Центр жоржа помпиду в париже история. Помпиду Жорж: биография, деятельность и интересные факты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Контакты

Адрес: Place Georges-Pompidou, 75004 Paris, Франция

Телефон: +33 1 44 78 12 33

Режим работы: 11:00 — 22:00, Вт — выходной

Цена билета: 12€, 9€ — от 18 до 25 лет, до 18 — бесплатно

Официальный сайт: www.centrepompidou.fr

Как добраться

Метро: Rambuteau (11 линия), Hotel deVille (1 и 11 линии)

Париж известен не только как город романтиков и столица мировой моды, но и как культурный центр, привлекающий с каждым годом все больше и больше искушенных интеллектуалов, творческих личностей и просто утонченных ценителей искусства.

Многочисленные музеи Парижа не оставят равнодушными даже самых привередливых эстетов, и почетное место в списке обязательных посещений для современного, культурного и образованного человека в Париже занимает Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду.

К слову, Музей современного искусства Помпиду в Париже занимает третье место по посещаемости среди достопримечательностей, уступая только и .

Центр Жоржа Помпиду в Париже — история основания

Основатель, премьер-министр, а затем и президент Франции, был известен как тонкий ценитель искусства. Он мечтал создать в Париже мощный культурный центр, который не только бы функционировал как музей, но и объединял различные направления искусств :

  • изобразительные,
  • аудиальные,
  • визуальные,
  • кинематограф,
  • театр,
  • литературу
  • и другие.

Так в конце 20 века в Париже появился Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. С самого нач

Ала он удивил и даже возмутил парижан своим необычным видом и концепцией, люди собирались на демонстрации и устраивали пикеты перед музеем, им казалось, что огромное, причудливой формы здание, с общей площадью более 100 тыс. кв. м., абсолютно не вписывающееся в привычные парижские панорамы, портит столицу Франции своей нелепостью, но со временем центр Помпиду стал одним из самых известных и интересных мест в Париже.

Описание и общая информация

Расположен центр в квартале Бобур 4 округа Парижа, благодаря чему получил одноименное название среди местных. Вам нужно оказаться между кварталами Ле-Аль и Маре. Проще всего будет доехать до Центра Помпиду на метро – по 11 линии до станции Rambuteau или по 1 и 11 до станции Hotel deVille . Одна поездка на метро в Париже стоит около 2 евро. Также можно доехать на автобусе , билет стоит около 3 евро.

Не заметить центр Помпиду просто невозможно – это огромное здание высотой 42 метра , оно не очень вписывается в архитектурный ансамбль и больше напоминает какой-то завод или лесную насосную станцию. Также найти музей вы можете с помощью толп туристов, за год центр принимает более 6 миллионов посетителей. Билет обойдется около 10 евро , за некоторые мероприятия, выставки или мастер-классы при желании поучаствовать придется доплатить, но обычно это символическая сумма, не больше 2-3 евро.

Атмосферу творчества и интересных форм самовыражения можно почувствовать сразу перед входом – на огромной площади круглосуточно что-то происходит. Там можно увидеть клоунов, мимов, актерские постановки, уличных художников и музыкантов, бардов, фокусников, факиров и многих других необычных представителей различных форм искусства.

Что можно увидеть на территории Центра Помпиду

В Центре Жоржа Помпаду можно найти занятия на любой вкус.

Театры и кинотеатры
В подвале вы можете найти интересный театр , который используется не только для представлений, но и для проведения разных мероприятий, вплоть до конференций.

На первом этаже находится кинотеатр, где проводятся различные кинофестивали, а на втором – еще два, которые обычно показывают тематические подборки фильмов, по режиссерам, периодам или направлениям кинематографа.

Публичная библиотека Центра имени Жоржа Помпиду
Второй, третий и четвертый этажи занимает всемирно известная Публичная библиотека Центра имени Жоржа Помпиду. Кроме великолепной коллекции книг, библиотека предлагает своим посетителям разные периодические издания, музыку и документальные фильмы. Библиотека не берет денег , предоставляет нужное оборудование и максимально удобные условия для чтения.

Вы можете там найти литературу на разных языках, в том числе и на русском, но с собой ничего брать нельзя – все доступно исключительно на территории центра. Эта библиотека – любимое место парижских студентов и туристов, потому сюда стоит приходить попозже, около 19.00.

Национальным музеем современного искусства
Третий и четвертый этажи заняты Национальным музеем современного искусства, одним из самых известных и посещаемых музеев во всем мире. Экспозиция музея объединяет почти все известные виды современного искусства : начиная от живописи, скульптуры, фотографии и архитектуры – и заканчивая дизайном, видеоматериалами, инсталляциями, перфоменсами и даже комиксами.

Но, бесспорно, самое главное достояние и предмет гордости Национального музея современных искусств — великолепная коллекция картин . Там будет на что посмотреть не только любителям современного искусства, новых и ярких форм самовыражения, а и более скептичным поклонникам традиционного искусства. Вы можете оценить работы настоящих мастеров — Шагала,

Пикассо, Кандинского, Миро, Маттиса, Модильяни, Дюшана и многих других. В общем тут находится более 60 тысяч работ, авторство которых принадлежит более, чем 5 тысячам людей!

Институт
На территории Центра находятся абсолютно непредсказуемые места, например, тут расположен институт, где изучают акустику и музыку.

Кафе и рестораны
Чтобы сделать ваше пребывание максимально комфортным, тут можно найти много кафешек и хороших ресторанов, где можно отдохнуть, насладиться атмосферой и обсудить увиденное. Но имейте в виду, что в большинстве этих заведений нужно бронировать столики, и не факт, что будет что-нибудь свободное на интересующие вас дату и время, потому лучше это сделать задолго до вашего визита.

В обратном случае вы всегда можете быстро перекусить в снек-баре или кафе в мезонине , оба заведения на втором этаже. Также будьте готовы к неприятному сюрпризу – цены намного выше обычного уровня в столичных заведениях, но неповторимая атмосфера и экономия времени оправдывают этот факт.

Смотровая площадка
Обязательно не забудьте подняться на смотровую площадку на шестом этаже . За символическую сумму около 3 евро, или вообще бесплатно, при наличии билета в музей, вы можете насладиться изумительным панорамным Парижем.

Для детей
Центр Жоржа Помпиду – оптимальный вариант досуга туристов с детьми. Для них тут постоянно проводятся :

  • разные мероприятия,
  • выставки
  • и мастер-классы.

Чтобы не потеряться во всем великолепии выбора и успеть посетить те места, которые хотите, лучше заранее ознакомиться с картой Центра Помпиду и четко следовать выбранному маршруту, ведь в этом необычном месте хочется увидеть, услышать и посмотреть абсолютно все, а на это уйдет очень много времени.

Центр имени Жоржа Помпиду на карте Парижа:

После отставки де Голля в июне 1969 года состоялись досрочные выборы президента Республики. Партия ЮДР выдвинула на этот пост бывшего премьер-министра Жоржа Помпиду. Правая оппозиция противопоставила ему одного из лидеров «независимых» - нового председателя Сената Алена Поэра.

Левые силы не смогли договориться о едином кандидате. Коммунистическая партия предложила социалистам выступить на выборах совместно, но они отклонили это предложение и сделали своим кандидатом одного из лидеров правого крыла своей партии, Гастона Деффера.

Радикалы решили поддержать Поэра. Кандидатами гошистов стали один из лидеров Объединенной социалистической партии, Мишель Рокар, и троцкист Ален Кривин. После этого компартия выставила своего собственного кандидата - секретаря ЦК ФКП Жака Дюкло.

Итоги выборов

В первом туре голосования наилучшего результата достиг Помпиду (43,9% голосов). Полный крах потерпел Деффер, с трудом собравший 5% голосов. Еще меньше избирателей голосовало за гошистов: Рокар получил 3,6% голосов, а Кривин - 1,1% . Дюкло завоевал 21,5% голосов избирателей, однако раскол левых сил позволил Поэру менее чем на 2% опередить Дюкло и пройти во второй тур.

Во втором туре голосования баллотировались Помпиду и Поэр. Социалистическая партия призвала голосовать за Поэра. Компартия заявила, что «не может быть выбора между двумя людьми, представляющими одну и ту же политику», и рекомендовала своим сторонникам воздержаться от голосования.

Такая тактика лишила Поэра поддержки избирателей-коммунистов и фактически предопределила победу Помпиду. Собрав 57,5% голосов, Жорж Помпиду стал президентом Франции.

Биография Жоржа Помпиду

Новый президент, внук крестьянина и сын учителя, в молодости - преподаватель французской литературы, затем генеральный директор банка Ротшильда, начальник личной канцелярии де Голля и премьер-министр Франции, принадлежал к тому поколению голлистов, которое выдвинулось после войны.

Политический курс Жоржа Помпиду

Основное направление своего политического курса Помпиду выразил словами «преемственность и диалог». Этим он хотел сказать, что намерен продолжать политику де Голля, но готов идти на сближение с теми группировками буржуазии, которые ранее выступали против де Голля с позиций «атлантизма», «европеизма» и либерализма, критиковали «дирижизм» и требовали сократить государственное вмешательство в экономику.

Назначив премьер-министром видного соратника де Голля периода Сопротивления Жака Шабан-Дельмаса, имевшего репутацию близкого к радикалам политика, Помпиду включил в состав правительства не только членов ЮДР, но и «независимых республиканцев» во главе с Жискар д’Эсте-ном, который опять занял пост министра финансов, а также не- которых видных деятелей правой оппозиции, в том числе известного «атлантиста» и «европеиста» Рене Плевена.

Подобно де Голлю, Помпиду сохранил в своих руках руководство внешней политикой, предоставив премьер-министру играть ведущую роль во внутренней политике.

Как и де Голль, Помпиду уделял большое внимание развитию франко-советских отношений. В 1970-1974 гг. он пять раз встречался с руководителями СССР. Во время первого визита президента Помпиду в СССР в октябре 1970 году был подписан протокол о расширении и углублении политических консультаций между двумя странами.

В случае возникновения ситуаций, создающих, по мнению обеих сторон, угрозу миру или вызывающих международную напряженность, правительства СССР и Франции обязывались незамедлительно вступать в контакт друг с другом в целях согласования своих позиций.

В 1971 году в ходе визита в Париж Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева были одобрены Принципы сотрудничества между СССР и Францией. Руководители двух стран выразили решимость и впредь проводить политику согласия и сотрудничества между СССР и Францией, которая «призвана стать постоянной политикой в их отношениях и постоянным фактором международной жизни».

Обе стороны подчеркнули необходимость соблюдения в международных отношениях принципов нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, равенства, независимости, отказа от применения силы или угрозы ее применения.

Они высказались за разрядку международной напряженности, за всеобщее и полное разоружение под эффективным международным контролем.

Правительство Помпиду

Правительство Помпиду первым из правительств крупных капиталистических государств поддержало выдвинутую Советским Союзом идею проведения Общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества, которое летом 1973 года начало работу в столице Финляндии Хельсинки.

Добиваясь вместе с СССР разрядки международной напряженности, правительство Помпиду одновременно стремилось улучшить отношения с США. Во многих областях возобновилось франко-американское внешнеполитическое и военное сотрудничество, однако Франция, вопреки настояниям «атлантистов», не вернулась в военную организацию НАТО.

Французское правительство высказалось за вывод американских войск из Индокитая и осудило налеты американской военной авиации на Демократическую Республику Вьетнам. Оно содействовало проведению переговоров о прекращении военных действий во Вьетнаме, которые были начаты в 1968 году в Париже, а в январе 1973 г. завершились подписанием соглашения о восстановлении мира во Вьетнаме.

«Общий рынок»

Идя навстречу «европеистам», правительство Помпиду сняло выдвинутые де Голлем возражения против вступления Англии в «Общий рынок», на которых в последние годы не настаивал и сам де Голль.

В ходе состоявшегося во Франции в апреле 1972 года референдума большинство избирателей одобрило предложенный правительством Помпиду законопроект о вступлении Англии и связанных с ней стран (Дании, Ирландии, Норвегии) в «Общий рынок».

1 января 1973 года Англия, а также Дания и Ирландия стали членами ЕЭС; теперь в его составе насчитывалось девять государств.

Ядерное оружие

Большое внимание правительство Помпиду уделяло развитию ударных ядерных сил. В начале 70-х гг. Франция уже располагала всеми основными видами ядерного оружия: наземными баллистическими ракетами, ракетными кораблями и подводными лодками, самолетами-ракетоносцами. Французские ядерные силы превзошли по мощности ядерные силы Великобритании, хотя далеко уступали силам США и СССР.

Центр Помпиду создан с целью поддержки искусства XX века и современного искусства во всех его проявлениях – живописи и скульптуры, музыки и танцев, а также других направлений. Полное его название – Национальный центр культуры и искусства имени Жоржа Помпиду. Президент Франции Жорж Помпиду был инициатором его создания, но, к сожалению, не дожил до его открытия. Центр находится в квартале Бобур, расположенном между кварталами Ле-Аль и Марэ и поэтому его второе простонародное название – Бобур.

Как добраться до Центра Помпиду

  • Метро – станция Rambuteau или Hotel de Ville
  • RER – станция Chatelet – Les-Halles.

Режим работы Центра Помпиду - лето 2019

  • Ежедневно, кроме вторника с 11:00 до 22:00. Выставки закрываются в 21:00
  • Кассы закрываются на час раньше
  • Вторник - выходной день
  • По четвергам временные выставки работают до 23:00
  • 1 мая музей не работает

Стоимость билетов в Центр Помпиду - лето 2019

  • Для взрослых – 14 евро (музей и выставки)
  • Для детей до 18 лет - бесплатно (независимо от гражданства)
  • Для лиц от 18 до 25 лет, граждан ЕС, посещение музея - бесплатно
  • Для лиц от 18 до 25 лет, не граждан ЕС, посещение музея и выставок - 11 евро
  • Вход бесплатный в первое воскресенье месяца для всех категорий посетителей

Создание Центра Жоржа Помпиду

По замыслу президента в создаваемом пространстве должны были находиться не только музеи, но и библиотека и кинозал, студия детского творчества и книжные магазины, кинотеатр и многое другое, что способствовало бы сближению профессионального и уличного искусства. Необходимо было создать место отдыха, доступное не только для гнилой интеллигенции, но и для любого парижанина.

Проект тогда еще никому неизвестных архитекторов итальянца Ренцо Пьяно и англичанина Ричарда Роджерса больше всего подходил для этой цели.

Созданное ими здание было открыто в 1977 году в квартале Бобур и строение это невозможно не заметить и пропустить. Большая часть инфраструктуры – лифты, эскалаторы и вытяжные шахты вынесены на фасады и раскрашены веселыми цветами.

Так было создано пространство, где могла тусоваться не только избранная часть французов, но и простые горожане.

Надо отметить, что как сам проект, так и построенное здание вызывало жаркие споры и скандалы. Так, например, префект запретил создавать здание с мощными вентиляционными шахтами, портящими облик Парижа. И только после того, как он отдал душу богу, Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс сумели воплотить свой проект в жизнь.

Идея создания пространства, открытого для всех, была реализована на все 100%. Люди приходят сюда не только посмотреть на что-то интересное, но и для того, чтобы творить самим.

Главный аттракцион, который нравится даже ненавистникам современного здания – это наружные эскалаторы, проехать на которых раньше можно было совершенно бесплатно. Теперь надо пройти через контроль, но посещение здания стоит этих денег. Более того, потребуется некоторое усилие воли, чтобы заставить себя покинуть это пространство.

Здесь проходят выставки, посмотреть которые приезжают люди из других стран, а экспонаты самого центра представляют собой краткий курс истории современного искусства. Для посещения местной библиотеки не нужны никакие документы, достаточно только отстоять очередь на входе.

Идея не демонстрировать искусство, а производить его воплощена также во всем внешнем пространстве вокруг Бобура. Так, вместо привычного монументального входа, который обычно бывает в музеях, архитекторы создали площадь, на которой гостей развлекают клоуны и мимики, жонглеры и пожиратели огня, певцы с гитарами и продавцы сувениров.

Посмотреть на все бобуровское пространство можно, сидя в самом популярном здесь Cafe Beaubourg, расположенном на углу площади.

Перед церковью Сен Мерри расположен знаменитый фонтан Стравинского.

Структура Центра Помпиду

Центр Помпиду напоминает собой многослойный пирог – на его уровнях находятся:

  • 0 уровень – Детская галерея, гардероб и билетные кассы, почтовое отделение и книжный магазин
  • I уровень – кинотеатр, кафе и мебельный магазин Прэнтан
  • II-III уровни – огромная библиотека (кино, видео, аудио) и кафе
  • IV-V уровни – Национальный музей современного искусства
  • VI уровень – временные выставки и книжный магазин, смотровая площадка и ресторан.

Центр Помпиду – Национальный музей современного искусства

На IV и V уровнях расположен Национальный музей современного искусства Франции. Всего здесь представлено более 1400 произведений искусств, но даже после проведенного ремонта и перестановок это составляет лишь 3% от имеющихся экспонатов, общее количество которых превышает 40 000.

  • На V уровне находятся произведения искусства 1905 – 1960 годов – Art Modern от фовизма до абстрактного экспрессионизма. Здесь представлены работы Анри Матисса и Пабло Пикассо, Жорж Брака и Фернанда Леже, Василия Кандинского и Макса Эрнста, Пола Поплока и Марка Ротко. Для справки: Фовизм – это направление во французской живописи начала XX века, характеризующееся яркостью и насыщенностью чистых цветов и упрощением формы.
  • На IV уровне располагаются произведения искусства 1960 – 2007 годов – от поп арта до наших дней. Это работы таких художников как Энди Уорхал и Ив Кляйн, Жана Тингели и других мастеров. Есть работы русских художников - Владимира Дубосарского и Александра Виноградова.

Среди экспонатов – не только произведения живописи и скульптуры, инсталляции, а также промышленный дизайн.

Слева от главного входа находится филиал музея, он расположился в бывшей мастерской французского скульптора румынского происхождения Константина Бранкузи, представителя абстрактного стиля в скульптуре.

Фонтан Стравинского

Рядом с центром Помпиду находится площадь Стравинского, на которой расположен фонтан Стравинского, созданный швейцарским архитектором Жаном Тэнгли и его женой художницей Ники де Сен-Фалль.

По всей площади фонтаны установлены 16 скульптур, находящихся в постоянном движении. Механизм, при помощи которого фигуры двигаются, изготовил Жан Тэнгли, а сами фигуры, разыгрывающие спектакль, выполнила из полистирола Сен-Фалль. Под лучшие произведения Игоря Стравинского выпускаются струи воды.

Под площадью Стравинского расположен Центр музыкальных исследований IRCAM, созданный, также архитектором Ренцо Пьяно.

Официальный адрес сайта Центра Помпиду

Центр Помпиду представляет одно из самых богатейших в мире собраний современного искусства и обязательный пункт для любителей искусства, которые собираются .

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, также называемый Центром Жоржа Помпиду, Центром Помпиду, Центром Бобур и просто Бобур («Beaubourg») — это мультикультурный центр в 4 округе Парижа, расположенном между кварталами Аль (Halles) и Марэ Marais).

Стоимость билета:
  • 14 евро
  • 11 евро для лиц 18-25 лет
  • Бесплатно для лиц младше 18 лет
  • Бесплатно в первые воскресенья каждого месяца
  • Бесплатно с
Как добраться до Центра Жоржа Помпиду:

: Rambuteau (линия 11), Hôtel de Ville (линии 1 и 11), Châtelet (линии 1, 4, 7, 11 и 14)
: Châtelet Les Halles (линии A, B, D)
: 29, 38, 47, 75

Центр был основан по инициативе президента Франции Жоржа Помпиду. Его направленность — современное искусство, пластические искусства, дизайн, книги, музыка и кинематограф. Центр открыт 31 января 1977 г. На сегодняшний день Бобур обладает одной из самых значительных коллекций произведений современного искусства в мире. В здании, которое также является оригинальным произведением современной архитектуры, располагаются библиотека и кинозалы, проходят временные выставки. Со смотровой площадки Центра открывается панорамный вид на Париж (с и Монмартром). В здании центра работают ресторан и кафе.

Время работы Центра Помпиду

Ежедневно с 11.00 до 22.00 (закрытие залов с 21.00 ч.).

По средам вход в залы с временными выставками на уровне 6 — до 23.00.

Кассы закрываются за 1 час до окончания работы музея.

Стоимость билета в Центр Помпиду

В первое воскресенье каждого месяца вход в музей, на смотровую площадку и в детскую галерею бесплатный для всех.

В музей и на смотровую площадку для лиц младше 18 лет, инвалидов и сопровождающих их лиц.

Скидку на билет получают лица в возрасте от 18 до 25 лет.

(Информация на 4.01.2018 г.)

Билет Полный

тариф

Цена со

скидкой

Билет «Музей и выставки»

(Billet « Musée et Expositions »)

Билет действителен в течение дня, указанного на нем, на один вход на выставочное пространство, в музей и на смотровую площадку la Vue de Paris.

14 € 11 €
Билет на смотровую площадку

Billet (« Vue de Paris »)

Этот билет не дает права входа в музей и на выставки.

5 €
Билет «Спектакль и концерт»

Billet (« Spectacle et concert »)

Тариф в зависимости от спектакля.

18 €
14 €
10 €
14 €
10 €
Билет в кинотеатр

Billet (« Cinéma »)

6 € 4 €

Пасс действителен в 60 музеях и памятниках Парижа и парижского региона, Центр Помпиду входит в их число.
2 дня: 48 €
4 дня: 62 €
6 дней: 74 €

Как добраться до Центра Помпиду

Центр находится на площади Жоржа Помпиду (Place Georges Pompidou).

Супруга: Клод Помпиду

Жорж Помпиду́ (полное имя Жорж Жан Раймон Помпиду , фр. Georges Jean Raymond Pompidou ; 5 июля , Монбудиф, департамент Канталь , Овернь - 2 апреля , Париж), французский государственный деятель, премьер-министр ( -) и президент ( -) Пятой республики , лидер правых (голлистов). Его премьерство и президентство ознаменовались экономическим подъёмом и технической модернизацией Франции, а также дальнейшим развитием европейских структур. Литературовед, преподаватель словесности и ценитель искусства, Помпиду был основателем парижского музея современного искусства - Центра Помпиду , а также составителем антологии французской поэзии.

Учёба и преподавательская работа

Родители Помпиду - учителя из крестьян. Получил бакалавриат (bac) в Альби .

В это время он написал литературоведческое исследование о трагедии Расина «Британик », изданное в . В дальнейшем литературоведческие работы Помпиду отражают и его политические размышления; например, в он посвятил комментрированную хрестоматию «Происхождению современной Франции» Ипполита Тэна , а в - романам Андре Мальро , близкого сподвижника де Голля, а впоследствии министра культуры в правительстве Помпиду.

Начало политической деятельности

После освобождения Франции Помпиду впервые сотрудничает с де Голлем , поступив в на службу во Временном правительстве (референт по вопросам образования), затем в Государственном совете и в комитете по туризму. В правительство Помпиду попал благодаря своим контактам по Нормальной школе с экономистом Гастоном Палевским. Знакомство с де Голлем быстро переросло в дружбу, продолжавшуюся почти четверть века и закончившуюся драматически.

В конце 1940-х - начале 1950-х, во время попыток де Голля вернуться к власти и создать партию «Объединение французского народа», интеллектуал-финансист продолжает быть близким советником находящегося в оппозиции генерала; с на протяжении пяти лет он руководил его личной канцелярией. В году де Голль, разочаровавшись в своей партии, временно отошёл от политики. Помпиду перешёл в бизнес, стал работать в банке Ротшильдов менеджером вплоть до года. В этот сложный для голлистского движения период, известный как «Переход через пустыню», он продолжал участвовать в неформальных встречах голлистов в Коломбэ (имение генерала) и Париже. Он также занимался управлением благотворительного фонда Анны де Голль, созданного генералом в память о покойной дочери, страдавшей синдромом Дауна и предназначенного для помощи детям с таким диагнозом. С Помпиду занимался изданием мемуаров де Голля, действуя как посредник между ним и крупным парижским издательством «Плон».

Тесные личные и деловые отношения между де Голлем и Помпиду стали причиной стремительной карьеры последнего. Немедленно по возвращении де Голля к власти в мае он становится директором (управляющим делами) кабинета министров, а также активно принимал участие в формировании правительства (причём ещё до формального назначения де Голля премьером). В - Помпиду вновь работал у Ротшильдов и одновременно заседал во вновь образованном Конституционном совете (куда его по президентской квоте назначил де Голль). Участвовал в подготовке Эвианских соглашений о независимости Алжира в (ранее, ещё в 1956, он с рядом видных голлистов входил в состав «Союза за спасение и обновление французского Алжира» Жака Сустеля).

Официальный портрет в регалиях великого магистра ордена Почётного легиона, Елисейский дворец

Во втором туре, бойкотированном левыми и обратившемся потому в чистую формальность, Помпиду победил Поэра (15 июня), набрав 58,2 % (11 064 371 голос). 19 июня 1969 года Конституционный совет (в котором председательствовал старый товарищ Помпиду Гастон Палевский) провозгласил Помпиду президентом республики. 20 июня новый президент в ходе торжественной церемонии вступил в должность; в тот же день премьер-министром был назначен председатель Национального собрания, генерал французского Сопротивления и сподвижник де Голля Жак Шабан-Дельмас .

Деятельность во главе государства

Внешняя политика

Как президент республики Помпиду был сторонником голлистской независимости внешней политики от общей линии США и НАТО (Франция после выхода из военной организации оставалась членом лишь политической организации Альянса) и укрепления единой Европы, однако более прагматичен, чем де Голль. У него не было англофобии генерала, он допустил в июне Великобританию в ЕЭС (вместе с Ирландией и Данией), а 23 апреля 1972 это было утверждено общефранцузским референдумом. Однако Франция в январе вышла из европейской финансовой системы (так называемой «валютной змеи»).

В общемировой внешней политике Помпиду придерживался линии де Голля на особые отношения с СССР. Впервые он побывал в Союзе с визитом ещё как премьер, в , а в и Помпиду и Л. И. Брежнев обменялись государственными визитами. Во время первого из них (Помпиду в Москве, 6-13 октября 1970) был подписан Советско-французский протокол; страны обязались взаимно консультироваться по наиболее важным международным вопросам; во время второго из них (Брежнев в Париже) были подписаны «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». Но вместе с тем Помпиду первым из западных глав государств обратил внимание на значение КНР как противовеса Советскому Союзу, и, ещё до Никсона, нанёс туда официальный визит (). Помпиду также внёс вклад в установление отношений с арабскими странами. Однако Франции пришлось столкнуться с кризисом в , когда после Войны судного дня страны ОПЕК в одностороннем порядке подняли цены на нефть.

Помпиду придавал большое значение личным визитам, частному общению с главами государств, таким элементам неформального общения, как совместные охоты (обычно близ замка Рамбуйе) и обеды, для последних он, тонкий гурман, даже лично составлял меню. При нём была впервые установлена официальная резиденция для гостей Президента - особняк Мариньи, рядом с Елисейским дворцом .

Внутренняя политика

Первая станция RER «Площадь Звезды» (площади было впоследствии дано имя Шарля де Голля)

Правление Помпиду началось с девальвации франка на 12 %, но последствия этого шага были быстро сглажены. При нём началась масштабная индустриализация страны, а также развитие траспорта. В декабре была открыта первая ветка скоростной железной дороги 25 апреля - парижская окружная дорога , в марте - Международный аэропорт имени Шарля де Голля . При нём началась реализация проекта скоростных дорог автомобильного транспорта, по его указаниям были расширены проезжие части во многих городах, построены автодороги; сократилось использование велосипеда как личного транспорта. Помпиду внёс личный вклад в механизацию и автоматизацию сельского хозяйства .

В июле 1971 года Конституционный совет Франции признал Декларацию прав человека и гражданина 1789 года конституционным нормативным документом и отнёс контроль за соблюдением Декларации в свою сферу ведения .

Болезнь и смерть

Так как его болезнь держалась в секрете (последнее официальное известие, всего за неделю до конца, гласило о «лёгком, но болезненном (sic) сосудистом заболевании»), известие о смерти Помпиду стало потрясением для всего мира. По нему был объявлен национальный траур, на мессе по президенту в Париже присутствовали представители всех крупных держав, включая Ричарда Никсона . Времено и. о. президента вновь стал Ален Поэр , на сей раз уже не баллотировавшийся; на пост президента республики был избран Валери Жискар д"Эстен , с небольшим отрывом (400 тысяч голосов) обошедший во втором туре социалиста Франсуа Миттерана (выигравшего первый тур). В обмен на поддержку голлистов Жискар назначил премьером лидера UDR Жака Ширака ; Ширак выдвинулся именно под началом Помпиду, который прозвал его «бульдозером».

После смерти Помпиду Миттеран был среди наиболее резко выступавших с критикой правительства, которое скрывало состояние здоровья президента до самой его смерти, и требовавших совершенной гласности в этой сфере. Однако впоследствии сам Миттеран, ставший президентом, на протяжении более чем десятилетия скрывал своё раковое заболевание.

Оценка деятельности и личности

Помпиду обычно считается одним из главных соавторов политики де Голля, затем продолжившим её самостоятельно, однако более прагматично и рационально. Его личность как политика осталась, в общем, в тени яркой личности де Голля: при огромной литературе о генерале, существующей на всех крупных языках, работ о его «Дофине» вне Франции очень мало, да и в самой Франции одна из книг о Помпиду называется «Забытый президент». Не исключено, что на это повлияла и краткость самостоятельного правления Помпиду. В последнее время ситуация, по крайней мере во Франции, начинает меняться: Ассоциация Жоржа Помпиду проводит регулярные конференции, посвященные его политике, издаются исследования, а с года начали выходить тематические сборники архивных документов его правления.

Пишущие о Помпиду (со статьями о нём, в частности, выступали лидеры правых следующего поколения Эдуар Балладюр и Жак Ширак) зачастую высоко оценивают его вклад в модернизацию страны, называют его «полководцем промышленности», олицетворением «тридцати славных лет» экономического роста после Второй мировой войны. Однако политика голлистов в этот период вызывала и критику со стороны левых, указывающих на неудачу создания стабильной, защищённой от кризисов, экономики, подмену решения социальных конфликтов половинчатыми мерами.

По личным воспоминаниям его сотрудников, Помпиду, в отличие от жёсткого и аскетичного де Голля, был демократичен и прост в обращении, ироничен, снисходителен к слабостям других. В своей предвыборной речи в мае 1969 года он сказал: «Я не буду подражать стилю генерала де Голля; я и не смог бы этого, да и потом, вы видите, я другой человек. Я ставлю перед собой задачу вести политику открытости и диалога» .

Цитаты

  • На смерть генерала де Голля (10 ноября 1970): «Французы, француженки, генерал де Голль умер, Франция овдовела».
  • В беседе с португальским министром Барбозой (28 января 1974): «Когда на меня смотрит Жискар, чувствую: он думает, что я слишком уж медленно умираю».
  • «Город должен принять автомобиль» (1971).

Апокрифические цитаты

  • «Ужас какой!» (глядя на проект центра Помпиду, )
  • «Добрая старая Франция! Хорошая кухня! Фоли-Бержер ! Весёлый Париж! Высокая мода! Всё это кончилось! Франция начала и уже проводит промышленную революцию» ()
  • (Брежнев показывает Помпиду советские ядерные ракеты) Помпиду:«Неужели они нацелены на Париж?» - Брежнев: «Не эти» (якобы во время визита в ).

Увековечение памяти

В честь Помпиду назван знаменитый парижский музей современного искусства - Центр Помпиду , основанный им 15 декабря и открывшийся в .

Кроме того, его именем назван лицей в Орийяке (административный центр его родного департамента), улица, площадь и Европейская больница в Париже, проспекты в Лионе и Реймсе , бульвары в Нанте , Гапе и Кане, коллежи в Шантосо и Энгиене, лицей в Дубае (ОАЭ), проспекты в Дакаре (Сенегал), Ломе (Того) и Либревиле (Габон).

Сочинения

  • Etude sur Britannicus , P., 1944; (Этюд о «Британике»)
  • Origines de la France contemporaine de Taine , P., 1947; («Происхождение современной Франции» Ипполита Тэна)
  • Pages choisies romans d’André Malraux , P., 1955; (Избранные страницы романов Андре Мальро)
  • Anthologie de la poésie française , éd. Hachette 1ère édition 1961, 2e édition 1968, 3e édition 1971, Paris, Hachette, 541 p.
  • Le Nœud gordien , éd. Plon, 1974 (Гордиев узел; подготовлено автором, но вышло посмертно)
  • Entretiens et discours , deux vol., éd. Plon, 1975 (Беседы и речи; предисловие Эдуара Балладюра)
  • Pour rétablir une vérité , éd. Flammarion, 1982 (Чтоб установить истину)

Библиография

Воспоминания и свидетельства

  • Jacques Foccart, Journal de l"Élysée (mis en forme et annoté par Philippe Gaillard), Fayard et Jeune Afrique, 1997-2001. Cinq volumes, dont:
    • Jacques Foccart, Foccart parle. 2, Foccart parle. 2, : entretiens avec Philippe Gaillard , Fayard et Jeune Afrique, Paris, 1997, 525 p.- p. de planches ISBN 2-213-59498-8
  • Jean Mauriac, L’Après-de Gaulle. Notes confidentielles, 1969-1989 , Fayard, Paris, 2006, 540 p. ISBN 2-213-62765-7

Исследования

  • Pierre-Bernard Couste, François Visine. Pompidou et l’Europe / Préf. de Jacques Chirac. Paris: Libr. techn., 1974.
  • Stéphane Rials, Les Idées politiques du président Georges Pompidou , Presses universitaires de France, coll. «Travaux et recherches de l’Université de droit, d"économie et de sciences sociales de Paris II. Série Science politique» n° 9, Paris, 1977, 192 p. - Texte abrégé d’un mémoire de D.E.S. de sciences politiques, présenté à Paris II, en 1975.
  • Молчанов Н. Н. Генерал де Голль . М.: Международные отношения, 1980 (неоднократно переиздавалась).
  • Новиков Г. Н. Голлизм после де Голля. Идейная и социально-политическая эволюция. 1969-1981 . М., 1984.
  • Чернега В. Н. Политическая борьба во Франции и эволюция голлистской партии в 60-е - 70-е годы XX века . М., 1984.
  • Васютинский В. Н. Основные направления деятельности французской дипломатии в годы президиума Ж. Помпиду : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук: 07.00.05 / М.: Дипломат. акад. МИД СССР, 1986.
  • Thierno Diallo. La politique étrangère de Georges Pompidou / Préf. de Paul Sabourin. Paris: Libr. générale de droit et de jurisprudence, 1992
  • Bernard Esambert, Georges Pompidou, capitaine d’industrie , Odile Jacob, Paris, 1994, 277 p. ISBN 2-7381-0239-5
  • Éric Roussel, Georges Pompidou . 1re édition: Jean-Claude Lattès, Paris, 1984, 567 p.- p. de planches - 3e édition, revue, augmentée, établie d’après les archives du quinquennat (1969-1974) : Georges Pompidou: 1911-1974 , Jean-Claude Lattès, Paris, 1994, 686 p.- p. de planches ISBN 2-7096-1376-X - Réimpression en 2004 de la 3e édition: ISBN|2-7096-2592-X - Nouvelle édition, basée sur l"édition de 1994: Georges Pompidou (1911-1974) , Perrin, coll. " Tempus " n° 60, Paris, 2004, 686 p. ISBN 2-262-02168-6
  • Louis Muron. Pompidou: Le président oublié , : Flammarion, 1994. ISBN 2-08-066722-X
  • Marcel Jullian. La France à voix haute: Le soldat et le normalien , : Fayard, 1994. ISBN 2-213-59176-8 [об отношениях де Голля с Помпиду]
  • Association Georges Pompidou, Georges Pompidou, homme d"État, 1962-1974: guide d’orientation bibliographique , Association Georges Pompidou, Paris, 1996, 262 p. ISBN 2-911612-00-0

Материалы конференций о Помпиду

  • Georges Pompidou et l’Europe: colloque, 25 et 26 novembre 1993 (publié par l’Association Georges Pompidou; avec une préface d"Édouard Balladur et une postaface de Jacques Chirac; sous la direction de J. R. Bernard, F. Caron, M. Vaïsse et autres), Éditions Complexe, coll. " Interventions ", Bruxelles et Paris, 1995, 691 p. ISBN 2-87027-525-0
  • Culture et action chez Georges Pompidou: actes du colloque, Paris, 3-4 décembre 1998 (organisé par l’Association Georges Pompidou; sous la direction de Jean-Claude Groshens, Jean-François Sirinelli; avec la collaboration de Noëlline Castagnez-Ruggiu), Presses universitaires de France, coll. " Politique d’aujourd’hui ", Paris, 2000, XII-454 p. ISBN 2-13-050908-8
  • Un politique, Georges Pompidou: actes du colloque des 25 et 26 novembre 1999 au Sénat (organisé par l’Association Georges Pompidou; sous la direction de Jean-Paul Cointet, Bernard Lachaise, Gilles Le Béguec, Jean-Marie Mayeur; publié par Noëlline Castagnez-Ruggiu et Anne Leboucher-Sebbab), Presses universitaires de France, coll. " Politique d’aujourd’hui ", Paris, 2001, XIII-436 p. ISBN 2-13-051568-1
  • Georges Pompidou face à la mutation économique de l’Occident, 1969-1974: actes du colloque des 15 et 16 novembre 2001, , Conseil économique et social (organisé par l’Association Georges Pompidou; sous la direction d"Éric Bussière; comité scientifique, Alain Beltran, Pascal Griset, Georges-Henri Soutou), Presses universitaires de France, coll. " Politique d’aujourd’hui ", Paris, 2003, V-418 p. ISBN 2-13-053598-4
  • Action et pensée sociales chez Georges Pompidou: actes du colloque des 21 et 22 mars 2003 au Sénat, Paris (organisé par l’Association Georges Pompidou; sous la direction d’Alain Beltran et de Gilles Le Béguec; en collaboration avec Jean-Pierre Williot), Presses universitaires de France, coll. " Politique d’aujourd’hui ", Paris, 2004, XIII-428 p. ISBN 2-13-054275-1

Примечания

Ссылки

  • Помпиду и Брежнев - фото Владимира Мусаэльяна: ,
  • Повседневная жизнь Помпиду: из записок повара Елисейского дворца
  • Официальный сайт ассоциации Жоржа Помпиду (фр.)
  • Тексты Жоржа Помпиду в хронологическом порядке (фр.) CNRS.
  • Справка на NNDB (англ.)
  • Музей в Монбудифе (фр.)


Рассказать друзьям