Андрей Штольц как "человек действия" (1). История персонажа Жизненные цели и интересы штольца

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Меню статьи:

Образ Андрея Ивановича Штольца в романе Гончарова «Обломов» является одним из самых привлекательных. Его деятельность и умение распорядиться свободным временем наталкивают на мысль об идеальности и гармоничности личности, однако, это не совсем так.

Происхождение Андрея Штольца

Андрей Штольц родился в небольшой деревне Российской империи. Отец его по происхождению был немцем, который впоследствии окончательно осел в России. Мать его походила из обедневшего дворянского рода. Благодаря такому симбиозу культур, Андрей Штольц смог обрести такие черты характера и качества, которые бы позволили ему стать с жизни успешным, но при этом не потерять свой моральный облик.

Отношения в семье и вопрос о воспитании Штольца

Родители в семье Штольцев жили гармонично. Несмотря на то, что между ними возникали различные разногласия, это не способствовало появлению конфликтов в семье.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете познакомиться с в одноименном романе Ивана Гончарова.

Мать в воспитании придерживалась традиционного русского взгляда. Она, подобно многим дворянам, прививала своему сыну любовь к искусствам и размеренному образу жизни. Именно благодаря матери, Андрей узнает азы музыки и песнопения, знакомится с живописью и литературой. Андрей в детстве часто бывал у Обломовых, их размеренная, ленивая жизнь утомляла мальчика, но была вполне естественной для матери – такое поведение дворян (за исключением некоторых моментов в жизни Обломовых) могла бы послужить эталоном жизни аристократов.

Отец Андрея в жизни и соответственно в воспитании придерживался другой позиции – он считал, что в жизни нужно обладать практичными навыками, позволяющими организовать себя и свою работу с наибольшей продуктивностью. Маленький Андрей был в восторге от стиля воспитания отца – ему было интересно на фабрике и в поле. Вскоре маленький Штольц работал с отцом на равных и при необходимости с легкостью в работе мог заменить отца.

Предлагаем ознакомиться с которую написал Иван Гончаров.

Мать с ужасом наблюдала за этими всеми манипуляциями – ее мечта о белых воротничках и блестящей светской жизни сына постепенно таяла, но женщина не отчаивалась. Она еще более усердно принималась обучать сына азам светской жизни.

Таким образом, в семье Штольцев осуществилось вполне удачное сочетание прагматичного и душевного. При этом воплощением прагматики выступал отец, а душевного начала – мать.


Ранний уход из жизни матери не позволил осуществлять воспитание в тех же рамках – отец его не умел быть таким эмоциональным, порой он даже не может найти слов, чтобы поддержать сына, напутствовать его, поэтому дальнейшее воспитание Штольца уверенно обрело черты прагматики и дисциплины.

После окончания университета отец не дал Андрею долго бездельничать –он отправляет сына в самостоятельное плавание. Такая традиция была принята в европейском обществе – родители обеспечили все условия для гармоничного существования Андрея, и теперь Штольц должен сам заботиться о себе.

Сцена прощания отца с сыном в понимании русских крестьян также выглядит странной – отец ведет себя крайне скупо в эмоциональном плане и никто из окружающих (разве, что сам Андрей) не догадывается, что на самом деле Ивана Штольца в это время переполняет гордость за сына.

Влияние воспитания на дальнейшую жизнь

Идеалы и привычки, привитые нам в детстве, так или иначе, влияют на нашу дальнейшую жизнь. Эта же тенденция заметно прослеживается и в жизни Андрея Штольца.

Требовательность отца к своему сыну и раннее включение его в трудовую деятельность (Иван Штольц принял на работу своего сына и даже выплачивал ему зарплату, как и всем своим работникам) способствовало общественной закалке сына. Андрей с самого детства знал, что в жизни часто случаются неудачи, они порой никак не связаны с предвзятым отношением окружающих, а являются следствием погрешностей в его работе. Чтобы их избежать или исправить, нужно приложить усилия и усердно работать. Такое понимание привело к тому, что, будучи уже взрослым, Штольц уверено преодолевает трудности, они не наносят на его жизнь столь значимый отпечаток отчаяния и апатии, как это случается с Обломовым.

Отношение к обучению

Андрей Штольц в детстве был очень непоседливым мальчиком – он обожал различные шалости и придавался им при первом же удобном случае. Однако такая непоседливость не стала препятствием в получении качественного образования.

Первоначальное образование Андрей Штольц получил дома – мать его учила музыкальной грамоте и французскому. Впоследствии Андрей развил эти навыки и часто играл с матерью в четыре руки. Знания французского для него стали также необходимы в дальнейшей жизни – Андрей постоянно общался с аристократами, знания французского позволяло ему оставаться на должном уровне по отношению к высшему обществу.

В это же время области познания Штольца были обширные – он с отцом активно изучал географию и немецкий, читал различные книги – от Священного Писания до басен Крылова. С матерью изучал Священную историю.

Дальнейшее свое обучение Андрей Штольц продолжил в пансионате, руководителем которого стал его отец. В этот период Андрей смог укрепить свои знания и расширить их границы. Учеба давалась ему легко – Андрей время от времени помогал своим друзьям по пансионату выполнять их задания.

После окончания пансионата последовало обучение в университете Российской империи. Об этом периоде жизни Штольца Гончаров мало что рассказывает. Известно, что Андрей был дисциплинированным и трудолюбивым, обучение для него стало легким занятием.

Дружба с Обломовым

С Ильей Ильичем Обломовым Андрей Штольц был знаком с самого детства. Однако тесное их взаимоотношение началось во время обучения в пансионате. В этот период мальчики были очень похожи между собой: они оба были очень любопытными и активными. Однако вскоре воспитание сыграло с Ильей злую шутку – родители Обломова были в ужасе от такой манеры поведения сына и всячески пресекали возможные проявления любознательности и активности. В их понимании ребенок должен быть уравновешенным и спокойным. Со временем, Илья таким и стал – апатичным и пассивным.

Отец Штольца, наоборот, всегда поощрял активность сына. Он даже разрешал ему уходит из дому на несколько дней, при условии, что сын выполнил все его поручения. В результате активность и желание развиваться сохранилось у Штольца и в его взрослый период жизни.

Несмотря на то, что в дальнейшем жизнь Штольца и Обломова сформировала из похожих личностей диаметрально противоположные, дружба их не закончилась, а продолжалась всю жизнь. Андрей время от времени навещал Обломова и интересовался его делами. Делал это Штольц не из-за личной выгоды или этических норм, а потому, что он действительно был неравнодушен к судьбе своего друга.

После окончания университета Илья Ильич некоторое время пытался следовать традиционной схеме жизни – и для этого поступил работать в канцелярию, но первые же сложности на работе стали причиной депрессии и паники у Обломова. Так, чрезмерная опека родителей заранее спровоцировала ситуацию неуспеха. Штольц же наоборот активно включился в дела службы и смог заслужить себе звание аристократа.

После такой крупной неудачи Обломов безвылазно живет в своей съемной квартире. Он перестал появляться на людях и даже перестал следить за порядком в доме – все дни напролет Обломов пролеживал на диване, время от времени впадая в дремоту.

Никто из знакомых Ильи Ильича не мог вытащить его из этого болота. Единственным человеком, который мог расшевелить его, оставался Андрей Штольц. В один из своих визитов к Обломову Штольц стал свидетелем забавной картины – Илья Ильич намерен был поколотить своего слугу за то, что тот его пытался разбудить. От души посмеявшись, Штольц начинает упрекать Обломова в апатичности и бездействии и решает окончательно расшевелить Обломова. Штольц вытаскивает Обломова в свет. Сначала подобный режим жизни невероятно утомляет Обломова, но затем Илья Ильич влюбляется – у него появляется стимул поддерживать свою активность. Однако со временем обломовщина вновь затягивает Илью – в этот раз Штольц уже не нашел силы, чтобы реанимировать своего друга к жизни, хотя его судьба была все также небезразлична Андрею Ивановичу. Штольц время от времени приводит дела Обломова в родовом поместье в порядок, навещает своего друга. Связь Обломова с Агафьей неприятно удивляет Штольца, он не понимает такого поведения своего друга, однако после его кончины не отказывается от своих слов и берет на воспитание сына Обломова – мальчика, названого в честь Штольца Андреем. Скорее всего, в последние годы дружбу Обломова и Штольца удерживают воспоминания о детской дружбе и необычное умение Обломова проявлять нежность и чувственность, которое не свойственны Штольцу.

Отношения с Ольгой Ильинской

Гончаров во время изображения взаимоотношений в рамках Обломов- Штольц- Ильинская романе использует один из парадоксов: в то время как личности Обломова и Штольца кажутся очень разными по своей сути, личности Ольги Ильинской и Андрея Штольца кажутся сродными. Детальный анализ показывает, что это первое впечатление ошибочно. На самом деле образы Штольца и Обломова, особенно в детстве, имеют много сродных качеств, а образы Ильинской и Штольца очень различны – ведь мотивацией для выявления их качеств и социальной активности у них становятся разные чувства и мотивы.

В начале романа у Штольца не возникает романтических чувств по отношению к Ольге, хотя при этом нельзя сказать, что в их взаимоотношениях нет симпатии. Андрей Иванович – человек не романтичный, поэтому он не смог настолько пленить девушку как нежный и эмоциональный Илья Ильич.

Прагматичный ум Штольца позволяет найти ответ фактически на любой вопрос из мира рационального, но только не из мира чувственного, полного романтики – здесь его разум бессилен. После разрыва с Обломовым девушка едет с тетей в Швейцарию, где случайно встречается с Андреем Ивановичем. В это время Штольц еще ничего не знает о печальном опыте взаимоотношений Ольги и продолжает с ней общаться как прежде. Андрей Иванович приносит девушке новые книги, ноты, иногда цветы, успокаивая себя тем, что это надолго увлечет Ольгу, но девушка всегда очень быстро читает произведения и разучивает ноты, а затем, как правило, осыпает Штольца вопросами.

В глазах Ольги – Штольц интересный собеседник, для девушки он выступает кем-то вроде учителя, который знает больше своего ученика и всегда умеет занять чем-то интересным. Штольц же, напротив, сумел разглядеть в девушке женщину и влюбился в нее не как в личность, а как в представительницу женского пола. Исходя из этой дисгармонии и происходят большинство парадоксов в их дальнейших отношениях.

Плененный Ольгой Андрей Иванович делает девушке предложение – недолго думая, Ольга соглашается. Она не испытывает страсти к Штольцу, но ее пленяет уровень знаний этого человека – он кажется ей необыкновенно умным и смышленым и это становится главным фактором для принятия окончательного решения.

В виду своего способа жизни и возраста, Штольц начинает мечтать о спокойной и размеренной жизни – аналоге так яро гонимой им самим Обломовщины. Ольга же не понимает такого предпочтения мужа, она полна решимости действий и желания к развитию. Благодаря тому, что все это время Штольц активно занимался саморазвитием, у них в браке существовала гармония, но, судя по всему, как только Штольц прекратит активное свое развитие, он перестанет быть кумиром Ольги и сразу же после этого последует разочарование и дисгармония.

Штольц всегда посвящал жену в свои дела и даже дела Обломовки, позволяя жене принимать активное участие в них, однако вскоре женщина начинает испытывать тоску – ее жизнь кажется ей скучной и однообразной, о чем она неоднократно говорит мужу. Отсутствие нежности и романтики в отношениях Ольги и Андрея становится все заметнее – их союз умов в конечном счете стремительно начинает приближаться к деструкции и дисгармонии. Гончаров наталкивает читателя на мысль, что наличие общего стремления и идей не делает людей счастливыми в браке. Для гармоничного брака нужна любовь.

Характеристика личности

Жизнь Андрея Штольца все время проходила в рамках активного познания мира и саморазвития. Отец его старался привить сыну такие качества характера, которые бы позволили ему не утонуть в пучине жизни и стать успешным человеком.

Андрей Иванович постоянно чему-то учится. Кажется, что в жизни Штольца ни одна минута жизни не была потрачена даром – Андрей Иванович умеет распределить свое время наиболее выгодным образом, чтобы успеть совершить много полезных дел за день.

Положительную службу в этом деле Штольцу дает его неромантический характер – Штольц никогда не предается мечтаниям и грезам. Он не понимает, как люди могут быть по уши влюблены в кого-то.

Андрей Иванович обладает твердым и решительным характером. Штольц всегда очень требователен к себе. Благодаря своему трудолюбию, настойчивости и дисциплинированности, Штольц становится успешным человеком в рамках своей карьеры и даже дослуживается до чина надворного советника, что дает ему право обрести личное дворянство. На этой должности Штольц не задержался – он решил выйти в отставку, стал заниматься торговлей и достиг существенных достижений в этом занятии. Вскоре его капитал из отцовских сорока вырос до трехсот тысяч, что было предметом восхищения и зависти многих помещиков.

Штольц – очень сдержанный человек, он умеет сдерживать свои эмоции. В своих неудачах Андрей Иванович не винит окружающих, как обычно это любят все делать – в первую очередь он ищет причины в себе – это позволяет ему быстро искоренить возникшую проблему и не допускать ее появления в дальнейшем.

Неэмоциональность Штольца позволяет ему не теряться в различных ситуациях и находить из них самый привлекательный и выгодный выход.

Таким образом, Андрей Иванович Штольц наделен множеством положительных качеств характера. Большинство из них являются типичными для европейского бюргера, но в то же время очень необычны, и в некой мере, странные для обывателя Русской империи. Благодаря своей беспринципности и трудолюбию Штольц сумел достичь существенных высот в делах службы, а также умножить свой капитал, однако Штольц так и не сумел обрести гармонию в браке – его отношения с Ильинской обречены на крах, так как являют собой союз ума, а не чувств.

Андрей Иванович Штольц общается с Обломовым с детства и стал тому близким другом. По характеру это человек действия, практик, а по происхождению - наполовину немец. Мать Штольца - русская дворянка. При всем своем рационализме, Штольц обладает добрым нравом. Герой честен, разбирается в людях, при этом склонен просчитывать каждое действие и ко всему в жизни подходить со стороны практической пользы. Штольц был выписан как антипод Обломову и должен, по замыслу автора, восприниматься как образец для подражания.

Штольц женат на , дворянке, женщине, в которую влюблен Обломов. Ольга любила Обломова поначалу, но рассталась с тем. Обломов вял и мечтателен, прежде чем сделать Ольге предложение, много раздумывал, отступал.

Штольц временами выводит Обломова из апатии и заставляет вспомнить о жизни, призывает того заняться делом, вложиться в учреждение школ, строительство дорог, однако Обломов отмахивается от подобных идей.

Илью Обломова берут в оборот мошенники, дела и хозяйство героя переходят в их руки, а сам он погружается в еще большую бездеятельность, чем обыкновенно. Когда до Обломова доходят слухи о его собственной близящейся свадьбе, герой приходит в ужас, потому что для него еще ничего не решено. В этот период героя посещает Ольга и, видя того в таком безвольном и жалком состоянии, прерывает эти отношения. На этом история любви Ольги и Обломова себя исчерпывает.


Героиня не собирается ввязываться в новые отношения, но Штольц убеждает Ольгу, что первые отношения оказались ошибкой и только заложили основу для новой любви - к нему, Штольцу. Ольга ценит в Штольце трудолюбие и решительность - то, чего не видела в Обломове. И безгранично, «как матери», доверяет мужу.

Штольц держится прогрессивных (для того времени) взглядов на роль женщины в обществе. По мысли героя, женщина призвана делать вклад в общественную жизнь, занимаясь воспитанием достойных граждан, а для этого сама должна быть хорошо образована. Штольц занимается с женой, обучает ту наукам, и эти занятия еще больше сближают супругов. Штольц жарко спорит с женой и удивляется уму Ольги.


Штольц спасает Обломова из лап мошенников, которые в противном случае обобрали бы того до нитки. Позже Обломов называет в честь Штольца сына, который рождается у него от , женщины из чиновничьей среды, квартирной хозяйки, к которой Обломов переезжает жить. Из-за малоподвижного образа жизни у Обломова случается ранний инсульт, и Штольц посещает больного друга. Во время этого посещения Обломов просит Штольца во имя дружбы приглядеть за его маленьким сыном Андреем. Когда через два года Обломов умирает, Штольцы забирают его сына на воспитание.

Образ

Штольцу слегка за тридцать. Внешность героя подчеркивает нрав - он крепок, худ, мускулист, скуласт, на теле нет лишнего жира. Гончаров сравнивает героя с «кровной английской лошадью». У Штольца зеленоватые глаза, герой смугловат, спокоен в движениях так же, как и по характеру. Герою не свойственны ни избыточная мимика, ни резкие жесты и суетливость.


Отец Штольца, немец, вышел из бюргеров и не был дворянином. Мальчика воспитывал в традициях бюргерства - приучал к труду и практической деятельности, что не нравилось матери Андрея, русской дворянке. Отец занимался с Андреем географией. Герой учился чтению по текстам немецких писателей и библейским стихам, с юного возраста помогал отцу в делах, подводя итоги счетам. Позже стал подрабатывать репетитором в маленьком пансионе, устроенном отцом, и получал за это жалованье, как обыкновенный мастеровой.

К четырнадцати годам герой уже один ездил в город с поручениями отца и выполнял порученное в точности, без промашек, ошибок или приступов забывчивости. Отец Андрея запрещал матери препятствовать активности мальчика и держать того при себе, Штольц рос деятельным и часто надолго отлучался из дома. Юноша получил хорошее университетское образование, одинаково хорошо говорит по-русски и по-немецки. При этом герой продолжает учиться всю жизнь и постоянно стремится узнавать новое.


Портрет Андрея Штольца

Штольц не получил дворянства при рождении, но скоро дослужился до чина надворного советника, который дал герою право на личное дворянство. Дальше по карьерной лестнице он не продвигается, а уходит со службы, чтобы заняться торговлей. Компания, в которую вложился Штольц, занимается экспортом товаров. Андрей смог во много раз увеличить состояние отца, превратив сорок тысяч капитала в триста, и прикупил дом.

Штольц много разъезжает и редко надолго остается дома. Герой вдоль и поперек изъездил Россию, бывал за границей, учился в заграничных университетах и изучил Европу «как свое имение». При этом Штольц не чужд светского общения, бывает на вечерах, умеет играть на фортепиано; интересуется наукой, новостями и «всей жизнью».

Характеристика Штольца

Герой неусидчив, бодр, тверд и даже упрям. Всегда занимает активную позицию: «понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его». Время Штольца четко распланировано, тот ни минуты не тратит понапрасну.

При этом герой умеет сдерживать нежелательные порывы и оставаться в границах естественного, рационального поведения, хорошо контролирует собственные чувства и не кидается в крайности. Штольц не склонен винить других в собственных неудачах и легко берет на себя ответственность за приключившиеся страдания и неприятности.


Олег Табаков и Юрий Богатырев в образе Ильи Обломова и Андрея Штольца

В противоположность Обломову, герой не любит мечтать, избегает фантазий и всего того, что не может быть подвергнуто анализу или применено на практике. Штольц умеет жить по средствам, расчетлив, не склонен к неоправданному риску и при этом легко ориентируется в сложных или незнакомых обстоятельствах. Эти качества вкупе с целеустремленностью делают героя хорошим дельцом. Штольц любит порядок в делах и вещах, и ориентируется в делах Обломова лучше, чем тот сам.

Актеры

Роман «Обломов» экранизировали в 1979 году. Режиссером фильма под названием «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» стал , а роль Андрея Штольца исполнил актер . Штольц в фильме изображен жизнерадостным и активным человеком, каким и представлен в романе Гончарова.


При этом актер признавался, что скорее видел себя в образе Обломова, а Штольц, роль которого Богатыреву пришлось играть, по характеру полная противоположность самому актеру.

Слово «обломовщина», которое после выхода романа стало нарицательным, впервые прозвучало из уст Штольца как характеристика образа жизни Обломова. Этим словом обозначалась склонность к лени, апатии, застою в делах. Словом, то, что мы бы сейчас назвали «прокрастинация».

Цитаты

«Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни. По крайней мере, моей».
«Сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина».
«Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу».

Литература

Класс: 10

Урок № 8

«Для чего жить?». Обломов и Штольц

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Рассмотреть понятие «антипод»;
  2. Раскрыть смысл противопоставления двух героев, двух жизненных позиций в романе «Обломов»;
  3. Показать современность проблематики романа.

Глоссарий:

Роман – это крупный по объему и, как правило, прозаический жанр эпоса;

Антипод – это художественный образ, который своим содержанием, взглядами, чертами характера, моральными качествами и др. противоположен другому;

Антитеза – это такой прием в художественном языке, когда одно явление противопоставляется другому;

Основная литература по теме урока:

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература по теме урока:

Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля. В 2 ч. Ч. 2. М.: Московский лицей, 2007.

Добролюбов Н. А. «Что такое обломовщина?» «Обломов», роман И. А. Гончарова: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0022.shtml

Открытые онлайн-ресурсы по теме урока:

Добролюбов Н.А. «Что такое обломовщина?» «Обломов», роман И. А. Гончарова: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0022.shtml (дата обращения: 22.08.2018).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Роман Гончарова «Обломов» - одно из знаковых произведений русской литературы XIX века. Он входит в трилогию с двумя другими произведениями – «Обыкновенная история» и «Обрыв». Автор начинает работу над ним в 1847 году, когда в обществе возникают идеологически разные подходы к жизни.

Противоположные взгляды в «Обломове» выражают главные герои -потомственный дворянин Илья Ильич Обломов и его лучший друг, отставной чиновник Андрей Иванович Штольц. Они олицетворяют возможные пути развития. Первый - апатичный дворянин, поглощенный пустой мечтательностью и ленью. Второй - бодрый и трудолюбивый человек, сочетающий практичность и духовность. Чтобы понять замысел Гончарова, начнём с разбора имён персонажей.

Одно из значений древнееврейского по происхождению имени Илья - «Божья помощь». Автор усиливает его, называя Обломова Ильёй Ильичём. В сознании героя прошлое и настоящее сливаются воедино. Неслучайно картины беззаботного детства всплывают в его сознании - он олицетворяет родовые дворянские традиции. Фамилия Обломов схожа по произношению и написанию с глаголом «обломать» и образованным от него существительным «обломок», то есть, «остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего». Возможна также связь фамилии со словом «облый» - округлый, «округловатый».

Фамилия Штольц произошла от немецкого слова stolz («штольц») - «гордый». Русское имя Андрей, означает «мужественный, храбрый» и подчеркивает силу воли. Отсылки к ранним годам жизни героев тоже не случайны, они раскрывают характеры. Мальчики знакомятся в пансионе для детей местных помещиков. Полюбив спокойного и задумчивого Илюшу, Андрюша даже делает за него задания. Штольц и Обломов, хоть и растут рядом, но воспитывают их совершенно по-разному. Мать Андрея занимается с ним литературой и искусством. Отец-немец, закоренелый материалист, прививает любовь к труду. Он берёт сына работать репетитором в пансионате и назначает ему жалование «как мастеровому, совершенно по-немецки: по десяти рублей в месяц». Такое строгое воспитание сформировало у Штольца сильный характер. На его примере Гончаров показывает одну из моделей воспитания, не идеальную, но эффективную. Сила воли и терпение помогают Андрею стать богатым и известным широкому кругу людей.

Илья Ильич Обломов - представитель дворянства, разнеженный мальчик. Он находится в родительском доме в атмосфере чрезмерной опеки. Его семья размеренно проводит время за обсуждением того, «какие блюда будут в обед или ужин». Учёба сына в гимназии особо не интересует родителей, они лишь хотят, чтобы «Илья прошёл все науки и искусства». С детства ему прививают апатичный образ жизни: например, не дают ребенку гулять, так как он может пораниться или заболеть. Все это приводит к тому, что Илья совершенно ни к чему не приспособлен и не приучен к труду. Он проводит большую часть времени в пустых мечтах. Все попытки Штольца поднять своего друга с дивана оканчиваются неудачей. Обломов не хочет и не умеет прикладывать усилий, и у него нет сил на то, чтобы сломить привычный уклад. Идеал счастья Ильи Ильича - полный покой и хорошая еда: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее...». Идеал счастья Андрея Ивановича - жизнь в труде: «Труд - образ, содержание, стихия, цель жизни». По замыслу автора он воплощает тип человека, способного изменить Россию.

Критики того времени по-разному относятся к главным героям. Так, Чехов и Добролюбов, в целом выражая восхищение художественным мастерством писателя, остро критикуют образ Штольца. Они считают его персонажем, который фактически не служит развитию и идеалам страны, вся его деятельность направлена на улучшение своего благосостояния. Однако Гончаров хочет видеть в нем героя нового времени, может, не идеального, но прогрессивного.

Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» говорит об отражении в романе кризиса и распада старой крепостнической Руси. Илья Ильич - «коренной народный наш тип», символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он - последний в ряду «лишних людей» - Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. «Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражён коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической никчёмностью. Но в Обломове типичный комплекс “лишнего человека” доведен до логического конца, за которым - распад и гибель». По мнению критика, Гончаров показал «обломовщину» как социальное зло, которое проникло в самые разные слои общества, а Обломова сделал разоблачённым героем, низвергнутым прямо в халате на мягкий диван.

Сравнение главных действующих лиц романа - Штольца и Обломова - позволяет понять, что они - личности, типичные не только для XIX столетия. Поиск себя и смысла жизни волнует многие поколения. Автор предлагает читателю задуматься, какой путь выбрать - активно действовать или же плыть по течению и прозябать в надеждах на лучшее.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Пример №1

Ребус – соответствие

Подсказка: Андрея Штольца рано начали приучать к труду: вместе с отцом выезжал на фабрику, в поля, к купцам, а вскоре и самостоятельно начал выполнять различные поручения.

Разбор задания:

Принцип сюжетной антитезы в романе «Обломов» является важным смыслообразующим приемом произведения. Еще в начале романа автор вводит два противопоставляемых персонажа – пассивного, ленивого Обломова и активного, деятельного Штольца. Сравнивая их детство и юношеские годы, Гончаров показывает, как формировалась личность каждого из героев – постепенное увязание в болоте «обломовщины» Ильи Ильича и самостоятельная жизнь Андрея Ивановича.

Пример №2

Подстановка элементов в пропуски в тексте.

Вставьте пропущенное слово.

«Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне __________, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!»

Правильный ответ:

Правильный вариант / варианты:

Подсказка: после разрыва с Обломовым Ольга Ильинская со своей теткой уезжает за границу. Там за этого героя выходит замуж.

Разбор задания: знакомство Ильинской и Обломова организовал Штольц с целью вытянуть своего давнего друга детства из вечной спячки. Он верил, что юная, уверенная и целеустремленная Ольга увлечет мечтательного барина, побудит его мыслить, совершать поступки, развиваться, словом, встать с дивана в прямом и переносном смысле. «Я люблю будущего Обломова», − говорила она, имея в виду, что ожидает от него внутреннего переворота. Она жаждала, чтобы ее избранник стал выше ее, она словно ожидала увидеть Илью Ильича на пьедестале и уже потом подарить ему себя в качестве заслуженной награды. Но этого к сожалению так и не произошло.

Каждый человек индивидуален. Не бывает абсолютно одинаковых людей, совпадающих и по мировоззрению, и по мыслям, и по взглядам на все стороны жизни. В этом отношении литературные герои не отличаются от реальных людей.

Обломов. Штольц. Вроде бы, это совершенно разные люди. Обломов – медлителен, ленив, не сосредоточен. Штольц – энергичен, весел, целеустремлен. Но эти два человека любят и уважают друг друга, они настоящие друзья. Значит, не такие уж они и разные, есть в них и что-то общее, что их скрепляет. Правда ли это? Действительно ли являются антиподами Обломов и Штольц?

Они были знакомы с самого детства, поскольку Обломовка и Верхлево, где жили друзья, находились рядом. Но насколько разной была обстановка в этих двух краях! Обломовка – деревня покоя, благословенности, сна, лени, безграмотности, глупости. Каждый в ней жил в свое удовольствие, не испытывая никаких умственных, моральных и душевных нужд. У обломовцев не было никаких целей, никаких бед; никто не задумывался, зачем создан человек, мир. Они проживали всю свою жизнь, особо не напрягаясь, подобно равнинной реке, которая течет по давно проложенному ровному руслу тихо, вяло, и нет никаких камней, гор и других препятствий на ее пути, никогда она не разливается сильнее обыкновенного, никогда не пересыхает; начинает где-то свой путь, течет очень спокойно, не шумя, и тихонечко впадает в какое-нибудь озеро. Никто и не замечает, что есть такая речка. Так все и жили в Обломовке, заботясь только о еде и спокойствии в своей деревне. Мало кто проезжал через нее, и неоткуда обломовцам было узнать, что кто-то живет иначе, никакого понятия о науках они тоже не имели, да и не нужно им все это было… Илюша жил среди таких людей – любимый, оберегаемый всеми. Всегда он был окружен заботой, нежностью. Ему не давали ничего делать самому и вообще не давали делать всего того, что хочет любой ребенок, вовлекая его тем самым в сущность обломовца. Его отношение к образованию и науке тоже было сформировано окружающими: «ученье не уйдет», главное – аттестат, «что Илюша прошел все науки и искусства», но внутренний «свет» образования был неведом ни обломовцам, ни самому Илье.

В Верхлево же все было наоборот. Управляющим там был отец Андрюши, немец. Поэтому он за все брался со свойственной этой нации педантичностью, в том числе и за сына. С самого раннего детства Андрюши Иван Богданович вынуждал его действовать самостоятельно, самому искать выход из всех ситуаций: от уличной драки, до выполнения поручений. Но это не значит, что отец бросал Андрея на произвол судьбы – нет! Он лишь направлял его в нужные моменты на самостоятельное развитие, накопление опыта; позже же он просто давал «почву» Андрею, на которой тот мог разрастись без чьей-либо помощи (поездки в город, поручения). И юный Штольц пользовался этой «почвой», извлекал из нее максимальную пользу. Но воспитывал Андрюшу не только отец. У матери были совершенно другие взгляды на воспитание сына. Она хотела, чтобы тот вырос не «немецким бюргером», а высоконравственным и духовным, с отличными манерами, с «белыми руками» барином. Поэтому она играла для него Герца, пела о цветах, о поэзии жизни, о ее высоком призвании. И вот это двустороннее воспитание – с одной стороны трудовое, практическое, жесткое, с другой – нежное, высокое, поэтическое – сделало Штольца выдающимся человеком, объединяющем в себе трудолюбие, энергию, волю, практичность, ум, поэзию и умеренный романтизм.

Да, эти два человека жили в разной обстановке, но познакомились они еще детьми. Поэтому с самого детства Илья и Андрей сильно влияли друг на друга. Андрюше нравилось то спокойствие, умиротворенность, которые давал ему Илья, получивший это от Обломовки. Илюшу же, в свою очередь, привлекали энергия, умение сосредоточиться и сделать что надо Андрея. Так было и когда они подросли и уехали из родных мест…

Интересно даже сравнить, как они это сделали. С Илюшей обломовцы прощались со слезами, с горечью, грустью. Они обеспечили ему долгую, но очень комфортную – иначе Илья не мог – поездку среди слуг, угощений, перин – как будто часть Обломовки отделилась и уплыла от деревни. Андрей же попрощался со своим отцом сухо и скоро – все, что они могли сказать друг другу, им было понятно без слов. И сын, узнав свой маршрут, быстро проехал по нему. Уже на этом этапе жизни друзей видно их расхождение.

Что же они делали будучи далеко от дома? Как учились? Как вели себя в свете? Обломов в молодости целью своей жизни представлял спокойствие, счастье; Штольц – труд, силу духовную и физическую. Поэтому Илья и образование воспринимал как очередное препятствие на пути к цели, а Андрей - –как главную, неотъемлемую часть жизни. Обломов Илья хотел служить мирно, без волнений и забот «вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода». Для Штольца же служба была долгом, к которому он был готов. Такое отношение два друга принесли из детства. А что же с любовью? Илья «никогда не отдавался в плен красавицам, никогда не был их рабом, даже очень прилежным поклонником, уже и потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты». Андрей «не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных страстей». Девушки могли быть ему только подругами. Из-за этого же рационализма у Штольца всегда были друзья. У Обломова они сначала тоже были, но, со временем, они стали утомлять его, и, потихоньку, он очень сильно ограничил свой круг общения.

Время шло и шло… Штольц развивался – Обломов «уходил в себя». И вот им уже больше тридцати лет. Что они из себя представляют?

Штольц – сверхэнергичный, мускулистый, деятельный, твердо стоящий на ногах, сколотивший себе большой капитал, ученый, много путешествующий. У него везде есть друзья, его уважают как сильную личность. Он один из главных представителей торговой фирмы. Он жизнерадостен, весел, трудолюбив… но он внутренне помаленьку устает от такого ритма жизни. И тогда ему помогает друг детства – Илья Обломов, радушие, спокойствие, умиротворенность которого позволяют Штольцу расслабиться. Ну а что из себя представляет сам второй друг?

Илья не ездит, как Андрей, за границу, по делам, в свет. Он вообще редко выходит из дома. Он ленив не любит суету, шумные компании, у него нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца. Основное его занятие – лежать на диване в любимом халате среди пыли и грязи, иногда в обществе лиц «без хлеба, без ремесла, без рук для производительности и только с желудком для потребления, но почти всегда с чином и званием». Таково его внешнее существование. Но внутренняя жизнь мечты, воображения была главной для Ильи Ильича. Все, что он мог бы делать в реальной жизни, Обломов делает в мечтах и снах – только без физических затрат и особых умственных усилий.

Что жизнь для Обломова? Препятствия, груз, заботы, мешающие спокойствию и благословенности. А для Штольца? Наслаждение любой ее формой, причем если таковая не нравится, то Штольц ее с легкостью изменяет.

Для Андрея Ивановича основа всего – разум и труд. Для Обломова – счастье и спокойствие. И в любви они такие же… Оба друга влюбились в одну и ту же девушку. На мой взгляд, Илья Ильич полюбил Ольгу просто потому, что нетронутое сердце давно ждало любви. Штольц же влюбился в нее не сердцем, а разумом, он полюбил опытность, зрелость, ум Ольги. Перспектива семейной жизни в понимании Обломова –прожить жизнь счастливо и весело, без забот, без труда, «чтоб сегодня походило на вчера». Для Штольца же брак с Ольгой Сергеевной принес счастье умственное, а вместе с ним и духовное, и физическое. Так он и прожил всю оставшуюся жизнь – в гармонии разума, души, сердца с Ольгой. А Обломов, «загнив» окончательно, женился на женщине, которую и человеком трудно назвать. Он променял разум, зрелость, волю Ольги на круглые локти Агафьи Матвеевны, которая даже понятия не имела о существовании качеств, благодаря которым Человека можно назвать человеком. Я считаю, что это верхняя точка различий Обломова Ильи Ильича и Штольца Андрея Ивановича.

Эти два человека – друзья детства. Сначала, в силу этого, они были похожи и едины во многих сторонах жизни. Но, со временем, когда Илья и Андрей росли, Обломовка и Верхлево – две противоположности – возымели на них свое действие, и друзья начали отличаться все сильнее и сильнее. Много ударов вынесли их отношения, тем не менее детская дружба удерживала их крепко. Но уже в конце жизненного пути они стали настолько разными, что дальнейшее нормальное полноценное поддерживание отношений оказалось невозможным, и их пришлось забыть. Безусловно, на протяжении всей жизни Обломов и Штольц были антиподами, антиподами, которых скрепляла детская дружба, и разорвало разное воспитание.

«Штольц и Обломов» - Обломов и Штольц.

«Роман Гончарова Обломов» - Александр 11. Обломов. Копирование действительности, слепок с натуры. «Обыкновенная история». Губернские комитеты. -Большое по объему эпическое произведение, литературный жанр. Функции художественного произведения. Художественное произведение. «Дворянское гнездо» Тургенева И.С.1859. Издание «Обрыва» в «Вестнике Европы».

«Обломов в романе Гончарова» - В 1849 году была написана первая часть романа. Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. История любви Обломова. Один день из жизни Обломова. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки».

«Гончаров Обломов» - Детали интерьера. «Сонный» интерьер. Испытание любовью Обломов не прошёл. Детали сюжета. Определение художественной детали. Любовь. Причина апатии заключается в образе умственного и нравственного развития.». В роли детали могут выступать: форма, цвет, свет, звук, запах и т.д. Диван – символ бездеятельности, лени и апатии.

«Гончаров роман Обломов» - Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части. Волков. «Штольц не внушает мне никакого доверия. Рай. КАК ЖИТЬ? (Спор героев в 3-4 гл. Обломов и штольц. Гороховая улица. Выборгская сторона. 1."Явление" господина. Д. С. Мережковский 1890г. Алексеев? Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни.

«Роман Обломов» - Захар – А.Попов; Обломов – О.Табаков. Трилогия Ивана Александровича Гончарова: Ю.Гершкович 1982. Режиссер Н.С.Михалков. 1980. Роман «Обыкновенная история» Илл. Ю.С.Гершкович 1981. Кадр из фильма. Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Роман И.А.Гончарова «Обломов» Илл. В гостиной перед ужином.

Всего в теме 8 презентаций



Рассказать друзьям