Британский художник Стюарт Сатклифф - бывший бас-гитарист группы The Beatles. A - Как ты думаешь, что это могло бы означать? Q - Ты видела фильм "Backbeat", когда он вышел

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Джонни, Стюарт, Астрид и … смерть.

«Don*t let me down»
The Beatles song.

У него даже в мыслях никогда не возникало желания быть музыкантом. Рождённый в 40-м году в довольно провинциальном Эдинбурге, Стюарт с детства был увлечён одним рисованием. Он был глубоким интровертом и созерцателем, а поступив в Ливерпульский художественный колледж, сосредоточился исключительно на постижении истинного мастерства.
Но соседом полушотладского парня Стюарта Сатклиффа оказался местный бузила и меломан, Джонни-сорвиголова. Каким-то удивительным образом они сдружились. Оба говорили на довольно странном английском. Первый ввиду территориальной особенности страны «Whisky», а второй – вследствие своеобразного мерсисайдского «кокни». Кстати, пару годами позже, когда парни из «The Beatles» прославившись и давали многочисленные интервью столичным журналистам, последние не могли понять почти треть произносимых ливерпульцами слов….
Леннон звал спокойного приятеля Стю на всяческие приключения, и каждый субботний вечер тащил его в город. Иногда в Ливерпуль заезжали тогдашние звёзды «скиффл» Лонни Донеган или сам Клифф Ричард. Слушая их, Джонни и сам загорелся мечтой стать музыкантом. Правда, тогда у него дома валялась гитара о 4-х струнах (не бас) и до встречи с Полом он, как поговаривают, был уверен, что это и есть их полный гитарный набор.
В жизни частую роль играет случай. В 60-м году одну из картин Сатклиффа купили за целых 65 британских фунтов. Пока парень раздумывал, куда бы потратить это сокровище, неугомонный Джон за пару дней уговорил «корешка» купить бас-гитару и присоединиться к их группе «The Quarrymen». Поломавшись, Стюарт уступил его бесконечному напору и взял в руки «басуху». Играть он не умел и только мешал Джеймсу Полу МакКартни заниматься своим делом.
Недолго порепетировав и наскоро изловив в качестве барабанщика симпатичного раздолбая Пита Беста, ребята отправились в Гамбург. Там, в местных кабаках и танцплощадках, мерсисайдцы, понадев на себя железные цепи и сидения от немецких унитазов (не тащить же с собой английские) начали играть свой «скиффл». Времена были занятные, и группа могла «пролабать» на сцене до 5-ти часов без перерыва. Пол и Джон к концу вечера уже просто хрипели, а их несчастные пальцы с трудом удерживали скользкие от пота медиаторы. Лишь индифферентный Стю, стоял в густом сигаретном дыму за спинами надрывающих глотки ребят, лишь иногда тихонько подпевая в микрофон, и для вида цепляя гитарные струны. По настоящему живущему музыкой, тщеславного Пола всё это жутко раздражало. Пару раз во время выступления он пытался наброситься на Стюарта, но суровый и драчливый Джонни быстро остудил этот творческий порыв худосочного и изнеженного МакКартни…
В августе 60-го Стюарт познакомился с девушкой-фотографом Астрид Кирхгерр. «Я всегда думала, что только ваш Пол из Шотландии, а это оказался ты», - говорила эта, довольно симпатичная для немки фройляйн, обнимая любимого Сатклиффа в сентябре. Все чудесные осенние дни они гуляли по Гамбургу, целуясь у каждого перекрёстка. Именно Астрид придумала Стюарту причёску, которой вскоре воспользовались все парни из «The Beatles». К Рождеству группа рванула в родной Ливерпуль, а влюблённый Сатклифф остался в Германии.
Через месяц вернувшегося на Родину Стюарта навестил Джон. «Слушай, старина, у нас тут намечается небольшой выезд в городок Литерленд, рядом с Ливерпулем в графстве Ланкашир, поехали с нами», - бросил он с порога. У влюблённого парня были другие планы. Он хотел спокойно порисовать, а потом отправиться в Гамбург сделать предложение Астрид…. Но Джонни был необыкновенно настойчив и мягкий Стю, к сожалению, согласился. И вот группа «Битлз» уже исполняет свои песни в каком-то кабаке 20-тысячного затрапезного Литерленда. Во втором отделении, когда местные «долбочёсы» изрядно понабрались, на сцену полетели бутылки, и пьяная «братва» начала выкрикивать всякую хе…ню по поводу репертуара группы. На что Джон Леннон, выросший далеко не в школе христианских сирот, послал всех этих ребят по… определённому адресу. Когда к сцене подбежали, требующие пояснения громилы, Джонни, без всяких сомнений, бросился на них… Его "двойной мерсисайдский" был известен отнюдь не малому числу ливерпульских драчунов..... В результате Леннону поставили под глазами пару «фонарей»; везунчик Пол, вообще был не при делах, а Питу и Джорджу расквасили носы. Но вот бедолаге Стюарту не повезло, именно ему хулиганы умудрились разбить пару пивных бутылок об голову… Довольный дракой Джон, не обратил особого внимания на разбитую макушку друга. Мало ли что случается в этих, милых его сердцу, потасовках…
Вылечившись, Стю сказал Леннону, что покидает группу и уезжает в Гамбург. Там он поступил в художественную школу, и они с Астрид вскоре собрались пожениться…. После преподаватели говорили, что лучшего ученика у них не было уже на протяжении многих лет…
А меж тем «Битлз» приехали в Гамбург во второй раз. Теперь залы были побольше, и играть в них ребята стали уже не более 3-х часов подряд. Если учесть, что реальные концерты этой группы в 1965 году продолжались ровно академический час (45 минут), то второе немецкое турне было тоже весьма серьёзным испытанием… Стюарт, естественно встречался с друзьями и приглашал их на свою свадьбу с Астрид. Также он жаловался Джону на непрекращающиеся головные боли, но бесшабашный Леннон только смеялся в ответ. Вскоре парни собрались возвращаться в Ливерпуль и по-дружески простились в приятелем-колоборационистом….
Влюблённая в Стю Астрид Кирхгерр очень переживала за состояние своего жениха. Она настояла на том, чтобы Сатклифф пролечился в местной больнице. Девушка старалась навещать любимого каждый день….. Но боли всё чаще посещали 21-летнего художника, пока 10-го апреля 1962-го года он не скончался от кровоизлияния в мозг….
Через много лет его мать начала расследование против, пусть и убитого в 80-м, Джона, но это так ни к чему и не привело. Опрашивали и старину Джеймса. Но тот, сославшись на забывчивость, ничего нового не сказал. Ему, миллиардеру, так не хотелось ворошить прошлое. Барабанщика Ринго Старра тогда ещё в группе не было. А красавчик Пит Бест, уволенный 16 августа 1962 года, вообще наотрез отказался разговаривать на эту тему.... Тогда всё, как всегда, свалили на случай…..
. Некоторые считают Стюарта талантливым художником-авангардистом…. Его полотна можно посмотреть в интернете… Возможно, он и стал бы значительной величиной в художественном мире…. Но этого мы уже…..

"Пятый битл" Стюарт Фергюссон Виктор Сатклифф (Stuart Fergusson Victor Sutcliffe) родился в Эдинбурге (Edinburgh) 23 июня 1940 года. Его отец, Чарльз (Charles), был моряком. Его мать, Милли (Millie), - учительницей. И у него были две младшие сестры, Джойс (Joyce) и Полина (Pauline).

Когда семья переехала в район Мерси (Merseyside) и поселилась в доме 37 по Эйгберс Драйв (Aigburth Drive), Стюарт пошел в среднюю школу Прескот (Prescot Grammar School), а позже поступил в Ливерпульский художественный колледж (Liverpool College of Art). Он сразу же проявил таллант, который произвел впечатление как на учителей, так и на других студентов. Некоторые преподаватели считали, что он был самым выдающимся художником, закончившим этот колледж. Он подружился с Биллом Харри (Bill Harry), хотя тот учился на другом курсе. Среди его друзей также были Джон Леннон и Род Мюррей (Rod Murray). Они проводили вместе много времени, отдыхая в местном пабе Ye Cracke или в студенческом общежитии.

Стюарт и Билл разговаривали о литературе, искусстве, фильмах и мистической философии. Эти же беседы продолжались в Ye Cracke с Джоном и Роном. Художественный колледж и Ливерпульский институт размещались в одном здании. Пол Маккартни и Джордж Харрисон учились в институте. На переменах они встречались в буфете или репетировали в общежитии. Джон видел, что группе нужен бас-гитарист, и предложил Стюарту или Рону работу, если кто-то из них купит бас-гитару. Картина Стюарта была представлена на выставке Джона Мура (John Moore), и миллионер Мур сам ее купил. На вырученные деньги Стюарт купил гитару Хоффнер Президент (Hofner President). Но он не умел играть на ней. Другой студент колледжа, Дэвид Мей (David May), предложил научить его играть "C"mon Everybody", если тот позволит ему измерить гитару, чтобы сделать такую же самому.

Группа выступила на субботних танцах и стала называться группой художественного колледжа. У них не было денег, чтобы купить усилители. Стюарт и Билл были членами коммитета студенческого объединения (Students" Union Committee), чем они и воспользовались, чтобы собрать средства на покупку усилителя, который группа могла бы использовать на танцах в колледже и на других своих выступлениях. Стюарт присоединился к группе Джона. Хотя они стали близкими друзьями, Джон относился к Стюарту порой с жестоким сарказмом, не воспринимая его участие в ансамбле серьезно. Джон говорил об этом так: "Мы сказали, что Стью может сидеть рядышком, или есть вместе с нами. Мы сказали ему, что ему нужно уйти, и он так делал." Джон и Пол постоянно смеялись над Стюартом на сцене, пока он был в их группе.

Было очевидно, что Стюарт никогда не станет таким же хорошим музыкантом, каким хорошим он был художником. Тем не менее, он принес в группу стиль. У него был художественный вкус, что проявлялось в его внешнем облике. Стюарт не принес вклада в музыку группы. Его единственным номером была вокальная партия в песне "Love Me Tender" Элвиса Пресли (Elvis Presley). Имеено Стюарт предложил назвать группу Beetles (Жуки). А Джон заменил одну из "e" на "а". Говорили, что Стюарт придумал такое название по аналогии с группой Crickets (Сверчки) на подпевках у Бадди Холли (Buddy Holly).

Группа отправилась в Германию. Но участие Стюарта подходило к концу. Пол хотел, чтобы он покинул группу. Тогда он сам взял бы бас-гитару. Это противостояние привело к настоящей драке на сцене Top Ten Club, что привело зрителей в восторг, поскольку они решили, что это часть представления. Астрид Кирчгерр (Astrid Kirchherr), гамбургская студентка, влюбилась в Стюарта. В декабре 1960 Beatles вернулись в Ливерпуль, а Стюарт остался в Гамбурге. Пол начал играть на бас-гитаре. Стюарт снова занялся искусством.

Примерно в это время его мать, Милли Сатклифф, стала говорить друзьям, что ее беспокоит здоровье сына. У него появились страшные головные боли и обморочные состояния после неудачного падения с лестницы в доме Астрид. На Рождество в 1961 году он приехал в Ливерпуль вместе с Астрид. Друзья заметили, как болезненно он выглядел.

Стюард объявил, что намерен жениться на Астрид в июне 1962, когда он закончит колледж. Посещая занятия, он продолжал страдать от боли в голове. В феврале 1962 он прошел медицинское обследование. У него была даже временная слепота, но врачи не нашли никаких нарушений, поэтому ему были просто назначены обезболевающие. 10 апреля 1962 года Астрид обнаружила Стюарта без сознания и вызвала скорую. По пути в больницу Стюарт умер у нее не руках. Ему был 21 год, ей - 23. Астрид отправила две телеграммы его матери. Первая - "Мой Стюарт умирает". Вторая - "Мой Стюарт умер". Вторая пришла раньше первой. Отец узнал о смерти сына только три недели спустя, потому что находился в плавании к Южной Америке.

Официально причиной смерти был назван "церебральный паралич как результат кровоизлияния в правое полушарие мозга". Астрид встретилась с Beatles на следующий день, чтобы сообщить им ужасную новость. Джон разразился истерическим хохотом. "Это был его способ избежать восприятия правды," - говорила об этом Астрид. Милли похоронила сына в Ливерпуле. Она устроила выставку его работ в 1964. Интерес к нему угас, посетителей было не много. Спустя 25 лет после его смерти интерес возобновился, на аукционах поднялись цены на его произведения.

Beatles выбрали Стюарта как одну из фигур на обложке альбома Sgt Pepper"s Lonely Hearts Club Band.

Когда речь заходит об участниках ансамбля Битлз, то мы всегда вспоминаем только четыре всемирно известных имени, и совершенно забываем о тех людях, которые входили в состав группы на заре её становления. Одним из таких людей, так и оставшихся в тени своих именитых коллег, был Стюарт Сатклифф (Stuart Sutcliffe).

Стюарт родился 23 июня 1940 года в семье служащих. Хотя Сатклифф был человеком творческим, но желания посвятить свою жизнь музыке у него никогда не было. Он больше интересовался живописью, литературой, фильмами и мистической философией. Учась в Ливерпульском колледже искусств, Стюарт познакомился с . Оба вскоре стали близкими друзьями и часто проводили вместе всё своё свободное время. Леннон писал стихи и рассказы, которые захватывали Стюарта. В свою очередь, Джона, поражал интеллект Сатклиффа, глубокие познания в различных областях искусства. Был даже период, когда они вместе снимали жилище. Стюарт присутствовал на репетициях группы, но сам толком не мог ни на чём играть. Джон очень хотел, чтобы его лучший друг присоединился к группе и играл на бас гитаре. Но инструмент для студентов был непозволительной роскошью.

В различных источниках по-разному упоминается случай драки, в которой Стюарт и Джон были избиты хулиганами. Это и понятно, ведь свидетелей тех событий уже давно нет в живых и восстановить до мельчайших подробностей этот эпизод не удаётся. Тем не менее, имеется факт драки, во время которой Стюарт получил черепно-мозговую травму. Считается, что именно этот случай впоследствии и стал для него роковым.

Сатклифф был лучшим учеником в классе, его картины вызывали некоторый интерес. Зимой 1960 года на одной из престижных выставок, организованной Джоном Муром (John Moore), была куплена картина Сатклиффа. Фактически, сам хозяин экспозиции господин Мур после закрытия экспозиции купил этот холст за 65 фунтов стерлингов. Подвернувшийся счастливый случай и настойчивое упорство Леннона послужили тому, что Стюарт таки купил себе бас гитару и присоединился к группе.

Ансамбль стал участвовать в различных конкурсах молодёжных групп. Однако, Стюарт не умел толком играть на своей гитаре. Зачастую он стоял спиной к зрителям, имитируя игру. Когда организаторы конкурсов обращались к группе с просьбой заменить Стюарта на сцене другим музыкантом, Джон резко реагировал на эти предложения фразой типа - либо мы играем полным составом вместе, либо все уходим.

Бытует мнение, что именно Стюарт предложил переименовать ансамбль в The Beetles (Жуки), а Джон заменил в названии одну из букв «e» на «а». До наших дней сохранилось всего несколько домашних репетиционных записей группы с участием Стюарта Сатклиффа, сделанных на дому . Профессиональных записей с ним не существует.

Вскоре Стюарт Сатклифф, как полноправный член Битлз, отправился с группой в первую зарубежную гастрольную поездку. 17 августа 1960 года Битлз вышли на сцену гамбургского клуба Индра в следующем составе: Джон Леннон, Пол Маккартни, Стюарт Сатклифф, . Играла группа в этом клубе недолго. 4 октября после того, как от жителей квартир, расположенных над клубом посыпались жалобы на сильный шум, Битлз переехали выступать в другой, расположенный по близости клуб - Кайзеркеллер (Kaiserkeller).

Однажды в Кайзеркеллер забрёл Клаус Форман (Klaus Voormann) - студент местного художественного колледжа. Увидев на сцене Битлз, он был просто очарован ими. Через несколько дней Клаус появился в клубе вновь, но уже со своими друзьями по колледжу Юргеном Фольмером (Jürgen Vollmer) и Астрид Кирхгерр (Astrid Kirchherr). Друзьям Клауса также понравились бесшабашные Битлз, задорно отбивающие ритмы рок-н-ролла, от которых никто не мог усидеть за своими столиками. Со временем троица познакомилась с музыкантами, а между Астрид и Стюартом завязались очень тёплые отношения. Они оба имели очень много общего во взглядах на жизнь, любили французских импрессионистов, увлекались оккультизмом. Постепенно тесные отношения переросли в любовь.

Юрген и Астрид учились на фотографов. Именно благодаря этим людям мы сегодня имеем те уникальные фотографии, которые сохранили для нас атмосферу самых первых шагов к славе ещё никому тогда неизвестных Битлз.

В декабре 1960 года, когда Битлз возвратились на родину, Стюарт остался жить в Гамбурге с Астрид. Его вновь тянуло к изобразительному искусству. В группе стали понимать, что они «теряют» басиста и Пол Маккартни именно в это время впервые взял в свои руки бас гитару.

Во время своей второй поездки в Гамбург весной 1961 года Битлз стали играть в престижном клубе Топ Тэн (Top Ten) на Рипербане. Стюарт по-прежнему без толку присутствовал на сцене и от этого напряжение в группе только накалялось. Он продолжил играть в группе лишь благодаря тому, что был близким другом Джона, который по старшинству всем верховодил. После завершения 3-х месячного контракта, Битлз отправились домой. На Рождество 1961 года Стюарт приезжал на родину вместе с Астрид, чтобы познакомить свою семью с невестой. Пожениться они собирались летом 1962 года после того, как Стюарт закончит учёбу в художественном колледже. В это время у Стюарта стали усиливаться головокружения и появились сильные головные боли. Очевидно, сказались последствия травмы головы, полученной во время давней драки.

Близкий друг Битлз Хорст Фашер (Horst Fascher) пригласил Битлз вновь в Гамбург на открытие нового заведения под названием Стар-Клуб, которое должно было состояться 13 апреля 1962 года.

Буквально за день до приезда Битлз в Гамбург у Стюарта случился очередной приступ. 10 апреля 1962 года Стюарт Сатклифф умер буквально на руках своей невесты Астрид от кровоизлияния в мозг.
Битлз узнали о трагической смерти друга сразу по прибытию в Гамбург от Астрид. Похоронен Стюарт у себя на родине.

Несмотря на то, что многие справочные материалы об истории ансамбля Битлз незаслуженно умалчивают имя Стюарта Сатклиффа, он всё же пробыл в группе более 2-х лет и являлся её полноправным участником. Участники ансамбля почтили его память в 1967 году, разместив фотографию Стюарта в общем коллаже знаменитостей на лицевой стороне обложки пластинки «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера». В 1995 году другая его фотография была помещена на обложку битловской «Антологии».

Британский художник, также известный как бывший бас-гитарист группы The Beatles (выступал в ней в 1959-1961 гг.).


Отец Стюарта был Чарльз Сатклифф, морской офицер, который часто уходил в море, когда Стюарт был маленьким. Его мать, Милли, была школьная учительница. У Сатклиффа были две сестры: Полина и Джойси. Стюард родился в «Simpson Memorial Maternity Pavilion Hospital» в Эдинбурге, Шотландия. Вырос он на 37 Айгбурт Драйв в Ливерпуле и учился в школе Прескота.

Сатклифф с детства увлекался живописью и поступил в ливерпульский художественный колледж, где познакомился с Джоном Ленноном.

The Beatles

Сатклифф был талантливым художником, но Леннон уговорил его купить бас-гитару, чтобы тот мог играть в его группе Quarrymen, через несколько месяцев переименованную в The Beatles. Сатклифф раньше играл на акустической гитаре, но его техника игры на басу была довольно низкой, к тому же он параллельно продолжал заниматься живописью. Чуть позже к Леннону, Маккартни, Харрисону и Сатклиффу присоединился постоянный ударник Пит Бест , и в этом составе Beatles переехали в Гамбург, где выступали до конца 1960 года. Тогда же Сатклифф познакомился со студенткой гамбургского художественного колледжа Астрид Кирхерр, изучавшей фотографию. Кирхерр и Сатклифф влюбились друг в друга, уже в ноябре 1960 г. состоялась их помолвка. После второго приезда в Гамбург в 1961 г. и записи с местным певцом Тони Шериданом (Beatles выступали в роли аккомпанирующей группы) Сатклифф остался в Гамбурге вместе с Астрид, где продолжил занятия живописью.

Смерть

10 апреля 1962 года Стюарт Сатклифф умер от кровоизлияния в мозг. Еще раньше он страдал от сильных болей в голове. Точная причина болей неизвестна. По одной из версий, причиной смерти стали повреждения, полученные во время драки с хулиганами во время гастролей по Англии в начале 1961 г., когда во время гастролей в Литерленде в кабаке во время исполнения песен группа пьяных посетителей, вооружённых пивными бутылками и стойками бара, недовольных выступлением битлов, напала на них. Все, кроме Маккартни, пострадали, но тяжелее всего - Сатклифф, получивший черепно-мозговую травму.

Живопись

Элен Андерсон (студент) вспомнил что ранние работы Стюарта были очень агрессивные, с применением темных цветов. Одна из его картин была показана в художественной галерее Уолкера в Ливерпуле в рамках выставки Джона Муреса в период с ноября 1959 до января 1960 года. После выставки, Мурес купил холст Сатклиффа за цену в £ 65, которая была равна 6-7 неделям работы в среднем рабочего человек.

После встречи с Астрид, Сатклифф решил покинуть The Beatles, и поступил в Гамбургский колледж искусств, в июне 1961 года под опекой Паолиззи, который впоследствии написал отчет о том, что Сатклифф был одним из его «лучших студентов». В немногих сохранившиеся произведений Сатклиффа выявляются влияния британских и европейских художников похожих на современных экспрессионистов Соединенных Штатов. Его ранние работы образно напоминает школьную раковину, в частности, Джона Братби, хотя Сатклифф создавал абстрактные работы к концу 1950-х годов, в том числе Летнюю живопись, которую приобрел Мурес. Род Мюррей вспоминал, что картина была написана на доске, а не на холсте, и её пришлось разрезать на две части (из-за его размеров). Мюррей добавил, что только одна из частей на самом деле попала на выставку (потому что они остановились в пабе, чтобы отметить), но, продал вторую часть картины. Мурес купил её для своего сына …

Сатклиффовские работы нести определенное сопоставление с работами, Джона Хойлиленда и Николя де Стаела, хотя они были более лиричными. Его поздние произведения, как правило, без названия, построены из крупного нецелой плиты пигмента в духе де Стаела, и преупотреблял линейными элементами тем самым создавал эффект закрытых помещений. Гамбургская мастерская № 2 была приобретена в Ливерпульской Художественной галерее Уолкера и является одной мастерской из серии «Гамбург», в котором поверхность и цвет измененяют атмосферу производства. Европейские художники (в том числе Паолоззи) были заинтересованны Сатклиффом. Художественная галерея Уолкера пополнила и другие произведения Сатклиффа, среди которых: «Автопортрет» (на уголь) и «Распятие».

Anthology

The Beatles создали альбом «Anthology 1», состоящий в основном из ранее не изданных записей группы в ранний период, компиляция была выпущена в 1995 году. Фотография Сатклиффа на обложке Антологии располагалась в верхнем правом углу. Стюарда можно найти на обложке альбома «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», выпущенного за 28 лет до выпуска Антологии.

Он сыграл с «Битлз» три песни, которые группа записала в 1960 году: «Hallelujah, I Love Her So», «You’ll Be Mine» и «Cayenne».

Стюарт Фергюссон Виктор Сатклифф (англ. Stuart Fergusson Victor Sutcliffe ; 23 июня 1940, Эдинбург, Шотландия - 10 апреля 1962, Гамбург, Германия) - британский художник, также известный как бывший бас-гитарист группы The Beatles (выступал в ней в 1960-1961 гг.).

Биография

Детство и юность

Отцом Стюарта был Чарльз Сатклифф, морской офицер, который часто уходил в море, когда Стюарт был маленьким. Его мать, Милли, работала школьной учительницей. У Сатклиффа были две сестры: Полина и Джойси. Стюарт родился в «Simpson Memorial Maternity Pavilion Hospital» в Эдинбурге, Шотландия. Вырос он на 37 Айгбурт Драйв в Ливерпуле и учился в школе Прескота.

Сатклифф с детства увлекался живописью и поступил в ливерпульскийхудожественный колледж, где познакомился с Джоном Ленноном.

The Beatles

Сатклифф был талантливым художником, но Леннон уговорил его купить бас-гитару, чтобы тот мог играть в его группе The Quarrymen, через несколько месяцев переименованную в The Beatles. Сатклифф раньше играл на акустической гитаре, но его техника игры на басу была довольно низкой, к тому же он параллельно продолжал заниматься живописью. Чуть позже к Леннону, Маккартни, Харрисону и Сатклиффу присоединился постоянный ударник Пит Бест, и в этом составе Beatles переехали в Гамбург, где выступали до конца 1960 года.

Тогда же Сатклифф познакомился со студенткой гамбургского художественного колледжа Астрид Кирхгерр , изучавшей фотографию. Кирхгерр и Сатклифф влюбились друг в друга, уже в ноябре 1960 г. состоялась их помолвка. После второго приезда в Гамбург в 1961 г. и записи с местным певцом Тони Шериданом (Beatles выступали в роли аккомпанирующей группы) Сатклифф остался в Гамбурге вместе с Астрид, где продолжил занятия живописью.

Смерть

10 апреля 1962 года Стюарт Сатклифф умер от кровоизлияния в мозг. Ещё раньше он страдал от сильных головных болей. Точная причина болей неизвестна. По одной из версий, причиной смерти стали повреждения, полученные во время драки с хулиганами во время гастролей по Англии в начале 1961 г., когда во время гастролей в Литерленде в кабаке во время исполнения песен группа пьяных посетителей, вооружённых пивными бутылками и стойками бара, недовольных выступлением битлов, напала на них. Все, кроме Маккартни, пострадали, но тяжелее всего - Сатклифф, получивший черепно-мозговую травму.

В 1994 году был снят фильм «Битлз: 4+1 (Пятый в квартете)», где описывается деятельность Сатклиффа с The Beatles и его трагический уход.

Живопись

Элен Андерсон (студент) вспоминал, что ранние работы Стюарта были очень агрессивны, с применением темных цветов. Одна из его картин была показана в художественной галерее Уокера в Ливерпуле в рамках выставки Джона Мурза в период с ноября 1959 до января 1960 года. После выставки Мурз купил холст Сатклиффа за 65 фунтов (на которые им и была куплена бас-гитара).

После встречи с Астрид Кирхгерр Сатклифф решил покинуть The Beatles, и в июне 1961 года поступил в Гамбургский колледж искусств. Там он находился под опекой Эдуардо Паолоцци, который впоследствии писал, что Сатклифф был одним из его «лучших студентов». В немногих сохранившихся произведениях Сатклиффа выявляются влияния британских и европейских художников, похожие на работы современных экспрессионистов Соединенных Штатов.

Сатклиффовские работы имеют определенное сходство с работами Джона Хоулиленда и Николя де Сталя, хотя они более лиричны. Его поздние произведения, как правило, без названия, созданы в духе де Сталя, перегружены линейными элементами, создавая эффект закрытых помещений. «Гамбургская мастерская № 2» была приобретена Ливерпульской Художественной галереей Уокера. В Художественной галерее Уокера имеются и другие произведения Сатклиффа, среди которых «Автопортрет» (уголь) и «Распятие».

Anthology

В 1995 году вышел сборник «Anthology 1», состоящий в основном из ранее не изданных записей «The Beatles» в ранний период. Фотография Сатклиффа на обложке «Антологии» располагалась в верхнем правом углу. Также Стюарта можно найти на обложке альбома «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», выпущенного за 28 лет до выпуска «Антологии».

Сатклифф сыграл с «Битлз» три песни, которые группа записала в 1960 году: «Hallelujah, I Love Her So», «You’ll Be Mine» и «Cayenne».

Литература

  • The BEATLES: Иллюстрированный справочник / В. Ястребов, Ю. Герасимова, Н. Миронова. - Ульяновск: РИА «Симбвестинфо», 1999. - 936 с.: ил. - (Справочники от «Симбвестинфо») - ISBN 5-86174-011-9.


Рассказать друзьям