Noize MC рассказал "Афише" о своей хип-хопере. Noize MC о своем новом проекте Про творческий процесс

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда большинство людей слышат термин «хип-хоп», они представляют себе музыкальный жанр, который за последние лет двадцать постепенно начал доминировать в поп-музыке. Если посмотреть на хип-хоп немного раньше, этот жанр называли рэпом, который очень раздражал цензоров и родителей.

Хотя в представлении большинства хип-хоп на данный момент это музыкальный жанр, на самом деле музыкальным жанром хип-хоп культуры является рэп, хип-хоп также породил новый стиль танца (брейк-данс) и изобразительного искусства (граффити). Эта субкультура обладает интересной историей, и ниже представлены десять фактов, которые вы, скорее всего не знаете о хип-хопе.

10. Хип-хоп существовал задолго до рэпа и даже речитатива

Важной частью хип-хоп культуры всегда была музыка, но некоторые элементы культуры появились ещё до связи с музыкой. На самом деле связь хип-хопа с музыкой появилась в конце 60-х годов, когда члены уличной банды «Чёрные пики» начали громко слушать музыку через их большие магнитофоны; многие влиятельные личности хип-хопа (например, один из основателей хип-хоп музыки диджей Африка Бамбаатаа Afrika Bambaataa) состояли в уличных бандах. Перемирие между бандами Бронкса в 1971 году позволило создать менее разрушительную атмосферу среди молодёжи Бронкса - типичным явлением стали домашние или квартальные вечеринки, на которых играли первые хип-хоп диджеи.

На удивление, первым человеком, занявшимся традиционным хип-хоп искусством был низкий грек по имени Деметриус (Demetrius). В молодости он начал рисовать свой никнейм и номер дома везде, где он бывал - а так как он работал курьером, он бывал во многих местах. Вездесущность его «штампа» принесла ему славу; Нью-Йорк Таймс опубликовали о нём статью летом 1971 года, и даже на сегодняшний день TAKI 183 известен по всему миру как отец современного искусства граффити - старейшего из четырёх элементов хип-хопа. Однако он до сих пор скрывает свою фамилию.

9. У хип-хопа есть день рождения: 11 августа, 1973 года


Многие из вышеупомянутых вечеринок были организованы 16-летним мальчиком из Ямайки Клайвом Кэмпбелом (Clive Campbell) в общей комнате многоэтажного здания в котором он жил - 1520 Sedgwick в Бронксе. Высокий мускулистый парень, получивший прозвище Геркулес или «Кул Герк» (Kool Herc) был первым, кто экспериментировал с повторением отрывков из популярных песен - у него было две «вертушки» на которых он вручную перекручивал пластинки на нужные отрывки. Танцоры всегда ждали «брейка» для того, чтобы показать свои лучшие движения, поэтому Герк решил, что растянув эти отрывки как можно дольше, он заставит людей танцевать. По совпадению, Герк был первым, кто назвал этих танцоров b-boys, а стиль танца, который они придумали, стал известен как «брейк-данс».

Герк организовал вечеринку «снова в школу» (back to school jam) 11 августа 1973 года для того, чтоб собрать деньги на школьную одежду. Эта вечеринка широко признана первым случаем, когда все элементы, связанные с рэпом, присутствовали в одном месте - Герк всю ночь играл брейки для своих «би-бойс», а его друг Коук Ла Рок (Coke La Rock) зажигал в качестве эм-си, подбадривая толпу танцевать через микрофон. Хотя рэп на тот момент ещё не существовал, вечеринка 16-летнего парня была его началом.

8. Первые записи хип-хопа — это не рэп песни


На данный момент Кул Герк считается «Крёстным отцом рэпа», а его разнообразные музыкальные вкусы определили направление для нового жанра. Хотя «брейки», которые он использовал, всегда характеризовались сильным басом и барабанными проигрышами, то откуда он брал эти брейки, для него не имело значения - «они просто должны были хорошо звучать». Брейки, которые основали звучание рэпа, были взяты из практически всех жанров музыки: фанк, рок, диско и даже из ранней электронной музыки, как Крафтверк (Kraftwerk).

Естественно, многие из этих записей использовались во время «золотого века» рэпа (с 1986 по 1993 годы). В результате, несколько малоизвестных песен из пластинок Герка стали важной частью популярной музыки. Послушайте “It’s Just Begun” Jimmy Castor Bunch, “Apache” Incredible Bongo Band, “Take Me To The Mardi Gras” Bob James и почувствуйте головокружение от того, как ваш мозг вспоминает, что он слышал части этих песен в других песнях десятки раз.

7. Мы точно знаем, откуда появилось слово «хип-хоп»

Некоторые знакомые элементы хип-хопа - рэп, диджеинг и брейк-данс назывались так задолго до того, как кто-либо за пределами Нью-Йорка узнал, что это такое. Однако во время зарождения культуры, она не обладала каким-либо названием. Когда культура наконец-то получила название, это случилось в типичной для хип-хопа манере - молодой эм-си дразнил одного из своих друзей.

Кит «Ковбой» Уиггинс (Keith “Cowboy” Wiggins) был одним из самых первых эм-си и членом основополагающей группы «Grandmaster Flash and the Furious Five». Слова «Хип/хоп» были фразой, которую он исполнял в джазовой манере, имитируя марширующих солдат - таким образом он издевался над другом, которого призвали в армию. По какой-то причине фраза попала в его выступление и во время первых выступлений «Furious Five», их часто в насмешку называли хип-хопперами. Африка Бамбаатаа сказал, что диджей Лавбаг Старски (Lovebug Starski) был первым, кто применил термин для описания культуры в целом, а впервые термин был напечатан в газете «Вилладж Войс» (Village Voice) в 1981 году в статье про Бамбаатаа.

К сожалению, Уиггинс скончался в 1989 году, но фраза, при помощи которой он издевался над своим другом, будет жить вечно.

6. Диджей Грэндмастер Флэш изобрёл микшер и написал (и исполнил) первый рэп

Джозеф Сэддлер (Joseph Saddler) - один из первых диджеев, известный как Грэндмастер Флэш (Grandmaster Flash), не только помог основать культуру, он также изобрёл прибор, который впоследствии стал современным микшером для диджеев. Это был кроссфейдер - ползунок, который переводит звук между двумя звуковыми каналами. Все микшеры на данный момент обладают кроссфейдером, что позволяет диджею прослушивать песню, которая на данный момент играет только в его наушниках. Флэш был студентом на факультете радиоэлектроники, так что ему было легко переделать простой переключатель для своих целей.

Другой его вклад менее интуитивный - он написал первый рэп. Первые эм-си просто называли имена людей из толпы и говорили простые рифмы, чтобы науськивать танцоров. Флэшу это надоело, поэтому он написал для своего эм-си длинную рифмованную строку. Никто из эм-си не захотел произносить эту строку, поэтому Флэш сам взял микрофон и произнёс речитатив. Грэнд Уизард Теодор (Grand Wizard Theodore), протеже Флэша (и изобретатель скрэтча) рассказал эту историю в одном из интервью, подтвердив, что диджей фактически изобрёл рэп. Кстати о рэпе…

5. Основными звёздами были диджеи, а не рэперы (даже танцоры были «круче» рэперов)


Вышеупомянутые Герк, Флэш и их коллеги по диджейству были первыми звёздами хип-хопа, ещё до того, как эм-си начали читать рэп и делать что-либо кроме подбадривания толпы. Эм-си начали становиться популярными только в конце 70-х годов, когда группа Флэша «Furious Five» и группа Теодора «Fantastic Five» начали сочинять продуманные рифмы. Соло эм-си, такие как Кёртис Блоу (Kurtis Blow) и Бизи Би (Busy Bee) также стали популярными в то время, тогда же и началась традиция показного тщеславия рэперов, которая продолжается до сих пор.

Более того, в начале 70-х годов, на хип-хоп вечеринках вторыми после диджеев по важности были би-бойс. Многие команды би-бойс (например, легендарная Rock Steady Crew) были главной достопримечательностью танцевальных площадок Нью-Йорка благодаря их акробатическому, быстро эволюционирующему стилю танца, который служил отличным визуальным аккомпанементом для музыки диджея. Выпуск первых пластинок рэпа в 1979 году передвинул эм-си на главную роль.

4. Сингл «Rapper’s Delight» не был первой записью рэпа


Хотя «Rapper’s Delight» группы «Шугархилл Гэнг» (Sugarhill Gang) несомненно, является классикой рэпа и песней, благодаря которой о рэпе узнали широкие массы, это не первая рэп запись. Первенство принадлежит “King Tim III” фанк-группы Фэтбэк Бэнд (The Fatback Band) с приглашённым эм-си Тимом Уошингтоном (Tim Washington). Эта запись опередила Шугархилл на месяц, но даже близко не приблизилась по успеху к трём парням из Джерси, о которых никто не слышал.

3. При записи годами использовалась живая музыка, а не семплирование


До того, как семплеры стали доступными (и вообще появились в мире), первая рэп студия звукозаписи Шугархилл наняла музыкальную группу, задачей которой было повторять популярные брейки, которые эм-си использовали в своих записях. Трио состояло из басиста Дага Уимбиша (Doug Wimbish) (который затем присоединится к группе Living Colour), гитариста Скипа МакДональда (Skip McDonald) и легендарного барабанщика Кита ЛеБлана (Keith LeBlanc) и они с успехом воссоздавали брейки для множества ранних записей рэпа.

Причём это трио было попросту самым признанным, музыканты в целом играли большую роль в ранних записях рэпа. Семплеры появились только в начале 80-х годов, когда Кёртис Блоу - первый рэпер, заключивший контракт с большой студией звукозаписи - воспользовался финансами «Меркури Рекордс» для того, чтобы разработать технологию семплинга.

2. Первый хит, в котором присутствовал рэп, был написан рок-группой


Первые рэп записи были региональными хитами, и некоторые даже на недолгое время попадали в различные хит-парады «Billboard». Однако ни одна из них долго не задерживалась в популярных чартах до 1986 года, когда «Aerosmith» выпустил совместный трек c Run-DMC под названием «Walk This Way».

Элементы рэп музыки попадали в популярные чарты и до этого, например, в январе 1981 года в форме сингла «Rapture» нью-йоркской группы «Blondie». Песня заключается вздорным, затянутым и шатким рэпом в исполнении певицы Деборы Харри (Deborah Harry), которая упоминает в своём рэпе Грэндмастера Флэш и «Fab Five Freddy», лидера местной граффити команды (и будущего ведущего передачи MTV Yo!). Несмотря на плохое исполнение Харри и бессмысленные рифмы о человеке с Марса, поедающего автомобили, песня попала на первое место чарта «Billboard» и считается первым рэпом добившимся этого.

Примечательно то, что британская панк-группа «The Clash» попала на 34 место хит-парада Великобритании в 1981 году с песней «The Magnificent Seven», в которой чувствовались нью-йоркские хип-хоп корни и в котором певец Джо Страммер (Joe Strummer) с таким-же «успехом» пытался читать рэп. Хотя песня не попала в хит-парады США, она была выпущена на 6 месяцев раньше песни «Blondie».

1. Авария в энергосистеме Нью-Йорка 1977 года стала катализатором хип-хоп сцены


Авария в энергосистеме Нью-Йорка 1977 года - почти 24 часа без электричества во всех пяти боро - произошла в самый неподходящий момент. Экономика на тот момент переживала упадок, серийный убийца Сын Сэма (Son of Sam) был на свободе, а город был охвачен жарой. В результате, почти моментально в городе начались беспорядки - мародёрство, поджоги, грабежи и так далее. Более 1600 магазинов было разграблено, а целые кварталы были сожжены. В этой ситуации сложно найти что-то позитивное, только если вы не начинающий диджей, которому была нужна техника.

Диджей Диско Уиз (Disco Wiz), современник Грэндмастера Каза (Grandmaster Caz), сказал, что до аварии во всём Нью-Йорке было всего 5 настоящих диджеев, после аварии по диджею было в каждом квартале. Сотни бедных детей вдруг смогли себе «позволить» бесплатное, высококачественное оборудование. Рост хип-хопа стал экспоненциальным после 1977 года, и авария явилась причиной этого.

Это, конечно же, не оправдывает такое поведение - мародёрство нелегально и обычно не является способом распространить субкультуру по всему миру - однако факт остаётся фактом, если бы не авария и мародёрство, хип-хоп мог и не выйти за пределы Нью-Йорка.

Треки

К 2018 году основа хипхоперы - ее музыкальная часть - значительно обновилась. Многие треки были или переделаны, или переосмыслены. От нескольких Noize MC вообще отказался, некоторые добавил.

Одна из главных доработок - песня «Голос и струны» , которая открывает «Орфея и Эвридику». Это рассказ главного героя о себе, его манифест. Сам Алексеев говорил , что трек появился незадолго до завершения альбома, когда он понял, что «истории не хватает некой отправной точки».

Песня Харона, которую он поет, знакомя Орфея с правилами шоу-бизнеса, была переделана. Вместо «5 из 36, 6 из 49» (отсылка к «Спортлото ») в обновленной хипхопере звучит трек «На вершине - мало места» . Бит теперь резче, музыка - динамичнее. И хотя правил Харон перечисляет меньше, чем в 2016, звучат они убедительнее.

Полностью поменялся текст Нарцисса в баттле с Орфеем . Он стал злее, в треке стало меньше самолюбования и больше панчей, а в конце появился рефрен («Кто здесь номер один? Нарцисс. Кто здесь непобедим? Нарцисс»). При этом ответный текст Орфея в корне не изменился, но немного дополнился - в том числе, опять же, повторяющимся припевом («Потребуй деньги назад у того, кто писал твой текст»).

Финальный баттл между Прометеем и Орфеем тоже был доработан: от первой версии текста, который читает Noize MC, осталось меньше десяти начальных строк, продолжение было переписано. Трек стал длиннее, довольно массивный припев («Ты не Титан») повторяется дважды, и в целом это уже гораздо больше похоже на самостоятельную песню, чем на часть баттла.

В 2018 году в хипхопере появилось и еще несколько совсем новых композиций: «Романс» , в котором Эвридика делится с Орфеем плохими предчувствиями, а он строит планы на большое будущее; песня-монолог Эвридики «В конце альбома» ,где она ностальгирует по временам, когда шоу-бизнес еще не затянул Орфея; небольшой трек «1000 москитов» , в котором Харон намекает на то, что случилось с Эвридикой.

Кстати, линия Харона за два года претерпела самые большие изменения: если в 2016 он предлагал Орфею «делать ноги» от Аида, то сейчас напоминает, что «смелость города берет» (песня «Кто кого?» ); а перед тем как Орфей отправляется на поиски Эвридики, поет не про «Золотые цепи сна», а про «Иллюзии, сны, миражи» -и интонации этого трека больше соответствуют моменту.

Стала сильнее по содержанию и своеобразная исповедь Орфея, его «Мантра» . К ней добавился целый куплет, в котором музыкант корит себя за то, что забыл прошлое ради славы.

Некоторые песни за счет небольшой перестройки сценария просто поменялись местами. Например, так произошло с выступлениями в баттле Прометея и Спартака (в 2016 году поединок начинал Прометей, а в 2018 - уже Спартак). Но если это на смысл не повлияло, другая перемена внесла в хипхоперу определенные коррективы: в первой постановке трек «Соблазн» , в которомФортуна обольщает Орфея, звучал до его ссоры с Эвридикой, во второй - уже после, причем с дополнительным куплетом главного героя. В итоге Фортуна перестала быть очевидной подстрекательницей, а Орфей, можно сказать, получил повод оправдаться.

Кроме того, песня «Не тот» , где Эвридика высказывает Орфею все претензии из-за его прогрессирующей звездной болезни, к 2018 году была собрана из двух частей, которые перебивались другим треком, в одну.

7 июля состоится шоу Noize MC Hip-Hopera, в основу которого лёг древнегреческий миф об Орфее и Эврдике. Главную роль исполняет Noize MC, он же отвечает за написание текстов и музыкальное сопровождение. Режиссёром выступает Юрий Квятовский, один из создателей "Копов в огне". Иван Алексеев рассказал "Афише" про особенности адаптации древнегреческого мифа к реалиям современного хип-хопа и поделился другими подробностями готовящегося проекта. Подробнее о хип-хопере Noize MC можно узнать на сайте спецпроекта "Афиши" Stay True .

Про идею хип-хоперы

Я всегда хотел сделать какую-то крупную форму с использованием хип-хоп музыки - оперу, мюзикл или что-то еще. Это была моя мечта на протяжении многих лет - соединить хип-хоп с какими-то несвойственными ему жанрами. С предложением об участии в хип-хопере ко мне обратились в январе, и как только я услышал имя режиссера Юры Квятковского, то сразу понял, что моя мечта наконец-то начинает сбываться.

Про музыкальное оформление

Всё будет сыграно вживую. Мы определились с составом музыкантов, и на сцене будет довольно большой инструментальный ансамбль. В основном будет звучать хип-хоп. Девушка, играющая Эвридику, будет и читать, и петь. У меня тоже есть какие-то вокальные части, но все равно это хип-хоп тема.

Про творческий процесс

Я впервые пишу большое произведение, где каждый трек - это часть сюжета, где существуют персонажи, которые из одного трека переходят в другой. И я, получается, пишу не только для себя. Вообще, я был очень удивлен, но оказалось, что все это проще, чем писать альбом из разрозненных песен. Есть основная линия, которую ты разбиваешь на треки, связанные напрямую друг с другом сюжетом, и в рамках каждой песни тебе уже ясно творческое задание.

Про состав участников

Это современное прочтение «Орфея и Эвридики», поэтому конкурс певцов, на который Орфей отправляется, - это, естественно, баттл. В нем помимо меня, конечно, участвуют другие люди. Сейчас участие подтвердили ST, Дуня и RE-pac. Они, естественно, себе куплеты пишут сами. Все экстраполируется на современные реалии и на особенности хип-хоп-культуры.

Про посыл оригинального мифа

С одной стороны, всепобеждающая любовь, бесконечно сильная, способная преодолевать немыслимые преграды. С другой стороны, это то, что необходимо оставаться верным себе, нельзя предавать любимого человека и ваши отношения, скажем так. Ведь Орфей в конце обернулся, он был не уверен и из-за этого не смог вернуть свою возлюбленную из царства мертвых. С другой стороны, это еще тоска по упущенным возможностям. Некоторые ошибки нельзя исправить, к сожалению.


Про посыл хип-хоп-переосмысления мифа

Наша история про хип-хоп, про шоу-бизнес. Наш Орфей попадает в ситуацию, где его внутреннего стержня оказывается недостаточно, и это задает драматургию всему происходящему. Не могу сказать, что это прямо заложено в самом мифе. Но в постановке, которую мы делаем, эта мысль есть.

Кемпи О.

Хип-хоп – это культурное движение, которое, зародившись в 70х гг. прошлого века в одном из черных кварталов Нью-Йорка, известно и популярно во всем мире. Оно объединяет в себе многое: музыку, танцы, наглядное творчество (граффити), модные тенденции в одежде, образ мыслей и стиль жизни. Изначально, хип-хоп был независимой и некоммерческой формой выражения молодежи через музыку и танцы, со временем же он превратился в сферу, сопряженную с многомиллионными ганарарами и дорогостоящими «знаками отличия».

Cool Herc

Отцом-основателем хипхоповской культуры считается иммигрант с Ямайки – Клив Кемпбел , известный в музыкальной среде как Cool Herc . Он приехал в Южный Бронкс (афро-американское гетто Нью-Йорка) в 1967 году, и стал известен тем, что устраивал дворовые вечеринки, на которых был тем, кого сейчас называют Ди-джеем или МС (мастер церемонии). На одной из таких вечеринок в 1973 году он впервые использовал прием «врезания» части одной композиции в другую.

Он вставил отрывок песни Джеймса Брауна GIVE IT UP OR TURN IT LOOSE во время проигрывания композиции Майкла Виннера Bongo Rock.

"Give it up or turn it loose":

Это нововведение очень понравилось молодежи, которая сразу придумала использовать эти вставки (брейки) для определенного вида танцев с использованием разного рода акробатических элементов, которые приобрели название брейк-данс.

Grandmaster Flash

Джозеф Саддлер жил в Южном Бронксе и изучал электротехнику. Но куда большую тягу он испытывал к музыке. С подросткового возраста он экспериментировал с виниловыми пластинками папы, и однажды пришел к мысли о том, что вертушка может внести революцию в музыку. Он стал первым, кто дотрагивался до пластинок руками по ходу их проигрывания, и манипулировал звучанием.

Одним из наиболее известных примеров «микширования» может стать трек Грендмастера Флеша Adventures of Grandmaster Flash on the Wheels of Steel.

"Adventures of Grandmaster Flash on the Wheels of Steel":

Afrika Bambaataa

Уроженец Южного Бронкса, известен как один из первых рэперов в музыкальной истории.

Он был лидером Black Spades, одной из наиболее печально известных и жестоких группировок того времени. Когда он направил свою энергию в русло новой культуры, он повел за собой многих знакомых. Это привело к превращению Black Spades в новую организацию, направленную на саморазвитие и всеобщий мир. С того момента и по сей день она, под названием Zulu Nation, она процветает в мирной сфере хип-хоп культуры.

Bambaataa и его последователи резко снизили уровень преступности в нестабильных районах Нью-Йорка. Если раньше бедная молодежь решала все проблемы между собой драками и стычками, то теперь конфликты решались в танцевальных поединках (баттлах), соревнованиях в репе, и даже граффити.

1982 Африка совершил турне по Европе, сделав огромный вклад не только для распространения хип-хопа, но и для его обогащения новыми направлениями, такими как «электро» (с которым Баамбаата познакомился в Германии). После смешения электро с хип-хопом на свет появилась композиция «Planet Rock», которая вскоре стала очень популярной.

Наряду с ди-джеингом и тесно с ним связанное, развивалось и танцевальное направление хип-хоп культуры. Брейк-данс, «ломаный танец», зародился тогда же, когда Кул Хёрк сделал свою первую «фирменную» вставку. Этот стиль был абсолютно не похож на популярные танцы предыдущих поколений. Впрочем, можно проследить историю его становления. В 1969 году танцор Дон Кэмпбел изобрел такой вид танца, в котором танцор как бы зацикливается в определенном положении на некоторое время («ticking»), а в ритмических припевах тело двигается свободными волнами («waiving»). Это было названо кембелокинг, и теперь более известно как просто локинг.

Многое в этом направлении перенималось из национальных культур, например, в лосанжелесской пантомиме «boogie» слышны отголоски негритянской культуры.

В середине 70х годов Локотрон Джон и Шабаду создали такую форму танца, которую мы сейчас и называем хип-хопом: объединенные стили «locking» и «popping».

Тогда же появляется и начинает развиваться стиль «робот».

Первыми, кто сумел вырваться из толпы и продемонстрировать свои индивидуальность в брейке, стали участники коллектива Rock Steady Crew. Он было создан в 1879 году двумя би-боями (так называют танцующих брейк-данс) Jimmy D и Jojo. Один из виднейших би-боев Ричард Колон, по прозвищу Crazy Legs, сделал существенный вклад в разнообразие танцевальных элементов и разработку сложных акробатических приемов брейк-данса. Также благодаря своему таланту, он способствовал популяризации танцев и распространению термина би-бой (b-boy).

Пик популярности танцевального направления хип-хопа пришелся на первую половину 80-х годов, когда внимание молодежи приковали к себе фильмы «Breakin» и «Beat street».

Граффити – это еще один аспект культуры хип-хопа, который нельзя оставлять без внимания. Само слово происходит и от греческого слова "Graphein" - "писать", и от итальянского "Graffito" - "царапать". Современное понимание этого феномена связано у современных жителей мегаполисов с разрисованными парадными и заборами, лифтами и стенами домов, на которых буквально все свободное пространство может быть заполнено не совсем понятными, а иногда и слишком хорошо понятными фразами и словечками.

Считается, что первую надпись в стиле граффити, точнее, в современном его понимании, сделал тогда еще молодой житель Нью-Йорка в 60х годах 20 века. Он расписывал своим именем Julio 204 (204 – номер улицы) подземку родного города, но мелочиться он не стал, и вскоре о существовании человека с псевдонимом Julio 204 узнали жители всех районов города. Эту идею вскоре подхватил еще один молодой житель того же города, 17-летний грек Demitrios, который также оставил свои «теги» "Taki 183" (tag – так обозначается надпись или псевдоним) во всех частях Нью-Йорка. На этот раз это не прошло незамечанным, и один журалист разыскал юношу, чтобы взять у него интервью и выяснить, с какой целью он делал эти надписи. Ответ на этот вопрос он изложил в статье "Taki 183 spawns pen pals", которая стала первой из посвященных граффити.

Вскоре молодежь стала активно расписывать все попавшиеся на глаза предметы своими «тагами», и этот феномен превратился в настоящее движение, которое стали называть хип-хоп граффити.

Одним из объектов, пользующихся наибольшим вниманием и любовью райтеров, были поезда. Многие группировки предпочитали одни линии метро другим, в зависимости от их маршрута, качества покрытия вагонов, и количества пассажиров, которые могли бы увидеть их творения. Последнее было наиболее важно, так как вся культура хип-хоп основана на массовости и публичности. Известность среди населения ценилась представителями всех направлений.

7 июля, всего на один вечер, состоится шоу Noize MC’s Hip-Hopera . В его основе - древнегреческий миф о великой любви Орфея и Эвридики. Исполнитель главной роли, композитор и автор текстов, Noize MC, о том, как переложить классический сюжет на современные реалии, и о том, как важно быть верным себе.

Шоу готовилось уже довольно долгое время, а вы присоединились к нему в январе, став тем самым идеальным героем, которого искали постановщики. Как вы нашли друг друга?

Я всегда хотел сделать какую-то крупную форму с использованием хип-хоп музыки - оперу, мюзикл или что-то еще. Это была моя мечта на протяжении многих лет - соединить хип-хоп с какими-то несвойственными ему жанрами. С предложением об участии в хип-хопере ко мне обратились в январе, и как только я услышал имя режиссера Юры Квятковского, то сразу понял, что моя мечта наконец-то начинает сбываться.

Я всегда хотел сделать какую-то крупную форму с использованием хип-хоп музыки - оперу, мюзикл или что-то еще. Это была моя мечта на протяжении многих лет - соединить хип-хоп с какими-то несвойственными ему жанрами.

- Все будет сыграно вживую?

Да, абсолютно. Мы определились с составом музыкантов, и на сцене будет довольно большой инструментальный ансамбль.

- Звучать будет прежде всего хип-хоп или не только?

В основном хип-хоп . Девушка, играющая Эвридику, будет и читать, и петь. У меня тоже есть какие-то вокальные части, но все равно это хип-хоп тема.

- А до этого сюжет об Орфее вы знали? Имели представление о героях?

Конечно. И о советской рок-опере 1975 года знал, но пришлось освежить свои познания в этой области. Базовый сюжет мифа и какие-то оригинальные вещи из оперы были известны, конечно. Я отчасти использовал материал, который был в рок-опере , но по минимуму. Сейчас один из треков построен на семпле из темы Орфея из самого начала этой оперы; эпизодически используется еще один семпл другой композиции. В основном это музыка, которая пишется специально для проекта, с нуля, и использование семплов минимально.

- Чем отличается написание партий для оперы от написания песен для Noize MC ?

Тем, что я впервые пишу большое произведение, где каждый трек - это часть сюжета, где существуют персонажи, которые из одного трека переходят в другой. И я, получается, пишу не только для себя. Вообще, я был очень удивлен, но оказалось, что все это проще, чем писать альбом из разрозненных песен. Есть основная линия, которую ты разбиваешь на треки, связанные напрямую друг с другом сюжетом, и в рамках каждой песни тебе уже ясно творческое задание.

Вообще, я был очень удивлен, но оказалось, что все это проще, чем писать альбом из разрозненных песен.

- Кто-то еще из композиторов работает над оперой?

Да. Несколько битов написал DJ Stufford, наш командный диджей. Несколько битов написал я. Сейчас примерно пополам - половина его музыки, половина моя. Возможно, появятся еще какие-то соавторы. Это в плане музыки. В плане текстов - во-первых , это современное прочтение «Орфея и Эвридики», поэтому конкурс певцов, на который Орфей отправляется, - это, естественно, баттл. В нем помимо меня, конечно, участвуют другие люди. Сейчас участие подтвердили ST, Дуня и RE-pac . Они, естественно, себе куплеты пишут сами. Все экстраполируется на современные реалии и на особенности хип-хоп -культуры.

В классической трактовке мифа Орфей попадает в загробный мир, следуя по которому, он ищет свою возлюбленную Эвридику. В вашей постановке загробное царство - это мир музыкальной индустрии?

С одной стороны, это спойлер, конечно, но я попробую сформулировать так, чтобы не рассказывать эту сцену полностью. Скажем так, это психоделический кошмар героини.

- Орфей - это больше древний грек, который увлекся хип-хопом , или Noize MC , который переместился в Древнюю Грецию?

Ты знаешь, на самом деле это будет мультикультурное пространство. Мы здесь пользуемся тем, что хип-хоп - это ответвление постмодерна. То есть не вполне понятно, где происходит сюжет, в принципе. По деталям, по поведению героев, по лексикону используемому мы, с одной стороны, понимаем, что это наши дни. С другой - возвращаемся постоянно к сюжету мифа и… Рэперы часто же себе берут псевдонимы самого разного толка. Здесь так получилось, что все участники, которые занимаются хип-хопом , - у них псевдонимы, соответствующие вот этой парадигме древнегреческих мифов. Мне довольно сложно это объяснить в двух словах - это, конечно, нужно увидеть и понять. Но это такое сюрреалистичное пространство, где перемешаны наши дни и древние времена. Здесь, конечно, сильное влияние античной эстетики; попадаются цитаты из культуры Древнего Рима и прочих… То есть это условное драматургическое пространство, в котором мы ищем ответы на вечные вопросы.

Это такое сюрреалистичное пространство, где перемешаны наши дни и древние времена. Здесь, конечно, сильное влияние античной эстетики; попадаются цитаты из культуры Древнего Рима и прочих… То есть это условное драматургическое пространство, в котором мы ищем ответы на вечные вопросы.

- У Орфея была лира. В хип-хопере вы тоже на ней играете?

Когда я буду играть, то, естественно, на гитаре. Что же до лиры, то в одной из трактовок мифа Орфей мастерски играл на кифаре. Это большая семиструнная лира, на которой играли костяным медиатором -плектром, причем играть дозволялось только мужчинам. Кстати, в нашем либретто к опере тоже фигурирует кифара.

- Что вам кажется самым важным в классической истории об Орфее?

Несколько линий, безусловно. С одной стороны, всепобеждающая любовь, бесконечно сильная, способная преодолевать немыслимые преграды. С другой стороны, это то, что необходимо оставаться верным себе, нельзя предавать любимого человека и ваши отношения, скажем так. Ведь Орфей в конце обернулся, он был не уверен и из-за этого не смог вернуть свою возлюбленную из царства мертвых. С другой стороны, это еще тоска по упущенным возможностям. Некоторые ошибки нельзя исправить, к сожалению.

- Философия постановки может быть выражена во фразе «Будь верен себе». Что она значит для вашего героя?

Наша история про хип-хоп , про шоу-бизнес . Наш Орфей попадает в ситуацию, где его внутреннего стержня оказывается недостаточно, и это задает драматургию всему происходящему. Не могу сказать, что это прямо заложено в самом мифе. Но в постановке, которую мы делаем, эта мысль есть.

- Как проходят репетиции?

Пока что у нас репетиции на музыкальном уровне. Мы записываем материал, делаем демо, не так давно приступили к студийной работе. Театральных репетиций еще не было, но мы уже приблизились к этому. Сейчас уже полностью готово шесть треков, наполовину написан седьмой. Уже накопилось какое-то количество материала, и мы вот-вот перейдем к театральным сценическим репетициям. Пока что это больше похоже на традиционную студийную работу - мы встречаемся и обсуждаем концептуальные вещи; каким-то образом преобразуем иногда сюжетную линию в зависимости от того, какие получаются треки. Есть синопсис, я ему следую, и иногда получаются в процессе какие-то неожиданные детали.

- Насколько сильно вы изменились по сравнению с собой же 10-летней давности?

Конечно, произошли серьезные изменения. На мой взгляд, они к лучшему. Я повзрослел, изменилась тематика, я приобрел опыт. Жизненные изменения очень сильные. Я женился, у меня дети. Это ведь тоже уникальный жизненный опыт. Конечно, все это влияет на творчество как отражение внутреннего мира. Он претерпевает какие-то изменения. Внешний мир тоже не стоит на месте.

- Нужно ли человеку быть верным себе?

Ну естественно. Изменения необходимы и неизбежны, они должны быть новым опытом, но внутренний стержень человека должен оставаться неизменным.



Рассказать друзьям