Эпический жанр в античной литературе. Теория аристотеля и античный эпос

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Античная литература — это литература Древней Греции и Рима, создававшаяся в период с Х-IХ веков до н.э. по IV-V века н.э.

Античная культура принадлежит к так называемому традиционалистскому типу, то есть она направлена на воспроизведение прошлой традиции, устремлена в прошлое, в котором располагается идеал утраченного золотого века. Античная культура — колыбель европейской философии и искусства, сегодня мы воспринимаем ее как греко-римское единство, хотя стоит чуть углубиться в историю, и станет ясно, что эллинский дух и римский довольно разнонаправленны. Завоевав в 146 году до н.э. Грецию, римляне во многом усвоили культуру более старой и утонченной эллинской цивилизации. Греческие рабы были учителями в домах римской знати, знание греческого языка сделалось обязательным для образованного римлянина, римская литература ориентировалась на греческие образцы. Единство греко-римской культуры определяется лежащим в ее основе противоречием между возвышенным идеалом полиса (от греч. polis — город-государство, возникший как поселение свободных землевладельцев), где на первом месте стояли высокие гражданские и общественные ценности, и реальной практикой полисной жизни. В Афинах точно так же, как в Риме, шла постоянная борьба между разными слоями свободных граждан, между аристократическими и демократическими устремлениями, и вне вечного бурления общественных и индивидуальных интересов полисная жизнь была немыслима. В силу этой постоянной борьбы античная культура носит классический характер в том смысле, который придает термину "классический" Г. Гегель в своей "Эстетике": "Это такое общественное состояние, при котором цели и ценности коллектива находятся в равновесии с целями и ценностями личности, т. е. некое гармоническое состояние, при котором обе эти крайности уравновешивают друг друга".

Так как естественнонаучное знание о мире в эпоху античности только зарождалось, греки и римляне воспринимали мир мифологически, а мифология — это высокоразвитая эстетическая система. Космос представлялся им единым гармоническим целым, подчиненным определенному ритму. За внешним многообразием поверхности жизни античное сознание искало некую устойчивую внутреннюю первооснову (Платон — "идею", пифагорейцы — "число", Фалес — "воду", Анаксимен — "воздух", Демокрит — "атом"). Вот этот синкретизм, то есть единство античного мировосприятия, давно утраченный позднейшим европейским сознанием, и проявляется с наибольшей полнотой в древнейшей и "высшей" форме античной литературы — в эпосе.

Эпос (от греч. epos — слово, речь) определяется как рассказ о прошлом; эпический сказитель как бы вспоминает о завершенных событиях с некоей абсолютной временной дистанции. Эпос охватывает жизнь синкретически, во всей ее полноте, свободно использует весь арсенал средств художественной литературы, создает характеры сложные, становящиеся, противоречивые. Как правило, материал эпоса — общественно значимые события, оставившие след в народной памяти, однако, по словам Т. Манна, "это величие, питающее нежность к малому"; "это взгляд с высоты свободы, покоя и объективности, не омраченный никаким морализаторством". Эпическому повествователю свойственна широта взгляда на жизнь, спокойное, радостное приятие всех ее проявлений; он наделен даром "всеведения", и его равно объективное по отношению ко всем и всему неторопливое, обширное повествование оставляет у читателя чувство восхищения перед разнообразием и красотой мира, чувство глубокого морального удовлетворения. Авторская позиция в классическом эпосе характеризуется ощутимой дистанцией по отношению к описываемым событиям, автор как бы поднимается над людскими страстями, вот почему издавна принято было называть Гомера "божественным", сравнивать с олимпийскими богами.

Общепризнанной вершиной античной литературы считаются эпические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Древние не сомневались, что они были созданы легендарным певцом Гомером в VIII веке до н.э. За два последних столетия вопрос об авторстве, так называемый "гомеровский вопрос", породил огромную критическую литературу, но все так же далек от разрешения. Ни доказать, ни опровергнуть существование Гомера невозможно.

3.1 Происхождение и особенности античного эпоса.

3.2 Древнегреческий героический эпос. "Илиада" и "Одиссея" Гомера.

3.3 Древнегреческий дидактический и генеалогический эпос.

"Труды и дни", "Теогония" Гесиода.

3.4 Древнеримский эпос. "Энеида" Вергилия.

3.1 Эпос (от греческого "повествование, рассказ, история") – один из трех основных родов поэзии наряду с лирикой и драмой, литературно-художественное произведение объективно-повествовательного характера. В собственном специфическом смысле эпосом преимущественно называются древние сказания.

Героический эпос – масштабное повествование о подвигах героев и деяниях богов. Берет исток в культе героя, подобно тому, как сам этот культ развивается из заупокойных плачей. Со временем эти плачи развились в целые песни о жизни и подвигах героя, получили художественное оформление. Постепенно песнь в честь героя стала самостоятельной и развилась в отдельный жанр. К античному героическому эпосу относятся "Илиада" и "Одиссея" Гомера и "Энеида" Вергилия.

Дидактический эпос – поучительное, наставительное повествование с элементами практических советов на бытовую тематику. Основателем данного эпического направления является Гесиод, создатель эпической поэмы "Труды и дни".

Генеалогический эпос – повествование о происхождении мира, богов и людей в рамках мифологического мировоззрения. Образцом генеалогического эпоса является поэма Гесиода "Теогония".

Особенности эпического стиля (стиль – система художественных приемов и изобразительных средств):

· архаизация;

· гиперболизация;

· героизация;

· торжественность тона, возвышенная речь, для воплощения которой используется определенный стихотворный размер – гекзаметр дактилический (сочетание шести дактилей);

· величавое спокойствие;

· двуплановость событий (люди и боги);

· эпическое раздолье (подробные описания, замедление действия);

· многочисленные повторения, формулы, эпитеты;

· развернутые сравнения;

· закон хронологической несовместимости, согласно которому действия показаны не одновременно, а вытягиваются в цепочку (линеарное повествование).

3.2 Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" были созданы в IX–VIII веках до н.э. на основе народных сказаний. Составителей этих поэм, вероятно, очень много, но художественное единство предполагает какого-то неизвестного нам единоличного автора, оставшегося в последующей традиции под именем слепого Гомера. Об этой личности существует множество легенд, что привело к возникновению так называемого "гомеровского вопроса". Сущностью этой проблемы являются споры ученых о единообразии и единоавторстве "Илиады" и "Одиссеи". Большинство признают существование единого организующего начала поэм с уточнением последовательности и принципа их написания.

"Илиада" охватывает события 50 дней из десятого года войны греков с Троей. Поэма дает максимально насыщенное изображение военной жизни, воинского быта, затрагивает также общечеловеческие принципы. Основные герои поэмы – Ахиллес, Гектор, Агамемнон, Аякс, Одиссей, Парис. События разворачиваются вокруг одной темы – гнев Ахилла. Однако обилие сопутствующих деталей создает впечатление, что это повествование посвящено в целом жизни людей и богов. Фабула "Илиады" выстроена наивно и незамысловато, так как автор еще не сумел показать пространственную и временную перспективу событий. Война представлена как цепочка отдельных поединков. Все герой – божественны, мужественны, доблестны, но в то же время отличаются характерными чертами, запечатленным в постоянных эпитетах (хитроумный Одиссей, быстроногий Ахилл, шлемоблещущий Гектор). Все вместе они, сохраняя свою индивидуальность, составляют эпический идеал воина-человека.

Напротив, "Одиссея" изначально предстает как поэма мирной жизни, где описываются странствия, приключения, хозяйственная деятельность, но при этом человеческие несчастья являются одним из центральных мотивов. Сюжет "Одиссеи", в отличие от "Илиады", не является линеарным. Повествование начинается с момента, близкого к развязке, а затем события развиваются ретроспективно. Действие неоднократно прерывается вставными эпизодами, что позволяет Гомеру затронуть еще множество тем. В произведении представлен не только архаический быт, но и кодекс морали, например, обычаи гостеприимства, похоронный обряд, обмен дарами и др. Все это позволяет судить о высоком уровне цивилизации греческого народа эпохи архаики. Образы "Одиссеи" отличаются целостностью и живостью, они отражают гуманистический идеал эпохи. Гомеру удалось глубоко философски осмыслить идеал человека. Эта поэма более зрелая по сравнению с "Илиадой".

Одиссей убивает женихов

В "Илиаде" и "Одиссее" выражены основные постулаты того времени .

1. Война осуждается как огромное бедствие для людей. Насилие ненавистно и людям, и богам. Война признается только при условии ее морального оправдания (оборонительная война), и поэтому симпатии Гомера на стороне Гектора, который сражается и погибает за свою родину. Гомер сочувствует человеку, который должен нести тяготы войны. Особенно чувствуется его симпатия к троянцам, поскольку они должны защищать свой город.

2. Отечество – самая большая ценность.

3. Вера в богов и демонов в эпосе Гомера совершенно реальная, но это такие же художественные персонажи, как и обыкновенные люди. Гомеровские поэмы отличаются ироническим изображением божественного и героического мира, характерным для восходящей цивилизации.

4. Любование вещами, созданными руками мастеров. Часто используются экфрасисы – литературное описание рукотворных предметов исключительно ради эстетических целей.

5. Склонность к авантюрно-сказочным сюжетам, которые имеют определенную цель: восхищать и забавлять досужего и прихотливого слушателя.

3.3 Гесиод – второй после Гомера великий эпический поэт архаического периода, первая достоверно известная личность в греческой литературе. Источником сведений о Гесиоде являются его собственные высказывания в поэмах. Гесиод был первым и, вероятно, единственным греческим поэтом-земледельцем. Однако он не был ни самоучкой, ни самородным талантом. Он пользовался дактилическим гекзаметром, писал на гомеровском диалекте, его поэтическая техника была заимствована у бродячих рапсодов, которые, возможно, и научили его поэтическому мастерству. Первым по времени произведением Гесиода считается "Теогония" , своеобразная "родословная богов", в которой Гесиод попытался собрать воедино и упорядочить все греческие представления о сотворении мира, богах и героях.

"Труды и дни" – дидактический эпос, адресованный брату Персу. Его свободная цепная композиция полностью отлична от стройной композиции гомеровских поэм. Изменяется и позиция автора-рассказчика: автор "Илиады" и "Одиссеи" полностью скрыт за воспеваемыми им событиями и навсегда остается для нас неуловимым образом, в то время как Гесиод выступает в своей поэме как человек-повествователь, который сам рассказывает о себе и стремится донести до других людей, и, прежде всего, до своего брата, собственные взгляды. Произведение Гесиода должно было убедить Перса, что для того, чтобы поправить свое материальное положение, ему нужно вступить на путь честного труда на родной земле, а не вести процесс и давать взятки судейским. Этой цели служит картина мира, управляемого Зевсом, справедливым и мудрым владыкой. С этой точки зрения Гесиод определяет место человека, обязанностью которого является добросовестный труд и подчинение законам.

3.4 Публий Вергилий Марон жил и творил в эпоху расцвета римской культуры и литературы (I век до н.э.) Мировую славу ему составили произведения "Буколики" ("Пастушеские стихотворения"), "Георгики" ("Земледельческие стихотворения") и особенно "Энеида".

Эней и Дидона

"Энеида" стала национальным римским эпосом, так как в ней автор, опираясь на судьбу мифического героя Энея, описал практически всю историю становления Римской империи. Двенадцать песен поэмы носят следы недоработки, в них имеется ряд противоречий. Вергилий перед смертью велел сжечь поэму, но по распоряжению императора Августа она была издана. Исторической основой появления "Энеиды" был грандиозный рост римского государства, требовавший исторического и идеологического обоснования, для чего был использован мифологический сюжет. Вергилий хотел в самой торжественной форме прославить империю Августа, который у него является наследником древних римских царей и потомком Венеры. Кроме того, это глубоко национальное и патриотическое произведение, ведь Август, по мнению поэта, был самым ярким представителем и выразителем взглядов

римского народа.

Повествование состоит из двух частей: первая посвящена странствиям Энея от Трои до Италии, а вторая – войнам в Италии с местными племенами. Образцом для подражания служил Гомер, так что первую часть можно назвать подражанием "Одиссее", а вторую – "Илиаде". В композиции "Энеиды" сознательно используются гомеровские мотивы, но есть также принципиальные различия. В произведениях Гомера имеет место масса сказочных мест, у Вергилия же Эней скитается по конкретным местам, где до него были троянцы и греческие колонисты. Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать о своей судьбе, а Эней узнает там будущее римского государства и своих потомков. В "Энеиде" расширяется и совершенствуется отражение духовного мира человека. Если у Гомера в центре внимания находится сфера поступков, то у Вергилия – сфера переживаний. В "Энеиде" военная слава не имеет самоценности, а по внутреннему напряжению, скрытому за внешней пассивностью, образ Энея не имеет равных. Гомер подробно описывает второстепенных персонажей, тогда как у Вергилия все внимание направлено на главного героя. Немаловажную роль в обоих эпосах играют боги, только у Гомера они доступны и приземлены, а у Вергилия – возвышены, лишены эмоций и чувств. Гомеровский эпос – это эпос свершений, в то время как "Энеида" – эпос судьбы, предопределения. Эпизоды "Энеиды", в отличие от гомеровских поэм, расположены с особой тщательностью. Четные книги отличаются особым напряжением, а нечетные – его спадом, что образует единый ритм. Единая и цельная структура произведения соединила традиционные эпические средства выразительности, доведя их до совершенства.

Художественная действительность "Энеиды" отличается подчеркнуто римскими чертами. Монументальность эпоса здесь доведена до изображения мировой римской державы, а индивидуализм воплощен в зрелую психологию, рисующую не только подвиги, но и колебания, неуверенность, конфликты. Вергилий выступает как один из крупнейших античных моралистов. Его произведение исполнено осуждения войны и любви к простой мирной сельской жизни.

Художественный стиль "Энеиды" далек от классической простоты и наполнен многочисленными и противоречивыми элементами. Он отличается сжато-напряженным характером.

Сразу после своего издания "Энеида" была канонизирована современниками, и уже древняя литература полна преклонения перед Вергилием. "Энеида" стала предметом изучения в школах, отдельные стихи стали крылатыми выражениями. С приходом христианства Вергилий стал еще более популярен, так как его пророчество о пришествии императора Августа трактовали как пророчество о Христе. Только в Новое время началось критическое отношение к Вергилию как к поэту, лишенному гомеровской естественности, что, однако, не было его полным отрицанием, а лишь ставило в определенные исторические рамки.

Древнегерманский эпос: англосаксонская поэма «Беовульф». Соотношение языческой традиции и христианских влияний. Фольклорно-мифологическое, историческое и литературное начала. Французский героический эпос: «Песнь о Роланде». Исторический факт и эпический вымысел. Параллелизм образов. Своеобразие испанского героического эпоса. Народные идеалы «Песни о моем Сиде». Романсные черты поэмы. Немецкий героический эпос: «Песнь о Нибелунгах». Элементы старинного сказания и их феодально-христианская обработка. Сказочные мотивы и влияние рыцарского романа. Раннее Просвещение. «Робинзон Крузо» Д. Дефо и его буржуазно-просветительские идеалы. Творчество Дж. Свифта. Публицистика, характер юмора. «Путешествия Гулливера»: проблема жанра; философский подтекст; значение романа Семейно-бытовой роман: С. Ричардсон и его герои. Английский вариант просветительского реализма. Романы О. Голдсмита и Т. Смоллетта. Творческий путь Г. Филдинга. Продолжение свифтовских традиций, полемика с С. Ричардсоном. Положительный герой и проблема типизации у Филдинга. Эстетические позиции Г. Филдинга-юмориста. Кризис просветительских иллюзий. Стерн и английский сентиментализм. Значение романов Л. Стерна для европейской культуры. Театр конца века: творчество Р. Б. Шеридана. Английский предромантизм. «Готический роман» и его создатели. «Песни Оссиана» Дж. Макферсона: литературная мистификация и ее общественный резонанс. Народная лирика Р. Бернса. Бюргерское просветительство и его литература. Эстетика раннего классицизма. Эстетическая теория Винкельмана. Проблема национального своеобразия в культуре. Лессинг и его борьба за новое немецкое искусство. Гердер как теоретик и вдохновитель штюрмерского движения. Эстетика «Бури и натиска»; неоднородность течений и художественных манер. Раннее творчество Гете. Драматургия Шиллера штюрмерского периода. Шекспиризм и бунтарское начало в драматургии Гете и Шиллера. «Национальная идея» и ее художественное воплощение в публицистике, театре и романе. «Страдания молодого Вертера» как вершина штюрмерской художественной практики. Исторические события и «литературная революция» ро мантизма. Романтизм как принцип мировидения и как творческий метод. Теоретические постулаты раннего романтизма и философия рубежа XVIII - XIX веков. Связь нового искусства с просветительской традицией и разрыв с предшествующей художественной системой. Романтический субъективизм и двоемирие. Новое отно шение к личности и специфика романтического героя. Ранний этап немецкого романтического движения как «теоретический период» в истории национального рома нтизма. Философская основа йенского романтизма: И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг. Теоретические труды Ф. Шлегеля. Влияние политического устройства и экономического развития страны на литературный процесс. Идейно-художественная основа романтизма Дж. Байрона. Характерные черты «байронизма» - герой, сюжет, пейзаж. «Восточные поэмы». Романтическая условность и проблема местного и исторического колорита. Лирика и драматургия Дж. Байрона. Разновидности романтической повести и романа: исповедальный, готический и исторический. В. Скотт - создатель жанра исторического романа. Романтические традиции в историческом романе, их сохранение и преобразование в позднейшей литературе. Историческая и национальная специфика американской литературы и европейские традиции. Связь американского романтизма с Просвещением. Ранний этап романтизма. Романы Ф. Купера - цикл о Кожаном Чулке. Национальный пафос и просветительские идеи. Поздний американский романтизм. Лирика и новеллистика Э. По. Жанровое многообразие его новелл. Фантастическое начало, психологизм, интерес к подсознательному, «ужасы» у Э. По. Развитие его тем и образов в мировой литературе. Г. Лонгфелло как представитель «университетской» поэзии: «Песнь о Гайавате». Середина XIX века как переходная эпоха; философия, культура, нравы. «Промышленный век», особенности общественного сознания и их отражение в литературе. Реализм как мировоззрение, художественный метод и литературное направление. Борьба и взаимодействие романтизма и реализма в жизни и в искусстве. Преодоление и использование писателями-реалистами романтических штампов. Основные этапы становления и развития критического реализма, его идейно-художественная специфика. О. Бальзак - дитя и воплощение XIX века во всех его противоречиях. Легенды и факты биографии О. Бальзака. Замысел и структура «Человеческой комедии» - панорамы французского общества. Синтез романтизма и реализма в эпопее: взгляд историка и художественный вымысел, романтические фантазии и социально-историческая обусловленность коллизий, типичность и индивидуальность персонажей. Правда, правдоподобие и истина в понимании Бальзака. Своеобразие художественных приемов. Новый этап эволюции реализма: развитие реализма в произведениях Г. Флобера. Г. Флобер как один из провозвестников прозы XX века. Поиски им своего стиля, проблема единства формы и содержания. Эстетическая теория Г. Флобера. «Госпожа Бовари» - трагедия несовместимости мечты и действительности. «Нечто цвета плесени». Разоблачение романтических иллюзий и издевка над обывателем. Специфика повествовательной манеры, прием монтажа, элементы импрессионизма. Другие произведения Г. Флобера и особенности его творческой эволюции. Викторианство как культурно-историческое явление. Своеобразие английского критического реализма, традиционное и новое в английской литературе середины XIX века. Своеобразие творческой манеры Ч. Диккенса. Ч. Диккенс в ряду писателей-классиков. Эволюция мировоззрения и творчества Ч. Диккенса. «Посмертные записки Пиквикского клуба» - романтические персонажи на реалистическом фоне. Очерковость романа. «Рождественский» Ч. Диккенс. Детские образы в романах «Оливер Твист», «Домби и сын». «Большие надежды» и «Холодный дом»: система человеческих ценностей в трактовке Ч. Диккенса. Борьба Добра и Зла как динамическая основа его романов. Социальная тема («Тяжелые времена»). Своеобразие психологизма Ч. Диккенса и «черный юмор». Женщины-романистки. Проблема «женской литературы» в викторианской Англии. Феномен семьи Бронте. «Джен Эйр» Ш. Бронте: сила и слабость женской души. Тонкий психологизм романа. Связь сюжетов и образов с биографией писательницы. Финал романа как романтическая «компенсация» жизненных неудач. Английский роман XIX века - классика критического реализма. Лирика Г. Гейне. Поиски идеала, критика действительности и развенчание романтических иллюзий. Романтический герой. Романтическая ирония и иронизирование над романтизмом. Сатира и пародия в стихах и поэмах Гейне. Французские поэтические школы. «Парнасцы» и их эстетика. Поэзия середины века и Ш. Бодлер. «Цветы зла» Ш. Бодлера как воплощение новой морали и эстетики; общественный резонанс. Сквозные мотивы, жанры, стилевые парадоксы. Сонет «Соответствия» - будущий «манифест» символистов. Появление в поэзии XIX века новых содержательно-стилистических черт и их дальнейшее развитие в поэзии декаданса и модернизма. Кризис миросознания, его истоки и проявления в искусстве и литературе. Атмосфера «конца века»: расчеты с прошлым и предчувствие грядущих катаклизмов. Понятие декаданса и отражение переломной эпохи в литературе рубежа веков. Картина литературной жизни. Основные литературные направления, течения, школы этого периода (общая характеристика, хронология, взаимосвязь, национальная специфика).Понятие и сущность «обновленного реализма». Роль и значение эпического цикла в переходную эпоху. «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси. Явление «форсайтизма», столкновение Красоты и Свободы с миром собственности. Постепенная переоценка ценностей в последующих романах форсайтовского цикла (образ Сомса). Викторианская эпоха и наступление XX века, отражение этого процесса в романах Голсуорси. Специфика декадентского мироощущения. Понятие модернизма, его обращенность в будущее, позднейший расцвет. Э. Золя и принципы «экспериментального романа». Цикл Э. Золя «Ругон-Маккары», его замысел, структура, проблематика. Наследственность и среда как основные факторы, определяющие человеческую жизнь (в понимании Э. Золя). Психологический и социальный аспекты эпопеи. Судьбы Жервезы Маккар и Этьена Лантье - покорность и протест, обреченность и надежда. Натурализм в романах и его смысловые и художественные функции. Мопассан - романист и новеллист. Сатира, философия, реализм в его произведениях. Жизнь и карьера в романах Г. Мопассана. Крах иллюзий Жанны де Во и развенчание романтических идеалов. Жорж Дюруа как новый «герой» своего времени, его социальная карьера и моральная деградация. Новеллистика Г.Мопассана. Основные тематические циклы новелл, их разнообразие как возможность для создания объемной картины действительности. Влияние натурализма на творчество Г.Мопассана. Эволюция новеллы. Эстетизм и творчество О. Уайльда. Истина, мораль и Красота в зеркале парадокса. Нравоучения безнравственного эстета. О. Уайльд - «ужасное дитя» своей эпохи. Проза К. Гамсуна. Человек и природа, человек и люди - продолжение поисков гармонии. Болезненность конфликта между мечтой и действительностью. Разрушение моральных норм и относительность нравственных ценностей в сознании «конца века». Традиции и новаторство в творчестве К. Гамсуна-прозаика. Влияние неоромантизма. Истоки, теория, художественное воплощение символизма. Сущность символизма в понимании А. Белого, В. Брюсова, П. Валери и др. Поэзия французского символизма, особенности поэтики и символики. А. Рембо и П. Верлен: люди-трагедии. Символистская драма. Своеобразие театра М. Метерлинка - «статический театр», «театр молчания», «театр ожидания». Темы судьбы, смерти и слепоты в его пьесах. Пьеса-сказка «Синяя птица», ее аллегоризм. Рождение «новой драмы» во второй половине XIX в. Г. Ибсен, Б. Шоу. Причины возникновения «новой драмы» и роль Г. Ибсена в ее появлении и становлении. Эволюция творчества Г. Ибсена. Аналитические пьесы. «Кукольный дом» - типичная «новая драма». Значение подтекста, смысл финала пьесы. Раннее творчество Б. Шоу - «интеллектуальная драма». Значение дискуссий в пьесах. Эксцентрика и парадокс, элементы комедии. Сопоставление с драматургией О. Уайльда. Становление реализма в литературе США. Своеобразие национального юмора. Творчество Марк Твена - для детей и взрослых. Катастрофичность, трагизм эпохи и их отражение в искусстве. Утрата старой и поиски новой системы ценностей. Искусство и культура в философском осмыслении XX века. Рождение модернизма в литературе XX века. Усложнение форм повествования и психологического письма, сочетание мифологии с особой детализацией. Проблема адекватного отображения действительности в психологии и литературе; теория У. Джемса. Различные варианты литературного «потока сознания». Техника «потока сознания» в творчестве Дж. Джойса. «Улисс» Дж. Джойса - «глыба, нависшая над литературой». Различные типы «потока сознания» как одна из основ мироотражения и поэтики. Культурное поле романа. Трансформация «художественного пространства», «художественного времени», повествования, автора и персонажей в романе. Архаический миф и неомифологизм. Возможные философские подтексты. «Потерянное поколение»: многозначность термина и национальная специфика явления. Психологическая и социальная сущность «потерянности». Литература «потерянного поколения» - человек на войне, человек после войны; общие проблемы победителей и побежденных. Романы Э. М. Ремарка, Э. Хэмингуэя. Новаторство У. Фолкнера. Округ Йокнапатофа - модель американского Юга и Вселенной. «Южная», американская и общечеловеческая тематика. Одинокий человек в жестком мире фолкнеровской реальности. Сноупсы и «сноупсизм»; деградация и возрождение моральных ценностей. Основные художественные принципы фолкнеровской прозы: «моделирование» как метод, разнообразие рассказчиков, множественность точек зрения. «Американская трагедия» «маленького человека». «Американская мечта» и ее развенчание в жизни и в литературе. Проблемы богатства и бедности, подлинных идеалов и мнимых. «Маленький человек» в XX веке. «Богатые бедняки» у Ф. С. Фицджеральда. Рациональный и иррациональный способы познания мира и их отражение соответственно в «интеллектуальной» и «мистической» литературе. Интеллектуально-философский роман в творчестве Т. Манна. Романы Т. Манна «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус». Традиции «романа воспитания» и их развитие. Судьбы искусства, философия музыки и концепция творчества у Т. Манна. Художественное преломление общего в индивидуальном: искусство, дьявол и человек на фоне мировой войны. Политика и драматургия: новые требования к драме. Б. Брехт и его теория «эпического театра». Ее реализация на сцене. Влияние экспрессионизма на творчество Б. Брехта. Реализм и условность. Тематическое разнообразие и притчевый характер пьес Б. Брехта. Эффект «очуждения» как художественный прием. Проблемы и решения. Философия и литература в поисках человека: закономерный этап отрицания. Конфликты «личность - общество», «человек - мир»; способы и возможности их разрешения: приспособление себя к миру, мира к себе. Философия экзистенциализма и ее воплощение в литературе. Французский экзистенциализм: А. Камю. Абсурдный герой. «Центробежный» и «центростремительный» романы. Дальнейшее развитие темы «маленького человека» в американской литературе. Политика, история и мораль; мифология и фантастика (Дж. Апдайк, Д. Д. Сэлинджер). Англоязычная проза В. Набокова. Темы детства, утраченного рая и его возвращения, «чудака». Америка В. Набокова. Понятие «метаромана», русский и англоязычный варианты метаромана у В. Набокова. Художественные особенности набоковской прозы и вопросы перевода.

Краткое содержание лекций

Античная литература.

Литература Древней Греции.

Лекция 1. Античность как историческое и культурное явление. Культура Древней Эллады .

1. Истоки античной литературы.

Античная литература - это литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с X-IX вв. до н. э. по IV-V вв. н. э.Для античной литературы в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма.

2. Роль мифологии и мифологического мышления, значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.

Мифология - это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм.

Мифология в смысле наивной веры кончилась вместе с первобытнообщинной формацией, для которой она была необходимой идеологией. Классовое рабовладельческое общество в Греции и связанное с ним возникновение литературы активно используют мифологию в своих целях, политических и художественных. Особенно широко использована мифология в греческой трагедии.

3. Античное наследие в европейской литературе.

Историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы дает ей особое положение. Историческая преемственность античной и новоевропейских культур всегда оставалась ощутимой, и античная литература всегда представлялась истоком и часто образцом новых литератур. Античность выступала духовной опорой европейской культуры в решающие и поворотные моменты ее развития.

Традиция изучения древних языков и древних литератур неизменно лежала и лежит в основе гуманитарного образования в Европе. Основные концепции литературы и литературного творчества, господствовавшие в Европе почти до XIX века, непосредственно исходили из концепций Аристотеля и Платона.

4. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя, письменной литературы вообще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников.

В эпоху полисного строя появляется письменная литература; и поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. В эпоху эллинизма и римского владычества письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Жанры различались более высокие и более низкие: высшим считался героический эпос, хотя Аристотель в «Поэтике» и ставил выше него трагедию.

Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров.

Вопросы для самоконтроля.

1.Что такое античная литература?

2.Что такое мифология?

3.Где особенно активно использовалась мифология в древнегреческой литературе?

4.В чем проявляется историческая преемственность античной и новоевропейских культур?

5.Когда появилась письменная литература?

6.Какова была система жанров в античной литературе?

Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль.

1.Гомер и «гомеровский вопрос».

Ученые до сих пор спорят о том, существовал ли в действительности гениальный творец «Илиады» и «Одиссеи», или у каждой поэмы был свой собственный автор, или же это были разрозненные песни, сведенные воедино каким-либо редактором.Греки считали, что эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком.

2.Поэмы «Илиада» и «Одиссея» - образцы древнего героического эпоса.

Произведения Гомера, поэмы «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе.Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи.

3.Мифологическая и историческая основы поэм.

Причиной троянской войны было похищение Елены, супруги царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай призвал на помощь других царей. Основным содержанием «Одиссеи» являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.

4.Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса.

В «Илиаде» в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Преобладает, конечно, описание быта военного времени. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны.

Несомненно, что «Одиссея» куда более сложное произведение античной литературы, чем «Илиада». Исследования «Одиссеи» с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Огромное мастерство слагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателя и поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.

Вопросы для самоконтроля.

1.В чем сущность «гомеровского вопроса»?

2.Какие поэмы традиционно считаются принадлежащими Гомеру?

3.Какова мифологическая основа «Илиады»?

4.Какие исторические факты лежат в ее основе?

5.Какие сказания являются содержанием «Одиссеи»?

6.В чем состоят идейно-художественные особенности гомеровского эпоса?

Дата публикования: 2015-07-22 ; Прочитано: 1377 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Эпос как литературный жанр восходит к устной традиции народных певцов. Сказания о Троянской войне, складывались в течение нескольких веков и облекались аэдами в художественную форму. Так сложились две большие эпические поэмы: военно-героическая «Илиада» и сказочно-бытовая «Одиссея». Их создание и окончательную реакцию древние греки приписывали одному из аэдов, которого предание называет Гомером. Достоверных сведений о Гомере нет ещё и в античные времена. По свидетельству древних, семь городов спорили за честь называться родиной Гомера: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины. Толкование имени Гомера занимало уже древних. Его имя считали нарицательным, означающим «слепец». Но важно одно: это было величайшее имя гениального человека, сумевшего превзойти века и тысячелетия своими произведениями. Афинский тиран Лисистрат создает некую учёную комиссию, работавшую над творчеством Гомера и расположившую и нужном порядке разрозненные части «Илиады» и «Одиссеи». Эта работа означает, что завершение поэм относится к VIII-VII вв. до н.э. Следовательно, создатель поэм - представитель греческого перехода от родоплеменного быта к государственному.

В основу содержания «Илиады», «Одиссеи» легли предания из цикла мифов о Троянской войне. «Илиада», повествует о событиях 10 года войны, и рассказывает о гневе Ахиллеса, царя Фтии. Предводитель ахейского войска Агамемнон, отбирает у него его пленницу Брисеиду; Оскорбленный Ахилл отказывается от участия в сражениях и возращается к войску лишь после гибели его лучшего друга Патрокла. Мстя за смерть друга, он вступил в поединок с предводителем троянского войска Гектором, виновником смерти Патрокла и убил его.

«Одиссея» - сказочная поэма. В ней рассказывается о событиях, произошедших после окончания троянской войны, о возвращении на родину одного из греческих военачальников Одиссея, царя Итаки. В структуре «Одиссея» использует - первый в мировой литературе приём транспозиции (изложение прошлых событий в виде рассказа Одиссея).

Одна из причин бессмертия гомеровского эпоса - его гуманизм. Гомер прославлял прежде всего мужество человека, доблесть, любовь к родине, верность в дружбе, мудрость в советах, уважение к старости. Это оказывается созвучным всем эпохам и всем народам.

Главный герой «Илиады» - Ахилл, самолюбив, страшен в своем гневе, личная обида заставляет его пренебречь долгом, тем не менее, ему присущи нравственные понятия, которые, в конце концов, заставляют его искупить вину перед войском. Любовь к другу оказывается у него сильнее самолюбия. Он бросается в бой с удесятеренной силой и обращает в бегство троянцев, убивает Гектора и оскверняет его тело, мстя за смерть друга, Но когда приходит к нему старик Приам - несчастный отец, потерявший любимого сына, Ахилл смягчается, гнев его стихает и он проявляет великодушие. Это воспевание человечности героя - одно из проявлений гомеровского гуманизма.

Гомер не приветствует войну, и нередко мы наблюдаем элементы неприятия войны и её ужасов в творчестве Гомера:

«О, да пожнет вражда от богов и от смертных, и с нею гнев ненавистный, который и мудрых в неистовство вводит!».

Гуманизм Гомера, сострадание человеческому горю, восхищение внутренними достоинствами человека, мужеством, верностью долгу достигает ярчайшего выражения в сцене прощания Гектора с Андромахой. Это один из самых ярких эпизодов жертвенной любви в мировой литературе.

Персонажи Гомера статичны, односторонни. Каждый герой имеет своё лицо, отличное от других: Одиссей - хитроумный, Агамемнон - надменный, Парис - изнеженный. Елена - красива, Пенелопа - верная и мудрая жена, Гектор - мужественный. Односторонность в изображении оттого, что они предстают только в одной обстановке, и соответственно не могут проявиться все черты их характеров. Что касается развития характеров, то оно ещё не доступно Гомеру, и такие попытки изображения появятся только в конце V в. до н.э., в творчестве Еврипида. Для того, чтобы изобразить движение души, поэт использует весьма своеобразный приём: вмешательство богов. Это приём характерен для эпической традиции и призван, по-видимому, приподнять дух героев, так как тут руководят только достойными.

Эпос повествует о событиях и делах коллектива, а отдельной личностью интересуется мало. Боги Гомера антропоморфны: они обладают всеми человеческими слабостями, а иной раз даже пороками. От людей они отличаются только бессмертием.

Поэтическая техника гомеровского эпоса обладает:

  • 1) Торжественным гекзаметром.
  • 2) Постоянными эпитетами (только Ахилл в «Илиаде» имеет 46 эпитетов).
  • 3) Развернутые сравнения. Пространные речи персонажей. Повторения, длинные диалоги, гиперболы, словесные формулы (пал, как падает дуб).

Повествование всегда ведётся в эпически бесстрастном тоне: в нём нет признаков личного интереса автора, - благодаря этому создаётся впечатление объективности изложения событий.

В Росси интерес к Гомеру начал понемногу проявляться с усвоением византийской культуры, и особенно возрос в XVIII в., эпоху русского классицизма.

Полный перевод «Илиады» размером подлинника, был сделан Н.И. Гнедичем (1829), «Одиссеи» В.Жуковским (1849). Эти переводы до сих пор считаются лучшими.

Отсутствие каких-либо сведений о личности Гомера, а также наличие в поэмах противоречий, стилистических разнобоев, породили так называемый «гомеровский вопрос», т.е. совокупность проблем, связанных с изучением «Илиады» и «Одиссеи», и, в первую очередь, с авторством этих поэм.

Уже в 1664 году французский аббат д"Обиняк высказал мысль, что «Илиада» составлена из отдельных песен и не является единым произведением одного автора. В конце XVIII века немецкий учёный Вольф считал, что среди поэтов, исполнявших «Илиаду» и «Одиссею» наибольшей известностью обладал Гомер, и отсюда якобы авторство.

В дискуссии, разгоревшейся вокруг этих проблем, выделились две основные гипотезы: аналитическая, т.е. расчленяющая эпос на отдельные самостоятельные произведения, и унитарная, защищающая единство поэм. Кроме аналитической и унитарной существовали и различные компромиссные теории.

Например: сторонники теории основного ядра предполагали, что первоначальный текст постепенно обрастал дополнениями, вставками, вносимый разными поэтами; не один, а три, четыре поэта участвовали в составлении эпоса, отсюда первая, вторая, третья редакции и т.п. Представители другой теории видели в гомеровских поэмах объединение нескольких «малых эпосов».

Например: Адольф Кирхгофф считал, что в «Одессее» четыре самостоятельных повествования: путешествие Одиссея до того, как он попал к Калипсо, путешествие от острова Калипсо до Итаки; путешествие Телемаха; возвращение Одиссея на родину. Бльшинство современных исследователей, в том числе и замечательный учёный И.Тронский, автор солидного университетского пособия по истории античной литературы, придерживается унитарной теории. Тем не менее, конкретная история формирования гомеровского эпоса - вопрос ещё не решеный.

К послегомеровскому эпосу можно отнести творчество Гесиода. Гесиод (VII в. до н.э.) - первое реальное имя в античной литературе. Традиция приписывает ему авторство двух поэм - «Трудов и дней» и «Теогонии».

«Труды и дни» единственный, дошедший до нас образец дидактического эпоса. Поэма лишена сюжета. Гесиод выступает а поэме как моралист и поэт земледельческого труда. Поэма представляет собой набор поучений, практических и земледельческих советов брату Персу.

«Теогония» - это первая попытка греков систематизировать родословную богов и историю происхождения мира.

Ключевые понятия

Эпос, национальный эпос, героический эпос, дидактический эпос, композиция, место и время создания гомеровских поэм. Троянский цикл мифов, миф о Елене, миф о Троянском коне. Содержание «Илиады», содержание «Одиссеи», художественные особенности «Одиссеи», постоянные эпитеты, Гесиод.

  • 1. Обозначить суть «Гомеровского вопроса».
  • 2. Тема войны и её решение Гомером (дать анализ этой проблемы).

Литература

  • 1. Гомер «Илиада» люб. издание.
  • 2. Гомер «Одиссея» люб. издание.
  • 3. Гесиод «Труды и дни», «Теогония» люб. издание.
  • 4. И.М.Тронский «История античной литературы» М. 1988г.
  • 5. А.Ф. Лосев «Гомер» М. 1960.
  • 6. Г. Анпеткова - Шарова, Е. Чекалова. Античная литература. Учебное пособие. Л. 1989г.

Наиболее ранним и значимым жанром античной литературы был эпос. Эпос - это особый вид искусства героико-гражданской направленности, основанный на традициях речевого и музыкального исполнения. Эпические поэмы Гомера - кодекс античной морали, прежде всего аристократической. Гомера называли "воспитателем Греции." Поэмам придавалось важное государственное, социальное и нравственное значение. Они повествовали о законах человеческого бытия, о человеческих отношениях и вечных человеческих ценностях. Высшей ценностью для воина - эпического героя - считались посмертная слава, вечная память о его подвигах. Эпическая поэзия явилась важнейшим фактором процесса складывания древнегреческого пантеона богов. Мир олимпийских богов во главе с Зевсом не был выдуман Гомером. Образ олимпийского пантеона сложился гораздо раньше. В мифах сохранились отголоски борьбы титанов, сыновей богини земли с богами - олимпийцами. Новая религия Зевса - религия порядка и гармонии - боролась со старой верой в гигантов и титанов, олицетворявших первобытные, необузданные, дикие и слепые силы. Греческие боги человекоподобны, очеловечены. Гомер и Гесиод составили для эллинов родословную богов, снабдили их божественными эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия. Боги отныне стали просто бессмертными людьми, наделенными силой и красотой. Между ними существовали семейные и родственные отношения. Богам были подвластны небо и земля, море и подземное царство. Боги постепенно становились воплощением различных человеческих качеств: Зевс - всемогущества, Афина - мудрости, Гефест - трудолюбия и мастерства, Гермес покровительствовал торговле и мыслителям, Аполлон - искусствам и т.п. Боги научили людей земледелию, кузнечному и морскому делу, счету и письму, гимнастике и искусствам. Всем богам, кроме бога войны Ареса, греки строили храмы и создавали статуи. Храм опоясывался стеной, образуя священную округу, которую никто не смел осквернить. В то же время не было ни догматов, ни вероучения, и избиравшийся народным собранием жрец храма лишь свершал обряды. Главный из них - жертвоприношение божеству. Жертвы были, как правило, бескровными: вино, фрукты, плоды земли. Лишь в редких случаях, по приказу оракула, возможны были человеческие жертвы, но они не занимали сколько-нибудь заметного места в эллинской религиозной практике и сознании. Цель жертвоприношения - снискать благосклонность и покровительство бессмертных.

В архаический период сформировалось новое течение в литературе. Эпоха героев ушла вместе с Гомером. Теперь внимание поэтов привлекали не героические деяния прошлых веков, а обычная повседневная жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получил название лирики . Лирика Анакреонта создала образ веселых, радостно и безмятежно пирующих греков. Автором любовных стихов была поэтесса Сафо. В классический период возникли трагедия и комедия. В создании литературы эллинистической эпохи, наряду с греками, приняли участие и другие народы. Поэты прославляли монархов, патриотические мотивы уступили место космополитизму. Получили развитие разные жанры: комедия нравов (Менандр), эпиграмма, буколика, элегия.

В Риме литературное творчество началось еще в царский период. Это были прежде всего культовые, обрядовые песни, а также народные песни, звучавшие во время праздников урожая, сбора винограда, на свадьбах и т. п. Политическая жизнь Рима обусловила появление триумфальных песен. Проза возникла с созданием письменности, воспринятой римлянами от греков через посредство этрусков. Первые письменные документы не были еще литературой в полном смысле слова. Первым собственно литературным произведением стал римский календарь (304 г. до н. э.), не дошедший до нашего времени.

В Риме развивались различные литературные жанры: публицистика, мемуары и т. д. Чрезвычайно распространены были политические памфлеты в прозе и в стихах. В Риме конца республиканского периода жили замечательные поэты - Гай Валерий Катулл, Валерий Катон и др. Они предпочитали малые формы, камерные темы, связанные с радостями личной жизни, дружбой и любовью, пирушками и учеными занятиями. Их называли "учеными поэтами" за пристрастие к древним мифам, за утонченность и изысканность поэтической формы. Гораций принадлежит к следующему поколению римских поэтов. Его "Эподы" исполнены пессимизма, мрачных предчувствий. По-своему откликается на переживания сограждан Вергилий. Сборник "Буколики" - цикл стихотворений о жизни простых пастухов, их скромных радостях и горестях. Жестокая современность вторгалась в их простой, чистый и безмятежный мир. Бегство в вымышленную пастушескую Аркадию оказывается утопией, иллюзией. Но Вергилий, в отличие от Горация, еще не впадает в отчаяние, он пишет свои знаменитые стихи о будущем "золотом веке".

Век Августа был "золотым веком" римской поэзии. Гораций и Вергилий стали выразителями и идеологами новой эпохи. Дидактическая поэма Вергилия "Георгики" воспевала крестьянский труд и добрую сельскую жизнь древней Италии. Почти половину поэмы составляют прекрасные философские отступления: о гармонии природы, устройстве мироздания, об истинном блаженстве и счастье земледельцев, живущих в ладу с мировым порядком, разумно и добродетельно. "Национальная эпопея" Вергилия "Энеида" заняла достойное место рядом с поэмами Гомера. В основе поэмы миф о троянце Энее, бежавшем из сожженного города и после долгих скитаний попавшем в Италию. Вергилий воспевает "римский дух", патриотизм. Произведения его написаны в духе нового, августовского классицизма, как и "Оды" Горация. В эпоху империи появился новый жанр - реалистический роман. "Сатирикон" Петрония - ироническая пародия на современный ему греческий роман: в нем действуют не идиллические влюбленные, а бродяги, бедняки, авантюристы, гетеры. В знаменитом латинском романе "Золотой осел" (другое название "Метаморфозы") Луция Апулея, популярного ритора и философа, описаны приключения юноши, колдовством превращенного в осла. Реалистический рассказ о жизни низов общества соединяется в романе с религиозно-мистическим пафосом. Это тоже примета времени, отличительная черта римской литературы.



Рассказать друзьям