Новый закон "об аудиторской деятельности". «Аудиторский» законопроект готов ко второму чтению Сравнение вложений в системный комплексный и единовременный аудит

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Законопроект № 273179-7
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)» (далее – законопроект) разработан в целях создания условий для повышения эффективности функционирования аудиторской отрасли в Российской Федерации.
Законопроектом предлагаются изменения в Федеральный закон
от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»), а также в ряд иных федеральных законов.
Законопроектом предлагается уточнить круг организаций, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Так, с учетом изменений критериев малого предпринимательства, установленных законодательством Российской Федерации, регулирующим развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, предлагается увеличить порог обязательного аудита по значению объема выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) до 800 миллионов рублей, активов бухгалтерского баланса – до 400 миллионов рублей, ввести критерий среднесписочной численности работников (100 человек) и условие соответствия хотя бы двум из трех указанных показателей в течение двух последовательных лет, предшествующих отчетному году. Законопроектом предусматривается, что отчетность фондов будет подлежать обязательному аудиту в случае, если за каждый из двух последовательных лет, предшествующих отчетному году, поступление имущества и денежных средств превысит 3 миллиона рублей.
Законопроект уточняет определение бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводится аудит, включая в нее консолидированную финансовую отчетность и финансовую отчетность, которые предусмотрены Федеральным законом от 27 июля 2010 года
№ 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
Законопроектом устанавливаются требования к аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги наиболее значимым для финансового рынка организациям (в том числе публичным акционерным обществам, организациям, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам или бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг, кредитным и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг), организациям государственного сектора экономики (государственным корпорациям, государственным компаниям, публично-правовым компаниям, организациям, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов), а также организациям, которые представляют и (или) раскрывают консолидированную финансовую отчетность. Вводится категория «общественно значимая организация», объединяющая указанных аудируемых лиц.
Аудиторские услуги общественно значимым организациям будут вправе оказывать только аудиторские организации, сведения о которых внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, ведение которого будет осуществляться Банком России. Для включения в указанный реестр аудиторские организации должны соответствовать определяемым законопроектом требованиям, в том числе в части количества аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы (не менее трех таких аудиторов должны иметь «единый» квалификационный аттестат аудитора и опыт участия в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций в течение не менее трех последовательных лет), деловой репутации аудиторской организации и опыта осуществления аудиторской деятельности, ведения аудиторской организацией своего сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и раскрытия на нем информации о деятельности аудиторской организации.
Законопроектом устанавливаются дополнительные требования к руководителю аудита общественно значимой организации, в том числе предусматривающие наличие опыта участия в течение не менее трех лет в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, осуществляющих экономический вид деятельности, соответствующий экономическому виду деятельности аудируемого лица, а также прохождение обучения по программам повышения квалификации по тематике экономической деятельности соответствующих общественно значимых организаций, минимальная продолжительность которого составляет 40 часов за три последовательных года. Кроме того, вводится запрет на назначение руководителем аудита общественно значимой организации аудитора, который не соответствует устанавливаемым требованиям к деловой репутации.
Законопроектом вводятся нормы, направленные на исключение ситуаций, когда квалификационный аттестат одного и того же аудитора используется для создания нескольких аудиторских организаций.
В целях повышения информативности и объективности аудиторского заключения, составляемого по результатам аудита общественно значимой организации, к нему предъявляются дополнительные требования в части раскрытия обстоятельств, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность проаудированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе существенных рисков, принятых на себя аудируемым лицом, событий и (или) условий, которые могут поставить под сомнение способность аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность. Закрепляется обязательное подписание указанного аудиторского заключения руководителем аудита общественно значимой организации.
В связи с переходом Российской Федерации на международные стандарты аудиторской деятельности законопроект актуализирует соответствующие положения Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в том числе в части определения содержания аудиторского заключения.
В части осуществления контроля и надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций законопроект предполагает осуществление Банком России прямого контроля и надзора за саморегулируемыми организациями аудиторов, а также за аудиторскими организациями, осуществляющими аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций. За саморегулируемыми организациями аудиторов в полной мере сохраняются полномочия по осуществлению внешнего контроля качества работы своих членов. Вместе с тем предусматривается право саморегулируемой организации аудиторов признать плановую проверку качества работы аудиторской организации, сведения о которой внесены в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, и являющейся членом такой саморегулируемой организации аудиторов, проведенной в случае, если в соответствующем периоде в отношении деятельности такой аудиторской организации осуществлен контроль и надзор Банком России.
Законопроект предусматривает внесение корреспондирующих изменений в Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ
«О саморегулируемых организациях». Законопроект содержит также переходные положения на период между вступлением законопроекта в силу и принятием Банком России предусмотренных законопроектом нормативных актов и (или) передачей Банку России полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере аудиторской деятельности.
Реализация предусмотренных законопроектом изменений будет способствовать повышению доверия пользователей к результатам аудиторской деятельности за счет повышения эффективности ее регулирования, взаимодействия аудиторских организаций, саморегулируемых организации аудиторов и Банка России, что является одним из факторов стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации.

С начала этого года действует новая редакция закона "Об аудиторской деятельности".

Закон вспутает в силу с 1 января 2009 года за исключением частей 1-9 статьи 11, статей 12 и 16. Части 1-8 статьи 11 закона вступают в силу с 1 января 2011 года. Часть 9 статьи 11, статьи 12 и 16 закона вступают в силу с 1 января 2010 года.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30.12.2008 значительно расширяет полномочия саморегулируемых организаций (СРО) в сфере аудита, детально прописываются права и обязанности таких СРО, требования к их деятельности.

Лицензирование аудиторской деятельности продлено до 1 января 2010 года. Лицензирование заменяется обязательным членством аудиторских компаний в СРО.

В отличие от действующего Федерального закона «Об аудиторской деятельности» Федеральным законом обеспечивается прекращение признанных потенциально избыточными функций регулирования аудиторской деятельности. Среди таких функций, в частности, разработка проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, занятых аудиторской деятельностью вне финансового рынка, организация и проведение квалификационного экзамена аудиторов, организация обучения аудиторов по программам повышения квалификации и другие.

Вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который дает право аудиторам проводить аудит в любых отраслях экономики, то есть снимает дополнительные ограничения.

Разделены понятия аудита и аудиторской деятельности: аудиторская деятельность включает в себя аудит и сопутствующие аудиту услуги.

Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в частности, требования к стажу работы в аудиторской организации, к наличию безупречной деловой репутации, к уставному капиталу, к составу исполнительных органов аудиторских организаций), призванные обеспечить повышение качества аудиторских услуг и независимость аудиторов и аудиторских организаций.

Сохранен порядок осуществления обязательного аудита бухгалтерской отчетности организаций - участников финансового рынка, то есть организаций, имеющих особое общественное значение (привлечение денежных средств населения и других хозяйствующих субъектов). При этом устанавливается исчерпывающий перечень таких организаций - это организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов.

Предусматриваются снижение требования к численности аудиторов в аудиторской организации и допуск индивидуальных аудиторов к проведению обязательного аудита (за некоторыми исключениями). Это как мера поддержки малого бизнеса в аудите.

В области аудиторской деятельности действуют единые для всей отрасли стандарты, которые разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита.

В Федеральном законе впервые дается определение кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципиально изменяется характер полномочий и деятельности Совета по аудиторской деятельности, который, по сути, станет органом общественного надзора за развитием аудиторской деятельности и профессии, что имеет особое значение в связи с публичным характером этого вида деятельности. Определены цель и порядок обеспечения деятельности Совета, его функции, порядок формирования, механизм обеспечения независимости и другое.

Изменяется порядок проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Он будет осуществляться и профессиональным сообществом, и независимо от него (в отношении аудиторских организаций, работающих на финансовом рынке).

Детально урегулированы отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса СРО аудиторов, их деятельностью, осуществлением взаимодействия этих организаций и их членов, потребителей произведенных ими услуг.

Одним из существенных требований к СРО аудиторов является обеспечение дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов.

Функции по государственному регулированию аудиторской деятельности будут осуществляться уполномоченным федеральным органом. К их числу отнесены: выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности (включая утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), ведение государственного реестра СРО аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации.

Для повышения качества аудиторских услуг предусматривается введение единого квалификационного аттестата аудитора, который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики.

Квалификационный экзамен, по существу, обеспечит единый подход к установлению профессионального уровня аудиторов. В условиях множественности СРО аудиторов данный механизм гарантирует равные права и возможности для всех лиц, желающих заниматься аудиторским делом.

Проведение квалификационного экзамена возлагается на единую аттестационную комиссию, которая создается совместно всеми СРО аудиторов, ими же утверждаются учредительные документы аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости, прозрачности, самофинансирования.

Устанавливаются конкретные меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций и аудиторов, которые могут быть применены к ним СРО аудиторов и уполномоченным федеральным органом

Настоящий документ не является нормативным правовым актом Минфина России
и не может рассматриваться в качестве такового.
Он предназначен исключительно для информирования заинтересованных лиц.

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:
факты и комментарии

Установлена обязанность совета директоров
публичного акционерного общества
формировать комитет по аудиту

Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» введена обязанность совета директоров (наблюдательного совета) публичного акционерного общества (далее – ПАО) формировать комитет по аудиту (ранее – такая норма отсутствовала) .

Комитет по аудиту формируется для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем финансово-хозяйственной деятельности ПАО. Одним из основных направлений деятельности такого комитета является взаимодействие с внешним аудитором общества и систематическое наблюдение за его работой. Данная деятельность комитета по аудиту призвана обеспечить уверенность акционеров ПАО в независимости и качестве аудита отчетности общества, углубленное рассмотрение проблем и рисков деятельности общества, выявляемых внешним аудитором, неформальное, эффективное взаимодействие совета директоров (наблюдательного совета) с внешним аудитором.

Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» в отношении внешнего аудитора комитет по аудиту должен в предварительном порядке рассматривать, в частности, следующие вопросы: оценка независимости внешнего аудитора и отсутствия у него конфликта интересов, оценка качества проведения внешним аудитором аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Исходя из Федеральных законов «Об акционерных обществах» и «Об аудиторской деятельности»:

независимость внешнего аудитора ПАО – отсутствие имущественной, родственной или иной зависимости внешнего аудитора от общества, его акционеров, руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц в случаях, предусмотренных Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, одобренными Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г.;

конфликт интересов – ситуация, при которой заинтересованность внешнего аудитора может повлиять на его мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО. Случаи возникновения у внешнего аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов установлены Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г.;

качественный аудит – в общем случае результативный аудит, выполняемый эффективно, своевременно и за разумную плату. Качественный аудит обеспечивает аудиторская группа, которая: придерживается надлежащих ценностей, этических норм и подходов; достаточно квалифицирована, опытна и располагает достаточным временем для проведения аудита; применяет строгие процедуры аудита и контроля его качества, соответствующие требованиям законодательства, нормативных правовых актов и применимых стандартов; предоставляет своевременные и полезные отчеты; надлежащим образом взаимодействует с заинтересованными сторонами .

В соответствии с Кодексом корпоративного управления, одобренным Советом директоров Банка России 21 марта 2014 г., к основным задачам комитета по аудиту также относятся:

оценка кандидатов во внешние аудиторы общества, выработка предложений по назначению, переизбранию и отстранению внешних аудиторов общества, по оплате их услуг и условиям их привлечения;

надзор за проведением внешнего аудита;

обеспечение эффективного взаимодействия между подразделением внутреннего аудита и внешним аудитором общества;

разработка и контроль исполнения политики общества, определяющей принципы оказания и совмещения внешним аудитором общества услуг аудиторского и неаудиторского характера обществу.

Исходя из пункта 3 статьи 64 и подпункта 9? пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в редакции Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 209-ФЗ) компетенция и порядок деятельности комитета по аудиту определяются внутренним документом общества. Такой документ утверждается советом директоров (наблюдательным советом) ПАО. Совет директоров (наблюдательный совет) ПАО также определяет количественный состав комитета по аудиту, назначает его председателя и членов, а также прекращает их полномочия.

Кодексом корпоративного управления рекомендовано формировать комитет по аудиту только из независимых директоров, причем по крайней мере один из независимых директоров-членов данного комитета должен обладать опытом и знаниями в области подготовки, анализа, оценки и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Последнее целесообразно публично раскрывать.

В качестве лучшей практики деятельности комитета по аудиту в Кодексе корпоративного управления отмечено публичное раскрытие информации о подготовленной этим комитетом оценке аудиторских заключений, представленных внешними аудиторами.

Норма Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 209-ФЗ о формировании комитетов по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) ПАО вступает в силу с 1 июля 2020 г.

В контексте Международных стандартов аудита, обязательных к применению на территории Российской Федерации, комитет по аудиту относится к лицам, отвечающим за корпоративное управление в обществе. Стандарты аудиторской деятельности возлагают на аудитора ряд обязанностей по активному взаимодействию с комитетом по аудиту.

Уточнены требования по соблюдению аудитором конфиденциальности банковской информации

Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» внесено изменение в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», которым уточнено требование обеспечения аудиторскими организациями конфиденциальности сведений, составляющих банковскую тайну и полученных ими в процессе деятельности. В частности, установлено, что аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов:

полученные аудиторскими организациями при оказании аудиторских услуг (ранее – полученные в ходе проводимых проверок) ;

предоставленные аудиторским организациям Банком России в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ранее - такая норма отсутствовала) .

Одновременно случаи, в которых аудиторская организация вправе раскрыть третьим лицам сведения, составляющие банковскую тайну, дополнены случаем, когда такие сведения получены от Банка России, и аудиторская организация имеет предварительное согласие в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, на указанное раскрытие (ранее – указывалось лишь, что исключения составляют случаи, предусмотренные федеральными законами) .

Аудиторские организации несут ответственность за неправомерное разглашение сведений, составляющих банковскую тайну. Разглашение банковской тайны может повлечь уголовную ответственность (например, статья 183 Уголовного кодекса Российской Федерации) или административную ответственность (например, статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности).

Норма Федерального закона от 29 июля 2018 г. № 263-ФЗ о соблюдении аудитором конфиденциальности банковской информации вступила в силу с 30 июля 2018 г.

Департамент регулирования бухгалтерского учета,
финансовой отчетности и аудиторской деятельности
Минфина России

О деятельности комитетов по аудиту совета директоров см. также «Комитеты по аудиту и качество аудита: тенденции и возможные области для дальнейшего рассмотрения» ( раздел «Аудиторская деятельность – Общая информация – Деятельность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов»).

О качестве аудита см., например, документ «Концепцию качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита», изданный Международной федерацией бухгалтеров ( раздел «Аудиторская деятельность – Стандарты и правила аудита – Документы МСА – Дополнительные документы»).

03 сентября 2019

  • 11:05

    PricewaterhouseCoopers (PwC), аудиторская компания из «Большой четверки», запустила свое аудиторское решение для клиентов, которые работают с криптовалютами. Об этом компания сообщила в своем пресс-релизе. Решение для аудита под названием Halo... 819

Сейчас под аудитом понимают любую независимую проверку какого-либо объекта или проекта. Наша тема - финансовый аудит, или аудит в том смысле, как он определен Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". Согласно закону, аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. То есть финансовый аудит неразрывно связан с проверкой бухгалтерской отчетности, контролем над корректностью ее составления. Основной целью мероприятия является установление факта достоверности финансовой отчетности организаций, в отношении которых проводится аудит.

В связи с этим, аудиторские новости могут заинтересовать широкий круг лиц и специалистов, в числе которых не только инвесторы и предприниматели, но и специалисты различных экономических и финансовых специальностей. Несмотря на то, что в России аудит считается достаточно молодым видом деятельности, возник с переходом к рыночной экономике, новости в аудите появляются регулярно, как положительные, так и не очень радостные, их отслеживание является неотъемлемой частью работы профессионала.

Новейшие изменения в правилах и стандартах аудита, степени ответственности специалистов в данной отрасли, события в аудиторском бизнесе - все новости аудита вы можете узнать на нашем сайте!

"Аудиторские ведомости", 2009, N 8

Анализируются особенности современного этапа в развитии такого направления в аудиторской деятельности, как налоговый аудит. Приводятся изменения в налоговом законодательстве, непосредственно касающиеся данной сферы.

Актуальность аудиторской проверки налогового учета связана с тем, что налоги представляют собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой негативные последствия для экономического субъекта. Частые изменения налогового и бухгалтерского законодательства в процессе аудиторских проверок способствуют возникновению ошибок при осуществлении бухгалтерского учета и исчислении сумм налогов.

Чтобы отвечать растущим потребностям рынка, аудиторские компании вынуждены разрабатывать и предлагать все новые сопутствующие услуги. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" допускает оказание следующих сопутствующих услуг.

  1. Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование.
  2. Налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций.
  3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование.
  4. Управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией.
  5. Юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, в том числе консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
  6. Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий.
  7. Оценочная деятельность.
  8. Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.
  9. Проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях.
  10. Обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

В современных условиях ведения бизнеса большим спросом среди сопутствующих аудиторских услуг пользуется налоговое консультирование, которое осуществляется по двум основным направлениям:

  • оказание услуг конкретному налогоплательщику в целях нахождения оптимального баланса между расходами организации на выплату налогов и налоговыми рисками;
  • помощь физическим и юридическим лицам в начислении и уплате налогов, выполнении своих налоговых обязательств в соответствии с налоговым законодательством, представительство в судах, правоохранительных, налоговых органах.

Однако оказание подобных услуг не в состоянии удовлетворить растущие потребности по налоговому сопровождению хозяйственной деятельности. Это обусловило появление новой отрасли в аудиторской деятельности - налогового аудита. Популярность данной услуги на рынке обусловлена следующими факторами:

  • сложной системой налогообложения;
  • постоянно меняющимся налоговым законодательством;
  • наличием большого количества спорных арбитражных дел по налоговым вопросам;
  • недостаточной компетентностью руководителей и сотрудников бухгалтерских служб;
  • стремлением организаций получить качественные аудиторские консультации по вопросам планирования налогообложения.

На предварительной стадии налогового аудита определяются:

  • основные принципы, этапы и подходы к проведению налогового аудита;
  • основы взаимоотношений аудиторской организации с налоговыми органами в ходе выполнения налогового аудита;
  • ответственность сторон при проведении налогового аудита;
  • порядок проведения и оформления результатов выполнения специального аудиторского задания по налоговым вопросам.

Стабильное финансовое положение любого хозяйствующего субъекта тесно связано с величиной его налоговых обязательств и существенностью его налоговых рисков, что обусловливает возрастание роли налогового аудита. Именно на налоговый аудит заинтересованными пользователями возлагается задача получения полной, достоверной и объективной информации о правильности исчисления налоговых обязательств в соответствии с нормами налогового законодательства, от чего, в свою очередь, нередко зависят функционирование и развитие организации. Налоговый аудит пользуется спросом прежде всего у крупных и средних компаний, осуществляющих несколько видов деятельности. Обороты таких хозяйствующих субъектов велики, поэтому и налоговые обязательства, в том числе штрафы и пени, составляют значительные суммы.

Сущность налогового аудита состоит в проведении анализа налоговой и бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта на предмет выявления ошибок в исчислении и уплате налогов. При этом выявляются не только скрытые недоплаты, но и переплаты налогов.

В конце 2008 г. Федеральным Собранием Российской Федерации был принят ряд законов, направленных на снижение негативных последствий мирового финансового кризиса, которые предусматривают как прямые, так и косвенные меры, способствующие стабилизации экономики страны и выходу из кризисной ситуации. В данном контексте отметим в первую очередь Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В данном Законе содержатся многочисленные поправки, которые вступили в силу с 1 января 2009 г., однако отдельные нормы действуют "задним числом".

Так, до вступления в силу Закона N 224-ФЗ налогоплательщик, у которого суммы налога, сбора, пеней и штрафов были списаны банком с его счета, но не перечислены в бюджетную систему Российской Федерации, вправе был списать такую задолженность перед бюджетом в порядке, установленном ст. 59 НК РФ. Законом N 224-ФЗ (п. 3 ст. 1) ст. 59 дополнена п. 3, который регулирует рассматриваемый вопрос. Согласно внесенным изменениям суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с п. 1 данной статьи в случае, если на момент принятия решения о признании этих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.

Пунктом 1 ст. 59 НК РФ установлено, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном либо Правительством Российской Федерации (по федеральным налогам и сборам), либо исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями (по региональным и местным налогам).

Согласно п. 8 ст. 9 Закона N 224-ФЗ положения п. 3 ст. 59 НК РФ (в новой редакции) применяются к суммам налогов, сборов, пеней и штрафов, списанным со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, но не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Закона. В силу п. 7 ст. 9 Закона N 224-ФЗ это положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г.

Таким образом, новая редакция п. 3 ст. 59 НК РФ имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 г., что актуально в условиях финансово-экономического кризиса, когда многие банки стали банкротами, не перечислив в бюджетную систему списанные со счетов налогоплательщиков суммы налогов, сборов, а также пеней и штрафов.

Условием эффективности налогового аудита является его своевременность. Указанный фактор имеет определяющее значение не только при выявлении недоимок (необходимость представления деклараций до начала налоговой проверки), но и при выявлении переплат (зачет излишне уплаченных налогов ограничен тремя годами).

Выявление недоплат позволяет организации заблаговременно, т.е. до начала налоговых проверок, обезопасить себя от начисления штрафов, представив налоговым органам уточненные декларации, погасив при этом недоимку и пени. Выявление ошибок, которые привели к излишней уплате налогов, зависящих зачастую не от квалификации бухгалтерской службы, а от изменчивости толкования налогового законодательства, дает возможность либо вернуть из бюджета "живые" деньги, либо сократить текущие и будущие налоговые обязательства.

Исходя из характера и целей налогового аудита (профессиональное мнение о правильности, полноте и своевременности исчисления и уплаты клиентом налогов, а равно и о допущенных им ошибках), возмещение убытков в виде штрафов, понесенных организацией в результате следования консультации, не соответствующей нормам действующего законодательства, возлагается на аудиторскую компанию, осуществлявшую налоговый аудит. При этом договором между клиентом и компанией размер ответственности последней может быть ограничен суммой реального ущерба или суммой вознаграждения, полученного организацией в рамках указанного договора.

Для того чтобы принять на себя полную ответственность, аудитору необходимо обнаружить все ошибки клиента по налогам. А это значит, что надо проверить абсолютно все. Такая проверка называется сплошной. Данный метод применяется в аудите исключительно редко. Причина в том, что соответствующие процедуры слишком дороги. Поэтому в практике аудиторской деятельности существует такое понятие, как уровень существенности. Аудитор (по своему профессиональному суждению) оценивает то, что является существенным исходя из того, какие факторы способны привести к существенному искажению бухгалтерской отчетности. Иные факторы хозяйственной деятельности, неправильное отражение которых в бухгалтерском учете не приводит к существенному искажению бухгалтерской отчетности, не подлежат обязательной проверке в рамках проведения аудита. Так поступают в случае проведения общего аудита. С налоговым аудитом дела обстоят гораздо сложнее.

Сплошная проверка при проведении налогового аудита требует создания группы, состоящей из компетентных специалистов и значительного времени для работы. В период аудита хозяйствующий субъект должен представить практически все документы, связанные с его деятельностью. Возможно, у проверяющих возникнут вопросы, которые потребуют обсуждения с представителями клиента. Таким образом, деятельность проверяемой организации будет блокирована или приостановлена, что неминуемо повлечет неблагоприятные экономические последствия. При этом гарантировать полную ответственность за результаты проверки аудитор все равно сможет не всегда, поскольку обороты крупной организации могут превышать стоимость десятков аудиторских фирм, что делает эту работу чрезвычайно трудоемкой.

В связи с этим практика принятия аудитором на себя ответственности в полном размере при проведении налогового аудита не получила развития. Как правило, размер ответственности аудитора ограничивается указанной в договоре суммой, но при принятии на себя и этой ограниченной ответственности аудитору необходима дополнительная поддержка, так как риск допущения ошибок в любом случае имеется. Такую поддержку может обеспечить страхование. Здесь необходимо учитывать, что страхования ответственности по общему аудиту, которое обязаны иметь аудиторы по законодательству, при налоговом аудите недостаточно. Для того чтобы получить от страховой компании компенсацию расходов клиента в результате некачественно проведенного налогового аудита, аудитор дополнительно должен застраховать сопутствующие аудиту услуги, а именно налоговое консультирование. Поэтому аудитор, хотя и проверяет выборочно, но организовать проверку постарается таким образом, чтобы свести к минимуму возможные налоговые риски клиента.

В заключение отметим, что налоговая составляющая аудита слабо регламентирована действующими нормативными документами. Не урегулирован ряд существенных вопросов, определяющих технологию налогового аудита, отсутствуют четкие рамки налоговой составляющей аудита. Отсутствуют методические разработки по организации и проведению налогового аудита. Все это придает достаточную актуальность разработке правовых, методологических и методических основ налогового аудита.

М.П.Каширина

Кафедра "Аудит" ВЗФЭИ



Рассказать друзьям