Что проверяют у сотрудника. Как проверить сотрудника при приеме на работу самостоятельно? Полезные ресурсы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Прохождение службы безопасности при приеме на работу - стандартная процедура, которую практикуют во многих организациях. Это необходимо для того, чтобы удостовериться в благонадежности будущего сотрудника и его способности выполнять определенные трудовые функции. Данная статья посвящена разбору того, что именно проверяют специалисты службы безопасности, а также некоторых нюансов, на которые следует обратить внимание как соискателям, так и работникам кадров.

Когда проводится проверка при приеме на работу

Служба безопасности при приеме осуществляет целый комплекс мер, направленных на пресечение возможных экономических потерь организации как из-за действий конкурентов, так и работников компании. Поэтому основные усилия безопасников направлены на работу с кадрами, в частности:

  • проведение проверки кандидатов на работу;
  • обеспечение безопасности в процессе выполнения работниками своих обязанностей;
  • пресечение утечки информации, которая является коммерческой тайной;
  • предупреждение нанесения ущерба компании в случае увольнения сотрудника.

Можно выделить два основных направления, когда служба безопасности организует проверку в отношении соискателя при приеме на работу:

  1. При устройстве в государственные органы (ФСБ, правоохранительные органы, на государственную гражданскую службу и т. п.). Проведение проверок в силовых структурах и ведомствах регламентируются соответствующими федеральными законами (например, «Об оперативно-розыскной деятельности » от 12.08.1995 № 144-ФЗ). Кандидат должен быть готов к тщательному исследованию своей трудовой и даже личной биографии, начиная с проверки подлинности предоставленных документов и заканчивая тестированием на полиграфе.
  2. При устройстве в коммерческую организацию. В крупных компаниях обычно функционирует собственная служба безопасности, которая зачастую состоит из бывших сотрудников правоохранительных органов, которые используют инструменты и навыки проверки, полученные на прежней работе. Задача этого отдела — защитить интересы организации, ее имущество и нематериальные ценности от несанкционированного посягательства, сохранение коммерческой тайны и предотвращение конфликтов внутри компании. В этом случае порядок работы СБ будет регулироваться локальными актами (Концепцией безопасности, Положением о СБ). В связи с этим невозможно дать гарантированный ответ на вопрос, например, на что обращает внимание служба безопасности Сбербанка при приеме на работу. Однако есть общие правила и пределы их полномочий, о которых вы можете прочитать ниже.

Проверка документов

Поскольку главная цель службы безопасности при проведении проверки — выявить факты, которые потенциально могут оказать негативное влияние на выполнение соискателем своей трудовой функции, то основной массив исследований проводится до приема на работу. Для этого каждая организация формирует анкету, которую предлагают заполнить кандидату, что позволяет выяснить первичную информацию о нем.

Прежде чем обрабатывать полученные из анкеты сведения, необходимо взять у соискателя письменное согласие на обработку персональных данных. В противном случае на организацию может быть возложен штраф в соответствии с частью 2 статьи 13.11 КоАП РФ .

Итак, какие же сведения изучают представители службы безопасности при проведении проверки перед приемом на работу? Обычно исследованию подвергается следующее:

Отказ в работе по решению службы безопасности

Работодатель не может отказать кандидату из-за того, что он когда-то нарушил ПДД либо выложил сомнительное фото в Сеть. Случаи, когда служба безопасности отказала в приеме на работу на основаниях, не имеющих ничего общего с деловыми качествами, нарушают действующее законодательство и расцениваются как дискриминация (). Компания может использовать результаты подобных проверок лишь в качестве вспомогательной информации, необходимой для выбора между двумя равноценными кандидатами при приеме и закрытии вакантной должности.

В случае если кандидат не согласен с полученным отказом и считает его необоснованным, он может обратиться в суд за защитой своих прав. Однако какой-либо специальной меры пресечения для работодателя в данном случае законодательство не устанавливает, и максимум, что может быть присуждено неудавшемуся сотруднику, — это компенсация морального вреда. В любом случае работодатель может заявить, что у соискателя недостаточно навыков делового общения, что является необходимым условием получения вакансии и практически недоказуемо.

Хотите быть уверенными в кандидате? Проведите в отношении работника проверку службы безопасности. Как это сделать без нарушения закона, расскажем в данной статье.

Из статьи вы узнаете:

Зачем в компании создавать службу безопасности

Каждый работодатель самостоятельно определяет, какие структурные подразделения и должности ввести в штатное расписание. И в штатных расписаниях современных крупных компаний довольно часто можно встретить службу безопасности. Давайте определим, что это за структурное подразделение и чем занимаются сотрудники этого подразделения.

Служба безопасности – это структурное подразделение компании, которое создается с целью обеспечения безопасности, недопущения внешних или внутренних ситуаций, которые могут нанести материальный или моральный ущерб как организации, так и ее сотрудникам в рабочее время и на территории организации.

В таблице 1 приведены ключевые функции служб безопасности организаций.

Таблица 1 . Ключевые функции служб безопасности организаций

Функция

Комментарий

Защита компании и ее сотрудников

Защита от ущерба, который грозит как извне, так и внутри компании от ее сотрудников

Контроль объекта

Организация пропускного режима, взаимодействие с компаниями, осуществляющими охрану предприятия

Взаимодействие с государственными органами

Какие данные проверяет служба безопасности

Важно! До того, как получить от соискателя заполоненную анкету, возьмите с него согласие на обработку персональных данных. В согласии об обработке персональных данных должна быть указана цель, для которой заполнялась анкета. Также пропишите в согласии, что в отношении соискателя будет проведена проверка и что именно будет проверяться, и получите подпись работника о согласии на проведение таких мероприятий.

Рисунок 1. Фрагмент анкеты соискателя

Рассмотрим, какие работы и действия проводят проверяющие в рамках проверок при приеме на работу.

Проверке подлежат следующие данные:

Личные сведения и документы – проверяется подлинность предоставленных документов и информации.

Почти все сведения о работнике можно проверить:

  • действительность паспорта можно проверить через сайт МВД РФ;
  • номер ИНН можно проверить через сайт ФНС РФ;
  • подлинность диплома можно проверить, сделав запрос в учебное заведение;
  • данные о родственниках, как правило, проверяются путем их обзвона, с целью определения подлинности номера телефона и родственных связей;
  • в некоторых компаниях также проверяют действительность данных о месте жительства, для этого выезжают по адресу, указанному в анкете работника .

Отзывы бывших работодателей – связываются с одним или несколькими бывшими работодателями и собирают рекомендации и отзыву по сотруднику. Даже если у соискателя на руках есть характеристика с бывшего места работы и в трудовой книжке увольнение указано по собственному желанию, все же можно позвонить бывшему работодателю и в разговоре расспросить о сотруднике. Так, в ходе разговора могут быть выявлены реальные причины увольнения, также бывший работодатель может дать оценку компетентности и уровню работы кандидата.

Эта та информация, которая может быть получена законным способом из открытых источников. Также из открытых источников можно добыть информацию об административных штрафах, о том, является ли кандидат собственником или учредителем какой-то организации.

Важно! Чтобы получить какие-либо данные о кандидате у третьих лиц, необходимо предварительно заручиться его письменным согласием, так как это персональные данные.

Задача компании определить, как она будет использовать результаты проверки. Работодатель не может отказать в работе кандидату только потому, что у того есть какие-то административные штрафы или руководителю не понравились фотографии, которые кандидат выложил в социальные сети. Отказ в приеме на работу может быть только по причинам делового качества, за исключением случаев, когда проведение определенной проверки и прием только при положительных ее результатах, прямо предусмотрено законодательством. Во всех остальных случаях компания может использовать результаты только в качестве дополнительной информации, например, если есть два кандидата, которые одинаково сильны и работодатель не может выбрать среди них.

Важно! Если вы прописываете в локальных нормативных актах, что до заключения трудового договора, вы проверяете своих сотрудников, то необходимо описать с какой целью это проводится и предусмотреть только такие виды ревизии, которые законны и имеют отношение к трудовой функции сотрудника.

Как правило, безопасность в компании обеспечивают специалисты, которые ранее работали в соответствующих государственных органах, и имеют доступ к закрытой информации о гражданах. Получение таких данных не является законным и не может использоваться. Если работодатель закрепит в своих локальных актах, что проверяются сведения, которые в принципе не могут быть доступны компании, то контролирующие органы заинтересуются тем, откуда работодатель берет такие сведения. Например, могут вызвать подозрения такие нормы документов, в которых указано, что кандидаты проверяются на судимость, на наличие болезней и так далее.

Обратите внимание! Данные о судимости можно проверять только, если это прямо предусмотрено законом. То есть, кандидат трудоустраивается на работу, на которую не допускаются сотрудники с судимостью, то ему можно отказать в приеме на работу на основании ст. 65 ТК РФ. К такой категории относятся кандидаты на должности: педагогические, связанные с авиацией, транспортной безопасностью и прочие.

Проверка на дисквалификацию

В некоторых случаях до допуска кандидата к работе, его обязательно нужно проверить. В частности, проверить на дисквалификацию.

Дисквалификация представляет собой административное наказание должностного лица в виде лишения его права занимать определенные должности.

В коммерческой компании проверять на дисквалификацию необходимо:

кандидата на должность генерального директора;

кандидата на должность главного бухгалтера.

Если компания при заключении трудового договора на выполнение работы по должности генерального директора и главного бухгалтера, не проверить кандидата на дисквалификацию, то возникает риск, что все совершенные должностным лицом сделки и подписанные документы станут недействительными и ничтожными, так как лицо не имело совершать такие сделки и подписывать документы.

Также заключение трудового договора с дисквалифицированным лицом грозит штрафами на компанию до 100 000 рублей, на самого дисквалифицированного гражданина до 5 000 рублей.

Сведения о дисквалифицированных лицах фиксируются в специальном реестре, который ведет налоговая инспекция. Работодателю, чтобы получить информацию о дисквалификации кандидата, необходимо заполнить специальную форму, бланк которого можно скачать . Форму получения информации необходимо указать в бланке запроса. С данной формой запроса компания обращается лично в территориальный орган ФНС, получение информации осуществляется на платной основе. Также на сайте ФНС эту информацию можно получить в электронном виде и бесплатно. Есть еще один способ передачи запроса – это через сайт ФНС или портал государственных услуг, в этом случае запрос должен быть подписан электронной подписью.

Налоговая инспекция предоставляет сведение в течение пяти рабочих дней. В ответ работодатель получит:

  1. выписку из реестра, в которой указано, что кандидат числится в реестре, а это значит, что с ним нельзя заключать трудовой договор;
  2. справку о том, что кандидат отсутствует в реестре – значит заключить с ним трудовой договор можно;
  3. информационное письмо, оно выдается в случае, если нельзя однозначно ответить есть кандидат в реестре или нет.

В данной статье мы рассмотрели цели и порядок проведения проверки в отношении кандидатов на должность при заключении трудового договора. При проведении данных мероприятий, работодатель должен действовать в рамках закона и ни в коем случае не отказывать кандидату в приеме на работу на основании данных проверки, которые не имеют отношения к деловым качествам соискателя.

Не секрет, что кадровая составляющая предприятия является одним из его наиболее важных и ценных ресурсов. Для ее успешного формирования необходимо не только уделять должное внимание профессиональному развитию подчиненных во время работы, но и проверять потенциальных сотрудников еще перед .

Стоит более подробно рассмотреть, кто и для чего осуществляет подобные проверки, а также какие существуют этапы, уровни и методы ее проведения.

Процедура проверки соискателей перед трудоустройством должным образом не урегулирована законодательно, что приводит к частому нарушению их прав и интересов.

Чаще всего работодатели проверяют такие вопросы и сферы, касающиеся кандидата, которые являются слишком личными и конфиденциальными. В этом случае у него возникает право обжаловать действия работодателя в судебном порядке.

Поэтому, чтобы обезопасить себя, руководители или сотрудники отдела кадров оформляют для потенциального сотрудника специальный документ - согласие на проведение проверки . Если он его подписывает, то осуществление данной процедуры является законным.

Основной целью проверки является подбор наиболее надежных и компетентных сотрудников, что позволяет минимизировать их негативное влияние на деятельность компании и предотвратить причинение ущерба. Процедура необходима, чтобы не допустить такие последствия:

  • некомпетентного или недобросовестного сотрудника;
  • утечка информации к конкурентам;
  • нанесение ущерба материальным ценностям.

Чаще всего особо тщательные проверки проводятся в отношении тех работников, которые будут иметь доступ к конфиденциальной информации, или к материальным ценностям.

Кто проводит проверки?

В большинстве случаев за осуществление данной процедуры отвечает специально созданный на предприятии орган - служба безопасности. Данный орган отвечает в целом за безопасность компании и предотвращение угроз как извне, так и внутри компании. Поэтому проверка и контроль за деятельностью работников является одной из его главных функций.

Также целями функционирования службы является:

  • предотвращение утечки информации;
  • защита коммерческой тайны и важных данных компании;
  • охрана материальных ценностей;
  • предупреждение экономического ущерба.

Структура службы безопасности во многом зависит от конкретного предприятия. Например, в некоторых случаях она может включать в себя несколько отделов, отвечающих за экономическую, информационную или кадровую безопасность. В других случаях выполнять все эти функции может один человек.

Конечно, такая служба существует только в наиболее крупных и прибыльных компаниях. У более мелких работодателей проверки проводятся отделом кадров.

Также не исключена возможность привлечения к этому сторонних компаний, которые специализируются в таких вопросах.

Этапы

Процедура проверки осуществляется в несколько этапов, а именно:

  1. Предоставление информации . На этом этапе он заполняет и проходит предварительное собеседование с сотрудниками отдела кадров. В случае успеха его анкета передается потенциальному руководителю.
  2. Прохождение . В этом случае беседа проводится уже руководителем (всего предприятия или конкретного отдела). Также потенциальный работник предоставляет необходимые .
  3. Проверка документов. Осуществляется в случае успешного прохождения собеседования. В зависимости от ситуации документы могут быть проверены чисто визуально или же детально, с анализом их подлинности.
  4. Прохождение других процедур. Например, для определения уровня знаний или квалификации могут проводиться различные или опросы работников. В некоторых случаях возможно прохождение .
  5. Проверка кандидата по определенным (как официальным, так и неофициальным) источникам. Это могут быть прошлые работодатели, соседи, родственники, различные государственные структуры. Данный этап присутствует далеко не всегда и только в отношении кандидатов на наиболее серьезные должности.

Некоторые этапы во время проведения процедуры могут быть опущены. Конкретный алгоритм действий зависит от того, насколько глубокой является проверка и на каком уровне она осуществляется.

Уровни проверки

Наличие нескольких уровней проверки связано с тем, что для приема сотрудника на определенную должность к нему предъявляются различные требования. Наиболее глубокой будет проверка в отношении тех кандидатов, будущая работа которых будет напрямую связана с безопасностью предприятия. Например, это может быть:

  • кассир;
  • администратор информационной сети;
  • лицо, имеющее доступ к важным печатям и бланкам и т. д.

Существующие уровни проверки могут быть предоставлены в виде таблицы:

Уровень проверки Как проводится Когда проводится Преимущества Недостатки
Поверхностный Кандидат сам предоставляет все необходимые данные перед собеседованием или во время него. Чаще всего информация предоставляется в виде определенных документов, содержимое которых изучается работодателем и службой безопасности. При массовом приеме работников или в отношении тех из них, кто будет выполнять рядовые функции. Быстрота, простота процедуры, низкий расход ресурсов. Риск получения недостоверной информации.
Средний Документы, предоставленные соискателем, проверяются более тщательно на предмет их подлинности. Также может делаться запрос на предыдущее место работы. Некоторую информацию сотрудники службы безопасности получают, анализируя поведение кандидата на собеседовании. Во время трудоустройства лиц, которые будут иметь доступ к материальным ресурсам, или менеджеров среднего звена. Довольно высокая степень достоверности информации, небольшие расходы времени. Необходимость в наличии специалистов, способных определить подлинность документов или правильно проанализировать поведение кандидата.
Углубленный Служба безопасности запрашивает информацию о финансовом положении соискателя, наличии у него судимостей или нарушений законодательства. Также может собираться информация о его окружении, связях, интересах. Необходима перед приемом сотрудников на управляющие должности: начальника отдела, руководителя предприятия или его заместителя, главного бухгалтера. Наиболее высокая гарантия получения достоверной информации. Большие затраты времени и ресурсов, возможные сложности с получением информации, использование не совсем законных методов.

Для того чтобы максимально узаконить процедуру, лучше взять с соискателя письменное согласие на ее проведение.

При трудоустройстве отдельных категорий сотрудников (например, в правоохранительные структуры) углубленная проверка допускается законодательством и даже является обязательной.

Методы

К основным методам, которые используются при проверке кандидата, относятся:

Собеседование

Это устная беседа с потенциальным работником, в ходе которой анализируется его вербальное и невербальное поведение: жесты, мимика, речь, одежда, поведение.

В некоторых случаях проводятся специальные собеседования, направленные на определение уровня стрессоустойчивости кандидата и анализ его поведения в критических ситуациях.

Проверка документов

Например, паспорт можно проверить в специальном разделе сайта УФМС, документ об образовании - в учебном заведении, которое его выдало. можно уточнить, отправив соответствующие запросы бывшим работодателям. Информация о кредитах может быть получена в Бюро кредитных историй.

Тестирование

Оно может касаться как будущей деятельности, так и личностных характеристик кандидата. Успех метода во многом зависит от качества теста.

Полиграфическое тестирование

Детектор лжи позволяет получить ответы на многие вопросы относительно кандидата. является обязательным , в других сферах может использоваться по договоренности сторон. Однако письменное согласие соискателя при этом является обязательным.

Комплексное использование данных методов позволяет получить наиболее точное и представление о личностных и профессиональных качествах будущего сотрудника.

Действия в случае неправомерного отказа в приеме на работу

Как известно, трудовое законодательство запрещает какую-либо дискриминацию во время приема на работу сотрудников. Законным является только в том случае, если он был вызван недостаточным уровнем деловых качеств кандидата.

Поэтому при наличии подозрений в неправомерности действий работодателя соискатель имеет право обращаться в суд. Например, это относится к ситуациям, когда проверка работника производилась без его письменного согласия.

Еще одним нарушением может быть отказ по таким причинам, как наличие судимости, непогашенных кредитов, непрохождение детектора лжи. Если данные причины прямо не прописаны в законодательстве в качестве оснований для отказа в трудоустройстве, их использование является .

Для обжалования действий работодателя необходимо получить от него письменный отказ с обоснованием причин, обратиться за которым можно в течение 7 дней после принятия подобного решения. Далее можно оформлять иск в суд с требованием приема на работу или получения моральной компенсации.

Проверка кандидатов на работу является важным способом обеспечения внутренней безопасности каждого предприятия, поэтому ее проведение является обязательным на многих из них. Однако работодателю необходимо позаботиться о законности данной процедуры и используемых при этом методов, иначе у соискателя будут законные основания для обращения в суд.

Проверка сотрудника при приеме на работу часто происходит не только на его профессиональную пригодность, но и конфликтность кандидата, прошлый трудовой стаж. Каждая компания оберегает коммерческую тайну и поэтому такие проверки не являются чем-то экстраординарным. Этими видами проверок занимается служба безопасности (далее - СБ) предприятия. В зависимости от размера организации СБ может быть своя или привлеченная.

Читайте в нашей статье:

Что проверяет сб при приеме на работу

Проверка кандидатов при приеме на работу проводится в том объеме, который необходим для его полноценной оценки. Чаще всего глубина проверки зависит от вакантной должности на которую претендует соискатель.

Объектом исследование конечно же является различные данные о соискателе. На практике каждая организация вольна проверять достоверность предоставленной информации в том объеме, который необходим. Прежде всего проверяют истинность сведений, отображенных в резюме:

  • трудовой стаж;
  • рекомендации;
  • причины смены места работы;
  • личную информацию.

Проверка сб при приеме на работу не ограничивается только перечисленными сведениями в резюме и трудовой книжке . При необходимости проверены могут быть и судимость, штрафы ГИБДД, состоит ли кандидат на учете в психо- и наркодиспансерах. Призывники часто подлежат проверке на уклонение от воинской службы. В зависимости от специфики деятельности компании список данных для анализа также может отличаться.

Сколько по времени проверяет служба безопасности при приеме на работу

Длительность такой проверки законодательством не регламентируется. На практике она может продлиться и месяц и больше для претендентов на топовые вакансии. Будущему работнику наниматель не обязан отчитываться о ходе рассмотрения его кандидатуры равно как и о проверке СБ. Только после того, как не подходящему кандидату уже отказано, по его письменной просьбе необходимо направить ему ответ о причинах отказа. Срок на это дается 3 дня.

Как проверить сотрудника при приеме на работу, в каком объеме данных проводить анализ зависит и длительность такой процедуры. Прежде всего трудозатратность проверки будет напрямую зависеть от вакансии, на которую претендует соискатель. Наиболее тщательно проверяют материально ответственных лиц и руководителей подразделений и филиалов.

Условно уровни проверки можно разделить на 3 группы:

  • поверхностная;
  • средняя;
  • углубленная.

Поверхностная проверка чаще всего используется при проверке кандидатов на массовые должности, рабочие специальности. Она проводится непосредственно на собеседовании или сразу после него и требует минимум затрат как времени, так и усилий. Визуально осматриваются предоставленные документы на предмет фальсификации и неточностей. Информация запрашивается непосредственно у кандидата.

Читайте также:

При таком виде проверке велика вероятность пропустить поддельный документ или его копию . Также она не позволяет выявить нелицеприятные факты из прошлого.

Что проверяет служба безопасности при приеме на работу в банк?

Средняя группа наиболее распространена для анализа данных менеджеров среднего звена, материально ответственных лиц и сотрудников банка. Часто такие проверки производятся СБ не только из официальных источников. Собираются данные предоставленные непосредственно соискателем, запрашивается информация с предыдущего места работы.

Важной составляющей такой глубины проверки является проверка документов и данных в них на подлинность. Отправляются запросы в учебные заведения, бывшему работодателю. Может проводиться дополнительное интервью с сотрудником СБ для оценки поведения.

Средний уровень анализа занимает гораздо больше времени. Интервью со СБ редко проходит в тот же день что и основное собеседование. И сама проверка документов занимает некоторое время, поэтому и весь цикл собеседований может занять от недели и более.

Углубленный уровень подразумевает проверки не только все предыдущие уровни, но и получение информации о финансовом положении, окружении, связях. Сбор сведений проходит негласно. Также проверяется наличие административных и уголовных правонарушений. Такой проверке подвергаются разве что топ-менеджеры и руководители. Она является самой длительной по времени.

Методы проверки кандидатов при приеме на работу

Какие вопросы задает служба безопасности при приеме на работу интересует многих соискателей. Прежде чем приступить к сбору и обработке данных кандидате требуется получить от него письменное согласие. Это требование законодательства (ст. 86 ТК РФ).

Методов оценки кандидата достаточно много и сегодня мы расскажем о каждом из них.

Читайте также:

Собеседование

Во время очной беседы у представителя СБ есть возможность оценить не только данные кандидатом ответы, но и наблюдать за жестикуляцией, мимикой и поведением. Производится анализ внешности и речи кандидата. Задачей для СБ будет выяснить насколько для компании будет безопасна работа данного кандидата. Вопросы, которые будут задавать соискателю можно разделить на следующие группы:

  • причины увольнения с предыдущих мест;
  • взаимоотношения с правоохранительными органами. Если “привлекался”, а кандидат отрицает - это будет не на пользу кандидату. К рассмотрению идет не только уголовное прошлое, но и не вовремя оплаченные кредиты и штрафы и прочее;
  • психологическое состояние. Проверяется адекватность человека, а также склонность к нервному возбуждению (гневу).

Проверка документов

Проверка документов проводится с целью обнаружения неточных или некорректных данных, а также для обнаружения подложных документов. Если речь идет о паспортет , то в УФМС есть специальная служба, позволяющая установить, является ли документ действительным или нет.

Дипломы и аттестаты часто встречаются “купленные”. Важно обращать внимание на корректность их заполнения, на наличие четких гербовых печатей. Номер диплома должен совпадать с номером приложения, так как это один документ. Подлинность документа об образования может быть проверена путем запроса в учреждение образования.

Подлинность записей в трудовой книжке проверяется также обзвоном или направлением запросов к предыдущим работодателям.

Читайте также:

Тестирование

На сегодняшний день без тестов обходится мало какое собеседование. С помощью них легко подтвердить профессиональный уровень кандидата. Для службы безопасности тест разрабатывается несколько иным. Вопросы в нем не должны быть тривиальными. Однако правдивость полученного результата будет невелика в районе 50%.

Проверка сведений о судимости, об административных нарушениях

Для проверки судимости достаточно запросить у кандидата соответствующую справку. А вот проверка административных правонарушений у соискателя может проходить только по неофициальным каналам. Специальной формы законом не предусмотрено.

Справка о наличии или отсутствии судимости

Найдите нужный вам образец документа по кадровому делопроизводству в журнала "Справочник кадровика". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Проверка трудовой истории

Казалось бы что проще, позвонить последнему работодателю и поинтересоваться его бывшим сотрудником. Однако, не все так просто. Во-первых, чаще всего Вы получите ответ, что кандидат замечательный. Просто чтобы Вы отстали. Или обратная ситуация, когда человека не хотели отпускать и работодатель даст крайне негативный отзыв. И тот и другой отзыв не будут являться до конца правдивым, однако, из них можно почерпнуть важную информацию.

Читайте также: Тест на полиграфе при приеме на работу - это достаточно новое изобретение. Еще лет 10 назад им пользовались разве что в разведке. Сегодня он находит все большее распространение при трудоустройстве. Причем работодатель может использовать как стороннюю организацию, так и собственного специалиста.

Стоит отметить, что приобрести такой прибор предприятию не составит труд. Стоит он не так много для крупной организации, порядка 300 тыс. руб. Однако, специалистов-полиграфологов хорошего уровня достаточно мало и все они являются работниками спец. служб.

Еще до начала тестирования у соискателя следует взять согласие на проведение такой процедуры. Отказ кандидата от тестирования не может служить причиной отказа в трудоустройстве (ст. 64 ТК РФ).

Для специалистов давно уже не секрет, что кадровая безопасность компании является одной из важных составляющих успешности компании на рынке. Персонал играет немаловажную роль в конкурентоспособности и выживаемости любой фирмы. Малейшая ошибка, просчет, не говоря уже о злом умысле или некомпетентности, могут стать точкой невозврата в жизни предприятия.
Особую озабоченность специалистов на этом фоне вызывает ставшая в последнее время тенденцией проблема недостаточно профессионального и ответственного подхода специалистов HR к проверке вновь принимаемого персонала среднего и высшего звена коммерческих структур. Ни для кого не секрет, что в современной России весьма вольготно себя чувствует такой вид криминального бизнеса, как продажа фальшивых дипломов об образовании. Человек, купивший за 300 долларов такой диплом, считает себя способным принимать решения, каждое из которых может стать гибельным для компании.

Представьте себе такого горе-специалиста на должности специалиста по маркетингу, финансового или коммерческого директора, или даже генерального директора и вы поймете, чем это может грозить коммерческой структуре в условиях современных реалий российского бизнеса, особенно в высококонкурентных отраслях.

И это лишь один вид недобросовестных работников, могущих нанести вред компании. Также всегда следует помнить, что существуют недобропорядочные граждане, целенаправленно стремящиеся получить доступ к материальным ресурсам работодателя с целью их последующего присвоения.

Особняком в ряду недобросовестных работников стоят так называемые «засланные казачки». Достаточно часто в последнее время конкурирующие компании стремятся внедрить в ряды фирмы-конкурента своего человека, чтобы в дальнейшем иметь максимально полную информацию о происходящем в ней.

Бизнес в борьбе

Вот тут на первый план и выходят HR-специалисты (как штатные кадровики компании, так и специалисты кадровых агентств), которые в данном вопросе являются первым рубежом обороны коммерческой структуры. Именно они, грамотно используя имеющиеся возможности и ресурсы, например услуги специалистов конкурентной разведки, оказываемые на аутсорсинге, должны выстроить барьер для проникновения в вверенную им организацию некомпетентных или нечестных на руку сотрудников.

К сожалению, этот аспект деятельности специалистов по кадровой работе в настоящее время не соответствует текущим реалиям. Современная ситуация на рынке труда складывается таким образом, что хороших работников гораздо меньше, чем имеющихся на предприятиях вакансий. Желание получить в штат такого специалиста отодвигает на второй план мысли о безопасности компании.

Еще несколько лет назад нормальной практикой для кадровиков и работников кадровых агентств считалась тщательная проверка данных, указанных претендентом в своем резюме, а также всех предоставленных им документов. В настоящее же время зачастую игнорируются даже элементарные требования к проверке кандидатов. И хорошо еще, если в компании существует и грамотно работает служба безопасности. А если таковой вообще нет, что вовсе не редкость?

С чего начать?

Итак, с чего начинать процесс проверки кандидата? С заполнения им анкеты.

Всем известно, что в настоящее время многие желающие трудоустроиться весьма хорошо освоили науку самопозиционирования. Информация, указанная ими в своих резюме, преподносится таким образом, чтобы сделать акцент на выгодных для соискателя фактах его трудовой биографии и личной жизни, и оставить в тени нелицеприятные моменты. Заполняя же выданную ему кадровиком анкету, соискатель вынужден, в числе прочих, отвечать и на те вопросы, о которых он, возможно, предпочел бы умолчать.

При этом полезно отслеживать реакцию кандидата на содержание анкеты в целом и конкретных ее вопросов в частности: какие из вопросов заставили задуматься, какие вызвали негативные эмоции, на какие он не ответил (и почему?).

Повышенное внимание нужно уделить процессу заполнения кандидатами раздела «трудовой стаж» (с указанием ФИО руководителя, адресом и контактным телефоном). При внимательном наблюдении за соискателем на данном этапе можно выявить важные обстоятельства. Нередко данная просьба вводит ряд соискателей в легкий ступор: они начинают напрягать память, сочинять номера телефонов, и в исключительных случаях демонстрировать полную амнезию, что является для интервьюера сигналом более тщательно проверить указанную кандидатом информацию и поводом задуматься о причинах такого поведения соискателя.

Особо нужно отметить, что такая анкета в обязательном порядке должна содержать подтверждение факта добровольного ее заполнения, а также разрешение кандидата на возможную проверку сообщенной им информации, в том числе с привлечением третьей стороны. Это необходимо для легитимности привлечения компанией консалтинговых или детективных агентств, оказывающих услуги по проверке персонала.

Заполнение анкеты должно происходить на первом собеседовании с соискателем. На нем же кандидат предоставляет сотруднику компании установленные законом для такого случая документы: общегражданский паспорт и документ об образовании, а также ряд других документов, прямо указанных в Трудовом кодексе РФ.

Почему я особо выделил именно эти документы? Причина в следующем. Их проверка дает наилучшие результаты в выявлении недобросовестных соискателей и, в то же время, проведение таковой под силу среднестатистическому сотруднику отдела по работе с персоналом или менеджеру кадрового агентства. Она не требует особых финансовых или временных затрат.

Теперь давайте более подробно остановимся на особенностях проверки данных документов.

Общегражданский паспорт. Он, как всем известно, в первую очередь подтверждает личность его предъявителя, а его подлинность и действительность является необходимым условием для ряда коммерческих операций.

Каким же образом проверить подлинность общегражданского паспорта? Для этой цели удобно использовать недавно запущенный Федеральной миграционной службой в свободную эксплуатацию он-лайн сервис «Автоматическая служба проверки документов» (http://services.fms.gov.ru/passportpermit/). Данный сервис позволяет получить подтверждение подлинного паспорта по его номеру и серии. Заполнив эти поля, а также поле «адрес электронной почты», запрашивающий получает электронное письмо на указанный им e-mail. В письме содержится информация о подлинности паспорта, данные которого были указаны.

ВАЖНО! Необходимо отметить, что указанный ресурс лишь подтверждает, что бланк паспорта с такими серией и номером действительно официально выдан соответствующей государственной структурой. Однако факт подтверждения реального существования данного бланка паспорта не означает, что в предъявленном паспорте не внесены незаконные изменения в виде: подчисток, дописок, вклейки другой фотографии. Это должно проверяться отдельно.
Еще одним полезным для кадровика он-лайн ресурсом, расположенном на сайте ФМС РФ, является Сервис проверки выданных разрешений на работу иностранных граждан, располагающийся по ссылке - http://services.fms.gov.ru/workpermit/index.html

Документ об образовании. Учитывая сказанное в начале данной статьи, указанному документу следует уделить особое внимание.

Проверка его также достаточно проста. Мы рекомендуем один нехитрый, но весьма эффективный прием. Во время первого собеседования с кандидатом, ознакомившись с заполненной им анкетой или резюме, ненавязчиво задайте вопрос об учебном заведении, выдавшем его документ об образовании. Суть вопроса заключается в просьбе рассказать что-либо о внешнем виде или внутреннем убранстве данного учебного заведения. Человек, не заканчивавший его, в большинстве случаев, будет испытывать затруднения в ответах на подобные вопросы ввиду не знания им предметной области. Любые достаточно длительные заминки с ответом, отговорки, а уж тем более обман, следует воспринимать как звонок тревоги и необходимость более тщательной проверки данного кандидата.

В случае, если данный этап пройден соискателем успешно, автор все же настоятельно рекомендует кадровикам проверить подлинность диплома, позвонив в выдавшее его учебное заведение. Временные затраты в данном случае невелики, а вот предотвращаемая угроза стоит потраченных на ее устранение 15 минут вашего рабочего времени. Ведь страшно представить, сколько вреда может нанести такой «специалист» с липовым дипломом.

Еще одним немаловажным аспектом в оценке потенциального сотрудника является проверка предоставленных им рекомендаций. В случае отсутствия таковых рекомендуется наведение справок на прежних местах работы кандидата.

В рамках данной статьи автор считает нецелесообразным описывать технологию проведения подобных мероприятий, так как с нашей точки зрения данный объем работ правильнее поручить специализированным фирмам, оказывающим услуги конкурентной разведки. Именно специалисты данного профиля могут ненавязчиво, не привлекая ненужного внимания к себе и соискателю, собрать максимально полную информацию о нем.

В арсенале специалистов конкурентной разведки имеются разнообразные методики поиска данных, позволяющие получить разностороннюю информацию о кандидате - от негатива, присутствующего в сети Интернет (в том числе и таком, который человек опрометчиво считает тщательно скрытым под различными «никами»), до негативных фактов биографии соискателя в реальной жизни.

Привлечение квалифицированных специалистов особенно важно в случае, если потенциальный сотрудник еще не уволился с прежнего места работы или же компания ищет персонал, применяя при этом технологии хедхантинга.

Заканчивая свой рассказ, хочется отметить, что в случае подбора персонала на позиции топ-менеджеров, специалист кадровой службы, собственник или руководитель компании должны более серьезно подходить к вопросу проверки кандидатов.



Рассказать друзьям