Музей хирургии какие экспонаты можно увидеть. Музейное тело

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В коллекциях музеев по всему миру хранятся удивительные экспонаты, обладающие эстетической ценностью. Современные учреждения, являющиеся неотъемлемой частью города, знакомят посетителей с прекрасным, однако существуют уникальные уголки, в которых отсутствуют старинные реликвии и бесценные произведения искусства. В них находятся необычные вещи, раскрывающие тайны человеческого тела. Такие экспонаты шокируют посетителей и даже вызывают отвращение, однако интерес к ним только растет.

Не развлечение, а познание

Сейчас в каждом медицинском университете находится свой анатомический музей, где студенты изучают строение человеческого тела, сравнивая реальное расположение органов с изображениями в атласах. Постоянно увеличивающиеся коллекции важны для науки и будущих врачей, но не для обывателей, которым вход в залы запрещен. Такие музеи - не развлечение, они закрепляют полученные знания о строении тела. Как говорят медики, это лучший тест на профессиональную пригодность, а работа с биологическим материалом не всегда дается легко, ведь для этого нужна определенная психологическая подготовка.

Путешествие в необычный и страшный мир

Она же необходима тем, у кого привычные музеи не вызывают особого интереса. Когда хочется узнать что-то новое и необычное, на помощь приходит открытый для широкой публики анатомический музей, который посещают не только из чистого любопытства. Это уникальная возможность познакомиться с натуральными наглядными пособиями, находящимися в заспиртованном состоянии и позволяющими изучить расположение внутренних органов. Отправляясь в путешествие, нужно заранее подготовиться морально, поскольку вид некоторых экспонатов может нагнать страху на обывателя и вызвать настоящий шок.

Две технологии

Экспонаты в таком музее называются препаратами, поскольку они изготовлены путем препарирования по специальной методике. Их или высушивают и пропитывают химическими составами, или погружают в формалин, который убивает все бактерии.

Существует еще одна технология, позволяющая препаратам выглядеть естественно, - пластинация. Жир и вода, присутствующие в тканях тела, заменяются синтетическими смолами и полимерами, однако нашим ученым такая методика не по карману, а вот в Германии ее освоили еще в 1977 году, а десять лет назад открылся музей «Пластинариум», который назвали «самым отвратительным в мире».

Plastinarium

Доктор Гюнтер фон Хагенс покупает трупы людей, а перед тем как они становятся экспонатами шокирующего музея, удаляет жир, воду и замещает их особой субстанцией, которая похожа на пластик. На выставке представлены не только внешние оболочки людей, но и лимфатические, кровяные системы, человеческие органы, которые можно потрогать.

Сейчас «доктор Смерть» получает трупы от преданных поклонников, живущих в других странах, и даже из Новосибирска были отправлены ему невостребованные родственниками умершие. Анатомический музей приводит в ужас впечатлительных посетителей, наблюдающих скульптурные композиции из мертвых тел. Многие теряют сознание от вида расчлененных экспонатов, но есть и те, кто открыто восхищается мастерством немецкого гения. В свое оправдание основатель выставки заявляет, что он преследует образовательную цель и показывает, насколько прекрасно человеческое тело, замороженное в вечности.

В отдельном зале находится кунсткамера, где представлена коллекция различных человеческих аномалий. С огромным любопытством уникальные экспонаты, собранные со всего мира, рассматривают взрослые люди. Мутанты, заспиртованные уродцы, двуглавые младенцы приводят в ужас обывателей, пришедших лицезреть смерть. Об этом музее пишут не самые приятные отзывы, обвиняя организаторов в злоупотреблении человеческим любопытством, а очередь на выставку только удлиняется.

Музей, где можно посмотреть работу организма изнутри

Когда речь заходит про знаменитые знакомящие посетителей с человеческим телом, нельзя не упомянуть открывшийся в Нидерландах Corpus, который позволяет увидеть наш организм изнутри. Увлекательную экскурсию ежегодно совершают сотни тысяч посетителей, узнающих, как работают внутренние органы.

По человеческому телу занимает не более часа, и за это время люди, поднимающиеся по эскалаторам от ног к мозгу, видят в увеличенном размере кости, сердце, легкие, глаза, уши и в специальных очках рассматривают различные процессы, происходящие с нашим телом. Это единственный анатомический музей, который можно посетить с малышами, не напугав их экспонатами.

Museum Vrolik

В Нидерландах, где ученые преуспели в анатомической дисциплине, находится впечатляющая коллекция всевозможных уродств, состоящая из нескольких тысяч экземпляров. Ее собрали патологоанатомы, долгое время занимавшиеся изучением мутаций у человека. «Вролик» удивляет и ужасает, а среди экспонатов представлены люди-мутанты: дети-циклопы, сиамские близнецы, двухголовые уродцы и тому подобное.

Огромная коллекция черепов и костей с дефектами, которую начали собирать еще в XVIII веке, постоянно пополняется и производит неизгладимое впечатление на посетителей.

Анатомический музей в Москве

Столица нашей родины может похвастать удивительным музеем, появившимся в 1978 году стараниями медиков, работающих на кафедре анатомии человека МГМСУ. Более чем за 30 лет коллекция увеличилась в несколько раз, и сейчас она состоит из 1500 препаратов, которые могут испугать неподготовленного зрителя. В 2005 году была проведена масштабная реконструкция музея, оснащенного компьютерным оборудованием.

Здесь применен интересный подход к демонстрации экспозиции - при помощи цветной индикации, отражающей содержание препаратов по названиям органов и номерам витрин, где они размещены. Посетители рассматривают заспиртованные внутренние органы человека и узнают много нового о возможностях современной медицины.

Ценность коллекций анатомических музеев

Знаменитые музеи мира уверенно заявляют о себе как о значимых культурных центрах, в которых сосредоточено наследие человечества. Они давно стали частью общественной жизни, а их коллекции имеют историческую ценность.

Уникальные экспонаты анатомических музеев вряд ли доставят эстетическое удовольствие посетителям, однако они являются фундаментом в освоении знаний и базой для научных исследований в медицине. Собранные коллекции служат образованию врачей и просвещению людей.

Впечатлительным смотреть нежелательно.

Возможно, что это самая большая коллекция человеческих мутаций в одном месте. Это Амстердамский университет анатомии и эмбриологии Гарардаса Вролика.

Музей начал свое существование, как частная тератологическая (Тератология — наука, изучающая врождённые уродства отдельных органов и целых организмов в растительных и животных царствах) коллекция Герардаса Вролика (1755-1859) и его сына Вильема Вролика (1801-1863). Оба были профессорами анатомии в университете Athenaeum Illustre, предшественнике Амстердамского университета.

Собирательство и изучение разнообразных мутаций была любимая тема натуралистов в 18-ом и 19-ом веках. Вильям Вролик написал большой труд о мутациях, включающих циклопию, патогенез врожденных аномалий, и сиамских близнецов.

Его персональная коллекция образцов, выстроенная на основе отцовской, насчитывала после его смерти несколько тысяч образцов.

Коллекция была выкуплена властями Амстердама в 1869 году, и, в конечном счете, нашла свое пристанище в университете.

Другие анатомические коллекции добавлялись к музею на протяжении многих лет, включая необычные аномалии костей, зубов, и других органов. Так же в коллекции присутствуют образцы животных.

Представьте, что вместо носа вырос поросячий пятачок или появилась третья нога? Что делать? Пластическая операция? Скальпель хирурга? А если современные технологии недоступны? Убежать, спрятаться?

В музее «Кунсткамера» в Москве можно увидеть восковые фигуры людей-мутантов. Лишние конечности, головы, глаза — природа наделила их чем-то особенным. Но радости от такого подарка не было никакой, а для кого-то он оказался смертельным. Все истории, поведанные здесь, настоящие. Эти люди, действительно, жили в прошлом. Как сложилась их судьба?

Добро пожаловать в кунсткамеру на ВВЦ.

Трехногие

Трехногих людей, живших в одно время, было двое. Им бы подружиться и помогать друг другу, но судьба решила так, что один из них, фактически превратил в руины жизнь другого.

Георг Липперт родился в Германии в 1844 году, позднее переехал в США. Его третья нога была полностью сформирована и даже имела дополнительные пальцы, доводя общее количество пальцев на ногах до шестнадцати. Тем не менее, она была неработоспособна. По словам Георга, некогда она могла действовать как обычная конечность, но из-за сильного перелома пришла в негодность.

В начале своей карьеры в Америке Георг Липперт выступал в цирке Барнума и получил титул «Единственного Человека с Тремя Ногами на Земле», которым очень гордился. Вот тут-то несчастного Герга и ждало разочарование – он оказался совсем не единственным. В 1898 году из Италии приехал 9 летний пацан Франческо Лентини, у которого тоже было три ноги, и в титуле больше не было никакого смысла.

С этих пор карьера первого трехного пошла под откос. Почему так произошло? Может быть, из-за того, что Франческо из Италии просто повезло больше – его третья нога была вполне рабочей и он даже играл ею в футбол. Так что неудивительно, что его собрат по несчастью, бывший уникум, быстро оказался никому не нужным и без гроша в кармане – публика переключилась на нового кумира.

А может дело в скверном характере Георга. Это понятно, трудно быть белым и пушистым, когда люди вокруг могут быть очень жестокими, издеваясь над теми, кто не такой, как все. Но вот его коллеге по трехногию Франческо удалось перебороть свой внутренний настрой. Он поначалу тоже очень страдал и стеснялся своего уродства. Но, попав ребенком в приют, когда от него отказались родители, Франческо увидел, что у многих детей, находящихся там, конечностей как-раз недоставало. И Франческо справедливо решил, что больше лучше, чем меньше. И перестал заморачиваться по поводу своего уродства, а решил использовать в свою пользу то, что дала ему природа. Он часто любил подшутить над собой.

В итоге, трехногий весельчак итальянец стал успешным футболистом, выступал в известных мировых цирках, женился, у него было четверо детей, которые родились абсолютно нормальными. А вот угрюмый Георг Липперт умер всеми забытый в нищете от туберкулеза. После смерти трехногого уникума в результате вскрытия выяснился потрясающий факт — у него было не только три ноги, но еще и два сердца. Причем одно из них остановилось за несколько недель до его смерти. Доктора вынесли вердикт — если бы не туберкулез, Георг мог бы жить еще очень долго, даже с одним сердцем.

Женщина-мул

Грейс Мак Дениэлс родилась в 1888 году и, вероятно, страдала от синдрома Стерджа-Вебера. он представляет собой генетическую предрасположенность к родимым пятнам – в случае с Грейс ее огромное, темно-коричневое родимое пятно начало утолщаться и искажать лицо. По своей природе этот процесс был дегенеративным и с каждым годом состояние Грейс ухудшалось, незадолго до своей смерти складка кожи на ее лице свисала более чем на 4 дюйма ниже ее подбородка, из-за нависшей тяжести со временам речь Грейс затруднялась.

Грейс победила на конкурсе самых уродливых женщин в 1935 году и стала участвовать в шоу. Она очень стеснялась этого титула и пытала всячески спрятать свое лицо – сначала под макияжем, потом, когда болезнь стала прогрессировать, под вуалью. Она добилась, чтобы в шоу ее перестали называть «самой уродливой женщиной», а объявляли как «женщина-мул». По свидетельству очевидцев, Грейс была очень застенчивой и доброй.

Подсветка в музее, конечно, жутковая. Если фотографировать без вспышки, то получается вот такое.

Когда Грейс забеременела – это стало сенсацией, которую быстро раскрутили газетчики. Была придумана сказочная история о безумной любви. Но правда оказалась прозаичной. Отцом ребенка стал пьяный рабочий сцены. Грейс очень радовалась, что ее сыну Элмеру не передалась ее болезнь, и он родился абсолютно нормальным. Но радость была преждевременной. Внешнего уродства у него не было, но, видимо, от отца он унаследовал страсть к спиртному, наркотикам и азартным играм. Женщина-мул зарабатывала огромные деньги на шоу, которые Элмер воровал и прогуливал. Умерли они примерно в одно время. Она от старости, он – от цирроза печени. Кто из них был по-настоящему уродлив?

Волосатый человек

Федор Маннов родился где-то в Сибири в 19 веке. Информации о нем не так уж много. Может быть, потому что ни в каких шоу он не участвовал. Такой простой русский мужик-сибиряк. Известно только, что все тело Федора Маннова было покрыто густыми темными волосами, как шерстью, кроме ладоней и ступней. Работал на почтовом дворе в Сибири. в сильные морозы ходил в одной рубахе.

Женщина-свинья

Существует множество легенд о женщинах, у которых был свиной пятачок. Но единственная подтвержденная аномалия – это женщина, имя которой не дошло до наших дней. Она родилась в Исландии в 1794 году абсолютно нормальным ребенком. В 14 лет началось сращивание верхней губы с переносицей, свиной пятачок сформировался к 25-ти годам. Была дочерью священника, очень набожной, принимала своего уродство довольно спокойно и смиренно. Женщина-свинья вышла замуж и родила двоих детей. Прожила 94 года.

Лицо этой женщины, имя которой не удалось выяснить, было изуродовано неизвестной болезнью. По свидетельству очевидцев, она была настолько уродливо страшной, что не появлялась на людях без черного плаща с капюшоном, из-за чего и получила прозвище «Черная мадонна».

Черная мадонна была заточена в подземелье, где родила здорового ребенка. Единственная связь с внешним миром – через маленькое окно подвала, куда ей передавали все необходимое для жизни. Туда же жители бросали ей записки с просьбами, считалось, что она может исполнять желания.

Двуликий Янус

Эдвард Мордакке родился в 19 веке в Германии и стал известным музыкантом. На затылке имел подобие второго лица. Юноша тщательно скрывал свое уродство до 20 лет носил специальные парики. Эдвард занимался музыкой, но особых успехов ремесло не принесло. Вот тут и пригодился физический недостаток. Музыкант решил его демонстрировать во время своих выступлений, и его карьера тут же его пошла вверх. Многие хотели посмотреть на человека с двумя лицами. И людям уже было все-равно, что он там бренчал на скрипке. Эдвард Мордакке дожил до 55 лет и неплохо зарабатывал.

Танцующие близнецы

Колоредо родился во Франции в 14 веке. Фактически, его заболевание было разновидностью сиамских близнецов. Только в данном случае второе туловище росло из грудной клетки первого. Со стороны казалось, что два человека танцуют. Второе тело никак себя не проявляло – говорить не могло, есть не требовало. Колоредо был мушкетером у Людовика ХIII. Но, конечно, ни о какой военной службе речи быть не могло, он просто носил плащ мушкетера и забавлял придворным. Фактически это был мушкетер - шут. Прожил 40 лет.

Двухголовый стрелок

Известно, что родился в Турции. Две головы также являются разновидностью сиамских близнецов. Этот человек был взят в плен войсками императора Леопольда I во время войны с Турцией. Может быть, благодаря четырем глазам на своих двух головах, был очень метким стрелком из лука. Каждая его голова могла разговаривать отдельно и во время допроса они перешептывались. Долгое время в документах того допроса была путаница, так как было непонятно, сколько человек они допрашивали.

Пучеглазый человек-стрекоза

Жил в 19 веке в Аргентине. Необычное строение черепа – маленькие глазные впадины, в результате чего глазные яблоки не помещаются в глазницах. У человека-стрекозы было отличное зрение с углом обзора в 200 градусов. Чтобы спать, приходилось закрывать глаза черной материей.

Человек — циклоп (одноглазый человек)

Самый известный африканец конца 19 века. Единственный глаз, который хорошо все видел. Обладал хорошим чувством юмора, не был склонен к депрессиям, в отличие от большинства людей с аномалиями. Работал официантом в одном из ресторанов Калифорнии, гости его обожали.

Трехглазый

Трехглазый англичанин Билл Дакс был известным мошенником. Он вводил людей в заблуждение убеждениями в том, что его третий глаз видит будущее. В 21 год сбежал от преследования полиции в Америку и продолжил заниматься привычным ремеслом уже там. В 33 года покончил жизнь самоубийством – выстрелил из пистолета в свой третий глаз.

Четырехглазый

В 1854 году некий Джонни Стокер из Кливленда имел две пары карих глаз, расположенных друг над другом. По отзывам современников, «он мог закрывать любой глаз отдельно от других, мог вращать каждым глазом в отдельности, что представляло собой наиболее отталкивающее зрелище».

Джонни не только не комплексовал по поводу своего лица, а даже был рад этому. Пользуясь своей способностью вращать и выкатывать глаза, любил пугать людей. При этом он распевал неприличные песни неприятным скрипучим голосом.

В компании с одноглазым:

Кто там еще переживает из-за прыщей или недостаточного изящного носа? Бегом на прием в кунсткамеру.

И еще несколько фотографий из музея на ВВЦ.

Музей Кунсткамера в Москве находится на территории ВВЦ (метро ВДНХ) в павильоне номер 2 (можно ориентироваться по большим вывескам — живые акулы и выставка бабочек — это там же).

Чудовища существуют!

Чудовища, мутанты, уроды. Теперь им подобрали еще одно обозначение - «люди Х». Они бывают не только в сказках и воображении - они есть в реальности.

В природе всех живых существ заложен особый механизм - мутация. Это необходимо для создания новых форм, вариативности, улучшения адаптации и выживаемости организмов.

Природа, в точности как люди, действует методом проб и ошибок. Таким образом, ошибки, даже самые отвратительные - являются частью полезной работы Вселенной. Пока природа совершает ошибки, жизнь будет существовать.

Только в данном случае слово «ошибка» не означает снижение балла при выставлении оценки. Не всегда можно сразу определить - к добру или к худу привел тот или иной генетический сбой в клеточных структурах, если временной интервал эксперимента растянут на тысячелетия.

Но человек разумный судит со своей колокольни.

В Древней Спарте уродливых младенцев сбрасывали со скалы за то, что все они, как предполагалось, нежизнеспособны и никогда не принесут пользы своей стране. В Средние века инквизиция сжигала уродцев на кострах, подозревая, что их происхождение - демоническое, от суккубов и инкубов. А то и вовсе сам Дьявол является их папашей - искажает человеческое естество, подобие образа Божьего, дабы изощренно поглумиться над Создателем.

В более гуманные времена уродцам-мутантам приискали хорошее применение, приспособив к развлекательной индустрии. Разве не весело - поглазеть на диковинку: поржать, удивиться, испугаться! А более всего - порадоваться, что не похож на женщину-свинью или на человека-собаку. Пусть даже сам ростом не вышел, нос коротковат, а глазки маленькие - неважно: все равно ЭТИМ не повезло больше. Какая утешительная мысль!

Вот благодаря ей и преуспели предтечи современного развлекательного бизнеса - устроители ярмарочных балаганов, шоу уродов, цирка Барнума, музеев восковых фигур…

Стоп. А вот с этого момента поподробнее. Изменение технологий - это серьезно. Новые технологии меняют мир и самих «технологов».

Восковые копии позволили зафиксировать некоторые уродства, сохранив их для следующих поколений. Сама идея коллекционирования придала исторической глубины случайным единичным отклонениям, позволив отслеживать биологические ошибки в перспективе - не только в пространстве, но и во времени.

А это позволило приступить к вопросу мутаций с более серьезных позиций, положив начало науке тератологии, изучающей уродства.

В 18-19 веке биологические феномены (уроды и мутанты) сделались излюбленной темой ученых и коллекционеров. Они обожали их не меньше, чем нынешние детишки фанатеют по Халку или Росомахе.

Впереди планеты всей

Первые медицинские коллекции и собрания артефактов появились в Московском государстве еще в начале XVII века, при монастырях, в Аптекарском приказе и частных собраниях. Но более энергичный импульс (а по простому - пинок) придал музейному делу царь Петр Алексеевич Романов.

Как гласит легенда, отличавшийся пытливым разумом государь однажды увидел на берегу Невы березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Уродливый ботанический феномен подсказал царю прекрасную идею - о создании музея редкостей (кюнштов), Кунсткамеры именно на этом месте.

Петр, как известно, рубил «окно в Европу». Обычно все успехи России в его царствование приписывают влиянию просвещенного Запада. Но многие факты в эту «обезьянническую» теорию не укладываются. Напротив - свидетельствуют о светлом разуме российского государя, умевшего думать самостоятельно, изобретательно и с размахом. Он сам был безусловным феноменом и потому с интересом относился ко всякого рода природным диковинкам.

К слову, регулярные медицинские части в европейских войсках появились впервые именно в России (в 1706 году), а в передовой и просвещенной Франции - только на 2 года позже. Первый государственный естественнонаучный музей природных феноменов также был создан в России - датой считается 1714 год, когда государев Кабинет редкостей был переведен из Москвы в новую столицу.

Здание Кунсткамеры - старейшее в Европе, специально выстроенное под публичный музей. C самого начала оно задумывалось как научный центр, самый передовой и лучше всех оснащенный для того времени.

В первые годы вход в музей был не только свободным, но публику даже угощали бесплатно кофе и бутербродами, дабы народ не ленился просвещаться.

Первые экспонаты Кунсткамеры были живыми - монстры, карлики и великаны, пребывавшие ранее в Летнем дворце царя Петра, сделались непосредственными обитателями музея.

Наверное, это было забавно: пообщаться с экспонатами. Выпить кофе, съесть бутерброд в компании мутантов. (А потом на выходе случайно обнаружить, что и тебе самому кто-то налепил бирочку с инвентарным номером. Весело!)

Коллекции Кунсткамеры быстро пополнялись - редкости покупали за рубежом, присылали из всех уголков огромной страны, привозили нарочно снаряженные государственные экспедиции - пешие, конные и морские - со всего мира. Стремясь увеличить экспозицию, Петр I придал коллекционированию государственный масштаб, издав специальный указ собирать все: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…».

Именно живой ум Петра и его искренний интерес к науке стали основой дружбы между русским царем и голландским ученым Фредериком Рюйшем. Только России согласился Рюйш продать уникальную анатомическую коллекцию, включавшую 937 различных препаратов, которую создавал полвека. Профессор Рюйш был автором уникального метода сохранения кровеносных сосудов в мертвых телах с помощью особого состава - «бальзамического ликера». Царь Петр приобрел не только коллекцию, но и технологию изготовления препаратов. Уже после, от иностранцев, работавших в России, секретный метод Рюйша распространился и получил развитие в научном мире.

Веселенькие музеи

«Вролик» - означает «задорный», т.е. веселый. И это фамилия голландских медиков, Герардаса и Вильяма Вролика, отца и сына, которые занимались изучением уродств человека.

Вильям Вролик написал большой труд о мутациях, включая циклопию и патогенез врожденной аномалии сиамских близнецов. Он и его отец собрали гигантскую коллекцию экспонатов, которую впоследствии выкупили городские власти Амстердама. В 1869 году при местном университете анатомии и эмбриологии был открыт музей Вролика - Задорный музей.

Надо обладать немалой психической устойчивостью, чтобы повеселиться там, разглядывая представленные экземпляры сиамских близнецов, детей-циклопов, двухголовых чудовищ из мира животных и другие не сильно симпатичные прелести.

Впрочем, музеи уродов могут еще посоревноваться, какой из них веселее.

Существующий в Париже Музей патологической анатомии настолько «весел», что его и по сию пору не рекомендовано посещать детям до 12 лет и впечатлительным людям. Первоначально в музей, расположенный к тому же в мрачном подвале, допускали только мужчин. Представленная внутри экспозиция различных патологий и болезней животных и человека весьма негативно влияет на психику.

Французский музей называют также музеем Дюпютриена, в честь своего основателя, хирурга и профессора медицины Гийома Дюпюитрена. За свою врачебную деятельность этот врач получил миллионы и даже титул барона от короля Людовика XVIII. Музей создавался на средства, которые доктор завещал медицинскому факультету. Но заведение вышло столь мрачное, что парижане невзлюбили его. В 1937 году музей даже закрывали в связи с небольшим интересом публики, но спустя 30 лет снова открыли для посещения. Не к лицу блестящей европейской столице обходиться без уродов!

Сейчас в парижском музее около 6 тысяч образцов, и некоторые из них считаются особо ценными, как, например скелет парижанки Сюпио, умершей от остеомаляции - редкой болезни, при которой размягчается костная ткань.

Все спокойненько, благопристойненько

Колледж врачей, он же медицинский факультет Пенсильванского университета - самое прогрессивное учебное заведение США, открытое когда-то самим Бенджамином Франклином, в 1858 году разместил в своих стенах музей патологий и медицинской истории, основанный доктором Томасом Дентом Мюттером.

Входной билет стоит всего ничего - 14 баксов.

За эту ничтожную сумму посетители смогут насладиться лучшим собранием американских черепов Западного полушария. Глядя на эти стройные ряды под стеклом, как-то забываются жалкие попытки индейцев отвоевывать у белых их скальпы.

Тем не менее, здесь все в высшей степени чинно и пристойно: музей располагается не где-нибудь, а в евангелистском молельном доме, выкупленном попечителями для колледжа в 1750 году. Скорее всего, там даже сохранился девиз на вывеске: «Законы без морали бесполезны», написанный на латыни. Это совсем не то, что на вратах ада, но все-таки внутреннее содержание многих, наверное, заставит содрогнуться.

На выставках представлены восковые модели, законсервированные отдельные органы и целые тела. Среди уникальные экспонатов - тела знаменитых сиамских близнецов Чана и Ена Бункер с объединенной печенью, труп женщины, превратившийся в мыло из-за особенностей почвы, в которой она была похоронена, и человеческий кишечник длиной 12,5 см (с 40 фунтами дерьма внутри)!

Один из наиболее интересных экземпляров - скелет Гарии Истлака. Живи он в наши дни, детское воображение поместило бы его в один ряд с мутантами-людьми Х, а его необычное заболевание заслужило бы ему интересное прозвище. Что-нибудь вроде человек-черепашка-ниндзя. На месте каждого ушиба, синяка или раны у него вырастал «панцирь» - костная пластина. Эта болезнь, противоположная той, которой страдала парижанка Сюпио, называется прогрессирующей оссифицирующей фибродисплазией. Истлак умер в возрасте чуть старше сорока, перед смертью завещав свой скелет музею.

А это женщина с необычным искривлением позвоночника. Болезнь поразила ее, когда малышке было два года. К двадцати годам она уже не могла передвигаться без костылей.

Это восковой портрет парижанки, мадам Диманш. К 76 годам у неё на лбу вырос рог. Через 6 лет он достиг 20 см., и был успешно удален светилом французской хирургии Джозефом Субербеиллом.

Собрат Росомахи - патология руки: нарост роговой ткани на запястье.

Варикозное расширение вен на голове. Некоторые экстремальные модники делают себе такие вздутия нарочно, закачивая под кожу силикон.

Трёхногие сиамские близнецы.

Башня дураков

По сравнению с благочестивыми американскими врачами их австрийские коллеги обладают недюжинным чувством юмора. Они разместили свой Федеральный патологоанатомический музей в бывшем сумасшедшем доме Вены.

Среди экспонатов представлены: препарированные черепа, гинекологическое кресло из красного дерева позапрошлого века, мумифицированные головы, заспиртованные человеческие органы, различные мутации, развившиеся вследствие венерических и других болезней и врожденные патологии развития.

Само здание никого не оставит равнодушным: эту круглую пятиэтажную башню выстроили в 1784 по приказу императора Иосифа II под психиатрическую больницу.

Внутри находилось 139 палат-камер для буйных больных. В 1936 году некоторые пациенты этой государственной клиники сделались первыми экспонатами музея. Помимо прочего, в больнице изучали влияние венерических болезней на развитие плода…

Так что, если требуется убедить какого-нибудь оптимиста в преимуществах защищенного секса - венский музей как раз подходящее местечко.

Главное - не переборщить. Потерять разум от страха в Доме сумасшедших - не самая лучшая шутка.

Стоит заметить: австрийские ученые медики обладают не только чувством юмора, но и чувством прекрасного: до войны в музее хранилась скульптура Лаокоона с сыновьями, сделанная из человеческих и звериных костей. Увы, она была утрачена во время военной бомбардировки. Но разве эта мадонна не прекрасна? Для какого-нибудь маньяка - наверняка.

Просто ради справедливости, поскольку это обзорная статья галопом по уродам в музеях, стоит упомянуть Музей патологии в Бангкоке - огромный, состоящий из нескольких отделений, расположенных в трех корпусах клиники-университета Сирирадж. Там во множестве представлены образцы уродства зародышей человека, тела, изувеченные болезнями и катастрофами, а также мумифицированные преступники Таиланда - у азиатских ученых моральные уроды тоже вызывают интерес.

В христианском понимании тело человека - не только подобие образа Божьего, но и храм. Эпоха Просвещения в какой-то степени уравняла человека и животное, сделав и то, и другое предметом изучения. Тело человека, как часть исследуемой природы, для ученого уже не храм, а, по известному выражению тургеневского персонажа - только «мастерская».

Такой подход принес несомненную пользу, избавив многих людей от ужасных страданий. Генетические исследования могут принести еще более впечатляющие результаты - в области трансплантации, регенерации тканей, а может, и вовсе - подарят бессмертие. Наука плотно работает над этой темой: ученые ищут кнопку, способную отключить смерть.

Для этого надо очень хорошо понимать, как внутри человека все работает. Именно в этих целях - научно-образовательных - и был сооружен гигантский монстр

в Нидерландах, в городе Ухстхейст. Этот искусственный и высокотехнологичный урод является образом и подобием… не Бога, конечно. Человеческого тела. Храм науки, мастерская для любопытных - это музей Тела человека, так и называющийся - Corpus.

Если когда-нибудь на Земле переведутся люди, странный обрубок без признаков пола и возраста, вмонтированный в здание, останется символом человечества, которое, зациклившись на материальном, ампутировало дух, как внутреннее содержание . В данном музее человек представлен исключительно тушкой.

Интересно, какие представления о человеке получил бы инопланетянин, если бы и ему, как всем посетителям музея, довелось войти в Тело человека через колено, попутешествовать по гигантскому организму внутри и выйти через головной мозг?

Не самый логичный, казалось бы, маршрут, но именно его выбрали устроители этой научно-познавательной забавы. Наверное, отчитываясь за 27 миллионов долларов, выделенных на постройку 35-метровой фигуры, сросшейся, как сиамский близнец, с 7-этажным зданием из стекла и бетона, они постеснялись отправлять своих спонсоров более естественным, с точки зрения физиологии, путем.

На создание музея ушло 12 лет. Экскурсия внутри великана длится 55 минут - по эскалаторам и подвижным платформам посетители перемещаются сквозь внутренние органы, попутно изучая, наблюдая и трогая мышцы, кости, кишки, желудок, сердце, почки, легкие, язык, зубы, глаза, уши, мозг. И это движение сопровождается еще и звуками, имитирующими естественные звуки организма. (Интересно - какими?)

Тут есть все, что вы хотели, - а может, и не хотели, но это неважно - узнать о внутреннем устройстве человеческого тела.

Для объяснения процессов использованы самые прогрессивные инновации, 3D-и 5D-спецэффекты. В итоге организм человека предстает в максимально разобранном на детальки виде, понятным, доступным, в нем все отлично работает, да к тому же попутно пропагандируется здоровый образ жизни. И вообще все суперски: ecce homo - «се человек»! Издалека заметно, что не хомячок. Но, положа руку на сердце, вы уверены, что это механизированное существо, материя, лишенная души и смысла, каких бы то ни было жизненных устремлений - действительно человек?

Инвесторы планируют поселить такие музейные тела в Швейцарии и России, Испании, Китае и ряде других стран.

Люди Х: кто из ху?

Если наука имела пусть прозаические и рациональные, но все же обоснованные с точки зрения пользы для всех мотивы для десакрализации человеческого тела, то искусство никакой пользы и выгоды вроде бы не искало.

Ну, помимо сугубо материального вознаграждения для самих творцов. Алчность никогда не была хорошим советчиком, но в наши дни почти никакая страсть не считается зазорной. А именно это и раскрывает демоническую природу современного искусства.

Творить, не отягощаясь цивилизационными табу и совестью, стало намного проще. Эстетизировать уродство и воспевать смерть для художников не впервой, но даже тут все еще встречаются крайности, способные шокировать… И приносить доход.

Из статьи Андрея Яхнина («Живые мертвые зайцы»): «Йозеф Бойс позировал с мертвым зайцем. Анатолий Осмоловский - с головой мертвой старухи. Демиен Херст выставил на продажу за астрономическую сумму человеческий череп, обложенный бриллиантами».

А некто Гюнтер фон Хагенс, получивший в СМИ прозвище «Доктор смерть» и называющий себя то анатомистом, то художником-анатомом, то профессором анатомии, выставляет напоказ трупы.

Когда-то в ГДР этот… э-э-э… человек изучал консервацию трупов, и ему удалось запатентовать особый способ сохранения органических тканей, при котором жиры и жидкости, содержащиеся в биологическом материале, заменяют полимерами. Этот метод он назвал пластификацией. Скупая по дешевке невостребованные трупы людей по всему миру, а также тела умерших или убитых животных, Гюнтер фон Хагенс создает очень дорогие музейные экспонаты и с 1996 года развозит по всей планете свои выставки «Миры тел».

Одна такая засветилась в кино про Джеймса Бонда (Казино «Рояль»), в сцене убийства в аэропорту, а другая - «Тайны тела: Вселенная изнутри» совсем недавно - в Москве.

В германском городе Губене Гюнтер фон Хагенс намерен открыть собственный музей - Пластинариум. Власти города всячески приветствуют начинание, рассчитывая на приток туристов, а то безработица замучила.

Хагенса повсюду преследуют скандалы, и не только морального, но и криминального свойства. В 2004 году в Германии его уличили в незаконном использовании профессорского звания. Еще чище тот случай, когда некая женщина из Израиля узнала в одном из препарированных и эстетски расчлененных трупов своего бывшего друга, от которого давно не имела известий.

И почему, глядя на эти экспонаты, люди вспоминают коней Апокалипсиса и конец света? Некоторым делается дурно. Например, рядом с телом беременной женщины, вскрытой так, что в матке виден 7-месячный плод.

Хагенса много раз обвиняли в незаконном приобретении трупов в Казахстане, Украине, в Новосибирске. Но - обидеть художника может каждый, а посадить его - это вряд ли!

Зато «каждый может стать экспонатом», утверждает сам художник. Приобщившись к прекрасному, на выходе с выставки любой может при желании подписать контракт о передаче своего тела после смерти на благо искусства.

Но главным образом, на благо самого Хагенса. Этот деятель заработал чудовищное состояние, разъезжая по миру с выставкой своих препарированных уродов. Или красавцев? Сразу и не поймешь.

Как сказал Клайв Льюис, «крайнее зло выглядит невинным для непосвященных», так что отличить добро от зла и красоту от уродства - в современном мире становится все труднее. Думать, что эта смешанность - просто случайная мутация, по меньшей мере наивно.

Анатомические музеи пользуются неизменно повышенным интересом у туристов. Когда музеи истории или искусств не вызывают достаточного интереса, то перед грядущим отпуском следует выбрать экспозицию, которая заденет за живое по-настоящему.

Museum Vrolik

1. Задорный музей Museum Vrolik (Амстердам, Нидерланды) основан отцом и сыном Вроликами. В переводе с англо-голландского слово «вролик» обозначает «задорный», по данной причине музей получил столь странное название.

2. Герардас Вролик, и Вильям Вролик были профессорами медицины и занимались изучением мутаций у человека. Ими собрана огромная коллекция мутаций, которая со временем превратилась в музей. В качестве экспонатов представлены сиамские близнецы, дети циклопы, двухголовые чудовища. Уроды-мутанты различных мастей производят неизгладимое впечатление на посетителей.

The Human Body Exhibition

3. Выставка The Human Body Exhibition, или выставка тела человека, впервые была экспонирована во Флориде в 2005 году и с тех пор прошла во многих городах мира.

География выставки более чем впечатляет: Виннипег, Дублин, Амстердам, Роттердам, Атланта, Вена, Мадрид, Буэнос-Айрес, Монреаль, Ниагара-Фолс (Онтарио), Богота, Кордова, Барселона, Цинциннати, Сантьяго-де-Чили, Сан-Паулу, Прага, Братислава, София, Загреб, Будапешт, Белград, Лиссабон, Атлантик-Сити, Сан-Диего, Лас-Вегас, Нью-Йорк, Сан-Антонио, Вашингтон, Омаха, Гонолулу, Индианаполис, Финикс, Сакраменто, Тусон, Кливленде, Сиэтле, Детройт, Рига, Варшаве, Пуэрто-Рико, Любляна, и Бойсе, Хайфе, а также Хьюстон, Тегусигальпа, Сан-Сальвадор (Сальвадор), Бухарест, Лондон. В качестве экспонатов выставки использованы забальзамированные человеческие тела, препарированные таким образом, чтобы показать с одной стороны всю сложность строения человеческого тела, а с другой стороны, показать его красоту и гармонию. Насколько это красиво выглядит, судите сами.

4. Необходимо отметить, что люди, чьи тела выставлены в качестве экспонатов, еще при жизни дали письменное согласие на использование их тел после смерти в качестве препаратов. Все, кому понравилась выставка, могут на месте составить посмертное завещание и пополнить экспозицию после смерти.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

5. Кунсткамера в Санкт-Петербурге бала основана в 1714 году по приказу Петра 1.

В кунсткамере собрано более миллиона экспонатов. Если ранее экспонаты использовались для научных целей, то в настоящее время – это исключительно музей человеческих мутаций и уродств, где посетители могут воочию увидеть невероятные метаморфозы, которые природа творит с человеческой плотью.

6. Стоит сказать, что кроме так называемой «выставки уродов», данный музей славен многочисленными экспонатами, которые рассказывают историческое прошлое многих народов мира.

Музей человеческого тела в Нидерландах

8. Музей создавался двенадцать лет. На создание коллекции ушло двадцать семь миллионов долларов. Здание находится внутри макета гигантского человека, благодаря чему есть возможность свободно прогуливаться внутри и знакомиться со строением и работой органов и систем человеческого организма. Сотрудники музея в обязательном порядке имеют медицинское образование и доходчиво отвечают на всевозможные вопросы посетителей.

9. Если вы желаете усовершенствовать свои познания в области анатомии человека, то музей человеческого тела в Нидерландах – идеальное место для этого.

Пластинариум (Plastinarium)

10. Музей "Plastinarium" (Губен, Германия) открылся в небольшом городке на границе с Польшей. Музей организовал Гюнтера фон Хагенс по прозвищу "Доктор Смерть". В качестве экспонатов он использует купленные трупы людей, есть среди экспонатов и трупы казненных заключенных. Перед тем как стать экспонатами, тела обрабатываются особым способом, в результате чего из них удаляется жир и вода, их место замещается субстанцией по структуре напоминающей пластик.

11. В музее можно встретить различные скульптурные композиции из мертвых тел. Так вы можете увидеть скульптурную композицию, где трупы играют в карты либо скачут на лошади. Посещение музея рождает двоякие чувства: многие посетители музея не выдерживают увиденного зрелища и теряют сознание, некоторые восхищаются увиденным и считают доктора гением.



Рассказать друзьям