Большой театр в разных архитектурных стилях. Инфографика

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

§ 20. АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ТЕАТР

АРХИТЕКТУРА. Первая половина XIX в. – время расцвета русского градостроительства. Главным архитектурным стилем был классицизм. Его высокий гражданственный пафос на многие годы определил внешний облик городов России: по числу и масштабам городские ансамбли, созданные в начале XIX в., превосходят те, что были построены в предшествующее столетие. С наибольшей полнотой достижения русского классицизма воплотились в творчестве А. Н. Воронихина, А. Д. Захарова, Ж. Тома де Томона и К. И. Росси.

Андрей Никифорович Воронихин, крепостной графа Строганова, получил «вольную» в 1786 г. и учился зодчеству у знаменитых архитекторов В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Главное событие в жизни А. Н. Воронихина – возведение в 1801 – 1811 гг. Казанского собора в Петербурге. При строительстве купола собора впервые в России были применены металлические конструкции. Облик здания определялся не только прекрасной колоннадой со стороны северного фасада, но и монументальностью скульптурного решения. В создании скульптур Казанского собора участвовали крупнейшие мастера своего времени: И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин и др. В эти же годы А. Н. Воронихин возвел здание Горного института в Петербурге и парковые сооружения в Павловске.

Андреян Дмитриевич Захаров получил известность за разработку проекта планировки стрелки Васильевского острова в столице (1803 – 1804). Однако самым крупным из сохранившихся сооружений, созданных А. Д. Захаровым, является Адмиралтейство (1806 – 1823). Задача, стоявшая перед зодчим, была очень сложной. Здание пришлось не строить заново, а реконструировать. Адмиралтейство – не только ключевой элемент архитектурной композиции центра Петербурга. Оно должно было языком декоративной скульптуры рассказать о славе и истории русского флота. А. Д. Захаров сохранил замечательный золоченый шпиль центральной башни, созданный ранее И. К. Коробовым, но обогатил ее архитектурное решение скульптурами Ветров, Кораблестроения и др.

Казанский собор в Петербурге (арх. А. Н. Воронихин)

Вид на Дворцовую площадь и Зимний дворец от Арки Главного штаба (арх. К. И. Росси). В центре – Александровская колонна (арх. О. Монферран)

В начале XIX в. несколько крупных построек создал швейцарец Ж. Тома де Томон. Значительным его успехом стало здание Биржи на стрелке Васильевского острова в Петербурге (1804 – 1811). Корпус Биржи был поднят на высокий цоколь, предназначавшийся для расположившихся в нем торговых складов. Главная часть здания – парадный зал – возвысилась над монументальным и торжественным сооружением.

Крупнейшим зодчим Петербурга был Карл Иванович Росси. Ему принадлежат важнейшие сооружения столицы: здание Главного штаба и министерств на Дворцовой площади, ансамбль Михайловского дворца (ныне Русский музей), ансамбль Александрийского театра и, наконец, здание Сената и Синода. Каждый раз зодчий расширял свою задачу, не просто вписывая сооружения в улицы и площади Петербурга, но и придавая районам столицы новый облик.

В 30 – 50-е гг. в русской архитектуре появились черты, связанные с зарождением нового направления, именуемого «историзмом», или «эклектикой». Это направление отличал глубокий интерес к древнеегипетскому, арабскому, индийскому, греческому, готическому и византийскому стилям, их сочетаниям.

Переходным можно считать творчество московских зодчих О. И. Бове, Д. И. Жилярди и А. Л. Витберга. С именем Осипа Ивановича Бове связано строительство Торговых рядов, создание Театральной площади и Большого театра, Первой градской больницы, Триумфальной арки (ныне расположенной на Кутузовском проспекте).

Демьян (Доменико) Иванович Жилярди прославился реконструкцией здания Московского университета, полностью изменившей его фасад, строительством Опекунского совета на Солянке.

А. Л. Витберг создал проект храма на Воробьевых горах в память о победе России в Отечественной войне 1812 г. Главное здание планировалось соорудить на верхней террасе и связать подземными переходами и залами с берегом Москвы-реки, где должна была разместиться мемориальная галерея-колоннада. В результате придворных интриг работы по строительству храма оказались сорваны, а архитектор обвинен в растрате казенных сумм и сослан в Вятку.

Здание Опекунского совета в Москве (арх. Д. И. Жилярди)

Исаакиевский собор в Петербурге (арх. О. Монферран)

Последним из плеяды великих зодчих первой половины XIX в. следует назвать О. Монферрана, с именем которого связаны постройка Исаакиевского собора в Петербурге и возведение Александровской колонны на Дворцовой площади столицы.

Исаакиевский собор – крупнейшее сооружение своего времени, возводившееся 40 лет, с 1818 по 1858 г., – до сих пор вызывает споры. Здание тяжелое, перенасыщенное украшениями, мрачное и темное внутри, ему не хватает, пожалуй, высокой торжественности храма.

Александровская же колонна прекрасно вписалась в ансамбль Дворцовой площади и придала ему большую выразительность и законченность.

ЖИВОПИСЬ И СКУЛЬПТУРА. Для русской живописи и скульптуры 1801 – 1855 гг. – время исканий и расцвета, прорыва к мировой славе. Одним из крупнейших портретистов был Орест Адамович Кипренский, в творчестве которого наиболее ярко отразились романтические искания художников начала века. Его автопортрет, портреты Д. В. Давыдова, Е. Л. Ростопчиной, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина выразили новое представление о ценности личности, ее неповторимости, о содержании внутреннего мира человека. О. А. Кипренский предстает перед нами художником, внимательно вглядывающимся в мир, пытающимся разгадать тайну человека и человечества. Недаром он был первым художником, который, по словам А. А. Иванова, «вынес имя русского в известность в Европе».

О.А.Кипренский. Автопортрет

Василий Андреевич Тропинин, как и О. А. Кипренский, был сыном крепостных, по милости владельца окончил Академию художеств и начинал с портретной живописи. Известен его портрет А. С. Пушкина. В историю русской живописи В. А. Тропинин вошел не только как портретист, но и как создатель особого вида жанровой картины – поясного изображения человека, занятого несложным, привычным делом. Множество копий и вариантов его «Пряхи», «Кружевницы», «Украинца с палкой» свидетельствуют о популярности этих картин у современников.

Алексей Гаврилович Венецианов стал первым русским художником, сознательно избравшим бытовой жанр основной областью своего творчества. В отличие от В. А. Тропинина, он разрабатывал форму многофигурной композиции, в которой большую роль играл пейзаж или интерьер. Красота и поэтичность венециановских крестьянок не означали идеализации крепостного подневольного труда. Они говорили об уважении, симпатии художника к крестьянскому труду, желании подчеркнуть их нравственную привлекательность. Картины А. Г. Венецианова «На пашне. Весна», «Гумно», «На жатве. Лето» и др. вызвали такой широкий резонанс, что заставили художника подумать о создании собственной школы.

Даже в этом ряду блестящих живописцев выделяется Карл Павлович Брюллов, оказавший огромное влияние на русское искусство. Он был неповторимым мастером цвета, вспомним хотя бы его картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» и «Итальянский полдень». К. П. Брюллов многого добился и в портретном жанре, принесшем ему европейскую известность. Его портреты поражали необыкновенной динамикой («Всадница»), мастерством композиции и необычным колоритом («Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Амалицией», «Портрет княгини Е. П. Салтыковой»). Особую славу художнику принесло полотно «Последний день Помпеи», в котором проявились все лучшие стороны его дарования. Каждая группа, представленная на нем, необыкновенно значительна, каждая фигура настолько пластична, цельна и объемна, что создает ощущение, будто ее можно обойти кругом и осмотреть со всех сторон. Картина «Последний день Помпеи», законченная в 1833 г., получила золотую медаль на выставке в Париже. Ее шумный успех, горячее одобрение В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя произвели переворот в российской живописи. Пожалуй, впервые в выставочные залы пошел купец и мещанин: всем хотелось увидеть новое чудо.

В. А. Тропинин. Автопортрет

Интерес публики к живописи поддержал один из величайших русских художников Александр Андреевич Иванов. Работа над замечательной философско-исторической картиной «Явление Христа народу» заняла большую часть его жизни (1837 – 1857). Художник мастерски выстроил композицию, создав ансамбли, связанные схожестью людей или контрастом между ними. Искреннее религиозное чувство, воплощенное с необыкновенной глубиной, идеи спасения человечества и сегодня волнуют зрителя.

От А. А. Иванова через Павла Андреевича Федотова, плодотворно разрабатывавшего жанр бытовой живописи («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа»), легла прямая дорога к творчеству передвижников, к новому этапу русской живописи.

В первой половине XIX в. активно развивалось искусство скульптуры, особенно скульптуры монументальной. И. П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве), В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов (скульптуры Арки Главного штаба), замечательный медальер Ф. П. Толстой, И. П. Витали (многофигурные композиции на зданиях технического училища, Сиротского института, Триумфальных ворот), П. К. Клодт («Укрощение коня» на Аничковом мосту в Петербурге, памятник И. А. Крылову в Летнем саду, памятник Николаю I у Исаакиевского собора) составляют славу и гордость русской культуры. Их работам свойственно многогранное и непосредственное отражение действительности и высочайшее мастерство. Искания скульпторов первой половины XIX в. подготовили появление М. М. Антокольского, Ф. Ф. Каменского, А. М. Опекушина и др.

МУЗЫКА. В начале XIX столетия музыка впервые широко обратилась к народной мелодии и национальной тематике. Крылатые слова М. И. Глинки: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем», – стали программой для композиторов и исполнителей. Музицирование, посещение музыкальных спектаклей были в эти годы и обязательной частью образования, и любимой формой проведения досуга. Музыка помогала сосланным декабристам и утешала их. На поселении в Сибири они организовали хор, а Ф. Ф. Вадковский, А. П. Юшневский, Н. А. Крюков и П. Н. Свистунов оказались неплохими музыкантами. По свидетельству современника, «лакеи говорили цитатами из «Русалки», а горничные распевали арии из этой же пьесы».

Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)

Правда, «Русалка» – это уже 30-е гг. В начале же XIX в. ярче всего расцвел жанр песни-романса, доступный широким слоям слушателей и любимый ими. Именно романс ввел в классическую музыку специфически русскую интонацию и мелодику. Песни и романсы А. Е. Варламова, А. Л. Гурилева, А. А. Алябьева мелодичностью и безыскусной простотой приобщили к музыкальной культуре многих.

Начало новой эры в развитии русской музыки связано с именем Михаила Ивановича Глинки. Не получив систематического музыкального образования, он поднялся к вершинам мировой культуры. Огромное значение для него имело общение с замечательными поэтами А. С. Пушкиным, А. А. Дельвигом, В. А. Жуковским. М. И. Глинка создал первые классические образцы национальной оперы, симфонической и инструментальной музыки. Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» дали начало двум основным линиям в русском оперном искусстве XIX в. – народно-героической и легендарно-сказочной. Оркестровые сочинения М. И. Глинки «Арагонская хота», «Камаринская» оказали огромное влияние на русскую симфоническую классику.

Работу М. И. Глинки продолжили его преемники, первым среди которых надо назвать Александра Сергеевича Даргомыжского. Особое внимание уделял композитор декламационной песне и опере. Свидетельством этому романсы и песни А. С. Даргомыжского «Титулярный советник», «Старый капрал». Однако по драматической глубине и силе важнейшее место среди его работ занимает опера «Русалка» по поэме А. С. Пушкина. Это подлинный шедевр оперной классики, долгие годы не сходящий со сцен театров.

Творчество композиторов и исполнителей первой половины XIX в. подготовило почву для возникновения в конце 50-х гг. Русского музыкального общества, а затем и «Могучей кучки», для нового этапа в развитии русской национальной музыкальной культуры.

ТЕАТР. Настоящий переворот произошел в эти годы и в русском театре. Он связан с деятельностью плеяды замечательных актеров московского Малого и петербургского Александрийского театров.

В театральном искусстве России первой половины XIX в. главными были фигуры антрепренеров и актеров. Режиссеру в этом ряду места пока еще не было. Театральные постановки поэтому страдали небрежностью, в них не было той глубины, которую придает спектаклю режиссер. Нет худа без добра: театр являлся в полном смысле этого слова театром актера. Мастерство, индивидуальность артистов определяли лицо спектакля, славу и популярность театра.

Плеяду великолепных мастеров сцены возглавил Михаил Семенович Щепкин. Сын крепостного, М. С. Щепкин с 17 лет выступал на профессиональной сцене, но только в 33 года освободился от крепостной зависимости. Он первым стал играть без суфлеров, внес в игру неисчерпаемый запас жизненных наблюдений. Он повидал и узнал за свою жизнь разное, бывал и в царском дворце, и в крестьянской избе. М. С. Щепкина считают актером-универсалом. Были пьесы, в которых он переиграл все роли, включая молодых девушек. Он испытал все актерские амплуа – от трагика до комических старух. М. С. Щепкин во многом предвосхитил актерскую систему К. С. Станиславского, утверждая, что надо сделаться тем человеком, в образе которого выходишь на сцену. Быть не подражателем, а художником, умеющим переживать внутреннюю достоверность, опирающуюся на знание человеческих типов.

На сцене он умел делать удивительные вещи. В «Скупом рыцаре», например, актер умудрился показать зрителю скупца, феодала-рыцаря, придворного, воина и отца – и все это в одном знаменитом монологе. Однажды, исполняя роль Фамусова в «Горе от ума», М. С. Щепкин перевел все внимание публики с говорящего Чацкого на молчавшего Фамусова. Позже он корил себя за это «преступление» перед искусством. Когда в 1831 г. артист подал заявление о возобновлении контракта с Малым театром, директор наложил замечательную резолюцию: «На сто лет, только бы прожил».

С кем же из современных актеров сравнивали М. С. Щепкина? Одновременно с ним на сценах Москвы и Петербурга блистали П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, чуть позже – П. М. Садовский, любимцы публики, по уровню мастерства не уступавшие М. С. Щепкину. Но М. С. Щепкин был все-таки уникальным театральным явлением. Как бился он за свой репертуар! В 1830 г. он впервые поставил в свой бенефис «Горе от ума», в 1852 г. добился снятия цензурного запрета со «Скупого рыцаря», в 1862 г. отвоевал «Нахлебника» И. С. Тургенева и «Свои люди – сочтемся!» А. Н. Островского.

М. С. Щепкин был тем актером и человеком, которые сделали русский театр явлением не только культуры, но и общественной жизни.

Архитектура, живопись, музыка, театр – каждая из этих сфер культуры переживала в первой половине XIX в. период зрелости и расцвета. Их объединяли новаторский подход к задачам искусства, интерес к национальной тематике. Появилась целая плеяда талантливых зодчих, художников, композиторов, актеров, принесших славу русской культуре, сделавших ее достоянием человечества.

Михаил Семенович Щепкин (1788 – 1869)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1) Расскажите о любимой вами картине русского художника первой половины XIX в.

2) Объясните слова М. И. Глинки: «Музыку создает народ, а мы ее только аранжируем».

3) На основе материала параграфа дайте оценку игры на сцене М. С. Щепкина. Что изменилось в восприятии актеров публикой?

4) Составьте краткие тезисы к ответу на вопрос о значении русской живописи и музыки первой половины XIX в.

СОБЫТИЕ – СОВРЕМЕННИК

ОБ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ КОЛОННЕ

…Сие гигантское предприятие, превышающее все доселе совершенное в сем роде народами древними и новыми… было сделано 30 августа в день Святого благоверного князя Александра Невского …и было приведено в действие посредством 60 машин при помощи 2000 гвардейских солдат, избранных из числа тех… кои служили под знаменем монарха, в честь коего сооружался памятник. Медленно и величаво поднималась гранитная громада, движимая руками воинов. Боязливое опасение и надежда волновали сердца присутствующих. <…> Но вдруг радостные, тысячекратно повторявшиеся восклицания возвестили завершение многотрудного подвига.

Из статьи в газете «Северная пчела» (1832)

1) В честь кого была воздвигнута Александровская колонна на Дворцовой площади Петербурга?

2) Почему честь открытия колонны была доверена «избранным» гвардейским солдатам?

О РУССКОЙ МУЗЫКЕ

Да, русская школа существует, со времени Глинки, с такими своеобразными чертами физиономии, которые отличают ее от других европейских школ.

Какие же силы создали особенности нашей школы, какие элементы дали ей исключительное направление и своеобразную физиономию?

Такою силою и элементом было, раньше всего, отсутствие предрассудков и слепой веры. Начиная с Глинки, русская музыкальная школа отличается полною самостоятельностью мысли и взгляда на то, что создано до сих пор в музыке. Общепризнанные авторитеты для нее не существуют. Она желает сама все проверить, сама во всем убедиться и только тогда согласна признать великость композитора и значительность созданного.

Еще одна крупная черта характеризует новую нашу школу – это стремление ее к национальности. Оно началось еще с Глинки и продолжается непрерывно до сих пор. Такого стремления нельзя найти ни у одной другой европейской школы…

Из статьи В. В. Стасова «Двадцать пять лет русского искусства»

1) О каких чертах русской музыкальной школы пишет В. В. Стасов?

2) Какую роль в ее формировании играло отмеченное критиком «отсутствие предрассудков и слепой веры»?

Судьба русского искусства вообще и в частности живописи престранная. Литература уже с половины прошлого века начинает отражать в себе общественные настроения, быстро затем крепнет и растет. <…> Однако другие искусства, искусство образа, пластической формы тем временем как-то маются, перебиваются, всегда оставаясь далеко позади литературы и музыки, каким-то слабым их отголоском.

Из книги художника А. Н. Бенуа «История русской живописи в XIX веке»

В развитии русского искусства прошлого века 1800 – 1820-е годы – самостоятельный этап. Искусство этих лет пронизано идеалами, рожденными широким общественным подъемом эпохи Отечественной войны 1812 года и нарастанием революционного движения в России в его первый дворянский период… Интерес к изобразительному искусству охватывает все более широкие общественные слои: это сказалось и в формировании новых центров художественного образования…

Из «Истории русского искусства»

ЗАГАДКА ОТ ХУДОЖНИКА

А. Г. Венецианов в одном из своих писем вспоминал: «Я решился победить, уехал в деревню и принялся работать. Для успеха в этом мне надобно было оставить все правила и манеры, двенадцатилетним копированием в Эрмитаже приобретенные».

Почему живописец должен был забыть годы своего ученичества? И о каком успехе он говорит?

ПОСПОРИМ?

(Темы для дискуссий)

1) Один из исследователей писал, что роль Н. М. Карамзина в развитии русской культуры заключается в том, что «Карамзин создавал сам себя». Почему это было важно для развития культуры?

2) Первые тридцать лет XIX в. называют «золотым веком» русской культуры: почему он наступил?

Архитектура театра способна вызвать трепет восхищения не только у поклонников театрального искусства, но и у многих людей ценящих эстетическую красоту. Недаром, говорят, что подобна музыке, застывшей в камне. Несмотря на тот факт, что история каждого театра уникально, практически все они построены по определенным правилам, о которых и пойдет речь в этой статье.

Современная архитектура театров России

Многие современные театры, несмотря на свои внешние различия, построены по единой схеме. Практически каждый современный имеет зрительный зал включающий зрительные места, сцену и закулисье. Обычно, сцену от зрителей отделяет оркестровая яма. В зависимости от стиля и размера, в театре, кроме партера, могут быть ложи расположенные ярусами вдоль стен. Эта организация театра считается классической и ведет собственное начало со времен театров итальянского Ренессанса. Она дает великолепный акустический эффект усиления звука и отлично подходит для постановок оперы и балета.











Несмотря на наличие общепринятых схем, некоторые современные театры созданы по-своему. Некоторые, напоминают античный театр, где сцена располагается в центре, а зрительные места вокруг неё. Такое устройство дает хорошую видимость и слышимость, объединяет сцену и зрительный зал, а также позволяет каждому зрителю чувствовать себя на равных с остальными. К античной схеме сегодня прибегают, в основном, экспериментальные труппы, для постановок которых не требуются масштабные декорации и многоярусные кулисы. Как правило, в таких постановках задействовано немного актеров и основной акцент делается на экспрессию актеров и смысловую нагрузку.

Многие театры, построенные в двадцатом веке, похожи на классические итальянские театры, за исключением того что в них ложи заменены на обширные балкон. В некоторых случаях балконы могут располагаться в несколько ярусов. Несмотря на широкое использование аппаратуры для ретрансляции и усиления звука, предпочтение отдается живому звучанию. Поэтому акустика помещения театра и по сей день считается главным критерием качества помещения театра.

Из статьи Людмилы Сайгиной к каталогу выставки.

Девятнадцатый век в области театрального искусства становится временем зарождения и сложения национальной русской драматической и оперной школы , что находит отражение и в архитектуре зрелищных зданий.

В 1860–1880-е годы постепенно складывается новый облик театрального здания , в котором со всей очевидностью просматриваются влияние как предшествующей русской театральной архитектуры, так и последних достижений западноевропейских зодчих в этой области.

Ясное выражение в театральных постройках получает присущая архитектуре того времени тенденция к насыщению фасадов декоративными элементами самых разных стилей.

Вместо простых, строгих, отмеченных лишь монументальным портиком театральных фасадов первой половины XIX века появляются театры с «классически-ренессансными» или «барочными» фасадами с обилием декоративных и скульптурных деталей.

Внутренняя отделка зрительных залов отличается сложным декором в духе необарокко , их планировка при этом сохраняет прежнюю подковообразную форму.

Также в 1860–1880-е годы широко распространилась практика строительства летних театров большой вместимости в городских садах и дачных местностях.

И если в первой половине XIX века архитектура деревянных театров имитировала формы каменных (это, например, петербургский Каменноостровский театр или московский театр Петровского парка), то позднее она приобретает оригинальные формы.

Своеобразный тип деревянного театра представлял собой павильон с обнаженной легкой каркасной конструкцией, зрительным залом круглой или многоугольной формы и минимальным количеством обслуживающих помещений.

Примером такого стремления к выявлению легкости, «павильонности» подобных сооружений является Летний театре в Павловске, построенном в 1876–1877 годах архитектором Н. Л. Бенуа.


В Москве наиболее популярным был сад «Эрмитаж» на Старой Божедомке, знаменитую антрепризу в 1850–1860‑х в нем держал француз Жан-Батист Морель, а с 1878 года — М. В. Лентовский.

В «Эрмитаже» был создан целый ансамбль летних павильонов разного назначения, проложены аллеи и организованы площади с парковой скульптурой, работало великолепное освещение, гладь садовых прудов использовалась для всевозможных действ.

Руководил строительством архитектор М. Н. Чичагов, соорудивший первое здание для оперетты - Театр-Буфф, разбивкой сада занимался Ф. И. Демюр.


В конце XIX века число театров увеличивается , качественные изменения происходят в их архитектуре, многие здания переживают существенные перестройки.

В планировке театральных зданий конца XIX века преобладала схема многоярусного зрительного зала с глубинной кулисной сценой, сложившаяся в Европе. По этой схеме строились и крупнейшие городские театры во Львове, Одессе и Киеве, на здания двух последних были объявлены международные конкурсы.


В конце XIX века в строительной практике Москвы появляются театральные здания, решенные в формах кирпичного варианта «русского стиля»: это построенные в 1885 году частные театры Георга Парадиза и Ф. А. Корша.

Театр Ф. А. Корша, построенный М. Н. Чичаговым по заказу А. А. Бахрушина , стоит в Богословском (ныне Петровском) переулке обособленно: его объем четко выявлен. Театр был ориентирован на русскую драму - антрепренер Корш открывал сезон в новом здании постановкой из фрагментов «Ревизора», «Горя от ума» и «Доходного места».


Здание Московского художественного театра в Камергерском переулке демонстрирует совершенно новый подход к театральному искусству и строительству. Не имея возможности строить новое здание для труппы К. С. Станиславского, Ф. О. Шехтель вынужден был ограничиться приспособлением стоявшего здесь небольшого театра.

На средства С. Т. Морозова архитектор в течение одного строительного сезона 1902 года сумел по-новому оформить театральное пространство с максимальным удобством для актеров и зрителей при помощи скромных средств, без традиционных ярусов позолоты, бархата и мишуры.

Был увеличен зрительный зал, полностью создана новая сцена с порталом на всю ширину зала , в оборудование которой входили вращающиеся пол и трюм. Декоративное убранство зала изысканным оформлением в стиле модерн не отвлекало внимания зрителя от происходящего на сцене.

Спокойный тон окрашенных стен, ненавязчиво украшенных графикой, темное дерево ограждения балконов и мебели, простой формы светильники - все это было новым и непривычным для театралов.

Серый занавес сцены, отделанный понизу орнаментом, имел лишь одну выразительную деталь — аппликацию с мотивом летящей чайки, ставшей символом нового театра.


Новизной решения и рафинированностью фасада отличалось новое здание Московского купеческого собрания на Малой Дмитровке, выстроенное Ивановым-Шицем в 1909 году.

Клубная часть Собрания, согласно конкурсной программе изолированная от общедоступной, была расположена в первом этаже; театральный зал и фойе заняли двусветное пространство второго и третьего уровней.

В симметричном решении фасада разработана тема ионической шестиколонной лоджии в центре с оконными проемами в два яруса, вдоль которой располагается зрительный зал. Она фланкирована по сторонам двумя ризалитами с отдельными входами в клуб и в театр.

Декорация фасада в целом представляет собой стилизацию в духе рационального модерна с использованием форм классики. Вестибюли обоих входов получили великолепное оформление в виде стилизаций на египетские мотивы.

Исключительную роль в пространстве интерьеров играла настенная живопись , размещенная в виде панно над входами в зрительный зал и фойе. На эскизах Иванова-Шица изображены театральные аллегории в антикизирующем стиле, заимствованном из работ Густава Климта.


В 1910-е годы модерн вступает в свою последнюю фазу - неоклассицизм . Показательны в этом отношении один из последних конкурсов перед началом Первой мировой войны и последовавшее за ним строительство нового здания для старейшего в России театра в Ярославле.

Из множества проектов, исполненных в самых разнообразных стилях, жюри остановилось на предложении архитектора Н. А. Спирина, повторившем на фасаде театра, возведенного в 1911 году, композицию музыкального павильона в усадьбе Кузьминки Д. Жилярди.

Обращение к классике прослеживается также в здании Концертного зала и клуба в Нижнем Новгороде и кинотеатра «Художественный» на Арбатской площади в Москве архитектора Ф. О. Шехтеля.

Архитектура 19 века является богатым наследием всего мирового общества. Какое огромное значение имеют такие здания, как храм Христа Спасителя в столице или Генерального штаба в Санкт-Петербурге! Без этих сооружений мы уже не можем представить себе архитектурный городов.

Русская архитектура 19 века характеризуется такими направлениями, как классицизм, ампир - последний этап развития классицизма, а также Что же принадлежит к каждому их этих направлений? Сейчас разберемся. Классицизм - это обращение к античности, а значит, это величественные здания, чаще всего с колоннами.

Архитектура 19 века в этом направлении была представлена следующими постройками.

Санкт-Петербург:

  • Смольный институт и здание Академии наук были построены Кваренги. Пожалуй, это единственные здания 19 века в этом стиле.
  • здесь нельзя не отметить Триумфальные ворота, здание Большого театра, Манеж и Александровский сад - это те здания, без которых наша столица будет уже не та. Архитектура Москвы 19 века в стиле классицизм была представлена такими выдающимися архитекторами, как Бове и Жилярди. Большой театр - это символ русского искусства и культурной жизни народа до сих пор, а Триумфальные ворота, возведенные в честь победы над Наполеоном, создают образ величия и могущества нашей Родины. К творчеству Жилярди нужно отнести Опекунский совет и усадьбу Кузьминки.

Ампир - следующее направление в архитектуре 19 века. Это последняя стадия развития классицизма. Стиль представлен в большом количестве на улицах :

  • Захаров перестроил Адмиралтейство, шпиль которого является одним из символов города; Казанский собор Воронихина - это символ Невского проспекта, а Горный институт - вершина развития этого направления.
  • К. Росси - один из величайших архитекторов Старой Пальмиры, его Михайловский дворец стал Русским музеем - хранилищем всех художественных традиций нашей страны. Здание Генерального штаба, - все это представляет собой не просто архитектурный ансамбль города, но и является неотъемлемой частью истории.
  • Великое детище Монферрана - Исаакиевский собор. В это большое, величественное здание просто нельзя не влюбиться: все детали и украшения собора заставляют замирать от восторга. Еще одним произведением искусства этого архитектора стала Александровская колонна.

Архитектура 19 века была представлена и русско-византийским стилем, распространенным преимущественно в Москве. Самыми известными являются следующие здания:

  • Храм Христа Спасителя, Большой и известная Оружейная палата дополнили Кремль (архитектор Тон).
  • Исторический музей Шервуда позволил сделать Красную площадь еще более значимым местом.

Таким образом, архитектура 19 века в России - это больше, чем сооружения. Эти здания оставили след в истории, в их помещениях совершались великие дела и решались важные вопросы. Без этих мы не можем представить себе нашу страну.



Рассказать друзьям