Системно – деятельностный подход как основа организации воспитательно- образовательного процесса. Семинар-практикум «системно — деятельностный подход в доу, как основа реализация фгос

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 1 «Аленушка» Теоретический семинар Тема: «Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» г.константиновск Ростовская область

2 Цель: 1.Систематизировать знания педагогов о деятельностном подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, 2.Показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном этапе развития дошкольного образования. План семинара. 1. Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками. Старший воспитатель Чукарина Н.К. 2. «Структура НОД на основе деятельностного подхода». Воспитатель Фоминичева Т.В. 3. «Роль педагога в осуществлении деятельностного подхода» Руководитель МО воспитателей Лупонос З.Н. 4. Итог семинара. Буклеты и памятки.

3 1.Деятельностный метод в образовательной деятельности с дошкольниками. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Дошкольник- это прежде всего- деятель, стремящийся познать и преобразовать мир. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействия с ней В чем же заключается деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками? Деятельностный подход в образовании предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения. «Хочешь накормить человека один раз- дай ему рыбку. Хочешь накормить его на всю жизнь научи его рыбачить» Конфуций Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных

4 учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Деятельностный подход - это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества. Деятельность определяется как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определѐнной цели. «Слышу-не помню, вижу- помню, делаю-понимаю. Конфуций Принципы деятельностного подхода: принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип субъектности воспитания; принцип учета сенситивных периодов развития; принцип преодоления зоны ближайшего развития; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности; принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности; принцип активности ребенка в образовательном процессе. Старший воспитатель Чукарина Н.К.

5 2. Структура НОД на основе деятельностного подхода. Предлагаю рассмотреть структуру НОД на основе деятельностного метода 1. Создание проблемной ситуации 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности 4. Проектирование решений проблемной ситуации 5. Выполнение действий 6. Анализ результатов деятельности 7. Подведение итогов. Начальный этап. В начале приглашение к деятельности: «Давайте сегодня Я буду Кто хочет присоединяйтесь» Здесь важна игровая мотивация, которая помогает в игровой форме руководить детской деятельностью. Приходит кто-то в гости или игрушка Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось Что-то убрать, оставив пустое место Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др) Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим» Основная часть. После того, как наметили задачу для совместной деятельности, воспитатель предлагает возможные способы ее реализации. В процессе он предлагает новые способы, развивающее содержание, усиливает интерес ребенка к работе сверстника. Поощрение общения, обсуждение проблем. Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а

6 предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить другого ребенка. Заключительный этап. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам- закончил он или нет. На заключительном этапе оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно. Как сопоставление результата с целью: что задумал и что получилось. Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе). Воспитатель Фоминичева Т.В. 3. «Роль педагога в осуществлении деятельностного подхода» Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени средством возбуждения творчески-поисковой активности. Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.

7 Роль педагога в осуществлении деятельностного подхода велика, т.к именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. В процессе реализации деятельностного подхода в образовании формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и управленца этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность. Перед педагогом становятся следующие задачи: 1. Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; 2. Учить ребѐнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства, ее достижения; 3. Помогать ребенку сформировать у детей умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. На основе вышесказанного можно сформулировать основные правила деятельностного подхода: Подари ребенку радость творчества, осознание авторства Веди ребенка от собственного опыта к общественному Будь не «НАД», а «РЯДОМ» Радуйся вопросу, но отвечать не спеши Учи анализировать каждый этап работы Критикуя, стимулируй активность ребенка. Руководитель МО воспитателей Лупонос З.Н.


Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками (Подготовили: ст воспитатель Чепыжная Н. В. воспитатель Филатова И. В.) Мир вокруг нас изменился изменились и дети. Основной задачей

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Деятельностный подход в образовательном процессе в ДОУ» Задачи: 1. Уточнить понятия «деятельность», «деятельностный подход». 2. Определить роль педагога в организации деятельностного

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида 20» Методическое объединение воспитателей групп детей 5-6 лет Выступление «Структура непосредственно образовательной

«Структура непосредственно образовательной деятельности на основании деятельностного подхода» Подготовили: Родина Т.В. - воспитатель первой квалификационной категории, Звягинцева С.В. - воспитатель первой

Филиал 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 МАСТЕР КЛАСС «Деятельностный подход как эффективный метод формирования у воспитанников познавательной инициативы» Воспитатель:

Проектирование современного занятия в ДОУ Выполнила: воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С 165 Попкова О. Г. ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает научиться «ловить рыбу» в основу, которого

Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Стандарт преследует следующие цели: повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Хоменко О.В., заместитель заведующего по ВМР МАДОУ г. Нижневартовска ДС 68 «Ромашка»

Модель методического сопровождения ФГОС МАДОУ-Детский сад 11 В связи в введением ФГОС ДО система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических

Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование

БДОУ г. Омска «Детский сад 165» ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ "Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе " 2017 ГОД "Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе "

Консультация для педагогов ДОУ Деятельностный подход в современном образовании дошкольников. Автор-составитель: воспитатель МБДОУ ДСОВ 20 Аникеева Л.В. Жизнь человека в постоянно меняющихся условиях ХХI

Практикум «Конструирование предметнопространственной развивающей среды ДОУ, в соответствии ФГОС» Цель: Выявить и обобщить знания воспитателей и специалистов по данной теме. Подготовка к практикуму Оформление

Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС ДО В модели образовательного процесса обязательно выделяются следующие основные составляющие: 1 - взаимодействие педагога с детьми, ориентированное

Системно-деятельностный подход в обучении как средство повышения качества образования Народная мудрость Скажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь. (Русская

Консультация-диалог Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС ДО Кудлай М.И., старший воспитатель МБДОУ 43, руководитель ГМО воспитателей старших групп «Когда людей станут учить

Консультация «Системно - деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса» М.В. Мальцева, старший воспитатель МДОУ детский сад 4 «Ёлочка» Система методического сопровождения

Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО Консультация для воспитателей. Воспитатель: Князькина Н.В. игровой двигательной коммуникативной трудовой НЕПОСРЕДСТВЕННО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад 114» г. Сыктывкара Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка - детский сад 201 «Планета детства» Системно-деятельностный подход в ДОУ.

Организационно - педагогические условия социализации детей дошкольного возраста посредством реализации ФГТ. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. В процессе взаимодействия

Программа корпоративной и сетевой профессиональной поддержки специалиста при акмеологической стратегии управления тоже носит акмеологический характер и включает в себя комплекс мер по оказанию помощи работнику

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников Дошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло

Консультация для родителей на тему: «Вовлечение родителей в жизнь детей и детского сада (в образовательный процесс) через проектную деятельность». Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 1 «Аленушка» Утверждаю: Заведующий МБДОУ 1 «Аленушка» Самохина Е.В. ПЛАН работы творческой группы по региональному

46 Е.В.Котова Педагог дошкольного центра. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида 230» Адрес: 350089, г.краснодар, ул.бульварное кольцо, 3 Преемственность

1 Метод проектов это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий

МБОУ СОШ 3 группы дошкольного образования г. Татарска КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ФГОС ДО. Старший воспитатель: Перменева Светлана Викторовна

Выступление старшего воспитателя Макаровой Т.С. на районном методическом объединении по теме «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» «Обновление знаний педагогов

«Формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству в проектной деятельности». Подготовила воспитатель: Афанькова М.Н. Социально-коммуникативное

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО. Автор статьи старший воспитатель МБДОУ детского сада 68 Лебедева Л.В. октябрь 2016г.

Особенности осуществления непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Содержание и организацию образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении определяет

Ковалёва Ирина Викторовна Пушкова Наталья Александровна Технология личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми. В последние годы образовательное и воспитательное пространство стремительно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Оленёнок» Районная педагогическая конференция «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации

Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. (федеральный государственный общеобразовательный стандарт в дошкольном общеобразовательном учреждении). Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного

«Использование педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» Формы воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий Инновационные подходы воспитательной

Организация самостоятельной деятельности дошкольников в условиях МДОУ компенсирующего вида Босова С.М. старший воспитатель МДОУ д/с 43 г. Озёрск, Челябинская обл., Общепризнано, что дошкольное детство

Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2015/2016 учебный год Номинация: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование Педагогический проект «Использование нетрадиционных техник в

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Костромы «Центр развития ребёнка - Детский сад 13» ВЫСТАВКА ТЕХНИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ВОСПИТАТЕЛИ ТАТЬЯНА АНТОНОВНА ИВАНОВА АЛЕКСАНДРА ИГОРЕВНА

Анализ работы методического объединения воспитателей за 2014-2015 учебный год В прошедшем учебном году МО воспитателей работало по теме: «Совершенствование качества дошкольного образования через повышение

Аналитическая справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателем МАДОУ ЦРР д/с 49 Еременко СВ. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного

Смотреть презентацию к проекту Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 155 города Карталы» Проект по легоконструированию для детей старшего дошкольного возраста

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (структура работы, что важно отразить) ФИО воспитателя(ей) Возрастная группа: ТЕМА: БИБЛИОГРАФИЯ (источники информации): (отметить особенно удачные и важные книги по этой теме) СОДЕРЖАНИЕ:

УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи 41» Р.Р. Замолдинова г ПЛАН методического сопровождения введения и реализации ФГОС ДО МБДОУ «Детский

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Земляничка» План работы по преемственности на 2016 2017 учебный год: «Преемственность в работе детского сада и школы с учётом

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Задачи: создать условия для обеспечения психологического

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Согласно ФГОС ДО, утвержденного Приказом 1155 от 17.10. 2013 г. П.2.9. ФГОС ДО: «в части формируемой участниками

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ЭТО ПОДДЕРЖКА И ПОМОЩЬ ДЛЯ ТЕХ МАМ И ПАП, КОТОРЫЕ СТРЕМЯТСЯ ВЛОЖИТЬ В СВОИХ ДЕТЕЙ СВЕТ И ДОБРО, ИСКРЕННЮЮ ЛЮБОВЬ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ, НАУЧИТЬ ЗАБОТЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Консультационный

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 43. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с 43 разработана в соответствии с федеральным

Консультация для воспитателей Подготовила старший воспитатель Гриднева Е.П. МУНИЦИПАЛЬНО Е БЮДЖЕТНО Е ДОШКОЛЬНО Е ОБРАЗОВАТЕЛЬНО Е УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 38 143405, Московская область, город Красногорск,

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад 86 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара ПЛАН Работы Ресурсного центра по раннему возрасту на 2015 2016 учебный год Г. Сыктывкар, 2015г. Пояснительная

МДОУ «Детский сад 32 комбинированного вида» Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО 2017 год 1. Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя,

Уважаемые родители! 2 слайд Как сказал Лев Семенович Выготский: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». 3 слайд.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории 251 «Колосок» Ворошиловского района города Ростова на Дону Инновационный образовательный

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗ- СТУПЕНЬКА» для детей от 3 до 8 лет Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс Модифицированная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей.

Х лет. Аннотация к рабочей программе воспитателей ДОУ группы общеразвивающей направленности для детей раннего возраста (1,5 до 3 лет) Рабочая программа предназначена для работы с детьми от 1, 5 до 3- Программа

Маргарита Иванова
Семинар-практикум «Системно - деятельностный подход в ДОУ, как основа реализация ФГОС»

«Единственный путь, ведущий к знанию –

это деятельность »

Тема : Системно - деятельностный подход В ДОУ , как основа реализация ФГОС

Цель : создать условия для овладения педагогами теоретическими знаниями и практическими умениями по в работе с дошкольниками.

Ход семинара : В условиях новых социальных преобразований в России, образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны. Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Предъявляются новые требования ко всем уровням образования. Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного образования перешла на новый этап : свидетельством тому является введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В основу стандарта заложен , концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности воспитанников их возрасту и индивидуальным особенностям, представляющий разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающий рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. При реализации в отечественном образовании в основу ставят развитие познавательных и учебных мотивов, что требует от воспитателя создания следующих условий :

тщательная разработка проблемных ситуаций,

развитие творческого отношения дошкольников к познавательному процессу;

подбор необходимых средств для самореализации , оценивание дошкольников с учетом их индивидуальных способностей и возможностей;

организация максимально плодотворного учебного сотрудничества.

В настоящее время деятельность воспитателя ДОУ предполагает полное осознание целесообразности, своевременности, важности перехода на федеральные стандарты нового поколения. В качестве решающего фактора выступает готовность педагога, работающего в детском дошкольном учреждении, переходить к системно- деятельностному подходу . Воспитатель должен в полном объеме овладеть современной техникой и информационными технологиями, разработать учебно-методический комплект, который будет удовлетворять ФГОС , вооружиться поддержкой материально-технической базы. Важным условием осуществления системно- деятельностного подхода Л . Г. Петерсон в дошкольной образовательной организации является реализация системы основных принципов деятельностного метода обучения . Данные приципы выступают как необходимые психолого-педагогических условия организации образовательного процесса в современном детском саду.

Система основных принципов

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип деятельности - заключается в том , что ребенок, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе деятельности , активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей .

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности , о роли и месте каждой науки в системе наук ).

Принцип минимакса – заключается в следующем : педагог должен предложить ребёнку возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний) .

Принцип вариативности – предполагает формирование у детей способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ребёнком собственного опыта творческой деятельности .

Системно- деятельностный подход является в настоящее время самым подходящим вариантом для учета психологических и умственных особенностей дошкольников. Он в полной мере соответствует тем приоритетам, которые выбраны для модернизации российской образовательной системы .

– это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка . Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Деятельность – система действий человека

Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л. Г. Петерсон) .

Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться

Образовательная деятельность на основе системно- деятельностного подхода имеет определённую структуру.

(организация детей) .

2. Создание проблемной ситуации, постановка цели.

3. Мотивирование к деятельности .

4. Проектирование решения проблемной ситуации.

5. Выполнение действий.

6. Подведение итогов, анализ деятельности . (Рефлексия) .

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность . Педагог использует те приёмы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, дети входят в группу под музыку к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса, в группу вносится что-то новое (Красная книга, энциклопедия, игра) .

2. Важным этапом образовательной деятельности на основе системно- деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности . Чтобы тема образовательной деятельности не была направлена воспитателем, он даёт детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создаёт проблемную ситуацию (затруднение, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например, «Дети сегодня к нам в детский сад пришло письмо на электронную почту из Фиолетового леса, но оно оказалось зашифровано, а чтобы его прочитать нам нужно отгадать код, а код этот не простой, а загадочный. Дальше мы разгадываем загадки».

3. Следующий этап - проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает детям самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например, «Мы с вами идем на День рождения, но без подарка приходить некрасиво» . На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

4. На этапе выполнения действия составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.

Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах : «Что можно подарить на день рождения девочке Дольке.» Воспитанники выбирают из предложенных воспитателем примеров.

5. Этап подведения итогов и анализа деятельности включает :

Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем);

Выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что сегодня узнали? Для чего это пригодится вам в жизни?» );

Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас всё получилось?» );

Рефлексия собственной деятельности ребёнка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?» ).

Формы работы с детьми.

Экспериментально-исследовательская деятельность . Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать.

В ходе экспериментально- исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь : почему железный шарик тонет, а деревянный – нет; что будет, если в стакан с водой насыпать земли и т. д.

Игры-путешествия - ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, знакомится с их свойствами, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия (например, какие часы лучше подарить Незнайке, чтобы он не опаздывал в школу? (песочные, солнечные, механические или электронные, обретая необходимый опыт деятельности .

Игры с моделированием. Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными ) .Мягкие модули могут превратиться в пароход, машину, самолет, бытовую технику, мебель и т. п., карандаш – может стать волшебной или дирижерской палочкой. Также к моделированию относятся игры с использованием модельных схем. «Что сначала, что потом?» , «Откуда хлеб на стол пришел?» и т. п.

Художественное творчество, продуктивная деятельность , где ребенок учится, смешивая краски, получать новый цвет, решая проблемный вопрос «Как нарисовать фиолетовый баклажан, если у нас есть только три краски : красная, синяя, желтая?», «Кукла Маша любит цветы. Как поздравить куклу Машу с днем рождения зимой, ведь цветы еще не расцвели?» (можно нарисовать ей целую поляну цветов) и т. д.

Проектная деятельность

Это практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; не жесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности , приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Немаловажное значение для реализации системно- деятельностного подхода имеет развивающая предметно- пространственная образовательная среда. РППОС, среда в которой ребёнок чувствует себе комфортно и без труда включается в любую деятельность (игру, проектирование или художественное творчество)

Для этого в группах ДОУ оборудуют зоны экспериментальной деятельности , познавательной деятельности , уголок природы и т. д., где дети могут просеять крупу через сито и определить, почему одна крупа просеялась, а другая нет.

Используя составляющие РППОС в группе, дети получают новые знания, учатся выстраивать их в систему , применять на практике алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из-за затруднительных ситуаций, рефлексировать.

При этом задача педагога - делать обучение мотивированным. Учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства её достижения; помогать сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Однако не все педагоги ДОУ после утверждения ФГОС ДО перестроились , ушли от традиционных форм организации воспитательно-образовательного процесса.

С учётом вышесказанного, целью нашей работы должна стать систематизация знаний о новых принципах и подходах к воспитательно - образовательному процессу.

В моделировании содержания образования в рамках системно- деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения : воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно- деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества , определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем .

Еще Конфуций говорил : «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить».

Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Системно – деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему , применять на практике; формирует умение рефлексировать. Дети учатся применять алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных положений.

Только при умении педагога продумывать и разрабатывать собственные образовательные программы, применять на практике современные технологии он сможет быть новатором. Если воспитатель не принял, не осмыслил основную идею такого подхода , его нельзя считать на сто процентов компетентным, соответствующим профессиональным стандартам, созданным для педагогических работников. Развитие подрастающего поколения должно осуществляться не посредством выполнения отдельных задач, а в комплексе.

Практические задания.

Сегодня вам предстоит выполнить задания, которые помогут закрепить систему ваших знаний по деятельностному подходу , а также продемонстрировать ваши способности, мыслительную деятельность и скорость реакции .

Первое задание : Отвечать первой будет та команда, которая первая поднимет цветной флажок, за каждый правильный ответ вы будете получать цветную фишку. В конце игры мы подведем итог игры и узнаем кто же будет называться «Знаток образования» .

Вопрос система ?

Вопрос : Продолжите определение понятия деятельности ?

Ответ :

Система (от греческого – целое, составленное из частей; соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Деятельность - система действий человека , направленная на достижение определенной цели.

Второе задание :

Какова цель системно- деятельностного подхода к организации образовательного процесса в ДОУ?

Ответ :

Воспитание личности ребенка активно участвующего в сознательной деятельности , умеющего ставить цель, находить пути достижения этой цели и отвечать за результат деятельности

Третье задание : От каких высказываний должен отказаться педагог

Ребята, подходите , начинается математика

Петя предложил неправильно, Маша не подумала, что сказала

На чем же мы с вами можем полететь?

На что похожи кирпичики и где их можно найти?

Саша, принеси конструктор, это будут кирпичики

Кирилл, посмотри, чтоб ребята не заглядывали в коробку, там сюрприз

Миша, подскажи, где гараж для машин

Ты играй в машинки, ты иди рисуй

Все встали, пошли белочку искать

Наташа, ты делаешь неправильно, надо делать так

Четвёртое задание : Выбрать правильный вариант подведения итогов :

а) Саша, молодец, очень красиво нарисовал, Маша, хорошо придумала, что рисовать, Катя и Ксюша быстрее всех убрали со стола.

б) Ребята, наше занятие окончено, все складываем и идем в музыкальный зал

Пятое задание :

1) О какой форме организации детской деятельности идет речь ?

Форма совместной деятельности , направленная на расширение кругозора детей, на воспитание познавательной активности дошкольника. Педагогом создаются условия, позволяющие детям самостоятельности или совместно со взрослым приобретать новый опыт, добывать знания экспериментальным, поисковым путем. (проектная деятельность )

2)Как называется ситуация затруднения, пути преодоления которой детям неизвестны и необходимо самостоятельное их решение? (проблемная)

3)Назовите формы работы с детьми, через которые реализуется системно- деятельностный подход . (проектная деятельность , игры-путешествия, игры с моделированием, художественное творчество, эксперементирование)

4) Каковы особенности развивающей предметно-пространственной среды для реализации системно- деятельностного подхода ?

(Предметно пространственная среда группы должна способствовать ребенку без труда включаться в любую деятельность : игру, проектирование, экспериментирование или художественное творчество. Ребенок в ходе любой деятельности должен получать новые знания, учится выстраивать их в систему и применять на практике алгоритмы. Педагог должен позволить ребенку затрудняться, самостоятельно выходить из затруднительных ситуаций, рефлексировать, т. е. понимать проблемность поставленной перед ним задачи - знать, «Что он делал? Зачем он это делал? Важно ли то, что он сегодня узнал?» . Так ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно сделать по-другому.).

7. Рефлексия по итогам семинара .

И вот мы все сидим в прекрасном этом зале,

Нас детский сад собрал на умном семинаре .

Если у вас настроенье хорошее,

То дружно хлопайте в ладоши.

Данная тема актуальна всегда!

Если согласны, то крикните «ДА» !

Знанья, если пригодятся, если будешь применять,

Тогда сейчас коллегу справа необходимо приобнять.

Педагоги в нашем ДОУ мастера

Если согласны, кричите «УРА» !

Если был семинар хорошим ,

То снова хлопайте в ладоши.

Мы славно потрудились вместе с вами,

Но расставаться все ж пришла пора.

Закончить нашу встречу предлагаю

Громким троекратным «УРА!»

Анна Сы
Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОУ как основа ФГОС дошкольного образования

«Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому - и я научусь»

Китайская мудрость.

Системно- деятельностный подход – это организация образовательного процесса , в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка . Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Деятельность – система действий человека , направленная на достижение определенной цели.

Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л. Г. Петерсон) .

Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить) .

Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика , так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе . Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе , а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога , ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все : и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.

Рассмотрим системно- деятельностный подход как основную форму организации НОД. Проанализируем технологию деятельностного метода , который используется во время проведения НОД.

1. Создание проблемной ситуации.

2. Целевая установка.

3. Мотивирование к деятельности .

4. Проектирование решений проблемной ситуации.

5. Выполнение действий.

6. Анализ результатов деятельности .

7. Подведение итогов.

Создание проблемной ситуации. (процесс вовлечения в деятельность )

1. Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось.

2. Создать сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум, грохот и т. д) .

3. Создать интригу («Подождите, скоро покажу что-то интересное» и т. д.)

Целевая установка.

1. Организовать специальную ситуацию (все мыло заменить камушками, мелок кусочками сахара)

2. заранее о чем-то договориться с коллегами.

Мотивирование к деятельности .

1. Во время прогулки осенью.

– Ребята, красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад принесите мне, они очень нужны для сюрприза.

Дети заинтересованы : «Какого сюрприза?»

2. Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается к детям : «Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас».

Проектирование решений проблемной ситуации.

1. Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить сделать выбор.

2. В процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь» , чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно.

Анализ результатов деятельности .

Не спрашивать у детей понравилось или нет. Спросить надо : «зачем вы все это делали?» , чтобы понять, осознал ли ребенок цель.

Подведение итогов.

Хвалить не только за результат, но и за деятельность в процессе .

Признаки различных моделей организации образовательного процесса .

1. Исключение учебного блока (но не процесса обучения) .

2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей , в который входит не только образовательная деятельность , осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность

3. Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность »

Сравнения :

Учебная модель

1. Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет, манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию).

2. Большая регламентированность образовательного процесса , использование готовых шаблонов (готовых конспектов занятий) и образцов .

3. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность – учебная .

4. Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы) . Рассадка «взрослый напротив ребенка»

5. Обязательность участия в образовательном процессе .

Основной мотив в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей) .

Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса .

Совместная деятельность взрослых и детей :

1. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослыми (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому, ребенок активен не менее взрослого). Гибкость в организации образовательного процесса , учет потребностей и интересов детей.

2. Организация детской деятельности в различных формах , адекватных дошкольному возрасту . Диалог (общение) взрослого с ребенком. Рассадка взрослых и детей «по кругу»

3. Необязательность участия. Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса .

Публикации по теме:

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО» «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем.

Системно-деятельностный подход в детском саду Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно-правового.

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 29» ДОКЛАД на семинар для.

Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь. Китайская мудрость Цель: совершенствование теоритической.

Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования Слайд В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.

Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана развития ребёнка, который в нём уже имеется.


Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Сегодня остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, опредусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.

Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал.

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активности.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.

Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» - он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения. Основы личностно - деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.


  • Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. 1

  • Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий .

  • Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели 2

Деятельностный подход - это:


  • Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

  • Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:


  • Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;

  • Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

  • Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии , самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...)

5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др)

6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»)

7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то ; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то

8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара)

9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы: «Какого?»)

10.Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям

Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам



2. Целевая установка

3. Мотивирование к деятельности

4. Проектирование решений проблемной ситуации

Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка

5. Выполнение действий

6. Анализ результатов деятельности

Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель

7. Подведение итогов

Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)

Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и деятельностного подхода


Традиционный процесс обучения

Образовательная деятельность при деятельностном подходе

Задействованная сторона мышления

Воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная)

Творческая сторона мышления (продуктивная)

Деятельность педагога

Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога ребенку

Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской , поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем

Деятельность ребенка

Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции

Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий

Ребенок занимает активную позицию на занятии: он –то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;

Во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;

Обязательны смена мизансцен и движение;

Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;

Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;

Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;

Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;

В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;

Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.

Методы и формы, используемые при деятельностном подходе:

диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей


Формы самореализации дошкольников :

Персональные выставки детских работ;

Презентации;

Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);

Коллекции.


Итак, золотые правила деятельностного подхода:

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

« Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности...» (п. 2.6 ФГОС ДО).* «При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования» (п. 4.7 ФГОС ДО). Фгос до


ФГОС ДО нацеливают педагогов на отказ от концепции ведущей роли взрослого в пользу средовой педагогики, предполагающей концепцию «активного ребенка» и на вклад ребенка в свое образование; на предоставление возможности выбора ребенком содержания своей деятельности. По ФГОС все виды детской активности имеют равное значение – не только игра, но и общение со взрослым и сверстниками, исследовательская активность, различные виды творчества и т.п., что видно из целевых ориентиров, по которым, ребенок должен обладать разными качествами: Инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. Способность выбирать себе род занятий. Проявление любознательности. Способность к принятию собственных решений. Но, без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. А, следовательно не будут сформированы предпосылки к учебной деятельности.


Что же такое мотивация? Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка. Именно с этого начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.


ВИДЫ МОТИВАЦИИ 1) Игровая мотивация – «Помоги игрушке». ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник. 1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут ей только дети. 2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке и что нужно для этого сделать. 3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей. 4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь). 5. Эта же игрушка – оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка. 6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.


2) Помощь взрослому – «Помоги мне». Мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. 1. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. 2. Интересуетесь, как они могут вам помочь. 3. Каждому ребёнку даётся посильное задание. 4. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.


3) Мотивация - «Научи меня» основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. 1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому. 2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам. 3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу. 4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.


4) Мотивация - «создание предметов своими руками для себя» основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. 1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете её преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных. 2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет. 3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.


5) Эффективным средством повышения мотивации к деятельности является использование ИКТ. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.




Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы: - нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы); - обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом; - обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат; - действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения. Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления».


Существует несколько подходов к мотивации детей, характерных для старшего дошкольного возраста: 1. Мотивы интереса детей к миру взрослых, через которые можно воздействовать на ребёнка, например, папа сделал скворечник из дерева, а мы сделаем из бумаги. 2. Игровые мотивы, например, игра-путешествие по станциям с заданиями. Но здесь должен быть результат деятельности для ребёнка, то к чему он будет стремиться. 3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. Я не могу решить задачку, кто мне поможет? 4. Мотивы самолюбия и самоутверждения. Молодец, у тебя хорошо получилось, помоги теперь соседу сделать его задание.


5. Познавательные и соревновательные мотивы. Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам? 6. Стремление выиграть, быть первым. Здесь характерны такие задания, как: «Кто быстрее всех… Кто догадается? » и т. д. 7. Нравственные мотивы. На нашем участке мало цветов, но есть семена, что вы предложите с ними сделать? 8. Среди нравственных мотивов всё большее место в старшем дошкольном возрасте начинают занимать общественные мотивы Зимой птицам холодно и голодно, как мы можем им помочь?






Принципы реализации системно – деятельностного подхода: Принцип субъектности воспитания. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребенка. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Принцип обязательной рефлективности любой деятельности. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Принцип активности ребенка в образовательном процессе.


Образовательная деятельность на основе системно - деятельностного подхода имеет определенную структуру: 1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей); 2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности; 3. Проектирование решения проблемной ситуации; 4. Выполнение действий; 5. Подведение итогов, анализ деятельности.




Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности Чтобы тема ОД не была навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме.




Выполнение действий Составляется новый алгоритм деятельности на основе старого т происходит возвращение в проблемную ситуацию. Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Также данный этап предусматривает: Нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка; Возможность применения «нового» знания в повседневной жизни; Самопроверку и коррекцию деятельности;


Этап подведения итогов и анализа деятельности: Фиксация движения по содержанию (Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?); Выполнение практического применения нового содержательного шага (Важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодится вам в жизни?); Эмоциональная оценка деятельности (У вас было желание помогать…? Что вы почувствовали, когда узнали…?); Рефлексия групповой деятельности (Что вам удалось сделать вместе в команде?; У вас все получилось?» Рефлексия собственной деятельности ребенка (А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?).



Рассказать друзьям