Денис Иванович Фонвизин Комедия «Недоросль» (1782) Смысл названия. Фонвизин недоросль тест Приведенная сцена передает оживленный разговор

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам. Если и случалось ему проходить их даже в блистательном и облагороженном виде, с лакированными полами и столами, он старался пробежать как можно скорее, смиренно опустив и потупив глаза в землю, а потому совершенно не знает, как там все благоденствует и процветает. Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом, нажившим себе и детей и внуков под его покровом, да слышались урывками короткие выражения, произносимые хриплым голосом: «Одолжите, Федосей Федосеевич, дельце за № 368!» - «Вы всегда куда-нибудь затаскаете пробку с казенной чернильницы!» Иногда голос более величавый, без сомнения одного из начальников, раздавался повелительно: «На, перепиши! а не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши». Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями.

Чичиков и Манилов подошли к первому столу, где сидели два чиновника еще юных лет, и спросили:

Позвольте узнать, где здесь дела по крепостям?

А что вам нужно? - сказали оба чиновника, оборотившись.

А мне нужно подать просьбу.

А вы что купили такое?

Я бы хотел прежде знать, где крепостной стол, здесь или в другом месте?

Да скажите прежде, что купили и в какую цену, так мы вам тогда и скажем где, а так нельзя знать.

Чичиков тотчас увидел, что чиновники были просто любопытны, подобно всем молодым чиновникам, и хотели придать более весу и значения себе и своим занятиям.

Послушайте, любезные, - сказал он, - я очень хорошо знаю, что все дела по крепостям, в какую бы ни было цену, находятся в одном месте, а потому прошу вас показать нам стол, а если вы не знаете, что у вас делается, так мы спросим у других.

Чиновники на это ничего не отвечали, один из них только ткнул пальцем в угол комнаты, где сидел за столом какой-то старик, перемечавший какие-то бумаги. Чичиков и Манилов прошли промеж столами прямо к нему. Старик занимался очень внимательно.- Позвольте узнать, - сказал Чичиков с поклоном, - здесь дела по крепостям?
Старик поднял глаза и произнес с расстановкою:
- Здесь нет дел по крепостям.
- А где же?
- Это в крепостной экспедиции.
- А где же крепостная экспедиция?
- Это у Ивана Антоновича.
- А где же Иван Антонович?
Старик тыкнул пальцем в другой угол комнаты. Чичиков и Манилов отправились к Ивану Антоновичу. Иван Антонович уже запустил один глаз назад и оглянул их искоса, но в ту же минуту погрузился еще внимательнее в писание.
- Позвольте узнать, - сказал Чичиков с поклоном, - здесь крепостной стол?
Иван Антонович как будто бы и не слыхал и углубился совершенно в бумаги, не отвечая ничего. Видно было вдруг, что это был уже человек благоразумных лет, не то что молодой болтун и вертопляс. Иван Антонович, казалось, имел уже далеко за сорок лет; волос на нем был черный, густой; вся середина лица выступала у него вперед и пошла в нос, - словом, это было то лицо, которое называют в общежитье кувшинным рылом.
- Позвольте узнать, здесь крепостная экспедиция? - сказал Чичиков.
- Здесь, - сказал Иван Антонович, поворотил свое кувшинное рыло и приложился опять писать.
- А у меня дело вот какое: куплены мною у разных владельцев здешнего уезда крестьяне на вывод: купчая есть, остается совершить.
- А продавцы налицо?
- Некоторые здесь, а от других доверенность.
- А просьбу принесли?
- Принес и просьбу. Я бы хотел... мне нужно поторопиться... так нельзя ли, например, кончить дело сегодня!
- Да, сегодня! сегодня нельзя, - сказал Иван Антонович. - Нужно навести еще справки, нет ли еще запрещений.
- Впрочем, что до того, чтоб ускорить дело, так Иван Григорьевич, председатель, мне большой друг...
- Да ведь Иван Григорьевич не один; бывают и другие, - сказал сурово Иван Антонович.
Чичиков понял закавыку, которую завернул Иван Антонович, и сказал:
- Другие тоже не будут в обиде, я сам служил, дело знаю...
- Идите к Ивану Григорьевичу, - сказал Иван Антонович голосом несколько поласковее, - пусть он даст приказ кому следует, а за нами дело не постоит.
Чичиков, вынув из кармана бумажку, положил ее перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас ее книгою. Чичиков хотел было указать ему ее, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать.
- Вот он вас проведет в присутствие! - сказал Иван Антонович, кивнув головою, и один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Виргилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие крессла и в них перед столом, за зерцалом и двумя толстыми книгами, сидел один, как солнце, председатель. В этом месте новый Виргилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу и поворотил назад, показав свою спину, вытертую, как рогожка, с прилипнувшим где-то куриным пером. Вошедши в залу присутствия, они увидели, что председатель был не один, подле него сидел Собакевич, совершенно заслоненный зерцалом. Приход гостей произвел восклицание, правительственные кресла были отодвинуты с шумом. Собакевич тоже привстал со стула и стал виден со всех сторон с длинными своими рукавами. Председатель принял Чичикова в объятия, и комната присутствия огласилась поцелуями; спросили друг друга о здоровье; оказалось, что у обоих побаливает поясница, что тут же было отнесено к сидячей жизни.

Н.В. Гоголь, «Мёртвые души».

Жанровое своеобразие

Тест

Фонвизин «Недоросль»

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Ведь, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я ведь сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну! беда моя! сон в руку!

Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин.

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын, Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан . Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось либо...

Г-жа Простакова. Так авось либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевной отходят.

В1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль».

В2. Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе 18 века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д.И. Фонвизина.

В3. Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?

В4 . По ходу действия пьесы даются авторские пояснения и замечания («в сторону», «разнежась», «с досадою»). Каким термином они обозначаются?

В5. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литератуоною норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи.

В6. Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?

В7. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.

С1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

С2. В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И.Фонвизина?

Тест

Фонвизин «Недоросль»

Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.

Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?

Правдин . Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

Стародум . Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.

Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...

Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...

Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.

Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Правдин . Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, - тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Правдин . Справедливо. Великий государь дает...

Стародум.

Правдин . Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...

Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех пауках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

В1. В рамках какого литературного направления создавалась пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

В2. Идеи какой эпохи пропагандируются в данном фрагменте пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

В3. Укажите название жанра драматургии, к которому принадлежит пьесаД.И.Фонвизина «Недоросль»?

В4 . Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами:

«Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; моста и чины тем, кто достоин.

Правдин . Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...»?

В5. Как называется изречения, выражающие в лаконичной форме законченные и обобщённые мысли: : «Великий государь есть государь премудрый», «каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно…», «наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло» и др.?

В6. Укажите фамилию героини пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль», в которая в данном фрагменте пьесы названа злой помещицей».

С1. Почему Д.И.Фонвизин так много места в данном фрагменте уделяет рассуждениям о «великом государе»?

С1. Какова главная тема данного фрагмента и как она соотносится с общей проблематикой пьесы.

С2. Какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?

Тест

Фонвизин «Недоросль»

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?Правдин. А вы считаете себя в праве драться тогда, когда вам вздумается?Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. (Г-же Простаковой.) Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.Г-жа Простакова . Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства? * * "Указ о вольности дворянской", изданный в 1762 году Петром III,предоставлял дворянству ряд преимуществ, в том числе освобождал дворянот обязательной службы государству. Простакова же понимает указ какразрешение дворянам делать все, что им захочется. Стародум. Мастерица толковать указы!Г-жа Простакова . Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову... (Порывается идти.)Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш идеревни.Простаков. А! До чего мы дожили!Г-жа Простакова . Как! Новая беда! За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа...Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!Скотинин. Ба! ба! ба! Да этак и до меня доберутся. Да этак и всякойСкотинин может попасть под опеку... Уберусь же я отсюда по-добру, по-здорову.Г-жа Простакова . Все теряю. Совсем погибаю!Скотинин (Стародуму). Я шел было к тебе добиться толку. Жених...Стародум (указывая на Милона). Вон он.Скотинин. Ага! Так мне и делать здесь нечего. Кибитку впрячь, да и...Правдин . Да и ступай к своим свиньям. Не забудь, однако ж, повестить всем Скотининым, чему они подвержены.Скотинин . Как друзей не остеречь! Повещу им, чтоб они людей...Правдин. Побольше любили, или б, по крайней мере...Скотинин . Ну...Правдин. Хоть не трогали.Скотинин (отходя). Хоть не трогали.

В1. Каким элементом в развитии сюжета произведения является данный фрагмент?

В2. Определите жанр произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

В3 . Какому литературному направлению принадлежит реализованное в этой пьесе требование соблюдение единства времени, места и действия.

В4. Фрагмент передаёт речевое общение персонажей. Как в литературоведении называется такая форма организации речи?

В5. Останавливая ее; отходит, всплеснув руками; указывая на Милона – Напишите название подобных авторских замечаний в тексте драматургического произведения.

В6. Реплика Правдина «Мастерица толковать указы» употребляется в речи как законченное умозаключение, краткое суждение, высказанное в образной форме. Как называются подобные суждения?

С1. Имя Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения.

С2. Какие основные темы пьесы «Недоросль» нашли продолжение и развитие в русской литературе 19 века? Укажите авторов и название произведений.

Тест

Фонвизин «Недоросль»

Г-жа Простакова . А! Это, батюшка, Митрофанушкины учители, Сидорыч Кутейкин...

Еремеевна. И Пафнутьич Цыфиркин.

Митрофан (в сторону). Пострел их побери и с Еремеевной.

Кутейкин. Дому владыко мир и многая лета с чады и домочадцы.

Цыфиркин. Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать, да еще пятнадцать. Несчетны годы.

Милон. Ба! Это наш брат служивый! Откуда взялся, друг мой?

Цыфиркин. Был гарнизонный, ваше благородие! А ныне пошел в чистую.

Милон. Чем же ты питаешься?

Цыфиркин. Да кое-как, ваше благородие! Малу толику арихметике маракую, так питаюсь в городе около приказных служителей у счетных дел. Не всякому открыл господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец, поверить, то итоги подвести. Тем и питаюсь; праздно жить не люблю. На досуге ребят обучаю. Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну, и то правда, человек на человека не приходит.

Г-жа Простакова. Что? Что ты это, Пафнутьич, врешь? Я не вслушалась.

Цыфиркин. Так. Я его благородию докладывал, что в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете.

Правдин (к Кутейкину). А ты, господин Кутейкин, не из ученых ли?

Кутейкин. Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да богу изволившу, назад воротился. Подавал в консисторию челобитье, в котором прописал: «Такой-то-де семинарист, из церковничьих детей, убояся бездны премудрости, просит от нея об увольнении». На что и милостивая резолюция вскоре воспоследовала, с отметкою: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами».

Г-жа Простакова. Да где наш Адам Адамыч?

Еремеевна. Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка! Задушил, проклятый, табачищем. Такой греховодник.

Кутейкин. Пустое, Еремеевна! Несть греха в курении табака.

Правдин (в сторону). Кутейкин еще и умничает!

Кутейкин. Во многих книгах разрешается: во псалтире именно напечатано: «И злак на службу человеком».

Правдин. Ну, а еще где?

Кутейкин. И в другой псалтире напечатано то же. У нашего протопопа маленька в осьмушку, и в той то же.

Правдин (к г-же Простаковой). Я не хочу мешать упражнениям сына вашего; слуга покорный.

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

В1. Какое направление в литературе представляет «Недоросль» Д.И.Фонвизин?

В2. Определите жанр произведения.

В3. Установите соответствие между тремя персонажами и их функциональной значимостью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В4. Установите соответствие между тремя персонажами, имеющими отношение к любовному сюжету, и их намерение по отношению к Софье. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В6. Как называются пояснения, которыми сопровождается ход действия пьесы: Правдин (к Кутейкину ), Правдин (в сторону ), Правдин (к г-же Простаковой )?

В7. В своей речи Кутейкин постоянно использует «чужой текст», например, «не мечите бисера пред свиньями, да не попрут его ногами». Каков источник этой неточной цитаты?

С1. Какой художественной схемой пользуется Д.И.Фонвизин, создавая образы учителей Митрофанушки?

С2. В комедии «Недоросль» создан социально значимый и эстетически ёмкий образ «низкого» учителя. Какое развитие получил этот образ в произведениях 19 века.

Тест

Фонвизин «Недоросль»

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Ведь, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я ведь сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну! беда моя! сон в руку!

Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин.

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын, Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан . Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось либо...

Г-жа Простакова. Так авось либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевной отходят.

В1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль».

В2. Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе 18 века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе Д.И. Фонвизина.

В3. Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?

В4 . По ходу действия пьесы даются авторские пояснения и замечания («в сторону», «разнежась», «с досадою»). Каким термином они обозначаются?

В5. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литератуоною норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи.

В6. Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?

В7. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.

С1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

С2. В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И.Фонвизина?

Тест

Фонвизин «Недоросль»

Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.

Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?

Правдин . Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

Стародум . Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.

Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...

Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...

Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.

Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Правдин . Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, - тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Правдин . Справедливо. Великий государь дает...

Стародум.

Правдин . Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...

Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех пауках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

В1. В рамках какого литературного направления создавалась пьеса Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

В2. Идеи какой эпохи пропагандируются в данном фрагменте пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

В3. Укажите название жанра драматургии, к которому принадлежит пьесаД.И.Фонвизина «Недоросль»?

В4 . Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами:

«Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; моста и чины тем, кто достоин.

Правдин . Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...»?

В5. Как называется изречения, выражающие в лаконичной форме законченные и обобщённые мысли: : «Великий государь есть государь премудрый», «каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно…», «наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло» и др.?

В6. Укажите фамилию героини пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль», в которая в данном фрагменте пьесы названа злой помещицей».

С1. Почему Д.И.Фонвизин так много места в данном фрагменте уделяет рассуждениям о «великом государе»?

С1. Какова главная тема данного фрагмента и как она соотносится с общей проблематикой пьесы.

С2. Какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?

Тест

Фонвизин «Недоросль»

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?Правдин. А вы считаете себя в праве драться тогда, когда вам вздумается?Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. (Г-же Простаковой.) Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.Г-жа Простакова . Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства? * * "Указ о вольности дворянской", изданный в 1762 году Петром III,предоставлял дворянству ряд преимуществ, в том числе освобождал дворянот обязательной службы государству. Простакова же понимает указ какразрешение дворянам делать все, что им захочется. Стародум. Мастерица толковать указы!Г-жа Простакова . Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову... (Порывается идти.)Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш идеревни.Простаков. А! До чего мы дожили!Г-жа Простакова . Как! Новая беда! За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа...Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!Скотинин. Ба! ба! ба! Да этак и до меня доберутся. Да этак и всякойСкотинин может попасть под опеку... Уберусь же я отсюда по-добру, по-здорову.Г-жа Простакова . Все теряю. Совсем погибаю!Скотинин (Стародуму). Я шел было к тебе добиться толку. Жених...Стародум (указывая на Милона). Вон он.Скотинин. Ага! Так мне и делать здесь нечего. Кибитку впрячь, да и...Правдин . Да и ступай к своим свиньям. Не забудь, однако ж, повестить всем Скотининым, чему они подвержены.Скотинин . Как друзей не остеречь! Повещу им, чтоб они людей...Правдин. Побольше любили, или б, по крайней мере...Скотинин . Ну...Правдин. Хоть не трогали.Скотинин (отходя). Хоть не трогали.

В1. Каким элементом в развитии сюжета произведения является данный фрагмент?

В2. Определите жанр произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

В3 . Какому литературному направлению принадлежит реализованное в этой пьесе требование соблюдение единства времени, места и действия.

В4. Фрагмент передаёт речевое общение персонажей. Как в литературоведении называется такая форма организации речи?

В5. Останавливая ее; отходит, всплеснув руками; указывая на Милона – Напишите название подобных авторских замечаний в тексте драматургического произведения.

В6. Реплика Правдина «Мастерица толковать указы» употребляется в речи как законченное умозаключение, краткое суждение, высказанное в образной форме. Как называются подобные суждения?

С1. Имя Митрофан в переводе с греческого означает «подобный матери». Оправдывает ли герой своё имя? Обоснуйте свою точку зрения.

С2. Какие основные темы пьесы «Недоросль» нашли продолжение и развитие в русской литературе 19 века? Укажите авторов и название произведений.

Тест

Фонвизин «Недоросль»

Г-жа Простакова . А! Это, батюшка, Митрофанушкины учители, Сидорыч Кутейкин...

Еремеевна. И Пафнутьич Цыфиркин.

Митрофан (в сторону). Пострел их побери и с Еремеевной.

Кутейкин. Дому владыко мир и многая лета с чады и домочадцы.

Цыфиркин. Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать, да еще пятнадцать. Несчетны годы.

Милон. Ба! Это наш брат служивый! Откуда взялся, друг мой?

Цыфиркин. Был гарнизонный, ваше благородие! А ныне пошел в чистую.

Милон. Чем же ты питаешься?

Цыфиркин. Да кое-как, ваше благородие! Малу толику арихметике маракую, так питаюсь в городе около приказных служителей у счетных дел. Не всякому открыл господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец, поверить, то итоги подвести. Тем и питаюсь; праздно жить не люблю. На досуге ребят обучаю. Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну, и то правда, человек на человека не приходит.

Г-жа Простакова. Что? Что ты это, Пафнутьич, врешь? Я не вслушалась.

Цыфиркин. Так. Я его благородию докладывал, что в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете.

Правдин (к Кутейкину). А ты, господин Кутейкин, не из ученых ли?

Кутейкин. Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Ходил до риторики, да богу изволившу, назад воротился. Подавал в консисторию челобитье, в котором прописал: «Такой-то-де семинарист, из церковничьих детей, убояся бездны премудрости, просит от нея об увольнении». На что и милостивая резолюция вскоре воспоследовала, с отметкою: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиниями, да не попрут его ногами».

Г-жа Простакова. Да где наш Адам Адамыч?

Еремеевна. Я и к нему было толкнулась, да насилу унесла ноги. Дым столбом, моя матушка! Задушил, проклятый, табачищем. Такой греховодник.

Кутейкин. Пустое, Еремеевна! Несть греха в курении табака.

Правдин (в сторону). Кутейкин еще и умничает!

Кутейкин. Во многих книгах разрешается: во псалтире именно напечатано: «И злак на службу человеком».

Правдин. Ну, а еще где?

Кутейкин. И в другой псалтире напечатано то же. У нашего протопопа маленька в осьмушку, и в той то же.

Правдин (к г-же Простаковой). Я не хочу мешать упражнениям сына вашего; слуга покорный.

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

В1. Какое направление в литературе представляет «Недоросль» Д.И.Фонвизин?

В2. Определите жанр произведения.

В3. Установите соответствие между тремя персонажами и их функциональной значимостью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В4. Установите соответствие между тремя персонажами, имеющими отношение к любовному сюжету, и их намерение по отношению к Софье. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

В6. Как называются пояснения, которыми сопровождается ход действия пьесы: Правдин (к Кутейкину ), Правдин (в сторону ), Правдин (к г-же Простаковой )?

В7. В своей речи Кутейкин постоянно использует «чужой текст», например, «не мечите бисера пред свиньями, да не попрут его ногами». Каков источник этой неточной цитаты?

С1. Какой художественной схемой пользуется Д.И.Фонвизин, создавая образы учителей Митрофанушки?

С2. В комедии «Недоросль» создан социально значимый и эстетически ёмкий образ «низкого» учителя. Какое развитие получил этот образ в произведениях 19 века.

Вариант 4 2012: 25.02.2012: 21.42

Вариант 2 2012: 25.02.2012: 21.42 Сочинения и ЕГЭ по литературе ЕГЭ онлайн Типовой вариант №7 ЕГЭ 2012 года по литературе онлайн ЕГЭ онлайн

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 - не более 2 часов, на часть 3-2 часа. Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического (или драматического) произведения и лирическое произведение). Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с произведениями других авторов. Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1-С2), требующие написания ответа в объеме 5-10 предложений. Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом (С3-С4) в объеме 5-10 предложений. Выполняя задания С1-С4, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос, избегая пространных вступлений и характеристик. Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время. Приступая к выполнению заданий части 3, выберите один из трех предложенных проблемных вопросов и дайте на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 200 слов). За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности можно получить один и более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило. Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал. Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежасъ). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо...

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевною уходят.

(B2 ВЗ B4 B5 B6 B7 Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8-B12; C3-С4.

Есть имена и есть такие даты,- Они нетленной сущности полны. Мы в буднях перед ними виноваты,- Не замолить по праздникам вины. И славословья музыкою громкой Не заглушить их памяти святой. И в наших будут жить они потомках, Что, может, нас оставят за чертой.

А. Т. Твардовский, 1966

При выполнении заданий В8-В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. B9 Есть имена и есть такие даты..."Какой прием использован в первой строке стихотворения? Ответ:

В10 B11 B12 ЕГЭ онлайн

ТЕСТЫ ПО КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ».

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Ведь, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я ведь сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова . Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну! беда моя! сон в руку!

Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин.


Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын, Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан . Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось либо...

Г-жа Простакова. Так авось либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевной отходят.

В1. Укажите жанр, к которому относится пьеса «Недоросль».

В2. Назовите литературное направление, получившее своё развитие в литературе 18 века, принципы которого нашли своё воплощение в пьесе.

В3. Приведённая сцена передаёт оживлённый разговор персонажей. Как называется подобная форма общения героев художественного произведения?

В4 . По ходу действия пьесы даются авторские пояснения и замечания («в сторону», «разнежась», «с досадою»). Каким термином они обозначаются?

В5. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литератуоною норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи.

В6. Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии?

В7. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки.

С1. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

С2. В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой?

В1. Комедия

В2. Классицизм

В3. Диалог

В4. Ремарки

В5. Просторечие

В6. Говорящие

В7. Экспозиция

Стародум и Правдин

Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.

Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?

Правдин . Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве , от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

Стародум . Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.


Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...

Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...

Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.

Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Правдин . Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, - тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Правдин . Справедливо. Великий государь дает...

Стародум.

Правдин . Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...

Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства . Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех пауках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

В1. В рамках какого литературного направления создавалась пьеса «Недоросль»?

В2. Идеи какой эпохи пропагандируются в данном фрагменте пьесы «Недоросль»?

В3. Укажите название жанра драматургии, к которому принадлежит пьеса «Недоросль»?

В4 . Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами:

« Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; моста и чины тем, кто достоин.

Правдин . Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...»?

В5. Как называется изречения, выражающие в лаконичной форме законченные и обобщённые мысли: : «Великий государь есть государь премудрый», «каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно…», «наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло» и др.?

В6. Укажите фамилию героини пьесы «Недоросль», в которая в данном фрагменте пьесы названа злой помещицей».

С1. Почему так много места в данном фрагменте уделяет рассуждениям о «великом государе»?

С1. Какова главная тема данного фрагмента и как она соотносится с общей проблематикой пьесы.

С2. Какие русские писатели пытались создать образ идеального правителя на страницах своих произведений?

В1. Классицизм

В2. Просвещение

В3. Комедия

В4. Диалог

В5. Афоризм

В6. Простаков

Правдин . Тебе не стыдно, Кутейкин?

Кутейкин (потупя голову). Посрамихся, окаянный.

Стародум (Цыфиркину). Вот тебе, друг мой, за добрую душу.

Цыфиркин . Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам, не заслужа, век не потребую.

Милон (давая ему деньги). Вот еще тебе, друг мой!

Цыфиркин . И еще спасибо.

Правдин дает также ему деньги.

Цыфиркин . Да за что, ваше благородие, жалуете?

Правдин. За то, что ты не походишь на Кутейкина.

Цыфиркин . И! Ваше благородие. Я солдат.

Правдин (Цыфиркину). Поди ж, мой друг, с богом.

Цыфиркин отходит.

Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре да потрудись расчесться с самой госпожою.

Кутейкин (выбегая). С самою! Ото всего отступаюсь.

Вральман (Стародуму). Старофа слуха не остафте, фаше фысокоротие. Фосмите меня апять к сепе.

Стародум . Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей?

Вральман. Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стешним хоспотам, касалось мне, што я фсе с лошатками.

Г-жа Простакова, Стародум, Милон, Софья, Правдин, Митрофан, Еремеевна.

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милана). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам...

Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась...

Г-жа Простакова . И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)

Софья (подбежав к ней). Боже мой! Она без памяти.

Стародум (Софье). Помоги ей, помоги.

Софья и Еремеевна помогают.

Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

Митрофан. Ды она как будто неведомо...

Правдин . Грубиян!

Стародум (Еремеевне). Что она теперь? Что?

Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками). Очнется, мой батюшка, очнется.

Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю что делать. Пошел-ко служить...

Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят.

Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!

Стародум (указав на г-жу Простакову) Вот злонравия достойные плоды!

В1. Каким элементом в развитии сюжета произведения является данный фрагмент?

В2. Определите жанр произведения «Недоросль»?

В3. Кто из героев в финале пьесы выражает авторскую оценку событий?

В4. Текст фрагмента представляет собой чередование кратких высказываний разных лиц. Как называется такой тип речевого общения в драматургическом произведении?

В5. Найдите и запишите слово из последней реплики Простаковой, которое относится к просторечию.

В6. Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии?

С2. В каких произведениях русской классики явлены «злонравия достойные плоды»?


В1. Развязка

В2. Комедия

В3. Стародум

В4. Диалог


В5. Никуды


В6. Говорящие


. «Недоросль»

1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В4

Действие второе, явление VI

Г-жа Простакова . Ну, так теперь хотя по-русски прочти зады, Митрофанушка.

Митрофан. Да, зады, как не так.

Г-жа Простакова . Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.

Митрофан. Как не такое! Пойдёт на ум ученье. Ты б ещё навезла сюда дядюшек!

Г-жа Простаков а. Что? Что такое?

Митрофан. Да! того и смотри, что от дядюшки то­ска; а там с его кулаков да за часослов. Нет, так я, спаси­бо, уж один конец с собою!

Г-жа Простакова (испугавшись). Что, что ты хо­чешь делать? Опомнись, душенька!

Митрофан . Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали.

Г-жа Простакова (вне себя). Уморил! Уморил! Бог с тобой!

Еремеевна . Всё дядюшка напугал. Чуть было в во­лоски ему не вцепился. А ни за что... ни про что...

Г-жа Простакова (взлобе). Ну...

Еремеевна. Пристал к нему: хочешь ли жениться?..

Г-жа Простакова. Ну...

Еремеевна . Дитя не потаил, уж давно-де, дядюшка, охота берёт. Как он остервенится, моя матушка, как вскинется!..

Г-жа Простакова (дрожа). Ну... а ты, бестия, ос­толбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздёрнула ему рыла по уши...

Еремеевна. Приняла было! Ох, приняла, да... Г-жа Простакова. Да... да что... не твоё дитя, бестия! По тебе робёнка хоть убей до смерти.

Еремеевна . Ах, создатель, спаси и помилуй! Да ка­бы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то б я с ним поломалась. Вот что б бог не поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти), я б и клыков беречь не стала.

Г-жа Простакова. Все вы, бестии, усердны на од­них словах, а не наделе...

Еремеевна (заплакав). Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь... рада бы не токмо что... живота не жалеешь... а всё не угодно.

Кутейкин . Нам восвояси повелите?

Цыфиркин . Нам куда поход, ваше (Вместе.)

благородие?

Г-жа Простакова . Ты ж ещё, старая ведьма, и разревелась. Поди, накорми их с собою, а после обеда тотчас опять сюда. (К Митрофану.) Пойдём со мною, Мит­рофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведёшь деточек. (К Еремеевне.) С братцем переведаюсь не по-твоему. Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная. (Отходит с Митрофаном.)

Кутейкин . Житьё твоё, Еремеевна, яко тьма кро­мешная. Пойдём-ка за трапезу, да с горя выпей сперва чарку...

Цыфиркин . А там другую, вот те и умноженье

Еремеевна (в слезах). Нелёгкая меня не приберёт!

Сорок лет служу, а милость всё та же...

Кутейкин. А велика ль благостыня?

Еремеевна. По пяти рублей на ГОД, Да по пяти пощёчин на день.

Кутейкин и Цыфиркин отводят её под руки

Цыфиркин . Смекнём же за столом, что тебе доходу в круглый год.

В1. Каков жанр пьесы «Недо­росль»?

В2 . К какому литературному направлению относит­ся творчество?

В3 . Назовите фамилию дядюшки Митрофана.

В4. В какой должности состоят бывшей семинарист Кутейкин и отставной сержант Цыфиркин в доме Простаковых?

2. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5-10 предложений) CI , C 2

С1 .В чём, по мнению госпожи Простаковой, должны проявляться материнская любовь и материнский долг?

С2 . В каких произведениях русской литературы XIX века тема образования и воспитания молодого дво­рянина выдвинута на первый план и в чем сходство и различие их героев с Митрофаном Простаковым?

Ответы:

С1 . Материнская любовь госпожи Простаковой отличается крайней агрессивностью и грубостью проявлений. В представлении Простаковой, любовью прежде всего следует считать готовность даже родному брату «впиться... в харю» и «раздёрнуть ему рыло и....... уши»,если хоть в чём-то задеты интересы Митрофанушки. Получение образования не должно мешать любимому сыну резвиться и уж тем более не должно отражаться на его здоровье: выбор между уроком и сытным обедом всегда будет сделан в пользу обеда. В финале из любви к Митрофанушке Простакова готова пойти и на преступ­ление (похищение Софьи), и на показное раскаяние. Но главное для неё - воспитать Митрофанушку на­стоящим Простаковым: «Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лёжа, летят себе и чины». Возможность лежать на боку с детства пре­доставлена Митрофану матерью; осталось дождаться чинов...

С2. Тема образования и воспитания молодого дворя­нина многократно привлекала к себе внимание русских писателей XIX века. Прямые отсылки к «Недорослю» содержатся в «Капитанской дочке»: Гринёв сообщает в первой главе, что «рос недорослем», гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчиш­ками. В рассказе о получении образования Гринёв пре­дельно ироничен: Бопре не мог научить его абсолютно ничему; зато главный свой жизненный урок «недо­росль» Гринёв получил от отца - завет «беречь честь смолоду». Иным примером является история воспита­ния Обломова в одноимённом романе. Порезвиться, сытно покушать, послушать сказку от няни - все эти возможности предоставлены ему даже в избытке, и именно они сближают принципы его воспи­тания с теми, по которым растили Митрофана Проста­кова. Однако если герою Фонвизина так и суждено остаться невеждой и невежей, то Обломов показан авто­ром как по-настоящему добрый, искренний, наде­лённый «голубиной нежностью» и золотым сердцем человек.

Прочитай отрывок пьесы и выполни все задания.Вариант 1.

Действие 3, явление 7.

Со слов: Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

До слов:Митрофан. «Поношение человеков».

Кутейкин.»И уни…»

В1. Для чего госпожа Простакова советует Митрофанушке учиться?

В2. Чем заканчивается прочитанное явление?

В3. Кем является Цыфиркин по сюжету драмы?

В4. Какой совет предлагает госпожа Простакова Митрофану, когда он решает задачу про деньги?

В5 . Какие качества Митрофана проявляются в этом явлении комедии?

В6. Какова основная проблематика пьесы «Недоросль?»

В7. По канонам какого литературного направления написана пьеса «Недоросль»?

В8. Что является основным содержанием прочитанного явления?

В9. Напиши терминологическое название словесных и грамматических форм, придающих речи героев грубоватый, стилистически сниженный оттенок: «завсегда без дела маяться изволите», «а там и женисся», «взманила».

В10. Какую роль в этом явлении играют реплики госпожи Простаковой?

В11. Можно ли назвать это явление кульминацией в развитии действия?

В12. Укажи жанр пьесы «Недоросль». Дай ему определение.

В13. Как в литературоведении называется разговор двух или более персонажей, который происходит во время действия?

Контрольный тест по комедии «Недоросль».

Прочитай отрывок пьесы и выполни все задания.Вариант 2.

Действие 5, явление 1.

Со слов: Правдин.Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.

До слов: Стародум Что такое сделалось?

При выполнении заданий В1-В7 дай ответы на вопросы в виде сочетания слов.

В1. Какое качество характера помещицы Простаковой хочет изжить Стародум?

В2. Кем по сюжету драмы является Стародум?

В3. В чьих руках содержатся способы сделать людей добрыми, по мнению Стародума?

В4. Какие слова об истинной службе человека говорит Стародум?

В5. Чем заканчивается это явление?

В6. В чём видит Стародум причину дурного воспитания Митрофана?

В7. Чем является, по мнению Стародума, наука в развращенном человеке?

При выполнении заданий В8-В13 дай развёрнутый ответ на вопрос.

В8 . Какая тема в этом явлении стала главной в диалоге Стародума и Правдина?

В9. Кто из участников этого диалога высказывает более мудрые суждения о воспитании человека?

В10. Какую фразу Стародума о просвещении можно считать крылатой?

В12. Какой известной фразой Стародума о госпоже Простаковой заканчивается комедия «Недоросль»?

В13. Какое значение приобретает в комедии слово «недоросль»?

Ответы.

Вариант 1.

В1. Для виду.

В2. Чтением Часослова.

В3. Цыфиркин- отставной сержант.

В4. Нашёл деньги, ни с кем не делись.

В5. Тупость и бескультурье.

В6. Семейно-бытовая.

В7. По канонам классицизма.

В8. Основное содержание прочитанного явления- урок арифметики Митрофана с Цыфиркиным.

В9. Просторечье.

В11. Нет, это не кульминация.

В12. Это произведение относится к жанру комедии. Комедия (от греч. «весёлая толпа»)- драматическое произведение, которое изображает жизненные положения и характеры, вызывающие смех.

В13. Диалог.

Ответы.

Вариант 2.

В1. Бесчеловечие.

В2. Добродетельным дворянином.

В3. В руках государя.

В4. «Люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми»

В5. Удивлённым вопросом Стародума.

В6. В плате невежд родителей за образование сына невеждам учителям.

В7. Лютым оружием делать зло.

В8. Основной темой диалога Стародума и Правдина стала тема воспитания человека в обществе.

В9. Стародум.

В10. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

В11. Да, можно.

В12. «Вот злонравия достойные плоды»

В13. Это слово становится синонимом глупого неуча и маменькина баловня.



Рассказать друзьям