Читательский дневник ученика по литературе в школе. Образец оформления, титульный лист, полные шаблоны в ворд

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Структура читательского дневника школьника. Рекомендации по составлению, советы.

Читательский дневник ученика . Для чего нужен читательский дневник? Многие люди любят читать книги. Чтобы лучше осмыслить произведение и сохранить впечатление о прочитанном, часто заводят так называемые читательские дневники. Смысл читательского дневника в том, чтобы по прошествии времени человек смог вспомнить, какие книги он читал, каков их сюжет, главные герои и что человек переживал, когда читал книгу.
Для школьника читательский дневник становится своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках литературы ученик с помощью дневника может вспомнить, какие книги он прочитал, кто главные герои книги и в чем основная мысль произведения.
В начальных классах читательский дневник помогает развивать память ребенка, учит обдумывать и анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли. На первых порах родители должны помогать ребенку разобраться, где в произведении главные герои и какую основную мысль хочет донести автор. Для этого необходимо в мельчайших подробностях обсудить книгу. Это поможет школьнику не только быстро и правильно заполнить дневник, но и научит четко и ясно излагать свои мысли.

Каким будет читательский дневник?

Жестких требований к оформлению читательского дневника нет. Но все же приятно, если он будет красочным, ярким и эмоциональным. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке сделать надпись «Читательский дневник», указать имя и фамилию владельца. Оформить обложку (например, рисунками к книгам) можно по своему усмотрению. Ученики постарше могут оформить обложку в виде скрабукинга, или применить технику рисования зентагл и дудлинг.

Титульный лист

Читательский дневник начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя ученика, номер школы, класс. У тетради должно быть название: «Читательский дневник» «Дневник читателя» «Читаю с удовольствием». Титульный лист (обложку) дневника можно красиво оформить.

Разворот дневника

Начиная со 2-3 страницы можно продумать общее оформление - рамки колонок, шрифты заголовков, логотип. Отзывы о книгах пишут синей пастой, а заголовки и подчёркивания можно цветной.

Можно продумать странички для тех особенных книг, которые понравились: «Моя золотая коллекция», «Рекомендую прочитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Каждая страница (или разворот тетради) – это отчёт о прочитанной книге.

Пример оформления колонок читательского дневника

Памятка по ведению читательского дневника

1. Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, а при необходимости вы сможете обратиться к книге.

2. Время от времени нужно обязательно просматривать дневник - тогда знания содержания и впечатления о книге закрепятся в памяти.

3. Если произведение большое или ребёнок пока плоховато читает, тогда в графе "Дата" пишите дату начала и окончания чтения книги.

4. В конце отзыва должно быть место для личного мнения ребёнка о произведении, отношения к прочитанному.

6. Отличным помощником для сохранения в памяти прочитанного является иллюстрация. Как ее сделать? Можно ребенку нарисовать самому картинку, можно чтобы взрослый помог нарисовать. Не умеете рисовать? Тогда скопируйте картинку из книги и раскрасьте ее. Но лучше, чтобы ребенок сам нарисовал, тогда будет задействована и зрительная, и мышечная память. Иллюстрацию можно поместить в графе "Название произведения" под самим названием, или в графе "Основная мысль произведения", иллюстрируя запомнившиеся моменты.

7.ВАЖНО! Нельзя писать отзывы на сокращенные варианты книг из учебников. Вы должны полностью прочитать произведение, прочувствовать его и оставить себе память о нем в читательском дневнике.

В этом году для своих ребят — учащихся 2 класса я подготовила мини дневники читателя, с помощью которых можно достичь нескольких целей:

1) все ребята заранее знают, что им надо прочитать на внеклассное чтение;

2) ребята получают список книг, подходящих по возрасту, которые можно прочитать просто так, для себя;

3) производится контроль того, что прочитано, а также контроль сознательности чтения (т.е. понимает ли ребенок то, что читает);

4) определяется отношение ребенка к чтению (мини-сочинение);

5) и, наконец, определяется вообще отношение ребенка к тем заданиям, которые ему даются: уровень ответственности, организованности и т.д.

5) а также я облегчаю себе работу, так как организую ее заранее.

Надеюсь, что мой дневник читателя 2 класса пригодится и вам. Ниже его публикую.

Я ЧИТАЮ!

Дневничок читателя 2 Г класса ______________________________________

Название произведения и автор +/- дата В этой книге мне понравилось… (что?) Контроль
Тема: Сказки народов мира (с 1 сентября по 2 ноября)
1 Гуси-лебеди
2 Морозко
3 Иван-царевич и серый волк
4 Сестрица Аленушка и братец Иванушка
5 Мальчик с пальчик
6 Финист Ясный Сокол
7
8
Тема: Веселые и мудрые книги Н.Носова (на 16 ноября)
9
10
Тема: Книги С.Михалкова (на 11 декабря)
11
12
Тема: Книги С.Маршака (на 29 января)
13
14
Тема: Книги о детях и взрослых
(В.Драгунский «Денискины рассказы», Р.Погодин «Книжка про Гришку» и др.)
15
16
Тема: Братья наши меньшие. Книги о животных
17
18
Тема: Книги К.Чуковского
19
20
Тема: Сказки-несказки В.Бианки и Э.Шима
21
22
Книги, которые я читаю в этом году САМ
23
24
25
26
27
28
29
30
  • С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек».
  • А.С.Пушкин. «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке».
  • А.Н.Толстой. «Глиняный парень», «Иван да Марья», «Звериный царь», «По щучьему велению».
  • Г.Х.Андерсен. «Свинопас», «Ель», «Принцесса на горошине».
  • Братья Гримм. «Храбрый портняжка», «Крошечка-хаврошечка»
  • Ш.Перро. «Кот в сапогах», «Золушка».
  • Дж.Родари. «Приключения Чиполлино».
  • А.П.Гайдар. «Чук и Гек».
  • Л.Б.Гераскина. «В стране невыученных уроков».
  • Д.В.Драгунский. «Сверху, вниз, наискосок», «Тайное всегда становится явным».
  • М.М.Зощенко. «Самое главное».
  • Н.Н.Носов. «Огурцы», «Живая шляпа».
  • Б.С.Житков. «Беспризорная кошка», «Как я ловил человечков».
  • К.Г.Паустовский. «Растрепаный воробей», «Стальное колечко».
  • М.М.Пришвин. «Ребята и утята», «Глоток молока».
  • Е.И.Чарушин. «Про Томку», «Волчишко».
  • А.Линдгрен. «Пеппи Длинныйчулок».
  • А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино».
  • Э.Н.Успенский. «Гарантийные человечки».
  • Стихи А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, А.А.Фета

Мини-сочинение

Дорогие друзья!

Вот и наступили долгожданные летние каникулы, отложены в сторону портфели и учебники. Но, не смотря на каникулы, все школьники получили список книг, которые необходимо прочитать за лето. Многие учителя так же просят вести читательский дневник.

Предлагаем вашему вниманию нашу версию читательского дневника. Мы постарались оформить его так, чтобы он не только принёс пользу, но и заинтересовал вас. Читательский дневник не просто тетрадь, которую нужно заполнить, а потом забыть. Это не заменимый помощник! Он не только научит определять жанр произведения и главных героев, но и поможет научиться находить главную тему произведения, научиться кратко и чётко выражать свои мысли, пополнит словарный запас. Кроме этого вы уже не забудете свои впечатления от прочтённого произведения, не забудете автора. Ваш заполненный читательский дневник поможет вам и при написании сочинений.

Для ведения дневника вам понадобится папка-скоросшиватель с файлами, формат папки А5. В архиве вы найдёте следующие листы:


Данный материал предназначен исключительно для личного использования. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ публиковать его в других интернет-изданиях.

Подготовила Власова Наталья

ученика 2 класса

МБОУ Кондрашовской СОШ

Арчакова Андрея


Уважаемые родители!

С сентября каждый учащийся продолжает работу в дневнике читателя, в котором необходимо записывать произведение и количество страниц прочитанных за 1 день.

В начале каждого месяца, перед началом учебных занятий, ребята сдают дневник читателя на проверку.

Дорогой второклассник!

Хочешь как можно скорее научиться читать бегло и выразительно? Да?

В этом ты можешь помочь себе сам, а предлагаемый дневник призван стать твоим помощником в отработке навыков чтения.

Советы по чтению:

Выбрав книгу, старайся её читать вслух.

Возвращайся к её чтению несколько раз в день.

Заканчивай день чтением перед сном.

К концу учебного года ты должен читать не менее 50 слов в минуту. При этом следи за тем, чтобы смог рассказать, о чём прочитал.

Желаю тебе успеха!

Уважаемые родители!

Ребёнку, который не умеет читать, очень трудно выполнять домашние задания. Ему не

интересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие, сколько мука.

Нормы техники чтения в начальной школе:

    класс - 25 - 30 слов в минуту (в конце года)

    класс - 50 слов в минуту (в конце года)

    класс - 60 слов в минуту (в конце года)

    класс - 90 слов в минуту (в конце года).

Человек должен стремиться к оптимальной скорости чтения в темпе разговорной речи

(от 120 до 150 слов в минуту ).

Скорость чтения - самый важный фактор, который влияет на успеваемость.

Книга – окно в мир, почаще заглядывай в него.

Просьба книги

    Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.

    Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.

    Предположи, о чём я тебе расскажу.

    Читай текст самостоятельно небольшими частями.

    Проверяй и уточняй свои предположения.

    Подумай, почему у меня такое название.

    Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

Тренируйся в чтении каждый день.

Памятка

"УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО"

    Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

    Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

    При чтении будь внимателен к каждому слову.

    Старайся понять, о чем читаешь.

    Читай ежедневно:

Вслух

«Про себя»

Памятка

Жёлтый

цвет


Памятка 1

Прочитай выразительно

2. Прочитай произведение. Определи главную мысль (подумай, о чём или о ком в нём говорится).

3. Какое настроение хотел создать автор? Какие чувства вызывает у тебя это произведение?

4. Перечитай, обращая внимание на знаки препинания (запятые, точки, многоточия, вопросительные и восклицательные знаки).

5. Поупражняйся в чтении: прочитай вслух несколько раз.

6. Прочитай выразительно друзьям или родителям.

Памятка 2

Выучи наизусть

1. Прочитай произведение (стихотворение, загадку, песенку) или отрывок. Определи главную мысль.

2. Выучи первые две строчки, потом ещё две строчки. Повтори все четыре строки вместе. (Отрывок из прозаического произведения учи по предложениям.)

3. Работай так, пока не выучишь всё произведение.

4. Закрой книгу и прочитай произведение наизусть. Если были допущены ошибки, перечитай текст ещё несколько раз.

Памятка 3

Читаем по ролям (коллективная работа)

1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).

2. Прочитайте текст беседы (диалога).

3. Поговорите с одноклассниками о героях произведения. (Кто они? Какие? Как себя ведут? О чём и как они говорят?)

4. Распределите роли и поупражняйтесь в ролевом чтении.

5. Прочитайте произведение так, чтобы было понятно, кого из героев изображает каждый из вас.

Памятка 4

Перескажи кратко

1. Прочитай название произведения (фамилию автора и заголовок).

4. Перечитай каждую часть, отмечая главные моменты.

5. Перескажу, выделяя главные моменты каждой части.

6. Проверь себя по книге: не упущен ли в твоём пересказе какой-то важный эпизод.

Памятка 5

Перескажи подробно

1. Прочитай название произведения (фамилию автора и заголовок).

2. Прочитай произведение. Определи главную мысль.

3. Раздели текст на смысловые части.

4. Перескажи каждую часть отдельно: сначала первую, затем вторую и так далее.

5. Перечитай текст и перескажи всё произведение подробно.

Памятка 6

Расскажи о герое

1. Прочитай произведение. Выпиши имена героев:

2. Кто является главным героем? Кто второстепенным? О ком из них ты хочешь рассказать?

3. Каким герой показан в произведении? Как он выглядит? О чём и как он говорит? Какие поступки совершает?

5. Выскажи своё отношение к герою и его поступкам.

Скорость чтения

Более 100

Количество прочитанных слов

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

ПРОВЕРЬ ТЕМП ЧТЕНИЯ, ЗАКРАСЬ ОКНО.

Замер скорости чтения делай так:

В течение одной минуты читай текст вполголоса в своём темпе, отметь, до какого слова дочитал, затем пересчитай прочитанные слова и закрась прямоугольник напротив результата в таблице. В домик запиши точное количество прочитанных слов.

Дата

Жанр

сентябрь

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Дата

Жанр

октябрь

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Дата

Жанр

ноябрь

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Не забывай читать летом.

Список литературы на лето:

На летних каникулах учителя часто дают список литературы, рекомендованный к прочтению в свободное время. В учебный период это сократит время на подготовку к уроку. В процессе чтения у человека любого возраста расширяется кругозор, что очень важно, особенно для подростков. Конспектирование краткого сюжета поможет сохранить в памяти ключевые моменты истории, запомнить имена героев. Впоследствии в школе на уроках такая памятка станет незаменимым помощником. Чтобы все записи были лаконичными и удобными для восприятия, важно понимать, как оформить читательский дневник.

Начните с выбора тетради, пусть ребёнок самостоятельно определиться с тем, каким должен быть читательский дневник. Его можно сделать самостоятельно, используя простую подходящую тетрадку или блокнот, или приобрести в магазине готовый вариант, например, подобрав в соответствии с классом.

В начале дневника можно оставить лист для составления содержания, его заполняют в последнюю очередь, после оформления всех последующих страниц.

Для придания неповторимости и индивидуальности дневнику при его заполнении можно использовать различные красивые наклейки, вырезки из журналов, но лучшим вариантом будут собственные интересные рисунки.

В зависимости от возраста читателя меняется размер и суть написанного текста. Для детей младшего школьного возраста достаточно выделить 1–2 страницы для заполнения. Здесь указывается название рассказа или сказки, фамилия и имя автора, перечисляются главные герои. Далее нужно кратко описать сюжет - буквально несколько предложений, чтобы ребёнок мог вспомнить, о чём была книга. И обязательно написать своё мнение о прочитанном материале. У первоклассников в качестве читательского дневника часто выступает альбом для рисунков.




Рассказать друзьям