Человеческие зоопарки. Человеческие зоопарки Европы (7 фото) Человеческие зоопарки в Европе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чем больше изучаешь историю европейских государств, тем больше поражаешься. Как удалось за сравнительно небольшое время внушить всему миру, что они всегда были демократическими и якобы пеклись о людях, правах и свободах.

Знаете ли вы, что Бельгия, где находится центр «современной европейской демократии» в виде ЕС и НАТО, была последней страной Европы, где людей выставляли в зоопарках в качестве живых экспонатов?

Забытая история «человеческих зоопарков»

(Перевод с немецкого Константина Шашкова)

Знали ли вы, что можно было увидеть в европейских зоопарках, наряду с обезьянами, львами и другими дикими животными из Африки, Азии и Америки, до 1958 года? Забытая история так называемых «человеческих зоопарков».

В различных европейских городах, таких как Париж, Гамбург, Антверпен, Барселона, Лондон, Милан и Варшава, в конце XIX века в зоопарках были созданы загоны для людей. Карл Хагенбек послал своих сотрудников в 1876 году в Восточную Азию и в Судан для того, чтобы привезти в Германию и выставить в зоопарке «диких зверей и нубийцев». Это понравилось очень многим посетителям зоопарков в Париже, Лондоне и Берлине. Парижскую Всемирную выставку 1889 года посетило 28 миллионов человек. Там, среди прочего, можно было посмотреть, в качестве большого аттракциона, 400 коренных жителей (из указанных регионов). После Всемирной выставки в 1900 году последовали колониальные выставки в Марселе (1906 и 1922 годы) и в Париже (1907 и 1931 годы), где в клетках выставлялись голые или полуголые люди. Всего за шесть месяцев выставку в Париже посетило 34 млн человек.


В Германии, в 1928 году, состоялась так называемая «Völkerschau» («Выставка народов»), колониальная выставка, где можно было посмотреть людей из разных частей земного шара. В 1931 году в Мюнхене, в рамках Oktoberfest (осенний праздник пива в Мюнхене), была проведена выставка «Чернокожие люди южной части Тихого океана». После Второй мировой войны, «Человеческие зоопарки» или «этнологические выставки» стали постепенно отменяться. Канцлер Германии, Адольф Гитлер, был в этом плане европейским «передовиком» - он запретил общественный показ цветных людей ещё в 1940 году.
На Брюссельской Всемирной выставке в 1958 году была воссоздана конголезская деревня вместе с жителями, которая якобы стала последней выставкой подобного рода. И в США в зоопарках имелись секторы, где можно было посмотреть на различные племена индейцев. Например, в Цинциннати, в зоопарке, была воссоздана деревня со 100 индейцами племени Сиу. Так же, как и в Европе, в Америке подобные выставки посещали миллионы человек.


История Ота Бенга в зоопарке Бронкса: Известным примером подобного показа в США является африканец Ота Бенга. В 1885 году конголезская деревня, где родился Бенга, была атакована бельгийскими войсками. Страна, известная как Бельгийское Конго, находилась под жестоким правлением бельгийского короля Леопольда II. В период между 1880 и 1920 годами население Конго сократилось наполовину, с 20 до 10 млн человек. Большинство погибли из-за необычайной жестокости оккупантов. Так бельгийский король повелел отрубать руки или кисти рук тем, кто не сумел достичь своей ежедневной нормы добычи таких продуктов, как резина или слоновая кость. И хотя Benga пережил этот геноцид, но 23-летний мужчина был похищен и продан в 1906 году в Южной Каролине за «фунт соли и кусок ткани» христианскому миссионеру и антропологу Самуэлю Филипсу Вернеру.


Бенга был доставлен в Нью-Йорк и выставлен на всеобщее обозрение в Американском музее естественной истории в качестве «пигмея». В действительности он являлся членом народности батва. Бенга неоднократно нападал на своих надсмотрщиков. Они описывали его как «неконтролируемого», поэтому он был переведён в обезьянник зоопарка Бронкса. Там он сидел в клетке вместе с шимпанзе, морской свинкой, попугаем и орангутангом. Ежедневно до 40 000 посетителей зоопарка и до 500 человек одновременно созерцали африканца в его обезьяньей клетке.

Посетители кричали на него, пинали его через решётку, подставляли ему ногу или кидали в него горящие сигарные окурки. Газета The New York Times в своё время сообщала, что Бенга чувствует себя в своей клетке лучше, чем в любом месте его родной страны. Абсурдно было бы стонать о его «страданиях». В связи с усилившимся давлением чёрного населения США, а также некоторых влиятельных белых, Бенга был выпущен через 20 дней пребывания в зоопарке и был доставлен в город Линчберг в штате Вирджиния. Там он получил работу в государственных учреждениях — в больницах и школах. С момента депортации из Конго Бенгa страдал от тяжёлой депрессии и ностальгии. «Невыносимое унижение», так он описывал свои чувства, побудило его уйти «домой». 20 марта 1916 года он выстрелил себе в сердце из пистолета.

P.S. Запомните, пожалуйста, эти факты. И когда вам в очередной раз либералы или наши «партнёры» начнут вещать про «отсутствие демократии» или про «Россию - тюрьму народов», расскажите им, как европейцы и американцы выставляли людей в зоопарках. В XX веке.

Зоопарки у многих людей вызывают смешанные чувства. С одной стороны, можно близко увидеть своих любимых животных, а с другой стороны, они живут в неволе, и это плохо. Однако, в целом, зоопарк – это приятное место. Место, где живут животные.

Но разве, зоопарк с животными не единственный вид зоопарков? К сожалению, вплоть до недавнего времени были очень распространены человеческие зоопарки. Люди держались в неволе, их выставляли публике на забаву, а другие люди платили, чтобы их увидеть.

Ниже вы увидите фото доказательства существования этих ужасных мест.

1. Эти аборигены племени Сельк’нам были выставлены в человеческом зоопарке во время "турне" по Европе.

Карлу Хагенбеку (Carl Hagenbeck) часто приписывают создание зоопарков для животных в таком виде, в каком мы их знаем сегодня. Он создал более естественные, приближённые к собственной среде обитания вольеры для животных.

Однако, менее известный факт о нём говорит о том, что он также был первым человеком, который начал "показывать" себе подобных и создал человеческий зоопарк.

В 1889 году с разрешения правительства Чили он увёз с собой 11 человек племени Сельк’нам, посадил их в клетки и возил показывать по всей Европе. Позднее люди с других, родственных племён, подверглись той же участи.

2. Эта африканская девочка была выставлена в человеческом зоопарке в Брюсселе, Бельгия, в 1958 году.

Эта фотография стала символом ужасного феномена человеческих зоопарков: маленькая африканская девочка в платье "белых" людей. Её кормит рука женщины из толпы посетителей. Между ними забор.

К счастью, "выставка" просуществовала недолго, потому как вскоре интерес к ней пропал из-за появления кино. Люди теперь могли удовлетворить своё любопытство о чужих странах с помощью фильмов.

Более того, к моменту начала проведения выставки в Брюсселе понятие "человеческий зоопарк" мировым сообществом считалось отвратительным, и в большинстве стран это было запрещено.

Но к сожалению, перемены жителей этого зоопарка коснулись не так быстро. Большинство из 297 людей умерли и были захоронены в массовой, никак не отмеченной могиле.

3. Ота Бенга, конголезский пигмей, был показан в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке в 1906 году. Его заставляли во время "показов" носить на руках орангутанов и других обезьян.

"Возраст 23 года, рост 4 фута 11 дюймов, вес 103 фунта. Привезён Сэмюлем Вернером из региона реки Касаи, Свободное государство Конго, Южно-Центральная Африка. Выставляется каждый день весь сентябрь".

Такой была надпись возле "домика" Ота, где он развлекал зрителей стрельбой по мишеням луком и стрелами и корча забавные гримасы. Он был уверен, что едет работать в зоопарк заботиться о слоне.

Он также проделывал различные трюки с орангутангами и другими обезьянами, чтобы развлечь как можно больше людей, которых приходило очень много к этому интересному экземпляру в зоопарке.

Однако, этот случай вызвал критику со стороны нескольких государств, что привело к отзыву "экспоната".

Его зубы были заострены книзу, согласно традиции его племени, а пол его жилища – клетки был усеян костями. Организаторы сделали это для того, чтобы он выглядел устрашающе.

Он играл роль дикаря и некоторое время даже содержался в клетке с обезьянами, это было поддержано антропологом Мэдисоном Грантом (Madison Grant), позднее секретарём нью-йоркского зоологического сообщества и будущим выдающимся евангелистом.

Газета Нью-Йорк Таймс объявила о выставке таким заголовком: "Бушмен делит клетку с обезьянами из Бронкса".

В самой статье Ота называли бушменом (это собирательное название для нескольких коренных африканских народов охотников-собирателей). Учёные в те времена очень низко оценивали бушменов с точки зрения значимости.

Публика повалила толпами. Часто до 500 человек за один раз, а в разгар выставки люди приходили тысячами.

Однако, вопрос вызывал всё большее беспокойство. Ряд видных пасторов откровенно говорили о том, что это чудовищное неуважение. Преподобный Джеймс Гордон (James H. Gordon), директор сиротского приюта в Бруклине, был одним из самых ярых противников выставки.

Бенга в конце концов был отпущен. Выйдя из зоопарка, мужчина вернулся в Африку, но больше не ощущая принадлежность к тому миру, вскоре вернулся в США. Однако, и тут он не смог обрести душевный комфорт, что привело его к самоубийству в 1916 году выстрелом в сердце.

4. Человеческий зоопарк в Париже Jardin d"Agronomie Tropicale

В своём грандиозном, но морально искривлённом стремлении проявить власть, французы, в том числе и с целью показать свою колониальную мощь, соорудили шесть деревень, представлявших французские колонии в то время (Мадагаскар, Индокитай, Судан, Конго, Тунис и Марокко). Выставка продолжалась с мая по октябрь 1907 года.

За полгода выставки на колониальную мощь французов собралось посмотреть более одного миллиона человек. Деревни были созданы в соответствии с колониальной жизнью в действительности, от архитектуры до сельскохозяйственных методов.

На изображении выше конголезская "фабрика", построенная в Марселе, чтобы показать колониальную жизнь. В связи с этим из Конго было привезено несколько человек для "работы" на этой фабрике.

Что тогда привлекало несметное количество людей, теперь заброшено и игнорируемо, это историческое пятно, о котором Франция слишком поспешно забыла. С 2006 года, несмотря на то, что территория и павильоны человеческого зоопарка стали доступны широкой общественности, на самом деле мало, кто их посещал.

5. Сара Баартман, девушка, в которой воплотилась вся бесчеловечность такого явления, как человеческие зоопарки.

В 1810 году 20-летняя Сара Баартман была "взята на работу" торговцем экзотическими животными. С обещаниями богатства и славы, Сара вместе с ним отправилась в Лондон. Там началось то, что было очень далеко от обещанного.

У Сары от природы были крупные, выступающие ягодицы и необычная форма половых органов, поэтому она стала предметом многочисленных рассуждений и отличным выставочным экспонатом.

Её одевали в обтягивающую одежду, и выставляли как "новинку", как "нечто экзотическое". Она умерла в нищете, а её скелет, мозг и половые органы выставлялись в Музее Человечества в Париже вплоть до 1974 года. В 2002 году по просьбе президента Нельсона Манделы её останки были репатриированы.

6. "Деревня негров" в Германии. Мать и ребёнок.

На всемирной ярмарке в Париже в 1878 и 1889 годов была представлена "деревня негров". Её посетили около 28 миллионов человек, а во время всемирной выставки в 1889 году главной "достопримечательностью" были представители 400 коренных племён.

Идея подобной деревни лучше всего прижилась в Германии, где теории социального дарвинизма широко распространились и принимались многими людьми. Выставку даже посещал Отто фон Бисмарк.

7. Несколько представителей коренных народов, а также африканских и азиатских рас очень часто держались в клетках и демонстрировались в импровизированной естественной среде обитания.

8. Парижская всемирная ярмарка, 1931 год.

Выставка 1931 года в Париже была настолько успешной, что за полгода её посетило 34 миллиона человек.

Меньшая по размахам встречная выставка "Правда о колониях", организованная Компартией, привлекла куда меньше народу.

9. Людей, посещающих зоопарки на всемирных выставках, развлекали группы пигмеев, которым было приказано танцевать.

10. В 1881 году пять индейцев племени Кавескар (Огненная Земля, Чили) были похищены и транспортированы в Европу, чтобы стать экспонатами в человеческом зоопарке. Все они умерли год спустя.

11. Здесь люди коренных племён принимают участие в стрельбе из лука на выставке “Savage Olympics”, организованной в 1904 году.

В организованной белыми американцами Олимпиаде Дикарей приняли участие коренные жители различных племён из разных уголков мира, таких как Африка, Южная Америка, Ближний Восток и Япония.

12. Одной из первых выставок человека на всеобщее обозрение была выставка Б.П.Барнума.

Он сделал экспонат из Джойс Хет (Joice Heth) (1756 – 1836). Она была рабыней афроамериканкой. В 1835 году, к концу своей жизни, женщина была слепой и почти полностью парализованной (она могла говорить и двигать правой рукой).

Тогда-то её и купил Барнум. Он начал свою "карьеру" выставив на показ умирающую женщину и заявил, что она 160-летняя медсестра Джорджа Вашингтона. Через год она умерла в возрасте 80 лет.

Даже сегодня существуют отголоски человеческих зоопарков. Племя затворников Харава живёт на Андаманском острове в Индии. Видео, появившееся в 2012 году, показало одну из поездок сафари на этом острове в красивом Бенгальском заливе, который не так давно стал популярным туристическим маршрутом.

Но во время сафари людям показывали не только животных, туристам изначально обещали предоставить возможность понаблюдать за жизнью членов племени Харава в естественной среде обитания.

Однако, на самом деле, судя по всему, всё не так однозначно, потому что на том видео островитяне специально танцевали для туристов.

Эти коренные народы только начали контактировать с материками, и их готовность взаимодействовать с внешним миром очень быстро была подхвачена и привела к тому, что некоторые группы сегодня ничем не лучше, чем человеческие зоопарки в прошлом.

У входа в "заповедник" был знак, запрещающий взаимодействие и подкармливание жителей племён, но туристы, сотнями ежедневно его посещающие, всегда приходили с фруктами и орехами.

В "заповеднике" есть полицейские, которые должны защищать людей племен от контактов, однако, в одном видео было чётко видно, как "защитник" инструктирует голых женщин племени как танцевать, так как им была брошена еда. К сожалению, бросание еды в ожидании контакта, в действительности, рутинное занятие, а не исключение из правил.

Правительство потребовало прекратить всё это действо, и в 2013 году Верховный суд Индии полностью запретил такие сафари. Однако, некоторые группы активистов заявляют, что услугу туристам продолжают тайно оказывать.

В 2014 году в Осло в рамках празднования 200-летия конституции страны, двое художников решили устроить воссоздание Конго-деревни, известной выставки в Норвегии 1914 года, проведённой за столетие до этого.

Тогда, сто лет назад, на выставке 80 сенегальцев были представлены в аутентичной среде.

Сто лет спустя Мохамед Али Фадлаби (Mohamed Ali Fadlabi) и Ларс Кузнер (Lars Cuzner) воссоздали выставку. Они назвали её European Attraction Limited и попытались исследовать то, что они считали колониальной и расовой амнезией Норвегии, а также завязать разговор о наследии колониализма.

Для отдыха в этот постмодернистский зоопарк были приглашены люди всех национальностей со всего мира.

Однако, реакция была не такой, как ожидали художники. Многие критики говорили, что экспозиция просто подтвердила и переписала расистские и колониальные верования в мире. Они отрицали наличие какой-либо художественной ценности в повторении такого дегуманизирующего зрелища, особенно в ещё не полностью излечившимся от расизма мире.

Человеческий зоопарк (также известный под названием «этнологическая экспозиция», «выставка людей» и «негритянская деревня») - некогда распространённый на Западе вид развлечения для широкой публики в XIX - начале XX века, целью которого было продемонстрировать выходцев из Азии и Африки в самом естественном и подчас примитивно-дикарском виде. Подобные зоопарки имели, особенно в Германии, ярко выраженные расистские подтексты, черпаемые из течений социального дарвинизма, когда выходцы из Африки выставлялись зачастую рядом с обезьянами, чтобы показать их общее происхождение.

(Всего 24 фото)


1. Ота Бенга, пигмей из долины , которого в 1906 году показывали в зоопарке в Бронксе. В 1916 году, не имея возможности вернуться в родное Конго, он застрелился.


2. На выставке в Сент-Луисе в 1904 году Ото Бенга (второй слева) и другие конголезские пигмеи.


3. Танец пигмеев.

4. Ота Бенга показывает заостренные зубы.

5. На этой же выставке: девочка-эскимоска Нэнси Колумбия (1893-1959).


6. Фотографии из «эскимосской деревни» на Колумбовой выставке в Чикаго, 1893 год. В центре — Нэнси Колумбия в младенчестве.


7. «Негритянские деревни» на французских выставках.


8. «Негритянские деревни» на французских выставках.


9. Особой популярностью «негритянские деревни» пользовались в Германии, где были популярны идеи социального дарвинизма. Негритянскую деревню посетил сам Бисмарк.


10. Начиная с 1870-х гг., человеческие зоопарки становятся символом второй волны империализма, охватившей западные страны, борющиеся за колонии в мире. Тогда подобные зоопарки появились в Антверпене, Лондоне, Барселоне, Милане, Нью-Йорке, Варшаве, Гамбурге, каждую из которых посетили от 200 до 300 тысяч человек.


11. Австралийские аборигены; Хрустальный дворец, 1884 год.

12. Старый фиджийский каннибал.


13. Деревня Сомали. Луна Паркъ, Санкт-Петербургъ.

14. Зверинец Эдмона Пезона: Зизи-Бамбула.


15. Ирокезы.


16. Цейлонцы.


17. Часто показ людей был частью так называемых «колониальных выставок», где представлялись различные экономические достижения колоний. В Германии особую известность получил Карл Хагенбек, выставлявший племена с Самоа и саами (лапландцев).


18. Туарег.

19. Семья лабрадорских эскимосов в гамбургском или берлинском зоопарке, 1880 год. Они приняли христианство и взяли немецкие имена. Мужчину зовут Авраам Улрикаб; его жену — Ульрика; детей Сара и Мария; племянника Тобиас; с ними была еще одна семья. Улрикаб таким образом решил заработать денег, чтобы выплатить долг миссионерам. За пять месяцев они все умерли от оспы, к которой у них не было иммунитета. Авраам Улрикаб вел дневник на языке инуктуит, в котором он описывал все унижения, через которые прошла его семья.

20. Плакат с выставки.


21. Индейцы-семинолы на выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

22. Пятеро индейцев племени Kawesqar (Огненная Земля, Чили) были похищены в 1881 году и переправлены в Европу для показа в человеческом зоопарке. Все пятеро умерли через год


23. Историк Курт Йонассон объясняет исчезновение человеческих зоопарков не только распространением идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лица Наций, сколько наступлением Великой Депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещение таких мероприятий.


24. Как это ни прискорбно сознавать нынешним европейским либералам и толерастам, их деды и даже отцы охотно делали деньги на евгенике: так, последний негр исчез из европейского зоопарка только в 1935 году в Базеле и в 1936 году в Турине. Но последняя «временная экспозиция» с неграми была в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо, где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями».

Об этом в современной мультикультурной и политкорректной Западной Европе не любят вспоминать, однако «человеческие зверинцы» существовали там вплоть до Второй мировой войны. Последнего африканца выпустили из клетки зоопарка в Европе лишь в 1936 году. До этого белые люди охотно ходили смотреть на чёрных в неволе, а также на индейцев и эскимосов.

Первых негров и индейцев в Европу стали завозить в эпоху колониальных открытий, в XVI веке. Их завозили в качестве «экзотики», вроде интересных зверушек, обезьян или попугаев из новых открытых земель. Стоит помнить, что тогда европейцы не считали коренных жителей Африки или Америки за полноценных людей. Они были «язычники», «недочеловеки». Отсюда и такое отношение колонизаторов к жителям европейских колоний: массовый геноцид, превращение в рабов («говорящих орудий»). Особенно жестко относились к коренному населению колоний представители различных протестантских церквей (англичане, голландцы и т. д.). Католики к крещенным «цветным» относились всё же более или менее нормально. К примеру, испанцы и португальцы брали в законные жены местных индейских красавиц, и в итоге значительная часть населения была представлена креолами и они считались полноценными и полноправными людьми. Для протестантов англичан или голландцев потомки от смешанных браков всегда считались представителями «низшей расы», их презирали. Такие союзы старались не допустить. Яркий пример показан в приключенческом романе английского писателя Майн Рида «Оцеола, вождь семинолов».

До XIX столетия негры и другие «цветные» жили в основном при дворах богатых людей, знати, как уже выше говорилось, в качестве «экзотики», были слугами. Простые люди не могли поглядеть на них даже в книжках. Всё изменилось в поздний период Нового времени (период в человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем), когда многие европейские державы имели обширные колониальные империи, и значительная часть европейцев не только получила образование, но «выросла» до такой степени, что захотела такие же излишества, как буржуазия и аристократия. При этом значительная часть населения метрополий имела средства, чтобы оплатить такое зрелище. Спрос рождает предложение.

Примерно в 1880-е годы в Европе повсеместно появляются зоопарки. Их стали заполнять экзотическими животными из колоний: львами, тиграми, слонами, носорогами, бегемотами, антилопами, страусами, кенгуру и т. д. К примеру, об охотниках за живыми животными можно почитать в приключенческих романах польского писателя Альфреда Шклярского: «Томек в стране кенгуру», «Приключения Томека на Черном континенте».

В число «экзотических животных» попали и негры, которых тогдашняя евгеника тоже причисляла к представителям простейшей фауны. «Человеческие зоопарки» были нужны не только для забавы. Школы водили учеников в зоопарки, чтобы показать, чем одна раса отличается от другой, показать их различия. Там работали ученые: ставили эксперименты, наблюдали. Лингвисты и этнографы пополняли свои знания. Так, пигмеев во время их пребывания в Америке исследовали учёные, сравнивавшие «варварские расы» с интеллектуально отсталыми европейцами по тестам на умственное развитие, по реакции на боль и тому подобное. Антропометристы и психометристы пришли к заключению, что по тестам на интеллект пигмеев можно сравнить с «умственно отсталыми людьми, которые затрачивают на тест огромное количество времени и допускают множество глупых ошибок». Многие дарвинисты отнесли уровень развития пигмеев «непосредственно к периоду палеолита».

Стоит отметить, что Адольфа Гитлера зря считают главным пропагандистом расизма в Западной Европе. Немецкие идеологи расизма основывались на трудах целых поколений европейских и американских учёных о социал-дарвинизме, евгенике и расизме. А хозяева Британской империи фактически создали кастовую, расовую империю и именно она была для Гитлера главным примером. Схожая система существовала и в США. До 1940 года лишь 5% негров юга США имели право голоса. На флоте цветных брали только в обслуживающий персонал. Во время Второй мировой войны Генеральное управление ВМС США представило Рузвельту доклад, в котором прямым текстом говорилось, что белый человек никогда не допустит того, чтобы им командовал цветной. В докладе американских ВМС говорилось: «Белые - представители высшей расы, поэтому никогда не будут относиться к цветным как к равным». Формально сегрегацию в США поставили вне закона в 1964 году. Но до 1967 года на юге были запрещены межрасовые браки. А в настоящее время отголоски этой проблемы создают в Штатах почву для расовой войны, особенно если в США произойдёт экономический обвал и негры (политкорректно «афроамериканцы») потеряют все те льготы и пособия, которыми власти их задабривали последние десятилетия.

В зоопарках тех времён содержались не только негры, но и представители других примитивных народов - полинезийцы и канадские инуиты, коренные жители Суринама (знаменитая выставка в голландском Амстердаме в 1883 году), индейцы Патагонии (в Дрездене), в Германии были популярны также вольеры с жителями островов Самоа. А Восточной Пруссии и в 1920-е в неволе в «этнографической деревне» содержались жители Прибалтики, которые должны были изображать «древних пруссов» и исполнять их ритуалы перед зрителями. Из других европейских жителей в зверинцах выставляли саамы-лопари (финно-угорский коренной народ Северной Европы).

Таким образом, предки современных европейских либералов и сторонников мультикультурного мира охотно зарабатывали деньги, демонстрируя «представителей простейшей фауны». Так, последний негр исчез из европейского зоопарка только в 1935 году в Базеле и в 1936 году в Турине. Однако последняя «временная экспозиция» с неграми была в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо, где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями». Бельгийцы были в ту эпоху одними из самых жестоких колонизаторов. В Конго, главной колонии Бельгии, условия труда на каучуковых плантациях были настолько адские, что население страны сократилось вдвое.

При этом жители той эпохи реально считали, что негры - это лишь один из видов обезьян. Известен случай, когда Бисмарк пришёл посмотреть в Берлинский зоопарк на негра, помещённого в клетку с гориллой: Бисмарк и вправду спрашивал смотрителя заведения, чтобы тот показал - где на самом деле в этой клетке человек.

К началу ХХ века негры содержались в зоопарках Базеля и Берлина, Антверпена и Лондона, и даже в российской Варшаве эти представители человечества были выставлены на потеху публике. Известно, что в Лондонском зоопарке в 1902 году клетку с африканцами посмотрели около 800 тысяч человек. В 1907 году в Париже состоялась грандиозная выставка достижений колониального хозяйства. В качестве экспонатов были привезены и помещены в зоопарк негры. Французские власти выставили до 300 цветных. За год экспонирования зоопарк с неграми в Париже посетил 1 млн. зрителей. Привозили негров и в зверинец Санкт-Петербурга, в 1908 году. В общей сложности, не менее 15 европейских городов демонстрировали тогда негров в неволе. Как правило, негры долго не жили в условиях европейских зим. К примеру, известно, в зоопарке Гамбурга с 1908-го по 1912 годы в неволе умерло 27 негров. Но в целом о цветных заботились, хорошо кормили, так как они были ценным «товаром», привлекали толпы людей и приносили прибыль.


Кайзер Вильгельм II осматривает негров Базеле в 1909 г.


Зоопарк в Базеле, 1930 год, в качестве экспозиции - сомалийцы

Негров держали и в зоопарках Соединенных Штатов. Правда, с учётом того, что негры не были для США «экзотикой», в неволю помещали пигмеев, которых американские учёные считали полуобезьянами, стоящими на более низкой ступени развития, чем «обычные» чёрные. При этом это явление оправдывалось дарвинизмом. К примеру, американские учёные Брэнфорд и Блюм писали тогда: «Естественный отбор, если не чинить ему препятствий, завершил бы процесс вымирания. Считалось, что если бы не институт рабства, поддерживавший и оберегавший чернокожих, им пришлось бы конкурировать с белыми в борьбе за выживание. Большая приспособленность белых в этом состязании была несомненной. Исчезновение чернокожих как расы стало бы лишь вопросом времени».

Чаще всего смотрители зоопарков размещали в клетках т. н. «этнографические деревни» - когда в вольерах размещались сразу несколько семей представлявших Чёрный континент или из других регионов планеты. Они ходили там в национальных одеждах и вели традиционный образ жизни - что-то делали примитивными орудиями, плели циновки, готовили пищу на костре.

Интересно, что в несколько более современном, но, по сути, в том же виде, «этнографические деревни» получили развитие и в современном мире. Они есть в странах Африки, Азии, Латинской Америки, теперь и на просторах бывшего СССР. «Белые господа» приезжают в поисках экзотики, развлечений, и видят «дикарей», ведущих «традиционный образ жизни». Как и сто лет назад «дикари» развлекают «господ» плясками, песнями, местными промыслами и т. д.

Считается, что «человеческие зверинцы» в Европе ушли в историю не только из-за распространения идей равноправия наций, которые распространяла Лига Наций, но и из-за экономического кризиса конца 1920-х - начала 1930-х гг., то есть у людей просто не было денег на развлечения, они выживали. А содержать зоопарки было дорого. Не удивительно, что подобные заведения наиболее долго просуществовали в наиболее благополучной стране Европы - Швейцарии. Где-то, как в Германии с приходом национал-социалистов, власти отменили такие «шоу» в приказном порядке.

Невероятные факты

Зоопарки у многих людей вызывают смешанные чувства. С одной стороны, можно близко увидеть своих любимых животных, а с другой стороны, они живут в неволе, и это плохо. Однако, в целом, зоопарк – это приятное место. Место, где живут животные.

Но разве, зоопарк с животными не единственный вид зоопарков? К сожалению, вплоть до недавнего времени были очень распространены человеческие зоопарки. Люди держались в неволе, их выставляли публике на забаву, а другие люди платили, чтобы их увидеть.

Ниже вы увидите фото доказательства существования этих ужасных мест.


1. Эти аборигены племени Сельк’нам были выставлены в человеческом зоопарке во время "турне" по Европе.


Карлу Хагенбеку (Carl Hagenbeck) часто приписывают создание зоопарков для животных в таком виде, в каком мы их знаем сегодня. Он создал более естественные, приближённые к собственной среде обитания вольеры для животных.

Однако, менее известный факт о нём говорит о том, что он также был первым человеком, который начал "показывать" себе подобных и создал человеческий зоопарк.


В 1889 году с разрешения правительства Чили он увёз с собой 11 человек племени Сельк’нам, посадил их в клетки и возил показывать по всей Европе. Позднее люди с других, родственных племён, подверглись той же участи.

Брюссель: человеческие зоопарки

2. Эта африканская девочка была выставлена в человеческом зоопарке в Брюсселе, Бельгия, в 1958 году.


Эта фотография стала символом ужасного феномена человеческих зоопарков: маленькая африканская девочка в платье "белых" людей. Её кормит рука женщины из толпы посетителей. Между ними забор.

К счастью, "выставка" просуществовала недолго, потому как вскоре интерес к ней пропал из-за появления кино. Люди теперь могли удовлетворить своё любопытство о чужих странах с помощью фильмов.

Более того, к моменту начала проведения выставки в Брюсселе понятие "человеческий зоопарк" мировым сообществом считалось отвратительным, и в большинстве стран это было запрещено.

Но к сожалению, перемены жителей этого зоопарка коснулись не так быстро. Большинство из 297 людей умерли и были захоронены в массовой, никак не отмеченной могиле.

Человеческие зоопарки

3. Ота Бенга, конголезский пигмей, был показан в зоопарке Бронкса в Нью-Йорке в 1906 году. Его заставляли во время "показов" носить на руках орангутанов и других обезьян.



"Возраст 23 года, рост 4 фута 11 дюймов, вес 103 фунта. Привезён Сэмюлем Вернером из региона реки Касаи, Свободное государство Конго, Южно-Центральная Африка. Выставляется каждый день весь сентябрь".

Такой была надпись возле "домика" Ота, где он развлекал зрителей стрельбой по мишеням луком и стрелами и корча забавные гримасы. Он был уверен, что едет работать в зоопарк заботиться о слоне.

Он также проделывал различные трюки с орангутангами и другими обезьянами, чтобы развлечь как можно больше людей, которых приходило очень много к этому интересному экземпляру в зоопарке.

Однако, этот случай вызвал критику со стороны нескольких государств, что привело к отзыву "экспоната".

Его зубы были заострены книзу, согласно традиции его племени, а пол его жилища – клетки был усеян костями. Организаторы сделали это для того, чтобы он выглядел устрашающе.


Он играл роль дикаря и некоторое время даже содержался в клетке с обезьянами, это было поддержано антропологом Мэдисоном Грантом (Madison Grant), позднее секретарём нью-йоркского зоологического сообщества и будущим выдающимся евангелистом.

Газета Нью-Йорк Таймс объявила о выставке таким заголовком: "Бушмен делит клетку с обезьянами из Бронкса".

В самой статье Ота называли бушменом (это собирательное название для нескольких коренных африканских народов охотников-собирателей). Учёные в те времена очень низко оценивали бушменов с точки зрения значимости.

Публика повалила толпами. Часто до 500 человек за один раз, а в разгар выставки люди приходили тысячами.

Однако, вопрос вызывал всё большее беспокойство. Ряд видных пасторов откровенно говорили о том, что это чудовищное неуважение. Преподобный Джеймс Гордон (James H. Gordon), директор сиротского приюта в Бруклине, был одним из самых ярых противников выставки.

Бенга в конце концов был отпущен. Выйдя из зоопарка, мужчина вернулся в Африку, но больше не ощущая принадлежность к тому миру, вскоре вернулся в США. Однако, и тут он не смог обрести душевный комфорт, что привело его к самоубийству в 1916 году выстрелом в сердце.

Человеческие зоопарки: фото

4. Человеческий зоопарк в Париже Jardin d"Agronomie Tropicale



В своём грандиозном, но морально искривлённом стремлении проявить власть, французы, в том числе и с целью показать свою колониальную мощь, соорудили шесть деревень, представлявших французские колонии в то время (Мадагаскар, Индокитай, Судан, Конго, Тунис и Марокко). Выставка продолжалась с мая по октябрь 1907 года.

За полгода выставки на колониальную мощь французов собралось посмотреть более одного миллиона человек. Деревни были созданы в соответствии с колониальной жизнью в действительности, от архитектуры до сельскохозяйственных методов.


На изображении выше конголезская "фабрика", построенная в Марселе, чтобы показать колониальную жизнь. В связи с этим из Конго было привезено несколько человек для "работы" на этой фабрике.


Что тогда привлекало несметное количество людей, теперь заброшено и игнорируемо, это историческое пятно, о котором Франция слишком поспешно забыла. С 2006 года, несмотря на то, что территория и павильоны человеческого зоопарка стали доступны широкой общественности, на самом деле мало, кто их посещал.


Зоопарки людей

5. Сара Баартман, девушка, в которой воплотилась вся бесчеловечность такого явления, как человеческие зоопарки.



В 1810 году 20-летняя Сара Баартман была "взята на работу" торговцем экзотическими животными. С обещаниями богатства и славы, Сара вместе с ним отправилась в Лондон. Там началось то, что было очень далеко от обещанного.

У Сары от природы были крупные, выступающие ягодицы и необычная форма половых органов, поэтому она стала предметом многочисленных рассуждений и отличным выставочным экспонатом.

Её одевали в обтягивающую одежду, и выставляли как "новинку", как "нечто экзотическое". Она умерла в нищете, а её скелет, мозг и половые органы выставлялись в Музее Человечества в Париже вплоть до 1974 года. В 2002 году по просьбе президента Нельсона Манделы её останки были репатриированы.

Человеческие зоопарки в Европе

6. "Деревня негров" в Германии. Мать и ребёнок.



На всемирной ярмарке в Париже в 1878 и 1889 годов была представлена "деревня негров". Её посетили около 28 миллионов человек, а во время всемирной выставки в 1889 году главной "достопримечательностью" были представители 400 коренных племён.


Идея подобной деревни лучше всего прижилась в Германии, где теории социального дарвинизма широко распространились и принимались многими людьми. Выставку даже посещал Отто фон Бисмарк.






7. Несколько представителей коренных народов, а также африканских и азиатских рас очень часто держались в клетках и демонстрировались в импровизированной естественной среде обитания.



8. Парижская всемирная ярмарка, 1931 год.



Выставка 1931 года в Париже была настолько успешной, что за полгода её посетило 34 миллиона человек.

Меньшая по размахам встречная выставка "Правда о колониях", организованная Компартией, привлекла куда меньше народу.

9. Людей, посещающих зоопарки на всемирных выставках, развлекали группы пигмеев, которым было приказано танцевать.


10. В 1881 году пять индейцев племени Кавескар (Огненная Земля, Чили) были похищены и транспортированы в Европу, чтобы стать экспонатами в человеческом зоопарке. Все они умерли год спустя.


11. Здесь люди коренных племён принимают участие в стрельбе из лука на выставке “Savage Olympics”, организованной в 1904 году.



В организованной белыми американцами Олимпиаде Дикарей приняли участие коренные жители различных племён из разных уголков мира, таких как Африка, Южная Америка, Ближний Восток и Япония.



Рассказать друзьям