Архитектурный пейзаж картины. Архитектура на картинах отечественных художников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель задания – развитие навыков работы над композиционным архитектурным рисунком на пленэре; изучение приемов создания функционально целесообразной, гармоничной и выразительной архитектурной формы.

Задачи и последовательность выполнения . На втором курсе задание по изображению архитектурного экстерьера усложняется, так как предлагается создать не изображение отдельного здания или его фрагмента, а цельную композицию с широким охватом пространства. Представляя себе возможность использования наблюдаемого архитектурного пространства и его предметного наполнения для создания композиционного архитектурного рисунка, нужно продумать возможность применения основных законов композиции: цельность, уравновешенность, наличие центра, ритмическая организация, использование контрастов, определенные соотношения статики и динамики форм. Необходимо серьезно подойти к выбору мотива, выделить главный объект изображения, определить композиционный центр. Затем проанализировать возможность условного деления изображаемого пространства на планы (передний, средний и дальний) и продумать возможность показа развития пространства от переднего плана в глубину. При этом предметы переднего плана, если они войдут в композицию, нужно располагать по краям, чтобы создать замкнутую композицию и освободить центр композиции для показа основных крупных объектов на дальних планах. После такого анализа выбирается оптимальная точка зрения с учетом композиционного замысла. При этом необходимо понимать, что в зависимости от выбора точки зрения меняется эмоциональное восприятие изображения. Например, низко расположенная линия горизонта подчеркивает монументальность форм, а высокая точка зрения позволяет показать глубину и широту пространства, выявить его планы, то есть реальные пространственные связи, наполнить изображение большим количеством деталей. Дальняя точка зрения делает перспективные сокращения более спокойными, а близкая больше искажает формы предметов и их реальный масштаб, но делает изображение более динамичным и экспрессивным. Затем выполняется эскизная зарисовка. Можно воспользоваться рамкой видоискателя для выделения кадра из неограниченного пространства, но лучше делать зарисовку с несколько более широким охватом пространства, а затем определить границы композиции. При создании натурной композиции не следует пассивно срисовывать все предметы, случайно попавшие в поле зрения и их случайное взаимное расположение. Наоборот, для создания выразительной и гармоничной композиции необходимо удалять на рисунке все, что мешает, менять взаимное положение предметов (сближать планы, «двигать» отдельные элементы). Однако, несмотря на такие коррективы, композиция должна быть грамотно построена по законам наблюдательной перспективы. Поэтому, начиная построение, необходимо наметить линию горизонта и затем согласовывать с ее положением направление всех параллельных отрезков и осей. После построения и прорисовки деталей создается светотональное решение с учетом выбранного варианта освещения (пасмурный день, солнечное освещение утром, днем или вечером, сбоку, спереди или сзади освещаемого пространства). Различное освещение меняет восприятие композиции и создает различное эмоциональное впечатление. В светотональном изображении необходимо также учесть законы световоздушной перспективы, используя приемы усиления и ослабления контрастов и различной степени детализации на переднем и дальнем плане. Время на выполнение задания – 12 ч.

Материал – ватман или тонированная бумага для пастели формата А-3 или А-2, графитные и угольные карандаши, пастель, перо, фломастеры.

Цели и задачи самостоятельной работы по дисциплине « ».

Самостоятельная работа выполняется с целью сделать более прочными знания и навыки, полученные на практических занятиях в аудитории. Навыки рисунка приобретаются медленнее, чем многие другие. Поэтому постоянная работа, в том числе и самостоятельная, необходима для приобретения требуемого художественного уровня для последующего решения архитектурных задач. Задачами самостоятельной работы является дополнение и углубление знаний и умений, полученных на аудиторных практических занятиях. Одновременно студент развивает навыки работы со специальной литературой и навыки самоорганизации при выполнении самостоятельной работы.

На самостоятельную работу в соответствии с учебным планом отводится 80 часов.

Виды самостоятельной работы студента в рамках дисциплины « Архитектурный рисунок и графика ».

А. Работа над книгой:

Проработка текста книги;

Разбор иллюстративного материала в виде рисунков и репродукций.

Б. Подготовка к выполнению практического задания. Перед началом работы необходимо обустроить рабочее место: подготовить мольберт или планшет, обеспечить достаточную освещенность, если рисунок выполняется с натуры – обеспечить нужное освещение изображаемого объекта и достаточную дистанцию для наблюдения. Следует также подготовить все материалы, рекомендованные для выполнения задания.

В.Выполнение практических заданий для самостоятельной работы.

При выполнении задания следует руководствоваться методическими указаниями для самостоятельной работы студентов и соответствующими разделами рекомендованных учебных пособий.

Г.Подготовка к зачету.

Для получения итогового зачета по дисциплине необходимо завершить все задания, которые выполнялись на аудиторных практических занятиях и практические задания для самостоятельной работы. Завершить и получить оценку по курсовой работе. Только после этого можно получить зачет. Для успешного выполнения практических заданий необходимо понимание теоретических основ. Усвоить теоретические основы дисциплины помогут основополагающие вопросы, приведенные ниже, а также основная и дополнительная литература.

Вопросы для самоподготовки:

1. Назвать все детали дорической капители и их пропорциональные соотношения.

2. Объяснить принцип построения дорической капители и назвать наиболее целесообразную последовательность построения.

3. Назвать особенности перспективного построения архитектурного объекта с использованием высокой точки зрения.

4. Объяснить, в чем сложность изображения реальных пропорций предметов в перспективе и назвать приемы определения и изображения пропорций предметов в перспективном рисунке.

5. Назвать способы определения и изображения визуально воспринимаемых соотношений размеров всех предметов на перспективном рисунке интерьера. Объяснить, как визуально распознаются и точно определяются реальные соотношения размеров всех предметов в перспективном рисунке интерьера.

6. Назвать приемы и последовательность построения композиции рисунка интерьера с натуры.

7. Назвать приемы и последовательность построения композиции рисунка интерьера по представлению.

8. Объяснить значение термина «широкоугольная перспектива».

9. Объяснить специфику изображения светотени в рисунке интерьера.

10. Назвать основные типы композиции орнаментов.

11. Объяснить значение термина «раппорт» и принцип использования раппорта в композиции орнамента.

12. Назвать основные технологические приемы построения орнамента на основе модуля и объяснить принцип использования этих приемов для создания раппорта и компоновки орнаментов разных типов.

13. Назвать технологические факторы, которые нужно учитывать при проектировании орнамента для декоративной формы различных архитектурных деталей.

14. Объяснить приемы и последовательность построения в рисунке формы предмета по ортогональным проекциям.

15. Назвать основные этапы построения перспективного рисунка архитектурного объекта по плану и фасаду.

16. Назвать пропорции головы человека.

17. Назвать пропорции фигуры человека.

18. Описать пластику движения фигуры человека в позиции «контрапост».

19. Назвать основные этапы выполнения рисунка архитектурного пейзажа на пленере.

20. Назвать возможные приемы компоновки архитектурного пейзажа.

21. Объяснить, как выбор положения точки зрения (выше – ниже, ближе – дальше) может влиять на эмоциональное восприятие рисунка перспективы архитектурного экстерьера.

22. Назвать приемы и последовательность перспективного построения архитектурного экстерьера.

23. Дать определение понятию «световоздушная перспектива».

24. Назвать правила и приемы светотеневого решения композиции архитектурного экстерьера.

25. Объяснить возможности использования определенного освещения (рассеянный свет или прямые солнечные лучи, солнце сбоку, спереди или сзади освещаемого пространства), как средства художественной выразительности в архитектурном пейзаже.

Практические задания для самостоятельной работы

    Копия рисунка архитектурного пейзажа, выполненного профессиональным художником.

Цель задания – изучение приемов создания архитектурной композиции с использованием изобразительных средств и возможностей различных графических материалов на основе копирования рисунков старых мастеров и современных профессиональных художников. Время на выполнение задания – 15 ч.

Копия выполняется с использованием материала, в котором выполнен оригинал.

Работы с предыдущего потока курса «Свобода в творчестве и смешанные техники», авторы Илья Кексгольмский, Наталья Круппа, Антонина Гурецкая, Кристина Овсянкина. ⠀ ⠀ Расскажу про формат обратной связи. На недавнем курсе хорошо получались видеоразборы, и я решила их внедрить и здесь. Задания, как обычно, открываются раз в неделю. ⠀ ⠀ И те работы, которые выкладываются по ним в первые три дня - я подробно разбираю в дополнительном видео (примерно час, а иногда и больше получалось). ⠀ ⠀ На их примере хорошо видны все ключевые ошибки, или наоборот, удачные моменты.⠀ ⠀ Становится еще яснее, как именно и что надо было делать уже…

2 недели ago by elena_tarutina Продолжу обобщать опыт того, чему я научилась за последние 4 года. ⠀ Недавно я подробно описывала все этапы создания школы, все свои постепенные шаги и сомения с ней. ⠀ Надеюсь, в ближайшее время напишу про путь, собственные трансформации, и про изменение взгляда на жизнь, и про то, как решилась с тремя детьми не только быть художником, но и создать огромное сообщество. ⠀ ⠀ А сейчас с большим удовольствием расскажу вам про @ap428 Армена Петросяна, значимого для меня человека, который очень серьёзно поддержал меня в создании школы, да и вообще в понимании направления своей жизни. ⠀ ⠀ У Армена два больших…

2 недели ago by elena_tarutina Начала прикидывать программу на следующий год. Ощутила в своей голове целую толпу персонажей, каждый из которых говорит что-то своё. ⠀ ⠀ Один придумал уже 6 (шесть, карл!) новых идей. Второй говорит, что собственное творчество будет в этом году в приоритете (и я на его стороне!). Третий спрашивает, а кто все это будет делать, а? Четвёртый робко намекает на то, что как бэ нужен сон и отдых. У пятого мысли исключительно на тему того, что бы ещё поделать интересного с собственными детьми (вчера вот он дорвался печь с ними печенье по рецепту @ann_chernykh , получилось очень вкусно, спасибо, Аня! #рождественскоепеченье_швейцарскихбабушек)⠀ ⠀ Ну…

2 недели ago by elena_tarutina Мне последнее время вообще не до книжек. Но в очереди очень много. А сегодня образовалась счастливая пауза и я дорвалась до Лабиринта, назаказывала кучу, в связи со скидками. И ещё курс по психосоматике купила.. И - начала читать новую книгу Лиз Гилберт. ⠀ ⠀ Эта тройка женщин меня давно вдохновляет, даёт силы и какое-то новое понимание своей природы - Лиз Гилберт (Есть молиться, любить), Джулия Кемерон (всё), и Кларисса Пинкола Эстес (Бегущая с волками).⠀ ⠀ Ниже отрывок из книги Лиз Гилберт «Большое волшебство». Про то, что вдохновение не надо ждать. Вообще. ⠀ ⠀ А на фото - привезла Никиту с…

2 недели ago by elena_tarutina Меня уже начали спрашивать, будет ли в этом году календарь. Да, мы его уже делаем! Мечта сделать календарь в октябре, по всей видимости, не осуществима, но по-крайней мере, это будет в начале декабря) ⠀ Для меня это уже традиция - делать календарь с работами года, хоть и не всеми, но важными. Так что на днях выложу более подробную информацию.⠀ ⠀ И напоминаю, что осталось 4 дня до старта курса «Свобода в творчестве и смешанные техники»!⠀ Записаться в группу можно по ссылке в профиле. Начинаем 5 декабря. #бытьхудожником100

2 недели ago by elena_tarutina До старта курса «Свобода в творчестве и смешанные техники» осталось 3 дня! Отвечу тут на самые частые вопросы. Смотреть уроки вы можете в любое удобное время, так как они записаны заранее. Сколько занимает по времени: урок примерно 30-40 минут, и ещё примерно час видеоразбор (работ, которые выкладываются в первые три дня), его надо смотреть всем обязательно, там много важного. На свои работы минимально нужен час в неделю, а лучше ещё к этому добавить каждый день по 20-30 минут для поддержания и продолжения темы. Если есть больше времени на работу над курсом - отлично. В четверг открывается вводный теоретический урок, а…

1 неделя ago by elena_tarutina Начало послезавтра, 5 декабря. Еще немного о том, что будет на курсе: «Это курс-практикум, посвящённый знакомству с хорошо известными материалами на новом уровне, более смелому обращению с ними и соединению несоединимых вещей. Мы поймём, что ещё можно делать с обычной пастелью и акрилом, углем и шпаклёвкой, гофром и скотчем - чтобы в итоге получилось нечто новое - новое ощущение, новое состояние, новые творческие возможности. Коснемся того, как обобщать, выделять главное, рисовать эскизно и быстро. Будем говорить о том, как перевести свои отношения с творчеством в иное качество - более свободное, раскрепощенное, прибавляющее азарта и видения возможностей. Как вообще смотреть на…

1 неделя ago by elena_tarutina На фоне того, что у меня завтра снова начинаются «Смешанные Техники», активизировала собственные эксперименты. ⠀ Накупила сегодня разных материалов, сижу тестирую в перерывах между всеми детскими занятиями, необходимостями, вопросами и воплями. ⠀ ⠀ Вот тока что-нибудь такое накрасишь, как снова крики или мася приходит в мастерскую поразбирать сушёные тыковки, бусики (держу для неё специальную коробку с ними), или что-то со мной покрасить. ⠀ И ещё они дружно хотят адвент-календарь - даже старший, хоть и скрывает это ⠀ Уже почти его придумала. ⠀ ⠀ Для тех, кто любит запрыгивать в последний вагон, присоединиться к курсу ещё можно - по ссылку в…

5 дней ago by elena_tarutina Год назад тоже подводила итоги года. И тоже пришла к выводу о том, как сложен баланс) Про этот год ещё напишу отдельно. А пока прошлогоднее: ⠀ «Анализ творческого года, немного мыслей и сюда тоже. В целом год получился в этом срезе неравномерный и рваный. И явно мне не хватило времени на все задуманное. Точнее, удалось сделать процентов 10 от того, что хотелось. И 200 от того, что было возможно в моей ситуации. ⠀ ⠀ Довольна тем, что, по моему ощущению, был прорыв с большими сложнотехнологическими работами, многослойными с использованием разных материалов. Но не хватило их. Все лето и позже -…

20 часов ago by elena_tarutina Сверстали наконец календарь)) ⠀ Все попытки сделать это раньше каждый год проваливаются по разным причинам. ⠀ Кто спрашивал, можно заказывать - ссылка в профиле, там же подробное описание. ⠀ ----------⠀ Друзья! В этом году, уже традиционно, я снова делаю календарь со своими работами. Как и в прошлые три раза, в нем собрана часть работ, сделанных за год. ⠀ Многие из них были на моей персональной выставке в сентябре, но есть и новые. ⠀ ⠀ Как обычно, я делаю маленький тираж для друзей, и небольшую его часть можно приобрести. ⠀ ⠀ В этот раз его формат такой же квадратный - 29х29см.…

В сегда ли живописец предпочитает воспевать природу, если можно так сказать, в чистом виде, без архитектурных построек? Далеко не всегда. Ведь постройки ее оживляют, придают новый смысл. Даже не являясь исторической и художественной ценностью, они в единстве с окружающей местностью приобретают особую выразительность, воспринимаются важным, а порой главным звеном композиции.

Другие же мастера вдохновляются пейзажем городским, когда в картине, этюде, рисунке не природе, а архитектурным постройкам принадлежит основное место.

Многие деревянные и каменные строения красивы в любую погоду. Но зимой они больше «на виду» — не заслонены деревьями и кустарниками, снежный покров скрадывает все отвлекающие детали.

Однако работать в это время года на открытом воздухе сложно: холодно, а то и морозно. Стынут руки, краски густеют. Тем не менее мы знаем немало прекрасных произведений, в которых воспеты зимние пейзажи. Правда, не все они создавались на пленэре, а писались в мастерской на основе этюдов, по памяти или из окна.

Полотно С. Светославского так и называется — «Из окна Московского училища живописи». Оно выполнено, как принято говорить, натурно: предельно точно переданы объемы, цвет, фактура предметов. Осязаемо напи-саны кровля шатровой колокольни, зеленые луковицы церкви, барабаны, украшенные лепниной, рыхлый снег, побеленные стены домов. При всем том картина отнюдь не натуралистична. В ней — поэзия тихого зимнего дня, когда сквозь студеную дымку просвечивает голубое небо, а лучи низкого солнца золотят заснеженные крыши. Когда из труб вьются сизые дымки и даль тонет в зябком мареве. Пейзаж, полный простора, воздуха, художник наблюдал из окна каждый день, но написал его так свежо, звонкокрасочно, будто увидел впервые.

Если полотно Светославского дает представление о масштабах Москвы, ее облике вековой давности, то картина Н. Гончаровой переносит зрителя в город начала нашего столетия, на перекресток узких уютных улочек. Свежевыпавший снег превратил деревья в клубы облаков, заботливо укрыл крыши, мостовые и бодро поскрипывает под полозьями.

Это уже не натурный пейзаж, а картина, выполненная по впечатлению. Она декоративна, контурна, написана обобщенно, без проработки деталей. Используя всего несколько красок, Гончарова обошла
вниманием воздушную перспективу, тоновые и цветовые нюансы — ей важно было зафиксировать общее впечатление от увиденного, создать образ московской зимы.

Совершенно по-иному решено полотно П. Кончаловского «Аптека на Садовой». Подход к натуре здесь пленэрный: художник передает эффекты, характерные для открытого пространства,— богатство красок и оттенков, ощу-щение льющегося со всех сторон света. Это скорее этюд в технике алла прима — созданный сразу, за один присест, на одном дыхании.

Однако художник изобразил не первое попавшееся на глаза. Его привлек уголок старого города, лиричность зимней малолюдной улицы с голыми деревьями и небольшими приземистыми домиками. Старинное здание, где расположилась аптека, занимает в композиции центральное место. Деревья на первом плане усиливают ощущение глубины пространства, служат как бы камертоном тональной и цветовой настройки, определения масштабов строений.

Чтобы овладеть карандашом и красками, полезно внимательно анализировать произведения мастеров. В этом отношении этюд Кончаловского о многом может рассказать: как художник работал кистью? Что
темнее — заснеженные крыши и улицы или пасмурное небо? Только ли белилами написаны сугробы? Как направлял он кисть, когда изображал деревья,— сверху вниз или снизу вверх? И что сначала изобразил — небо или деревья?

Сравните произведение П. Кончаловского с полотном К. Юона «Утро индустриальной Москвы». Не правда ли, они совершенно различны? Первое носит камерный характер, пейзаж ограничен небольшим пространством. А картина Юона — величественная панорама.

Перед нами столица первых послевоенных лет. Строгим силуэтам труб, заводских корпусов, ангаров вторят энергичные фигуры рабочих. Множество вертикальных линий противостоит горизонтальным, создавая пластическое равновесие. Дымы словно превращаются в барашки облаков и разбегаются по небу. Высокие деревья справа и слева как бы объединяют верхнюю и нижнюю части композиции и в то же время причудливыми очертаниями ветвей подчеркивают строгость индустриального пейзажа.

Юон кадрирует изображение таким образом, чтобы оно начиналось со второго плана: это позволяет избежать показа лишних деталей и остановить внимание зрителя на главном. Утреннее солнце развернуло над простором веер золотых лучей, привнося в пейзаж торжественность. Если бы мастер не избрал контр - ажурное освещение, отчего постройки и фигуры людей смотрятся силуэтами, а предпочел боковое, остановив внимание на объемах и цветовой характеристике предметов, то впечатление от полотна было бы гораздо менее сильным. Сейчас же оно подлинно монументально — благодаря строгой композиции, пронизанной четким, ясным ритмом, устойчивости большинства объектов, высокому горизонту, спокойной кладке мазков. И по характеру живописи напоминает мозаику.

Своя, неповторимая манера письма у В. Бялыницкого-Бируля. Его пейзажи поэтичны, полны тихой грусти. Они будто окутаны легким, нежным туманом, в котором смягчаются очертания и формы предметов, контрасты света и тени, яркость красок. Зато живопись приобретает особенную цельность, завершенность.

Художник изобразил дом, в котором еще совсем недавно жил великий Ленин. И здание, и все вокруг выглядит так, как было при нем. Дом, построенный в стиле русского классицизма конца XVIII — начала XIX века, большая заснеженная поляна, светло - серое небо выдержаны в сближенной цветовой и тоновой гамме, звучание которой усиливают темные пятна елей. Ствол дерева на переднем плане словно траурная лента. Представьте композицию без этой детали — она потеряет пространственную глубину, цельность, выразительность.

Иногда начинающие художники спрашивают: где искать интересные мотивы? По этому поводу московский живописец И. Сорокин говорит: «Много поездив по стране, я понял, что главной моей темой является
средняя полоса России. Древнерусские города, так же как и близлежащие деревни, села, целиком заполняют и увлекают мое творческое воображение. Сейчас как-то не тянет в дальние края. Раньше казалось, что там найдешь что-то необыкновенное. Но это только казалось. А все необычное, интересное находится около нас, среди нас, его только нужно увидеть».

В пейзаже Сорокина «Зима в Суздале» воплощено очарование города с его многочисленными памятниками старины, разноцветьем куполов, крыш, стен. Крепко, смелыми, свободными мазками вылеплены сугробы, постройки, деревья. Удачно выбрана точка зрения на Рождественский собор и окружающие строения. Перспектива улицы, заборов, деревьев влечет наш взор к центральной части
древнего города и в то же время держит всю композицию. Левая часть холста зрительно более нагружена, чем правая, что придает пейзажу еще больше живости, естественности.

Как достиг художник такой согласованности всех элементов изображения? Прежде всего он видел натуру в единстве с окружающей средой, сразу охватывая всю ее взглядом, мгновенно сравнивая пропорции, объемы, краски.

Архитектурные постройки могут быть не только составной частью пейзажа — сельского, городского, индустриального. Во многих картинах они связаны с какой-либо жанровой сценой. Например, в произведении В. Телина «Дом опустел» раскрывается взаимосвязь человека и его жилища, которое о
многом может поведать. О том, что строили его мастера своего дела. И украшали с любовью и вкусом. Что долго служило оно людям. Но не стало хозяев, опустел старый, еще ладный, крепкий дом — и забивают досками окна с красивыми резными наличниками...

Можно привести бесконечное множество примеров самых разных решений архитектурного пейзажа. Если вы, дорогие юные художники, увлечетесь этой темой — а не увлечься просто невозможно,— то на
первых порах порисуйте карандашом, попишите акварелью и маслом постройки, не слишком сложные по форме и декору. Постарайтесь прежде уяснить конструкцию здания, соотношения его объемов и окружающих предметов. Изображая старинную церковь, палаты, крепостные стены, обратите особое внимание на их слитность с пей зажем — древние зодчие всегда видели архитектуру в единстве с природой.

Своя поэзия в заводских корпусах, совхозном элеваторе, ТЭЦ с ее приземистыми градирнями и стройными трубами. Выбирайте такую точку зрения, чтобы наилучшим образом выявлялись характерные особенности архитектуры. Интересно один и тот же мотив порисовать и пописать в разное время года и при разном освещении.

Во время работы вы не только овладеваете графическим и живописным мастерством — вы как бы проникаете в замысел зодчего и, подобно ему, возводите на бумаге или холсте стены и крышу, украшаете сооружение резь-бой или лепниной.

Стремитесь передать монолитность, тяжесть постройки или устремленность ввысь, воздушность. Смотрите на фасад здания — представляйте его боковые и заднюю стены, а мазки или штрихи наносите, учитывая конструкцию, особенности кладки кирпича, бревен, железобетонных блоков.

Архитектура окружает нас повсюду. Мы, можно сказать, живем в мире архитектуры, пришедшей к нам из глубокой древности и постоянно меняющей облик. Отобразить этот мир — задача крайне увлекательная,
волнующая. В каждом конкретном случае она имеет свои особенности и свои решения.

Желаем вам творческих успехов!

А. Алехин

Журнал "Юный художник" №12, 1987

Кто из нас не любовался величественными и очаровательными видами города, бесконечно разнообразными, вызывающими столь же разнообразные чувства и эмоции! Сказочные силуэты древних городских стен и башен, величавые громады дворцов и общественных зданий, привлекательные и внушительные массивы жилых домов, мощные- группы промышленных и других сооружений - итог творческой мысли и созидательной работы поколений многих веков или результат героических и гениальных преобразований.


Неудивительно, что картины города вдохновляли и вдохновляют творческую мысль художника.

Города нашей родины дают безграничный выбор захватывающих сюжетов для художников.

Сталинские пятилетки грандиозного социалистического строительства из года в год преображают лицо нашей страны. (Один за другим у всех на глазах вырастают новые города, реконструируются и ширятся старые, до неузнаваемости меняя свой облик, десятки лет остававшийся неизменным. Возникают новые гиганты советской индустрии, возводятся грандиозные сооружения - гидростанции, мосты, плотины, каналы и многие-многие другие, самых разнообразных наименований и назначений.

Это строительство своим видом, своей архитектурой говорит о новой жизни, о новых достижениях свободного социалистического труда. Оно вдохновляет и влечет к новым подвигам и победам.

Темы нашего городского, индустриального и архитектурного пейзажа бесчисленны и исключительно благодарны для художника по своему эмоциональному значению и красоте.

Вот почему юным художникам следует не только познакомиться с этим разделом рисунка и живописи, но и испытать свои силы в творческой работе над его сюжетами.

Архитектура с давних времен привлекала художников - живописцев и графиков - не только кап композиционный элемент картины, отображающий реальную обстановку действия или окружение изображаемого предмета, но и красотой архитектурных объемов и форм, прекрасно сочетающихся с природой, фигурой человека, движением толпы, красками убранства и костюма. Однако изображение архитектуры долгое время носило декоративный характер и не выходило из условностей плоского стиля.


Реалистическая, верная и выразительная в отношении объема и пространства передача более или менее сложных архитектурных форм, организованных в ансамбли и группы, стала возможна лишь после того, как в XV веке, в эпоху итальянского Возрождения, были исследованы и раскрыты законы перспективы.

Наука о перспективе с течением времени развивалась все больше и больше и в наше время доведена до такого совершенства, что ее правила не только позволяют изображать предметы при рисовании их с натуры, но и воспроизводить вид предметов, создаваемых творческим воображением художника.

Кроме знания законов перспективы, для успешной работы над городским ландшафтом и архитектурными мотивами художник должен ближе познакомиться с искусством архитектуры и архитектурными формами.


Как известно, это древнейшее из искусств, создавая здания и сооружения, наделяет их такими формами и внешними признаками, которые дают возможность по внешнему виду угадывать назначение сооружений, определять отношение одной части его к другой и их взаимную связь, отличать главное от второстепенного.

Организуя пространство и обрабатывая объемы, плоскости и детали сооружения, зодчий руководствуется создаваемым им художественным образом и архитектурной идеей.

При большой практике в рисовании с натуры пытливый глаз художника постепенно научается разбираться в особенностях построения и в стилевом характере архитектурных форм даже значительной сложности. Однако для сознательного отношения к Натуре необходимо знакомство с историей.

Само собой понятно, что самостоятельная композиционная работа;на сколько-нибудь сложные архитектурные темы не может ит-ти успешно без достаточных специальных знаний.

Приводимые здесь репродукции с рисунков и картин мастеров городского и архитектурного пейзажа - живописцев и архитекторов - дают возможность анализировать моменты композиционного порядка и ознакомиться с приемами исполнения.

Неизмеримо полезнее вести такое изучение по подлинникам, представляющим этот р°Д рисунка и живописи в наших художественных галлереях и музеях.

Прославленными мастерами архитектурного пейзажа были венецианские живописцы Антонио Каналетто (1697-1768), Бернардо Белотто (1720-1789), Франческо Гварди (1712-1793), Д. Панни-ни (1695-1768), венецианский архитектор и офортист Джиованни-Баттиста Пиранези (1720-1778), французский художник Гюбер Робер (1733-1778).

Превосходны работы русских мастеров: Ан. Вельского (1730 1796), Ф. Алексеева (1755-1824), Сильвестра Щедрина (1791- 1830), Галактионова (1779-1854), М. Воробьева (1787-1855).

Блестящие примеры архитектурного пейзажа и архитектурных фантазий и перспектив можно найти в рисунках архитекторов: М. Казакова (1738-1813), Джакомо Кваренги (1744-1817), А. Воронихина (1760-1813), П. Гонзаго (1751-1831) и др.

Приведем несколько практических замечаний, относящихся к работе с натуры, которые полезно учесть начинающим юным художникам, работающим над архитектурным пейзажем.

Удачный выбор точки, с которой делается зарисовка городского вида, архитектурного пейзажа или архитектурного памятника, имеет большое Значение. Эта задача должна быть решена наиболее выгодно как в отношении общей композиции, так и со стороны наиболее выразительной характеристики главной темы данного рисунка или живописного этюда. В этом направлении нужно всемерно развивать свое художественное чутье, изучая классические образцы композиции в изобразительном искусстве и бесконечные красоты природы. Иногда может оказаться Затруднительным сразу остановиться на выборе наиболее выгодных с художественной точки зрения границ картины.

Причиной тому могут быть обширные масштабы простирающегося перед нами городского вида или архитектурного пейзажа, многочисленность архитектурных деталей, одинаково привлекающих ж себе глаз художника и одинаково для него заманчивых.

Следует иметь в виду, что начинающим художникам целесообразнее сначала ограничиваться более простыми и малопредметными сюжетами, переходя к работе над более сложными темами постепенно.

В работе над архитектурными пейзажами юный художник должен итти от основного, от главного к частностям, к второстепенному. В основу рисунка должно быть положено правильное перспективное построение форм. Рисующий должен в первую очередь ясно представить себе положение горизонта, точки схода, точек уклонения линий и т. п.

Перспективные построения при рисовании с натуры могут быть сведены к простейшим схемами приемам. Они весьма элементарны и касаются лишь основных построений и основных форм. Необходимые приемы, ровности должны быть внимательно изучены по натуре и нарисованы, руководствуясь правилами перспективы, в полной согласованности с основной перспективной схемой.

Художнику архитектурного пейзажа следует быть особенно требовательным к себе, когда он анализирует строение архитектурных масс, объемов и форм, определяет их взаимную конструктивную связь, устанавливает отношения и пропорции, выискивает характер движения и ритма архитектурных масс и линий. Портретное сходство изображения для архитектурной тематики имеет исключительное значение. Эго вытекает из условий гармонической закономерности и законченности архитектурных форм.

Уходящие далеко в глубь картины планы городских видов и архитектурного пейзажа, пространственность и рельефная пластика архитектурных экстерьеров и интерьеров, эффекты света и тени, воздушная дымка далей и прозрачность теней несомненно остановят на себе внимание юного художника. Он должен добиваться верной, живой и художественной их передачи, учитывая, что от этого зависит значительная доля прелести и убедительности его рисунков и этюдов.

Еще один мастер-класс

Под мягкими материалами здесь мы будем понимать карандаши 3В и мягче, уголь древесный прессованный, сангину, соус, сепию, мел, пастель. Чем мягче материал, тем нежнее должно быть прикосновение им к бумаге. Неудавшиеся места в начале лучше стирать салфеткой или клячкой, затем ластиком. Некоторые из этих материалов можно использовать в работе по влажной бумаге: соус, сангину, сепию. Их же можно натереть в пыль, разводить водой в любой пропорции и работать кистью. Примеры конкретных приемов работы будут приведены ниже.
Нередко встречается у начинающих непродуманное отношение к материалам, например при ограниченном времени на большом листе рисунок выполняется твердым карандашом. При отсутствии опыта процесс работы затрудняется и цельный результат становится недостижимым. Наброски большого размера оказывают положительное влияние на развитие чувства цельности, и их естественно выполнять гибкими, подвижными материалами как сангина, уголь, сепия и т.д. Такие большие наброски выполняются на расстоянии вытянутой руки.

Рисунок интерьера.

Изображение интерьеров с натуры имеет свои особенности. Во-первых, интерьер включает пространственные планы. Рисовальщик должен найти такую точку, чтобы архитектура на рисунке была удобочитаема и с правильными пропорциями общего и деталей. При этом для очень больших пространств приходится «исправлять» видимую перспективу таким образом, чтобы возникало меньше искажений. Для этого возможно «на глаз» строить широкоугольную перспективу с тремя и больше точками схода на горизонте, а вертикали рисуются строго параллельными. Камерные интерьеры изображаются с обычной перспективой. Очень важно расположение линии горизонта – на уровне глаз стоящего человека, или сидящего. В редких случаях делается линия горизонта возле пола, для придания особой монументальности объекту. Во-вторых, интерьер имеет различные источники освещения и иногда «работают» несколько световых точек. В любом случае нужно следить за воздушной перспективой, которая дополняет линейную. Передний план делается самым контрастным, по мере удаления свет изображается темнее, тени – светлее, и все другие тоновые отношения сближаются. В третьих, предметы в интерьере различны по окраске (от белого до черного) и фактуре (дерево, мрамор, металл)
Для беглых зарисовок пользуются линией. Но линия, как таковая, лишь условно определяет границы предмета, не давая представления об его цвете и фактурных качествах. Поэтому по первому линейному наброску можно сразу проложить легкий тон растушкой или замшей, предварительно попробовав его на палитре. Ограничены возможности линии и в передаче реального объема. Нам известны блестящие линейные рисунки интерьеров таких архитекторов, как Воронихин, Тома де Томон, Камерон, Жолтовский, Ноаковский.
Светотеневой рисунок выражает не только условную природу освещения, но и многое другое. Прежде чем делать такой рисунок, нужно подумать, как эффектнее использовать освещение в интерьере, как наиболее выразительно выявить световые планы. Проходит ли свет через окна, или это рассеянный свет, идет ли свет от люстр - в каждом случае потребуется качественно новое решение рисунка. Для интерьерных рисунков хорошо использовать тонированную бумагу, с расчетом в последнюю стадию работы мелом сделать удары в световых точках.
Блестящий пример светотеневых рисунков интерьеров – рисунки Гонзаго, Премацци и Пиранези.

Рисунок пейзажа с архитектурой.

На воздухе рисовать надо в разную погоду и разное время – тогда мы увидим одну и ту же архитектуру в разном освещении, и легче будет уловить главное. Здесь также надо строить изображение в перспективе, определяющей взаимосвязь пространственных планов с горизонтом и точкой схода и положения всех предметов в пространстве. Сначала старайтесь наметить саму форму зданий, которая не зависит от освещения. По ходу солнца оно будет все время меняться и нужно запомнить и быстро зафиксировать на листе наиболее выгодное положение, либо с самого начала вы предполагаете рассеянное освещение от облачного неба. Прорабатывайте, прежде всего, большие планы, подчиняйте и соотносите к ним менее крупные формы и детали. Желательно рисовать на разных форматах бумаги, чтобы архитектура получалась как бы в разном масштабе. Начинать легче с городских пейзажей в несолнечный день, когда освещение более устойчивое, и светотеневые отношения мало меняются. Примерами таких работ являются рисунки М.Воробьева, Ф.Алексеева, И.Шарлеманя и др.

Рисунок архитектуры в пейзаже (из своего опыта).


Я выбираю формат бумаги и сразу сепией (без карандаша) набрасываю композицию на листе: сколько земли, сколько архитектуры и сколько неба. Обычно площадь неба на листе больше, чем земли (плохо, когда выходит одинаково). В первой стадии проблемы освещения и тоновые отношения «держатся в уме» – набрасывается сама форма земли и архитектуры, через упрощенные формы без деталей – плоскость, призма, цилиндр и т.д. Для ясности композиции первый набросок должен быть ярким, но «легким».
Затем начинается проработка главных деталей и пояснение общей формы тоном. Можно растушкой или замшей набрать натертой сепии и легко, не втирая в бумагу нанести в необходимых по композиции местах. При рассеянном освещении это, в первую очередь, проемы, при солнечном – еще и общие границы собственных теней. Средний тон земли обычно темнее среднего тона архитектуры. Дальнейшая детализация и проработка в тоне ведется в соответствии с линейной и воздушной перспективой. Одновременно, желательно за один раз, делается небо: состояние облаков в перспективе и освещении, и уже на фоне неба доделывается архитектура. На протяжении всей работы архитектура остается главным элементом композиции. Всегда желательно в конечной стадии сделать один-два самых светлых места и один-два самых темных, при усилении контрастов на переднем плане. Ближе к краям листа контрасты ослабляются. Антураж (природа, люди) в таких рисунках – средний по тону и более или менее условный, то есть «подыгрывает» архитектуре. Линейная стадия и детали выполняются только остро отточенной палочкой сепии. Почти для всех сюжетов бумагу можно брать с грубой фактурой. Тогда дальние планы делаются растушкой, а передний план мелком, для передачи грубой фактуры (кора деревьев, стены из валунов, земля и т.д.). Если бумагу брать тонированную – желтоватую, сероватую, коричневатую и т.д. – то в последней стадии ставятся несколько акцентов мелом или жидкими белилами кистью. Белила используются двумя способами: или в качестве блика, или в качестве световой плоскости. Блики незначительны по площади, но ярки по интенсивности. Световые плоскости – менее яркие, но больше по площади. И в том и в другом случае эти световые пятна различны по интенсивности и одно из них делается самым ярким. Общий тон неба, как правило, светлее всего остального.

Рисунок пейзажа с элементами архитектуры.

Особо можно рассмотреть пейзажные рисунки, где архитектура в композиции играет лишь роль акцента, который подчеркивает красоту ландшафта. В таких рисунках особенно важна сомасштабность элемента архитектуры и ландшафта. Здесь стоит задача показать, насколько красиво архитектура вписывается в природу и в то же время отличается от нее. Фактура природы бесконечно разнообразна: небо, листва, деревья, земля, камни и т.д. в отличии от более или менее одинаковой фактуры в архитектуре. Особую роль здесь играют архитектурные детали. Такие рисунки делаются, как правило, в глубоком тоне – от белого до самого темного, однако желательно нигде не доходить до такой степени темноты, когда материал уже перестает «работать».



Рассказать друзьям