Аспекты результатов производственной деятельности. Результаты производственно-хозяйственной деятельности фирмы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Производственным результатом деятельности предприятия является изготовленная продукция, выполненные работы и услуги. Основными характеристиками производственного результата являются номенклатура продукции (работ, услуг), количество (объемные показатели производства) и качество. Данные характеристики определяются предприятием на основе маркетинговых исследований, государственного заказа на выпуск продукции и потенциальных возможностей предприятия - производственной мощности.

План производства продукции с указанием номенклатуры, объемов, сроков называется производственной программой. В основе производственной программы лежат хозяйственные договоры, заключаемые с потребителями.

Объем производства продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производств продукции получают с помощью стоимостной оценки - в оптовых ценах. Основными показателями объема производства и реализации продукции, которые отражаются в производственной программе, являются: валовая продукция; товарная продукция; реализованная продукция.

Принципы распределения прибыли.

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

    прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

    прибыль для государства поступает в соответствующие бюджета в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

    величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечиваю­щее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

На каждом предприятие формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель –валовая прибыль, а на ее основе –прибыль, облагаемая налогом , и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называетсячистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия. Формирование прибыли выглядит таким образом (таблица 1)

Себестоимость (-)

Прибыль от реализации

Прибыль от прочей реализации

Внереализационные доходы (расходы)

Балансовая прибыль

Корректировка прибыли (-)

Налогооблагаемая прибыль

Не облагаемая налогом прибыль

Налог на прибыль (-)

Чистая прибыль

Прибыль на предприятии зависит не только от реализа­ции продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделя­ют так называемую«балансовую прибыль».

Балансовая прибыль (убыток ) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, финансовой деятельности и доходов от прочих внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Она состоит изприбыли от реализации продукции (выручка от реа­лизации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюсвнереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализацион­ные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержа­ние законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов).

Основными составными элементами балансовой прибыли являются :

    Прибыль от реализации товарной продукции определяется путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на производство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимость продукции.

    Прибыль (или убыток) от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера определяется аналогично, раздельно по всем видам деятельности, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.

    Прибыль (или убытки) от реализации основных фондов и другого имущества рассчитывается как разность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент, соответствующий индексу инфляции. Основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. Прибыль от реализации имущества – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

    Прибыль (или убытки) от внереализационных доходов и расходов определяется как разница между общей суммой полученных и уплаченных:

Использование прибыли предприятия

Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.

Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строится на основе налогообложения прибыли.

Существенным в российском законодательстве является то, что налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности. Исходной базой для исчисления налогооблагаемой прибыли является валовая прибыль как алгебраическая сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли(убытка) от реализации имущества и доходов от сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Далее валовая прибыль корректируется на суммы безвозмездно полученных ценностей, суммы перерасхода по лимитируемым статьям затрат, разницу между суммой выручки от реализации, исчисленной по рыночным и фактическим ценам (при реализации продукции по ценам ниже себестоимости), суммы списанных на убытки недостач, суммовые разницы и др. Таким образом, прибыль, подлежащая налогообложению, заметно отличается от фактического финансового результата хозяйственной деятельности. При таких корректировках нередки случаи, когда исчисленный налог на прибыль превышает сумму балансовой прибыли. Следовательно, источником уплаты такого налога служат вместе с прибылью оборотные средства.

Было бы рационально, если бы размер налоговых платежей из прибыли не превышал трети балансовой прибыли. В противном случае утрачиваются стимулы к повышению эффективности работы предприятия и получению прибыли.

Оставшиеся две трети могли бы быть распределены между собственниками (акционерами и учредителями) и самим предприятием.

Это распределение зависит от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоение новых видов продукции и новых технологий предприятие крайне нуждается в финансовых ресурсах, и предоставить их должны в первую очередь собственники. Однако это не означает, что они должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход на вложенный капитал.

В современных условиях в результате приватизации общегосударственной собственности в России сложился класс собственников, принципиально отличающийся от среднего класса в экономически развитых и других развивающихся странах. В большинстве своем это члены трудового коллектива, бесплатно или за небольшую плату получившие акции своего предприятия. Из-за отсутствия собственных накоплений они не в состоянии осуществить вложение в свое предприятие, необходимые ему для выхода из финансового и производственного кризиса. По законам рыночной экономики никто, кроме собственников, не обязан предоставлять денежные средства для финансового оздоравления. Из создавшейся ситуации есть два выхода:

1. Признание предприятия банкротом и погашение долгов за счет реализации имущества;

2. Покрытие убытков и задолженности за счет средств собственников.

В первом случае может не хватить имущества на покрытие долгов, или же оно будет состоять из трудно реализуемых или неликвидных активов. Тогда признание предприятия банкротом не доставит удовольствия никому из заинтересованных сторон: ни кредиторам, ни работникам предприятия, ни собственникам, ни государству. Видимо, поэтому практика признания предприятия банкротом в России пока не получила широкого распространения. Во втором случае собственники либо должны добровольно отказаться от своей собственности и передать акции своему предприятию для последующей их реализации за деньги, либо внести средства на покрытие убытков и задолжности.

На предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов и выплаты дивидендов. Из этой прибыли так же уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции.

Распределение этой части прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования производственного и социального развития.

В условиях рыночного хозяйства государство не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов производственного назначения, проведение оздоровительных культурно – массовых мероприятий и т.п.

На практике возможно применение различных методик планирования прибыли, которые можно классифицировать по трем группам:

1) Традиционные методы.

2) Методы маржинального анализа.

3) Экономико-математические методы.

Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередный характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной собственности, характеризуют готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, обеспечивает возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.

48. Оптимизация прибыли предприятия

Основной целью планирования распределения прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями с учетом реализации стратегии его развития и обеспечения роста его рыночной стоимости. В рамках этих основных пропорций в процессе планирования обеспечивается формирование различных целевых фондов.

Распределение суммы балансовой прибыли осуществляется по следующим этапам:

На первом этапе из суммы балансовой прибыли вычитается планируемый размер налоговых и других обязательных платежей, осуществляемых за счет этого источника, и определяется сумма прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия.

На втором этапе планируется распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на капитализируемую и потребляемую ее части. Если владельцы предприятия придерживаются остаточного принципа формирования своих доходов, то приоритетной задачей является возможно более полное удовлетворение потребности в собственных финансовых ресурсах, формируемых за счет прибыли.

На третьем этапе в составе капитализируемой части прибыли выделяются средства, направляемые в резервный, страховые и другие обязательные фонды специального назначения, обеспечивающие производственное развитие и предусмотренные уставом предприятия. Оставшаяся часть капитализируемой прибыли распределяется по конкретным направлениям ее использования.

На четвертом этапе планируемая к потреблению часть прибыли распределяется на фонд выплаты доходов владельцам имущества и фонд стимулирования персонала предприятия (при этом должны быть обеспечены обязательства по коллективному договору и индивидуальным трудовым контрактам). Определенная часть этой прибыли может планироваться и в иных формах ее потребления (например, на благотворительные цели).

Для оценки эффективности распределения прибыли используется коэффициент ее капитализации. Он рассчитывается по следующей формуле:

Ккп = КП*100/ЧП,

где Ккп - коэффициент капитализации прибыли торгового предприятия;

КП - сумма капитализируемой прибыли (прибыли, обеспечивающей предстоящее производственное развитие предприятия);

ЧП - общая сумма чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).

Чем выше этот показатель, тем больше у предприятия возможностей осуществлять свое стратегическое развитие на принципах самофинансирования, тем выше темпы возрастания его рыночной стоимости.

Объем формирования прибыли торгового предприятия в значительной степени зависит от суммы его налоговых платежей. За счет какого бы источника и на какой бы стадии хозяйственной деятельности предприятия они не осуществлялись, в конечном счете, они уменьшают размер прибыли, остающейся в его распоряжении. Поэтому каждым торговым предприятием должны активно использоваться законные возможности минимизации налоговых платежей с тем, чтобы обеспечить увеличение размера чистой прибыли, а соответственно и темпов своего экономического развития.

49. Виды прибыли предприятия

На предприятии различают несколько видов прибыли:

1. Реализационная (валовая) прибыль (Преал) – это прибыль, получаемая в результате производства и реализации продукции, работ промышленного характера, она представляет собой разницу между реализованной продукцией (РП) и ее себестоимости (S).

Преал = РП – S = ∑ (Ц – С) *Q

где: Ц – цена единицы продукции (услуги, работы);

С – себестоимость единицы продукции;

Q – количество продукции (услуг, работ);

S – себестоимость всей реализуемой продукции, работ и услуг.

2. Прибыль от прочей реализации (операционная) (Ппр) образуется в результате продажи предприятием ненужных основных фондов, сверхнормативных материальных ценностей, а также прочих операций. Она также определяется по разности выручки и затрат, связанных с этими операциями.

3. Внереализационная прибыль (Пв) – это прибыль, образуемая в результате операций с ценными бумагами, валютой и другими видами деятельности, не связанными непосредственно с производством и реализацией продукции и услуг, а именно прибыль (убытки) от эксплуатации жилых зданий, клубов; полученные (уплаченные) штрафы, пени; прибыль, по операциям прошлых лет; поступления от ранее списанных безнадежных долгов и другие.

4. Балансовая прибыль – это общая сумма дохода, образуемого на предприятии за вычетом управленческих и коммерческих расходов. Из него производятся обязательные выплаты в виде налогов и отчислений (Н).

Пб = Преал + Ппр + Пв

5. Оставшаяся в распоряжении предприятия прибыль составляет чистую прибыль (Пч)

Пч = Пб – Н

Таким образом, прибыль – это обобщающий показатель для деятельности предприятия, в котором отражаются и рост объема производства и повышение качества продукции и сокращение затрат.

50. Показатели эффективностидеяте6льности предприятия, основанные на прибыли

Рентабельность инвестиций

Методика расчета

Рентабельность инвестиций (Return on Investments, ROI) рассчитывается как отношение чистой прибыли к инвестициям, осуществленным в компанию (подразделение). При этом под инвестициями подразумеваются не только инвестированные денежные средства (как собственные, так и заемные), но и переданные подразделению активы (оборудование, технологии, товарные знаки). Значение ROI рассчитывается по формуле: ROI = (Чистая прибыль/(Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) х 100%.

Остаточный доход

Остаточный доход (Residual Income, RI) в соответствии с SMA 4D рассматривается как аналог показателя чистой прибыли, но при этом учитывает стоимость капитала компании.

Методика расчета

Остаточный доход рассчитывается по следующей формуле:

RI = Операционная прибыль - Инвестиции х Норма прибыли.

Значение нормы прибыли может быть принято равным средней рентабельности по компании или средневзвешенной стоимости ее капитала.

Экономическая добавленная стоимость

Экономическая добавленная стоимость (EVA) может рассматриваться как модифицированный подход к определению остаточного дохода.

Методика расчета

Расчет экономической добавленной стоимости можно провести несколькими способами:

EVA = NOPAT - WACC х C,

где NOPAT (Net Operating Profit After Taxes) - чистая операционная прибыль за вычетом налогов до выплаты процентов; WACC (Weighted Average Cost of Capital) - средневзвешенная стоимость капитала; C - инвестированный капитал.

EVA = IC x (ROIC - WACC),

где IC - инвестированный капитал. При этом в стоимость инвестированного капитала также следует включить стоимость активов, переданных подразделению (компании), которые по тем или иным причинам не были признаны в бухгалтерской отчетности (к примеру, эксклюзивные технологии, патенты, ноу-хау); ROIC (Return on Invested Capital) - это рентабельность инвестированного капитала, рассчитанная как отношение чистой операционной прибыли до вычета налогов к капиталу, инвестированному в основную деятельность компании.

Рыночная стоимость

Для инвесторов и акционеров рыночная стоимость компании (market value, MV) является показателем, определяющим величину их потенциальных доходов. Поскольку ожидаемые владельцами будущие дивиденды и доходы от акций основываются на реальной стоимости предприятия или его способности генерировать денежные потоки, изменение рыночной стоимости может считаться одним из важнейших показателей оценки деятельности компании со стороны акционеров.

Методика расчета

При определении стоимости компании, как правило, используется два основных подхода:

Рыночная стоимость определяется как произведение акций компании на их справедливую рыночную цену, за которую участники фондового рынка готовы приобрести эти акции.

Стоимость компании исчисляется на основании денежных потоков, которые, по прогнозам экспертов, она способна генерировать на протяжении длительного времени.

1Под объемом произведенной продукции во всех случаях понимается объем выпуска товаров и услуг.

2 // Консультант директора. Ценовая стратегия предприятия. 1996, №4, С. 47.

Производственным результатом деятельности предприятия является изготовленная продукция, выполненные работы и усдуги.

Измеряется:

Номенклатурой

Качеством

Производственный результат:

-Валовый -стоимость всей производственной продукции и выполнен-
ных работ, включая незавершенное производство

-незаверш.произв-во -продукция на стадии изготовления

-Торговая продукция -продукция,прошедшая полный техн. цикл и готовая к реализации.Принята отделом качества.

-Реализованнаяпр-ция -продукция,за которую пр-тие получило денежные средства.

Выручка от реализации

Выручка нетто от реал.прод.

Выручка от реал.прод.

Остатки готовой продукции

Устойчивое состояние производства и реализации продукции характеризуется одинаковыми темпами изменения объемов товарной и реализованной продукции (АТП=АРП)и устойчивым соотношением их абсолютных величин ((ТП1/РП1)=(ТП2/РП2)). Значительное отклонение в темпах изменения объемных показателей служит индикатором сбоя в системе сбыта продукции.

Производственная мощность предприятия

Производственная мощность предприятия- способность предприятия кмах выпуску продукции.

Расчитывается :

Количества установленного и вводимого оборудования (Nоб);

Времени работы элемента осн.ср-в,необходимых для пр-ва 1 едпр-ции

Время работы оборудования необх.для произв. 1 едпр-ции

Коэффициент выполнения норм – отношение факт.произвед. кол-ва продукции к план.

К вн =В факт /В план =t план ед /t факт ед

Мощность единицы оборудования:

- эффективный фонд времени работ оборудования

- коэф.выполнения норм

- плановая,фактическая трудоемкость

Мощность предприятия в целом

Единицы однотипного оборудования

Среднегодовая мощность предприятия

Мощность на начало года

Вводимая произв.мощность

Выводимая производственная мощность

Число месяцев с момента ввода

Число месяцев с момента вывода

Коэффициент использования производственной мощности(степень исп.мощностей)

Налогообложение предприятия

Налог - обязательный,безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных
образований.

Сбор -обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических
лиц, для предоставления определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Элементы налоговой системы:

1.налогоплательщик

2.объект налогообложения

3.налоговая база(хар-ка объекта налогооб.)

4.налоговый период

5.налоговая ставка

6.порядок исчисления налога

7.порядок и сроки уплаты налога

8.налоговые льготы

9.сроки уплаты налога

10бюджет и внебюджетный фонд(куда)

11.источник налога(откуда)

По экономическому содержанию:

прямые (уплачиваемые налогоплательщиком)

Реальные(связанные с пользованием)

Личные(облагается доход)

косвенные (вкл.в цену товара)

Акцизы на отдельные виды товаров

Способы взимания:

-по кадастру(содержащего классификацию объекта налога.Для каждого класса-индивидуальная ставка.)

-на основе декларации (отчета налогоплательщика о полученном доходе)

-у источника (выплачивается пр-тием,на котором образовался доход)

Источники финансирования:

Выручка(НДС,акциза)

Себестоимость(полезные ископаемые,транспортный налог,земельный)

Ост.прибыль(налог на прибыль)


Основные виды налогов

Налог на добавленную стоимость(косв) -налог,который входит в цену и имеет ставку 18%; определяется как разница между ст-тью товаров, работ и услуг и ст-тью материальных затрат, отнесенных на издержки произ-ва и реализации.

10%: продукты питания, товары для детей, лекарства и изделия мед.назначения, продукция, связанная с образованием, наукой и культурой.

18%: все прочие товары, работы, услуги.

Акциз(косв.)- облагаются опр.виды товаров(табак,алкоголь, легковые автомобили, нефтепродукты(бензин, горюче-смазочные материалы)).

Налог на имущество(прям )-макс. 2,2% от остаточной стоимости основных ср-в (от налогооблагаемой ст-ти имущества).

Налог на прибыль(прям) - 20% от прибыли предприятия (2%-фед.бюджет, 18%-бюджет субъектов РФ (не менее 13,5%))

Прибыль-разница между доходами и экономически обоснованными расходами, связанными с получением этих доходов.

Страхование

Фонд соц.страхования .ср-ва используются на обеспечение работников и членов их семей гарантированными гос.пособиями и компенсациями. Выплачиваются пособия по: временной нетрудоспособности, беременности, родам, декретный отпуск, при рождении каждого ребенка, по уходу за ребенком до достижения им 1,5 года.

Пенсионный фонд -обеспеч. права граждан на получение страховых выплат(трудовая пенсия по старости,по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.д)

Фонд медицинского страхования -мед.мед.помощьработникам и проведение профелакт.Мероприятий за счёт стредств, накапливаемых в фондах мед.страхования.

      Кадры организации.

    1. 1.1. Классификация кадров, их структура.

Рабочая сила - это самая активная часть производственного процесса. Кадры осуществляют разнообразные функции на предприятии. Под кадрами организации понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Кадры осуществляют разнообразные функции на предприятии. Под кадрами организации понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.

В свою очередьсписочная численность включает наемных работников, работающих по договору (контракту) один и более дней, а также собственников организации, получающих в ней заработную плату. Внешние совместители в списочной численности не учитываются. Списочная численность фиксируется ежедневно, а также на определённую дату.

Среднесписочная численность рассчитывается за какой-либо период: месяц, квартал, год. Если мы рассчитываем среднесписочную численность за месяц, то необходимо суммировать списочную численность за каждый день, включая праздничные и выходные, и разделить полученную сумму на число календарных дней. Для более крупных периодов (квартал, год) вместо данных об отработанных днях используют данные о среднесписочной численности за месяц.

Кадры предприятия, непосредственно связанные с производством продукции, т.е. занятые основной производственной деятельностью, представляют собой промышленно-производственный персонал. Работники торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, учреждений дошкольного образования, культуры и т.д., как самостоятельно функционирующих, так и находящихся на балансе какого-либо предприятия, относятся к непромышленному персоналу.

В соответствии с укрупнённой классификацией выделяются следующие категории персонала:

    Руководители и специалисты;

    Служащие;

    Рабочие (основные и вспомогательные).

В основу такого деления персонала положен признак функциональных обязанностей.

Руководители - это лица, в круг обязанностей которых входит руководство и управление фирмой. При этом существует деление на руководство высшего, среднего и низового звена.

Специалисты – это лица, занятые в функциональных подразделениях фирмы и выполняющие какие-либо специальные функции (например, планирование, анализ и т.д.).

Служащие – это лица, осуществляющие учет, контроль, оформление документации и другие вспомогательные функции.

Рабочие – это лица, непосредственно осуществляющие выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг.

Показатели использования кадров на предприятии: коэффициент приёма кадров, коэффициент выбытия и коэффициент текучести кадров.

1. Коэффициент выбытия кадров:

где Р – среднесписочная численность работников за определённый период, Рув. - количество уволенных за тот же период по всем причинам.

2. Коэффициент приема кадров:

где Рп. - количество принятых за определенный период людей; Р – среднесписочная численность работников за тот же период.

3.Коэффициент текучести кадров:

где Рув. - количество уволенных за определенный период работников по собственному желанию, за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины; Р – среднесписочная численность работников за тот же период.

Важным показателем эффективного использования работников на предприятии является также уровень производительности труда.

ТАВЕР Ефим Иосифович, директор Центра консалтинга и обучения Всероссийской организации качества, к.т.н., с.н.с, профессор АСМС, действительный член АПК.

Руководитель любого предприятия, занятого производством продукции, хочет он или не хочет, делает это осознанно или стихийно, вынужден всегда управлять своим предприятием как единым целым, как системой. И менеджмент, который осуществляется в рамках этой системы, не может быть несистемным, вне зависимости от наличия или отсутствия тех или иных документов, которые в некоторых стандартах рассматриваются как непременные атрибуты системности менеджмента. Системность не в документах, системность в действиях, в процессах, в управленческих решениях. Другое дело, что совершенство системы, уровень системности может быть различным.

Сложившаяся практика внедрения требований международных стандартов по менеджменту, например, ИСО серий 9000 или 14000, обычно заключается в том, что кроме системы менеджмента, фактически уже действующей в организации, так или иначе отраженной в разных документах, зафиксированной в сложившихся, часто недокументированных отношениях сотрудников между собой, появляются другие, де факто и документально обособленные системы менеджмента. Это приводит к тому, что многие типовые управленческие процессы дробятся. Например, выделяется управление документацией применительно к менеджменту качества и применительно к менеджменту охраны окружающей среды. Но документы должны разрабатываться, храниться, тиражироваться, актуализироваться, аннулироваться в зависимости от их назначения - чертеж, план, технология, контракт и т.д., тем более, что часто один и тот же документ имеет отношение и к качеству, и к количеству, и к охране окружающей среды, и к ценам, и к срокам и т.д. Это приводит к вполне понятным негативным последствиям .

Целостность, единство, системность менеджмента высшее руководство всегда считает одной из своих важнейших целей. Поэтому оно не понимает, почему, при всей важности качества или охраны окружающей среды, логистики или информации, проектов или рисков должны разрабатываться и функционировать отдельно системы их менеджмента.

Создание и поддержание сбалансированной единой системы менеджмента является очень сложной задачей, даже если высшее руководство хорошо представляет себе стратегические и тактические цели организации, обоснованно устанавливает плановые и финансовые приоритеты и располагает необходимыми ресурсами. Но ещё более сложность этой задачи возрастает, когда предлагается вести разработку одновременно или в случайной последовательности нескольких систем менеджмента, а затем обеспечивать их параллельное функционирование.

Очевидно, что для решения этой задачи, т.е. для поддержания сбалансированности единой системы менеджмента, необходимо отталкиваться от анализа и оценки всей совокупности целей и результатов деятельности предприятия, а также всех факторов , от которых они зависят, не оставляя без внимания ни один из них. Конечно, любой руководитель старается это делать, но в силу разных причин это не всегда удается.

Ниже рассмотрены основные результаты деятельности и факторы, от которых они зависят, как основа при создании и поддержании эффективного функционировании единой системы менеджмента.

Результаты производственной деятельности, предложенные как основные, выделены, ориентируясь на их связь с качеством , исходя из того, что сегодня качество - главный, определяющий результат, который нуждается в осознанном управлении.

Вполне возможно указать на другие результаты или по-другому структурировать факторы влияния. Суть не в классификации. Суть в необходимости совместного их рассмотрения и учета при попытках изменять сложившуюся на предприятии практику менеджмента, в том числе на основе самых новейших подходов и новаций. Только это дает возможность скоординированного и сбалансированного менеджмента, только это позволяет приблизиться к оптимизации результатов.


Основные результаты производственной деятельности

А) Технические результаты.

Качество продукции, поставляемой на рынок (потребителю, заказчику, клиенту - покупателю ), является важнейшим результатом производственной деятельности. Но качество не существует само по себе, оно воплощается в продукции и зависит от её количества.

Здесь под продукцией подразумевается любой результат производственной деятельности:

материальная продукция (сырье, материалы, вещества, изделия, сооружения и др.),

энергия (тепловая, электрическая),

интеллектуальная продукция (информация, заключенная в документации),

услуги (транспортные, связи, бытового обслуживания, финансовые, консалтинговые и др.),

работы (строительство, монтаж и др.),

сложные технические системы , например, теплоэлектрическая станция или химический завод.

Выпущенной продукции должно быть столько, сколько нужно рынку, с учетом факторов, влияющих на изменчивость спроса. При этом продукция должна быть изготовлена и поставлена в те календарные сроки и с той периодичностью, которые удовлетворяют потребителя.

Итак, количество, качество и сроки выпуска продукции - взаимосвязанные результаты производственной деятельности, которые можно назвать техническими результатами. Они показывают, насколько полно организация удовлетворяет запросы и ожидания потребителей.

Б) Финансовые результаты.

Производство продукции в нужном количестве, надлежащего качества и в приемлемые сроки - несомненное свидетельство эффективности менеджмента. Но при этом важно, каковы финансовые результаты. Выберем из них:

Затраты на выпуск продукции, в том числе, на уплату налогов и др. сборов, на возмещение текущих затрат (заработная плата, закупки, аренда и др.), затраты на развитие и совершенствование производства, на решение социальных нужд персонала и окружающего социума. Затраты прямо определяются проектным и фактическим уровнем качества выпускаемой продукции.

Доход (выручка) от реализации (продажи) продукции, который должен не только возместить затраты, но дать возможность получить прибыль и выплатить дивиденды (для акционерных компаний). Объем реализации зависит от спроса, спрос - от качества, цены и маркетинга.

Цена , которую может установить организация за выпускаемую ей продукцию. Цена зависит не только от затрат, но и от качества. Монопольная продажа продукции с уникальным качеством, пользующейся повышенным спросом, позволяет существенно увеличить цену.

Финансовые результаты организации оценивают не только по затратам и доходам. Используют, например, такие показатели, как производительность труда , прибыль или размер дивидендов на акцию. Но эти показатели вторичны по отношению к затратам и доходам , которые, более наглядно связаны с качеством.

В) Социальные результаты.

В хороших финансовых результатах заинтересованы персонал организации, поскольку от них зависят уровень заработной платы и социальные выплаты; владельцы организации, в том числе, акционеры, и общество в лице государства, поскольку увеличиваются налоговые поступления и возможности для благотворительности.

Но есть еще одни результаты, которые характеризуют взаимоотношения организации с собственным персоналом и обществом и которые показывают, насколько она осознает свою социальную ответственность и насколько полно выполняет свои обязательства перед ними.

К этим результатам, которые назовем социальными , относятся:

величина заработной платы персонала,

состояние условий и охраны труда ,

величина отчислений на социальные нужды

воздействие на окружающую среду,

величина различных отчислений в местные и общегосударственные бюджеты.

Затраты, связанные с получением этих результатов, определяются финансовыми результатами организации, которые также прямо или косвенно зависят от качества выпускаемой продукции

Итак, объектом единого и сбалансированного менеджмента должны быть технические, финансовые и социальные результаты деятельности (рис. 1).



При взгляде на эту схему, очевидно, что правильно ставить цели, разрабатывать программы и вообще, принимать какие-либо решения, касающиеся даже одного какого-то результата, например, качества, можно только учитывая их последствия для остальных результатов.


Факторы, от которых зависят результаты производственной деятельности (факторы влияния).

Чтобы чем-то управлять, надо воздействовать на факторы, от которых это "что-то" зависит. Например, чтобы управлять расходом топлива транспортного средства, следует воздействовать на самые разные факторы, от полноты сгорания топлива до организации дорожного движения.

Факторы, от которых зависят технические, финансовые и социальные результаты производственной деятельности (далее будем их называть факторами влияния ), можно структурировать следующим образом.

а) Процессы , составляющие и обеспечивающие производственную деятельность по выпуску продукции.

К ним относятся процессы, которые условно назовем основными - маркетинг, проектирование продукции, закупки ресурсов для изготовления продукции, изготовление продукции, поставки продукции, обслуживание продукции при эксплуатации.

Затем - вспомогательные или обслуживающие процессы: монтаж, наладка и ремонт оборудования, транспорт, связь, энергоснабжение, работа с персоналом и др.

В состав процессов, обеспечивающих выпуск продукции, входят также процессы менеджмента, например, планирование, организация и др.

Чем совершенней технология процессов, чем они производительней, чем менее они материало-, энерго- и трудоемки, чем лучше они организованы, тем лучше результаты, в том числе и качество, и меньше затраты.

б) Персонал , необходимый для осуществления процессов. Знания, опыт, квалификация, добросовестность, а значит качественный, высокоэффективный труд персонала, в том числе менеджеров, организующих этот труд, определяют успешность выполнения процессов и, тем самым, достижение всех запланированных результатов.

в) Ресурсы , материальные и интеллектуальные, собственные и те, которые закупаются и расходуются при разработке и изготовлении продукции, - сырьё, энергия, материалы, полуфабрикаты, комплектация, услуги, консультации, информация, программные продукты и др. (оборотные средства) . Выше качество ресурсов - выше качество продукции. С другой стороны, стоимость ресурсов - существенная часть затрат.

г) Производственная инфраструктура, необходимая для изготовления и поставок продукции - помещения, технологическое оборудование, инструмент, средства измерений, оргтехника и др.(основные средства).

д) Финансы , нужные для достижения запланированных требований к продукции, процессам, персоналу, ресурсам и инфраструктуре.

е) Менеджмент (в том числе и менеджмент процессов менеджмента!),

Отметим, что эффективный менеджмент, - один из ряда факторов , необходимых для успешного выпуска продукции, такой же важный, как инфраструктура или персонал. Вместе с тем, - это специфический фактор. Именно менеджмент связывает процессы с персоналом, ресурсами, инфраструктурой и финансами.

Только воздействуя на перечисленные выше в п.п. а) - е) факторы влияния, можно устанавливать нужные и скоординированные требования к результатам деятельности, а затем обеспечивать их выполнение.

Таким образом, менеджмент деятельности - это менеджмент процессов, персонала, ресурсов, инфраструктуры, финансов (рис. 2). Заметим, что в менеджменте процессов присутствует менеджмент управленческих процессов, например, менеджмент планирования. Поэтому можно говорить об управлении менеджментом.


Рис.2. Внутренние факторы влияния, от которых зависят результаты деятельности.


Схема на рис. 2 подчеркивает, что ведущим фактором являются процессы, поскольку персонал, ресурсы и инфраструктура оказывают влияние на результаты производственной деятельности только через процессы.

Финансирование определяет фактическое состояние всех факторов влияния, а объектами управления являются все факторы, включая само управление.


Внешние факторы, влияющие на результаты производственной деятельности.

Перечисленные выше факторы влияния действуют внутри организации. Однако, кроме внутренних, есть и внешние факторы, которые также оказывают серьезное влияние на результаты деятельности.

Такими факторами являются различные обязательные требования, установленные общегосударственными, региональными и муниципальными органами власти, которые регулируют и определенным образом ограничивают деятельность организаций.

К этим требования относятся:

уплата налогов и различных платежей и сборов, например, таможенных и акцизных;

ведение экономической деятельности, прежде всего, при закупках и поставках; на основе хозяйственного права,

обеспечение прав персонала;

охрана труда персонала,

охрана окружающей среды,

соблюдение требований санитарии и гигиены на производстве,

обеспечение безопасного выполнения отдельных работ и процессов и безопасной эксплуатации отдельных видов оборудования,

учет и экономное расходование отдельных видов природных ресурсов,

подтверждение соответствия выпускаемой продукции обязательным требованиям,

лицензирование отдельных видов деятельности.

Эти внешние регулирующие факторы прямо влияют на требования к персоналу и процессам, ресурсам и инфраструктуре, управлению и финансам.

Они установлены законами и множеством подзаконных актов и контролируются целой системой государственных надзорных органов, от налоговой инспекции и санэпиднадзора до торговой инспекции и таможенных служб.

Организации вынуждены управлять своими ответными действиями, чтобы, с одной стороны, обеспечить выполнение соответствующих законов и подзаконных актов, а, с другой, - минимизировать затраты на это.

Добросовестное выполнение обязательных требований создает определенные гарантии в достижении надлежащего уровня качества продукции, способствует получению хороших социальных результатов и, что немаловажно, защищает организации от необоснованных претензий со стороны государства и общества.


Заключение

1. Создание и поддержание единой системы менеджмента организации должно быть постоянной целью её руководства

2. Единая система менеджмента должна базироваться на скоординированном и сбалансированном менеджменте её результатов через менеджмент факторов, от которых они зависят, с учетом внешних регулирующих требований (рис.3).


Рис. 3. Менеджмент производственной деятельности


3. Внедрение требований международных стандартов целесообразней проводить через модификацию единой системы менеджмента.

Это позволяет:

учитывать требования любых вновь появившихся стандартов или новые требования заказчиков к системе менеджмента, без разработки новых дополнительных систем.

взаимоувязать в одном и том же документе требования разных стандартов к одному и тому же процессу или объекту,

существенно сократить количество вновь разрабатываемых документов.

4. Чтобы приступить к модификации единой системы менеджмента, необходимо иметь её описание. Оно позволяет оценить её соответствие требованиям тех или иных стандартов и установить, по каким требованиям такое соответствие отсутствует или неполно. Обычно полное описание системы отсутствует, хотя она и документирована разным образом, но существует в значительной мере в головах руководства и сотрудников, строится на сложившихся отношениях и стереотипах поведения. Возникает вопрос - как идентифицировать и описывать систему менеджмента. Целесообразно делать это применительно к менеджменту факторов влияния , т.е. менеджмент качества, как и менеджмент количества, сроков, затрат и т.д., осуществляется через менеджмент процессов, персонала, ресурсов, финансов (рис.4).

5. Чтобы уменьшить затраты и не вызвать торможения и саботажа работ из-за слишком сильного психологического отторжения персоналом "обвальных" новаций, целесообразно модификацию проводить не сразу, а по этапам, в зависимости от актуальности для компании внедрения того или иного стандарта.

Рис. 4. Структура описания системы менеджмента

Литература: В.Г. Елиферов. Торжество буквы стандарта над здравым смыслом? Методы менеджмента качества, №6, 2005.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ производственных результатов

1. Задачи и источники анализа

2. Общая оценка объема выпуска и реализации

3. Анализ динамики выпуска продукции

4. Анализ ассортимента выпуска

5. Анализ структуры выпуска

6. Анализ ритмичности выпуска

7. Анализ качества выпускаемой продукции

1 . Задачи и источники анализа производственных результатов

Производственным результатом деятельности организации является выпуск продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации.

Цель анализа производства и реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшение ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства и реализации. Выручка от реализации является основным каналом поступления финансовых ресурсов на предприятие, а задачей управляющей подсистемы является максимизация финансовых ресурсов в распоряжении организации, что дает возможность решения многочисленных задач, стоящих перед ней: повышения эффективности деятельности, укрепления финансового состояния, конкурентоспособности, расширения доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей.

Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:

1) оценка динамики по основным показателям объема, структуры и качества продукции;

2) проверка сбалансированности и оптимальности планов, программ, плановых показателей, их напряженности и реальности;

3) выявление степени количественного влияния факторов на изменение величины объема производства и реализации продукции;

4) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

5) разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.

Объектами данного направления анализа являются:

1) объем производства и реализации продукции;

2) ассортимент и структура продукции;

3) качество продукции;

4) ритмичность продукции.

Для характеристики производственных результатов используют показатели производства важнейших видов продукции в натуральном выражении, включая показатели качества продукции и стоимостные показатели - товарная продукция, валовая продукция, выручка от продаж.

Товарная продукция представляет собой объем всей произведенной организацией за определенный период конечной продукции, исчисленный в денежном выражении. Товарная продукция включает готовую продукцию, полуфабрикаты собственного изготовления для реализации на сторону и работы и услуги промышленного характера. Отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Валовая продукция включает товарную продукцию и незавершенное производство.

Величина реализованной продукции определяется на основе формулы балансовой увязки показателей:

РП = ТП + (О нг - О кг) - ПО;

где ТП - товарная продукция;

О нг - остатки готовой продукции на складе на начало года;

О кг - остатки готовой продукции на складе на конец года;

ПО - продукция отгруженная и не оплаченная покупателями в отчетном периоде.

В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства:

1) недостатки в организации производства и труда;

2) нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов;

3) брак продукции.

Анализ производственных результатов проводится как в целом по предприятию, так и по каждому виду деятельности.

В качестве источников информации для проведения ретроспективного анализа объема выпуска и реализации продукции используются статистическая отчетность, а также данные бухгалтерского учета, отраженные в ведомости №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.

Перечисленные источники информации используются для проведения ретроспективного анализа, значительная роль которого подтверждается практикой хозяйственной деятельности. Оперативный анализ проводится по данным первичного бухгалтерского учета (по счетам 45 и 46).

Перспективный анализ выпуска и реализации составляет содержание управленческого анализа и применяется при оценке альтернативных управленческих решений и выборе из них оптимального.

2 . Общая оценка объема выпуска и реализации продукции

Общая оценка выпуска и реализации проводится по показателям: товарная (валовая) продукция, выручка от продаж.

1. Показатели объема выпуска и реализации сравнивают по годам рассматриваемого периода, характеризуют динамику.

2. Стоимостные показатели выпуска и реализации пересчитывают в сопоставимые цены. Для пересчета можно использовать следующие способы:

1) прямой;

2) на основе индексов цен.

Прямой способ. Выпуск продукции (реализации) отчетного года раскрывается по наименованиям продукции, работ, услуг. По каждому наименованию отчетный выпуск в натуральном измерении умножают на цену этого же наименования в базовом году. Полученные произведения складывают по всему перечню наименований. Рассчитанный таким образом показатель называют товарная (валовая) продукция отчетного периода в сопоставимых ценах.

Выполнить пересчет в сопоставимые цены можно по форме таблицы 1.1

Таблица 1.1 - Пересчет показателей выпуска в сопоставимые цены

Наименование

продукции

Стоимость выпуска 2004г. в ценах 2003г.

Натуральный объем выпуска, т

Оптовая цена за 1 т, тыс.р.

Стоимость продукции, тыс.р.

Натуральный объем выпуска, т

Оптовая цена за 1 т, тыс.р.

Стоимость продукции, тыс.р.

Способ на основе индексов цен. Этот способ используют в торговле и в организациях, оказывающих услуги. При этом способе объем услуг отчетного периода раскрывают по наименованиям и по каждому наименованию объем услуг отчетного года делят на индекс роста цен на это наименование за рассматриваемый период. Скорректированные таким образом суммы складывают по всему перечню наименований. Пример пересчета приведен ниже.

Таблица 1.2 - Пересчет объема услуг в сопоставимые цены

3. Сравнивают показатели выпуска в действующих и сопоставимых ценах, выявляют и количественно измеряют влияние факторов первого порядка на показатели.

Чтобы определить влияние натурального объема выпуска (реализации) на товарную (валовую) продукцию, необходимо из показателя товарной (валовой) продукции отчетного периода в сопоставимых ценах вычесть товарную (валовую) продукцию базового периода:

Индекс натурального объема выпуска определяется как соотношение указанных выше показателей:

Влияние цен определяют как разницу между товарной продукцией отчетного периода и товарной продукцией отчетного периода в сопоставимых ценах:

Индекс цен на выпускаемую в среднем по предприятию продукцию определяется как отношение указанных выше показателей:

Таблица 1.3 - Показатели выпуска продукции

Влияние натуральных объемов производства составит:

Индекс роста натуральных объемов по формуле (1.2):

Влияние цен на выпускаемую продукцию определяется:

Индекс цен на выпускаемую продукцию:

По данным таблицы 1.3 видно, что за анализируемый период товарная продукция предприятия увеличилась на 3163 тыс. р. или на 6,7% к уровню базового года. Причем за счет роста натуральных объемов выпуска на 4,5% товарная продукция увеличилась на 2104 тыс. р., за счет роста цен, в среднем, на выпускаемую продукцию на 2,1%, товарная продукция дополнительно увеличилась на 1059 тыс. р.

4. Составляют товарный баланс:

Товарный баланс может быть составлен как по себестоимости продукции, так и в оптовых ценах. Формулу товарного баланса трансформируют и в качестве результирующего показателя рассматривают выручку от продаж. На основании этой формулы определяют какой из факторов (товарная продукция, изменение остатков готовой продукции на складе или продукция отгруженная и не оплаченная) являлся определяющим при формировании изменений выручки от продаж. Изменение остатков готовой продукции на складе может являться косвенной характеристикой изменения спроса на продукцию предприятия. Увеличение остатков на складе как правило характеризует затруднения со сбытом. Причинами могут быть как внешние: ужесточение конкуренции, появление нового товара на рынке с аналогичными качествами, но по более низким ценам, снижение покупательского спроса в связи с появлением заменителей и т.д.; так и внутренние: снижение качества продукции, неэффективное товаропродвижение и т.д. При анализе изменений по продукции отгруженной, но не оплаченной следует учесть, что эта часть нереализованной продукции формируется за счет: продукции отгруженной по которой не наступил срок оплаты, продукции отгруженной, но не оплаченной в срок покупателями и продукции на ответственном хранении ввиду отказа от акцепта. Остатки продукции по первой статье - нормальное явление обусловленное порядком расчетов между покупателями и поставщиками, по двум другим в ходе анализа следует вскрыть причины неоплаты.

5. По каждому направлению выявляют и количественно измеряют влияние факторов на выручку от продаж. Измерение влияния факторов проводят методами факторного анализа.

6. Устанавливают причины сокращения выручки, разрабатывают мероприятия по их устранению.

3 . Анализ динамики выпуска продукции

Анализ динамики выпуска продукции выполняют в два этапа:

1) На первом этапе по показателям выпуска и показателям факторов производства рассчитывают показатели динамики.

Показателями выпуска продукции являются товарная или валовая продукция. Факторы производства рассматриваются с точки зрения труда, средств труда и предметов труда. Труд характеризуется с количественной стороны показателем среднесписочная численность персонала, с качественной - производительностью труда. Средства труда: с количественной - среднегодовой стоимостью основных производственных фондов, с качественной - фондоотдачей. Предметы труда: С количественной - суммой материальных затрат, с качественной - материалоотдачей.

2) на втором этапе оценивают влияние факторов на динамику выпуска. Оценку влияния выполняют с точки зрения каждого фактора в отдельности.

В ходе анализа влияния факторов:

а) количественно измеряют влияние каждого фактора на динамику выпуска:

где - изменение объема выпуска продукции за счет количественного фактора;

Изменение количественного фактора;

Качественный фактор в базовом периоде.

где - изменение объема выпуска за счет качественного фактора;

Количественный фактор в отчетном периоде;

Изменение качественного фактора.

2) определяют характер развития предприятия. Характер развития определяется только в том случае, когда за рассматриваемый период наблюдается прирост выпуска продукции, исчисленный в натуральных измерителях или в сопоставимых ценах.

Характер развития определяют по доле вклада количественных и качественных факторов в прирост выпуска:

Если в результате расчетов доли количественного и качественного факторов - положительные числа, то характер развития смешанный с преобладанием экстенсивного, если доля количественного фактора более 50 % или интенсивного, если доля качественного фактора более 50 %. Если доля количественного фактора более 100 %, а качественного - отрицательное число, то характер развития экстенсивный, если наоборот, то интенсивный.

3) определяют относительную экономию (перерасход) каждого вида производственного ресурса:

где - экономия производственного ресурса;

Производственный ресурс в базовом периоде;

Производственный ресурс в отчетном периоде;

Индекс роста объема выпуска продукции.

Если в результате расчета получается положительная величина - предприятием достигнута относительная экономия ресурса за счет повышения эффективности его использования, если отрицательная - перерасход.

4) рассчитывают соотношение темпов прироста ресурса и объема выпуска продукции:

Экономический смысл формулы - на сколько процентов при сложившемся на предприятии характере развития необходимо увеличить потребление ресурса, чтобы достигнуть повышение объема выпуска на 1 %.

Рассмотрим пример. Данные для расчетов приведены в таблице 1.4

Таблица 1.4 - Показатели динамики выпуска продукции

Показатели

Абс. откл.

1.ТП в сопоставимых ценах, тыс.р.

2. Среднесписочная численность персонала, чел

3. Производительность труда, тыс.р.

4.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

5.Фондоотдача,р.

6.Материальные затраты, р

7.Материалоотдача, р.

По формуле (1.6) определим влияние количественного фактора - численности, на товарную продукцию:

ТП Ч = 2 * 513,91 = 1027,8 (тыс. р.)

По формуле (1.7) определим влияние качественного фактора - производительности труда на товарную продукцию:

ТП ПТ = 94 * 11,45 = 1076,2 (тыс. р.)

Общее влияние факторов составит;

ТП 1027,8 + 1076,2 = 2104 (тыс. р.)

Далее определим характер развития предприятия с точки зрения использования трудовых ресурсов. Для этого сначала по формулам (1.8) и (1.9) рассчитаем доли количественного и качественного факторов в приросте товарной продукции.

ТП Ч,% = * 100 = 48,8 %;

ТП ПТ,% = * 100 = 51,2 %

На основании выполненных расчетов видно, что характер развития предприятия с точки зрения использования трудовых ресурсов смешанный с преобладанием интенсивного.

По формуле (1.10) рассчитаем относительную экономию трудовых ресурсов предприятия:

Э Ч = 92 * 1,045 - 94 = 2,14 (чел.)

Соотношение темпов прироста численности и темпов прироста товарной продукции по формуле (1.11) составит:

Таким образом, на основании проведенных расчетов видно, что за счет роста численности персонала на 2 человека или 2,2%, товарная продукция предприятия увеличилась на 1027,8 тыс. р., за счет повышения производительности труда на 11,45 тыс. р. или на 2,2%, товарная продукция дополнительно увеличилась на 1076,2 тыс. р. Характер развития предприятия с точки зрения трудовых ресурсов смешанный с преобладанием интенсивного. За счет повышения производительности труда предприятие достигнута относительная экономия численности в размере 2,14 человек. При сложившемся на предприятии характере развития для повышения товарной продукции на 1% необходимо увеличить численность на 0,49%.

4 . Анализ ассортимента выпуска

Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПГТ), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) -- это номенклатура.

Ассортимент - перечень наименований и объемов по этим наименованиям.

Анализ ассортимента проводится в натуральных, условно-натуральных измерителях или в сопоставимых ценах. В качестве базы сравнения принимают показатели товарной стратегии, планов развития предприятия или условий договоров поставок продукции.

Последовательность проведения анализа:

1) По каждому наименованию выпускаемой продукции сравнивают отчетные объемы выпуска с установленной базой сравнения, характеризуют динамику. В качестве базы используют планы, программные стратегии, т.к. в прошлом году ассортимент не может быть идеальным;

2) Определяют сумму, засчитываемую в счет базового ассортимента. Для этого по каждому наименованию базовый объем выпуска сравнивают с отчетным и выбирают наименьшую величину. Сумма, засчитанная в счет базового ассортимента, определяется сложением засчитанных величин по каждому наименованию.

Таблица 1.5 - Показатели характеристики ассортимента выпускаемой продукции

Показатели

Товарная стратегия

Засчитано в счет базового ассортимента

3) определяют коэффициент соответствия базовому ассортименту (коэффициент ассортиментности) как отношение суммы, засчитанной в счет базового ассортимента к базовому объему выпуска продукции в целом по перечню наименований, т.е.

4) определяю недополученную по ассортименту продукцию. В приведенном примере недополучено по продукции Б 170 т, по продукции В 120т. Всего недополучено по ассортименту 290т.

5) устанавливают причины нарушения ассортимента, разрабатывают рекомендации по их устранению, либо корректируют товарную стратегию.

5 . Анализ структуры выпуска

производственный продукция выпуск ассортимент

Экономический анализ структуры выполняется в следующей последовательности:

1) по каждому наименованию выпущенной продукции отчетный выпуск сравнивается с установленной базой сравнения;

2) рассчитывают отчетный объем выпуска при базовой структуре. Для этого по каждому наименованию базовый объем выпуска умножают на индекс роста объема выпуска в целом по перечню наименований. Сумма пересчитанных величин абсолютно равна отчетному объему выпуска.

3) по каждому наименованию выпускаемой продукции отчетный объем выпуска сравнивают с отчетным объемом выпуска при базовой структуре и выбирают наименьшую величину. Сумма, засчитываемая в счет базовой структуры выпуска, определяется сложением засчитанных величин по отдельным наименованиям;

4) определяют коэффициент соответствия базовой структуре выпуска. Для этого сумму, засчитанную в счет базовой структуры выпуска, делят на отчетный выпуск в целом по наименованиям:

5) определяют недополученный по структуре выпуск продукции, а также дополнительный выпуск;

6) устанавливают причины нарушения структуры выпуска. Разрабатывают мероприятия по устранению нарушений, либо корректируют товарную стратегию.

Таблица 1.6 - Показатели оценки структуры выпуска продукции

Показатели

Товарная стратегия

Темп роста, %

Отчетный объем выпуска при базовой структуре

Абсолютное отклонение

Засчитано в счет базовой структуры

Определим коэффициент соответствия структуре выпуска продукции:

Недополучено по структуре выпуска продукции Б - 187,2т, продукции В - 100,3т. Дополнительно выпущено продукции А - 277,7т, продукции Г - 9,8т.

6 . Анализ ритмичности выпуска

Анализ ритмичности может проводиться графическим и аналитическим методами. Графический метод более нагляден, однако существенным недостатком является сложность сопоставления данных за различные периоды. Этот недостаток устраняет аналитический метод, который предполагает расчет интегрального показателя - коэффициента ритмичности.

В специальной литературе известны несколько способов расчета этого коэффициента:

1 способ. Оценка ритмичности проводится в пределах установленной базы сравнения. В этом случае на снижение коэффициента ритмичности влияет только недополучение продукции по сравнению с установленной базой. Расчет коэффициента аналогичен расчету коэффициента ассортиментности. База сравнения - расчетная величина выпуска, которая определяется расчетным путем. Анализ проводится в натуральных величинах, либо в сопоставимых ценах;

2 способ. Анализ ритмичности проводится в пределах фактического выпуска отчетного периода, т.е. на снижение коэффициента ритмичности в данном случае влияет как недополучение, так и увеличение выпуска по сравнению с установленной базой. Последовательность выполнения расчетов следующая:

1. По каждому элементарному промежутку отчетный выпуск сравнивают с базовым, характеризуют динамику.

2. Определяют отчетный выпуск при базовой ритмичности Для этого по каждому элементарному промежутку базовый выпуск умножают на индекс роста объема выпуска в целом за период (пересчитанная величина должна быть равна отчетному объему выпуска).

3. По каждому элементарному промежутку определяют разницу между отчетным объемом выпуска и отчетным объемом выпуска при базовой ритмичности.

4. Полученные разницы возводят в квадрат.

5. Определяют сумму квадратов разностей.

6. Определяют среднее квадратичное отклонение:

где - сумма квадратов разностей;

n - количество элементарных промежутков в анализируемом периоде.

7. Определяют коэффициент вариации:

где - среднее квадратичное отклонение;

Средний объем выпуска продукции за один элементарный

промежуток по базе сравнения.

8. Рассчитывают коэффициент ритмичности:

9. Устанавливают недополученную продукцию вследствии нарушения ритмичности выпуска.

10. Устанавливают причины нарушения ритмичности, разрабатывают рекомендации по их устранению.

Таблица 1.7 - Показатели оценки ритмичности выпуска продукции

По формуле (1.12) определим среднеквадратичное отклонение:

Тогда по формуле (1.13) коэффициент вариации составит:

К вар = = 0,058

Коэффициент ритмичности будет равен:

К ритм = 1-0,058 = 0,942

На основании выполненных расчетов видно, что выпуск продукции по сравнению с установленной базой увеличился на 2,8% , при этом ритмичность производства составила 94,2%. На нарушение ритмичности производства повлияло недополучение продукции по первому кварталу в размере 48,8т, по второму - 1,3т, а также увеличение выпуска в третьем квартале на 6,4т, в четвертом - 39,7т

7 . Анализ качества выпускаемой продукции

Методика оценки качества продукции по сортности - самая распространенная.

1. По каждому сорту выпущенной продукции сравнивают объем выпуска продукции, характеризуют динамику. По соотношениям темпов роста различных сортов продукции можно судить об изменении качества.

2. По каждому сорту выпускаемой продукции рассчитывают удельный вес продукции каждого сорта в общем объеме выпуска. По изменению долей можно также судить об изменении качества.

3. Рассчитывают интегральный показатель качества - коэффициент сортности, который определяется отношением объема выпуска продукции в стоимостном выражении к произведению объема выпуска продукции в натуральном измерении и цены наивысшего сорта.

4. Определяют недополученную вследствие снижения качества продукцию. Существует два способа расчета:

1) по средней цене, т.к. средняя цена при прочих равных условиях является следствием изменения качества:

2) по балансовому уравнению на основе относительных величин:

в этом уравнении две величины рассчитываются на основе отчетности

Расчеты, выполненные первым и вторым способом, абсолютно совпадают.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Система производственных показателей выпуска продукции. Ряды динамики: общее понятие и значение. Теория определения и построения тренда. Использование метода сглаживания временных рядов в изучении динамики выпуска продукции на примере ООО "Прогресс".

    курсовая работа , добавлен 23.12.2013

    Анализ объемов выпуска и реализации продукции. Динамика изменения выпуска товарной продукции и изменения объема продукции в стоимостном выражении. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции. Фактическая себестоимость выпущенной продукции.

    реферат , добавлен 10.12.2008

    Источники информационного обеспечения, задачи и методика анализа выпуска и реализации промышленной продукции. Анализ влияния выпуска и реализованной продукции на финансовые результаты РУП Гомельский завод "Гидропривод", направления его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2013

    Показатели выполнения плана по каждому подразделению и в целом по предприятию. Абсолютные и относительные показатели динамики численности персонала, производительности труда и объема выпуска продукции. Влияние факторов на объем выпуска продукции.

    контрольная работа , добавлен 24.07.2009

    Значение и основные направления анализа выпуска и реализации продукции. Анализ хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия. Влияние эффективности использования трудовых ресурсов на изменение объема выпуска хлебобулочных изделий.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2015

    Теоретические основы анализа объема производства и реализации продукции предприятия. Анализ выпуска отдельных видов продукции в натуральном выражении. Структура продукции, влияние структурных сдвигов на изменение её стоимости. Анализ ритмичности выпуска.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2012

    Задачи и информационное обеспечение анализа. Динамика выполнения плана производства и реализации продукции. Анализ ассортимента, структуры и качества произведенной продукции. Ритмичность работы предприятия, резервы увеличения выпуска продукции.

    лекция , добавлен 28.11.2011

    Определение уровня выполнения плана по объёму производства и ассортименту продукции. Влияние изменения объема выпуска, структуры и ассортимента на изменение товарной продукции. Изменение сортности продукции "А" на изменение объёма выпуска продукции.

    контрольная работа , добавлен 21.03.2009

    Абсолютный прирост товарной продукции предприятия. Влияние качества продукции на изменение объема продукции. Анализ заработной платы и определение трудоемкости выпуска продукции. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции. Оценка финансовых результатов.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2012

    Финансовое положение и технологические возможности предприятия. Анализ выпуска и реализации продукции. Оценка использования основных производственных фондов. Повышение эффективности деятельности ЗАО "Глобал" путем ввода в действие нового оборудования.



Рассказать друзьям