Э. Абдуллин - Теория музыкального образования

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Выпускник музыкального факультета МПГУ. Советский и российский музыковед, методолог. Доктор педагогических наук, профессор. Аспирант и докторант композитора и педагога Д.Б. Кабалевского. Советник Секретаря (руководителя) Общественной палаты Российской Федерации. Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, член Нью-Йоркской академии наук, член Союза композиторов России, председатель диссертационного совета Д212.154.13.

Абдуллин Эдуард Борисович – один из первых выпускников будущего музыкального факультета Московского педагогического университета имени В.И. Ленина (1964). Был рекомендован кафедрой хорового пения и дирижирования в очную целевую аспирантуру университета и принят в нее. В этом же году призван на службу в армию и стал хормейстером и дирижером Ансамбля песни и пляски Московского военного округа, руководимого народным артистом РСФСР, полковником С.И. Баблоевым. В этом ансамбле функционировал единственный в мире симфонический оркестр, в основном состоящий из выпускников Московской консерватории и Института имени Гнесиных. Этим оркестром Э.Б. Абдуллину довелось дирижировать, в том числе «Поэмой об Украине» А. Александрова. Оркестровые партитуры для многих исполняемых произведений сочинял рядовой, будущий автор песни «День победы» Давид Тухманов.

После службы в армии Абдуллин возвращается на учебу в аспирантуру и одновременно создает в подмосковном Подольске детскую хоровую студию «Мелодия», которая через несколько лет становится лауреатом всесоюзного фестиваля искусств,участником Всемирной конференции по музыкальному образованию, записывает на пластинки более 50-и песен на фирме «Мелодия» для школьных занятий детей музыкой, выступает с концертами в Домском соборе в Риге, в главном Киевском храме в Киеве, в соборе Павла и Петра в городе Кутна Гора и в оперном театре в городе Чаславе (Чехия).

После защиты кандидатской диссертации под руководством Д.Б.Кабалевского, Э.Б.Абдуллин становится ассистентом, старшим преподавателем, доцентом кафедры пения и хорового дирижирования МПГИ.

С 1974 по 1981 годы принимает активное участие в создании новой программы по музыке для общеобразовательной школы под руководством Д.Б. Кабалевского, возглавившего лабораторию музыки НИИ школ МП РСФСР, становится зам. заведующего, ответственным за опытно-экспериментальную работу по программе.

Начиная с 1977 по 1981 год ведет телевизионные передачи «Учителю урок музыки» по всесоюзному четвертому каналу.

После окончания докторантуры в МПГИ Э.Б. Абдуллин защищает докторскую диссертацию в 1990 году, и в этом же году по указанию ректора института В.Л. Матросова создает и возглавляет до последнего времени первую в стране кафедру Методологии и методики преподавания музыки (сейчас Кафедра методологии и музыкально-педагогических технологий МПГУ).

Э.Б.Абдуллин автор научной школы «Методология педагогики музыкального образования», под его руководством защищено шесть докторских и двадцать пять кандидатских диссертаций. Автор более ста научных работ, в том числе монографии, учебники, статьи в ВАКовских отечественных и зарубежных изданиях. Лауреат Премии Правительства России в области образования, Член Союза композиторов России (отделение музыковедения).

Э.Б. Абдуллин – заведующий единственной в мире (с 2013 года) кафедры ЮНЕСКО при МПГУ «Музыкальное искусство и образование на протяжение жизни». При его содействии созданы: при кафедре – журнал ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование» (гл. редактор проф. Е.В. Николаева) и Научно-методический центр «Психология искусства в образовании» (рук. проф. А.В. Торопова); возрождена на Российском уровне созданная и возглавляемая долгие годы Д.Б. Кабалевским Российская общенациональная секция ИСМЕ (Международное общество по музыкальному образованию) РОСИСМЕ, возглавляемая в настоящее время А.В. Тороповой; возглавляет Учебно–методическую комиссию по музыке УМО по подготовке кадров педагогических учебных заведений при МПГУ, член ученого совета МПГУ, академик-секретарь Отделения педагогики и психологии музыкального образования Международной академии наук педагогического образования, член Нью-йоркской академии наук, председатель Научно-методического совета якутского национального проекта «Музыка для всех». С 2014 года возглавляет работу преподавателей кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» по созданию новой программы «Музыка» для общеобразовательных школ Якутии.

Доктор педагогических наук, профессор.

Биография

Аспирант и докторант композитора и педагога Д.Б.Кабалевского в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) по специальности Музыкальное образование. С 1968 года – преподаватель МПГУ. С 1974 по 1983 год совместно с Д. Б. Кабалевским создал программу по музыке для общеобразовательной школы и работал в течение семи лет учителем музыки в параллельном с Д. Б. Кабалевским классе московской школы №209. Основатель и руководитель кафедры методологии и методики преподавания музыки МПГУ. Среди докторантов, аспирантов, соискателей Э. Б. Абдуллина ок. 30 докторов и кандидатов наук.

Советник Секретаря (руководителя) Общественной палаты Российской Федерации. Председатель учебно-методической комиссии высшего музыкально-педагогического образования при Министерстве образования и науки России. Член Союза композиторов России (отделение музыкознания). Академик -секретарь Отделения музыкальной педагогики и психологии и член президиума Международной академии наук педагогического образования. Член Нью-Йоркской академии наук, член Международной академии наук высшей школы. Вице-президент Российской общенациональной секции ИСМЕ. Председатель правления Общероссийского общественного фонда "Художественное образование и культура".

Лауреат Премии Правительства России в области образования за 2011 год.

Основные труды

  • Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1990.
  • Edward B. Abdullin. Music Education in the General School and the Preperation of Music Teachers in Russia. - Moscow, 1996.
  • Теория музыкального образования (совместно с Е. В. Николаевой). - М.: Академия, 2004. ISBN 5-7695-1671-2
  • Eduard Abdullin, Elena Nikolaeva. Music Pedagogical Education in Russia between 20th and 21st Centuries. - Moscow, 2005.
  • Методика музыкального образования (совместно с Е. В. Николаевой). - М.: Музыка, 2006. ISBN 5-7140-0648-8
  • Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э. Б. Абдуллина. (Ред.) - М., 2008. ISBN 5-7695-3659-4
  • Методология педагогики музыкального образования. Изд. 3-е, испр. и доп.- М., 2010.

Высшая педагогическая школа является основной кузницей профессиональных учительских кадров. В условиях перестройки общеобразовательной и профессиональной школы, а также высшего и среднего специального образования особое значение приобретает критический анализ состояния подготовки учителей, и прежде всего общепедагогической как ядра всей системы профессиональной подготовки кадров в педвузах. Научный анализ основных тенденций развития общепедагогической подготовки, вскрытие негативных явлений, которые накапливались в течение ряда лет, выявление объективных и субъективных факторов и причин, обусловивших определенное отставание этой подготовки, ее несоответствие требованиям к школе, учителю на современном этапе развития социалистического общества позволят определить научно обоснованные пути и средства совершенствования общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов. Стоит задача критического переосмысления всего накопленного опыта, глубокого анализа многолетней практики преподавания педагогических дисциплин, определения, что из того, что накоплено, проверено многолетней практикой, сохраняет свое значение, а что должно быть изменено или обновлено иод влиянием новых тенденций и процессов.

Объективную характеристику состояния общепедагогической подготовки учителя можно дать на основе анализа, с одной стороны, ее структуры, содержания и методов в современной высшей педагогической школе и, с другой - качества работы молодых учителей - выпускников педвузов.

Структура и содержание общепедагогической подготовки учителя определяется учебными планами, учебными программами, учебниками и учебными пособиями по педагогическим дисциплинам.

Следует отметить, что до сих пор не разработана общая теория учебного плана высшей школы, в том числе высшей педагогической школы, научно не обоснована основная направленность профессиональной подготовки учителя.

Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева

Теория музыкального образования


Допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 050100 – «Педагогическое образование», профиль «Музыка»; 050100.62 – «Педагогическое образование», профили «Музыка» и «Дополнительное образование»


Рецензенты:

Л. А. Рапацкая, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор

А. В. Малинковская , доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор


© Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева, 2013

© Издательство «Прометей», 2013

Введение

В предлагаемом учебнике теория музыкального образования представлена как самостоятельный вузовский учебный предмет, который имеет свою предметную зону, категориальный аппарат, спектр проблем и т. д. При этом ставится задача раскрыть картину современного состояния теории музыкального образования как науки сквозь призму обобщения коллективного опыта выдающихся отечественных (прежде всего, Д. Б. Кабалевского, а в теории художественного образования – Б. М. Неменского) и зарубежных педагогов-музыкантов – исследователей и практиков.

Для научного обоснования теории музыкального образования как самостоятельной дисциплины активно привлекаются фундаментальные положения философии, культурологии, искусствоведения, музыкознания, теории музыкального исполнительства, музыкальной психологии и психологии музыкального образования, общей педагогики и психологии, информатики.

Теоретические проблемы, рассматриваемые в учебнике, охватывают различные стороны содержания и процесса музыкального образования. При этом в центре внимания оказываются личность и деятельность учащегося, учителя музыки и их взаимодействие с музыкальным искусством.

Общая теория педагогики содержит в себе весьма важные и необходимые для каждого педагога теоретические установки, применимые ко всем учебным дисциплинам. Вместе с тем теория музыкального образования обладает своей спецификой, своими закономерностями, знание которых необходимо музыканту для успешной практической педагогической работы.

В содержании учебника представлены характеристики различных научных позиций по отношению к одной и той же рассматриваемой проблеме. Такой подход способствует развитию теоретического мышления и рефлексивного критического (в широком смысле этого понятия) отношения к проблемам теории и практики музыкального образования, формированию собственной профессиональной позиции.

К каждому разделу учебника прилагается комплекс вопросов и практических заданий, ориентированных как на выявление качества усвоенных знаний, так и на самостоятельный теоретический анализ различных, порой противоположных, научных позиций педагогов-музыкантов. При этом многие из них предполагают углубленное рассмотрение той или иной концепции и их сравнительный анализ. Некоторые задания предусматривают изучение конкретных музыкально-педагогических ситуаций и возможные способы их разрешения.

В приложениях к учебнику представлены фрагменты из фундаментальных трудов, в которых получают раскрытие различные вопросы теории музыкального образования.

Глава 1. Теория музыкального образования как учебный предмет

Поднять на новый, теоретически более осознанный и практически более результативный, уровень всю жизнь общеобразовательной школы и всю систему подготовки музыкально-педагогических кадров.

Д. Б. Кабалевский

1.1. Сущность теории музыкального образования

Проблема повышения профессионального уровня специалистов становится все более острой. Дилетантизм – антипод профессионализма – губит качество всякой работы, а это особенно опасно и потому недопустимо в педагогической деятельности, поскольку речь идет о формировании личности ребенка и его образовании.

Будущий педагог-музыкант, желающий стать профессионалом в своем деле, должен овладеть теорией музыкального образования, без которой достижение профессионального мастерства практически невозможно.

Теория музыкального образования рассматривает следующие аспекты:

Положения и закономерности, раскрывающие возможности искусства и педагогики в музыкальном воспитании, обучении и развитии учащихся;

Представление о ребенке как субъекте музыкального образования;

Приоритетные профессиональные качества личности педагога-музыканта;

Целостную модель компонентов музыкального образования;

Сущность, виды и особенности профессиональной деятельности педагога-музыканта.

В настоящем учебнике теория музыкального образования рассматривается в качестве самостоятельного вузовского учебного предмета. В нем находит отражение современное состояние педагогики музыкального образования, которая, в свою очередь, охватывает различные аспекты теории и практики. При этом авторами ставится задача охарактеризовать теорию музыкального образования на основе обобщения коллективного опыта педагогов-музыкантов – исследователей, выдающихся мастеров исполнительского музыкального искусства, музыкальных педагогов-практиков.

«Педагогика музыкального образования» как научный термин

В настоящее время в среде педагогов-музыкантов распространен термин музыкальная педагогика. Однако многие ученые возражают против подобной терминологии. Так, известный методолог В. В. Краевский отмечает, что «в последнее время появились десятки новых “педагогик”, среди них: “театральная педагогика”, "музейная педагогика” и т. д. Процесс пошел давно, а сейчас принял обвальный характер. Новые педагогики плодятся, как кролики, потом разбегаются, как тараканы. Если педагогик слишком много, теряется смысл самого термина, его категориальность».

Исследователь в области теории и методики музыкального обучения и воспитания Т. Г. Мариупольская также считает, что термин музыкальная педагогика, как и термины педагогика искусства, художественно-творческая педагогика, строго говоря, не корректны с научной точки зрения. Вместе с тем автор полагает, что ввиду их широкой распространенности в кругах специалистов, занимающихся преподаванием музыки (живописи и др.), в отдельных случаях подобные терминологические «симбиозы» могут быть использованы.

Данную позицию по отношению к термину музыкальная психология разделяет и Г. М. Цыпин, отмечая, что такой термин «не вполне корректен. Однако широкое, можно сказать, традиционное использование в массовом обиходе (выходят даже учебники с таким названием) в известной мере оправдывает его употребление».

В данном учебнике по отношению к музыкально-педагогической науке в качестве основополагающего будет употребляться термин педагогика музыкального образования.

Изучение теории музыкального образования невозможно без раскрытия и усвоения важнейших понятий, определений, положений, входящих в некий обязательный тезаурус педагога-музыканта (терминологический словарь, относящийся к данной науке, предмету изучения).

Овладение будущими педагогами-музыкантами профессиональным тезаурусом педагогики, относящейся к области музыкального образования, является одним из показателей профессионализма (в теоретическом плане) педагога-музыканта, ибо обеспечивает корректность (т. е. точность, правильность) употребления специальной терминологии, помогает с профессиональных позиций анализировать специальную литературу по вопросам музыкального образования, активно участвовать в обсуждении его насущных проблем.

Приступая к изучению вузовской учебной дисциплины «Теория музыкального образования», следует обратить специальное внимание на термин музыкальное образование. В современном толковании этот термин рассматривается как интегративный, объединяющий музыкальное воспитание, обучение, развитие.

Термин музыкальное воспитание употребляется в двух значениях. В узком смысле под музыкальным воспитанием понимают воспитание прежде всего определенных качеств личности учащихся – т. е. данный термин употребляется в первую очередь в психологическом аспекте. В широком смысле – это нравственное, эстетическое, художественное воспитание.

Термин музыкальное обучение также применяется в двух значениях. В узком смысле слова под музыкальным обучением понимают освоение учащимися музыкальных знаний, умений и навыков. В широком – данный термин, помимо музыкальных знаний, умений и навыков, включает опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и их музыкально-творческой деятельности. Такое представление о содержании обучения, как мы видим, принципиально отличается от первого – оно значительно полнее и глубже.

Эдуард Борисович Абдуллин
250px
Основная информация
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения
Дата смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы активности

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна

СССР 22x20px СССР
Россия 22x20px Россия

Профессии
Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Эдуа́рд Бори́сович Абду́ллин (род. 12 августа 1940 года , Уфа) - советский и российский методолог, хормейстер, педагог. Доктор педагогических наук , профессор .

Биография

Аспирант и докторант композитора и педагога Д.Б.Кабалевского в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) по специальности Музыкальное образование . С 1968 года – преподаватель МПГУ. С 1974 по 1983 год совместно с Д. Б. Кабалевским создал программу по музыке для школьников. Вице-президент Российской общенациональной секции Международного общества музыкального образования при Музыкальном совете ЮНЕСКО (РОСИСМЕ).

Основные труды

  • Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1990.
  • Edward B. Abdullin. Music Education in the General School and the Preperation of Music Teachers in Russia . - Moscow, 1996.
  • Теория музыкального образования (совместно с Е. В. Николаевой). - М.: Академия, 2004. ISBN 5-7695-1671-2
  • Eduard Abdullin, Elena Nikolaeva. Music Pedagogical Education in Russia between 20th and 21st Centuries. - Moscow, 2005.
  • Методика музыкального образования (совместно с Е. В. Николаевой). - М.: Музыка, 2006. ISBN 5-7140-0648-8
  • Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э. Б. Абдуллина. (Ред.) - М., 2008. ISBN 5-7695-3659-4
  • Методология педагогики музыкального образования. Изд. 3-е, испр. и доп.- М., 2010.

Источники

  • Who is Who в России . - Who is who Verlag für Personenzyklopädien AG, Schweiz.

Напишите отзыв о статье "Абдуллин, Эдуард Борисович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Абдуллин, Эдуард Борисович

– Ложь, убийство, предательство... Разве нет у вас таких слов?..
– Это было давно... уже никто не помнит. Только я. Но мы знаем, что это было. Это заложено в нашу «древнюю память», чтобы никогда не забыть. Ты пришла оттуда, где живёт зло?
Я грустно кивнула. Мне было очень обидно за свою родную Землю, и за то, что жизнь на ней была так дико несовершенна, что заставляла спрашивать подобные вопросы... Но, в то же время, мне очень хотелось, чтобы Зло ушло из нашего Дома навсегда, потому что я этот дом всем своим сердцем любила, и очень часто мечтала о том, что когда-нибудь всё-таки придёт такой чудесный день, когда:
человек будет с радостью улыбаться, зная, что люди могут принести ему только добро...
когда одинокой девушке не страшно будет вечером проходить самую тёмную улицу, не боясь, что кто-то её обидит...
когда можно будет с радостью открыть своё сердце, не боясь, что предаст самый лучший друг...
когда можно будет оставить что-то очень дорогое прямо на улице, не боясь, что стоит тебе отвернуться – и это сразу же украдут...
И я искренне, всем сердцем верила, что где-то и вправду существует такой чудесный мир, где нет зла и страха, а есть простая радость жизни и красоты... Именно поэтому, следуя своей наивной мечте, я и пользовалась малейшей возможностью, чтобы хоть что-то узнать о том, как же возможно уничтожить это же самое, такое живучее и такое неистребимое, наше земное Зло... И ещё – чтобы уже никогда не было стыдно кому-то где-то сказать, что я – Человек...
Конечно же, это были наивные детские мечты... Но ведь и я тогда была ещё всего лишь ребёнком.
– Меня зовут Атис, Человек-Светлана. Я живу здесь с самого начала, я видел Зло... Много зла...
– А как же вы от него избавились, мудрый Атис?! Вам кто-то помог?.. – с надеждой спросила я. – Можете ли вы помочь нам?.. Дать хотя бы совет?
– Мы нашли причину... И убили её. Но ваше зло неподвластно нам. Оно другое... Так же, как другие и вы. И не всегда чужое добро может оказаться добром для вас. Вы должны найти сами свою причину. И уничтожить её, – он мягко положил руку мне на голову и в меня заструился чудесный покой... – Прощай, Человек-Светлана... Ты найдёшь ответ на свой вопрос. Покоя тебе...

Рассказать друзьям