по летнему небу, пока на пути его не встретится созвездие Волка. Созвездие Волка находится возле созвездия Центавра. Волк так же, как и заяц, угрожает колобку расправой, но по сказке последний уходит от этого зверя, а солнце благополучно минует это созвездие на небе.
Следующим повстречалось солнцу созвездие Медведя. Это может быть созвездие Большой Медведицы и созвездие Малой Медведицы. Но и эти созвездия ничего не могут изменить в путешествии дневного светила по небу. А следовательно, солнце проходит и эти созвездия.
Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса. Созвездие Лисы находится под созвездием Лебедя. Лиса при виде румяного колобка тоже решила полакомиться им. Колобку не удалось уйти от лисы, и он оказался съеденным ею.
Так заканчивается сказка, так заканчивается триумфальное шествие дневного светила по небу. В день июньского солнцестояния (22 июня) дни становятся короче, потому что солнце с каждым днём появляется на небосводе всё ниже и ниже. В этот день оно пересекает на небе созвездие Лисы или тёмное пятно с таким же названием, которое находится на Млечном Пути. Лиса как бы съедает Солнце, укорачивая его пребывание на небе.
Скандинавский эпос о великаншах Фенье и Менье, вращающих волшебную мельницу тоже затрагивает астрономический аспект. По сказке у короля Фроди среди сокровищ имелось нечто бесценное: гигантская мельница, состоящая из двух огромных жерновов, которые обладали волшебной силой. Однажды кузен-король подарил ему двух великанш по имени Фенья и Менья. Фроди приказал рабыням молоть на мельнице, и из-под жерновов стали выходить мир, процветание, хорошая погода и неограниченное богатство. Когда великанши устали, они стали просить дать им отдых, но король отказывал в их просьбе. Изнеможенные рабыни повернули жернов в другую сторону и из-под камней стали выходить чума, болезни, конфликты и распри.
Обессиленное королевство стало добычей короля Майзингера, который в качестве одного их многочисленных трофеев взял волшебную мельницу с великаншами. Он погрузил добычу на корабль и приказал теперь уже своим рабыням молоть соль, так как недостаток соли в его королевстве грозил голодом, потому что в теплое время протухали мясо и рыба. Когда соли стало больше, чем требовалось, рабыни попросили отдых у своего нового хозяина, но и новый хозяин, обуреваемый жадностью, отказал великаншам. Тогда они стали вращать мельницу с такой сумасшедшей скоростью, что ее «опоры, хоть и укрепленные железом, резко разлетелись на куски». От этого корабль затонул, вместе с ним пошли ко дну мельница и великанши. Так как они не получили приказа прекратить работу, то продолжают крутить жернова и до сих пор. Скандинавская сказка гласит о том, что эта мельница работает и поныне, поэтому воды всех морей такие соленые.
Эта аллегория символизирует прецессию равноденствий. Ось и железные опоры мельницы при этом обозначают систему координат небесной сферы и образуют раму, каркас мировой эпохи. Полярные оси и колюры образуют некое невидимое целое. При смещении одной детали вся система переходит в новое состояние. Когда это случается, на смену старому аппарату приходит новая Полярная Звезда с соответствующими колюрами.
Когда становится ясной система космической мельницы, то сказочная аллегория делается понятной. Здесь возникает образ структуры (основы) мировой эпохи - того самого небесного механизма, который функционирует 2160 лет, когда Солнце встает в одних и тех же четырех ключевых точках, как сейчас в дни весеннего и осеннего равноденствия - в созвездиях Рыб и Девы, в дни летнее и зимнее солнцестояния - в созвездиях Стрельца и Близнецов), а затем медленно переходит к новым четырем созвездиям-координатам на следующие 2160 лет. В результате прецессии равноденствий в не столь далеком будущем весенняя точка переместится из Рыб в Водолея. При этом остальные три характерные точки тоже переместятся (из Девы, Близнецов и Стрельца в Льва, Тельца и Скорпиона), как будто в гигантском небесном механизме переключится передача.
Сказки существуют, но уже никто не знает, о каких тайнах они пытаются поведать. В главных персонажах читатели видят только зверей или людей и понимают только то, что в этих чудесных рассказах добро всегда побеждает зло. А хотелось бы, чтобы люди могли видеть в сказочных историях и то, что в них было изначально заложено.
Шекспировский Гамлет, являющийся орудием Судьбы, который, выполнив свою миссию, должен сойти со сцены жизни, есть тоже закон астрономической прецессии. Но это уже сказка не для детей, а для взрослых.
Выходит, прав был Пушкин: сказка - не совсем то, о чем в ней написано. Выходит, что сказка - ложь, но «в ней намёк», что означает - каждая или почти каждая сказка имеет ключ к разгадке каких-то явлений, в данном случае - явлений природы. А для нас, для современных людей, в этом немалый урок, который мы должны из этого извлечь. Постигая малое - постигнем большое. Этому мы должны учиться сами и учить детей.

Северо-Казахстанская область

Аккайынский район

Советская средняя школа имени У.М.Ахмедсафина

Литературная викторина

«Сказка ложь да в ней намёк,

добрым молодцам урок».

Черненко Валентина Владимировна

воспитатель предшкольного класса

КГУ «Советская средняя школа

имени У.М.Ахмедсафина»

с.Трудовое

2014г.

Литературная викторина

«Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Цель: воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству, к сказкам различных писателей.

Задачи:

Обоб щить знания детей о сказках;

Развивать умение узнавать сказки и их героев;

Развивать творческое воображение, ассоциативную память.

Ход викторины

Дорогие ребята, я рада приветствовать всех вас на литературной викторине «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка? (ответы детей)

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам.

Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо! Вы согласны со мной?

Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо две команды (набираем команды по пять человек ). Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеют право болельщики. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок или с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. В конце нашей викторины жюри должно выбрать, кто же у нас лучше всех знает сказки (Представляю жюри, команды сообщают названия «Колобок», «Буратино»).

1.Внимание: первый конкурс - «Разминка».

В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете по очереди каждая команда:

1. На сметане мешён, на окошке стужён.

У него румяный бок, кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила, К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила. И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка. Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке ухватились все так прочно!

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд. Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой с преогромной бородой.

Обижает Буратино, Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас, кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный, вот и ключик золотой!

Артемон, Пьеро, Мальвина – дружат все они со мной.

Всюду нос сую я длинный, моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка, а зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала, и горох перебирала

По ночам при свечке, а спала у печки.

Хороша, как солнышко. Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен, Этот милый чудачок.

С ним мальчик Робин и приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник, и на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник медвежонок … (Вини-Пух)

Каждой команде будет задано по 10 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница и болельщики молчат, не подсказывают.

Вопросы для первой команды:

1. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

2.. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

3. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

4. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

5. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

6. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

7. . Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

8. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

9. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

10. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. . Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

3. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

4. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

5. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

6. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

7. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

8. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)

9. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

10. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

3.Конкурс «Угадай героя сказки».

Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.

Загадки для первой команды.

1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,

Волка он отцом зовёт.

А удав, пантера, мишка –

Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом

Пеной морскою станет потом.

Всё потеряет, любви не продав,

Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.

1. Живёт в лесной избушке,

Ей скоро триста лет.

И можно к той старушке

Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,

А размером крошечка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,

Затем на дочке короля его женил.

При этом я открою вам секрет,

Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Наши команды неплохо поработали, пусть отдохнут, а мы узнаем, кто же из болельщиков хорошо знает сказки (конкурс болельщиков):

1. Трое их живёт в избушке,

В ней три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

2. В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

3.Мы из сказки - ты нас знаешь.

Если вспомнишь - отгадаешь!

А не вспомнишь - ну так что ж...

Сказку заново прочтешь!

В этой сказке - именины,

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел украсть хозяйку,

Чуть ее не погубил.

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

(«Муха-Цокотуха».)

4.Скок-поскок, скок-поскок

Через море и лесок!

По пути нашел Жар-птицу

И красавицу-девицу,

Ну а глупого царя

Обмануть сумел не зря.

Так Иванушке помог

Умный маленький конек,

Всем известный... (Горбунок.)

5.Знают куколка Мальвина

И веселый Буратино:

Если враг со всех сторон,

Победит в бою неравном

Верный друг - надежный, славный,

Храбрый пудель... (Артемом.)

6.Понедельник и Среда,

Вторник и Суббота...

Гномов этих имена,

Верю, помнит кто-то.

С этой сказкою, друзья,

Вы давно знакомы.

Называется она... («Белоснежка и семь гномов».)

7.Он всегда живет всех выше:

У него есть дом на крыше.

Если ляжешь быстро спать,

Ты с ним можешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон

Живой веселый... (Карлсон.)

8.Фруктово-огородная страна

В одной из книжек-сказок есть она,

А в ней герой - мальчонка овощной.

Он храбрый, справедливый, озорной.

(«Приключения Чиполлино»)

Команды отдохнули и мы продолжаем нашу викторину.

4 конкурс «Волшебный сундучок».

В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»

Туфелька – «Золушка»

Монетка – «Муха-цокотуха»

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

И снова игра с болельщиками.

1. «Сказочная одежда»

1) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)

2) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз)

2. «Сказочно-волшебная обувь»

1) В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ногу. Что эта за мерка и кого искали? (Хрустальная туфелька, «Золушка».)

2) Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (Сапоги, «Кот в сапогах».)

3) Лихо мерили шаги

Две огромные ноги.

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги. (Дядя Степа.)

4) «Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые

В них застежки золотые».

Кому их подарили? (Мухе-Цокотухе.)

Заключительный конкурс «Интеллектуальный»

Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.

Вопросы первой команде:

1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит. (Путаница)

2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)

4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)

5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:

1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)

2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)

3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)

4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)

5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит: много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю посмотреть сказку «Иван-царевич и серый волк».

Предоставляю слово жюри.

Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Царевна — Лягушка. Она — красавица

ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА. Воскресение духа.

Почему лягушка?

Лягушка – еще одно из изображений древнейших египетских божеств, Богиня Хикит (Hiqit), в ее аспекте лягушки, покоится на Лотосе, указывая тем на свою связь с водою. «Богиня лягушка или жаба» была одним из главных Космических Божеств, связанных с сотворением мира по причине ее амфибного характера и, главным образом, в силу ее кажущегося воскресения после долгих веков уединенной жизни, замурованной в старых стенах, в скалах. Она не только принимала участие в устроении мира, но была также связана с догмою воскресения.

Лягушка или жаба, заключенная в цветке Лотоса или без него, была формою, избранной для храмовых-светильников, на которых были вырезаны слова: «Εγώ είμι άναστάσις» – «Я есмь Воскресение». Эти богини-лягушки встречаются на всех мумиях. И первые египетские христиане приняли его в своих церквах. (Из ТД)

Иван – царевич метнул стрелу – мысль и получил желаемое, воскресение Духа. Последующим падением в материю затемнилось знание духа, и настолько, что Иван даже сжег лягушечью кожу. Чтобы вернуть воскресение в духе, — состояние непрерываемого счастья, — нужно испытать несчастье: путь туда, откуда Искра отлетела, нелегок. Тяжек и труден путь познания самого себя и, конечно же, неизменная битва со своим личным драконом самости. Без этого никак. Но, победившему себя, прощается все. И награда велика: чертог огненный, — местопребывание Царя и Царицы, достижение бессмертия.

Диво – дивное, чудо – чудное, эти русские сказки!

Ковер — самолет. Н. К. Рерих

Волшебные, полные изумительных явлений: скатерти самобранки, шапки – невидимки, сапоги – скороходы, двое из ларца – одинаковых с лица, исполняющих любое желание, даже самое несуразное! И все происходит по моему желанию, по моему хотению!

Дивные хрустальные дворцы и мосты, вырастающие за одну ночь, и все другие чудеса,

- «все это представляет собой попытку передать на земном языке чудесную действительность Тонкого Мира в формах, которые приспособлены к земному пониманию. В Тонком Мире можно свободно пройти через любое препятствие, стену, камень, закрытую дверь, гору, через любой предмет, если об этом знать. Если человек об этом не знает, он будет пользоваться теми же самыми способами, которыми пользовался он на Земле.

Там можно представить себя как угодно и, следовательно, принять любую форму, облечься в любую форму: человеческую, животного, растения, птицы или любой предмет. Можно стать всем, чем захочет стать человек, или что захочет собою представить. Но и об этом знают далеко не все и там продолжают вести себя и представлять себя по-земному.

Там волшебный жезл у каждого в руке: с его помощью можно, подобно магу или волшебнику, творить все, чего захочет воля. Но об этом не знают и продолжают пребывать в плотных ограничениях, которым подчинялись на Земле. Отрицание не дает возможности сознанию освободиться. Именно там рожденный летать продолжает ползать, и чудесные просторы Тонкого Мира остаются запечатанными для ползающих.

Они не знают и не верят, как не верили на Земле, что дух имеет крылья и на крыльях мысли может двигаться молниеносно и совершать дальние полеты…

Там каждый творит мир свой, но что же творит убогое воображение, не знавшее на Земле, что такое творчество духа?

Красотою утверждается чудесность Тонкого Мира. Ключ красоты открывает перед сознанием волшебную сторону чудеснейших сказочных возможностей, которые становятся там для человека тем миром, в котором он живет. Самая дерзновенная, самая несбыточная мечта на Земле осуществляется там, если ключ красоты не утерян» . (Грани Агни Йоги.1955. 255)

Именно возможность ничем не ограниченного светлого творчества являет собою волшебную чудесность Тонкого Мира, если развитое воображение позволяет.

Человек, лишенный воображения, не может творить. Нечистое воображение вовлечет дух в низшие сферы – со всеми ужасами, создаваемыми людскими пороками. Неочищенные духи тоже творят, но творчество это темно, беспросветно и насыщено вожделениями неудовлетворенных страстей.

Воистину, что посеешь, то пожнешь, ибо Тонкий Мир — по сознанию.

Ну кто из нас в детстве не любил сказок! Наверняка послушать мамин или бабушкин рассказ было одним из любимых занятий. Дедушки, кстати, тоже неплохие повествователи, в отличие от пап. Редко увидишь папу, читающего своему малышу, а еще реже – рассказывающего по памяти. Хотя, может я и ошибаюсь.
Сказки детям читать нужно, это очень важно. В них заложен очень глубокий смысл. И если для нас, взрослых, это лишь один из вариантов утихомирить ребенка, привлечь к слушанью, то педагоги знают, что сказки воспитывают детей, прививают моральные качества, развивают умение мыслить, анализировать. Вряд ли ребенка воспитают пестрые заграничные мультфильмы, особенно современные, со странной лексикой и непристойным поведением. А вот сказка «Колобок» научит кроху, что не нельзя вестись на хитрые и сладкие уловки.
Не все знают, что изначально сказки писались для взрослых, а не для детей. В сказках каждый народ высказывал свое мнение по поводу того, как вести хозяйство, как заводить семью, как полагается вести себя девушке, как парню. Так старшее поколение пыталось научить подрастающее. Ни одна сказка Пушкина не была написана для детей, он был писателем для взрослых!
И вот почему в строках «Сказка быль, да в ней намек…» упоминались молодцы, ведь это были сказания для девушек и юношей.
Позднее стали замечать, что сказки для детей очень познавательны и нравятся им. Народ задумался, а не воспитывать ли в такой способ самых маленьких? Так постепенно начали создаваться истинно детские произведения.
С помощью детских сказок малыши могут развивать свое воображения, узнавать, как можно поступать и как нельзя, ценить труд и уважать окружающих. Родители, читайте сказки своим детям, слушайте сказки вместе с ними! Сделайте детство своего малыша и вправду сказочным!



Рассказать друзьям