Памятники, посвященные семье, материнству и детству, в россии. Техника «Скульптура семьи Скульптурная композиция семья

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Трогательный и одновременно динамичный памятник семье установили в городе Саранске в 2008 году на пересечении улиц Демократической и Советской. Скульптурная композиция в натуральный рост изображает многодетную семью: главу семейства с младшим ребёнком на плечах, маму «в положении» и ещё двоих детей по краям, держащихся за родителей. Памятник реалистичен и динамичен - все люди запечатлены в момент движения.Автором композиции счастливой семьи является скульптор Николай Филатов. Бронзовая скульптурная композиция была изготовлена на Жуковском литейном заводе.Инициатором монумента многодетной семьи стал глава Мордовии - Николай Меркушкин, высказав пожелание установить символ незыблемых семейных ценностей, являющихся истинным фундаментом общества. Символичным стало и местоположение памятника - напротив Кафедрального собора Св. Феодора Ушакова.Памятник семье в Саранске был признан наиболее душевной композицией из других, подобных по смыслу скульптур, расположенных в других городах России. В день бракосочетания молодожёны обязательно посещают монумент счастливой семьи, искренне веря, что скульптурная композиция принесёт им удачу.

2. Памятник "Семья у фотоаппарата", г. Белгород

Появление одной из самых запоминающихся скульптур Белгорода было непосредственно связано с проведением в 2008 г. «Года семьи». В связи с этим, молодой автор Тарас Костенко, специализирующийся на жанровой городской скульптуре, предложил оригинальное решение декоративно-символической композиции, изображающей счастливую семью.Данная работа является «мотиватором», в её основе заложен принцип ассоциативного восприятия того, что собой должна представлять счастливая полноценная семья: красивые люди, радующиеся жизни; принцип «2+3», подчёркивающий многодетность как естественную норму жизни. Максимально реализовать идею призвано «контактное» исполнение. Выбор места установки так же проходил исходя из заложенной сверхзадачи. Парк - место семейного отдыха. Костенко постарался выполнить многофигурный ансамбль максимально реалистично, а свойственная его творчеству романтичность, фантазийность, проявилась в детали - старинном фотоаппарате напротив «семьи».Скульптура открыта 12 декабря 2008 г. Установлена на аллее парка им. Ленина, непосредственно на тротуаре. Архитектурно связана с фонтаном, который служит фоном многофигурной, полнообзорной композиции. Все элементы изготовлены из бронзы. Фигуры и предметный план выполнены в натуральную величину. «Семья» пластически сочетает два основных объёма: мама с дочерью в статичной позе и отец с сыновьями в динамическом взаимодействии. Зритель может произвольно оценивать композицию с разных точек - «фасад» отсутствует.


3. Композиция "Семья", г.Москва

Памятник установлен на ВДНХ (около павильона № 8), скульптурная композиция включает мать, отца и трех их деток.

4. Памятник "Семье Горбунковых", г.Сочи

В августе 2010 года в Сочи был установлен памятник семье Горбунковых: Семен Семеновичу (Юрий Никулин), его жене (Нина Гребешкова) и детишкам. Авторы этой скульптурной группы - Вячеслав Звонов и Александр Бутаев из Сочи.

5. Памятник "Молодая семья", г. Йошкар-Ола

Памятник установлен на бульваре Победы, напротив городского перинатального центра, является вестником преобразований, светлой и радостной жизни, символом того, что главная ценность у человека - это семья и семейные традиции.

6. Памятник "Семейные узы", г. Томск

Памятник был установлен 11 июня 2008 года в честь празднования Года Семьи в России. Скульптурная композиция изображает две обнимающиеся фигуры, женщины и мужчины, которые держат на руках младенца. Родители в этой семье представляют собой неделимое целое. В скульптурной композиции прорублено отверстие в виде сердца. Находится монумент на пересечении улиц Фрунзе и Шевченко.

Обоснование

Суть данной техники состоит в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные вза­имоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи созда­ет свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственни­ков согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, на ту деятельность, которую они осуществляют по отношению друг к другу, и на чувства, которые при этом испытывают. Таким обра­зом, опыт каждого воплощается в живой картинке и проецируется нанес. Пэпп, Силверштейн и Картер (Рарр, Silverstein, Carter, 1975) и Б.Дал, Ф.Дал и Уотанаб (Duhl, Duhl, Watanabe, 1975) - среди тех стратегических терапевтов, которые широко применяли эту технику.

Одним из многих преимуществ скульптуры является ее способ­ность преодолеть чрезмерную завербализированность, заинтеллек-туализованность, разнообразные защиты, проекции и обвинения, часто существующие в семейной системе. Членам семьи не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, появляются различные воз­можности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении скульптура - довольно хорошее ди­агностическое средство.

Другим преимуществом скульптуры является тот эффект, кото­рый она производит на членов семьи, заставляя их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое, и каж­дый его элемент - самоценная человеческая личность. Невозможно изолировать любую субсистему внутрисемейного взаимодействия без учета тех последствий, которые они будут иметь для всей се­мьи. Скульптура не только объединяет семью, она еще и подчер­кивает индивидуальность каждого. Кроме того, она требует от чле­на семьи обобщить свой личностный опыт, осмыслить его, а затем и проинтерпретировать.

Скульптура также дает терапевту возможность прямой интервен­ции в семейную систему. Структурный терапевт при этом помога­ет членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя, таким образом, созданию более приемлемых границ внутрисемей­ных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что скульпту­ра используется для внесения позитивных изменений в семью, для ее полноценного функционирования.

Процедура

Техника "Семейная скульптура" применяется на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые используются в качестве замены от­сутствующих на сессии членов семьи. Скульптура может изобра­жать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое тре­буемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.

Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объяс­няет, что она помогает прежде всего прочувствовать, что значит быть членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем рас сказать. Каждый член семьи по очереди показывает свое видение внутрисемейных взаимоотношений, изображая их в живой скуль­птуре так, чтобы их позы и положения в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

Пэпп предлагает скульптору обращаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в та­кую позицию, которая могла бы его охарактеризовать невербаль­но. При этом психотерапевт занимает в семейной скульптуре мес­то самого скульптора, как сам скульптор его видит. "Ваяние" про­должается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульп­тору свободно обращаться с собой как с "материалом", зная, что потом они поменяются с ним местами.

Когда каждый член семьи создаст свою "реальную" семейную скульптуру, отражающую эмоциональную ситуацию в семье в дан­ный момент, можно также попросить создать скульптуру "идеаль­ной семьи".

Психотерапевт имеет возможность вмешиваться в этот процесс, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя проис­ходящее. Впоследствии можно обращаться к скульптуре "идеаль­ной" семьи для того, чтобы проследить динамику психотерапевти­ческого процесса. При этом несоответствия между представления­ми о структуре семьи различных ее членов очень существенны и их легче выявить с помощью семейной скульптуры, чем на основе традиционных вербальных техник.

Существует много вариантов использования методики "Семей­ная скульптура". Некоторые психотерапевты, применяющие эту методику, просят скульптора придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы пове­дение этого человека. Членам семьи следует затем последователь­но их произнести. В этом случае достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.

Обсуждается не только вся скульптура в целом, но и ее отдель­ные части. Психотерапевт может также задавать следующие вопро­сы.

1. (каждому члену семьи) Как вы чувствуете себя на этом месте
среди ваших родственников?

2. (всей семье) Удивила ли вас данная скульптура?

3. (каждому члену семьи) Знали ли вы раньше, что скульптор
воспринимает вас именно так, как он это изобразил?

4. (всей семье) Согласны ли вы с тем, что ваша семья функци­
онирует именно так, как изображено в скульптуре?

5. (скульптору или семье) Какие изменения в жизни семьи вы
хотели бы видеть?

6. (скульптору, раньше всех других вопросов) Придумайте наз­
вание вашему произведению.

Можно также организовать прямо на сессии обсуждение семь­ей, скульптором и психотерапевтом проделанной работы.

Скульптура используется и при индивидуальной психотерапев­тической работе. В этом случае роли членов семьи исполняют ме­бель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, он также помогает внести позитивные изменения в семейную систему.

При этом скульптура не должна слишком жестко интерпрети­роваться, поскольку она отражает не объективную внутрисемейную ситуацию, а лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира.

Использование

Данная техника используется в работе практически с любой малой социальной группой и любым индивидом - с супружеской парой, субсистемами "родители - дети", "братья - сестры", с полной семьей, с командой психотерапевтов или любой другой рабочей бригадой и даже с целой промышленной корпорацией, хотя условия проведения могут существенным образом отличаться друг от друга. Скульптура может использоваться как средство оценки системы и как средство интервенции в нее, и даже как особый механизм общения с клиентами. Она является мощнейшим проти­вовесом разного рода сопротивлениям и тупикам, возникающим в ходе психотерапевтического процесса.

Подростки обычно становятся отличными скульпторами из-за их чувствительности к тому, что в действительности происходит в семье, и из-за естественного желания манипулировать своими бли­жайшими родственниками. Замкнутые дети также являются хоро­шими скульпторами, хотя их творения часто бывают стереотипными и идеализированными. Более того, так называемые "благополучные дети" могут через скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх или враждебность, те чувства, которые, как ранее считалось, в основном должны испытывать "неблагополучные дети". По раз­ным причинам трудно побудить к "ваянию" маленьких детей и родителей: первых из-за недостатка понимания семейных проблем, а вторых - из-за опасения уронить свое достоинство. Однако, когда первоначальная неловкость проходит, они могут показать себя та­лантливыми скульпторами, и тогда между членами семьи возникает очень интересное соревнование, в котором точка зрения каждого выражается свободно и открыто.

В ходе выполнения методики начинают проявляться семейные ролевые образцы - треугольники, альянсы, специфические эмо­циональные взаимоотношения, а также такие проблемы, как борь­ба за власть, близость, дистанция, границы. Техника семейной скульптуры - хорошее средство наблюдения за всем этим, особенно в семьях, привыкших использовать изощренные вербальные мани­пуляции, или в тех, кто сопротивляется традиционной психотера­певтической беседе.


Семья - это символ незыблемых ценностей, которые являются и будут являться фундаментом общества. Это свой островок любви и поддержки в чужом мире. Люди, которые всегда примут и поймут...

Скульптурная композиция «Семья», г. Десногорск

Бронзовую композицию установили на площади у храма Стефана Великопермского. Ее «герои» - мама, папа и дети.

Идея создания скульптуры принадлежит Совету руководителей предприятий, т.к. семья - основа каждого общества, фундамент, на котором строится будущее. Это то, что делает наш народ крепким, а Россию - сильным государством. Именно это и стало движущей силой воплощения проекта в жизнь.

Автор скульптуры - Иван Мельников, заслуженный художник России, действительный член Петровской академии наук и искусств. Художественный замысел скульптора воплотили в бронзу смоленские мастера цеха художественного монументального литья компании «Олакс» (Катынь).

Скульптурная композиция «Семья», г. Орел

Скульптурная композиция «Семья» находится в Орле на территории мегакомплекса «ГРИНН».

Композиция представляет собой молодую пару, которая ведёт за руки своих детей: девочка собирается полакомиться порцией мороженого, мальчик тянет маму в сторону, видимо, заприметил что-то интересное. Мужчина с женщиной смотрят друг другу в глаза - они влюблены и счастливы.
Автор скульптуры - Юрий Киреев.

«Семья - это основа города. С нее все начинается и для нее, в конечном итоге, мы и работаем», - сказал на открытии скульптурной композиции глава администрации Орла Михаил Берников.

Скульптурная композиция «Семья», г. Астрахань

Скульптурная композиция на смотровой площадке перед Лебединым озером в городе Астрахани была открыта осенью 2013 года. Памятник представляет собой собирательный образ, в котором многие семьи смогут узнать себя и своих близких.

Скульптурная композиция «Здравствуйте», г. Стерлитамак

Композиция находится на аллее по проспекту Октября. Прохожим открывается вид на семейство на прогулке - папа, мама, дети и их маленький питомец олицетворяют обычную российскую семью, сохранение которой так важно для каждого ребенка.

Памятник семье был подарен городу ООО «Стерлитамакские железные дороги». Автор идеи - стерлитамакский скульптор Александр Пименов, реализация и лепка - скульптор Никита Мазаев (г.Москва). Исполнение и отливка в бронзе произведена скульптурно-производственным предприятием «Лит Арт» (г. Жуковский).

Памятник семье, г. Казань

Памятник семье находится во дворе на улице Адоратского. Рядом с памятником табличка, на которой написано: «Семья - это счастье. И ты знаешь, что тебя ждут и тебе есть куда спешить».

Скульптурная композиция представляет собой счастливую семейную пару, с двумя детьми и их собаку. Женщина аккуратно держит младенца, нежно прикасаясь к нему лицом, на них с восторгом и любовью смотрят мужчина и старший сын, у ног лежит красивая и ухоженная собака.

Скульптурная композиция «Счастливая семья», г. Самара

Памятник «Счастливая семья» расположен близ поселка Красная Глинка, на Красноглинском шоссе. Он установлен прямо около дороги и находится на некотором возвышении, представляя собой скульптурную композицию из фигур отца, матери и дочери, сидящей на руках мужчины. Памятник видно издалека, так было задумано еще при разработке проекта.

Данная скульптурная композиция считается важным местом, ведь сюда приходят молодожены, чтобы запечатлеть один из самых счастливых моментов своей жизни. Он считается отправной точкой в настоящую семейную жизнь. Те, кто побывал здесь, говорят о том, что монумент как будто добавляет жизненных сил и энергии, помогает поверить в настоящую любовь.

При виде этого монумента, в памяти невольно всплывают строки из бессмертного романа «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Изображенные неизвестным скульптором красивые и сильные люди являются олицетворением подлинного семейного счастья. В 2010 году скульптурная композиция была отреставрирована, а территория вокруг нее благоустроена.



Рассказать друзьям