Эгоизм: что это такое? Виды людей эгоистов. Эгоизм - что это такое, как он проявляется

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Эгоизм

(от лат. ego - я) - ценностная ориентация субъекта , характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп . Проявлениям Э. присуще субъекта к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие Э. и превращение его в доминирующую объясняется серьезными дефектами воспитания . Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная и личности ребенка, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном , себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группе может привести к отчуждению как переживанию субъектом одиночества во враждебном ему мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях Э. необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря которому якобы обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении Э. выступает как противоположность альтруизму . Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и ОНИ, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и ОНИ объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общности, которой он принадлежит. Таким образом, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива «или Э., или альтруизм» оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет коллективистская .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эгоизм

Ориентация ценностная субъекта, характерная преобладанием в жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и групп социальных. Проявлениям эгоизма присуще отношение к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или к группе социальной может привести к отчуждению - переживанию одиночества во враждебном мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях, принятых на Западе, эгоизм необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря коему обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении эгоизм выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы эгоизма и альтруизма отражает изначальное противопоставление Я и Они. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общества, коему он принадлежит. Итак, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности в коллективе, то альтернатива эгоизм-альтруизм оказывается мнимой. Подлинная альтернатива - противопоставление и эгоизму, и альтруизму такого поведения, когда субъект действенно относится к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в коллективе (см. ).


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Эгоизм

   ЭГОИЗМ (с. 641)

Многие поколения наших соотечественников выросли под благородными лозунгами: «Общественное выше личного», «Жить для других!», «Счастье в том, чтобы отдавать, а не брать»... На этом фоне всякое стремление отдельного человека отстоять свои личные интересы воспринималось подозрительно, как нежелательное антиобщественное поведение. Назвав человека эгоистом, можно было жестоко обидеть, подчеркнув тем самым, что он не таков, как все нормальные порядочные люди, а наоборот-самовлюбленный корыстный отщепенец.

Времена меняются, меняются и нравы. Самый популярный сегодня лозунг: «Каждый за себя, один бог за всех». И как часто бывает при резких переменах в общественном настроении, в сознании почти каждого отдельного человека наступила какая-то сумятица. Какие принципы исповедовать? Самопожертвования и самоотдачи? Но так не проживешь в нынешних непростых условиях и уж наверняка не добьешься ощутимых успехов. Может быть, сосредоточиться на себе, любимом? Но получить от этого полное удовлетворение не удается: мешают глубоко укоренившиеся в сознании (или даже в подсознании) гуманистические принципы. Да и отношения с окружающими складываются не очень гладко и большой радости не приносят: человеку, сосредоточенному на себе, искренней симпатии от других не дождаться.

Особенно беспокоятся родители: как воспитывать своих подрастающих детей? Альтруистами и бессребрениками? Но сможет ли тогда повзрослевший малыш самоутвердиться в условиях жесточайшей конкуренции и хоть чего-то добиться в изнурительной жизненной гонке? Но если он, наоборот, вырастет эгоистом, то не превратится ли в итоге в бездушного манипулятора, которому не только ближние и дальние, но и родные мама с папой нужны, лишь пока полезны? Поэтому неспособность ребенка учитывать интересы окружающих настораживает многих родителей.

Впрочем, родителей можно успокоить. На примере растущего ребенка можно, так сказать, в естественных условиях наблюдать общие законы становления личности, присущие всякому человеку.

Человек приходит в мир с неосознаваемой (сознания еще нет и в помине) установкой: этот мир существует ради него, вращается вокруг его персоны и служит удовлетворению его потребностей. Правда, потребности эти поначалу очень просты: насытиться, поспать, отправить естественные нужды, избавиться от боли и неудобства. Самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность младенец не может, эта обязанность всецело ложится на взрослых. И если они пренебрегут этой обязанностью, малыш попросту погибнет. Вот и прислушиваются мамы и папы, бабушки и дедушки к пока еще нечленораздельным требованиям малыша, спешат их удовлетворить. А как же иначе?

Первые годы жизни проходят под знаком сосредоточенности ребенка на самом себе. Это его естественное состояние, которое не должно внушать опасений. Сетования мамы трехлетнего малыша, что ее ребенок растет эгоистом, - неоправданное преувеличение. Эту стадию в своем развитии проходит любой ребенок. Правда, специалисты избегают слова «эгоизм», предпочитая в данном случае говорить о так называемом эгоцентризме. В психологической трактовке это понятие не содержит никакой моральной оценки, поскольку характеризует не столько уровень нравственности, сколько общую познавательную позицию.

Конечно, сетования старшего поколения на эгоизм молодых - это во многом дань традиции: во все века старшие упрекали младших. Однако сегодня для таких упреков оснований больше, чем обычно. Выросшие в атмосфере комфорта и благополучия, окруженные безотказной заботой родителей, современные молодые люди (и это объективно засвидетельствовано научными исследованиями) в массе своей более эгоистичны, чем их сверстники в былые времена. Какой же вывод из этого следует сделать родителям? Погрузить дитя для его же блага в пучину невзгод и испытаний? Разумеется, нет. Но и противоположной крайности желательно избегать. Ребенок с малых лет должен усвоить, что исполнение его желаний происходит не автоматически, а зависит от множества условий. И, идя навстречу запросам других людей, легче удовлетворить собственные желания.

Но возможно ли в принципе воспитать человека, абсолютно чуждого эгоистичности? Эгоистом принято называть того, кто самого себя любит больше, чем кого бы то ни было, и печется лишь о своих интересах, пренебрегая чужими. Попробуем построить своеобразный нравственный идеал, так сказать, от противного. И перед нами предстанет индивид, преисполненный бескорыстной любви к окружающим, но напрочь лишенный любви к себе. Чужие потребности он с готовностью спешит удовлетворить, а о своих думает в последнюю очередь. А теперь, положа руку на сердце, попытаемся вспомнить, часто ли в реальной жизни доводилось встречать таких людей. Наверное, вспоминать придется долго.

Хотя люди, не любящие себя, - отнюдь не редкость. С детства усвоив абстрактную идею, что любить себя дурно, они сурово искоренили в себе этот «недостаток». Но почему-то именно такие люди не очень приятны в общении, а по большому счету просто опасны для окружающих. Потому что никакой любви к ближним в них обнаружить не удается. Беспощадно требовательные к себе, они столь же суровы к другим, нетерпимы к ошибкам и промахам. Тех, кто безжалостен к самому себе, люди инстинктивно сторонятся, предчувствуя, что иного отношения и им не заслужить.

Недаром библейская заповедь призывает возлюбить ближнего... как самого себя! То есть любовь к себе, даже согласно строгим библейским канонам, - это вовсе не грех, а источник и отправная точка благодатной любви к ближнему.

Единственное затруднение состоит в том, что безусловное соблюдение этой заповеди несовместимо с биологическими законами. Нравится нам это или нет, но эгоизм - неотъемлемая черта всего живого. И если мы будем честны перед собой, то вынуждены признать: ни один из нас не любит всех своих собратьев, как самого себя. Когда сталкиваются противоречивые потребности и интересы, я не вправе ожидать от ближнего, что мои интересы он примет так же близко к сердцу, как свои собственные. Если допустить крайний случай: предстоит решить, чью жизнь сохранить - его или мою, я (возможно, не без колебаний и внутренних терзаний) выберу свою. Конечно, бывают и исключения - почти всякий родитель готов умереть ради спасения своего дитя. Но такого рода поступки не могут служить эталоном поведения, распространяющимся на всех окружающих.

Поэтому не будем лицемерить. Самообман порождает лишь ощущение неполноценности и чувство вины от того, что мы не на высоте провозглашенных принципов. Любовь к себе - естественное, биологически предопределенное свойство. Человек, утративший это свойство, становится в каком-то смысле ущербным. И именно в этом смысле можно говорить об ущербности эгоиста, который, как на поверку оказывается, не умеет себя любить и собственные интересы отстаивает грубо и неэффективно.

Тысячелетиями эгоизм был основой эволюции. Первоначально простейшие формы жизни типа единичных и полностью независимых клеток были подвластны закону естественного отбора. Клетки, неспособные себя защитить, быстро прекращали существование. Но было столь же естественно, что такой чистый «эгоизм» приводит к опасным столкновениям, поскольку выгода одного организма достигается в ущерб другому. И некоторая степень альтруизма возникла как более высокая ступень эволюции. Одноклеточные начали объединяться в более сильные и сложные многоклеточные организмы. Клетки отказались от независимости и специализировались, взяв на себя функции защиты, питания, перемещения в пространстве. При этом жизнеспособность целого значительно возросла, увеличив тем самым благополучие составляющих его единиц.

Точно так же и люди сформировали пруппы взаимного сотрудничества и страховки - семьи, племена и нации, в которых «альтруистический эгоизм» служит ключом к благополучию.

Так и в своем индивидуальном развитии человек первоначально сознает лишь самого себя, и только впоследствии, благодаря развитию мысли, начинает понимать, что между ним и ему подобными существует более или менее тесная связь, способствующая его собственному благополучию. Таким образом, чувство солидарности не является изначальным инстинктом, как себялюбие, а стало лишь позднейшим приобретением, как в истории человеческого рода, так и в жизни отдельного человека. Альтруизм вовсе не противоположен эгоизму, а только его углубление и расширение. Человек доходит до идеального понятия о солидарности так же, как он дошел до практической мысли об устройстве общественных учреждений, то есть после того, как он понял, что они ему полезны.

Тот, кого мы называем эгоистом, полноценного понимания этой истины просто не достиг. Он подобен неприкаянной клетке, которая тянет все жизненные соки на себя и рано или поздно отторгается организмом.

Канадский физиолог Ганс Селье, ювестныш своим учением о стрессе, является также создателем философской концепции альтруистического эгоизма. По мнению Селье, благородную, но нежизненную заповедь «Возлюби ближнего как себя самого» следует заменить лозунгом «Заслужи любовь ближнего». Никто не может пользоваться жизненными благами, сам собой ничего не представляя и не составляя никакого интереса и пользы для других людей. Лишь тот человек, который сумел чего-то добиться в жизни, заслуживает подлинного самоуважения и любви окружающих, поскольку его достижения так или иначе приносят какую-то пользу людям. Понимая, что люди ценят его вклад в общее благополучие, человек может искренне любить себя, не мучаясь угрызениями совести. А его любовь к ближнему и выражается в тех реальных делах, которые позволяют ему благоденствовать самому и не могут не нести блага другим.

И не стоит рассуждать о преимуществах альтруизма или эгоизма. В нормальном человеке эти свойства неразрывно слиты, как инь и ян, как две стороны одной монеты. Разумное сочетание этих противоречивых, но взаимозависимых черт и есть основа душевного благополучия.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Эгоизм

Склонность действовать преимущественно в собственных интересах.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "эгоизм" в других словарях:

    эгоизм - Эгоизм … Словарь синонимов русского языка

    ЭГОИЗМ - (от. лат. ego я), принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, забота о своём «Я» и его интересах даже ценой блага других. Э. противоположен альтруизму. В переносном смысле говорят о групповом… … Философская энциклопедия

    Эгоизм - Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов

В этой статье мы поговорим про такую черту характера как эгоизм. Я отвечу на вопрос что такое эгоизм , расскажу о том, является ли эгоизм хорошей чертой характера или плохой, и стоит ли быть эгоистом, то есть, стоит ли стыдиться этого? Так же я расскажу, кто такой эгоист, хорошо это или плохо.

Что такое эгоизм?

Если Вы первый раз находитесь на этом сайте, то я хочу познакомить Вас с одним важным правилом: прежде чем получить ответ от меня, сначала попробуйте ответить на этот вопрос самостоятельно. Что такое эгоизм? Если бы Вас спросили, то как бы Вы ответили на этот вопрос? Я это делаю для того, чтобы Вы научились думать самостоятельно. Если Вы не можете дать полноценного ответа, то читайте статью дальше.

Эгоизм – это такое поведение, когда индивид ставит свои личные интересы выше других, то есть полностью поглощен мыслями о собственной выгоде и пользе. Слово эгоизм происходит от латинского слова ego – «я» . У всего есть противоположность, и противоположностью эгоизма является альтруизм – бескорыстная помощь и забота о других людях. была альтруисткой. А теперь риторический вопрос: кого больше: эгоистов или альтруистов? 100% эгоистов больше чем альтруистов.

Эгоизм разными личностями воспринимается совершенно по-разному. То, что считается для одного человека нормой, другим человеком это может восприниматься как чрезмерный эгоизм. Отсюда возникает следующий вопрос: «Кто такой эгоист?» .

Кто такой эгоист?

Из первого определения можно понять, что эгоист – это индивид, который заботится только о себе, думает только о себе, волнуется только о себе. На самом деле все люди эгоисты, просто кто-то больше, а кто-то меньше. Такова сущность человека, где эгоизм заложена природой. Все люди как бы смотрят в зеркало и думают только о себе любимом. Но стоит убрать это зеркало, как человек начинает понимать, что другие люди так же, как и он, тоже во многом нуждаются.

Философия эгоиста звучит одним словом – «Дай» . Эгоист это тот, кто хочет только получать, и при этом ничего не отдавать взамен. Но наша жизнь устроена таким образом, что трудно получить что-то, не отдав что-то взамен. Ответьте на еще один риторический вопрос: «Человеку главное получить, или отдать?» . Вот что главное: получить или отдать? Ну конечно получить, да еще на халяву. Получать – это главный принцип эгоиста. Отдавать – это главный принцип альтруиста. Получать только для себя – это очень плохо.

Эгоизм это не так уж и плохо, как может показаться на первый взгляд. Многие люди умеют заботиться о других людях. Другие люди это, как правило, близкие люди. Это родители, жена, муж, дети, бабушка, дедушка, близкие друзья. Все мы хотим, чтобы все они жили как можно лучше. И многие люди ради этого даже готовы нарушать некоторые законы. Заботится о ком-то это тоже потребность человека, и в этом нет ничего эгоистичного. Согласитесь, что трудно жить, когда заботишься только о себе. Возникает пустота.

Отдавать, ничего не требуя взамен – тоже неправильно. Должен быть компромисс. Если я тебе дал что-то ценное, то и ты мне дай что-нибудь ценное. В этой философии нет никакого эгоизма. Именно по такому принципу нужно жить в наше время. По такому принципу живут бизнесмены. Вот представьте себе следующую картину: мужчина дарит своей девушке любовь, подарки, внимание, заботится о ней, а она взамен ему ничего не отдает. Что будет потом? Мужчина, не получая от нее энергии, рано или поздно уйдет к той, которая умеет отдавать, и та женщина останется одна. Таков закон сохранения энергии. Не возможно что-то получить, не отдавая что-либо взамен. Всегда должен быть компромисс. Эгоисты этот закон игнорируют. Они являются потребителями.

Многие богатые люди потому, что создали нечто ценное для общества. Они сначала думали о других, а потом уже о себе. Я не говорю о тех богатых людях, которые нажили свое состояние незаконными способами. Все олигархи – эгоисты, им нет дела до других.

Почему человек эгоист? Все мы люди, и у всех у нас есть свои потребности, которые необходимо удовлетворять. То есть, прежде чем помочь другим, сначала нужно помочь себе самому. Трудно помогать другим, если еще не помог себе. Согласитесь, что трудно держать фокус на ком-то другом, когда в голове мерцают свои проблемы, которые нужно решать. Человек становится эгоистом, потому что тонет в болоте своих потребностей. Если потребности убрать, то и внимание будет свободным. Это означает, что человеку ничего не будет мешать для того, чтобы начать думать о других. Думать о себе это не плохо. Все потребности, которые возникают внутри человека, заставляют его думать о себе любимом. Вот почему человек становится эгоистом.

Когда человек отдает, он тоже за это что-то получает. Многие люди обожают дарить подарки, потому что это делает других людей счастливыми. Я люблю удивлять тех людей, которые мне чем-то нравятся. Если им удалось зацепить мое внимание, то в долгу я не останусь, я обязательно чем-нибудь да удивлю. Когда человек что-либо отдает, взамен он получает . Получать благодарность очень приятно, это дает силы, энергию, и хочется делать еще больше.

Например, когда меня благодарят за этот сайт, пишут хорошие комментарии, отзывы – мне становится настолько приятно, что хочется делать больше и больше для моих читателей. Получать – это очень хорошо, отдавать еще лучше, а если есть между этим компромисс, то это как раз то, что нужно.

Многие люди думают, что все должно быть на халяву. Например, обучение. Вот представьте себе такую картину: Вы создали полезный информационный продукт и раздаете его на халяву. Вы затратили много усилий, а взамен ничего не получаете, так как отдаете свой труд бесплатно. Люди не ценят то, за что не заплатили деньги. То есть и Вы ничего не получаете и человек, которому Вы что-то дали бесплатно, тоже не получает. Он просто возьмет Ваш продукт и отложит его в дальний угол на потом. А вот если он заплатил деньги, то Ваш продукт начинает восприниматься им совсем по-другому. Он отдал деньги, и это значит, что эта вещь теперь для него имеет ценность. И он не будет откладывать изучение инфопродукта на потом, а приступит к нему немедленно. А Вы получите за это деньги, которые сможете потратить на себя или на других. В этом нет ничего эгоистичного. Таков закон обмена энергии.

Чтобы не быть эгоистом – научитесь сначала отдавать, а потом уже получать. Теперь Вы знаете, что такое эгоизм, кто такой эгоист, и по какому принципу стоит жить. Желаю Вам удачи.

что такое эгоизм, кто такой эгоист

Нравится

англ. egoism; нем. Egoismus. Ценностная ориентация; морально-этический принцип, характеризующий поведение человека, стремящегося к удовлетворению лишь собственных потребностей и интересов, пренебрегающего чужими интересами, относящегося к др. человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Одна из форм проявления индивидуализма; противопоставляется альтруизму.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭГОИЗМ

лат. ego - Я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Э. прямо противоположен альтруизму - принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему. "Как возможен альтруизм без эгоизма? Жертвующие жизнью суть альтруисты, а принимающие жертву, они - кто?", - писал в свое время Н. Федоров.

Феномен Э. полисемичен и многофункционален. В этических концепциях его сущность выводили либо из природы человека, его стремления к счастью (эвдемонизм), наслаждению и удовольствию (гедонизм); либо из потребности получить общественное признание (утилитаризм и прагматизм); либо из совокупности этих факторов (теории "разумного Э."). Б. Спиноза полагал, что человек руководствуется не моральным законом добра, а стремлением к самосохранению и личной выгоде, что свои земные интересы человек может отстоять без Бога. И. Кант относил Э. человека к "радикально злому", к стремлению сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе. А. Шопенгауэр называл Э. реальной пружиной поведения человека, проявлением его исконной природы. Французские философы 18 в. утверждали, что "разумное себялюбие", правильно понятый собственный интерес являются основой социальных добродетелей и успехов. По К.А. Гельвецию, противоречия между общественным и личным интересом порождены корыстью и невежеством людей, несовершенством законов, что преодолевается просвещением и моралью, "гуманностью". В этике Н. Чернышевского "разумный Э." означает сознательное и свободное подчинение человеком своих целей общему делу, от успеха которой выигрывает сам индивид. Феноменологически Э. отражает различные интенции человека. С одной стороны, тщеславие (стремление добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение), честолюбие (жажда первенства и признания), попытки реализовать право на счастье и самовыражение. "Моралисты говорят об эгоизме, как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности", - писал об этих желаниях А. Герцен. С другой стороны, Э. предполагает себялюбие, доходящее до эгоцентризма, корыстолюбие, равнодушие и пренебрежение к другим людям. Известны также формы группового Э. как стремления отстоять частный интерес коллектива в ущерб иным коллективным интересам. Естественно присущее природе человека моральное качество Э. должно и может быть компенсировано участливым отношением к другому, различными формами нравственной взаимности, пониманием.

Эгоист - человек, чье поведение подчиняется собственническим интересам, для кого главное мерило любого действия (или бездействия) – собственная выгода, даже если это грозит ущемлением интересов других людей.

Эгоистом чаще всего становится человек, которого в детстве излишне баловали, который не получил должного воспитания и рос в атмосфере вседозволенности и чрезмерной опеки. Вообще, все дети рождаются эгоистами, это врожденное качество сродни звериным инстинктам, ведь все звери – эгоисты. Но если то, что дикий зверь готов сражаться за свою добычу, мы воспринимаем как явление естественное, то эгоизм детский (а затем и взрослый) человеческим обществом воспринимается скорее отрицательно.

И это естественно: идя на поводу у эгоистических побуждений члена коллектива, мы рискуем стать рабами его желаний, эмоций, точки зрения. Дело ведь не только в том, что эгоист не хочет делиться, например, своей шоколадкой с остальными (здесь речь идет скорее о банальной жадности, а не об эгоизме). Эгоист не позволит вам, например, использовать свои приспособления или шаблоны, в результате чего вы тоже сможете облегчить свой труд или повысить свою производительность (а тогда он станет менее заметен для начальства). Или, например, хотя все остальные будут просто изнывать от жары, он не позволит открыть форточку, говоря, что ему холодно, и ему будет абсолютно наплевать на желания большинства, ведь главное для него – душевный и телесный комфорт своего собственного «я». Кстати, буквально слово «эгоист» переводится как «я есть».

Но есть в эгоизме и положительные моменты. Если эгоист – глава семьи, он будет истово защищать ее, заботиться о том, чтобы все ее члены были обеспечены всем необходимым – ведь ему важно осознавать, что его собственность (а именно так он относится к своей семье) достойна его самого. Чаще всего семья воспринимается эгоистом как продолжение собственного «я». Именно в таких семьях отец непременно требует, чтобы внуки не только носили его фамилию, но и его имя и отчество, то есть, были бы его полными тезками.

Еще один положительный аспект эгоизма – желание отличиться, прославить себя ведет к тому, что нередко именно эгоисты находят решения производственной проблемы, создают условия для нововведений – иными словами, способствуют прогрессу. Именно в таких случаях говорят о практическом, рациональном эгоизме, или здоровом эгоизме.

Крайний случай эгоизма – эгоцентризм, когда человек считает себя «центром Вселенной»: он может часами рассказывать о себе, любимом, нимало не беспокоясь о том, что кому-то это может быть не только неинтересно – неприятно. В отличие от эгоиста, который способен что-то сделать для других (чтобы в итоге на него обратили внимание, отметив его достижения), эгоцентрист в принципе на это неспособен, считая, что все просто обязаны быть счастливы тем, что им довелось быть знакомым с такой замечательной личностью, как он. Человек с таким характером крайне тяжело уживается и в семье, считая членов семьи лишь орудием для достижения своих целей и желаний. Зачастую это просто семейный тиран, держащий остальных членов семьи в постоянном нервном и психическом напряжении.

Если эгоизм традиционно считается отрицательной чертой характера, то его противоположность – альтруизм, считают абсолютно положительным качеством человека, когда общественное сознание полностью подчиняет себе личное начало. Именно о таком мечталось утопистам, именно так трактовался ранне большевистский подход к человеческому обществу. Но, как известно, крайности вредны во всем. И если говорить о крайностях, то как-то ближе и понятнее, когда эгоист, даже не пытаясь разобраться в существе вопроса, очертя голову бросается защищать правоту члена своей семьи или всеми правдами и неправдами стремится создать для него комфортные условия существования где бы то ни было, в ущерб остальным членам коллектива, чем когда альтруист выносит из дома последний кусок хлеба, чтобы помочь голодающим детям далекой и неизвестной страны Гваделупы.

Эгоизм как качество личности – склонность к проявлению ложного Эго в уме, чувствах, разуме, действиях и поступках.

Проявления человеческой души обнаруживаются в сознании, уме, чувствах, разуме и Эго. Например, сознание пропитывает каждую клеточку человеческого организма, даря ему жизнь, и проявляется через глаза. Эго – это ощущение себя как личности, его следы легко находятся во всех проявлениях души, то есть все тело пропитано не только сознанием, но и силой ощущения себя как личности. Поэтому человек отождествляет себя с телом, хотя тело – это лишь форма для деятельности души. Происходит своеобразный самообман – человек путает форму с содержанием, душа остается молодой, несмотря на возраст тела.

Итак, у души из-за Эго существует ощущение себя как личности. Это чувство работает сугубо в двух направлениях: или жить ради кого-то или только ради себя. В первом случае душа даже теоретически не может вообразить, как можно найти счастье, живя только ради удовлетворения своих желаний. Ей представляется, что настоящее счастье достигается, когда ты принес радость другим людям, сделал им что-то приятное и полезное. Какая радость, если рад только ты один?

В отличие от духовного мира в материальном мире душе приходится адаптироваться к условиям, когда большинство людей живет ради себя. Инструментом адаптации служит ей ложное Эго , пропитывающее ум, разум и чувства человека ощущением себя как личности, желающей жить для себя. Ложное Эго захватывает духовные атрибуты души, оставляя в покое лишь саму душу. Ложное Эго заявляет: «Это моя рука, мой ум, мои чувства, мой разум, мой муж, моя машина, мой дом, моя страна и, наконец, моя Земля». Словом, ложное Эго охватывает все стороны жизни человека. Однако если человек живет только под влиянием ложного Эго, он не способен достигнуть счастья, ибо его следует искать в сфере взаимодействия двух Эго.

Там, где истинное Эго берет вес над ложным, возникает благость. Людей, ищущих счастья в бескорыстной любви, помощи людям, можно встретить повсюду, следует лишь внимательно приглядеться к окружающему миру, выйдя за рамки эгоистичного мирка своих знакомых. Там, где истинное и ложное Эго находятся в состоянии борьбы или какого-то паритета, там процветает страсть. Такие люди находятся в страсти. И, наконец, третья категория людей – людей в невежестве, живущих сугубо для себя, наплевав на окружающий мир. Люди в невежестве полностью находятся под влиянием ложного Эго, истинное Эго у них раздавлено, придушено, живет в затравленном и рабском положении. Еще И. С. Тургенев подметил: «Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают».

Счастье – это бескорыстный путь к какой-то высокой цели ради других людей. Например, настоящая любовь может быть только бескорыстной. Мать любит свое новорожденное дитя бескорыстно без всяких мыслей: «Сначала ты мне сделай хорошо, тогда и я тебе сделаю хорошо, но ты сделай первый». Отношения, основанные на принципе: «Ты – мне, я – тебе», далеки от истинного понимания любви. Когда один из супругов понимает, что его используют, он очень обижается на корыстолюбие своей половинки. Великий педагог, человек в благости В. Сухомлинский писал по этому поводу: «Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм — это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи».

Важнейшая функция ложного Эго – вызывать боль . «Как от сердца оторвал», — говорим мы, когда приходится что-то отдавать другим. Н. Островский заметил: «Эгоист живет только в себе и для себя, и если поковеркано его «я», то ему нечем жить». Поскольку ложное Эго пропитывает все тело и духовные атрибуты души, постольку боль возникает в теле, уме, чувствах и разуме. Если человек ожег руку, автоматически возникает боль. Боль – это сигнал ложного Эго с требованием защиты. Оно дает звонок: «Ты поступаешь неправильно со своим телом. Срочно прими меры!» Например, боль в разуме означает нежелание слушать. Человека настолько переполняет ложное Эго, что ему больно слушать слова другого. Он бросается в спор, перебивает, доказывает, возмущается и оправдывается. Даже на лекции он «сидит, как на иголках» — ложное Эго вызывает боль в разуме, и ему больно слушать лектора.

Вторая функция ложного Эго – это вызывать антагонизм , сопротивление. Если человек идет во внешний мир с единственным желанием «Я хочу «перетянуть одеяло на себя»», мир, по понятным причинам, сопротивляется. Другие люди тоже чего-то хотят. Иными словами, сопротивление возникает при взаимодействии разных ложных Эго. Когда обе стороны общаются с позиций истинного Эго, конфликт невозможен. Как только одна сторона «включает» ложное Эго, мгновенно просыпается ложное Эго у противоположной стороны, сразу возникает неприятие, недоверие и нежелание слушать. Поначалу стороны терпят проявления эгоизма, затем начинают спорить, переругиваться и конфликтовать в различных формах. Иными словами, любая форма корысти вызывает антагонизм, сопротивление и столкновение ложных Эго. Природа человека так устроена, что в нее «встроена» потребность получать счастье, отдавая свою любовь другим людям. Если человек живет в невежестве, потворствует своим желаниям и страстям, он, тем самым, разрушает себя как личность.

Обе функции действуют враждебно относительно человека, поэтому и принято считать эгоизм первым врагом личности. Так, антагонизм окружающего мира не зависит от воли и желаний человека. Чем больше эгоизм, тем сильнее внешний мир сопротивляется с человеком, и он ничего не может с этим поделать. Разрушительная деятельность ложного Эго лишает человека возможности достичь счастья. Счастье – это положительный результат от разницы сил Истинного и ложного Эго. Несчастье – это положительный результат между ложным и истинным Эго. Людвиг Фейрбах, видя разницу между истинным и ложным Эго, писал: «Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным; различайте между незлобивым, невольным себялюбием, находящим удовлетворение в любви к другим, и себялюбием произвольным, намеренным, находящим удовлетворение в равнодушии или даже в прямой злости по отношению к другим». Ученый, самозабвенно работающий над открытием, которое способно принести много пользы человечеству, имеет куда более изысканный вкус счастья, чем любовница, выпросившая деньги на шубу у своего «папика».

Эгоизм и альтруизм – две стороны одной медали или два полюса. Альтруист — человек, который бескорыстно помогает другим, основываясь на действии истинного Эго. Если быть последовательным, то он проявляет здоровые формы эгоизма. Тем не менее, человек всегда находится в какой-то определенной точке на шкале «Эгоизм – Альтруизм».

Петр Ковалев 2013 год



Рассказать друзьям