В пластическом искусстве любая выпуклая скульптура, прилегающая к определенной фоновой поверхности, называется рельефом. Рельеф сочетает в себе черты плоской и объемной статуи. Таким образом, рельеф представляет собой расширяющую пространство композицию, и, будучи созданный на плоской поверхности, имеет высокую степень схожести с обычными скульптурами.
Барельефы применяются по ряду причин:
- Рельефная скульптура может выразить более широкий круг идей и композиций. Например, при создании масштабной сцены битвы потребовалось бы огромное количество пространства и материалов, в то время как рельеф поможет изобразить композицию, сохранив масштаб и ресурсы.
- При создании барельефа на плоской поверхности не возникает проблем организации равновесия произведения, в отличие от статуй, где вес и баланс фигур играют важную роль.
- Специфика подобных скульптур делает их идеальными для архитектурных проектов. Рельефы, будучи размещенными на стенах, порталах, потолках и арках, выполняют декоративные и сюжетные функции.
Кроме того, существуют и другие типы резьбы, сочетающие в той или иной степени известные технологии и подходы. Например «сплющенный рельеф», авторство которого приписывают Донателло , является лишь подвидом барельефа, с тем исключением, что композиция в меньшей степени выделяется над фоновой поверхностью.
Рельеф с кабаном. Гёбекли Тепе.
Итальянское Возрождение характеризуется заметным подъемом в реализации рельефов. Они максимально полно используют средства для создания сложной перспективы, прорабатывая текстурные контрасты поверхности, визуально изменяя пространство. В период 1530-1570 годов фантастические рельефы и лепнину создавали французские маньеристы. Рельефная скульптура барокко продолжает идеи ренессанса, а также увеличивает масштаб работ. Некоторые рельефные композиции становятся практически неотличимы от мраморных статуй (примером такого подхода отлично служит Бернини). Среди неоклассических скульпторов, создававших рельефы, стоит выделить Антонио Канова и Бертела Торвалдсена, создававших работы с классической строгостью и чистотой.
Рельеф в скульптуре обновлено: Апрель 24, 2017 автором: Глеб
- рельеф - Совокупность форм (неровностей) земной поверхности, различных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Слагается из положительных (выпуклых) и отрицательных (вогнутых) форм. География. Современная энциклопедия
- рельеф - рельеф I м. Строение земной поверхности. II м. 1. Выпуклое изображение на плоскости (обычно скульптурное). 2. перен. То, что заметно выделяется среди чего-либо однородного. Толковый словарь Ефремовой
- РЕЛЬЕФ - РЕЛЬЕФ - платеж вассала сеньору при получении феода. РЕЛЬЕФ - в искусстве - вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды - барельеф и горельеф. РЕЛЬЕФ (франц. relief, от лат. Большой энциклопедический словарь
- рельеф - РЕЛЬЕФ, а, м. 1. Строение земной поверхности, совокупность неровностей суши, океанского и морского дна. Горный р. Р. местности. 2. Выпуклость, выпуклое изображение на плоскости. Глобус с рельефами. Толковый словарь Ожегова
- рельеф - Рельефа, м. [фр. relief]. 1. Выпуклое изображение на плоскости (спец.). 2. Строение земной поверхности (геогр., геол.). Пересеченный рельеф местности. Горный рельеф. Большой словарь иностранных слов
- рельеф - Релье́ф/. Морфемно-орфографический словарь
- рельеф - РЕЛЬЕФ -а; м. [франц. relief] 1. Выпуклое изображение на плоскости. Прощупывать р. букв (способ чтения слепого по специальной азбуке с таким изображением). Вышивать рельефом (создавать рельефный рисунок на ткани). Толковый словарь Кузнецова
- Рельеф - (лат. relevo – поднимаю) – вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф и горельеф. Словарь по культурологии
- рельеф - -а, м. 1. Выпуклое изображение на плоскости. Я любовался на китайскую мебель --- с рельефами и деревянной мозаикой. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». Пользоваться нотами слепому вообще трудно. Они отдавливаются, как и буквы, рельефом. Малый академический словарь
- рельеф - РЕЛЬЕФ, -а, м. Фигура, формы (о теле). Качать (или работать на) рельеф - наращивать мышцы. - из спорт. Толковый словарь русского арго
- РЕЛЬЕФ - (франц. relief, от позднелат. relivium - освобождение, разрешение) - феод. платеж вассала своему сеньору, предусматривавшийся феод. правом стран Зап. Советская историческая энциклопедия
- Рельеф - Скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа. Архитектурный словарь
- Рельеф - (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю * a. relief, topography, terrain; н. Relief, Oberflachengestalt der Erde, Bodenerhebungen; ф. relief;... Горная энциклопедия
- Рельеф - См. Ваяние. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- рельеф - Рельеф, рельефы, рельефа, рельефов, рельефу, рельефам, рельеф, рельефы, рельефом, рельефами, рельефе, рельефах Грамматический словарь Зализняка
- рельеф - РЕЛЬЕФ м. франц. (случайное созвучие со сл. рель) что-либо выпуклое, возвышенное на плоскости; более говор. о ваянии, лепке, резьбе, чеканке. Рельефная работа, толстая, обронная, вальяжная, вальящатая; толстую работу различают, по степени выпуклости: во всю плоть, в полплоти, в четь-плоти и пр. Толковый словарь Даля
- Рельеф - (франц. relief) - выпуклые образования на плоскости, на детали, на материале. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Энциклопедия моды и одежды
- рельеф - орф. рельеф, -а Орфографический словарь Лопатина
- Рельеф - I Релье́ф (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю) (географический), совокупность неровностей поверхности суши, дна океанов и морей, многообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Большая советская энциклопедия
- Рельеф - (фр. relief от лат. relevo - поднимаю) - совокупность форм земной поверхности, различных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Слагается из положительных (выгнутых) и отрицательных (вогнутых) форм. По масштабу различают: макрорельеф, мезорельеф, нанорельеф. Экологические термины и определения
- рельеф - РЕЛЬ’ЕФ, рельефа, ·муж. (·франц. relief). 1. Выпуклое изображение на плоскости (спец.). Рельефы бывают слабо выпуклыми - барельефы и сильно выпуклыми - горельефы. 2. Строение земной поверхности (геогр., геол.). Пересеченный рельеф местности. Горный рельеф. Толковый словарь Ушакова
- рельеф - сущ., кол-во синонимов: 19 барельеф 2 бедленд 1 высокогорье 1 горельеф 3 ландшафт 10 макрорельеф 1 маскарон 3 мегарельеф 1 мезорельеф 1 мелкосопочник 1 микрорельеф 1 нанорельеф 1 низкогорье 1 палеорельеф 1 панно 7 среднегорье 1 тондо 2 топография 1 фоторельеф 1 Словарь синонимов русского языка
- рельеф - РЕЛЬЕФ Совокупность неровностей земной поверхности. Может быть разнообразным по размерам, формам, ориентации. Элементы рельефа: хребет, отрог, гора, холм, бугор, выступ, уступ, терраса, бровка, склон, подошва, седловина, котловина, яма, долина, лощина... Словарь спортивных терминов
- рельеф - РЕЛЬЕФ а, м. relief m. 1. Выпуклое изображение на плоскости. БАС-1. Зала о четырех ярусах украшена выпуклостями (reliefs) из лучших драматических содержаний. 1821. Сумароков Прогулка 2 40. Я любовался на на китайскую мебель.. Словарь галлицизмов русского языка
Занятие № 1
Вводное занятие. Знакомство с материалом (2 часа)
Лекция: «История развития керамики. Керамика как вид декоративно-прикладного искусства», «Эклектика»
Тема: «Декоративное панно»
Несколько минут дается на зарисовку, обобщенный эскиз работы.
Лепка декоративных пластин разнообразных форм и размеров, заключающих в себе цельную композицию, соединенную впоследствии, веревкой. Пластины декорируются геометрическим орнаментом, оттиском растений. Техника плоский рельеф с вдавленным контуром.
Эклектика. За основу могут браться мотивы разных народностей и эпох. Например: индейские, японские, древне — греческие мотивы.
В качестве сбора материала преподавателем предоставляется несколько фотографий по теме.
Изделия сохнут. Далее окрашиваются (в какой-то из следующих занятий) ангобой или после обжига глазурью.
Материал : серая глина (керамическая)
Занятие № 2
(2 часа)
Лекция: «Рельефы Древнего Мира»
Тема: «Любимый город», «Старый город»
Декоративный рельеф, композиция городской архитектуры, вписанная в геометрическую форму на плоскости.
Композиционное построение архитектурного рельефа сочетает в себе ритмы горизонталей и вертикалей, динамику и статику, что особенно отражается в мотивах городского пейзажа.
(Предварительно заготавливается эскиз, зарисовка, фотография «Любимого города»)
Преподаватель предоставляет сбор материала по теме (иллюстрации, фото).
Материал: красная шамотная глина
Занятие №3
Лекция: «Скульптура средневековья. Рельефы растительного орнамента в архитектуре»
Тема: «Растительный рельеф», «Жизнь цветка»
Рельеф сквозной. Лепка растения, цветка или группы цветов с натуры. Исполнение в сквозном рельефе.
Несколько минут работы над эскизом, в котором обобщенно намечаются темные и белые пятна, области закрытые рельефом и сквозное пространство.
Растительный орнамент объемного рельефа может быть, как строго вписан в геометрическую форму, заданной рамкой, так и иметь произвольную форму.
Гармоничное сочетание пространства, воздуха с закрытым силуэтом рельефа. Воздух, разбивая композицию внутри рельефа на сквозные отверстия разного размера, играет важную эстетическую роль в создании заданного ритма композиции.
Окрашивание изделия, техника по сырому — ангобы
Материал: красная глина или серая
Трансформация растения в графике, композиция для исполнения в керамике.
Занятие № 4
Лекция: «Керамика Древней Греции. Краснофигурная и чернофигурная вазопись»
Тема: «Декоративная ваза»
Лепка миниатюрной вазы из цельного куска глины. Ваза – пиала, чаша, на ножках, декорируется лепным орнаментом или росписью.
Материал: красная или серая глина, роспись глазурью.
Занятие № 5; 6; 7
(6 часов) примерно(+/-)
Лекция : «Абстракционизм в искусстве, в скульптуре»
Тема: «Водный, подводный мир», «Чудо океана»
Объемная скульптура.
Исполняется в скульптурной глине на каркасе, задачей является за одно занятие (2 часа) слепить работу, а на следующем формовать ее в гипсе под чутким руководством преподавателя. Далее, в готовую гипсовую форму закладываются пласты керамической глины, шамота, и части формы соединяются между собой. В таком состоянии, работа должна будет схватываться, сохнуть какое-то время. Затем разбирается, расписывается, обжигается.
Абстрактная стилизация морского животного, рыб, рептилий, живого организма из океанических глубин.
Глина позволяет изображать окружающий мир, преображая его в более обобщенные, знаковые формы, выделяя при этом их сущность. Это преобразование формы в знак, позволяет вычленить сущность характера в данном случае морских обитателей.
Объемная скульптура, подразумевает обозрение со всех сторон, она должна жить в пространстве «как рыба в воде».
Задачей является достижение гармонизации, создание определенных цветовых сочетаний и геометрических форм в скульптуре, с помощью языка абстракции.
Абстрактная скульптура, сама по себе вызывает разнообразные ассоциации, игру воображения и развитие фантазии…
Занятие № 8; 9
Лекция: « Современные художники – авангардисты. Авангард в керамике
Тема: «Космическое пространство», «Вселенная внутри…»
Данная тема, позволяет создающему, творящему человеку заглянуть в свой внутренний мир и с помощью глины, ее пластической специфики отобразить нечто космическое, абстрактное, авангардное.
Здесь имеет место быть простор фантазии, разнообразие форм, неожиданных решений. И так шамотная глина раскрывается в руках своей необузданной природой. Не заключенная, всего лишь как материал, а зажившая в своей первозданной наготе, такой, какой видит ее творец. Творящий из пластов глины удивительные образы, абстрактные композиции, подсмотренные где-то в глубинах сознания…
Важное значение в этом задании является цветовое решение скульптуры, где будет использована техника «кракле» (франц. Craquele), (эффект потрескавшейся глазури), что придаст скульптуре образ, как бы легкого прикосновения временем…
Материал: шамотная глина
Занятие №10
Лекция: «Ассирийские рельефы»
Тема: «Обитатели дикой природы, животные, рептилии»
Изображение диких зверей в рельефе. Панно.
Материал: шамотная глина
Занятие № 11; 12
Лекция: «Анимализм в скульптуре»
Тема: «Дикая природа. Анималистическая скульптура»
Объемная скульптура дикого животного. Лепка животного в скульптурной глине, затем формовка и перевод в шамотную глину. Далее анималистическая скульптура окрашивается красками ангобы.
Занятие № 13
Лекция: «Знаковое искусство», «Творчество скульпторов Вадима Сидура и Генри Мура»
Тема: «Образ человека как знак в искусстве»
Абстрактная скульптура человеческой фигуры
Материал: шамотная глина
Занятие № 14
Лекция: «Рельефы Древнего Египта (изображение бога Пта и др.)»
Тема: декоративное панно «В мире птиц»
Рельеф сквозной, объемный — птица или группа птиц на природе.
Материал: шамотная глина, глазурная роспись
Трансформация реалистического образа в декоративный, который создается в материале (графический вариант).
Занятие № 15
Лекция: «Любовь в искусстве, скульптуре»
Тема: «Символическое изображение любви»
Скульптурная композиция, символизирующая любовь.
Романтическое представление чувств воплощенное в неком символическом образе, знаке.
Отображение субъективного видения художника на заданную философскую тему.
Композиция может состоять как из нескольких отдельных фигур собирающихся потом вместе, так и из монолита, куска глины.
Материал: керамическая глина, покрытие глазурью (одного тона), после обжига и протирание затем шкуркой для создания более интересного художественно-декоративного эффекта.
Стоимость — 18 000 р.
/ весь цикл,
варианты оплаты:
— целиком 100%;
— помесячно (5000р. в месяц);
— 50/50 по 9500р. за половину курса;
— одно занятие — 1500р.
Группа: вторник в 19-30 (идет набор)
В группе от 5 до 8 человек
Рельеф (скульптура)
Релье́ф - вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры , в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе , обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины , металла, дерева с помощью лепки , резьбы и чеканки .
В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах , фризах , плитах).
Виды рельефа:
См. также
- Маскарон - декоративный рельеф в виде маски, изображающий часто в гротескном или фантастическом облике человеческое лицо или голову животного.
Примечания
Литература
- Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М .: Педагогика, 1983. - С. 327. - 416 с. - 500 000 экз.
- "Архитектурный словарь"
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Рельеф (скульптура)" в других словарях:
Рельеф (скульптура) - РЕЛЬЕФ, вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф, горельеф. …
Рельеф: Рельеф (фр. relief, от лат. relevo поднимаю) совокупность неровностей суши, дна океанов и морей. Рельеф (скульптура) вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое … Википедия
- (лат. sculptura, от sculpo высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в… … Художественная энциклопедия
Скульптура Ренессанса один из важнейших жанров искусства Возрождения, достигший в это время рассвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью.… … Википедия
- (франц. relief, от лат. relevo поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры.… … Художественная энциклопедия
- (лат. sculptura от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом… … Большой Энциклопедический словарь
Скульптура античная - скульптура Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств. Становление с.а. происходило в архаический период (VIII VI вв. до н.э.). Скульптура ранней архаики характеризуется вост. мотивами и связывается с именем… … Античный мир. Словарь-справочник.
- (латинское sculptura, от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Современная энциклопедия
- (лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Различают круглую статую и рельеф, а… … Энциклопедия культурологии
- (латинское sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Книги
- Дети страны советов , . Издание знакомит с произведениями советских живописцев, графиков, скульпторов, художников прикладного искусства, посвященными теме детства. Альбом иллюстраций, состоящий из тематических…
Рельеф, скульптурное изображение на плоскости
Рельеф (франц. relief, от лат. relevo - поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу, - развёртывание композиции на плоскости, возможность перспективного построения пространственных планов и создания пространственных иллюзий - позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы (составляющие характерную особенность многопланового, так называемого живописного , рельефа). Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного или скульптурного произведения, но может выступать и как самостоятельное станковое произведение.
По отношению изображения к плоскости фона различают углублённый и выпуклый рельеф. Углубленный рельеф (иначе койланоглиф, или рельеф "en creux" - анкрё, то есть вырезанный на плоскости контур) получил распространение главным образом в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике (см. Инталия). Разновидностью углубленного рельефа является так называемый контррельеф, также использовавшийся при изготовлении инталий; строго негативный по отношению к выпуклому рельефу, он рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа . Выпуклый рельеф, подразделяющийся, в свою очередь, на низкий - барельеф и высокий - горельеф, значительно более распространён: он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии , Индии , Китае и получил особенное развитие в античном искусстве (рельеф на фронтонах, метопах и фризах