Cочинение «Ноздрев прожигатель жизни. Образ Ноздрёва (поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души")

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ноздрев – второстепенный герой в произведении Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души", а также третий помещик, у которого побывал Чичиков и купил мертвые души. Данного персонажа автор описывает как мужчину среднего роста с розовыми щеками, белыми зубами и чёрными бакенбардами. Выглядел он очень молодым, здоровым и энергичным.

Когда Ноздрев рассказывает Чичикову про своё возвращение с ярмарки, где он "продулся в пух". Из этого мы можем понять, что он – азартный человек. Причём, это можно сказать не только об играх, но и о том, что он даже врёт с азартом. Он настолько привык лгать, что давно уже перестал жить реальным миром, постоянно придумывая различные небылицы.

Когда в разговор вмешивается третье лицо – Мишуев, зять Ноздрева, он пытается всё время вернуть своего тестя с неба на землю. Но это совершенно бесполезно. Ноздрев врёт с вдохновением, и искренне веря в то, что сам говорит другим. Герой не хочет признавать то, что говорит лишь неправду, так как он очень упрям.

Во время разговоров, герой ведёт себя не очень прилично, он совершенно не имеет понятия об элементарных правилах этикета в обществе. Он постоянно всех перебивает, а себя же наоборот никому не даёт перебить. Кроме этого, Ноздрев очень вредный и из-за этого он всё время хочет, чтобы его реплика звучала последней в разговоре. Такое чувство, как будто никто не занимался воспитанием героя. Даже к самому Чичикову он обращался на "ты", тем самым, не имея понятия о вежливости.

Для Ноздрева вся его жизнь – сплошной праздник, который состоит из игр, охоты и пьяного разгула. Герой никогда не устает вести такой образ жизни, он быстро находит друзей, похожих на него, таких же не ценящих реальность людей.

Ноздрев весьма эмоционален. Мы можем понять это по эпитетам, которыми он говорит про своих друзей. Герой непредсказуем, поэтому хитрый Чичиков старается вести себя очень осторожно: для разговоров подбирает нужные слова или расхваливает пса, которого тот купил. В этом эпизоде Чичикову пригодилось умение приспосабливаться разными способами к людям: на грубость и фамильярность Ноздрева он отвечает с холодным спокойствием, терпя все его капризы. Но, к сожалению, Чичикову так и не удалось с ним договориться, ведь с непредсказуемым человеком очень сложно договориться.

С помощью этого героя Николай Васильевич хотел нам показать личность, для которой совершенно не важна реальность. Этот человек растрачивал всю свою накопленную энергию на всякие пустяки – игры, охоту и другие ненужные и неполезные для развития вещи. Но, тем не менее, автор с помощью разных незначительных мелочей смог подчеркнуть его индивидуальность.

Вариант 2

Николай Васильевич Гоголь создал действительно уникальное по своей сути произведение, обличающее все пороки помещиков 19 века. Поэма «Мертвые души» -- то самое произведение.

Одним из героев-помещиков является Ноздрев. Это человек, предпочитающий гулянки, ярмарки, балы и торжества. Герой является частым участником каких-то драк и конфликтов. Неудивительно, что встреча Чичикова и Ноздрева по поводу купли-продажи мертвых душ была назначена в трактире. В первый раз Ноздрев появляется на обеде у полицмейстера (1-ая глава).

Возраст Ноздрева равен тридцати пяти годам. Он много гуляет, пьет спиртные напитки и любит азартные игры. Ноздрева можно считать несуразным и никчемным хозяином своего имения, так как вся его голова забита лишь мыслями о трубках для курения и собаках. Помещик понятия не имеет о делах хозяйства и жизни ему подвластных крестьян. Зато Ноздрев содержит собственную большую псарню.

Ноздрев часто играет в карты, поэтому нередко остается вовсе без свободных денег и попадает в долги.

Что касается внешности Ноздрева, то выглядит он достаточно живо, молодо, свежо, прямо как «кровь с молоком». На голове он носит картуз. Волосы, бакенбарды и усы у него черные, щеки алые, румяные, а зубы белоснежные. Рост не низкий, но и не высокий.

Следует заметить, что Ноздрев человек невоспитанный, так как ко всем, даже к людям, что намного старше, чем сам, обращается фамильярно на «ты». Даже с Чичиковым он сразу вел себя как будто знаком с ним всю жизнь, «на короткую ногу».

Ноздрев является очень дрянным человеком. Для помещика характерно вранье, любовь посплетничать, оболгать кого-то. В свои тридцать с хвостом он по-прежнему ведет себя, как взбалмошный юноша. Поведение зрелого Ноздрева, подобно поведению его восемнадцатилетнего и двадцатипятилетнего. Остался таким же несерьезным и скандальным. Человека, как говорится, не изменишь.

Ноздрев простой, компанейский малый, разбитной. Такой тип людей в школе любят компании, но они часто могут попасть под раздачу во время драки.

Когда Ноздрев бывал на каком-то собрании или встрече, то она не могла закончиться без какой-то истории или передряги. Поэтому Николай Васильевич Гоголь называет этого помещика «историческим человеком».

Еще одно отрицательное качество героя – любительство насолить ближнему. Он мог испортить торжество дракой, прервать свадьбу, а также пустить про кого-нибудь сплетню, которая будет настоящей неправдой.

Помещик Ноздрев – разносторонне развитый человек во всех отношениях. Он при первой встрече может предложить сделку. Главное, чтобы с этого была большая выгода ему.

Сочинение на тему Ноздрёв (Мертвые души)

Ноздрёв - молодой и пышущий энергией мужчина, лет тридцати пяти. Как описывает автор, «человек темного и скромного происхождения». Свою действенность и предприимчивость Ноздрёв растрачивает на балах, кутежах и других увеселительных мероприятиях. В постоянных поисках эмоций и реализации своего темперамента, часто ввязывается в драки и диспуты.

Имея двоих детей, Ноздрёв никогда не занимался их воспитанием. Это характеризует его как безответственного человека. Факт наличия, но не за действенности, прослеживается не только в его семейных взаимоотношениях, но и в домашнем хозяйстве. Имея псарню и коллекцию оружия, он не прослыл охотником. Возможно, данное положение вещей продиктовано другой его чертой - хвастовством. Когда он рассказывал о своих владениях окружающим, у него в поголовье появлялись лошади с голубой или розовой шерстью. Просто для «красного словца» он рассказывает про заоблачную стоимость лошадей, собак и других обитателей поместья, которые у него обитают. Простые русские кинжалы в устах Ноздрёва превращались в дорогостоящие турецкие. Планирование не являлось характерной чертой героя. Он всегда делал все хаотично и импульсивно.

Он был «разбитным малым». Подружившись утром, уже вечером дружба могла быть закончена, увенчавшись дракой. Ноздрёв обожал играть в карты. И почти всегда он мошенничал. Мог пустить слух про своего товарища или даже расстроить свадьбу. Честное слово мало, что значило для разбитного помещика. Парадоксально, но губернское общество с терпимостью относилось ко всем его выходкам. И лишь, когда он перебарщивал в своих ухищрениях, его могли просто выгнать вон.

Гоголь очень наглядно описал гигантскую разницу между его внешним и внутренним миром. Ноздрёв обладал приятными внешними данными, был здоров и свеж. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками...».Прослеживается образ русского богатыря. Но только лишь по внешним параметрам. Внутри у Ноздрёва преобладали наглость, дебоширство и бессмысленное хвастовство.

В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя перед нами предстает галерея ярких образов русских помещиков. Их по очереди навещает Павел Иванович Чичиков с предложением о покупке мертвых душ. Гоголь при помощи деталей показывает своеобразие каждого помещика.

Одним из них является Ноздрев. Чичиков встречается с ним в кабаке. Ноздрев сразу начинает рассказывать, что он проиграл в карты на ярмарке, при этом не дает Чичикову и слова вставить. У Ноздрева привлекательная внешность, он напоминает фольклорного богатыря. Поначалу он кажется деятельным человеком, а на деле оказывается пустым. Его внешний вид контрастирует с внутренним обликом. От жены у Ноздрева остались двое детей, но он ими не интересуется. Живет сегодняшним днем, не думая о будущем. Жизнь Ноздрева бессмысленна, вся она состоит из кутежей и мотовства. Он заядлый картежник. Выигрывает в карты, а потом выигрыш обменивает на ненужные вещи, а на следующий день эти вещи проигрывает. Свое состояние Ноздрев бессмысленно проматывает. Он всегда попадает в какие-то истории, любит поскандалить и имеет страсть к вранью. Чичиков дает ему меткое определение - «исторический человек». Разговаривает Ноздрев громко, эмоционально, часто вскрикивает.

Усадьба помещика находится в запущенном состоянии, ему неинтересно заниматься делами собственного имения. Хозяйством управляет приказчик, которого он постоянно ругает. Дороги в хозяйстве Ноздрева плохие: кочки, грязь. Гордостью помещика являются лошади. Первым делом он показывает Чичикову в своем имении конюшню. А также у него в усадьбе много собак, которых он очень любит. Еще у Ноздрева содержится на привязи настоящий волк, питающийся сырым мясом. Как говорит сам помещик, «хочется, чтобы он был настоящим зверем!» В доме беспорядок, запущенность. В кабинете Ноздрева нет ни бумаг, ни книг, зато очень много оружия и курительных трубок. И еще есть шарманка. Ноздрев может любого обругать. Он хвастун и имеет страсть к вранью. Рассказывает Чичикову, что у него в пруду водятся огромные рыбы. На самом деле это не так.

Несмотря на то, что усадьба Ноздрева в плачевном состоянии, у него есть мертвые души, и Чичиков собирается их купить. Но у него из этого ничего не выходит, так как Ноздрев пытается продать Чичикову то жеребца, то собак, то шарманку, а когда тот отказывается, заставляет сыграть в шашки, карты. Чичиков сопротивляется. Купля-продажа не состоялась, и Чичикова это очень огорчает. Именно Ноздрев на балу у губернатора разбалтывает тайну Чичикова с целью «нагадить ближнему».

Сатирически изображая в своей поэме помещиков, Гоголь ни в одном из них не находит того, с кем можно связать будущее России.

Вариант 2

Галерею помещиков писатель продолжает Ноздрев, чей образ писатель обрисовал не менее ярко, чем других персонажей. Мы встречаем этого помещика на обеде у прокурора.

Затем переносимся в трактир, где Чичиков остановился пообедать и также встречает Ноздрева там. И хотя Павел Иванович сделал вид, что не знает помещика, тот начинает разговаривать с ним так, как- будто они знакомы давно. Он сразу рассказывает ему о том, что проигрался на ярмарке по-крупному. И для него такое поведение нормальное.

Да и сам Ноздрев, судя по описанию бесшабашный мужчина. Даже в его лице видно, что он открытый с людьми, и говорит напрямую. Ему легко удается заводить знакомства с людьми, и сразу же начинает вести с ними по-свойски. К тому же он любит лишний раз поиграть в азартные игры, и тратит деньги бес пользы дела. И хотя ему 35 лет, ведет себя он как неопытный жизнью юнец.

Воспитанием детей он совсем не занимается и не интересуется, как прошел их день. Воспитанием его ребятишек занималась нянька. Дома Ноздрев вообще не сидит. Его можно увидеть постоянно на ярмарках, съездах и балах. Как мы знаем, помещик был игроком, однако во время игры в карте он часто мошенничал, и поэтому его часто били за это. Но Ноздрев не обижался, ни на кого, и через некоторое время он мог по-дружески беседовать с теми людьми, которые его оскорбляли и колошматили.

Однако, автор подмечает, что этот персонаж любит поскандалить, и при всякой возможности может устроить ссору ближнему, но делает это без злобы. Когда Чичиков предложил ему продать мертвых крестьян, Ноздрев напрямую называет его мошенником, и, конечно же, он был прав. Ему не интересно было продавать покойников и поэтому отказывается. Помещик предлагает ему и жеребца, породистых собак, шарманку. Дошло дело до того, что Ноздрев не дает лошадям Чичикова овса.

Поутру помещик не оставил своих авантюрных причуд и заставил Чичикова играть с ним в шашки на мертвецов, вследствие чего между ними возникла ссора. Правда, Чичикову удалось спастись от побоев благодаря капитану-исправнику, который пришел с визитом. И конечно же Павел Иванович допустил огромную ошибку, что доверился Ноздреву. Ведь именно этот помещик способствовал распространению сплетен в адрес Чичикова.

Сочинение на тему помещик Ноздрёв

Ноздрёв это второстепенный персонаж поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души», выпущенного в тысяча восемьсот сорок первом году. Один из современников писателя высказал интересную мысль, что обсуждая поэму, можно вдоволь поговорить буквально обо всей России, поскольку в ней затрагивается почти каждый слой населения, его нравы, поступки и ценности.

Итак, Ноздрёв. Один из помещиков, с которым Чичиков имел случай завести знакомство и побывать в гостях. Гоголь сразу отмечает, что этот человек вроде и хороший товарищ, весёлый, задорный, способный с лёгкостью располагать к себе людей, но совершенно ненадёжный. Причем эта его ненадёжность продержалась с ним до тридцати пяти лет. Начиная с восемнадцати юноша стал кутить, гулять и не задумывался о серьёзных делах. Таких людей иногда называют праздными, беспечными, ибо перейдя порог тридцати лет, пережив жену и имея на руках двоих детей мужчина продолжает вести себя так, словно он свободный юноша, занятый исключительно ярмарками да балами. Своих детей он не хотел и быстро сдал их на руки няне.

Ноздрёв имел страсть к азартным играм. Но от других игроков его отличала далеко не честная игра, специальные шулерские приемы, в результате приводившие не к игре, а к побоищу. Мужчину могли избить сапогами, повыдирать несколько клоков из довольно густых и красивых бакенбардов. Стоит отметить, что Ноздрёв обладал хорошим здоровьем, его чёрные волосы всегда блестели, а полные щёки сияли румянцем. Это и позволяло бакенбардам отрастать с новой силой.

Постоянно влипал в различные истории. Для Ноздрёва, можно сказать, это было смыслом жизни. Он периодически сталкивался с жандармом, напивался до поросячьего визга, нагло себя вёл и дебоширил. Многие слышали от него всяческие небылицы, ложь.

Ноздрёв определённо из тех людей, которые имеют лицемерную натуру. Это проявляется в том, что такой человек в одно мгновение с одним может приятно общаться на возвышенные темы, а через некоторое время взять и подгадить ему. Подгадить очень жестоко, неприятно. Сойтись с Ноздрёвым на почве «дружбы» означало в будущем получить неприятности на свою голову. Будь то нелепейшие слухи о себе, неудачную свадьбу и торги. Но при этом через некоторое время он снова провозглашал себя закадычным другом того, кому он вставлял палки в колёса.

Этот помещик был богат и владел целой деревней. Только в управлении своим имением он совсем не преуспел. Отчасти это всё от того, что занятый проматыванием своего состояния, Ноздрёв совершенно забывал, что у него есть и крестьяне и дворня и имение в конце концов, за которыми нужно следить. К приезду Чичикова у него ничего не было готово. Помимо имения у Ноздрёва имелась конюшня с пустыми стойлами, волчонок на привязи, пруд и собака Обругай.

Ноздрёв человек ненадёжный, на него не стоит полагаться в важных вопросах. Он довольно переменчивая натура, и многое зависит от его текущего настроения. Подходит данный человек только как приятный знакомый на вечер.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Тропинина Кружевница 4 класс

    При первом взгляде на картину Василия Андреевича Тропинина, мы видим молодую девушку на сером фоне. На самом деле все его картины написаны об окружающем мире людей.

В образе Ноздрева Гоголь представляет нам «лживо-нахальную разновидность пошлости». Истоки данного образа уходят в комедии Аристофана и Плавта, в западноевропейскую литературу. Однако много в этом образе и чисто русского, национального. Подобный тип был отмечен уже Пушкиным в романе «Евгений Онегин».

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком)...

Основные черты характера Ноздрева — это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. Гоголь замечает, что люди подобного типа всегда «говоруны, кутилы, лихачи», в их лицах всегда видно «что-то открытое, прямое, удалое», они отчаянные игроки, любители погулять. Они общительны и бесцеремонны, «дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке».

Раскрывая образ Ноздрева, Гоголь мастерски использует различные художественные средства. Прежде всего, выразителен сам портрет героя. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Характерно, что Ноздрев обладает привлекательной внешностью, физической силой, он смеется «тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек...» Здесь в поэме возникает мотив русского богатырства. «Историческую, фольклорную и литературную традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов «Мертвых душ» — русское богатырство, играющий роль положительного идеологического полюса в поэме», — писала Е. А. Смирнова. Портретирование героев «в свете мотива русского физического богатырства как в его прямом, так и в травестийном смысле» было отмечено В. А. Недзвецким.

И в обрисовке Ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. Контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, «подвиги» этого «богатыря» не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.

Сам мотив «разгулья удалого», «широкой русской души», присутствующий у Гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе Ноздрева. Как замечает дореволюционный исследователь, Ноздрев — это лишь «видимость широкой натуры. Он менее всего может претендовать на признание его «широкой натурой»: нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек».

Характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод посещения помещика Чичиковым. «Ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. Гости должны были пробираться между перелогами и взброненными нивами... Во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь». Пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность Ноздрева.

Так, уже образ жизни героя лишен какой-либо упорядоченности. Хозяйство помещика полностью пришло в упадок. В конюшне его пустые стойла, водяная мельница без порхлицы, в доме беспорядок и запущенность. И только псарня у него в хорошем состоянии. «Среди собак Ноздрев...совершенно как отец среди семейства», — замечает Гоголь. Данное сравнение задает в повествовании тему «злоречия» героя. Как замечает С. Шевырев, Ноздрев «очень похож на собаку: без причины в одно и то же время и лает, и обгрызается, и ласкается».

Герой склонен ко лжи, обманам, пустой болтовне. Он может запросто оклеветать, оболгать человека, распустить о нем сплетню, «небылицу, глупее которой трудно выдумать». Характерно, что лжет Ноздрев без видимого повода, «из любви к искусству». Так, придумав историю с губернаторской дочкой, он продолжает лгать и далее, впутывая и себя в эту историю. Причина этого проста: Ноздрев понимал, что «мог таким образом накликать беду, но языка никак уже не мог придержать. Впрочем, и трудно было, потому что представились сами собою такие интересные подробности, от которых никак нельзя отказаться...»

Склонность к обманам и плутовству проявляется в нем и во время карточной игры. Потому игра часто заканчивается дракой: «поколачивали его сапогами, или же задавали передержку его густым и очень хорошим бакенбардам...»

Характер героя, его интересы и образ жизни отражены и в интерьере его дома. В кабинете Ноздрева нет книг и бумаг, зато висят сабли, ружья, турецкие кинжалы и трубки разного рода — «деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшей и необтянутые». В этом интерьере символичен один предмет — шарманка, в которой есть «одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться». Эта выразительная деталь символизирует характер героя, его неугомонность, неуемную энергию.

Ноздрев необыкновенно «активен», энергичен, юркость и бойкость характера толкают его на новые и новые «предприятия». Так, он обожает меняться: ружье, собака, лошади — все вмиг становится предметом обмена. Если у него появляются деньги, то на ярмарке он тут же накупает «всякой всячины»: хомутов, курительных свечек, изюму, табаку, пистолетов, селедок, картин, горшков и т.п. Однако приобретенные вещи редко довозятся до дому: в этот же день он может все проиграть.

Ноздрев очень последователен в своем поведении и во время купли-продажи мертвых душ. Он тут же пытается продать Чичикову жеребца, собак, шарманку, потом затевает обмен бричками, игру в шашки. Заметив плутовство Ноздрева, Чичиков отказывается играть. И далее «исторический» человек учиняет скандал, драку, и только появление в доме капитана-исправника спасает Чичикова.

Характерна и речь Ноздрева, его манеры. Он разговаривает громко, эмоционально, часто вскрикивая. Речь его очень пестра и разнообразна по своему составу.

Кроме того, стоит отметить статичность данного образа. Гоголь дает характер Ноздрева уже сложившимся, готовым, предыстория этого характера для читателя закрыта, на протяжении повествования с героем не происходит каких-либо внутренних изменений. Однако, как замечает К. Аксаков, такая «неподвижность» образа естественна для эпического произведения.

Таким образом, созданный Гоголем характер — хвастуна, болтуна, лихача, кутилы, игрока, дебошира и спорщика, любителя выпить и присочинить что-то — колоритен и легко узнаваем. Герой типичен, и вместе с тем, благодаря ряду деталей, особых мелочей, писатель сумел подчеркнуть его индивидуальность.

Ноздрев , отличаясь чрезвычайной общительностью, легко заводит дружбу с Чичиковым. Между тем отношения между персонажами вскоре портятся. В результате ссоры с помещиком Чичикову не удается приобрести у него умерших крестьян.
«Народ видный», - отмечается свойство Ноздрева заметно выделяться среди других и привлекать к себе внимание. Данной фигуре в произведении уделяется особое внимание:
«Сделаем лучше, если скажем что-нибудь о самом Ноздреве, которому, может быть, доведется сыграть не вовсе последнюю роль в нашей поэме», - замечает автор.
Ноздрев любит привлекать внимание окружающих не только к собственной персоне, но и тому, чем он владеет:
«Давай его, клади сюда на пол. ... Вот щенок! ... Посмотри, какие уши, на-ка пощупай рукою. ... Настоящий мордаш», - обращает внимание помещик на достоинства своего щенка.
«Они всегда говоруны», - характеризуется Ноздрев как человек, любящий общение. Действительно, по ходу действия персонаж практически без умолку разговаривает с окружающими:
«Они все трое могли свободно разговаривать в продолжение дороги», - непрестанно общается помещик со своими спутниками.
Равным образом Ноздрев много общается с Чичиковым:
«Разговор, который путешественники вели между собой...» - беседует помещик со своим знакомым.
Будучи «хорошим товарищем», Ноздрев испытывает чувство привязанности к своим друзьям:
«Дружбу заведут, кажется, навек», - крепка дружба персонажа.
Особенно близкие отношения у помещика сложились с поручиком Кувшинниковым, к которому тот сильно привязан:
«Мы всегда были с ним вместе», неразлучен Ноздрев со своим приятелем.
При этом персонаж искренне убежден, что к его друзьям невозможно не привязаться:
«Я знаю, что ты бы не расстался с поручиком Кувшинниковым», -полагает Ноздрев, что Чичиков тоже привязался бы к поручику.
Ноздрев любит своих товарищей и нередко расхваливает их:
«Штабс-ротмистр Поцелуев... такой славный! ... Поручик Кувшинников... Ах, братец, какой премилый человек!»
Равным образом Ноздрев, как ему кажется, сразу проникся любовью к Чичикову, едва познакомившись с ним:
«Поцелуй меня, душа, смерть люблю тебя!» - признается помещик в любви к своему новому знакомому.
Анализ характера Ноздрева показывает, что он стремится к привлечению внимания, общению, привязанности и любви. Тем самым герою свойственны потребности коммуникативного типа. Между тем персонаж нередко ведет себя и противоположным образом: он незаметно плутует, бывает необщителен, легко забывает прежние привязанности, конфликтует. Схожими чертами обладают герои пушкинских произведений: «Метель», «Каменный гость», «Сказка о царе Салтане...».
К примеру, любя привлекать к себе внимание окружающих, Ноздрев, как правило, не обращает внимания на то, что хочет его собеседник:
«Послушай, братец: ну к черту Собакевича, поедем ко мне», - предлагает помещик Чичикову проигнорировать намеченный им визит.
Склонный к плутовству Ноздрев во время игры с Чичиковым незаметно передвигает одну из своих фигур:
«Ноздрев, подвигая шашку, да в то же самое время подвинул обшлагом рукава и другую шашку», - тайком делает помещик лишний ход.
Несмотря на свою общительность, Ноздрев нередко помалкивает о своих похождениях. Так, он предпочитает умолчать о «нанесении помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде»:
«Я и в глаза не видал помещика Максимова», - умалчивает персонаж о драке.
Впрочем, и Ноздрев не поминает старого своим приятелям:
«Чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался опять как ни в чем не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего».
Легко сходясь накоротке с людьми, Ноздрев столь же легко забывает свои привязанности.
«Так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке», - словно забывает о дружбе помещик.
Равным образом Ноздрев достаточно скоро разрывает отношения с Чичиковым, едва успев с ним подружиться:
«Я думал прежде, что ты хоть сколько-нибудь порядочный человек, а ты никакого не понимаешь обращения. С тобой никак нельзя говорить, как с человеком близким», более не считает помещик своего знакомого близким другом.
Несмотря на то, что Ноздрев любит своих товарищей, он часто вступает с ними в конфликт:
«Слывут... за хороших товарищей и при этом бывают весьма больно поколачиваемы», - задирист помещик.
Так, едва познакомившись с Чичиковым, Ноздрев ввязывается с ним в драку:
«"Бейте его!" - кричал Ноздрев, ... как будто подступал под неприступную крепость», - спровоцировал герой очередной конфликт.
При этом недавняя любовь к новому знакомому у Ноздрева быстро переходит в ненависть:
«Фстюк просто!... Печник гадкий! С этих пор с тобою никакого дела не хочу иметь», - выказывает помещик Чичикову свое отвращение.
Как и персонажей Пушкина, Ноздрева отличает не только определенный набор стремлений, но и способы удовлетворения своих желаний.
Например, желая привлечь внимание собеседника к чему-либо, Ноздрев обычно настойчиво призывает его к этому. В частности, желая продемонстрировать свою бричку, помещик едва не силой вынуждает Чичикова взглянуть на нее:
«Вот посмотри нарочно в окно! - Здесь он нагнул сам голову Чичикова, так что тот чуть не ударился ею об рамку».
Ноздрев проявляет повышенную внимательность к тому, чем он увлечен, в том числе, к собакам и лошадям. Так, помещик вместе со своими гостями отправляется осматривать свои владения:
«Ноздрев... повел гостей осматривать все, что ни было у него в деревне... Прежде всего пошли они обсматривать конюшню».
При общении с окружающими Ноздрев подчас торопится выговориться:
«Куда ездил? - говорил Ноздрев и, не дождавшись ответа, продолжал: - А я, брат с ярмарки. Поздравь: продулся в пух!» - выпалил новости помещик.
С другой стороны, Ноздрев порой делает паузу в общении со своими приятелями. Например, после «размолвки» с Чичиковым он некоторое время демонстративно не разговаривает с ним:
«Лучше б ты мне просто на глаза не показывался!» - не желает помещик общаться с гостем.
Быстро сходящийся с людьми Ноздрев чрезмерно привязчив:
«Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе "ты"», - ведет себя помещик запанибрата, едва познакомившись.
Ноздрев бывает столь назойлив, что даже его приятели нередко вынуждены дистанцироваться от него:
«Или выедут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели», периодически изолируют помещика от общества.
Ноздрев любит азартные игры и имеет «страстишку к картишкам». При этом персонаж нередко бывал настолько поглощен игрой, что «спорил и заводил сумятицу за зеленым столом», а если что-то и выигрывал, так тут же «спускал»:
«Продулся в пух! Веришь ли, что никогда в жизни так не продувался», - не сумел Ноздрев вовремя остановиться, увлекшись игрой.
Между тем, ведя разгульный образ жизни, Ноздрев оставляет без родительского попечения собственных детей:
«Жена скоро отправилась на тот свет, оставивши двух ребятишек, которые решительно ему были не нужны».
Проведенный анализ характера Ноздрева показывает, что ему присущи коммуникативные потребности, также отличающие персонажей пушкинских произведений: «Метель», «Каменный гость», «Сказка о царе Салтане...». Как и героям Пушкина, гоголевскому Ноздреву свойственны характерные способы удовлетворения своих желаний, сопряженные с чертами характера.
Заметно выделяясь на фоне окружающих, Ноздрев привлекает к себе повышенное внимание. Тем не менее, в определенных случаях он старается действовать незаметно, например, жульничая во время игры. Персонаж часто призывает окружающих обратить на что-то особое внимание. При этом и сам Ноздрев проявляет повышенную внимательность к тому, что его занимает.
Ноздрева отличает любовь к общению. Между тем о компрометирующих его вещах персонаж старается помалкивать. Во время разговора помещик стремится выговориться, однако если собеседник ему не нравится, он берет паузу в общении с ним.
Ноздрева отличает привязанность к своим приятелям. Однако столь же легко он свои прежние привязанности забывает. Персонаж подчас настолько привязчив при общении с окружающими, что тем приходится от него дистанцироваться.
Ноздрева отличает любовь к своим товарищам. Впрочем, это нисколько ему не мешает постоянно вступать с людьми в конфликты. Персонаж поглощен страстью к карточной игре, породистым собакам, лошадям. При этом его собственные дети фактически оставлены без родительского попечения.

«Мертвые души» не случайно получило такое название. Оно передает настроения, царившие в России. Галерея персонажей, изображенных автором, демонстрирует духовный упадок, к которому пришло государство. Среди помещиков, с которыми встречается главный герой, любопытным персонажем стал Ноздрев, чью характеристику Гоголь дал в середине произведения. Похожий на Манилова и Плюшкина, Ноздрев имеет и индивидуальные черты.

История создания

Поэма «Мертвые души» создавалась за рубежом. Публикация первого тома состоялась в 1841 году. Гоголь хотел продемонстрировать пороки и недостатки России. В центре повествования был человек, олицетворявший собой русский социум. В образе Чичикова сконцентрированы традиционные для отечественного менталитета качества.

Анализ названия «Мертвые души» доказывает его двойственность. Автор подразумевал и души мертвых крестьян, которые выкупал , и черствые, пустые души помещиков, чья жизнь заключалась в праздности и невежестве. Гоголь транслировал мысль о том, что государство не уважает народ, готовый вступиться за Отечество в любой момент.


Николай Васильевич Гоголь планировал написание сатирической поэмы в духе «Ревизора». Критики проводили параллели между образами Чичикова и , выделяя совпадающие описания характеров, оценивая предприимчивость героев и авантюризм. В «Мертвых душах» насмешка в отношении автора сменяется грустью. Хотя сюжет произведения выглядит комично, жизненные цели и образ жизни современников неприятны Гоголю.

Ноздрев был человеком из числа героев, которых писатель критиковал. По версии литературоведов, прототипом для создания образа послужил Павел Трушковский, зять писателя. Гоголь намекал родственнику на капитал, который тот пустил по ветру, провернув авантюру с кожевенной фабрикой. Махинации Трушковского ввели семью в долги, за которые вся семья расплачивалась 26 лет.


Иные критики предполагают, что Федор Толстой был прототипом для колоритного образа. Такие выводы позволяют сделать письма к Гоголю, в которых автор комментирует реакцию Толстого на произведение.

«Мертвые души»

Ноздрев был третьим по счету помещиком, к которому Чичиков приехал с просьбой о продаже крестьянских душ. Тридцатипятилетний болтун и лихач, Ноздрев не был честным человеком, отличался большим азартом и без раздумий сделал бы пакость ближнему. Гоголь рисует Портрет Ноздрева, говоря об отсутствии амбиций, вспыльчивости, лицемерии и безрассудности. У героя нет планов наперед, зато желания жить сегодняшним днем – хоть отбавляй. Случайно встретив в трактире Чичикова, направляющегося к , Ноздрев перехватывает покупателя и везет в свою усадьбу.


Чичиков отказывается играть на души в карты и провоцирует неадектваную реакцию Ноздрева. Быстро успокоившись, наутро герой вновь предлагает гостю ставки, доставая шашки. Очевидно жульничая, Ноздрев проигрывает, и от его гнева Чичикова спасает только появление капитана-исправника. Крики раздосадованного игрока порождают о Чичикове разнообразные слухи.

Первое впечатление, которое производит персонаж, забавно. Он мелет чепуху, предстает «разбитным парнем», меняет выигранные в карты деньги на ненужные безделушки. Неугомонность Ноздрева толкала его на непредсказуемые поступки. Герой дрался в дворянском собрании, не гнушался мелкими пакостями, расстраивал свадьбы и обижался на укоры и осуждение. Эмоциональный прохвост и плут, бойкий дебошир, в произведении Гоголя Ноздрев обрел колоритный образ.


Имение, где жил герой, дополняет его образ больше, чем описание внешности. Сумбурная атмосфера, сродни характеру хозяина поместья, царит повсюду. Удаль и энергичность Ноздрева не находят применения ни на службе, ни в хозяйстве. Господский дом, находящийся в беспорядочном состоянии, не вызывает у Ноздрева желания разобраться с делами. Но, в отличие от своих соседей, герой демонстрирует невероятную живость и открывает череду персонажей, в душе которых осталось хоть что-то «живое».

Безалаберность хозяина привела усадьбу в упадок. Запущенный дом стал свидетельством того, что Ноздрев – не большой любитель порядка и обдуманности. Только псарня была в идеальном виде. На стенах красовалось оружие, свидетельствуя об удали владельца, в кабинете и на столах не было книг, что говорило об отсутствии рассудительности и серьезных интересов героя. Любимые занятия Ноздрева – карты и охота.

Возможность продать «мертвые души» не вызвала у Ноздрева удивления или опасений. Он был в некотором отношении любителем обмена и в подобной сделке увидел именно возможность поменяться с Чичиковым имуществом. Именно поэтому втюхивал гостю коней и шарманку, но в итоге договорился об игре в шашки.


Ноздрев был закономерным героем города, поэтому никто не удивлялся его выходкам. Именно к нему обращаются горожане с просьбой о помощи в выяснении личности Чичикова. Несмотря на востребованность среди соседей, Ноздрев остается персонажем, о котором известно немного. Первое же впечатление о герое сразу формирует отношение к нему, хотя биография остается неизвестной. Кроме того, что он был карточным шулером, читатель мало что знает о Ноздреве.

Под завесой тайны остается и его семья. Читателю ничего неизвестно о родителях помещика, зато ясно, что он молодой вдовец, оставшийся после смерти супруги с двумя детьми. Впрочем, они не сильно обременяли отца, так как находились на попечении няни.

Экранизации

Сюжетом произведения в 1909 году заинтересовался режиссер Павел Чердынцев, в чьей ленте в образе Ноздрева предстал сам постановщик.


Борис Ливанов в фильме "Мертвые души"

В 1960 году в ленте Леонида Трауберга по инсценировке снялся . Постановка была организована в формате телеспектакля.

Аналогичный по жанру проект снял Александр Белинский в 1969 году. Ноздрева на экране воплотил Павел Луспекаев.

Следующая кинокартина по классическому произведению вышла в свет в 1984 году благодаря режиссеру Михаилу Швейцеру. В образе Ноздрева выступил Виталий Шаповалов.


Александр Абдулов на съемочной площадке ("Дело о мертвых душах")

«Дело о мертвых душах» Павла Лунгина – сериал 2005 года, вобравший в себя несколько сюжетных линий, позаимствованных режиссером из разных произведений Гоголя. Ноздрева в многосерийном проекте сыграл .



Рассказать друзьям