Бывшая англиканская церковь английская набережная. Здание бывшей англиканской церкви готовится к реставрации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

***
Англиканская церковь Иисуса Христа (Английская наб., 56)
Неприметное здание со впечатляющими интерьерами построено на Английской набережной в 1811 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Со дня открытия и вплоть до 1919 года служило приходом Церкви Англии в Петербурге. Сегодня является одним из многих ныне потерявших свое истинное предназначение городских построек. В 1939 году церковный приход закрыли для прихожан, а чуть позже в здании разместилось Городское экскурсионное бюро. С тех пор некогда церковные помещения стали использовать в качестве актового зала.

Башня Грифонов (7-я линия ВО, д.16)
Другое название сооружения – Цифровая башня. Она была возведена в XVIIIвеке. Почти каждый кирпичик башни пронумерован. Исследователи до сих пор не могут разгадать истинное назначение этих цифр. По легенде, живший здесь в ту эпоху доктор Пель занимался алхимией. Он вывел код вселенной и записал его на стенах башни. Код охраняли мифические существа – грифоны, которых доктор разводил в башне.

Дерево любви (Большой пр. ВО, д.106)
Дерево «выросло» в саду Опочинина. Оно выполнено в форме сердца, которое состоит из красных металлических листочков. Дерево популярно среди молодоженов: новобрачные вешают на него замочки в знак крепкого брака.

Дом Карлсона (Набережная реки Фонтанки, д.50)
Наверняка в детстве все мечтали найти ту крышу, на которой живет «мужчина в самом расцвете сил». Как выяснилось, его чердак находится в Петербурге – на крыше театра, который так и называется – «Дом Карлсона».

Музей сновидений Фрейда (Большой проспект Петроградской стороны, дом №18А)

Здесь регулярно проводятся экскурсии, рассказывающие о жизни психолога и провидца Зигмунда Фрейда, об основах психоаналитики и толковании сновидений. Музейная экспозиция расположена в двух небольших комнатах, но это не умоляет ее достоинство - здесь можно провести много времени, разгадывая тайны загадочных предметов.

Памятник "Айфону" (Биржевая линия, 14)
В январе 2013 года во дворе ИТМО на Биржевой линии Васильевского острова появился мемориальный памятник Стиву Джобсу - основателю компании Apple. Необычный памятник представляет из себя 188 сантиметровый iPhone четвертого поколения. Огромный мемориал - интерактивен, в его недрах скрываются разнообразные сведения и медиа-материалы. Кстати, памятник раздает бесплатный Wi-Fi.

Скамейка здоровья (Набережная канала Грибоедова, д.20)
Петербургские курильщики не смогут выкурить сигарету на этой скамейке: она перекошена настолько, что на ней невозможно сидеть, не то что курить. Лавочка установлена в рамках акции по борьбе с курением: за скамейкой висит убедительный плакат о вреде привычки.

Скрипичный сквер (Каменноостровский пр., д.26)
В сквере имени композитора Андрея Петрова расположены восемь каменных скрипок. Каждая скрипка является художественным символом:
Вход в сквер охраняет скрипка-сфинкс – символ сохранения музыкального наследия,


- скрипка-женщина - символ вдохновения, Муза композитора,

- скрипка- кресло - трон композитора

- скрипка-яблоко - символ искушения музыкой

- скрипка-лебедь - символ музыкального совершенства


- скрипка-туфелька - символ эксперимента в музыке

- скрипка - граммофон - символ музыкальной классики

В 90-х годах, когда сквер хотели застроить, жители дома пригласили известных людей, и те посадили молодые деревца, чтобы спасти сквер от застройки. Посадил дерево и Андрей Петров. Когда композитор умер, в 2006 г. скверу присвоили его имя. А осенью 2008 года сквер торжественно открыли после реконструкции - с установленными скрипками-скульптурами.

Шахматный дворик (Загородный пр., д.28)
Одна из детских площадок Петербурга выполнена в виде красно-зеленой шахматной доски. На ней стоят металлические шахматные фигуры.








Храм создавался на народные пожертвования как памятник морякам, погибшим в Русско-японскую войну. Комитет по сбору средств возглавляла греческая королева Ольга Константиновна, а строительный комитет возглавил ее брат, великий князь Константин Константинович Романов (более известный как "К. Р.").

На строительство было собрано 302 888 руб. 73 коп. (что удивительно, но при строительстве уложились в смету и даже немного сэкономили - строительство обошлось в 277 723 руб. 19 коп.). Место для храма по инициативе адмирала И. К. Григоровича (он вскоре стал морским министром) выбрали на территории Ново-Адмиралтейского завода.


Автором проекта стал архитектор М. М. Перетяткович, выбравший в качестве прототипов Дмитровский собор и храм Покрова-на-Нерли. Стены храма украшала резьба, автором которой был скульптор Б. М. Микешин. Главным инженером-строителем стал С. Н. Смирнов. Любопытно, что в качестве инженера-строителя в строительстве храма участвовал А. Г. Джорогов, известный участием в , своим проектом крематория в Александро-Невской лавре, а также .

В здании находилось два храма - верхний и нижний. Нижний храм был украшен фресками (автор - М. М. Адамович)


Для украшения верхнего храма были использованы мозаики. В алтарной части находилась мозаика по эскизам Н. А. Бруни (изготовлена в Германии на фабрике "Пуль и Вагнер"), изображавшая Христа, шествовавшего по водам.


Еще три мозаики были изготовлены по эскизам В. М. Васнецова его дочерью, Т. В. Васнецовой. Две из них - "Моление о чаше" и "Несение креста", украшали колонны храма.


Еще одна - "Спас нерукотворный", располагалась над воротами звонницы.


15 мая 1910-го года, в годовщину Цусимского сражения, прошла церемония закладки храма. А 31 июля 1911-го года храм был освящен.



Внутри храма находились мемориальные доски с именами всех павших моряков (всего их насчитывалось около 12 тысяч).

К несчастью, в 1932-м году храм был взорван, священнослужители, а также многие члены "двадцатки" были репрессированы.


В 1990-м году исполком Октябрьского райсовета Ленинграда зарегистрировал устав Фонда восстановления храма. Были собраны народные пожертвования, на которые на месте разрушенного храма в 2000-2003 годах была построена часовня Святого Николая Чудотворца.



Автор ее проекта - архитектор Д. А. Бутырин


В павильоне у храма сейчас можно увидеть сохранившиеся мозаики (они хранились в Русском музее).



P.S. В субботу, 28 сентября состоится экскурсия "Выборгская сторона" .
Среди прочего мы увидим:
Сампсониевский собор - особняк, народный дом, доходный дом и жилую колонию Нобелей - Бабуринский и Батенинский жилмассивы - фабрику-кухню Выборгского района - жилой городок Политехнического института - дом специалистов на Лесном проспекте - школу на Кантемировской улице - промышленные здания, построенные ведущими архитекторами модерна К. Шмидтом, Н. Васильевым, В. Косяковым.

Когда в Петербург приходят иностранные суда, палуба которых открыта для посещения, например, во время парусной регаты, то обычно безлюдная Английская набережная наполняется людьми. Нет-нет, но взгляд посетителей падает на маленькую часовню в самом конце набережной, уже за оградой «Адмиралтейских верфей» .

Мало кто знает историю ее появления. Это часовня Святого Николая Чудотворца возведенная в память о храме, стоявшем здесь с 1909 по 1932 годы, и о его содержании.

Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца («Спас-на-Водах») была воздвигнута в память русских моряков. На стенах храма поименно были названы погибшие русские моряки за всё время существования российского флота.

Инициатива создание такой церкви исходила от капитана Игнациуса , еще до завершения строительства погибшего в Цусимском сражении . Таким образом, и его имя оказалось на стенах «Спаса-на-Водах» вместе с другими именами участников битвы, которых было более 5000.

Это было последнее решающее морское сражение Русско-японской войны 1904-1905 годов , в ходе которой русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть кораблей была потоплена или героически затоплена экипажами своих кораблей, лишь четырём удалось дойти до русских портов.

Средства на строительство храма собирали по всей стране и простые люди, и титулованные особы. В обращении, призывающем к пожертвованиям, храм сравнивался с прощальной горстью земли, с «братской могилой».

Прототипом для создававшегося храма стала церковь Покрова на Нерли - памятник зодчества Владимиро-Суздальской Руси. При проектировании архитектор придерживался пропорций Церкви Покрова, только увеличив основные размеры в 1,5 раза.

План создания был поручен М.М. Перетятковичу . Строительство началось в марте 1910 года, а уже 14 сентября поднимали и освящали крест. Мозаичные работы были осуществлённые по рисункам Н.А. Бруни и В.М. Васнецова .




Не скажет ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы Русского флага,
Лишь волны морские прославят навек
Геройскую гибель «Варяга»!

Подвиг экипажа крейсера «Варяг» , вступившего в неравное сражение с целой эскадрой японского флота, восхитил даже противника — после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило его командира Всеволода Руднева орденом Восходящего Солнца.

В России символическая «братская могила» - храм «Спас-на-Водах» был взорван в 1932 году, под предлогом расширения территории «Адмиралтейских верфей».

Существует легенда, что весь берег Ново-Адмиралтейского канала и Невы был усыпан битой смальтой, люди приходили сюда, чтобы взять себе «священный камушек». Но чудо состояло в том, что мозаичные панно не пострадали от взрыва. Считавшиеся ранее утраченными, они были обнаружены в запасниках Русского музея в 1995 году.

В том же году архитектор Д.А. Бутырин подготовил проект восстановления храма и постройки часовни. В 2003 году часовню освятили и передали в дар церковные и морские реликвии, которые хранились в семьях потомков российских морских офицеров.
В настоящее время в часовне регулярно совершаются панихиды по погибшим морякам.

В начале XVIII века Петром I был отдан фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву. После смерти Шереметева в 1719 году владение перешло его среднему сыну Петру, которому тогда исполнилось только шесть лет. В отличие от отца успеха на военной службе он не достиг. В карьере Петру Борисовичу способствовала женитьба на княжне Варваре Алексеевне Черкасской. При императрице Елизавете Петровне он стал генерал-аншефом, при Петре III - оберкамергером, при Екатерине II - сенатором.

Записанный на Петра Борисовича дом в 1723 году начал сдаваться в наём английским купцам, которые тогда основали в Петербурге свою общину. Особняк Шереметева они приспособили под церковь, сведения о которой можно найти в реестре домов 1738 года. В 1753 году Пётр Борисович продал особняк английскому консулу. первая официальная служба в англиканской церкви состоялась 6 марта 1754 года.

Главную часть англиканской церкви занимал большой двусветный зал. Перед резным алтарём из красного дерева находились четыре колонны, кафедра и ведущая к ней лестница. Напротив кафедры находились места для английского посланника со свитой. Зал был оборудован органом. В конце XVIII века место посланника занимал американец Джон Адамс, а затем его сын. Старший Адамс впоследствии стал вторым президентом США, а его сын - шестым.

К 1810-м годам численность английской общины в Петербурге значительно выросла. Церковное здание стало необходимо реконструировать. Для этих работ в 1815 году был приглашён архитектор Джакомо Кваренги , англиканская церковь стала его последним проектом. Кваренги выполнил задание в свойственном себе стиле. Все строения на участке, в том числе со стороны Галерной улицы, были оформлены в стиле строгого классицизма. Переработан был и главный церковный зал. Его украшением стала копия картины П. Рубенса "Снятие с креста", ныне хранящаяся в Эрмитаже. Первый этаж был приспособлен под квартиры служителей.

На фронтоне главного фасада англиканской церкви были установлены три статуи - "Вера", "Надежда" и "Любовь". По центру здания на постаментах - фигуры львов.

За работу Кваренги получил крупное денежное вознаграждение и вазу с выгравированной датой окончания работ - "1816 год".

Несколько позднее во дворе англиканской церкви сыном Кваренги была построена небольшая часовня.

Спустя пол столетия для очередной реконструкции храма английская община пригласила гражданского инженера Фёдора Карловича Болтенгагена. Его проект реконструкции был утверждён в 1876 году. Болтенгаген сохранил общий замысел Кваренги. Но он убрал с главного фасада окна третьего яруса, увеличил по высоте окна второго, установив в них витражи. Таким образом здание стало выглядеть не трёх, а двухэтажным. Стены были обработаны рустом. Со стороны Галерной улицы исчез забор с воротами, на его месте появился жилой трёхэтажный дом с центральной въездной аркой. Главный церковный зал с двух сторон по всей длине украсили пилястры. По ширине зала установили колонны.

Новое оформление церковного зала стало необычным для храмов вообще, не только для англиканских. Живописью были покрыты нижняя часть пилястр и колонн, верхняя часть стен, потолок. Пилястры и колонны расписаны цветами, листьями лавра, плодами шиповника, граната и другими узорами. Ближайшие к алтарю пилястры украшены виноградной лозой, а колонны - колосьями пшеницы. Вероятно, такое оформление символизирует райский сад.

Витражи для зала англиканской церкви привезены из Англии. Они воспроизводят образы двенадцати апостолов и английских святых.

Спустя 20 лет на алтарной стене появилась мозаика "Христос Вседержитель". С двух сторон от него - "Благовещение" и "Рождество Христово". На другой стене было помещено четвёртое изображение - "Жёны-мироносицы". Все мозаики выполнены в римской технике. Три из них, вероятно, английской работы. "Жёны-мироносицы", вероятно, создал русский мастер А. А. Фролов.

Почти одновременно с появлением в англиканской церкви мозаики храму были подарены два витража с изображениями покровителя Англии Святого Георгия и Святой Елизаветы. Подарки сделали богатый прихожанин А. Ф. Кларк (владелец дома № по Английской набережной) и "приход Чарльза Вудбина". Для установки этих витражей были пробиты оконные проёмы с южной стороны церковного зала между мозаикой "Жёны-мироносицы" и органом.

Не так давно удалось установить автора витражей. Выяснилось, что это единственный в России образец английского витражного искусства конца XIX века. Его изготовила фирма Heaton, Butler and Bayhe. По всей видимости их выполнил мастер Роберт Тюрнхил Байе.

В конце XIX века на стенах зала англиканской церкви стали появляться таблички в память о наиболее заслуженных или влиятельных прихожанах.

Церковный орган изготовлен в 1877 году фирмой Brindley & Foster в Шеффилде. Он появился здесь при реконструкции храма Болтенгагеном.

В настоящее время здание англиканской церкви принадлежит Санкт-Петербургской Консерватории. В 2000 году была начала капитальная реставрация храма, не завершённая до сих пор.



Рассказать друзьям