Где в перу находятся рисунки. Линии пустыни наска

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пустыню Пампа-Колорада (исп. Desierto de la Pampa Colorado; «Красная Равнина»), расположенную к югу от реки Наска в , чаще называют «Плато Наска» (исп. Nazca). Это безводная и безлюдная пустынная равнина, окруженная низкими отрогами Анд, простирающаяся в 450 км к юго-востоку от перуанской столицы, (исп. Lima).

Обширная, вытянутая по форме территория плато площадью около 500 км² простирается с севера на юг более 50 км, с запада на восток – от 7 до 15 км. Долина долгое время ошибочно считалась безжизненной. Ровная местность с местами волнистым рельефом отделена от других равнинных территорий явно выраженными уступами.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Название «Наска» также относится к древней цивилизации, расцвет которой пришелся на период с 300 года до н.э. по 500 год н.э. Быть может, именно этой культурой созданы загадочные «линии Наска», древнейший церемониальный город Кауачи и разветвленная система «пукиос» – уникальных подземных акведуков.

Важной составляющей региона, помимо знаменитого плато, является одноименный город, основанный испанцами в 1591 г. В конце прошлого века, в 1996 г. город Наска был снесен с лица земли сильнейшим землетрясением. Жертв, к счастью, было немного (погибло 17 человек), так как разгул подземной стихии произошел в полдень, но около 100 тыс. человек осталось без крова. Сегодня город отстроен заново, здесь возведены современные многоэтажные дома, а его центр украшен чудесным сквером.

Климат

Малозаселенная местность отличатся очень сухим климатом.

Зима на обширном плато продолжается с июня до сентября, в течение года температура в пустыне не опускается ниже +16°C. Летом температура воздуха стабильна и держится около +25°C. Несмотря на близкое расположение океана, дожди здесь — необычайная редкость. Ветра здесь тоже практически отсутствуют, в окружении плато нет рек, озер и ручьев. О том, что когда-то эти земли видели водные потоки, рассказывают многочисленные русла давно высохших рек.

Загадочные геоглифы (Линии Наска)

Однако, этот перуанский регион примечателен в первую очередь не городом, а таинственными геоглифами – необычными линиями, геометрическими фигурами и причудливыми рисунками, украшающими поверхность плато. Для современного научного сообщества эти рисунки уже на протяжении столетий преподносят все новые и новые загадки. Десятки умов многие года бьются в попытках ответить на многочисленные вопросы, касающиеся таинственных изображений.

Карта фигур

Всего на пустынной равнине было обнаружено около 13 тыс. различных линий, более 100 спиралей, свыше 700 геометрических фигур или площадок (треугольников, прямоугольников, трапеций) и 788 изображений людей, птиц и животных. Изображения плато представляют собой различной ширины длинные канавки глубиной от 15 до 30 см, прорытые в верхнем слое почвы — смеси глины с песком. Длина самых длинных линий доходит до 10 км. Поражает также ширина рисунков, в некоторых случаях достигающая 150 — 200 м.

Есть здесь рисунки, напоминающие очертания животных – ламы, обезьяны, касатки, птицы и пр. Единичные рисунки (около 40) изображают акул, рыб, ящериц и пауков.

Фигуры поражают воображение своими гигантскими размерами, но разгадать истинное их предназначение люди до сих пор не сумели. Разгадка, возможно, таится в недрах пустыни. Значит, чтобы узнать, кто и зачем сотворил эти поразительные художества, необходимы археологические раскопки, которые здесь производить запрещено, ведь плато охраняется статусом «Сакральная зона» (имеющая отношение к Божественному, небесному, потустороннему, мистическому). Так, по сей день остается тайной за семью печатями происхождение рисунков Наска.

Геоглифы плато Наска в 1994 г. внесены в списки объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но какой бы «сакральной» не являлась территория, а доминирующую человеческую черту – любопытство, которое стимулирует человечество преодолевать любые трудности, еще никто не отменял.

Первым чрезвычайно любопытным человеком, которого заинтересовали эти запретные земли, оказался Мехия Торибио Хесспе (исп. Toribio Mejía Xesspe), археолог из Перу, который в 1927 г. изучал «линии Наска» с предгорий, окружающих безжизненное плато. в В 1939 г. необычное плато приобрело всемирную известность благодаря именно перуанскому ученому.

В 1930 г. загадочную пустынную местность с таинственными линиями антропологи изучали, облетая плато на самолете. Внимание археологов всего мира было приковано к пустыне в начале 40-х годов XX в. Так, в 1941 г. американский историк, профессор гидрогеологии Пол Косок (англ. Paul Kosok; 1896-1959) на маленьком самолете совершил над пустыней несколько разведывательных полетов. Именно он определил, что исполинские линии и фигуры покрывают обширную территорию, вытянутую на 100 км.

Более плотно изучить уникальное плато ученые получили возможность лишь в 1946 г., хотя это была не целенаправленная государственная программа, финансированная властями, а отдельные экспедиции исследователей-энтузиастов. Выяснилось, что траншеи Наска древние «дизайнеры» создавали путем удаления темного поверхностного почвенного слоя (так наз. «пустынного загара») – глины, насыщенной оксидом железа и окислом марганца. С участка линий был полностью удален гравий, под которым лежал грунт светлого цвета с богатым содержанием извести. На открытом воздухе известковый грунт моментально затвердевает, формируя защитный слой, отлично предотвращающий эрозию, поэтому линии такие броские и сохранили свою первозданную форму на протяжении 1000-летий. При технической простоте исполнения, для такого решения были необходимы отличные знания геодезии. Долговечности рисунков способствовали также обычное здесь безветрие, отсутствие осадков и устойчивая температура воздуха в течение года. Если бы здешние климатические условия были иными, то, несомненно, рисунки давно бы исчезли с лица земли.

Они же продолжают озадачивать не одно поколение исследователей со всего мира.

Мистическая цивилизация

Официальная наука утверждает, что все изображения были созданы во времена расцвета древней империи Наска, имеющей очень развитую культуру. Цивилизация была заложена археологической культурой (исп. Paracas), коренных индейцев южного Перу 2-й половины I тысячелетия до н. э. Многие ученые едины во мнении, что большинство линий и фигур было создано в период продолжительностью 1100 лет, в «Золотой век» цивилизации Наска (100-200 гг. н.э.). Древняя цивилизация канула в небытие в конце VIII в, причиной тому, предположительно, стали наводнения, которые постигли территорию плато к концу первого 1000-летия. Люди были вынуждены покинуть свою землю, которая через несколько столетий была заселена .

Если допустить, что загадочные рисунки создал древний народ, то зачем и, самое главное, каким образом аборигены смогли это сделать – остается тайной. Даже используя современную технику, чрезвычайно сложно провести по поверхности земли идеально прямую линию даже протяженностью в 3-5 км.

Согласно выводам ученых, все это было сделано за короткое время. Плато Наска за пару столетий из безжизненной долины превратилось в самую причудливую на планете, испещренную геоглифами территорию. Неведомыми художниками были пересечены впадины и возвышенности пустыни, но при этом линии оставались идеально правильными, а края канавок — строго параллельными. Каким образом неизвестные мастера создали фигуры различных животных, которые можно рассмотреть исключительно с высоты полета птицы, совершенно неясно.

46-метровый паук

Например, изображение колибри, достигает в длину 50 м, птица кондор — 120 м, а паук, похожий на сородичей, обитающих в амазонских джунглях, имеет длину 46 м. Что интересно, все эти шедевры можно увидеть, только поднявшись в воздух, либо взобравшись на высокую гору, каковых поблизости не наблюдается.

Очевидно, что летательных аппаратов у народа, заселявшего плато в период возникновения художеств, не было. Как же люди могли создать рисунки с ювелирной точностью, не имея возможности увидеть полную картину проделанной работы? Как удавалось мастерам соблюсти точность всех линий? Для этого им бы потребовался целый арсенал современного геодезического оборудования, не говоря о совершеннейших знаниях математических законов, учитывая, что изображения создавались как на ровных участках земли, так на крутых склонах и почти отвесных скалах!

Более того, в районе пустынной долины Наска существуют холмы (исп. Palpa), верхушки некоторых срезаны, словно гигантским ножом на одном уровне. Эти оогромные срезы тоже украшены рисунками, линиями и геометрическими фигурами.

Может, нам вообще сложно понять логику своих далеких предков. Дети не понимают своих родителей, куда уж тут до осознания мотивов людей, живших 1000 – 2000 лет тому назад. Вполне возможно, что изображения плато не имеют никакой практической или религиозной составляющей. Может, древний народ создал их с целью показать потомкам, на что он способен? Но к чему было тратить уйму сил и времени для самоутверждения? В общем, вопросы, вопросы, на которые пока нет ответов.

Инопланетное вмешательство?

Ученых, уверенных, что таинственные рисунки создал человек, не больше тех, кто полагает, что без вмешательства пришельцев тут не обошлось. По мнению последних, изображения на плато являются взлетно-посадочными полосами инопланетян. Такая версия, конечно, имеет право на существование, неясно только, почему у инопланетных летательных аппаратов не имелось системы вертикального взлета и зачем было делать взлетные полосы в форме зигзагов, спиралей и земных животных.

Интересно и другое: многие ученые полагают, что сложные рисунки в форме причудливых животных, птиц и насекомых были нанесены намного раньше, чем более простые геометрические фигуры, круги и линии. Сам собою напрашивается вывод, что сначала неизвестные таинственные мастера выполнили сложные формы, а уж потом земные люди стали упражняться в создании прямых линий.

Прочие гипотезы

Мария Райхе (нем. Maria Reiche; 1903-1998), немецкий математик и археолог, которая с 1946 г. на протяжении более 40 лет (до самой своей смерти в 95-летнем возрасте) методично и скрупулезно исследовала фигуры Наска, считала, что их линии — это гигантский древний календарь. По ее мнению, многие рисунки являются точными изображениями созвездий, а линии соответствуют перемещению солнца или ориентированы на луну, планеты солнечной системы и некоторые из созвездий. Так, например, рисунок в форме паука, по утверждению Райхе, воспроизводит скопление звезд в созвездии Ориона. Основываясь на своих астрономических расчетах, она первой озвучила время создания рисунков - V в. Позже радиоуглеродный анализ деревянного разметочного колышка, найденного в месте одного из геоглифов, подтвердил указанную М. Райхе дату.

Имеется еще одна занимательная теория относительно мистических рисунков. Известный американский археолог Йохан Рейнхард (англ. Johann Reinhard), почетный профессор Католического Университета Санта Марии (UCSM, Рeru), считает, что гигантские линии Наска были сооружены для проведения неких религиозных обрядов. Фигуры животных, птиц и насекомых были, предположительно, связаны с поклонением божествам. С помощью рисунков люди ублажали Богов и просили у них воду для орошения своей земли. Некоторые археологи склоняются к мнению, что линии и причудливые рисунки представляли собой священные тропы, по которым местные жрецы ходили во время ритуальных церемоний. Как в любом языческом вероисповедании (древний народ, очевидно, был послушником этой веры), культ богов занимает центровое место не только в религии, но и в быту людей. Но вновь возникает вопрос: почему древние перуанцы решили обращаться к божествам в этом отдаленном месте, где никогда не было возделываемых земель?

Существует и такая гипотеза, что по гигантским линиям и полосам в древности бегали индейские атлеты, а значит, на Наска проводились спортивные южноамериканские олимпиады. Прямые линии, конечно, могли быть использованы в качестве беговых дорожек, но как можно бегать по спирали и по изображениям птиц или, к примеру, обезьяны?

Имелись публикации и о том, что громадные треугольные и трапецеидальные площадки создавались для каких-то церемоний, в ходе которых приносились жертвы богам и проходили массовые гуляния. Но почему тогда археологи, перерывшие все окрестности плато, не нашли ни единого подтверждающего эту версию артефакта?

Бытует даже такая абсурдная идея, что гигантская по масштабам работа была проделана исключительно в целях своеобразного трудового воспитания, чтобы бездельничающие древние перуанцы были заняты делом… Другая гипотеза гласит, что все рисунки — это гигантский ткацкий станок древних людей, которые раскладывали нити по линиям. Утверждалось также, что удивительные рисунки — это колоссальная зашифрованная карта мира, которую до сих пор никто не смог расшифровывать.

В последние годы все чаще стали раздаваться голоса, что невероятные рисунки – всего лишь результат чьей-то фальсификации. Но тогда над изготовлением самой огромной в истории человечества подделки должна была рвать жилы целая армия фальсификаторов на протяжении десятков лет. Да при этом еще необходимо было сохранить все в тайне. Вопрос – для чего?

Сегодня, к сожалению, основное внимание ученых со всего мира сосредоточено не на окутанных тайной рисунках Наска, а на серьезной экологической угрозе, нависшей над загадочным плато. Вырубка лесов, вредные выбросы в атмосферу, загрязнение окружающей среды – все это совсем не в лучшую сторону меняет стабильный климат пустыни: все чаще идут дожди, приводящие к возникновению оползней и прочих неприятностей, которые разрушающе воздействуют на целостность изображений. Если ничего не предпринять в ближайшие 5-10 лет для преодоления серьезной угрозы, удивительные рисунки будут утеряны для человечества навсегда. Тогда можно не сомневаться, что ответы на бесчисленные волнующие нас вопросы не будут получены НИ-КОГ-ДА. Мы так и не узнаем, КТО и ЗАЧЕМ создал эти уникальные творения.

Археологические достопримечательности региона

Столицей и главным церемониальным центром цивилизации Наска было древнее поселение Кауачи (Cahuachi). Город представлял собой сосредоточение глинобитных жилых домов и хозяйственных построек. В центре его высилось пирамидальное сооружение — Большой Храм, построенный на холме высотой около 30 м. Вокруг главного Храма располагались площади, дворцы и усыпальницы.

Помимо Кауачи известно еще несколько крупных архитектурных комплексов древней цивилизации. Наиболее необычный из них - «Вosque Мuerto» (с исп. «Мертвый лес») Эстакерия, представляющий собой ряды из 240 столбов высотой до 2 м, укрепленные на низкой платформе. Западнее и южнее платформы установлены столбы меньших размеров, причем, они выстроены не рядами, а цепочками. Возле «мертвого леса» возвышался ступенчатый холм с 2-мя рядами террас.

На территории Эстакерии находится много захоронений, в которых обнаружены сохранившиеся части одеяний. По найденным фрагментам была воссоздана одежда народа Наска: длинные накидки с широкой каймой и традиционные южноамериканские пончо - прямоугольное полотно с прорезью для головы. Примечательно, что цветовая гамма тканей необычайно обширная, насчитывающая до 150 всевозможных оттенков.

Культура древней цивилизации поражает своими уникальными полихромными сосудами великолепного качества, в то время как индейцам не был знаком гончарный круг. Кубки, вазы, фигурные кувшины и миски расписывались красками 6-7 цветов, которые наносились до обжига.

На этом тайны Наска далеко не заканчиваются. Если поверхность долины украшена непостижимыми пока для человеческого разума гигантскими рисунками, то в ее недрах таятся еще более немыслимые пукиос (исп. Puquios; от кеч. источник, родник») - древние системы акведуков у города Наска. Из 36 гигантских пукиос, представляющих собой гранитные трубы подземных водопроводов, большая часть до настоящего времени нормально функционирует. Нынешние перуанские индейцы приписывают создание пукиос божественному творцу Виракоче +20 баллов, 4 оценок)

«Гео» в переводе с греческого, как мы знаем, - «земля». А «глиф» - «вогнутая линия». Геоглифы Наски огромны, прекрасны и загадочны. Их окружает хаотичная на первый взгляд сеть линий и контуров. Относительно того, что эти изображения и линии появились в доколумбову эпоху, у ученых сомнений нет. Определен и их четкий временной барьер - до XII в., когда на территорию нынешнего Перу вступили инки, обладавшие совсем иной культурой. А вот относительно рамок начала и конца периода, в который создавались основные геоглифы Наски, имеются разные точки зрения. Археологи, зная, что на фрагментах керамики народа наска встречаются те же геометрические элементы, что и на земле, а время расцвета этой цивилизации - с 100-х гг. до н. э. по 700-е гг. н. э., настаивают на этих датах. На это их оппоненты возражают, что не обязательно изображения создавались в течение всего этого периода. Возражения основаны на основе анализа окисей марганца и железа по краям линий. Эти окиси в Наске в условиях почти полной безводности образуют так называемый пустынный загар песчаной почвы, своего рода корку, которая складывалась тысячи лет. Под ней - песчаник. Поэтому так хорошо заметны линии Наски: темная корка и светлый песчаник контрастируют между собой резко и четко. И они не что иное, как свидетели времени. Согласно этой концепции геоглифы Наски геологами относятся в основном к I в. н. э., а самые поздние - к VI в. н. э. Однако исчерпывающе достоверным нельзя считать ни чисто археологический, ни чисто геологический подход, есть еще в каждой из версий слишком много вопросов без ответов.
История открытия геоглифов Наски началась лишь в XX в., ведь целиком их можно разглядеть только с высоты птичьего полета. Пока здесь не появились самолеты, Наска для мира оставалась «терра инкогнита». Хотя пастухи, а потом и путешественники, конечно, видели и понимали, что линии на земле - явно рукотворного происхождения: траншеи ровные, выложены по краям камешками. В 1553 г. Сьесаде Леон (1518/1520-1554 гг.), испанский священник, географ и историк, сообщил о них так: «По всем этим долинам и по тем, что уже пройдены, на всем протяжении идет прекрасная, большая дорога инков, и кое-где среди песков видятся знаки, чтобы угадывать проложенный путь». Археологи Альфред Кребе и Торибио Мехия Ксесспе в 1927 г. предположили, что это система оросительных сооружений, Ксесспе, правда, потом передумал, согласившись с Леоном. Уже тогда было замечено, что линии-борозды прокладывались строго по прямой, никакие возвышения или сухие русла рек они не обходили. Но оставался неведомым сам масштаб рисунков. Пока не пролетел над ними на самолете в 1939 г американский археолог Пол Косок (1896-1959 гг.). А когда с 1941 г. с ним стала сотрудничать немка Мария Райхе (1902-1998 гг.), по профессии математик, открылся и новый смысл, да еще какой. Она полагала, и Косок был с ней согласен, что все эти контуры и линии не что иное, как астрономический календарь: прямые и спиралевидные фигуры символизируют созвездия, а символические фигуры животных - положение планет. Движение на небосводе планет и созвездий могло связываться с расчетами периода дождей. А также иметь сакральный смысл - послание к небесным повелителям сил природы с просьбой о ниспослании живительной влаги или, кто знает, не только об этом. О чем-то сугубо духовном, судя по тому, с каким поистине художественным вдохновением сотворены изображения. Если вспомнить о том, что их создатели не могли ни на чем подняться в воздух, а контуры проведены непрерывными линиями, то нельзя не склонить почтительно головы перед силой их воображения и точностью исполнения замыслов.
В 1994 г. геоглифы пустыни Наска были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Плато Наска - песчаная засушливая равнина в южной части Перу, в одноименной провинции региона Ика, лежащего приблизительно в центре тихоокеанского побережья страны и в 40 км от океана, в 380-440 км на юго-восток от столицы страны города . В этом регионе отступают от побережья, и рельеф здесь преимущественно плоский и ровный, поднятия незначительны. Плато простирается между небольшими городами Пальпа на севере и Наска на юге, почти на 60 км с севера на юг и имеет ширину от 5 до 7 км с запада на восток. Отроги Анд подходят к нему с востока. Через Пампа-де-Наска, как плато называется в Перу, проходит Панамериканское шоссе.
Гипотезы о происхождении и назначении геоглифов Наски, от математических до уфологических, уже довольно давно приобрели характер лавины споров, в которых еще никому не удалось поставить весомую и неопровержимую точку.
Но контрапункты в этом потоке все же есть.
Геологическими и гидрологическими исследованиями установлено, что 62 «лучевых центра» расположены на возвышениях, с которых видны русла рек (в основном на сегодня пересохших). Многие линии проходят точно над местами разломов и, следовательно, водоносных подземных горизонтов, особенно на востоке пампы, ближе к Андам. То есть в комплексе это вполне могла быть и карта распространения подземных вод.
Мария Райхе, отдавшая изучению геоглифов Наски более 40 лет, находила и их уменьшенные копии-эскизы. И следовательно, делает она вывод, древние художники умели масштабировать изображение, то есть понимали законы математики и физики (оптики), пусть не в теории, а так, как они проявляют себя в природе. Эти догадки Райхе разделяет и итальянский ученый-археолог Джузеппе Орефичи (р. 1946 г.), сегодня самый авторитетный в мире специалист по Наске, а также прилегающим к ней пирамидальным сооружениям города Кауачи. И не просто разделяет, он проверяет их с помощью компьютерных программ. У него есть и своя впечатляющая гипотеза. Изучая Кауачи с 1982 г., он пришел к выводу, что цивилизация наска была вообще гораздо более высоко развитой, чем принято думать, и выдвинул гипотезу о существовании приблизительно до середины I в. н. э. на плато большого города под названием Суаши. Он смоделировал в 3D-графике этот город, основываясь на мультиспектральном анализе почвы и археологических находках, в частности в некрополях Наски. Все люди, похороненные там, без оружия, значит, жили мирно. А когда человек живет в мире, он развивает свой интеллект и таланты. Наска не знали письменности, но рассчитывали свои пирамиды прекрасно, возводили их до 20 м высотой, у них был даже водопровод с разноуровневыми колодцами, наподобие кяризов в Центральной Азии, о которых мы пишем в этом же номере. (Удивительное совпадение - свидетельство того, что интеллект человека развивается по общим законам.) На мониторе Орефичи возник застроенный храмами и пирамидами город, ушедший под землю в результате двух стихийных бедствий сразу - землетрясения и наводнения: в ту эпоху Наска не была столь засушливой, как теперь. Расчеты Орефичи показали, что только 20% геоглифов могли иметь отношение к наблюдениям за звездным небом, и то гипотетическое. И просчеты у строителей пирамид хотя и редко, но случались, человеку ведь свойственно ошибаться. А вот пришельцы с других планет, которые, по некоторым версиям, истинные авторы геоглифов, врядли ошибались бы, их уровень знаний по определению должен был быть гораздо выше.
И тем не менее никакие научные выводы не могут сравниться по популярности у широкой публики с полетом фантазии сторонников теории участия тут внеземных цивилизаций. По книге швейцарского уфолога Эриха Дэникена (р. 1935 г.) «Колесницы богов» Харальд Райнль в 1970 г. снял фильм «Воспоминания о будущем», по форме документальный, но отличающийся крайне произвольной трактовкой снятого материала и вытекающими из него домыслами. Этот фильм широко известен в мире. Он заставил миллионы людей всерьез поверить в то, что геоглифы Наски - взлетно-посадочные полосы для пришельцев с иных планет и созданы, вполне вероятно, ими же (как и египетские пирамиды, и статуи острова Пасхи, и другие известные грандиозные и загадочные сооружения на планете). Много раз эти выводы были оспорены серьезными и ответственными учеными, но и этот фильм, и другие уфологические сочинения все еще принимаются на веру.
Одно несомненно: пустыня Наска откроет для всех нас еще много неожиданного и чрезвычайно интересного.

Общая информация

Изображения на плато Наска в Перу.
Административная принадлежность : регион Ика, провинция Наска.
Официальный язык в Перу : испанский.
Денежная единица Перу : новый соль.

Самое широкое хождение имеет также доллар США.
Крупнейшая река плато Наска : Эль-Ингенио (пересыхающая).

Ближайший аэропорт : Хорхе-Чавес (международный) в столице Перу Лиме.

Цифры

Площадь плато Наска : около 500 км 2 .

Население плато Наска : около 20 000 чел.

Плотность населения : 40 чел/км 2 .
Ширина линий-траншей - до 135 см, глубина - до 50 см, в среднем - 35 см.

Климат и погода

Субтропический сухой, полупустынный.

Среднегодовая температура : +22°С.

Среднегодовое количество осадков : около 180 мм.

Экономика

Туризм.
Транспортные услуги
(Панамериканское шоссе).

Достопримечательности

Более 30 изображений , самые известные из которых «Астронавт» (человек в одежде, сходной со скафандром) - длиной 30 м, «Колибри» - 50 м, «Паук» - 46 м, «Обезьяна» - 50 м в высоту и более 100 м в ширину, «Кондор» - 120 м, «Ящерица» - 188 м, «Цапля» - 285 м. Другие изображения - цветов, деревьев, реальных и фантастических животных.
Прямые, длинные и короткие линии (около 13 тысяч, длинные тянутся на расстояние до нескольких километров).
Около 780 геометрически правильных фигур - треугольников, спиралей, трапеций,расположенных как отдельно, так и в различных сочетаниях с другими фигурами и линиями (зигзаги, «лучевые центры»).
Исследовательский центр им. Марии Райхе (ее бывший дом).
Археологический музей Антонини (находки Дж. Орефичи).
Поблизости : геоглифы плато Пальпа, руины Кауачи - Большой храм и другие строения (II в. до н. э. - VIII в. н. э.), акведуки Кантайок - спиралевидные колодцы (IV-VII вв. н. э.), некрополь Чаучилья, открытые могилы, мумии (предположительно III-IХ вв.).

Любопытные факты

■ В 2011 г. японские ученые из университета Ямагата объявили, что обнаружили на плато Наска ранее никем не замеченные изображения, созданные предположительно в период с 400 гг. до н. э. по 200 гг, до н. э. Это две фигуры, у которых четко просматриваются «лица», то есть точки глаз и рта. Левая имеет размер 13x7 м, правая - 9x8,5 м. Голова правой фигуры отделена от туловища. Профессор антропологии культуры университета Ямагата Масато Сакаи предположил, что эта сцена изображает ритуальную казнь.
■ В изображении «Обезьяны» обнаруживается стройная математическая комбинация. Две длинных оси, проведенных возле нее, образуют косой крест, подобный X. Ось симметрии, проведенная через точку пересечения, проходит точно между ног обезьяны. Угол между косыми линиями - 36°. И если точно в том же масштабе фигуру обезьяны относительно точки X повторить, то получится 10 обезьян, составляющих без каких-либо натяжек замкнутый круг. Причем центр спирали хвоста каждой обезьяны совпадает с центром головы ее следующего двойника.
■ Рано утром Мария Райхе, первая исследовательница геоглифов, часто находила на земле у палатки или глинобитной хижины, где она жила, разные фрукты и орехи в корзинах. Их приносили по ночам индейцы. Они относились к ней с иронией, смешанной с почтением и сочувствием, и прозвали Марию «Безумная гринга».
■ Геоглифы Наски имеют аналоги. Самые известные из них находятся неподалеку - на перуанском плато Пальпа. Они не такие крупные, но их больше. Находятся они в основном на плоских вершинах холмов, причем эти вершины производят впечатление срезанных по горизонтали специально, тогда как рядом стоящие холмы имеют естественную конусовидную форму. На склонах холмов в Пальпе часто встречаются человекообразные фигуры. В Перу же, возле города Писко, есть одиночный геоглиф «Андский канделябр». Достопримечательность пустыни Атакама в Чили - «Гигант», изображение человека (86 м). Несколько похожих на перуанские геоглифов есть и возле города Блайт в штате Калифорния (США). Наземные изображения обнаружены также в штате Огайо; в Англии («Белая лошадь», «Великан»); на плато Устюрт в Казахстане; на Южном Урале («Лось Зюраткуля»); в Африке (южнее озера Виктория и в Эфиопии); в Австралии («Человек Марри», самый большой геоглиф на Земле длиной 4,2 км).
■ Если продолжить наиболее четкие прямые линии Наски, то получится, как считают некоторые исследователи, склонные к так называемым паранормальным версиям, что они указывают на столицу Древнего Египта Фивы, древний город в Мексике, период наибольшего расцвета которого приходится на 250-600 гг. н. э. И там и там, как известно, имеются пирамиды. Третья линия направлена к курганным гробницам пирамидальной формы... в Китае, в провинции Шэньси, а еще одна - на подобные пирамидам естественные гористые образования флэйтароны в Европе, в Боснии. С равным успехом на воображаемых линиях можно обнаружить и другие какие угодно объекты, между которыми много общего.

Рассматривая огромные рисунки на поверхности Земли, снимки которых сделаны с воздуха, напрашивается вопрос, могли ли это сделать люди? Самым загадочным местом на планете считается плато Наска, которое удивило ученых еще 100 лет назад своими загадочными рисунками. До настоящего времени учеными выдвигались различные теории появления данных рисунков, но ни один из них не дал точного ответа о происхождении данных шедевров.

Давайте немного проследим за исследованиями ученых и постараемся найти какие-то объяснения этим рисункам.

Плато Наска или пампа, как ее называют, расположилось на расстоянии 450 км от столицы Перу _ Лимы. Его протяженность 60 км, а 500 кв. метров укрыто различными загадочными линиями, которые составляют загадочные рисунки. Рисунки, присутствующие на данной территории, – это изображения геометрических фигур, животных, насекомых и людей удивительного внешнего вида. Рисунки можно разглядеть только с воздуха, так как это огромные изображения.

При исследовании местности было установлено, что рисунки вырыты в песчаном грунте на глубину 10-30 см, а ширина некоторых линий может быть до 100 метров(!). Линии рисунков могут иметь длину в несколько километров, при этом, буквально, не изменяясь от влияния формы рельефа местности. Линии подымаются и спускаются с холмов, но их непрерывность и идеальная ровность не нарушена. Сразу возникает вопрос, кто является создателем такой картины в пустыне – неизвестные нам народы или пришельцы с далекого космоса? Но на этот вопрос ученым еще не удалось найти ответа.

На сегодняшний день ученым с точностью удалось установить возраст этой «живописи». Ученые тщательно исследовали останки растительного и органического происхождения, найденные в местах рисунков, установили, что рисунки были созданы в промежутке времени, начиная с 350 года до н.э. по 600 год до н.э.

Но этот факт не является точным доказательством даты появления рисунков, так как эти предметы могли попасть сюда уже позже создания рисунков. Также существует и другая научная теория, которая говорит, что рисунки – это дело рук индейцев наска, которые могли населять этот район Перу (еще до прихода инков). После исчезновения этого народа на Земле не осталось ни одного исторического упоминания о них, кроме захоронений. И поэтому ученые не могут точно утверждать о причастности данного народа к рисункам.

Давайте заглянем в исторические источники, в которых упоминаются рисунки Наска. Впервые о них упомянули испанские исследователи в своих рукописях, которые датируются XV – XVII веками. В наше время эти информационные источники привлекли внимание современных ученых, но самые интересные открытия стали доступны при создании первых летательных аппаратов, так как линии рисунков складываются в единое целое и открывают свою тайну только с высоты птичьего полета.

Первым ученым, который открыл сами рисунки Наска, стал перуанский археолог Мехия Ксесспе, который увидел их часть со слона одной из гор в 1927 году. По настоящему же исследовать Наска стали в 40-е годы, тогда и появились первые фотографии рисунков, сделанные с борта самолета. Данными исследованиями руководил американский историк Пол Косок. Но на самом деле в преддверии первых фотографий рисунков Наска их обнаружили летчики, которые занимались поиском водных источников в пустыне. Искали воду, а нашли самую таинственную загадку нашей планеты.

Косок в свое время выдвинул одну из многочисленных теорий, которая предполагала, что рисунки являются не чем иным, как огромным астрономическим календарем. Он для наглядности привел аналогичные рисунки со звездного неба. Оказалось, что некоторые линии показывают направление на созвездия и указывают точку восхода и захода солнца. Теория Косока была развита в работе математика и астронома Марии Райхе, которая посвятила более 40 лет для систематизации и изучению рисунков Наска. Ей удалось выяснить, что рисунки в пустыне Наска были сделаны вручную.

Первыми нанесенными фигурами оказались птицы и животные, а потом поверх этих рисунков были проведены различные линии. Также ученому удалось найти эскизные наброски, которые в последствии были воплощены в полном размере. Древние «художники» использовали координатные столбы для более точного ориентирования на местности и составлении точных рисунков. Данные ориентиры находились в некоторых точках фигур. Если фигуры можно наблюдать только с высокой высоты, то напрашивается вывод, что люди, которые наносили их на поверхность земли, могли осуществлять полеты. Так появилась новая теория, что создатели рисунков Наска, были внеземной цивилизацией или создали аэродром для летательных аппаратов.

Впоследствии выяснилось, что Наска не единственное место, которое имеет подобные изображения. В 10 км от плато (возле города Пальпа) есть аналогичные рисунки и линии, а на расстоянии 1400 км у горы Солитари стоит огромная статуя человека в окружении линий и рисунков, похожих на рисунки Наска. На территории Западных Кордильер в непосредственной близости от Наска расположены два нарисованных лабиринта спиральной формы, с разным направлением витков. Что самое удивительное, что периодичностью 1-5 раз в год сюда попадает космический луч и освещает данный участок в течение 20 минут. Существует даже утверждение местных жителей, что если попасть в этот луч, то можно вылечиться от различных заболеваний. Подобные рисунки обнаруживали в различных странах мира – Огайо (США), Англия, в Африке, Алтае и Южном Урале. Все они разные, но одно их объединяет, что они предназначены не для земного обозрения.

Проводя раскопки на территории Наска, ученые нашли для себя очередные загадки. На черепках были найдены рисунки, на которых были свидетельства о том, что жители этой местности знали о пингвинах. Ученые не могли найти другого объяснения найденному рисунку пингвина на одном из черепков. Также археологам удалось найти множество поземных ходов и тоннелей. Часть этих сооружений является ирригационной системой, а другая часть принадлежит подземному городу. Здесь расположились усыпальницы и руины подземных храмов.

Одной из теорий является гипотеза происхождения рисунков Наска связанная с деятельностью инопланетных цивилизаций. Впервые такую гипотезу выдвинул швейцарский писатель Эрих фон Деникен. Он утверждал, что нашу планету в районе Наска посещали инопланетяне, но он не уверен, что рисунки это их рук дело. По его теории, рисунки предназначены для призыва инопланетян, которые покинули нашу планету. Треугольники информировали пилотов-инопланетян о присутствии бокового ветра, а прямоугольники о месте посадки.

Прямые линии в виде углублений могли наполняться горючим веществом и быть сигнализатором направления посадочных полос. Данная теория является фантастической и всерьез не воспринимается в научном мире, но даже писателю удалось посеять сомнения в научных теориях происхождения рисунков Наска. Тут то и возникла теория энергопотоков, которая свидетельствует о связи человечества с инопланетным разумом. Одним из примеров является огромное изображение «канделябра Паракаса» — рисунка на склоне горы на перуанском полуострове Паракас.

Ученые считают, канделябр является информационным источником о нашей планете. В левой части рисунка скрыта информация о земной фауне, а в правой части о флоре. Общее изображение выполнено в виде человеческого лица. Там где находится вершина рисунка древние жители Наска установили указатель, который является шкалой развития цивилизации. По этой же теории существует мнение, что наша цивилизация была создана пришельцами из созвездия Льва. Возможно, композиция из прямых линий была создана инопланетянами для обозначения взлетной полосы для своих кораблей.

Существует и другие доказательства этой теории. Ученым из Англии удалось исследовать составляющую мышечной масса мумий инков. И результаты получились просто потрясающими. Кровь инков не имела аналогов с группами крови жителей Земли того исторического периода. Эта группа крови очень редкая комбинация…

Но конечно, что в споре рождается истина. И поэтому нашли те кто отбрасывает все инопланетные теории. В начале 80-х группа студентов, взяв с собой деревянные лопаты, создали «слона», который похож на рисунки Наска. Но их убеждение не сильно повлияло и в наше время найдется множество сторонников инопланетного участия в создании огромных рисунков.

Варианты теорий появления больших рисунков на Земле:
Рисунки животных созданы, как память о всемирном потопе.
Рисунки Наска – это один из древних зодиакальных календарей.
Нарисованные фигуры созданы для ритуальных церемоний культуры воды, а линии – это направление акведуков.
Траектория рисунков использовалась для спринтерских забегов (правда в это тяжело поверить).
Линии и рисунки Наска – это зашифрованное послание, некий код. В нем присутствует число Пи, радиан градусов (360°), десятичная система исчисления и т.д.
Рисунки нарисованы шаманами под действием сильных галлюциногенов (правда, теория забавная).

Сколько бы не выдвигались разные теории возникновения и предназначения рисунков Наска, но тайна остается не раскрытой. Кроме этого это загадочное плато преподносит человечеству все новые загадки. В данный район Перу постоянно отправляются новые исследователи. Данный район доступен, как для ученых, так и для туристов, но получится ли у человека открыть занавес таинственности, закрывающий от нас истинное назначение рисунков?

Плато Наска находится на юге государства Перу . Из -за сухого климата и отсутствия воды и растительности эту местность также называют пустыня Наска . Название плато связано с

Доколумбовой цивилизацией ,
существовавшей в этих местах во временном промежутке 500 г . до н .э . и 500 г . н .э . Свою известность плато Наска получило благодаря геоглифам - огромным рисункам , начерченным на земле , увидеть которые можно только с воздуха .

Открытие геоглифов Наска .
О загадочных рисунках в пустынном плато стало известно ещё в далеком 1553 году от испанского священника Педро Сьеса де Леон . Путешествуя по территории современного государства Перу он написал в своих записях о множестве начерченных на земле линий , именуемых им "дорогой Инков " и о неких знаках , также нарисованных на песке . Первым эти знаки с воздух удалось разглядеть американскому археологу Полу Косоку , пролетавшему над обширным плато в 1939 году . Большой вклад в изучение рисунков Наска был внесён немецким археологом Марией Райхе . В 1947 году она пролетела над плато на самолёте сфотографировала геоглифы с воздуха .



Описание рисунков на плато Наска
Геоглифы имеют размеры в несколько десятков метров , а линии Наска простираются на многие километры и иногда уходят даже за горизонт пересекая холмы и русла высохших рек . Изображения нанесены на поверхность путём извлечения грунта . Они образуют борозды шириной около 135 см и 30 -50 см глубиной . Рисунки сохранились до наших дней благодаря сухому полупустынному климату . Сегодня известно о 30 рисунках , изображающих геометрические фигуры , животных и только на одном изображено человекоподобное существо высотой около 30 метров , похожее на астронавта . Среди изображений животных наиболее известными являются паук , колибри , кит , кондор и обезьяна . Геоглиф , изображающий кондора является одним из самых больших в пустыне . Его длина от клюва до хвоста составляет 120 метров . Для сравнения : размер паука - 46 метром , а колибри - 50 .





Загадки геоглифов пустыни Наска
Таинственные рисунки оставили археологам и историкам много вопросов . Кто их создал ? Каким образом и с какой целью ? С земли геоглифы разглядеть не возможно . Они видны только с воздуха , причём поблизости нет ни каких гор откуда эти линии и рисунки можно было бы увидеть . Ещё возникает вопрос о том , что рядом с рисунками и линиями нет следов древних художников , хотя если по поверхности проедет машина , останутся следы . Примечательно , что изображённые на геоглифах обезьяна и кит не живут в данной местности .



Изучения плато Наска
Некоторые учёные считают , что геоглифы имели ритуальное значение для древних жителей долины . Поскольку их можно было разглядеть только с воздуха , то увидеть их могли только боги , к которым люди обращались с помощью рисунков . Многие исследователи придерживаются гипотезы о том , что изображения Наска были созданы одноимённой цивилизацией , жившей в этих местах во 2 веке до нашей эры . Исследовательница геоглифов Мария Райхе считает , рисунки сперва были сделаны на маленьких эскизах , а уже потом наносились на поверхность в натуральную величину . В качестве доказательства она предоставила найденный в этих местах эскиз . Кроме того , на концах линий , изображающих рисунки , обнаружены деревянные столбики , вбитые в землю . Они могли служить координатами точек при нанесении геоглифов . Результаты исследований показали , что изображения создавались в разное время . Пересекающиеся и находящие одна на другую линии , говорят о том , что древняя живопись покрывала землю долины в несколько этапов .


Различные версии происхождения геглифов
Многие историки и археологи придерживаются астрономической версии рисунков . Древние жители пустыни Наска могли хорошо разбираться в астрономии . Созданная галерея является своеобразной картой звёздного неба . Такой версии придерживалась немецкий археолог Мария Райхе . Американский астроном Филлис Питлуги в пользу данной версии приводит тот факт , что геоглиф , изображающий паука , является чертежом , показывающим скопление звёзд в созвездии Ориона . Однако британский исследователь Джеральд Хокинс уверен , что только небольшая часть линий и рисунков пустыни Наска связаны с астрономией . Некоторые уфологи предполагают , рисунки являлись ориентиром для посадки инопланетных кораблей пришельцев , а линии плато Наска выполняли роль взлётно -посадочных полос . Скептики не соглашаются с этой версией хотя бы потому , что космическим кораблям инопланетян , способным преодолевать десятки световых лет не требуется разгон для взлёта . Они могут подняться в воздух вертикально . Изучавший в 70 -х годах прошлого века плато Наска Джим Вудман пришёл к выводу , что древние жители , создавшие эти рисунки , могли летать на воздушном шаре . Он объясняет это изображением данного летательного объекта на глиняных статуэтках , сохранившихся с древних времён . Для доказательства Вудман изготовил воздушный шар из побочных материалов , которые можно было достать только в ближайшей округе . В шар подавался горячий воздух и он смог пролететь достаточно большое расстояние . Упомянутая выше немецкий археолог Мария Райхе называла геометрические фигуры и линии плато Наска зашифрованным текстом , похожим на набор букв и знаков .
До сих пор нет единого мнения о происхождении и назначении таинственных геоглифов . Плато Наска остаётся одной из величайших тайн на нашей планете ...

Гигантские наземные рисунки перуанского плато Наска, заслуженно считаются одной из самых таинственных достопримечательностей не только Южной Америки, но и всей планеты.

Загадочными линиями, складывающимися в причудливые фигуры, покрыто около 500 квадратных метров территории плато. Линии, образующие рисунки Наски, нанесены на поверхность земли своеобразным способом - выемкой грунта, в результате чего образовались траншеи до 1,5 метров шириной и до 30-50 сантиметров глубиной.

Линии образуют огромное количество геоглифов - геометрических и фигурных узоров: свыше 10 000 полос, более 700 геометрических фигур (в основном трапеции, треугольники и спирали), около 30-ти изображений птиц, зверей, насекомых и цветов.

Рисунки Наски в впечатляют своими размерами. Так, например, фигуры паука и колибри имеют длину около 50 метров, рисунок кондора простирается на 120 метров, изображение пеликана - почти на 290 метров. Поражает, что при таких гигантских размерах контуры фигур непрерывны и удивительно точны. Почти идеально ровные полосы пересекают русла высохших рек, взбираются на высокие холмы и спускаются с них, но при этом не отклоняются от необходимого направления. Современная наука не в состоянии объяснить подобный феномен.

Впервые эти удивительные древние фигуры были обнаружены летчиками лишь в 30-х годах прошлого века.

Это объясняется тем, что с земли практически невозможно распознать фигуры, раскинувшиеся на десятки и сотни метров в длину.

Несмотря на десятилетия исследований, так и остается загадкой, каким образом, кто и с какой целью выполнил эти рисунки. Предположительный «возраст» изображений - от пятнадцати до двадцати столетий.

Сегодня известно около 30 рисунков, около 13 тысяч линий и полос, около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей).

Большинство исследователей приписывают авторство рисунков представителям цивилизации Наска, которые населяли плато до появления Инков. Уровень развития цивилизации Наска недостаточно изучен, поэтому невозможно с уверенностью утверждать, что ее представители владели технологиями, позволяющими создавать подобные рисунки.

Существует немало версий, объясняющих назначение геоглифов Наски. Самая распространенная из них - астрономическая. Ее сторонники считают линии Наски своеобразным астрономическим календарем. Популярна и ритуальная версия, согласно которой, гигантские рисунки предназначены для общения с небесным Божеством.

Многократные повторения одних и тех же линий и фигур, а также выявленные математические закономерности в их пропорциях и взаимно-расположении, дают право предположить, что рисунки Наски представляют собой некий зашифрованный текст. Согласно наиболее фантастическим гипотезам, фигуры на плато выполняют функцию ориентиров для приземления инопланетных кораблей.

К сожалению, целенаправленное и регулярное изучение геоглифов Наски в наше время не проводится. Многовековые загадки знаменитых перуанских рисунков все еще ждут своих исследователей.


Геоглифы Наска и Пальпа с коптера. Перу 2014 hd

Рисунки Наска со спутника



Рассказать друзьям