Техника рисования монотипия. Монотипия бабочка — уникальная техника рисования для детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня, в седьмом уроке рисования - нас ждет очередное волшебство: мы нарисуем часть рисунка - а дальше он "дорисуется" сам! Приступим!?

Знакомьтесь - МОНОТИПИЯ (греч.: monos - один, tupos - отпечаток) - простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности (это может быть не только бумажный лист - но об этом в следующих уроках) - и отпечатывается на другую. Подобно как отпечаткам - в уроке рисования №3 , только сложнее - и от этого интереснее! Ведь тут отпечатывается целый рисунок - и этот момент происходит еще более красивее и завораживающе!

Для совсем маленьких малышей - такое рисование монотипией - можно смело превратить в веселую игру:

Например - Полет бабочки:

1 шаг. На правой половине листа рисуем крылья бабочки - (только наполовину) - можно сделать это горизонтально, как будто бабочка сидит, сложив крылья. Пусть малыш внесет и свою лепту в рисование узоров.

2 шаг. Складываем лист - и вуаля - бабочка расправила крылишки и готова лететь! Не забудьте попросить кроху показать Вам - как летает бабочка!

Встреча птичек:

Шаг 1. На одной части листа мы рисуем дерево с птичкой.

Шаг 2. Сгибаем-отпечатываем картинку - и вот птички уже две - так им интереснее щебетать. А как поют птички, малыш?

А для детей постарше можно предложить чуть более сложный сюжет - такой как отражение в воде .

Еще варианты рисования монотипией:

Итак - сегодня основной наш фото-мастер-класс рисования:

Рисование монотипией - "Как мы в лодке катались"

В нем я показываю, как рисовать синхронно вместе с ребенком. Шаг делаете Вы - и его же повторяет за Вами ребенок - и так до победного конца. Таким образом рисуем только первый раз, так ребенок учится новой технике, которую в последующем будет использовать сам - как ему вздумается. Это лучше проделывать с ребятами от 3 лет и старше, помогая им прорисовывать то, что не получается у них самих.

Конечно, Вы можете возразить - а как же фантазия ребенка, - тут она не будет работать, где дать ему личный выбор?! Правильно - выбор должен быть - пусть ребенок придумает сюжет рисунка сам, например, это может быть счастливое воспоминание из его собственной жизни. В процессе рисования поощряйте его, когда он пытается сделать что-то "по своему", внести какие-то свои элементы, свой взгляд на мир.

Мы с Ариной (моей дочери 3 года) рисовали то, что она предложила сама - и назвали шедевр "Как мы в лодке катались!". Сначала придумали тему, а внести в рабочий процесс нестандартную технику монотипию - я догадалась чуть позже. Так как моему ребенку всего 3 года - я старалась рисовать утрированно - так, чтобы ей было легче повторить в своем рисунке те или иные моменты.

Шаг1.

Рисуем линию реки. Чуть позже мы ее расштрихуем вниз.

Шаг 2.

Рисуем лодку.


Шаг 3.

А в лодке - человечков. Папа, мама и Арина. "Телесный" цвет лиц - сама развожу краску в палитре, Арина с интересом наблюдает, как я смешиваю цвета. А цвета для нашей одежды - позволяю доче подобрать самостоятельно (При этом она попыталась вспомнить - что на самом деле было надето на нас тогда, когда мы катались на лодке). Так же она рекомендует добавить солнце (см. следующий шаг).


Шаг 4.

Сгибаем лист. Получаем отражение в воде - солнца, лодки и человечков!

Шаг 5.

Даю доче отдохнуть - а рисунку подсохнуть. После чего сама подправляю чуть смазанное изображение - краской по сухому.

Так же, дорисовываем воду - на всей поверхности глади воды - делаем голубые и белые штрихи. Как релистично получилось отражение в воде!

Шаг 6.

Как чуть подсохнет (чтобы краски не смешивались) - можно дорисовать детали - вёсла, волосы человечкам. Опять сушим.

Шаг 7.

Самое приятное - по сухому изображению дорисовывать последние "штрихи" - а по сути для ребенка самое главное - лица человечкам, волосы и травку. По инерции ребенок вносит свои детали - дерево, рыбки в реке, рисует на солнце.

Вот что у нас получилось! Эту красоту мы даже на конкурс детского рисунка отправляли, где получили немало голосов! С нетерпением жду и Ваших шедевров (их можно прикрепить в комментарии ниже). Спасибо за внимание!

Мастер - класс "Монотипия как средство развития творческого воображения у детей".

Описание : данный материал будет полезен при организации работы с детьми на занятиях объединения дополнительного образования. Эта нетрадиционная техника - эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Монотипия – это уникальная техника печатания, которая сумела объединить в себе качества живописи, эстампа и рисунка. Ее суть заключается в нанесении красок на ровную поверхность и дальнейшем оттиске рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Картины всегда получаются разными, в дальнейшем их можно оставить такими, как есть, или дорисовать всевозможные фрагменты, получая законченную работу.
Возраст - от 7 лет (при помощи взрослых) и старше.

Цель:
- научиться делать выразительные изображения в технике монотипии и при необходимости преобразовывать их для создания художественного образа.
Задачи:
- повышать общий эстетический и культурный уровень учащихся;

Формировать познавательный интерес к изобразительному творчеству;
- стимулировать творческую активность учащихся и педагогов.
Материалы и инструменты: плотная бумага, основа для нанесения краски (стекло с обработанной для безопасности кромкой, можно заменить пластиком), кисти, гуашь или акварель.

Пошаговый процесс рисования

1 этап.
Наносим краску на поверхность стекла.
Гуашь дает красивые разводы и почти не просвечивается. Акварель тоже прекрасно подходит для занятий творчеством с детьми (ее легко смывать). При наложении краски густым слоем без пробелов могут получиться довольно интересные результаты. Движения при этом должны быть свободными и раскрепощенными. Краски нужно наносить не сильно густо, но между ними не должно быть никаких просветов. Работа должна выполняться быстро, чтобы краска не высохла (быстрее всего сохнут красители на водной основе).

2 Этап. Накладываем на основу лист и проглаживаем.



3 этап. Со всей аккуратностью лист снимают со стекла – эффект должен получиться неожиданным. Оттиски делают разными способами: верхний лист бумаги нужно проглаживать с разной силой нажима; на основу можно наносить меньшее или большее количество краски; накладывая бумагу на стекло, его можно слегка сдвигать в разные стороны. Таким образом, монотипия выходит менее четкой, а границы между красками могут стереться. …И рассматриваем.


4 этап. Нужно учитывать, что стекло и пластик создают разные отпечатки, одни и те же усилия приведут к разным результатам. Отпечаток в чистом виде используют довольно редко: художники угадывают нужные формы и дорисовывают их с помощью кисти.


5 этап. Результат.


Желаю успеха! Уверяю,что попробовав хоть раз эту интересную технику, вы уже не сможете от нее отказаться. Вас ждут новые открытия на пути творчества!

История создания печатной техники монотипия

Монотипия — уникальная печатная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи.

Монотипия (от моно… и греч. — отпечаток) — вид печатной графики, изобретение которого приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665) .

Техника монотипии заключается в нанесении красок при помощи кисти на идеально гладкую поверхность печатной формы (стекло, оргстекло, пластик, пластина металлическая) с последующим печатанием на станке или в ручную под давлением рук, валика; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным и неповторимым. Хотя бывают зачастую ситуации при работе над созданием оттиска с пластины, добиться еще больше эффекта красоты в рисунке, чем от первого оттиска.

В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия — Техника свободы и Божественного вмешательства!


Монотипия : Два слова: «моно» и «типия». Монотипия (от «моно» - один и греч. — отпечаток, оттиск, касание, образ...) — вид печатной графики. Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание...... наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер... Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе...

Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в.

При создании отпечатка (оттиска) монотипии на поверхность напосят краску. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный спонтанный характер. Художник после печати, осуществляет отбор тех оттисков, которые ему понравились или удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

Материалы и инструменты.

Материалы: Стекло или пластик, резиновый валик или скалка, газеты, бумага, маслянная краска, шпатель, эскиз рисунка, скипидар (разбавитель№4), чистая тряпка.


Краски . По отношению к краскам эта техника всеядна! Акварель, гуашь, темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями так и в чистом виде — в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов-цинк-медь-сталь-латунь. Стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень!!! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала Вашим задачам и целям. А вот вопрос внутреннего ощущения того, какая должна быть поверхность, приходит с Вашим личным опытом.

Краска наносится на поверхность также различными инструментами: валик, рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую голову. :)

Офортный станок

Литографский печатный станок

Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня — используется литографский печатный станок.

Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки...

Ну и наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды — от простой до оффортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии.

Cтилистические направления в монотипии

(печатная графика)

Первый способ, из самых простых, его еще называют — «фрактальная монотипия»

Берете выбранную Вами твердую поверхность, в творческом трансовом порыве наносите краску нужным Вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если Вы будете использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.

Существуют еще несколько способов или приемов созданий фрактальной монотипии.

Первый этап

Второй этап

Третий этап

Четвертый этап

Пятый этап

Шестой этап

Седьмой этап

Восьмой этап

Цветная монотипия

Черно-белая монотипия

Первый этап:

Для работы нам понадобится материал: - бумага белая или тонированная можно использовать разные сорта бумаги - краски: гуашь, акварель, темпера, акрил - ванночка для мыльного раствора - мыльный раствор - кисти для акварели (беличья кисть), либо гуашь (щетина) - тряпочка, для вытирания с кистей краски и с поверхности - оргстекло либо стекло обычное - баночка с чистой водой - палитра для смешения цветов

Третий этап:

Работа ведется так же, как вы пишите живопись с натуры или фантазируйте, придумывайте свои цветовые сочетания цветов. Цвет старайтесь брать чистым, ярким, насыщенным. Оттенки цвета благородными, приятными восприятию. Чаще меняйте воду в баночке с водой. Самое главное в работе не забывайте, что когда вы берете цвет, намешанный, то отпускайте его в баночку с мыльным раствором, так как мыльный раствор не дает быстро высыхать краски, которую вы нанесли на поверхность оргстекла.

Важно знать и учитывать при работе с красками их особенность (свойства). Если вы гуашью работайте, то старайтесь выполнять работу быстрее, так как краска быстро высыхает и может получиться, так что вы нарисовали красками, а работа уже высохла. Если вы работайте акварельными красками, то акварель любит много воды, то в нашем случае акварельный раствор должен содержать насыщенные краски и иметь немного воды в своем составе. Чрезмерное количество воды в цвете может плохо сказаться на работе (будет выглядеть большой лужей при печати).

Четвертый этап:

После того как выполнили эскиз в цвете то мы берем лист бумаги. Заостряю ваше внимание, что лист бумаги необходимо брать двумя руками за уголки листа. Для чего мы так делаем, спросите? Для того чтобы лист не помять, не сломать, не запачкать руками и ровно положить на поверхность оргстекла соединив формат листа с эскизом рисунка.

Пятый этап:

Следующий этап заключается в том, что вам необходимо аккуратно придавить лист, ладонями рук, немного поглаживая, придавливая там, где у нас нарисован рисунок. Старайтесь не давить, изо всех сил это нужно делать, легко почувствовав на ладонях, что у вас постепенно переводится на лист бумаги ваш рисунок.

Шестой этап:

Далее вы аккуратно снимаете лист бумаги с оргстекла (поверхности). Обращаю ваше внимание, что рисунок нужно снимать, держа уголок листа и медленно поднимая второй угол листа так, чтобы лист у нас не шевелился при снятии с поверхности.

Седьмой этап:

Затем полученный оттиск необходимо повесить сушить для того, чтобы не испачкается в краске и не испортить работу. Высохший оттиск можно доработать, уточнив детали рисунка.

Второй способ.

Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют маслянные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Первый этап: Необходимо подготовить рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало для работы. Наносим при помощи шпателя на поверхность металлической пластины типографскую краску черного цвета (если нет типографской краски то можно воспользоваться обычной масляной краской "сажа газовая").Затем наносим краску так, чтобы раскатать валиком по всей поверхности плоскости.

Второй этап: Раскатываем типографскую краску валиком так, чтобы у нас была покрыта вся поверхность пластины ровным слоем. Следите за тем, чтобы у вас на пластине не было много краски. Слой краски должен быть тонким и ровным. Если наберете много краски на пластину, то произойдет залипание краски на рисунке и бумаге, а это не желательно в нашем случае.

Третий этап:

После того, когда вы покрыли пластину ровным слоем краски необходимо под пластину положить чистую бумагу (газету). Почему мы это делаем? Для того, когда мы раскатывали краску на пластине, мы запачкали бумагу вокруг работы, следовательно, чтобы нам не запачкать одежду и руки в ходе работы над рисунком мы привели рабочее место опять в чистоту. Помните от того, как у вас будет организованно рабочее место, оттого зависит качество работы и аккуратность исполнения.

Четвертый этап:

Подготавливается бумага для печати. Бумага используется плотная, либо используют обычный ватман, акварельный лист или картон не слишком толстый. Плотную бумагу мы смачивает под водой так, чтобы она у нас была влажная с двух сторон и кладем ее, сушится под пресс. Проложите с двух сторон лист сырой бумаги либо бумагой, которую вы используете или в картонную папку и придавите чем -то тяжелым грузом. Бумага для печати должна быть приготовлена правильно, быть чуть влажной. Тогда такая бумага не будет прилипать к краске и форме.

Пятый этап:

Лист бумаги нужно взять так, чтобы он у вас не сломался, не перегнулся. Берут лист бумаги правильно, аккуратно за уголки или специальными щипчиками. Затем осторожно подносят к форме и кладут так, чтобы попасть под размер пластины. Ни в коем случае не следует поправлять лист бумаги, если вы не правильно положили его на форму. Лучше снимите его и заново положите.

Шестой этап:

Мы берем в руки карандаш и начинаем рисовать задуманный образ. Либо можно заранее подготовить рисунок нарисовать его на бумагу и только затем нанести его на форму. Формой я называю пластина, на которой нанесена краска. Вы можете использовать при нанесение рисунка различные приспособления, такие как циркуль, пальцы рук (нанесение полутеней), иголку, гвоздь, ручка шариковая (гелиевая), ноготь и прочие материалы.

Седьмой этап:

В ходе работы вы можете подсматривать и следить за процессом. Только делать это необходимо аккуратно, отгибая уголок листа так, чтобы у вас не сместился рисунок или не запачкался. Посмотрели, если что-то не хватает в рисунке, то можно с легкостью подправить, уточнить, задать необходимые эффекты, контрасты.

Восьмой этап:

Перед тем, как снять рисунок с формы, посмотрите еще раз уточнения в рисунке, может вы, что-то забыли нарисовать. Если вы готовы посмотреть что у вас, в конце концов получилось, тогда мы аккуратно берем за уголок листа и медленным движением руки снимаем с пластины и любуемся за результатом. Далее оттиск, полученный в ходе печати необходимо повесить на просушку, так как краска типографская или маслянная сохнет в течение суток.

Девятый этап :

Не спешите расставаться с формой на которой вы рисовали. Можно двумя путями пойти первый, когда можно закатать пластину заново краской, а может вы и захочет сменить черный цвет на цветной пожалуйста. Либо второй вариант, сделать негативный вариант с вашим полученным рисунком на пластине, для этого нам понадобиться офортный печатный станок (соглашусь, что дома не у всех найдется - прим. автора). Берем форму с нашим продавленным рисунком, кладем на поверхность станка, накрываем бумагой, а затем войлоком и прокатываем один раз. Перед этим надо проверить давление в станке - закрутить кое-какие гайки потуже.

Десятый этап:

Полученный оттиск с формы следует немедленно повесить сушиться, так как краска не высохла на бумаге вы можете, показывая запачкать рисунок и тогда ваша работа пойдет на с марку. Подвесьте так оттиск, чтобы он не кому не мешал в ходе дальнейшей работы.

Удачи вам в работе!

Третий способ.

Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.

Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если Вы неуверены, в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать Ваше произведение на листе то, до того, как Вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее, Вы начинаете рисовать то, что Вы наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки — все зависит от толщины линии, которую Вы хотите получить.

Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист. Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит











Четвертый способ.

Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от Вашего внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешиваете краски черенком кисти и увидите тот неповторимый узор, который, как Вам кажется, необходим.

Необходимо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания как в калейдоскопе.

Первый этап:

Для работы нам понадобится следующий материал:

Бумага белая (ватман или акварельный лист бумаги) тонированная бумага можно использовать разные сорта бумаги

Типографские или масленые краски,

Ванночка для воды

Растворители красок: скипидар или бензин

Щетинная кисть

Тряпочка, для вытирания с кистей краски

Палитра для смешения цветов

Второй этап:

Перед началом работы убедитесь в том, что вами подготовлен весь материал для работы.

Выдавите краски на палитру, где вы будете смешивать их. Используйте те цвета, которые вам необходимы для создания красочного эффекта на воде. Достаточно взять несколько цветов, к примеру, основные.

На этом этапе у вас должна быть заготовлена бумага для оттисков.

Третий этап:

Далее мы приступаем к работе. Намешиваем нужный цвет на палитре и в качестве воды используем скипидар (растворители для масляных красок) стараемся больше брать растворителя на кисть, чтобы вся краска стекла с кисти на воду и вы увидите потрясающий эффект на воде. Капелька краски растеклась на поверхности воды. Мы намешиваем еще цвет и так же опускаем в воду и видим еще одно расплытие цвета и продолжаем до тех пор пока не наберем нужного эффекта.

Продолжаем удивляться игрой цвета и наблюдаем за изменениями на воде. Так же можно применить и брызги на воде, только делать их нужно аккуратно, чтобы не забрызгать стол и одежду.

Вся работа над созданием красочных шедевров монотипии, должна проходить в специальных помещениях (мастерских). Так как, растворители в домашних условиях это не приемлемо (запах и никакой вентиляции) можно получить отравление.

Четвертый этап:

Обращаю ваше внимание на то, как создается красочный эффект на листе бумаги. Вы видите перед собой красочную игру цветов на воде, берем бумагу и плавно прикладываем на поверхность воды и делаем следующие движения с начало один угол по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки и плавно снимаем с поверхности лист бумаги и наблюдаем, любуемся полученным эффектом.

Создаются удивительные образы, неповторимые, как в калейдоскопе.

На этом снимке представлен процесс прикладывания бумаги к поверхности воды и вы видите, как окрашивается в удивительный рисунок (порой фактуру) бумага.

Примечательно то, что эта техника монотипии позволяет сделать множество оттисков и все они будут уникальны и неповторимы.

Пятый этап:

Полученный оттиск положите на просушку желательно под пресс, чтобы бумага не скрючилась.

Шестой этап:

Когда у вас высохла работа, вы можете оставить полученный эффект, а можете что-то дополнительно нарисовать, сочетая полученную фактуру с вашим рисунком.

Пятый способ

Пишете художественное произведение маслянными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст — аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи. Которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Первый этап:

Для работы нам понадобится следующий материал:

Бумага белая (ватман или акварельный лист бумаги) тонированная бумага можно использовать разные сорта бумаги

Масленые краски, гуащь или акварель,

Баночка для воды

Щетинная кисть

Тряпочка, для вытирания с кистей краски

Палитра для смешения цветов

В чем заключается следующий прием техники монотипии. Когда мы с вами берем за основание форму, например: картон, пластина, холст, рифленая бумага и прочие поверхности, с которых можно получить потрясающий эффект (фактуры с поверхности). В чем заключается принцип работы? Мы наносим красками на поверхность шершавого картона или холста рисунок в цвете и накладываем лист влажной бумаги поверх красочного рисунка и немного прижимаем к поверхности и получаем нежный акварельный оттиск, который можно будет сверху доработать различными художественными материалами.

Перед вами представлен оттиск, выполненный вначале на картоне, а затем напечатанный на влажный лист акварельного листа. В чем достоинство этой техники монотипии в том, что оттиск полученный таким путем получается нежным, акварельным, волшебным, загадочным и непредсказуемым как будто с рисунком творит сама природа.

На этом снимке представлен сам процесс нанесения красочного рисунка на поверхность картона. В качестве материала использованы краски гуашь. Можно использовать и масляные краски разбавленные льняным маслом.

Важно в работы использовать чистые открытые цвета. Работу ведите быстро и аккуратно. Вокруг себя недолжно ничего мешать работе. По окончанию работы, нужно убрать за собой рабочее место и полученный оттиск просушить.

Желаю Вам творческих эксперементов!






Шестой способ — смешанная техника.



Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель маслянная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.........

Способы извлечения монотипии из пространства.

Ну и еще раз хотелось бы сказать - что сама прелесть монотипии в том, что существует в ней Божественная непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии — наверное, самое захватывающее из всего действия!

,

Главная ll ll ll ll ll

Конспект занятия

Нетрадиционные технике рисования.

Цель: ознакомление детей с новой техникой рисования «монотипия пейзажная по мокрому»

Совершенствовать технику рисования акварелью.

Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию.

Закреплять технику рисования деревьев.

Развивать творческое воображение.

Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Оборудование и материалы : компьютер, проектор, презентация с репродукциями художников, рисунки учащихся.

Белые листы А4, акварельные краски, кисточки №5, стаканчики-непроливайки, салфетки.

План занятия:

1. Орг. Момент. Проверка готовности к занятию

2. Закрепление пройденной темы. Актуализация знаний

3. Сообщение темы и цели занятия и объяснение материала.

4. Практическая работа.

5. Релаксация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Нетрадиционные технике рисования.

Монотипия пейзажная по мокрому.

Тема занятия: «Природа отражается в воде».

Цель: ознакомление детей с новой техникой рисования «монотипия пейзажная по мокрому»

Задачи:

Совершенствовать технику рисования акварелью.

Расширить возможности способа рисования по-мокрому с получением отпечатков, как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию.

Закреплять технику рисования деревьев.

Развивать творческое воображение.

Развивать интерес к природе и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Оборудование и материалы : компьютер, проектор, презентация с репродукциями художников, рисунки учащихся.

Белые листы А4, акварельные краски, кисточки №5, стаканчики-непроливайки, салфетки.

План занятия:

1. Орг. Момент. Проверка готовности к занятию

2. Закрепление пройденной темы. Актуализация знаний

3. Сообщение темы и цели занятия и объяснение материала.

4. Практическая работа.

5. Релаксация.

Ход занятия:

Педагог : Ребята, посмотрите какие иллюстрации, картины я вам принесла рассмотреть. Какое время года на них изображено? А почему вы так думаете? (Потому что пожелтела листва, листья опадают). А какая осень изображена на картинах? (Золотая осень). Правильно, но тут художники отобразили золотую осень в водном отражении. Как будто деревья и кустарники посмотрели в зеркало. А теперь послушайте, как в своём стихотворении описывает золотую осень поэт

И. Пивоварова

Падают с ветки жёлтые монетки…

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья не считая,

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

Педагог: Красивое стихотворение. И вот сегодня мы с вами попробуем тоже изобразить золотую осень, но необычным способом. Этот способ называется «по мокрому».

А теперь я предлагаю вам нарисовать пейзажи, на которых деревья будто «смотрят в воду», чтобы после устроить выставку необычных осенних картин с отражением. Как можно нарисовать деревья, которые стоят на берегу и отражаются в воде? Показывается отражение ветки лиственного дерева в зеркале и предлагается освоить новый способ рисования.

Педагог: Берём листы белой бумаги, сгибаем его пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем лист и очень быстро покрываем водой верхнюю часть листа. Листы располагаем так, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше линии небо, а ниже вода – речка, озеро. Берём кисти и наносим сначала синюю краску, затем зелёную и добавляем немного жёлтой, и в конце опять синюю. Это получилось у нас небо, осенняя трава и озеро. Теперь на уровне травы мы начинаем рисовать деревья и добавляем к ним разноцветные листья (жёлтые, красные, оранжевые). Откладываем кисть в сторону и быстро складываем лист пополам, чтобы деревья и небо «окунулись» в воду; раскрываем лист и видим одни деревья стоят на берегу и смотрят в небо, а другие отражаются в воде. А сейчас мы немножко отдохнём и превратимся в стройные деревья.

Физкультминутка:

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Педагог: А теперь приступаем к рисованию. В ходе самостоятельной работы веду индивидуальную и фронтальную работу с группой.

Молодцы, какая красивая и разная осень у вас получилась. Давайте оставим свои работы на местах, чтоб они высохли, и посмотрим, у кого какие пейзажи получились, кому что понравилось и почему. Обсуждение работ. После обсуждения устраивается выставка детских работ.

Релаксация: понравилось ли вам наше занятие? Если да – то пусть прозвучат ваши аплодисменты.


Монотипия

Монотипия - техника изобразительного искусства, сочетающая в себе качества гравюры и рисунка. Создание техники приписывается Джованни Кастильоне, итальянскому художнику и гравёру, жившему в 17 веке. Появление монотипии в России связывают с именем художницы начала 20 века Елизаветы Кругликовой.

Суть монотипии в нанесении изображения красками на гладкую поверхность с последующим отпечатыванием этого изображения на бумаге или холсте. С одного изображения получается только один отпечаток (отсюда название техники). Получение картинки методом отпечатывания роднит эту технику с гравюрой, а невозможность полного повторения оттиска относит её в область уникальной, не тиражной графики.

В качестве основы - печатной формы - используют самые разные материалы - металл, камень, дерево, стекло, пластик, бумагу... Краску для создания изображения используют тоже практически любую - от типографской до акварельной. Для отпечатка с листов пластика и металлических листов профессионалы используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня используется литографский печатный станок.

Монотипия нечасто используется профессиональными художниками, хотя её выразительные возможности интересны и разнообразны. Гораздо чаще сейчас монотипию используют в работе с детьми.

Но всё же мне удалось найти интересные профессиональные работы.

Работа Джованни Бенедетто Кастильоне.

Работа Ю.С.Ушакова

Работа А.Даур

Работа Л.Стойлик

Натюрморт С.М.Кочетковой.

Пейзаж В.М.Сырова.

Как сделать монотипию в домашних условиях.

Монотипия, как и любая другая техника, таит в себе множество возможностей и постигать её можно бесконечно. Но для того, чтобы начать и получить удовольствие, нужно совсем немного.Заинтересованный человек с любым уровнем художественной подготовки может найти в этой технике приятный способ самовыражения.
Самый простой материал для домашнего использования - акварельные или гуашевые краски. Быстро, дёшево, легко отмывается (последний пункт немаловажен при работе с детьми). На одном листе нарисовали, к другому припечатали. Подсушили, посмотрели, включили воображение, дорисовали. Одна проблема - основа очень быстро высыхает. Чуть задумался - и оттиск уже не получится.

Если хочется неторопливой и вдумчивой работы, стоит взять масляные краски. У них процесс высыхания растягивается на несколько дней - у Вас будет сколько угодно времени на исправление и доделывание, прежде, чем Вы решитесь сделать оттиск. А после первого оттиска можно будет немного подправить рисунок основы и сделать ещё один оттиск или даже два. В среднем одного нанесения масляной краски хватает на 3-5 оттисков (конечно, они будут очень разными, но общий рисунок и цвет сохранятся).

Итак, нам понадобятся : масляные краски, кисти, палитра, тряпочки, кусок стекла или прозрачного пластика, эскиз будущей работы. И, конечно, бумага или картон для оттисков. Бумага для оттиска может быть белой или цветной. Иногда может быть нужен растворитель для масляных красок. Можно ещё использовать мастихин, палочки и тому подобные инструменты для усложнения фактуры будущего изображения.

Стекло очень советую обклеить по периметру скотчем или изолентой, особенно если собираетесь дать его ребёнку.

Советы для тех, кто никогда не использовал масляные краски. Материалы (краски, кисти, при необходимости - разбавитель) можно купить в любом художественном магазине. В качестве палитры отлично подойдёт вышедшая из употребления тарелка или кафельная плитка. Со всех поверхностей масляные краски удаляются тряпочкой (их понадобится много), потом поверхность домывается (достирывается) тёплой водой с мылом. Краску на кисти для более тщательного её вытирания можно размягчать подходящим разбавителем.

Масляные краски желательно "подсушить" - выдавить на бумагу и оставить на несколько часов - чтобы после изготовления работы на оттиске не осталось маслянистых пятен. Итак, выдавливаем краски и пока они сохнут - рисуем эскиз. Помним, что при печати рисунок проявится в зеркальном отображении. Поэтому - нарисовали что хотели, потом с помощью окна или светостола перевели изображение на обратную сторону листа. "Перевёрнутый" эскиз подложили под стекло. Переложили краски на палитру, приготовили кисти и тряпочки.

Нанесли краски на стекло, ориентируясь на линии эскиза. Можно месить, крутить и процарапывать красочный слой, добиваясь желаемых фактур. Лишняя краска легко стирается тряпочкой.


Прикладываем лист чистой бумаги к изображению. Притираем ладонью или тряпочкой. Важно не сдвинуть бумагу в процессе притирания.


Аккуратно снимаем лист и смотрим, что получилось.


Обычно после оттиска на стекле ещё много краски. Можно, посмотрев на получившееся изображение, что-то подправить, добавить, убрать - и сделать ещё оттиск. И ещё один. Например, я добавила своей лягушке летающую рядом мошку.

На фотографии на стекле остатки изображения после четырёх оттисков. Рядом сами оттиски. Первый оттиск - самый "фактурный". Второй и последующие - более гладкие. Оттиски разложите в недоступных для детей местах на несколько дней для просушки.


На фотографиях представлен процесс работы с расчётом на белый фон. А можно работать и "от тёмного" - сначала покрыть всё стекло слоем краски, потом постепенно высветлять нужные участки.

Монотипии школы-студии изобразительного искусства "Зелёная палитра".







Рассказать друзьям