Генеральный план усадьбы щелыково костромской губернии. Усадьба А

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дом-музей русского драматурга Островского Александра Николаевича в Замоскворечье – это филиал театрального музея. В этом небольшом доме на Малой Ордынке и родился в далеком 1823 году Саша.

Островский считал себя настоящим москвичом, много сделал для общественного, литературного развития столицы и России в целом. В Москве, в Малом театре, было поставлено при жизни А. Н. Островского сорок шесть пьес по его произведениям. По его инициативе был создан артистический кружок, общественная организация писателей и композиторов. Потомки называют писателя Колумбом старой Москвы. Поэтому главной темой экспозиции дома-музея в Замоскворечье стала московская тема в жизни этого замечательного человека. А обстановка в музее полностью отражает социальную среду, в которой писатель был рожден и которая питала его своеобразное творчество.

Отец драматурга, Александр Николаевич, был из сословия бедного духовенства, после семинарии определился на государственную службу, а потом был частным адвокатом. Мама Островского, Любовь Ивановна, была дочкой пономаря, низшего служителя при христианской церкви. В помещениях дома небогатая обстановка. В спальне и кабинете стоит скромная мебель того времени – кресла, секретер, кровать. Есть портрет отца в рамке из бархата, на столе – книга и оплавленная свеча. Зато книжный шкаф в библиотеке имеет богатое содержание – классический жанр, периодика, лучшие пьесы того времени. В уютной спаленке на прикроватном столике – шкатулка драматурга, расписанная талантливым мастером. Все эти экспонаты как бы воскрешают быт тех лет и помогают лучше, точнее представить обстановку, в которой гениальный драматург провел свое детство и откуда он смог в некоторой степени черпать свой талант.

Очень интересна в доме-музее Островского красная гостиная. Здесь писатель зачитывал друзьям свои скандальные пьесы, будоражившие Москву и вызывающие неудовольствие властей. На второй этаж ведет лестница с деревянными перилами. Там гость оказывается в старой Москве: в гравюрах, рисунках и картинах того времени виден Кремль, Кузнецкий мост, Александровский сад, Марьина роща и другие неповторимые места, дорогие сердцу писателя. Здесь же стоит макет Малого театра, изготовленный в 1840 году. На нем с точностью, достойной лучшей ювелирной работы, воспроизведен не только наружный облик, фасад этого культового здания, но и внутренние помещения, зрительный зал и сцена. Есть здесь фотографии знаменитых актеров, актрис, политических и культурных деятелей тех лет. Одна из комнат целиком посвящена истории создания пьесы «Гроза».

Дом-музей Островского в Замоскворечье был открыт для посетителей в 1984 году. Возле городской усадьбы разбит потрясающий сад, который начинает цвести с ранней весны. Он буйствует красками и ароматами до глубокой осени. Зеленые ветви деревьев склоняются к окнам уютного старинного дома, храня настроение и атмосферу размеренной жизни. Так здесь было при жизни великого драматурга, таким дом остался и сейчас.

Увидеть усадьбу Островского в Замоскворечье будет интересно и взрослому, и ребенку. Первый почувствует особенную силу этого места, а дитя – сможет повеселиться. Для этого в доме музее часто проводятся праздничные экскурсии. А если заглянуть сюда в канун Рождества, то обязательно увидите елку, украшенную так, как это делалось для маленького Саши Островского.

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского "Щелыково"

План усадьбы

1 - Мемориальный дом-усадьба А. Н. Островского

2 - Памятник А. Н. Островскому

3 - Лестница и нижняя беседка

4 - Голубой дом

5 - Двухэтажная беседка Островского

6 - Литературно-театральный музей

7 - Пруд с островком

8 - Церковь и некрополь Островских в Бережках

9 - Музей народного быта "Дом Соболева" в Бережках

10 - Административный корпус санатория

11 - Жилые корпуса санатория

12 - Лечебный корпус санатоия "Шале"

13 - Голубой ключик

Дом-музей А. Н. Островского



Дом А. Н. Островского - сердце музея-заповедника


Памятник А. Н. Островскому

Именно в этом доме жил А. Н. Островский, приезжая в усадьбу на лето. Впервые посетив Щелыково, драматург с восхищением отзывается о доме, отмечая, что он «удивительно хорош как снаружи оригинальностью архитектуры, так и внутри удобством помещений».

Выстроенный в стиле классицизма на высоком кирпичном цоколе, деревянный дом цвета дикого камня под красной крышей, изящно контрастирует с белыми колоннами и балюстрадами террас. Здание одноэтажное, по северной стороне которого расположен антресольный этаж, поэтому с севера дом выглядит двухэтажным. На северном фасаде два крыльца и открытая терраса между ними. На южном - крытая терраса с двумя лестницами в парк.

На первом этаже - анфилада комнат, в которых размещена мемориальная экспозиция, воссоздающая обстановку дома в последние годы жизни драматурга. Здесь немало подлинных предметов, особо ценные среди них - личные вещи Островского и его семьи.

Столовая.

Первая комната анфилады - столовая. В былые времена здесь, за большим обеденным столом-сороконожкой у тульского самовара, собиралась семья Островского и его многочисленные гости. Многое здесь напоминает о радушии и гостеприимстве хозяев.

В уютной гостиной - старинное фортепиано. Под его аккомпанемент нередко пела Мария Васильевна, жена Островского, актриса московского Малого театра. В погожие дни дружеские беседы переносились на южную террасу, с которой открывался дивный вид на окрестности. Здесь же иногда разыгрывались любительские спектакли по пьесам А. Н. Островского.

Рабочий стол А. Н. Островского

Просторный и светлый кабинет хозяина создает ощущение присутствия его творческой личности. За письменным столом драматург работал, не покладая рук. За работой он и скончался. На столе - книги, словари и авторские рукописи. Стены кабинета украшают деревянные ажурные рамки, мастерски выпиленные самим драматургом, фотоснимки родных Островского и его друзей, актёров и писателей.

Комната Марии Васильевны

По соседству с кабинетом - комната жены драматурга. На стенах - фотографии жены драматурга и их шестерых детей. Драматург необычайно любил своих детей, гордился ими, уделял особое внимание их воспитанию и образованию. Мария Васильевна, оставив актёрскую деятельность, всецело отдала себя заботе о семье и доме.

Одну из комнат дома занимает библиотека. Собранные книги отражают широкий кругозор А. Н. Островского: здесь и драматургия, и творчество современных ему прозаиков, и книги по фольклору, истории, сельскому хозяйству, и периодика. В библиотеке есть книги и журналы и на иностранных языках, которыми драматург хорошо владел.

В антресольном этаже дома располагались детские комнаты. Сейчас в двух комнатах - выставка «Гостиная А. А. Яблочкиной», где представлены подлинные предметы, принадлежавшие знаменитой актрисе Малого театра.

Музей производит впечатление обжитого уютного дома: обои, воссозданные по подлинным образцам 1847 года, некрашеные полы с домоткаными дорожками, белые изразцовые печи, комнатные цветы… Особый усадебный уют, милые детали интерьера, дух старины - дом никого не оставляет равнодушным, позволяя посетителям лучше понять личность Островского и его творчество.

Мемориальный парк


Щелыково расположено на высоком левом берегу реки Куекши, изрезанном многочисленными живописными оврагами. По традиции усадебный дом окружен парком, с вековыми соснами, берёзовыми, еловыми и липовыми аллеями, по которым «читается» история его развития на протяжении более двух веков.

Усадебный парк был заложен первыми владельцами Щелыкова Кутузовыми в середине XVIII века. От того времени сохранились лишь немногочисленные уголки парка: пруд с островком, пруд-садок и элементы регулярной планировки с южной стороны усадебного дома.

В формирование усадебного парка внесли свою лепту и три поколения семьи Островских. По сей день здесь стоят деревья, посаженные отцом драматурга Николаем Фёдоровичем, самим писателем и его братом Михаилом, а также детьми А. Н. Островского.

При Островских пейзажный парк с элементами регулярной планировки делился на «Верхний» и «Нижний». Нижним парком называли территорию по южному склону от усадебного дома. Верхний парк расположен вокруг усадебного дома, западная его часть при братьях Островских получила название «Парк Овражки».

Братья Островские постоянно заботились о парке: прокладывали там грунтовые дорожки, в самых красивых местах ставили скамейки, разбивали клумбы, на крутых склонах устраивали «дерновые диваны». По проекту архитектора С. Елагина из Москвы были возведены беседки и «горбатые» мостики. Одну из беседок, двухэтажную, дети Островского называли «Снегурочкиной»: именно здесь писатель обдумывал свою знаменитую сказку.

Александр Николаевич любил цветы. Усадебный дом буквально утопал в зелени, южная сторона и терраса были увиты диким виноградом. Цветочные клумбы окружали дом с трёх сторон. Растения подбирались согласно моде и вкусу владельца имения: разноцветные флоксы, астры, георгины, душистые пионы, лилии, петунии, анютины глазки, настурции. Все эти виды и сейчас служат обрамлением усадебного дома.

Разнообразные перспективы и виды, восхитительные панорамные пейзажи, которыми в былые времена любовался Александр Николаевич, и сегодня волнуют душу, радуют глаз. Излюбленным местом гостей Щелыкова и по сей день остаётся обрыв, где во времена Островского располагался Гостевой дом. Открывающийся отсюда великолепный по своей красоте многоплановый вид на заливной луг, пойму извилистой речки Куекши и пруд с островком - главное украшение парка.

Насаждения парка и окружающие его естественные леса, органично сливаются в единый ансамбль, придавая особую привлекательность и живописность щелыковским пейзажам. Пение птиц, суета любопытных белок, ароматы цветов летом, девственно чистый снег, морозное кружево спящих берез, снежные шапки сосен и елей зимой, как и во времена А. Н. Островского, продолжают радовать гостей Щелыкова.

Никольская церковь

Храм святителя Николая в Бережках, построенный в1792 году владельцем усадьбы Щелыково, предводителем костромского дворянства Ф. М. Кутузовым - памятник федерального значения.

Об истории возведения этого храма существует легенда. Во время русско-турецкой войны, в которой Ф. М. Кутузов принимал участие, командуя батальоном в составе Средиземноморской экспедиции графа А. Г. Орлова-Чесменского, при морском переходе близ греческих островов на корабль обрушился шторм страшной силы. Кутузов вознёс горячую молитву о спасении и дал обет построить в своей усадьбе на месте деревянной церкви каменный храм в часть святителя Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей. Обет был им исполнен.

Строительством храма занимался талантливый костромской зодчий Степан Андреевич Воротилов. Этот замечательный храм, восхищающий своими пропорциями, строгостью и стройностью форм, возводился в течение 10 лет.

В облике Никольской церкви нет излишней пышности, характерной для городской архитектуры. Внешний облик храма и его внутреннее убранство сочетают в себе несколько художественных стилей: от барокко до классицизма. Храм естественно и красиво «вписан» в окружающий пейзаж.

В храме - два этажа: нижний - зимний, верхний - летний. Летний храм отличается пышностью убранства: резной иконостас в стиле барокко и рококо со скульптурными и цветочно-растительными композициями и иконами, выполненными в западной манере, роспись светового барабана и стен, двусветные окна. Зимний храм лаконичнее: камерный, без росписи стен, с иконами, выполненными в православных традициях. Именно здесь в 1886 году отец Антоний Херсонский, настоятель храма, отпевал драмтурга Островского, скончавшегося в своей щелыковской усадьбе.

Вокруг церковного погоста возведена кирпичная ограда с восточными и западными воротами. Возле храма, с южной его стороны, за невысокой кованой оградой находится фамильное захоронение Островских. Здесь похоронены: сам драматург, его отец Николай Федорович, жена Мария Васильевна и дочь Мария Александровна Шателен.

Этнографический музей «Дом Соболева»


Село Николо-Бережки непосредственно связано с семьей Островских на протяжении нескольких поколений. Дорога к нему от усадьбы проходит через глубокий живописный овраг с деревянными лестницами и мостиком.

А. Н. Островский часто бывал в Николо-Бережках. Он прикипел сердцем к этому тихому и уединенному селению не только потому, что здесь похоронен его отец. Известен глубинный интерес писателя к народной культуре и языку. Александр Николаевич душевно и непринужденно общался с селянами, заводил среди них хороших знакомых и друзей. Таким другом был и Иван Викторович Соболев, замечательный столяр-краснодеревщик.

И. В. Соболев, из бывших крепостных крестьян, стал искусным мастером, самостоятельно обучившись столярному ремеслу. После 1861 года он поселился в Николо-Бережках, поставив избу поодаль от домов церковного причта. Расположенный на околице, дом первым встречает прохожих, эффектно начиная перспективу короткой улицы с вековыми березами и белой церковью. Сам дом - заурядный крестьянский, с двускатной деревянной крышей, простенькими белыми резными наличниками небольших окон - естественно вписывается в окружающий пейзаж.

Соболев часто бывал у Островских, изготавливал мебель по их заказам, ремонтировал ее и даже учил Островского столярному делу.

В настоящее время в доме Соболева размещена этнографическая экспозиция «Быт и традиции наших предков», на которой представлены промыслы, ремесла, быт и традиции крестьян XIX века, характерные для наших мест. Многие из представленных предметов были собраны во время этнографических экспедиций, проходивших на протяжении нескольких десятилетий.

Побывав в этом небольшом уютном музее, многое можно узнать о народной жизни, выпить чай со сбором целебных трав, поучаствовать в традиционных обрядах и праздниках.

Голубой дом


В начале XX века в Щелыкове появляется новая усадьба, что нехарактерно для русской усадебной культуры того времени. Устроенная дочерью драматурга М. А. Островской-Шателен, усадьба стала еще одной достопримечательностью Щелыкова, а со временем превратилась в редкий памятник усадебной культуры и садово-паркового строительства этого периода.

Центр новой усадьбы - Голубой дом, построенный в 1903 году из разобранного гостевого дома по собственному проекту Марии Александровны. Двухэтажный, бревенчатый, не обшитый ни внутри, ни снаружи, с фигурными наличниками на окнах и такими же балюстрадами террас, балконов и крылец, дом выполнен в стиле модерн. Впоследствии дом был выкрашен в голубой цвет, а его декоративное оформление - в белый.

После революции судьба пощадила эти «обетованные места». Значительную роль в этом сыграло положение зятя А. Н. Островского М. А. Шателена (одного из авторов плана ГОЭЛРО). Щелыково было передано Наркомпросу с целью организации музея.

Дальнейшая судьба усадьбы на протяжении многих десятилетий связана с Малым театром и Союзом театральных деятелей России. С 1928 года сюда ежегодно приезжали известные актёры: Вера Пашенная, Варвара Рыжова, Евдокия Турчанинова, актёры из династии Садовских, Михаил Царёв, Сергей Юрский, Никита Подгорный и многие другие.

В 2001 году Голубой дом был отреставрирован. В нём открылся культурно-образовательный центр с видеозалом, литературно-музыкальной гостиной, замечательной библиотекой с уютным читальным залом. Здесь же расположена касса музея. С Голубого дома начинаются экскурсии по музею, а в зимний период здесь открыты резиденция и мастерская Снегурочки.

Литературно-театральный музей


В год 150-летнего юбилея со дня рождения А. Н. Островского, в1973 году был открыт литературно-театральный музей. Цель его создания - потребность познакомить посетителей с творческим наследием драматурга. За 40 лет существования музея в нем сменилось десятки экспозиций и выставок. В настоящее время действуют две экспозиции.

Экспозиция «Театр Островского» знакомит посетителей с личностью драматурга в ее развитии, реалиями современной ему жизни, его окружением. Здесь представлены личные вещи писателя, предметы быта, живописные портреты современников Островского, журналы XIX века, где впервые были опубликованы его произведения.

Сценическая история произведений А. Н. Островского представлена прижизненными постановками и постановками XX века. Посетители могут увидеть работы театральных художников: эскизы костюмов и декораций, макеты к спектаклям. Важное место в экспозиции занимают пьесы, над которыми Островский работал в Щелыкове, и шедевры его литературного творчества: «Гроза», «Бесприданница».

Экспозиция «Сказочный мир Снегурочки» раскрывает роль пьесы А. Н. Островского в формировании всеми любимого новогоднего персонажа.

Сказка драматурга о Снегурочке, юной дочери Мороза, неразрывно связана с щелыковскими реалиями. Могучая природа, колоритные крестьяне, праздничные гуляния, народные сказки, песни и предания непосредственно повлияли на замысел А. Н. Островского.

Сценическая судьба «Снегурочки» была непростой. Ее постановка оказалась слишком сложна для драматической сцены. Самой известной считается постановка К. С. Станиславского 1900 г. Пьеса вдохновила композиторов. Музыку к «Снегурочке» написали П. И. Чайковский и Н. А. Римский-Корсаков.

Сказка пришлась по вкусу и деятелям кинематографа. В 50-е годы вышел мультфильм режиссера и художника И. П. Иванова-Вано, в 1968 году режиссер П. П. Кадочников снял полнометражный художественный фильм, в 2006 году, художник-режиссер М. В. Курчевская создала еще один мультфильм про Снегурочку. На выставке можно увидеть фотографии, эскизы декораций и макеты к этим фильмам.

Кроме постоянных экспозиций, в литературно-театральном музее организуются временные выставки по различной тематике, в том числе выставки выдающихся деятелей культуры и искусства, приезжающих на отдых в Щелыково.

Круглый год посетители могут почувствовать себя Снегурочкой или Морозом, сфотографировавшись в костюмах персонажей на специально созданной инсталляции «Зимнее Щелыково».

Фонды музея

Музейное собрание Музея-заповедника «Щелыково» состоит из десяти коллекций. Комплектование осуществляется по следующим направлениям:

Жизнь и творчество А. Н. Островского;

Семья драматурга и его потомки;

Окружение А. Н. Островского (литературное, театральное, дружеское);

Воплощение произведений драматурга на сцене и в кино;

Бытование творческого наследия А. Н. Островского в культурном процессе;

Жизнь деятелей искусства и культуры, связанных со Щелыковым;

История и бытование усадьбы Щелыково;

Краеведение и этнография.

Предметы живописи, графики и скульптура объединены в коллекцию «Изобразительное искусство». Особые ценности собрания - прижизненная иконография драматурга, иконы XVII - XIX веков, живопись Б. М. Кустодиева, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского, сценография ведущих театральных художников к спектаклям по пьесам А. Н. Островского.

Изделия прикладного искусства, быта и этнографии выделены в три музейные коллекции: «Прикладное искусство», «Ткани и костюмы», «Этнография». В этих коллекциях представлены: мебель, дворянская и мещанская утварь и посуда, статуэтки из различных материалов, украшения, аксессуары, светские костюмы, церковные облачения, орудия труда и предметы традиционного крестьянского быта костромской губернии середины XIX-начала XX века. Особою ценность коллекций составляют вещи принадлежавшие семье драматурга и актерам, исполнителям ролей в спектаклях по пьесам А. Н. Островского.

В коллекцию «Нумизматика», кроме монет, входят предметы бонистики, фалеристики и почтовые марки. Монеты и банкноты относятся к XVIII - началу XX века.

Документы и редкие книги выделены в четыре музейные коллекции: «Рукописи, документы», «Редкая книга», «Фотографии», «Аудио-видео». Рукописные документы, книги, журналы, газеты, аудио и видеозаписи, ценны, прежде всего, своей информативностью. Содержащиеся в них сведения документируют события личной и общественной жизни. В основной фонд музея включены документы, связанные с жизнью и творчеством драматурга и его окружения.

Коллекция «Программы, афиши» объединяет предметы печатной продукции: программы, афиши, буклеты, пригласительные и театральные билеты к спектаклям по пьесам А. Н. Островского. Наиболее ценные и редкие из них выпускались еще при жизни драматурга. Самые ранние афиши относятся к 1855 году.

Значительную часть музейного собрания составляют дары. Надеемся, коллекции музея будет и впредь пополняться новыми предметами и радовать наших посетителей, любящих творчество А. Н. Островского.

Адрес: 157925 Костромская область, Островский район, п/о Щелыково

Сайт http: //www.museumschelykovo.ru/

Предыдущая фотография Следующая фотография

Усадьба знаменитого русского драматурга А. Н. Островского Щелыково находится в деревне в 112 км от Костромы , в 15 км от Волги. Дом и другие постройки смогли сохранить в память о литераторе, и сейчас Щелыково носит статус государственного мемориального и природного музея-заповедника.

Усадьба имеет довольно длинную историю: первые постройки возвели здесь в конце 17 века. В течение полутора сотен лет Щелыковым владело семейство Кутузовых и Сипягиных. При последних случались пожары, опустошавшие имение, хозяйство приходило в упадок, последний представитель семейства Сипягиных и вовсе промотал все свое состояние, в том числе и Щелыково. В 1847 году на аукционе его купил Александра Николаевича Н. Ф. Островский, поселился в нем и начал приводить финансовые и хозяйственные дела в порядок. Через год туда впервые приехал и будущий писатель: к тому моменту ему было всего 25 лет, и на его счету была лишь одна пьеса. Через двадцать лет Щелыково перешло к нему и его брату, и новые хозяева начинают перестраивать старые здания, возводить новые дома, устраивать по-новому парк. С тех пор А. Н. Островский приезжал сюда каждый год на 4-5 месяцев с семьей: вел дела, обдумывал и писал прославившие его пьесы.

Весь важнейший подготовительный процесс задуманной пьесы протекал обыкновенно у Александра Николаевича во время летнего отдыха в его любимом Щелыкове. Там, пока Александр Николаевич часами сидел на берегу реки, с удочкой в руке, пьеса вынашивалась, тщательно обдумывалась и передумывались ее мельчайшие подробности...

Брат писателя П. Н. Островский

Впрочем, фермерствовал драматург не очень успешно, разочаровался в этом занятии и переложил управление хозяйством на жену, а затем - на управляющего. Смерть Александра Николаевича тоже связывают с Щелыковым: он считал, что крестьяне относятся к нему хорошо, пока однажды кто-то из них не попытался устроить пожар в усадьбе. Островский был так потрясен, что не смог оправиться, до смерти у него тряслись руки и голова. Умер он в своем кабинете в Щелыкове 2 июня (по новому стилю - 14), через два года после случившегося.

В 1914 году все наследники Островских ушли на фронт, и до 1917 г. в Щелыкове никто не жил, дома стояли заколоченными. Советская власть устроила волостной совет, затем детский приют, дом отдыха для актеров Малого театра. Сейчас на территории музея-заповедника находятся также детский лагерь, санаторий и местное театральное сообщество. В 2016 г. музей-усадьбу «Щелыково» включили в государственный реестр объектов культурного наследия.

Что посмотреть

Усадьба состоит из нескольких объектов, которые можно осматривать по отдельности, а можно - все сразу и с гидом. Во-первых, это «сердце» заповедника - дом писателя . В усадьбе драматург проводил каждое лето, создавая здесь свои лучшие произведения. Сегодня дом Островского - это музей, открытый для туристов, в нем сохранили обстановку и даже личные вещи писателя так, как было при его жизни. В доме много фотографий друзей и родных Островского, в том числе его жены актрисы Марии Бахметьевой и их шестерых детей. Обзорная экскурсия по дому драматурга длится в среднем 1,5 часа.

Во-вторых, в структуру заповедника входит литературно-театральный музей Щелыково. Здесь туристов знакомят с двумя действующими экспозициями: «Театр Островского» и «Сказочный мир Снегурочки». В первой представлены личные вещи писателя, предметы быта, журналы, где публиковались произведения драматурга, а также костюмы и декорации к его пьесам. Вторая экспозиция посвящена истории создания сказки «Снегурочка».

Третий объект, который предлагают посетить туристам, - действующая Никольская церковь в 2 километрах от усадьбы. Каменная церковь была возведена в 18 веке, и с этой постройкой связана легенда. Один из первых владельцев Щелыкова, Ф. М. Кутузов, воевал на русско-турецкой войне и, попав в страшный шторм на Эгейском море, дал обет построить в своей усадьбе каменную церковь, если выживет. В церкви два этажа - летний, с более пышным убранством и росписью, и зимний - лаконичный и строгий. В этом храме и отпевали писателя. Рядом находится фамильное захоронение Островских: здесь покоятся сам писатель, его отец, жена и их дочь Мария Островская-Шателен.

В экскурсию по Щелыково также входит посещение дома-музея Ивана Соболева . Искусный мастер по дереву Соболев был близким другом Островского, резная мебель в усадьбе писателя - дело его рук. Экскурсия по его дому, как правило, завершается для туристов чаепитием, народными играми и обрядами.

Другая интересная достопримечательность Щелыкова - Голубой дом . Двухэтажная усадьба голубого цвета была построена дочерью Островского Марией Шателен, дом прекрасно сохранился и был отреставрирован. Сейчас это культурно-образовательный центр с видео- и читальным залами, музыкально-литературной гостиной и библиотекой. Здесь же находится касса музея.

Щелыково

События

По заявке посетителей сотрудники музея могут организовать чаепитие на природе и своеобразные показы: «Приметы милой старины» и «Наряд модницы». Зимой в Щелыково устраивают представления с участием Снегурочки, народные игры и гадания, праздничное угощение и мастер-классы по изготовлению народных кукол-оберегов.

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК А. Н. ОСТРОВСКОГО «ЩЕЛЫКОВО»

Среди памятных мест России есть уголки, где оживают тени наших писателей. В их названиях, чисто русских по звучанию, мы находим нечто не отделимое от облика живших здесь людей.

Знакомясь с природой, с предметами, окружавшими их, мы глубже чувствуем их человеческое своеобразие, полнее проникаемся строем их мыслей. Таковы Михайловское А. С. Пушкина*, Ясная Поляна Л. Н. Толстого, Спасское-Лутовиново И. С. Тургенева, таково Щелыково А. Н. Островского , 150-летие со дня рождения которого мы будем отмечать в 1973 г.

В Щелыкове жил и был похоронен отец Островского, Н. Ф. Островский, поэтому драматург всегда любил и дорожил этими местами. Ещё в молодости пленило оно Островского своей природой – девственным лесом с тенистыми оврагами, вольным простором окрестных полей, небольшой речкой Куекшей, протекающей в глубокой долине. Щелыково было своеобразной отдушиной в хлопотливой и чрезвычайно напряжённой жизни драматурга, насыщенной разного рода театральными и житейскими треволнениями. Ежегодно, начиная с 1868 г., А. Н. Островский проводил здесь летние месяцы. Здесь, в сельской глуши, писал он лучшие свои произведения: «Лес», «Бесприданницу», «Последнюю жертву», «Грозу». Щелыковом, бытом его крестьян, фольклорным материалом, собранным здесь, навеяна поэтичнейшая из русских пьес – «Снегурочка».

История Щелыковской усадьбы начинается с конца XVIII в. Именно тогда Ф. М. Кутузовым был построен существующий и поныне усадебный двухэтажный деревянный дом, разбит парк, построена в 1792 г. каменная церковь в селе Бережки, с каменной оградой вокруг неё. В заросшем, одичавшем парке до сих пор сохранились остатки кирпичных колонн и парковых беседок.

* См. на стр. 320–322 воспоминания Л. С. Васильева о посещении Михайловского в 1958 г., написанные во 2-й половине 1970-х гг. (Прим. ред.)

В 1847 г. имение было куплено отцом драматурга Н. Ф. Островским. После его смерти Щелыково, оставленное по завещанию мачехе писателя, было выкуплено двумя братьями – А. Н. Островским и М. Н. Островским. Михаил Николаевич постоянно жил в Петербурге. Он был крупным правительственным чиновником и материально и морально поддерживал своего брата. В летние месяцы он гостил в Щелыкове, для него, по соседству со старым, был построен в 1871 г. новый одноэтажный с мезонином деревянный дом, получивший название дома Михаила Николаевича, или «Гостевого»: в нём обычно останавливались многочисленные гости драматурга; здесь бывали Ф. А. Бурдин, Н. И. Музиль, М. П. Садовский, И. Ф. Горбунов и другие.

В одном из помещений «Гостевого» дома были столярная мастерская и библиотека Александра Николаевича. После смерти писателя дом в 1900 г. был сломан, его материал использован для нового, так называемого «Голубого дома», построенного в другой части парка для дочери Александра Николаевича – Марии Александровны Островской (в замужестве Шателен). Дом строился по её рисункам и существует поныне.

Нам известно о существовании в прошлом не дошедших до нас хозяйственных каменных служб, с двух сторон окружавших парадный двор перед главным домом, деревянной беседки «Тихий уголок», часто служившей писателю рабочим кабинетом, водяной мельницы на реке Куекше, надкладезной часовни в «Ярилиной долине», где исстари окрестные жители водили хороводы. Но, лишённые настоящего присмотра, они обветшали и развалились. В усадебном доме А. Н. Островского были выломаны изразцовые лежанки, исчезли фаянсовые вазы перед южным фасадом, разобраны на кирпич хозяйственные постройки.

К счастью, в 1948 г. дом был передан Всероссийскому театральному обществу и превращён в музей. В 1953 г. постановлением Совета Министров СССР был создан мемориальный Щелыковский заповедник*. Помимо самой усадьбы, в него вошли смежные с Щелыковом деревня Лодыгино, село Бережки и часть окрестных лесов вдоль реки Куекши. С этого времени началось возрождение Щелыкова как огромного историко-литературного комплекса.

С 1963 г. Костромская специальная научно-реставрационная производственная мастерская приступила к работам по реставрации дома А. Н. Островского. Ещё при жизни вдовы писателя, в 1892 г., были переделаны его фасады, изменена их окраска. Реставраторам удалось воссоздать с помощью старых снимков утраченные формы наличников и крылец, восстановить первоначальный светло- серый цвет окраски фасадов, о котором говорится в воспоминаниях современников А. Н. Островского. В процессе реставрации были сменены повреждённые нижние венцы сруба, восстановлены исчезнувшие изразцовые лежанки. Работники Щелыковского музея разыскали образцы бывших бумажных обоев, собрали подлинную мебель дома Островского.

Подготовлен проект воссоздания «Гостевого» дома. Предусматривается точное восстановление его внешнего вида.

На очереди – восстановление беседки «Тихий уголок» и мельницы на реке Куекше, хозяйственных служб перед усадебным домом**.

Одной из достопримечательностей погоста Никола- Бережки считается дом И. В. Соболева, столяра и резчика по дереву, выполнявшего некоторые работы для писателя. Островский был с ним в приятельских отношениях и часто навещал его, учил его сына Ваню грамоте. Костромская СНПРМ, считая дом Соболева местом, связанным с памятью А. Н. Островского, решила восстановить его. Предполагается, что реставрация дома будет завершена в 1972 г. В нём разместится филиал Щелыковского музея.

* В 1948 г. Щелыково было объявлено Государственным заповедником, а Всероссийскому театральному обществу оно было передано в 1953 г. (Прим. ред.) ** Мельница и хозяйственные службы (полностью) до сих пор не восстановлены. (Прим. ред.)

Ведутся реставрационные работы в Никольской церкви. Интересно, что композиция её четверика – типична для Костромского края, но формы его выполнены в духе позднего римского барокко.

По преданиям, бытующим среди местных жителей, этот факт объясняется тем, что строивший церковь Ф. М. Кутузов приглашал для её отделки мастеров- итальянцев. И действительно, иконы иконостаса и остатки масляной живописи на стенах и сводах верхней церкви говорят о том, что они выполнены иностранными художниками. К сожалению, на стенная живопись плохо сохранилась и сейчас забелена. В ближайшее время будет проведена полная реставрация всей церкви – фасадов и интерьеров. Современная церкви кирпичная ограда содержит черты той же переходной поры от барокко к классицизму. Интересны её ворота, особенно восточные, обращённые к сельцу Бережки. В последние годы ограда сильно обветшала, некоторые её части исчезли совсем. В 1971 г. по проекту, составленному Костромской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, силами студенческого строительного отряда философского факультета МГУ ограда восстанавливается.

Крайне важно и восстановление тех высотных ориентиров, без которых невозможно представить окрестности Щелыкова времён А. Н. Островского. Это церкви в селе Угольском и в селе Покровском.* Они стоят у самого въезда в усадьбу и в своем современном, обезображенном виде служат укором нам всем.

Их следует незамедлительно взять на охрану, изыскать средства для приведения в порядок хотя бы их внешнего вида. Ведь помимо исторической, они обладают непреходящей художественной ценностью. Право, стоит гордиться этими памятниками народного искусства и сохранить их для последующих поколений.**

*К 2014 г. проведены ремонтно-восстановительные работы на церкви Похвалы Богородицы в селе Угольском; колокольня церкви не восстановлена. В селе Покровском церковь Покрова Богородицы и её колокольня пребывают в полуразрушенном состоянии. (Прим. ред.)

** Часть иллюстраций к статье см. на цветной вкладке, стр. VIII–IX. (Прим. ред.)

Щелыково. Восточные ворота в ограде Никольской церкви до реставрации

Фотоснимки рубежа 1960-х–1970-х гг. из публикации в «Памятниках Отечества»

Л. С. Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края

Музей-заповедник А. Н. Островского «Щелыково»

Погост в с. Николо-Бережки после реставрации (вид с запада). Фото около 1970-х гг.

Щелыково. Усадьба А. Н. Островского. Северный фасад главного дома. Фото В. А. Маслиха конца 1930-х – начала 1940-х гг.

ДОМ А. Н. ОСТРОВСКОГО в УСАДЬБЕ ЩЕЛЫКОВО

Ремонтно-восстановительные работы, проводимые по главному зданию усадьбы Щелыково, вызваны двумя причинами – необходимостью восстановить нижние поражённые грибком венцы сруба, а также дощатые полы нижнего этажа и сделать его отапливаемым. Сохранившиеся старые печи, ввиду противопожарных требований, чинить и использовать нецелесообразно. По предварительным планам, они будут использованы для размещения каналов калориферной системы; котельная должна быть устроена во вновь строящемся кирпичном здании на достаточном удалении от мемориального дома.

Главный дом усадьбы Щелыково, построенный, по-видимому, в первых десятилетиях XIX в., неодно кратно переделывался; к счастью, это не отразилось на его общей композиционной структуре – это типичный дом помещика средней руки, построенный в глухой провинции местными мастерами. Отдалённое знакомство строителей с классическими образцами в соединении с чисто крестьянскими мотивами декора и строгой конструктивностью в трактовке ордера определяют его своеобразие.

В ходе обмерных и исследовательских работ, проведённых Костромской реставрационной мастерской, получены некоторые данные, позволяющие реконструировать (пусть с известной степенью вероятности) первоначальный вид здания. Данные эти следующие:

1). При удалении дощатой обшивки над дверью, ведущей из гостиной на южную террасу, обнаружен заделанный впоследствии полуциркульный проём (см. соответствующий зондаж); то обстоятельство, что проём разрезает нижнюю часть внутреннего штукатурного карниза (вполне классичного по профилю), как будто свидетельствует о том, что заделка проёма над дверью произошла не позже 30-х–40-х гг. XIX в., т. е. значительно раньше, чем А. Н. Островский приобрёл Щелыково; впрочем, ввиду отдалённости усадьбы от культурных центров того времени, это могло произойти и позже.

Пояснительная записка к проекту реставрации дома А. Н. Островского в усадьбе Щелыково. Текст датирован февралём 1965 г. // Архив ОАО «Кострома реставрация ». Публикуется впервые. (Прим. ред.)

2). Реконструкция южной двери в её первоначальном виде допускает единственный вариант – дверь с полуциркульным завершением с двумя полуокнами по сторонам, окружённую простейшим наличником в виде деревянной обкладки (с профилем или без него), лишённого сандриков, кронштейнов и иных элементов декора. Вероятней всего, наличник вовсе не имел профиля: это противоречило бы довольно сильной пластике обшитых «в пилу» фасадов и общей простоте композиции. Такими же должны были быть наличники окон по южному, западному и восточному фасадам, а возможно, и по северному. Позднее происхождение существующих наличников несомненно. Появились они, по-видимому, в одно время с перестройкой южной террасы, по крайней мере, одновременно с устройством над нею дощатого навеса, видного на снимке 1890-х гг. (тот же деревянный подзор с фестонами).

3). Северная терраса в своём начертании в плане как будто не менялась, её внешние контуры опре деляются массивными угловыми столбами из красного кирпича на извести, выложенными в той же технике, что и цоколь под зданием; само местоположение, между двух крылец-тамбуров, перед кабинетом допускало существование ограждённой перилами террасы; северная терраса имеет сравнительно небольшую глубину; судя по старому снимку, В. А. Маслиха*, она не была зашита снизу досками (так что кирпичные угловые столбы террасы выходили на фасад); всё это, несмотря на северную ориентацию, делало её достаточно долговечной и, следовательно, целесообразной в глазах владельцев дома. Следует учесть ещё одно обстоятельство: дом стоит на пологом спуске перед крутым скатом в долину речки Куекши. Спуск идёт в направлении север–юг. Благодаря этому северная и южная тер расы имеют различную относительно уровня земли высоту. Северная терраса имеет высоту 1,15 м; высота продухов под нею такова, что при приближении к северному фасаду горизонт зрения человека всегда выше уровня пола террасы; функциональное требование максимально открыть конструкции пола для проветривания здесь не противоречило требованиям архитектурной эстетики.

* См. на с. 158. Владимир Александрович Маслих – заведующий музеем Малого театра, один из организаторов в Щелыкове во 2-й половине 40-х гг. XX в. мемориального музея А. Н. Островского. (Прим. ред.)

Южная терраса сильно поднята над площадкой под ней, придвинута к самому спуску в долину и, по необходимости, должна была иметь обшитый доска ми цоколь. В противоположность северной, южная терраса в своём основании совсем не имеет кирпичных столбов, которые определяли бы внешние контуры плана. Две кирпичные стенки, выходящие к югу из цоколя, судя по всему, первоначальны. Они служат основанием под массивные бревенчатые балки, на которые опираются колонны южного порти ка. Стены эти выступают вперёд на сажень (около 2,15 м.) и располагаются под крайними колоннами. Никаких следов других каменных столбов под нею не найдено. Даже беглый взгляд на южную террасу в современном виде (повторена в 1955 г. в соответствии со снимком 1890-х гг.) убеждает в её позднем происхождении. Для наблюдателя, находящегося внизу, она закрывает не менее половины главного фасада. Чтобы предохранить эту террасу от гниения (делать продухи в обшивке цоколя не позволяют требования эстетики), необходим навес (который когда-то и был), но навес окончательно губит фасад, затемняет южную дверь и превращает парадную (синюю) гостиную в совершенно тёмное помещение.

Нелогичность южной террасы в её теперешнем виде не подлежит сомнению. Недопустимость открытого сквозного цоколя и одновременно насущная необходимость сделать пространство под террасой проветриваемым требуют изменения её формы. Несомненно, поздними и чуждыми по стилю являются перила обеих террас.

Предварительными расчистками красочных слоёв на стенах жилых комнат здания установлено, что все они были окрашены клеевыми красками по известково-песчаной штукатурке. Обследование сделано по обоим этажам. Следов оклейки стен обоями не найдено.

Щелыково. Усадьба А. Н. Островского. Южный фасад главного дома. Фото начала XX в.

ГОСТЕВОЙ ДОМ в УСАДЬБЕ ЩЕЛЫКОВО

Дом брата А. Н. Островского, Михаила Николаевича Островского, или «Гостевой», как его ещё и называют, был построен в 1875 г. Дом стоял в парке, к востоку от главного усадебного дома, на бровке спуска в долину реки Куекши, и был обращён к ней главным, южным фасадом. Дом был деревянным, одноэтажным, с мезонином и обшит тёсом. К его южному фасаду примыкал деревянный балкон на столбах, с северной, обращённой к парку стороны мезонин переходил в застеклённую веранду (как и нижестоящая часть первого этажа), добавленную позже. Здание имело печное отопление, железные кровли с водосточными трубами, стояло на кирпичном цоколе.

В Гостевом доме, помимо комнат Михаила Николаевича, размещалась библиотека, столярная мастерская драматурга и комнаты для гостей.

В архитектурном отношении это типичный продукт 70-х гг. XIX в., эклектически соединяющий в себе последние отголоски провинциального ампира с первыми веяниями псевдорусского, ропетовского стиля.

Гостевой дом существовал до 1900 г. В этом году он был разобран, сруб его перевезён в противоположную часть парка и в надстроенном виде послу жил основанием для дома дочери драматурга М. А. Островской-Шателен (так называемый «Голубой дом», существующий и поныне).

Исходным материалом для составления проекта послужили две фотографии дома 90-х гг. XIX в., сделанные с юго-запада, карандашный схематический план нижнего этажа, приписываемый Сергею Александровичу Островскому (хранятся в фондах музея), и данные натурных раскопок остатков фундамента. Помимо этого, использовались обмеры первого этажа Голубого дома, сделанного из сруба Гостевого. При выполнении деталей интерьера пришлось обратиться к соответствующим аналогам.

С другой стороны, требования будущего использования восстанавливаемого дома как экспозиционного помещения внизу и библиотеки в мезонине, а также условия противопожарной безопасности

Пояснительная записка к проекту восстановления гостевого дома усадьбы Щелыково. Текст датирован 1974 г. // Архив ОАО «Костромареставрация». Публикуется впервые. (Прим. ред.)

обусловили значительные отступления от первоначальной внутренней планировки: в частности, лестницу в мезонин пришлось из центрального зала перенести в западную часть дома и заключить в глухие стены, в северной половине нижнего этажа взамен четырёх небольших комнат запроектированы две и два смежных с ними отсека, предназначенных под гардероб и связанных с прихожей широкими проёмами. Веранда в мезонине получила двойное остекление, ради возможности эксплуатации её в зимнее время. В связи с требованиями за мены печного отопления на центральное и максимального использования площади под экспозицию, пришлось отказаться от воссоздания печей, даже в их имитационном варианте; наружные печные трубы, видимые на старых снимках, должны, конечно, быть восстановлены. В восточном торце коридора первого этажа проектом предусмотрен санузел с умывальником.

Наконец, в отступление от исторической правды, по настоятельной просьбе заказчика, под зданием устраивается несгораемый подвал с отдельным входом снаружи. Подвал предназначен под фондохранение. Из-за требований противопожарной безопасности в цоколе, ограждающем подвал, устроены два больших окна в кирпичных приямках, в обычное время закрытых деревянными крышками. Стены подвала от подошвы фундамента до уровня земли запроектированы из бетонных блоков, выше уровня земли – из красного кирпича М-100 на растворе М-50. Перекрытие над подвалом – несгораемое, из монолитного железобетона и в виде кирпичных сводов по стальным балкам. Полы в подвалах из метлахской плитки.

Междуэтажное и чердачные перекрытия в Гостевом доме запроектированы деревянные, с чисто строганной поверхностью потолка. Поверхности наката и балок, соприкасающиеся с утеплителем, необходимо проантисептировать. Перекрытия должны выполняться из воздушно-сухой сосны с влажностью не более 25%. На чердаке основной части здания предусмотрены две двери. На чердаке мезонина устраивается слуховое окно во фронтоне южного фасада. Проектом предусмотрена огнезащита стропильной системы здания.

Гостевой дом в усадьбе Щелыково

Судя по воспоминаниям старожилов, Гостевой дом имел внутри гладко обтёсанные рубленые стены и тесовые полы. Соответственно этому составлен проект по части интерьеров. Были ли полы крашены ми, установить не удалось; из условий удобства эксплуатации здания полы предлагается покрасить. Полы в санузлах – метлахские. Все столярные изделия – оконные и дверные коробки, подоконники, наличники и заполнения проёмов – должны быть окрашены масляными белилами. Снаружи здание окрашивается масляной светло-серой краской (за исключением заполнений проёмов), цоколь – кирпичной мукой на казеине. Особое значение должно быть уделено скобяным изделиям. По старым образцам, заблаговременно, должны быть заказаны

оконные и дверные шпингалеты, оконные и дверные крючки и ручки. Использование современной скобянки абсолютно недопустимо.

Гостевой дом имел частично цветное остекление. Цвет стёкол установить не удалось, предлагается использовать красное стекло. Кровли и водосточные трубы окрашиваются медянкой, дымовые трубы белятся. Вокруг здания устраивается булыжная отмостка по мятой глине.

Инженерное оборудование Гостевого дома (электроснабжение, отопление, вентиляция, водоснабжение и канализация) должны решаться специальными проектами, которые будут разрабатываться после утверждения проекта воссоздания Гостевого дома.

Фото из проектной документации

Гостевой дом. Чертёж Л. С. Васильева. Около 1973 г.

Гостевой дом. Чертёж Л. С. Васильева (по репродукции в журнале «Наука и религия», 1973. – № 4. – С. 80)*

* Всего, как упомянуто в публикации в «Науке и религии», этот проект Л. С. Васильева насчитывал 25 листов чертежей. (Прим. ред.)

«ГОЛУБОЙ ДОМ» УСАДЬБЫ ЩЕЛЫКОВО

Двухэтажное деревянное здание «Голубого дома», построенное по проекту дочери драматурга А. Н. Островского, М. А. Шателен, в начале XX в., имеет в своей основе сруб бывшего «Гостевого дома», стоявшего с 1874 г. неподалеку от дома Александра Николаевича, к востоку от него, и переданного ей при разделе имущества.

Дом был поставлен на краю окружённой лесом поляны и являлся центром новой самостоятельной усадьбы. Из её разнообразных по назначению служебных одноэтажных построек до наших дней сохранился лишь «Охотничий домик», должный, несомненно, рассматриваться как часть мемориального комплекса.

Печать яркой художественной одарённости Марии Александровны, выступившей здесь как архитектор, ясно ощущается в свежести необычной трактовки веранд на северном и южном фасадах, в изящном кружеве карнизных подзоров и наличников окон, в рисунке перильных ограждений. Окрашенные в белый цвет, детали декора ярко выделяются на фоне голубой дощатой обшивки фасадов.

Дом поставлен на достаточно высокий кирпичный цоколь, имеет деревянные перекрытия и тесовые крашеные полы.*

Пояснительная записка к эскизному проекту реставрации «Голубого дома» усадьбы Щелыково. Текст датирован 1989 г. // Архив ОАО «Костромареставрация ». В архиве автора имеется недатированный (ранний?) машинописный вариант большего объёма. Вставки из этого варианта даны здесь в угловых скобках немного уменьшенным шрифтом, а по существу дублирующее их место из краткой редакции записки опущено в сноску. Публикуется впервые. (Прим. ред.)

* В краткой редакции после этого абзаца следует текст: «Его планировка существенно изменена. Постановкой перегородки к западу от коридора при северном входе (являвшемся главным) превращена в дополнительную комнату часть вестибюля, где должна размещаться гардеробная. Основные изменения произошли в верхнем этаже, где, по-видимому, существовала гостиная, аналогичная нижней и располагавшаяся непосредственно над нею. Благодаря устройству новых перегородок, из неё выделены южная комната и тёмное помещение с огибающим её узким коленчатым коридором. Здесь ныне размещена кладовая. Свидетельством позднего её происхождения служит широкий, сейчас заделанный дверной проём в её западной стене, смежной с одной из комнат.

Изменения в интерьере, с тех пор как здание было передано для летнего проживания артистов Малого театра (т. е. с конца 1920-х годов), свелись к следующему: рубленые поверхности стен и чистые строганные потолки комнат были обшиты картоном на каркасе и окрашены масляной краской; из изразцовых голландской печи и камина, украшавших гостиную нижнего этажа, сохранился лишь камин. Но и он был переставлен к противоположной стене. Исчезли первоначальная мебель и осветительные приборы. В послевоенные годы в Голубом доме устроено водяное отопление.

На каком-то этапе существования Голубого дома к его западному фасаду добавлен прируб, также обшитый тёсом и получивший аналогичное зданию декоративное оформление.

В двух этажах его размещены санузлы и умывальные комнаты. Из коридора верхнего этажа здесь устроена крутая двухмаршевая лестница на чердак. В 1970-х годах на месте южного окна отсюда устроен запасной выход с деревянной наружной лестницей вдоль западного фасада дома. Вторая лестница, внизу, размещается на западном фасаде пристройки, перед дверью в коридор нижнего этажа.

Существенно изменился и внешний вид Голубого дома. До 1940-х годов веранда в центре его северного фасада была одноэтажной и верхний балкон не имел кровли. Её устройство вызвало появление наверху нового фронтона с окном в центре. Не имела кровли и восточная половина южной террасы. Лестница на неё прежде была с восточной стороны. Не имела средних, разделительных перил лестница на северном фасаде*.

Впрочем, следует отметить такт и стилистическую преемственность во всех происшедших изменениях фасадов».

В предпоследнем абзаце звёздочкой обозначена авторская сноска: «Это подтверждает свидетельство артиста Малого театра П. П. Садовского». (Прим. ред.)

[В 1920-х годах Голубой дом, наряду с прочими по стройками усадьбы Марии Александровны, был передан Малому театру и приспособлен под летний дом отдыха артистов.

По воспоминаниям Прова Провыча Садовского, жившего здесь ежегодно с 1929 года, дом в эту пору имел несколько иной вид. Это подтверждают и натурные фотоснимки из его семейного альбома. На одном из них, изображающем здание с северо-запада, видна северная двухъярусная терраса. Верхний ярус открыт, т. е. отсутствует нынешнее перекрытие с фронтоном. На его месте, на северном скате железной кровли, вид но слуховое окно с двускатной кровлей, с кружевными фестонами по свесу карнизов, аналогично слуховым окнам, сохранившимся на трёх остальных скатах кровли. Не имела разделительных перил лестница на северном фасаде. На кровле здания видны кирпичные дымовые

трубы, выполненные в традиционной манере – с выдрой, карнизами и железными колпаками с декором из просечного железа. Традиционны для начала века водосточные трубы по углам здания, с выгнутым оголовком коробчатого сечения и коронами из просечного железа.

Иной вид имел западный прируб, занятый в последнее время санузлами. Он был значительно уже по западному фасаду и имел фронтонное завершение. Причём кружевные деревянные фестоны, идущие по обрезу горизонтального карниза, проходили и по наклонной линии фронтона. Зондаж, сделанный на западном фасаде прируба, позволил уточнить его первоначальные габариты. По свидетельству П. П. Садовского, уборной как таковой в Голубом доме не было, и западный пристрой выполнял иные функции. Переделку северной веранды и западного пристроя относят ко второй половине 1940-х годов.

Ещё в 1920-е годы была сделана кровля над восточной половиной южной веранды, которая использовалась как столовая. Всход на неё с уровня земли был с восточной стороны.

Дом отапливался печами типа голландок. По рассказам П. П. Садовского, в нижнем этаже были изразцовые печи, наверху – круглые, обтянутые железом. При вскрытии дощатых полов первого этажа найдены кирпичные, сложенные на извести основания четырёх печей, три из коих имели четырёхугольный план, а одна, стоявшая в углу комнаты, имела скошенную грань. Следует отметить, что габариты верхних печей не вполне соответствуют нижним и в плане частично смещены по отношению к ним. Более того, в верхнем этаже, у восточной стены, соответствующей восточной стене нижней гостиной, найдены следы прямоугольной в плане печи, стоящей непосредственно на междуэтажном перекрытии. По-видимому, подобная же печь, без подпоры снизу, существовала в смежной к западу ком нате верхнего этажа. Следов круглых печей, их отпечатков на полу не найдено.

По свидетельству П. П. Садовского, в 1920-е годы внутренние поверхности стен Голубого дома представляли собой гладко оструганный сруб с аккуратной конопаткой швов. Это подтвердилось после удаления картон ной по рейкам обшивки 1940-х годов. Нет и следов обоев на внутренних поверхностях стен и перегородках.

Недоумение вызывала необычная планировка верхнего этажа Голубого дома, в особенности наличие в ней внутренней, лишённой дневного света комнаты в его южной половине. После удаления внутренней обшивки открыты места размещения первоначальных печей. Они состоят из проёмов во внутренних капитальных стенах и соответствующих им в полу заделках, которые дают горизонтальное сечение былых печей. Как показывают натурные следы, полностью соответствует первоначальной планировке второго этажа и в большей части планировка первого. Поздними здесь являются лишь перегородки, делящие пополам две комнаты по сторонам гостиной (в западной из них в 1920-е годы размещалась библиотека).

Все помещения имели гладкие потолки из оструганного снизу наката. Исключением является потолок над нижней гостиной, имеющий вид кессонированного плафона с системой выступающих балок прямоугольного сечения, положенных вдоль и поперёк её, а в углах и по диагонали.

Отсутствие фотографий или рисунков интерьеров Голубого дома делает крайне проблематичным их точное воссоздание. Это относится к форме печей (о том, что верхние печи первоначально были традиционно прямоугольными, говорят их следы в полу; но были ли они изразцовыми или обычными белёными, неизвестно). Неизвестно, какими были внутренние поверхности стен – рублеными или обтянутыми тканью? Свидетельства П. П. Садовского относятся к началу 1930-х годов, когда многое могло быть изменено. При предыдущих ремонтах внутренние поверхности сруба во многих местах изранены топором, имеют многочисленные следы гвоздей, т. е. потребуют тщательного протезирования (в том случае если сруб останется открытым). В одной из комнат на срубе имеются следы пожара.

С 1940-х годов после сломки печей Голубой дом получил водяное отопление с котельной, устроенной в цокольной части, в юго-западном углу. Котельная перекрыта кирпичными сводиками по металлическим балкам, имеет большую кирпичную трубу, примыкающую к западной стене нижней гостиной. К ней пристроен изразцовый камин, стоявший прежде у противоположной стены гостиной. Над западной частью здания, в уровне чердака, находится расширительный бак водяного отопления. Из-за периодических протечек чердачное перекрытие и часть сруба под ним сгнили и требуют замены или протезирования.]

К 1987 г. техническое состояние Голубого дома резко ухудшилось. Проведённое контрольное обследование здания, выполненное в июне этого года, выявило угрожающее состояние нижних венцов сруба в разных частях и перекрытия над подвалом. Они поражены гнилью, потеряли прочность и требуют замены. Совершенно неудовлетворительно состояние сруба и перекрытий пристройки, где размещаются туалеты. Здесь явно видны деформации и отклонения от вертикали несущих стен.

Необходимо дополнительное детальное изучение состояние конструкций здания; это потребует его полного освобождения. Очевидна необходимость его капитального ремонта и осуществления мер для его дальнейшей сохранности.

В соответствии с проектным заданием, реконструктивные работы по Голубому дому должны сопровождаться реставрацией его интерьеров. Они должны сводиться к воссозданию исторического об лика нижней гостиной и четырёх смежных комнат. Это потребует восстановления изразцовой голландской печи, удаления в этих помещениях поздней обшивки и возвращения стенам и потолкам первоначального вида.

Согласно намерению создать здесь артистическую гостиную, предлагается в тонких поперечных перегородках пробить новые двери (по образцу старых), соединив по принципу анфилады боковые комнаты. По сохранившимся старым снимкам должны быть подобраны стильная мебель, осветительная арматура, шторы, картины и пр. Необходимо восстановить цветные вставки в остеклении окон и наружных дверей там, где они утрачены.

Верхний этаж здания, рассматриваемый как часть мемориала, должен получить изначальную планировку и соответствующее решение интерьеров. Вопрос о месте и формах печей будет решён дополнительно, после натурных и архивных изысканий. В связи с этим решится вопрос отопления. Как вариант его, может быть предложено размещение спиральных электронагревателей внутри воссоздаваемых печей.

Совершенно очевидно, что всем работам по перепланировке должны предшествовать детальное изучение конструкций здания, смена сгнивших эле ментов, антисептика подвалов и обеспечение условий его вентилирования. Полной переборке подлежит западный пристрой, как обветшавший. [Он должен получить прежние габариты.

Принятие верного реставрационного решения предполагает учёт нескольких факторов: 1) конструктивного состояния памятника; 2) наличия натурных следов; 3) достаточной полноты иконографии или письменных источников; 4) учёта условий использования памятника в наше время.

Применяя эти положения к Голубому дому, можно констатировать:

1. Внешний облик здания может быть с достаточной достоверностью и без ущерба для современного использования восстановлен. Этому способствует сохранность основных конструкций, наличие фотоснимков начала 1930-х годов, устные свидетельства очевидцев. 2. Значительно сложнее обстоит дело с воссозданием интерьера, не говоря о мебели, предметах быта, осветительной арматуре – утраченных полностью. С известной степенью допуска на фундаментах можно воссоздать изразцовые печи нижнего этажа, вы чинить повреждённые стены интерьера, – но, учитывая ослабленную прочность сруба (нижний этаж его, при надлежавший ещё Гостевому дому, относится к 1847 году), да и межэтажного перекрытия, можем ли мы без серьёзного риска нагружать их печами второго этажа, будь даже они сделаны в облегчённом варианте с обшивкой из железа?

Но если этого делать нельзя, возникает вопрос, как быть со стенами верхнего этажа: а) оставлять их в срубе, а проёмы от печей зашивать досками, или б) снова обить их картоном по рейкам, т. е. отказаться от попытки реставрации верхних интерьеров?

Об отоплении Голубого дома. Признавая желательность восстановления камина в нижней гостиной как действующего, считаю необходимым восстановление существовавшей до последнего времени системы водяного отопления. Она наиболее рациональна. Однако необходимо принять особые меры против протечек расширительного бака, не допустить повторения намокания конструкций здания.

В последнее время при разборке фотоархива Щелыковского музея-заповедника найдены неизвестные ранее фотографии, относящиеся к начальному периоду существования здания, а именно к дореволюционной поре. Они коренным образом меняют привычные представления об его внешнем облике и ставят новые проблемы для реставрации. Как видно из снимков, здание представляло собой двухэтажный, лишённый всякой обшивки, великолепно выполненный сруб с тщательно сделанной конопаткой между брёвен, с наличниками и прочим резным декором одного тона со срубом (но не белым) и окрашенными белилами оконными переплётами и заполнениями дверных проёмов. Это доказывает сравнительно позднее (очевидно, в 1920-е годы) появление фасадной обшивки. Совершенно очевидно, название здания – «Голубой дом» появилось в послереволюционное время.

Меняется представление о виде наружных террас. Если на северном фасаде здания она сохранила свои прежние габариты, то на южном имела вид совершенно иной. Здесь она заворачивала под прямым углом вдоль восточного фасада, сохраняя ту же ширину. С террасы вели две широкие лестницы – одна, на юго-восточном углу, – на юг, другая, с восточной её части, – с север ной оконечности на восток. Все террасы, включая террасу северного фасада, опирались на массивные квадратного сечения кирпичные белёные столбы и не были закрыты дощатой обшивкой, как это сделано сейчас.

Естественно желание восстановить внешний вид здания в его первоначальном виде. Но проблемы, возникающие при этом, настолько серьёзны, что потребуют особого обсуждения и со стороны органов охраны памятников и Управления культуры, и со стороны заказчиков.]

Пожарную лестницу на его южном фасаде предлагается заменить на несгораемую и более компактную металлическую.

Щелыково. «Голубой дом». Южный фасад. Фото 1920-х годов. Другую илл. см. на цветной вкладке, стр. IX.

ДОМ КРЕСТЬЯНИНА И. В. СОБОЛЕВА в СЕЛЬЦЕ НИКОЛО-БЕРЕЖКИ

Дом крестьянина И. В. Соболева в сельце Бережки находится неподалёку от Никольской церкви и от кладбища с могилой А. Н. Островского. Располагаясь на краю села при спуске в глубокий овраг, с пешеходным мостиком через него, он первый встречает посетителя этих мест, эффектно начиная перспективу короткой улицы с вековыми берёзами и белой церковью в глубине. Потемневший от времени дом, с крутой двускатной крышей, с белыми резными наличниками небольших окон, естественно сливается с пейзажем – окружением могилы драматурга.

Помимо исторического интереса (И. В. Соболев, столяр, был близким знакомым А. Н. Островского, здесь бывал Островский), дом представляет опре делённый интерес как пример деревянной избы се редины XIX в. Композиционно он состоит из трёх частей: зимней избы с русской печкой и лежанкой, сеней и летней задней избы. Приусадебных построек, несомненно бывших когда-то, не сохранилось, не известны и места их расположения. С восточной стороны к дому примыкает узкий дощатый пристрой, в дальнем конце которого была уборная и выход на задний двор. В крыше над летней избой есть прямоугольное отверстие от трубы, здесь, следовательно, была печь. Но печь эта поздняя. По свидетельству священника Никольской церкви, она была сложена в начале XX в. – после того, как сын столяра продал сельник под жильё.

Пояснительная записка к проекту восстановления дома крестьянина И. В. Соболева в сельце Николо-Бережки. Текст датирован маем 1968 г. // Архив ОАО «Костромареставрация». Публикуется впервые. (Прим. ред.)

Конструктивно дом типичен для крестьянской избы: два сруба зимней и летней половин, разделённых сенями, торцовые стены которых образованы выпуском брёвен сруба задней избы. Задняя изба имеет подклеть, разделённую на две части, одна из которых из-за наличия одного входа (с западной стороны) – проходная. Пол этой части дома выше уровня пола в зимней избе и сенях, из сеней в неё ведёт лестница. Полы двухслойные по прогонам, вделанным в сруб – нижний слой из пластин в четверть промазан глиной, по нему в поперечном к пластинам направлении положены половицы. Потолок из пластин, соединённых в четверть, опёртых на прогон и стены. Засыпка – земляная по глиняной обмазке. Кровля общая – двускатная, с высоким подъёмом щипца. Покрытие гонтовое. С переднего торца щипец зашит тёсом, отделён от нижележащего сруба дощатым карнизом, устроенным по консолям, выпущенным из верхних венцов сруба. Во фронтоне

– довольно большое слуховое окно. Торцовая стена задняя имеет самцовое завершение, т. е. щипец (фронтон) выполнен также срубом. Окна обеих половин дома имеют резные наличники. По форме наличники задней избы, навеянные образцами городского деревянного ампира, сохранившие двуцветную клеевую покраску (сочетание красной охры и белого), выглядят старше наличников передней половины дома (с завершением и основанием в виде строенной скобки). Это вступает в странное противоречие с возрастом срубов обеих частей – со сравнительно неплохой сохранностью задней избы и полной изношенностью передней половины дома. Несомненно одно – дом был состав лен из двух разновременно сделанных срубов.

В 1966–1968 гг. сделан обмер дома. Ввиду катастрофически плохого состояния передней избы (обрушение чердачного перекрытия, выпучивание сгнивших стен) в обмере не отражены некоторые моменты – устройство пола зимней избы, уровень пристроенных лавок, несомненно существовавших когда-то (в сенях найден фрагмент лавки).

В проекте реставрации предусматривается полное восстановление здания в первоначальном виде с сохранением всех особенностей конструктивного устройства и внутренней планировки: лавок, печи с лежанкой, утраченных дверных полотен с соответствующими поковками, гонтовой кровли. Восстанавливается декоративная обработка фасада: наличники с раскраской по образцу подлинников, ветровые доски фронтонов, подшивные карнизы. Восстанавливается крыльцо и пристрой – на заднем продольном фасаде.

Непременным условием работ должно быть максимально полное использование сохранившихся частей старого здания – брёвен сруба и стропил, наката перекрытий, дверных и оконных блоков с внутренними и внешними наличниками, дверных полотен, оконных рам и пр.

Для замены сгнивших брёвен сруба предлагается использовать брёвна от разборки достаточно ста

рой, но крепкой бревенчатой постройки, соблюдая, разумеется, равенство их диаметров.

Конструкция фундаментов будет разработана дополнительно с учётом соблюдения типичных приёмов для народных жилых построек XIX в.*

Дом крестьянина И. В. Соболева в сельце Николо-Бережки. Фото 2012 г.

* О том, как Л. С. Васильев вёл авторский надзор за этим проектом, говорится в отрывке из его письма к А. В. Соловьёвой от 17.4.1972: «В марте я дважды был в Щелыкове. <...> Я приезжал по поводу дома Соболева. Его изрядно испортили за эту зиму, делали без моего ведома, без чертежей, и мне пришлось заставлять их переделывать, ругаться. Очень неприятное занятие тыкать носом взрослых людей в скверно выполненную ими работу, унизительное чувство испытываешь из-за них, – но это необходимо. Я не могу допустить наглой халтуры в своём деле, тем более юбилей на носу» (архив А. В. Соловьёвой). (Прим. ред.)

ЦЕРКОВНАЯ ОГРАДА И ВОРОТА в СЕЛЬЦЕ НИКОЛО-БЕРЕЖКИ

Никольская церковь в сельце Николо-Бережки бывшего Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне – Островского района Костромской области), построенная в 1792 г., вместе с окружающей её каменной оградой, относящейся, по-видимому, к тому же времени, представляют собой образец русского провинциального классицизма костромского толка. Как и в других костромских церквах той поры, общая величавость композиции, крупный масштаб ордерных членений как-то естественно увязываются с ландшафтом. Достигается это своеобразной, упрощённой трактовкой ордерных форм, следованием прихотливому рельефу местности, выбором для наиболее крупных сооружений возвышенных, выигрышных в смысле восприятия мест. Всё это делает каждое сооружение неповторимым.

Ограда Никольской церкви имеет в плане форму неправильного четырёхугольника, с двумя воротами

– в восточной и западной сторонах – и двумя башня ми в северо-восточном и северо-западном углах. Се веро-западная башня и примыкающие к ней с двух сторон куски ограды разобраны при устройстве деревянной сторожки. Прочие части ограды и обои ворота сильно обветшали, утрачены заполнения ворот. Проектом предусматривается восстановление уничтоженных участков ограды, включая перекладку двух прясел в южной стене ворот, и вычинка кладки существующих частей. Восстанавливаются:

1) уничтоженная кирпичная башня в северо-восточном углу ограды;

2) завершение северо-западной башни;

3) разрушенные отливы и столбы в верхних частях стен;

4) контрфорсы у южной стены;

5) уничтоженный северо-восточный угол ограды (на месте поздней сторожки);

6) западные и восточные ворота, включая калитку;

7) железные покрытия ворот, ограды и столбов,

железные кресты над воротами и калитками;

8) деревянные заполнения ворот и калиток;

9) лампады на восточных воротах.

Пояснительная записка к проекту восстановления церковной ограды и ворот в с. Николо-Бережки. Текст датирован июлем 1970 г. // Архив ОАО «Кострома реставрация ». Публикуется впервые. (Прим. ред.)

Необходимо удалить земляную насыпь у западных ворот, южнее их. Кирпичные поверхности ограды и ворот обмазать известью, железные покрытия и кресты окрасить медянкой. Деревянные заполнения ворот и калиток покрыть олифой с добавлением умбры натуральной и сажи.

Щелыково. Погост Николо-Бережки. Северная ограда после реставрации. Фото около 1970-х гг.

Щелыково. Погост Николо-Бережки. Восточные ворота после реставрации. Фото около 1970-х гг.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦВЕТОЧНЫХ ВАЗ ДОМА-МУЗЕЯ А. Н. ОСТРОВСКОГО в ЩЕЛЫКОВЕ

У южного фасада мемориального дома А. Н. Островского в Щелыкове на верхней площадке каменной лестницы, ведущей в долину реки Куекши, по бокам её, стоят две цветочные вазы с кирпичными тумбами в основании. Вазы и их основания по ставлены в 50-е годы нашего века на месте существовавших в пору жизни драматурга. Если существующие основания близки подлинным, то вазы – типичный продукт 40-50-х годов, имеющий массу двойников во многих городах Поволжья – ни на какую бы то ни было мемориальность претендовать не могут.

Между тем существует графический материал по подлинным вазам, вполне достаточный для их воссоздания. Предлагаемый проект составлен на основе изучения акварели XIX в., находящейся в спальне Марии Васильевны Островской, и, главным образом, натурных фотографий рубежа XIX–XX вв., хранящихся в архиве мемориального дома. Как видно из фотографий и рисунка, вазы располагались у южного фасада здания на верхней площадке каменной лестницы, по бокам её. Имея в общем форму античных кратеров, они имели особенность – древовидные ручки, в верхней своей части соединённые с телом ваз и рельефно продолжающиеся по ним в виде ветвей с крупными цветами.

Косвенное указание на материал ваз даёт фотография начала XX в. (вид дома с юго-запада). Одна из ваз к этому времени лишилась ручки, и тёмный излом отчётливо выделяется на её белёной поверхности. Это сразу снимает предположение о гипсе как материале (малопригодном как ёмкость для земли с цветами и недолговечном). Из остающихся вариантов – обожжённая глина и бетон – последний для XIX в., даже для конца его, представляется маловероятным. Итак, мы склонны считать, что вазы были сделаны из красной обожжённой глины; снаружи они были глазурованы или побелены; поскольку в них

Пояснительная записка к проекту восстановления цветочных ваз дома-музея А. Н. Островского в Щелыкове. Без даты (предположительно – конец 1970-х гг.) // Архив ОАО «Костромареставрация». Публикуется впервые. (Прим. ред.)

были цветы, а следовательно, влажная земля, стенки внутренней полости должны были быть покрыты глазурью. Мы предлагаем повторить этот материал.

Постаменты под вазы, в виде квадратных в плане кирпичных столбов с несложными цоколями и карнизами, в общих чертах близки к существующим в настоящее время, но несколько выше их и имеют отличие в деталях. Предлагается переложить и их, согласно фотографиям. Постаменты, судя по всему, имели известковую обмазку.

Примечание: Необходимо установить практически доступный для изготовления вариант ваз и, исходя из этого, задать толщину стенок, решить вопрос с дренажом.*

Одна из ваз в начале лестницы в парк. Фото 2008 г.

* Другую иллюстрацию к записке см. на цветной вкладке, стр. IX. (Прим. ред.)

См.
Интернет:
www.сайт/M2331 - официальная страница
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково" - W1684 , официальный сайт museumschelykovo.ru/

Местные достопримечательности:
Голубой дом - Новая усадьба Островских-Шателенов
Ярилина долина с Голубым ключиком
На территории музея-заповедника расположен Санаторий Щелыково СТД РФ

Организации партнеры:
Музей имени Б.М. Кустодиева - M1510

Единиц хранения:
31669, из них 28770 предметов основного фонда

Крупные выставочные проекты:
Участие в выставке ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря. "95 лет научной реставрации: открытия и повседневность". Москва, сентябрь 2013 г.
"Два писателя - два юбилея" (к 190-летию со дня рождения А.Н. Островского и 195-летию со дня рождения И.С. Тургенева). Совместный проект с музеем-заповедником "Спасское-Лутовиново". Щелыково - Спасское-Лутовиново, апрель 2013 г. - февраль 2014 г.
"Милостивый государь, Александр Николаевич…" (к 190-летию со дня рождения А.Н. Островского). Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Кострома, ноябрь-декабрь 2013 г.

Выездные и обменные выставки:
"Художники театра А.Н. Островского". Представлены работы выдающихся художников-сценографов ХХ века: Б.М. Кустодиева, В.Е. Егорова, А.А. Осмеркина, В.Ф. Рындина, Г.В. Алекси-Месхишвили и других авторов, раскрывающие индивидуальную манеру мастеров, и отражающие характерные приметы времени, в которое они творили
"Волга в жизни и творчестве А.Н. Островского". Представлены живопись, графика и документы, раскрывающие творческие и личные связи драматурга с Волжскими городами и обитателями провинции
"Костромская губерния времен А.Н. Островского". История Костромского края - родины предков А.Н. Островского, представлена на исторических документах, картах и планах городов XIX века, редких фотографиях и книгах



Рассказать друзьям