Цыферов как цыпленок сочинил сказку. Про цыплёнка, солнце и медвежонка: Как цыплёнок впервые сочинил сказку

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Умные, добрые сказки с замечательными иллюстрациями и предисловием Виктора Чижикова.

Цыферов Геннадий Михайлович
Сказки старинного города

Художник рассказывает…

Геннадий Цыферов был совершенно такой, каким, по моим представлениям, должен быть писатель-сказочник. Долговязый, сутулый, с мягкой чуть подслеповатой улыбкой, со светлыми волосами, ниспадающими на лоб. Он сразу располагал к себе. Говорил неторопливо, взвешивая слова. Речь его была образной, талантливой, она лилась легко и свободно.

Гена был скромным, даже застенчивым человеком, очень неприспособленным к жизни. Материально он жил трудно, поэтому пошёл работать в отдел писем журнала "Мурзилка". Мы подозревали, что, сидя в маленькой редакционной комнатушке, он продолжает писать сказки. Мешки с письмами заполняли всё пространство, и среди этих мешков согбенный Геннадий Михайлович, улыбаясь чему-то своему, пишет и пишет…

Дверь отдела писем выходила в круглый холл издательства "Молодая гвардия". Здесь стоял стол для пинг-понга, и мы, писатели и художники, гоняли мячик до позднего вечера. Иногда цыферовская дверь распахивалась и вместе с клубами табачного дыма вываливался из комнаты усталый Гена. Вслед за ним через порог, как падающее домино, выезжали груды писем. Он заталкивал их обратно, приговаривая:

Ну, вы, неугомонные.

Сказки Цыферова очень своеобразны. Внешне простые, они рассказывают о вечных вещах - о дружбе, о красоте мира, о добром отношении к природе. Большое значение Цыферов придавал цвету. Цвет в его сказках держит настроение, особым образом оттеняет героя.

"Они обманули своих мам! И теперь такие, такие жёлтые в такой синий вечер!"

Я нарисовал книгу на одном дыхании, за три летних месяца 1968 года, что жил в селе Успенском под Москвой. В следующем году книга вышла в свет, а очень скоро Геннадия Михайловича не стало. В марте 1995 года ему исполнилось бы шестьдесят пять.

Пусть это издание станет маленькой капелькой памяти большому писателю, несправедливо рано от нас ушедшему.

Завершается его книга прекрасно:

"И пусть всегда твои друзья и твои знакомые будут с тобой".

Сказки старинного голода

Про цыплёнка, солнце и медвежонка

Цыплёнок

Про меня и про цыплёнка

Когда я был маленький и знал очень мало, я всему удивлялся и любил сочинять. Летит, например, снег. Люди скажут - осадки. А я подумаю: наверное, где-то на синих лугах отцвели белые одуванчики. Или, может, ночью на зелёной крыше присели отдохнуть весёлые облака, свесив белые ножки. Если облако дёрнуть за ножку, оно вздохнёт и полетит. Далеко полетит куда-то.

К чему это я всё рассказываю? Вчера в нашем курятнике случилась удивительная вещь: из белого куриного яйца в зелёный мир проклюнулся жёлтый цыплёнок. Вчера он был маленький и мир видел впервые.

Вот о том, как он был маленький и всё видел впервые, я и решил написать книжку.

Хорошо быть маленьким. А ещё лучше - всё видеть впервые.

Удивление первое

Чему удивился цыплёнок вначале? Ну, конечно, солнышку. Он взглянул на него и сказал:

А это что? Если это шарик, то где же ниточка? А если это цветок, то где же ножка?

Глупый, - засмеялась мама-курица. - Это же солнышко.

Солнышко, солнышко! - пропел цыплёнок. - Надо запомнить.

Потом он увидел ещё одно солнышко, в маленькой капельке.

Маленькое солнышко, - шепнул он ему в жёлтое ушко, - хочешь, я отнесу тебя в наш маленький дом, в курятник, где темно и прохладно?

Но солнышко там не захотело светить. Опять вынес цыплёнок солнышко на улицу - горит.

Глупое солнышко! - рассердился он. - Где светло - светит, а где темно светить не хочет. Почему?

Но никто, даже большие и взрослые не могли объяснить ему это.

Удивление второе

А чему удивился цыплёнок потом? Опять, опять солнышку.

Какое оно? Конечно, жёлтое. Таким цыплёнок увидел его впервые и решил, что таким оно будет всегда.

Но однажды озорной ветер размотал золотой клубочек. На пути, по которому ходило солнышко, от холмов до речки протянулась разноцветная радуга.

Взглянул цыплёнок на радугу и засмеялся: да ведь солнышко совсем не жёлтое, оно разноцветное. Как матрёшка.

Открой жёлтую матрёшку - в ней синяя. Открой синюю - в ней зелёная. Открой зелёную - в ней голубая. А в голубой ещё красная, оранжевая.

Так и солнышко. Если раскатать, размотать его клубочек, будет семь цветных полосочек. А если каждую из этих полосочек смотать отдельно, будет семь цветных солнышек. Жёлтое солнышко, синее, голубое, зелёное, всякие солнышки.

А сколько дней в неделе? Тоже семь. Значит, каждый день взойдёт какое-нибудь одно солнышко. В понедельник, например, синее, во вторник зелёное, в среду - голубое, а в воскресенье - жёлтое.

Воскресенье - весёлый день.

Как цыплёнок впервые сочинил сказку

Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.

У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки.

У домика на заячьих ножках росли ушки.

У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.

А у домика на курьих ножках алел гребешок.

Домик на заячьих ножках запищал: "Хочу прыгать!"

Домик на телячьих ножках замычал: "Хочу бодаться!"

Домик на слоновьих ножках запыхтел: "П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!"

Урок литературного чтения во 2 классе

Прокопьева Н. В., учитель начальных классов

Тема урока: Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; «Щотландская песенка»

Задачи урока:

    Учить наблюдать за тем, как писатели умело, со вкусом пользуются словами, создавая свои произведения.

    Формировать основы читательской деятельности. Обучать адекватному, яркому и полноценному восприятию предлагаемой книгой информации.

    Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. Воспитывать эмоционально-положительного взгляд на замысел автора.

Ход урока

    Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Начинаем мы урок.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь…

И тихонечко садитесь.

    Проверка домашнего задания.

- Ребята, мы закончили работать с разделом «Автор и его герои».

Вспомнить произведения из этого раздела поможет кроссворд.

    Этот герой стихотворения Глеба Яковлевича Горбовского был сначала розовым, а потом загрустил и стал серым.

    Один раз в сто лет самый добрый из всех самых добрых стариков – Дед Мороз – в ночь под Новый год приносит именно этот подарок. («Волшебные краски» Евгений Андреевич Пермяк)

    Этот герой про себя говорит так «Просто я жалкий …, и мне всех жалко» (Геннадий Михайлович Цыферов)

    Вернулась Нина, села и заплакала. ... И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная… (Аркадий Гайдар «Совесть»)

    О ком эти строки?

Словно маленький черный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую страшную собаку, защищая свою хозяйку. (Вера Васильевна Чаплина «Мушка»)

III. Изучение нового материала.

1.Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока.

Какое слово получилось? Назовите тему урока «Слова, слова, слова…»

Как вы понимаете название нашего урока? Чему будем учиться на уроке?

Наблюдать за тем, как писатели умело, со вкусом пользуются словами, создавая свои произведения.

2. Знакомство с произведением Г. Цыферова «Как цыпленок впервые сочинил сказку»

Откройте учебник на странице 53. Прочитайте название произведения, имя и фамилию автора.

Слайд1.

Как по обложкам этих книг определить, может ли в них находиться произведение Геннадия Михайловича Цыферова «Как цыпленок впервые сочинил сказку»?

Виртуально «откроем» одну из книг и проверим наше предположение.

Слайд 2

Как вы думаете, из какой именно книги взята эта страница? (книга издана в 1962 году, пятьдесят лет тому назад)

3. Знакомство с текстом.

Чтение по цепочке.

4.Языковой анализ произведения

Понравилась сказка? Чем?

Ребята, вспомните, чему будем учиться на уроке? (повторить цель урока) Проведем небольшое исследование. У каждого на столе карточка № 1 с вопросами. Поработайте с ней, а потом обсудим результаты, которые у вас получились.

Найди в тексте выделенные слова.

Каким одним словом можно их заменить?

Итак, выделенные слова помогли точно представить картину, которую хотел передать нам Геннадий Михайлович Цыферов.

5. Игра «Где, чей домик»

А вам понравились сказки про домики? Помните, что хотели домики? Хотите в них поиграть?

6. Творческое задание

А вы когда-нибудь придумывали сказки? Кто расскажет свою? (1-2 чел.)

Остальные тоже могут попробовать себя в роли сказочника и сочинить свою сказку.

7. Физминутка

Озорной цыплёнок жил,

Головой весь день крутил:

Влево, вправо повернул,

Ножку левую согнул,

Потом правую поднял

И на обе снова встал.

Начал крыльями махать:

Поднимать и опускать

Вверх, вниз, вверх, вниз!

Повернулся влево, вправо:

Хорошо на свете, право!

А потом гулять пошёл -

Червячка себе нашёл!

8. Знакомство с произведением «Шотландская песенка»

- Продолжим наблюдать за тем, как писатели умело, со вкусом пользуются словами, создавая свои произведения.

Слайд

Рассмотрите иллюстрацию.

Что можете сказать о характере этого произведения?

Откройте страницу 55 и прочитайте название этого произведения.

Эту песенку придумали шотландцы, т.е. жители Шотландии.

А как узнать, кто перевел ее на русский язык? (по содержанию в учебнике).

Ирина Петровна Токмакова.

9. Знакомство с текстом

Читает учитель

10. Языковой анализ произведения

Напомните цель нашего урока. Продолжим наблюдать за словами.

Найдите и прочитайте, какие слова чаще других повторяются в этой песенке?

Какое настроение они создают?

11. Прослушивание песенки.

Ребята, а музыка к этой песенке будет грустная и веселая?

Я предлагаю послушать песенку «Спляшем!» в исполнении Сергея и Татьяны Никитиных.

Кому понравилась эта песенка?

Итак, мы понаблюдали, как повторение слов в этом произведении создает настроение.

12. Работа с детскими книгами

Слайды

Может ли в изображенных здесь книгах находиться прочитанная песенка? (да: обе книги Токмаковой, в них стихи и песенки, во второй книге «Шотландские песенки»)

VI. Подведение итогов урока.

Подходит к концу урок. Какую цель мы ставили?

Кто считает, что мы ее достигли?

VII . Домашнее задание

С. 55., наизусть; тетрадь с. 62

V III . Рефлексия

- Вспомните свои впечатления на уроке и нарисуйте солнышку улыбку, кому было интересно и кто доволен своей работой на уроке; губы вниз, кому было неинтересно и скучно, и кто недоволен собой.

На этом уроке вы рассмотрите определение сказки, познакомитесь с произведением Г. Цыферова «Как цыпленок впервые сочинил сказку», выполните интересные задания, познакомитесь с другими произведениями этого автора.

  • «Мороз Иванович» (рис. 2).

Рис. 2. «Мороз Иванович» ()

Это народная сказка.

  • Б. Заходер «Моя Вообразилия» (рис. 3).

Рис. 3. «Моя Вообразилия» ()

Это стихотворение.

  • П. Ершов «Конёк-Горбунок» (рис. 4).

Рис. 4. «Конёк-Горбунок» ()

Рис. 5. «Как цыплёнок впервые сочинил сказку» ()

Как цыплёнок впервые сочинил сказку

Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.
У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки.
У домика на заячьих ножках росли ушки.
У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.
А у домика на курьих ножках алел гребешок.
Домик на заячьих ножках запищал: «Хочу прыгать!»
Домик на телячьих ножках замычал: «Хочу бодаться!»
Домик на слоновьих ножках запыхтел: «П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!»
А домик на курьих ножках пропел: «Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!»
Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.

Домик на заячьих ножках запищал .

Домик на телячьих ножках замычал .

Домик на слоновых ножках запыхтел .

Домик на куриных ножках пропел .

Все выделенные слова можно заменить одним словом - сказал . Автор не употребляет одно лишь слово сказал , а использует разные слова для описания каждого домика, потому что так получается ярче, красочнее.

Прочитайте слова домиков из сказки и определите, какому домику принадлежит каждая фраза.

«Хочу бодаться!»

(домик на телячьих ножках)

«Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!»

(домик на куриных ножках)

«Хочу прыгать!»

(домик на заячьих ножках)


«П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!»

(домик на слоновых ножках)

А сочиняли ли вы дома сказки? Познакомьтесь с другими произведениями этого автора и попробуйте сочинить сказку самостоятельно.

Рис. 6. Девочка читает сказку ()

Рис. 7. Г. М. Цыферов ()

Геннадий Цыферов написал множество интересных рассказов:

  • «В медвежачий час»
  • «Жил на свете слонёнок»
  • «Как лягушонок искал папу»
  • «Как стать большим»
  • «Кто кого добрее»
  • «Маленький великанчик»
  • «Про цыплёнка, солнце и медвежонка»
  • «Про чудака лягушонка»
  • «Сказка на колёсиках»
  • «Сказки старинного города»
  • «Тайна запечного сверчка»
  • «Что у нас во дворе»

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Planetaskazok.ru ().
  2. Myshared.ru ().
  3. Litresp.ru ().

Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение сказки «Как цыплёнок впервые сочинил сказку».
  2. Нарисовать иллюстрацию к сказке.
  3. Прочитать дополнительно несколько сказок Геннадия Цыферова на выбор.

На этом уроке вы рассмотрите определение сказки, познакомитесь с произведением Г. Цыферова «Как цыпленок впервые сочинил сказку», выполните интересные задания, познакомитесь с другими произведениями этого автора.

  • «Мороз Иванович» (рис. 2).

Рис. 2. «Мороз Иванович» ()

Это народная сказка.

  • Б. Заходер «Моя Вообразилия» (рис. 3).

Рис. 3. «Моя Вообразилия» ()

Это стихотворение.

  • П. Ершов «Конёк-Горбунок» (рис. 4).

Рис. 4. «Конёк-Горбунок» ()

Рис. 5. «Как цыплёнок впервые сочинил сказку» ()

Как цыплёнок впервые сочинил сказку

Да очень просто: взял и сочинил. Рассказали ему как-то сказку о домике на курьих ножках. Подумал он и придумал тут же другую: сказку о домике на телячьих ножках. Потом о домике на слоновьих ножках. Потом о домике на заячьих ножках.
У домика на телячьих ножках, по его словам, росли рожки.
У домика на заячьих ножках росли ушки.
У домика на слоновьих ножках висела труба-хоботок.
А у домика на курьих ножках алел гребешок.
Домик на заячьих ножках запищал: «Хочу прыгать!»
Домик на телячьих ножках замычал: «Хочу бодаться!»
Домик на слоновьих ножках запыхтел: «П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!»
А домик на курьих ножках пропел: «Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!»
Тут во всех домиках погасли огни. И все уснули.

Домик на заячьих ножках запищал .

Домик на телячьих ножках замычал .

Домик на слоновых ножках запыхтел .

Домик на куриных ножках пропел .

Все выделенные слова можно заменить одним словом - сказал . Автор не употребляет одно лишь слово сказал , а использует разные слова для описания каждого домика, потому что так получается ярче, красочнее.

Прочитайте слова домиков из сказки и определите, какому домику принадлежит каждая фраза.

«Хочу бодаться!»

(домик на телячьих ножках)

«Ку-ка-ре-ку! Не пора ли вам всем спать!»

(домик на куриных ножках)

«Хочу прыгать!»

(домик на заячьих ножках)


«П-ф-ф! Хочу в трубу дудеть!»

(домик на слоновых ножках)

А сочиняли ли вы дома сказки? Познакомьтесь с другими произведениями этого автора и попробуйте сочинить сказку самостоятельно.

Рис. 6. Девочка читает сказку ()

Рис. 7. Г. М. Цыферов ()

Геннадий Цыферов написал множество интересных рассказов:

  • «В медвежачий час»
  • «Жил на свете слонёнок»
  • «Как лягушонок искал папу»
  • «Как стать большим»
  • «Кто кого добрее»
  • «Маленький великанчик»
  • «Про цыплёнка, солнце и медвежонка»
  • «Про чудака лягушонка»
  • «Сказка на колёсиках»
  • «Сказки старинного города»
  • «Тайна запечного сверчка»
  • «Что у нас во дворе»

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Planetaskazok.ru ().
  2. Myshared.ru ().
  3. Litresp.ru ().

Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение сказки «Как цыплёнок впервые сочинил сказку».
  2. Нарисовать иллюстрацию к сказке.
  3. Прочитать дополнительно несколько сказок Геннадия Цыферова на выбор.


Рассказать друзьям