Описание картины Маковского «Боярский свадебный пир XVII века. Боярский свадебный пир в XVII веке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В творчестве Маковского очень много картин, которые описывают жизнь и быт Руси в патриархальные времена. Он один из наиболее известных живописцев 2-ой половины XIX века. Его творчество можно назвать разносторонним. Его еще называют вдохновенным певцом древнерусской старины, у него свой взгляд на колорит и быт того народа.

Эта картина относится к боярскому циклу и тесно связывает художника с историей. Сам Маковский занимался коллекционированием антикварных вещей, что не могло не оставить отпечаток на его творчестве. Очень много внимания он уделял изображению старинных вещей.

Эта картина одно из его известных произведений, она была написана 1883 году и имела колоссальный успех на выставке Антверпене. Мы видим сводчатые хоромы, которые заполнены разнообразной посудой и кубками всяких форм. Художник запечатлел момент празднования, когда свадебное застолье подходит к концу и выносят традиционное для того времени блюдо «Лебедь».

Критики обращали особое внимание на реалистичность изображенного события, и достоверность картины. В своей картине художник с особым стремлением старается как можно ближе к оригиналу изобразить быт древнерусского народа, со всеми традициями и особенностями. Уделяя внимание костюмам столовым приборам и обстановке. С удивительной красотой изобразил он драгоценности, золото, слоновую кость, бархат. В своей картине он рассказывает нам о традициях той эпохи, как бы проводит ознакомительную экскурсию. Меня заинтересовало его произведение, и мне более подробно захотелось узнать о том времени, как жили люди и во что верили. Спасибо Маковскому, что предоставил мне свободу в моих мыслях и рассуждениях на тему обрядов в древней Руси.

Белое платье, воздушная фата, свидетели со стороны жениха и невесты, праздничный эскорт, волнующие звуки марша Мендельсона и другие атрибуты церемониала - непременные атрибуты современной свадьбы, одного из самых торжественных и важных событий в жизни человека. Сколько браков заключается ежегодно в нашей стране! Их устроители и участники, следуя давно выверенной и отработанной ритуальной схеме, чаще не подозревают, что истоки этого прекрасного обряда уходят в седую старину народных традиций и даже царских свадеб. Документы Посольского приказа, которые хранятся в Российском государственном архиве древних актов, дают возможность в подробности восстановить весь ход торжеств царевой свадьбы более чем трехсотлетней давности. Свадьбы российских царей XVI-XVII веков, то есть до петровских преобразований, отличались исключительным своеобразием, в основе которого лежали многовековые национальные традиции.

Константин Маковский "Под венец"

Царские свадьбы эпохи позднего средневековья удивительно похожи одна на другую, потому что праздновались по строгому канону, так называемому "свадебному чину", традиция которого уходит еще в великокняжеские времена. Именно благодаря сохранившимся и дошедшим до нас "свадебным чинам" - этим своеобразным и подробным сценариям торжеств - мы имеем уникальную возможность, например, узнать, как проходила свадьба Ивана Грозного или Михаила Романова, Алексея Михайловича или Федора Алексеевича.
Попытаемся составить общее представление о царской свадебной обрядности в средневековой России. (Кстати, не столь богато, но по тем же обрядам справляли свадьбы бояре, купцы и простой люд.)
Праздничные торжества по случаю бракосочетаний российских царей проходили в Московском Кремле, в Грановитой палате (при Иване Грозном ее еще называли "Большой Золотой", а при Федоре Ивановиче - "Большой Золотой подписной" из-за того, что палата была украшена настенной росписью по золотому фону) и в Золотой Царицыной и Жилецкой палатах (последняя была предназначена для свадебных охранников - жильцов, отсюда и ее название). Это древние жилые парадные царские покои, на месте которых в 1635 году начали возводить Теремной дворец. Венчание происходило в Благовещенском соборе, а с 1671 года - в Успенском.

А.Рябушкин. В ожидании царя. 1901

Все царские свадьбы, как уже говорилось, будучи церемониями "раз и навсегда учиненными", то есть жестко регламентированными, начинались в воскресенье или в четверг и продолжались от двух до четырех дней. В первый день свадьбы, в ожидании времени венчания, жених и невеста не могли видеть друг друга. Царь, одетый как при короновании, сидел в своих дворцовых покоях, царевна - в Золотой палате.

Портрет Алексея Михайловича Романова

Церемония начиналась с хода царя и царевны в Грановитую палату. Но сначала царь со своим свадебным "поездом" шел в Золотую палату к царевне, чтобы через своего дружку повелеть ей идти в Грановитую палату. Согласно обычаю, первой в Грановитую палату должна была прийти невеста, за ней - жених. Это торжественное шествие выстраивалось по чину: впереди шли свечники, каравайники, фонарщики и дружки. Окольничий и дьяк "берегли путь", протопоп - кропил его святой водой. Царевну вели под руки свахи, сидячие боярыни и постельницы, а царя сопровождал тысяцкий.

А.Рябушкин. Свадебный поезд в Москве XVII века. 1901

Современные свадьбы несравнимо проще организуются, однако и теперь жениха и невесту всегда сопровождают "поезжане", правда, называются они ныне иначе: свидетелем и свидетельницей. Каравайники, постельницы, фонарщики и другие - сегодня это те, кто берет на себя функции по обслуживанию гостей и обустройству торжества. Немало в современных свадьбах и ритуалов, связанных с оберегами, хотя выполняют их не протопопы и дьяки, а все желающие.

Григорий Седов.Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем

После избрания на царство Михаил Федорович долго не решался на брак. В 1624 году он наконец женился, но почти сразу овдовел. Царь был еще молод, и, естественно, встал вопрос о новой женитьбе. В назначенный день к царскому двору было привезено более полусотни невест самых именитых и знатных фамилий. Каждая из них имела при себе так называемую "подругу для собеседования". "Подругой для собеседования" при дочери окольничего Григория Волконского была его племянница Евдокия Лукьяновна Стрешнева.
Смотрины невест огорчили царя - ни одна из них не пришлась ему по нраву, но, уступая желанию матери, он вновь отправился выбирать будущую царицу. На сей раз выбор его остановился на неизвестной девице Стрешневой, покорившей сердце государя своей красотой, обходительностью и кротким нравом.
Выбор Михаила Федоровича вызвал в царской семье разочарование, но он оставался непреклонен. Государь ссылался не только на возникшее у него чувство, но и на свой христианский долг помочь благородной не по крови, а по существу девице покинуть дом притеснявших ее родственников.
Получив благословение родителей - Святейшего Патриарха Филарета и инокини Марфы, - Михаил Федорович объявил о своей женитьбе на Евдокии Стрешневой. Царские посыльные отправились в отдаленный Мещовский уезд (Калужская губерния), чтобы привезти ко двору отца государевой избранницы Лукьяна Степановича Стрешнева, который благословил дочь на брак.


Святейший Патриарх Филарет благословляет сына, царя Михаила, на брак. Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых.

Весь ход брачного торжества был изложен в лицевой (иллюстрированной) рукописи под названием "Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича с Государынею Царицею Евдокиею Лукьяновною из рода Стрешневых".


Брачный поезд царя Михаила Федоровича Описание в лицах...

Брачный поезд царицы Евдокии Лукьяновны Описание в лицах.

Парадный зал Грановитой палаты, в то время самый большой в России, был заблаговременно приготовлен соответственно случаю. Пол застилали турецкими и персидскими коврами, дорогими цветными сукнами, место жениха и невесты поднимали на рундук (большой ларь, служивший в качестве подставки). Его обивали червчатым, то есть красным, бархатом и украшали расшитыми золотом подушечками и соболями. Праздничный стол, покрытый, согласно обычаю, тремя скатертями (первую использовали перед венчанием, вторую - отдавали новобрачным с угощением в опочивальню, третью - оставляли для пиршества гостей), был уставлен драгоценной посудой.
На первом выходе жениха и невесты в Грановитую палату их встречал свадебный стол с хлебом, сыром и солью - этими древнейшими еще языческими символами, олицетворявшими месяц и солнце, бракосочетание и благополучие.
Как видим, современный красивый свадебный ритуал встречи молодых "хлебом-солью" имеет давние корни.

Маковский.Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем

Здесь совершался интереснейший обряд царской свадьбы: в парадном зале Грановитой палаты под молитву священника происходило чесание гребнем голов жениха и невесты. Жена тысяцкого, обмакивая гребень в вине или в меду, расчесывала волосы царю и царевне, символизируя тем их переход в новое качество, а затем надевала невесте фату - знак ее "невидимости", скромности, стыдливости, осыпала жениха и невесту хмелем, что было залогом плодородия, богатства и достатка, обмахивала, словно веером, соболями, означавшими царственное богатство. (Даже в средневековье, когда пушнины в России было несравнимо больше, чем в наши дни, соболий мех считался поистине царским.)
В наши дни от этого красивого свадебного ритуала остались, пожалуй, только фата и осыпание, правда, чаще не хмелем, а зерном, деньгами, цветами, иногда - конфетами. Фата же сегодня в основном служит украшением и не несет той ритуальной значимости, как в далеком прошлом.
Когда царю и царевне чесали волосы, дружка жениха кормил гостей хлебом и сыром, а дружка невесты подносил царю от имени царевны подарки. Здесь же стольники от имени молодых строго по росписи одаривали их родителей и ближайших "поезжан". А далее происходили символическое прощание родителей невесты с дочерью и передача ее жениху - ритуалы, в различных вариациях дошедшие до наших дней.

И. Репин. Выбор невесты для великого князя

Но вот наступала торжественная минута, когда жених и невеста отправлялись из Грановитой палаты для венчания в собор. В допетровской России существовало два обычая прибытия будущей царственной четы в церковь: зимний и летний. Зимой жених приезжал верхом на коне к собору со своим "поездом" раньше невесты. Царевна со своими "поезжанами" приезжала в санях следом.
Ныне в загс или в церковь жених и невеста очень часто едут в разных машинах, а обратно - в одной, повторяя, таким образом, старинный обычай.
Когда царская свадьба справлялась летом, царь с царевной, взявшись за руки, шли до собора пешком. Под ноги им стольники и стряпчие стлали по обычаю дорожки из красивой материи. Но когда бы ни была эта пышная церемония, зимой или летом, всегда она сопровождалась множеством действий, означающих всякого рода обереги, и звоном всех колоколов кремлевских и других московских церквей.

К.Маковский.Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883


Участники современного "свадебного поезда" - несколько машин, украшенных лентами, цветами и шарами, - во всю сигналя, и не подозревают, что это пережиток древней предохранитель ной магии (когда прежде венчаться отправлялись не в автомобиле, а в коляске, ритуальный шум создавали щелканьем кнута). Звон церковных колоколов в старину и звуковые сигналы свадебных машин сегодня - различные формы оповещения "целого света" о празднуемой свадьбе.
Наконец, после всех предварительных этапов, наступала кульминация свадебного торжества - венчание. Перенос его места при царе Алексее Михайловиче из домовой церкви русских царей, Благовещенского собора, в Успенский кафедральный говорил о том, что изменились представления о брачном венчании царей. Все, что было важно для государства в царской свадьбе, воплощал уже не весь "свадебный чин", а лишь акт церковного венчания. Именно при Алексее Михайловиче его значение неизмеримо возросло, почему и место венчания было перенесено в собор, предназначаемый для событий государственной важности (а старинный свадебный "чин" постепенно отошел в прошлое).
Итак, венчание. В соборной кремлевской церкви жених и невеста становились близ алтаря на соболя, застланные камками (так называли шелковую узорчатую ткань), и начинался священный акт венчания, по завершении которого молодые пили вино из одного сосуда и целовались. Отныне они соединялись "вечно-навечно" самим Богом и обретали новый государственно-значимый статус. Новобрачный царь проходит как бы повторную, после коронации, процедуру утверждения во власти, он отныне воспринимается как "зрелый" правитель, гарантирующий своей женитьбой продолжение династии, а значит, сохранение стабильности России. Ведь ее могущество, в традиционной российской системе ценностей, опиралось на прочность царской власти. Новобрачная в новом статусе царицы (так нарекали ее только после венчания) воспринималась как будущая мать наследника престола, иначе говоря, хранительница династии.

Г. Мясоедов. Смотрины невесты

После венчания молодые и гости шли в Грановитую палату на свадебный пир. Царь с царицей занимали свои прежние места, где им до венчания гребнем чесали головы, а гости рассаживались согласно своему чину и должности. В центре стоял большой стол, во главе которого садились новобрачные, а вокруг него - "кривой", огибавший большой в виде буквы "П". По старинному обычаю на свадебном пиру новобрачные ничего не ели и не пили.
Посидев немного, царь с царицей покидали шумный пир и отправлялись в опочивальню. Царская опочивальня замыкала ряд комнат дворца - Переднюю, Крестовую и Престольную, то есть государев кабинет. Ее низкие двери для сохранения тепла были обиты материей, полы застланы в несколько слоев коврами, ведь опочивальня не отапливалась. Центральным предметом всего убранства была, конечно же, постель. В старину говорили - "постеля". По своему богатству и роскоши она напоминала великолепный шатер. Сделанная из дорогих пород дерева, увенчанная балдахином постель убиралась особым образом. Вниз клали ржаные снопы, застланные ковром (снопы издревле на Руси считались символом прибытка в доме), на ковер - до десятка перин, на перинах возвышались изголовье и две подушки, все застилалось шелковой простыней и одеялами - холодным и теплым, собольим или куньим, в ноги клали шубу и ковер. В довершение кровать со всем убором покрывали простыней. За убранство спальни и постели отвечали постельники, самые доверенные и надежные люди царя, в обязанности которых входило соблюдение всех мер предосторожности.

Иван Грозный выбирает невесту»
Гороховская Т


Перед дверью в спальню происходил еще один любопытный ритуал. Жена тысяцкого в овчинной шубе навыворот (символ плотского начала и новой семейной жизни) осыпала новобрачных хмелем. Дружка царя приносил им со свадебного стола хлеб, соль и курицу, завернутые в скатерть, и оставлял наедине.
На утро следующего дня новобрачные мылись в бане. Это тоже был символический обряд очищения и вступления в новую жизнь с чистыми намерениями. Царская баня, или мыленка, находилась на нижнем этаже Теремного дворца, в одной из дальних комнат. Вода в мыленку в XVI веке специально привозилась, а с 1633 года стала подаваться водоподъемной машиной Водовзводной башни Кремля из Москвы-реки. В XVI-XVII веках еще существовал обычай, по которому сопровождавшие царя тысяцкий и дружки, а царицу - свахи и боярыни мыли новобрачных вином и медом. После бани царь с царицей завтракали в своих хоромах.
Заключали царскую свадьбу праздничные обеды, прием поздравлений и раздача государевых милостей по случаю брачного торжества. Милости полагались всем, кто принимал участие в царской свадьбе, - от митрополита (с 1589 года - патриарха), благословлявшего брак, до сотника, охранявшего Кремль.

М. Шибанов. Брачный договор. 1777

Вот так, по-царски торжественно, богато и красиво праздновались в XVI-XVII столетиях свадьбы всех российских государей. Обнаруженные в них некоторые ритуальные параллели с современностью весьма показательны. Эпоха российского позднего средневековья с точки зрения эволюции свадебной обрядности стала переломной. Уже никогда после царская свадебная обрядность, еще "не перекроенная" на западный манер, не была настолько национально своеобычна и близка народной.
В царской свадебной обрядности еще обнаруживаются пережитки архаических верований, преданий, обычаев, формировавшихся в различные эпохи и продолжающих жить до сих пор.
В последующие периоды все изменилось. Эпоха Петра Первого знаменовала резкий разлом в свадебной культуре, когда свадебные обряды различных слоев общества стали развиваться своими путями. Традиционная "учиненная" царская свадьба с ее "причудами" навсегда осталась в XVI-XVII веках, не пережив культурных веяний нового времени. А народная свадьба адаптировалась к менявшимся культурно-историческим реалиям, сохранилась в своей основе и дожила до наших дней.

М.Клодт. Терем царевен

Свадебный чин - подробное описание всего хода царской свадебной церемонии от первого до последнего дня с росписью всех гостей "по чинам", в соответствии с которыми они исполняли строго закрепленные за ними ритуальные функции. Свадебные чины составлялись для российских царей в Посольском приказе с середины XVI по конец XVII столетия.
Свадебный поезд - выстроенные по строго определенному порядку царские придворные.

Дружки - придворные свадебные чины на Руси в XV-XVII веках. Их роль на свадьбе заключалась в том, чтобы созывать гостей, произносить ритуальные речи, раздавать дары и угощения.

Свечники, каравайники, фонарщики - придворные чины на Руси, выполнявшие определенные церемониальные и хозяйственные функции.

Окольничий - придворный чин, распоряжавшийся церемониями.

Сидячие боярыни - придворные, чья роль на свадьбе сводилась к почетному сидению в Грановитой палате за свадебным столом.

Постельники, постельницы - придворные свадебные чины, охранявшие брачную спальню.

Тысяцкий - придворный главный чин со стороны жениха, сопровождавший его повсюду во время свадебной церемонии.

Стольники, стряпчие - придворные чины на Руси, выполнявшие хозяйственные и церемониальные функции.

Творчество К. Маковского, одного из самых знаменитых живописцев 2-ой половины XIX века, весьма многогранно. Пожалуй, больше всего художник известен своими яркими картинами, описывающими жизнь и быт патриархальной Руси. Маковского называют вдохновенным певцом древнерусской старины с ее своеобразным колоритом и самобытной прелестью.

К. Маковский стал создателем так называемого боярского цикла полотен, тесно связанного с русской историей. В его создании огромную роль сыграла страсть автора к коллекционированию антикварных вещей, Действительно, старинные вещи обретали вторую жизнь на полотнах художника.

Пожалуй, одним из самых известных произведений боярского цикла К. Маковского является большое полотно «Боярский свадебный пир XVII века». Картина была написана в 1883 году и имела огромный успех на Всемирной выставке в Антверпене.

Перед зрителем предстают сводчатые хоромы, заполненные причудливой заморской посудой, кубками разнообразных форм. Изображен момент праздника, когда свадебный пир близок к завершению – в это время вносится традиционное блюдо «лебедь».

Современники подчеркивали высочайшую степень исторической достоверности картины. В этом произведении художник стремится к правдивому изображению древнерусского быта, не пропуская особенностей и подробностей, касающихся костюмов персонажей, столового серебра, всей обстановки. С удивительным мастерством переданы физические качества драгоценных камней, золота, слоновой кости, бархата, парчи.

К.Маковский в своем произведении очень достоверно и убедительно сумел воскресить позабытую эпоху – XVII век. Стремление к исторической достоверности в изображении деталей в полотне соединяется с фантазией и воображением живописца, а это сообщает полотну необыкновенную поэтичность.

Помимо описания картины К. Е. Маковского «Боярский свадебный пир XVII века», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

На Руси было множество обрядов и традиций, которые передавались из поколения в поколение. Множество из них дошли до наших дней. Но на Руси были и такие обряды, отношение к которым, по естественным причинам, было противоречивым. До наших дней они дошли исключительно в виде ознакомительных исторических справок, мол, вот так было на Руси…

Сегодня разберем один из таких «своеобразных» обрядов — поцелуйный обряд - старинный русский обряд чествования гостей. Появился в 15-17 вв. О нем свидетельствуют сразу несколько источников. Первый из них — откровения австрийского советника и дипломата Августина Мейерберга, которые вылились в книгу «Путешествие в Московию».

Он в 1661–1662 гг. посетил Россию с дипломатической миссией. О своей поездке барон написал официальный отчет, выступив в данном сочинении не как наблюдатель, а как исследователь.

По версии барона Мейерберга обряд состоял в следующем: «после окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей…»

Второй источник — отечественный «Домострой» — сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Особо почитали эту книжку новгородские бояре и купечество.

Приведу несколько выдержек из книги Ивана Егоровича Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях», в которой он приравнивает поцелуйный обряд к языческому поклонению:

«В начале XVI века затворничество женщин было делом окончательно уже решенным и не подлежащим никакому сомнению и колебанию. Так например, известный Домострой не предполагает, чтобы жены, не говоря уже о дочерях, могли ходит в мужские беседы. Он дает только советы жене, как вести себя в гостях, у других жен, как вести себя с гостьями дома, причем строго наказывает, «коли гостьи случатся, то питие и еству и всякий обиход, приносит (в комнату) один человек сверстной, кому приказано…

В отношении дружеских бесед, Домострой замечает: «а в гости ходити, и к себе звати: ссылатца с кем велит муж…»

Только самые дружелюбные отношения хозяина дома к своим гостям растворяли иногда женский терем и вызывали оттуда на показ мужскому обществу его сокровище — хозяйку дома. Существовал обычай, по которому личность женщины и именно жены хозяина, а также жены его сына или замужней дочери, чествовалась с каким то особым, точно языческим поклонением.

«Боярышня с подносом» — Маковский Константин Егорович

Этот обычай, заключался в том, что, когда на празднике или в другое время собирались гости и начинался обед или честной пир, хозяин дома приказывал жене выйти поздороваться с гостями. Она приходила в столовую комнату и становилась в большом месте, т. е. в переднем углу; а гости стояли у дверей.

Хозяйка кланялась гостям малым обычаем, т. е. до пояса, а гости ей кланялись большим обычаем, т. е. в землю. Затем господин дома кланялся гостям большим же обычаем, в землю, с просьбою, чтоб гости изволили его жену целовать.

Гости просили хозяина, чтоб наперед он целовал свою жену. Тот уступал просьбе и целовал первый свою хозяйку; за ним все гости, один за одним, кланялись хозяйке в землю, подходили и целовали ее, а отошед, опять кланялись ей в землю. Хозяйка отвечала каждому поясным поклоном, т. е. кланялась малым обычаем. После того, хозяйка подносила гостям по чарке вина двойного или тройного с зельи, а хозяин кланялся каждому (сколько тех гостей ни будет, всякому по поклону), до земли, прося вино выкушать. Но гости просили, чтоб пили хозяева. Тогда хозяин приказывал пить наперед жене, потом пил сам и затем обносил с хозяйкой гостей, из которых каждый кланялся хозяйке до земли, пил вино и отдавши чарку, снова кланялся до земли.

После угощения, поклонившись гостям, хозяйка уходила на свою половину, в свою женскую беседу, к своим гостям, к женам гостей. В самый обед, когда додавали круглые пироги, к гостям выходили уже жены сыновей хозяина или замужние его дочери или жены родственников. И в этом случае обряд угощения вином происходил точно также. По просьбе и при поклонах мужей, гости выходили из за стола к дверям, кланялись женам, целовали их, пили вино, опять поклонялись и садились по местам; а жены удалялись на женскую половину.


Дочери-девицы никогда на подобные церемонии не выходили и никогда мужчинам не показывались.

Этот обряд, подтверждая самым делом все рассказы о затворничестве русских женщин, о раздельности древнерусского общества на особые половины, мужскую и женскую; вместе с тем показывает, что личность замужней женщины, хозяйки дома, приобретала для дружеского домашнего общества высокий смысл домодержицы и олицетворяла своим появлением и угощением самую высокую степень гостеприимства.

В этом обряде выразилась также чисто русская форма уважения к женской личности вообще, ибо земные поклоны, были первозданною формою наиболее высокого чествования личности.»

Третий источник обряда встречаетсяв историческом романе Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» (1863), посвященном эпохе Ивана Грозного (1547-1584). Писатель описывает «поцелуйный обряд» в доме опального боярина Дружины Морозова, согласно которому его молодая жена Елена обязана была выйти к гостям — посторонним мужчинам — в праздничном одеянии и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему на подносе чарку вина:

«Когда Елена обошла всех без изъятия, Морозов, пристально за ней следивший, обратился к гостям:

Дорогие гости, — сказал он, — теперь, по старинной русской обыклости, прошу вас, уважили б вы дом мой, не наложили б охулы на мое хозяйство, прошу вас, дорогие гости, не побрезгали бы вы поцеловать жену мою!.. Дмитриевна, становись в большом месте и отдавай все поцелуи, каждому поочередно!


Гости благодарили хозяина. Елена с трепетом стала возле печи и опустила глаза.

Князь, подходи! — сказал Морозов Вяземскому.
- Нет, нет, по обычаю! — закричали гости, — пусть хозяин поцелует первой хозяйку! Пусть будет по обычаю, как от предков повелось!..»

На сюжет романа в 1895 г. русский художник К.Е. Маковский написал свою знаменитую картину «Поцелуйный обряд».


Вообще, художник Маковский посвятил боярской жизни десятки замечательных картин. Есть у него еще одна картина, которая также свидетельствует о существовании «поцелуйного обряда». Сегодня она находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга:


«Из повседневной жизни русского боярина конца семнадцатого века. 1868»

Как именно на Руси появился поцелуйный обряд, историки не дают точных ответов. Русский историк Гавриил Петрович Успенский считал, что что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России. Были версии, что обряд мы переняли от татар. Но тот же Иван Егорович Забелин, выдержками которого мы поделились выше, считает, что

«в этом обряде выразилась чисто русская форма уважения к женской личности! … Затворничество женской личности, ее удаление от мужского общества явилось жизненным выводом тех нравственных начал жизни, какие были положены в наш быт восточными, византийскими, но не татарскими идеями.

Не у татар мы заимствовали наш терем, а он сложился мало помалу сам собою, ходом самой жизни, как реальная форма тех представлений и учений о женской личности, с которыми мы познакомились еще в самом начале нашей истории и которые в течении веков управляли воспитанием, образованием, всем развитием русской женщины…»

Был ли он заимствован или сформировался сам по себе, об этом мы никогда уже не узнаем. Но впечатление о нем все же двоякое. Интересно услышать ваше мнение в комментариях: «Дикостью ли был поцелуйный обряд или чем-то красивым, естественным и приличным?»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Константин Егорович Маковский
Боярский свадебный пир в XVII веке. 1883
Холст, масло. 236x400 см
Музей Хилвуд, Вашингтон

Картина "Боярский свадебный пир в XVII веке"

Картина "Боярский свадебный пир в XVII веке", один из лучших шедевров Маковского, пользовалась головокружительным успехом в 1883 году на Всемирной выставке в Антверпене и удостоена самой высокой награды - Большой золотой медали. Орденом короля Леопольда был награжден и сам художник. При работе над этой картиной художнику позировали жена Юлия Павловна (именно ее лицо у невесты), ее сестра Екатерина и старший сын Сергей.


Картина "Боярский свадебный пир в XVII веке", фрагмент

Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин, - писал сам Маковский. - Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству.

К.Маковский. Русская красавица в кокошнике
К. Маковский. Рождение венеры

Русский художник Константин Маковский запросил у Павла Третьякова за «Боярский свадебный пир в XVII веке» 20 тысяч рублей. Немыслимая цена по тем временам! Третьяков отказался, что ничуть не огорчило художника. В отличие от многих его современников, для него свет клином на Третьякове не сходился. И он благополучно продал «Боярский пир» американскому ювелиру Шуману за 60 тысяч. Причем покупатель был в полном восторге, немедленно заказал еще одно полотно – «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1887 г) - и запустил производство открыток с репродукциями «Пира».


«Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1887 г)

«Боярский пир» сначала в доме Константина Маковского представили в виде так называемой «живой картины». Такая забава была чрезвычайно популярна в то время в высшем обществе. Участники делились на команды, и каждая показывала некое живописное произведение, которое соперники должны были угадать. Играть в это в доме Константина и Юлии Маковских было особенно интересно: чего-чего, а антуража у него для подобных дел хватало, а теплая, комфортная атмосфера привлекала в их гостиную множество интересных людей. Бывать у Маковских стало в некотором роде вопросом престижа и при этом оставалось очень приятным времяпровождением. Причем для Константина Маковского «живые картины» были не только забавой, но и методом, творческим инструментом. Он нередко менял местами элементы игры, и сначала составлял картину в своем воображении, потом воссоздавал с гостями, эту постановку фотографировали, затем Маковский писал на основе фотографии картину. Именно так было с «Боярским пиром». С этого большого полотна и начался этап знаменитых «боярских картин» Маковского, которые чаще всего предварялись созданием «живых картин»

К.МАКОВСКИЙ. РУССКАЯ КРАСАВИЦА

Специалисты отмечают высокую степень исторической достоверности в изображении Маковским одежды, убранства, аксессуаров, обстановки в целом. Перед нами – свадебный обряд в России XVII века. В роли невесты выступила жена художника Юлия , сам он показан в образе жениха. Возле него за столом сидит их сын Сережа. Богато убранные чертоги наполнены роскошными сундуками, драгоценными кубками, роскошной посудой. Нам показывают один из ключевых моментов свадебного пира, завершающий празднование: внесение традиционного блюда «Лебедь». А перед молодыми на тарелке жареная курица. Дело в том, что по традиции новоиспеченные супруги на свадьбе не должны были есть. И лишь по завершении трапезы их отправляли в спальню, вручив эту самую курицу для подкрепления сил. Судя по смущенному лицу девушки и смеющимся гостям, молодым как раз дают «советы» по поводу поведения в спальне.

Художник К.Маковский

Окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать "феноменом Константина Маковского", сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. В 1883 году он показал, таким образом, картину "Боярский свадебный пир в XVII столетии", которая была вскоре куплена в Америку. Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

Иностранные коллекционеры охотно покупали экзотические "боярские жанры", поэтому большинство подобных работ художника ушло из России.


Картина "Боярский свадебный пир в XVII веке"

Рассказать друзьям