Герои исторические и вымышленные в повести А. С

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Образ "великого государя" "Капитанской дочки" многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения. Он связан не только со страшными событиями екатерининской эпохи, но и с полувымышленными событиями пушкинской повести; зависит не только от расстановки социальных сил, но и от расстановки сил сюжетных. Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами "людей из толпы", даже с образом Екатерины II, но главное сопоставление - все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.

Пугачев неотделим от стихии; он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою, и в то же время подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды; они заблудились; снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый казак говорит: "Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе". В этом и дело, что твердая полоса Пугачева - это беспутье; он - проводник, дорожный бездорожья; он выводит путников по звездам - и его собственная звезда ведет его по историческому пути.

Пушкину настолько важно раз и навсегда связать образ Пугачева с величественной и смертоносной символикой снега, что он легко поступается реальной хронологией. Страшный буран происходил в самом начале сентября; это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и сюжета, дает возможность Петруше пожертвовать для Пугачева заячий тулупчик - в благодарность за путеводство и просто из человеческого сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачев неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа; и как иначе, если он свалился на Российское государство как снег на голову?

Центральная проблема повести проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачев показан не глазами приближенного (иначе то была бы лубочная картинка с великим государем, торжествующим властелином судьбы - как в полулегендарных отзывах пугачевцев о своем вожде), и не глазами опытного дворянского историка (тогда получилась бы карикатура на Самозванца - как в официальном извещении о Пугачеве, которое "объявляет" комендант Белогорской крепости). Пугачев показан глазами простого и честного дворянина. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в 1773 году, а это дает возможность показать Пугачева не только во время, но и до восстания, когда за ним не тянется еще шлейф ярко описанных преступлений, Как только герои выбираются из бурана, мы видим перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным выражением лица. Ничего "мистического", "избраннического" в этом облике нет; потому особенно комичным покажется нам более поздний рассказ рядового казака о том, как "государь" по-царски скушал двух поросят и показывал в бане свои царские знаки на грудях.

Вторая встреча с Пугачевым, во взятой им Белгородской крепости, дает нам иной образ. Гринев, ожидающий казни, видит перед собой самозванца, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами; затем на белом коне, в окружении генералов. Это персонаж исторического маскарада, на котором вместо клюквы проливали человеческую кровь. И даже то, что Пугачев милует Гринева, благодаря заступничеству его крепостного слуги, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а все го лишь подражанием "царскому жесту".

Лишь во время третьего "свидания" Пугачев раскрывается до конца. Гринев присутствует на казачьем пиру; замечает, что черты пугачевского лица скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню ("Не шуми, мати зеленая дубравушка"), догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя. Разговор наедине подтверждает это: "великий государь" понимает, какую опасную игру затеял, но надеется: "А разве нет удачи удалому?" И когда на утро он не только принимает "счет", выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и жалует отпущенному Гриневу тулуп - это не только "царский жест", но и движение души: долг платежом красен.

Собственно, лепка образа завершена; далее при встрече с Гриневым Пугачев будет лишь поворачиваться то одной ("авантюрной"), то другой ("самозванческой"}, то третьей, главной ("человеческой") стороной, еще и еще раз подтверждая то, что читатель о нем и так уже знает. Золотая бумага, которой оклеены стены его избы, притворная важность, хвастливый вопрос, какой он задает Гриневу по пути в Белогорскую крепость - мог бы с ним потягаться король прусский "Федор Федорыч", - напоминают о самозванческой психологии Пугача. Неоднократные упоминания о Гришке Отрепьеве; сказка об орле и вороне напоминают о его авантюрном уме и характере; веселая готовность поучаствовать в вызволении Гриневской невесты из лап Швабрина; предложение стать посаженным отцом на их свадьбе не дают забыть о естественной человечности, которая живет в душе Пугачева.

Пугачев свободен ровно до того предела, за которым открывается истинная беспредельность власти в пушкинском ее понимании. Чтобы подчеркнуть эту мысль, Пушкин выстраивает параллель Пугачев - Екатерина. Как Гринев прибегает к помощи Пугачева, чтобы выручить невесту, так его невеста прибегает к помощи Екатерины, чтобы спасти жениха. Царица изображена в простодушно-сентиментальных тонах. В ней нет пугачевского величия, необузданной силы; мы должны помнить, что способ, каким она пришла к власти, был столь же беззаконным, сколь и пугачевская попытка овладеть страной. Но то, насколько свободно милует она Гринева, насколько самостоятельна и независима в своем царственном праве прощать, - выдает в ней истинную государыню. Именно это делает властителей властителями, а не царские знаки и даже не "законность" воцарения сама по себе. Пугачев такой свободой обладает не вполне, значит, он не вполне и господин своего положения. Вызывая к жизни социальный буран, зная дорогу сквозь него по счастливой звезде, он с этой дороги свернуть не может. Не он управляет стихией и не стихия им; просто они друг от друга уже неотделимы. Ее угасание, усмирение бунта равнозначно его смерти. Приписка "издателя" к запискам Гринева, от чьего лица ведется повествование, сообщает, что Пугачев узнал в толпе некогда спасенного им дворянина, "и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, была показана народу"

Размышляла о литературном портрете Екатерины II в "Капитанской дочке" и в эссе Марины Цветаевой "Пушкин и Пугачев", и мне пришло в голову небольшое сравнение между тем, как Пушкин изображает пугачевский бунт и историю Бориса Годунова и Григория Отрепьева. На всякий случай решила написать об этом отдельно здесь.

Екатерина и Пугачев – на первый взгляд, почти такая же пара самозванцев, как та, о которой Пушкин уже писал: Борис Годунов и Гришка Отрепьев. Или как Генрих IV, свергнувший Ричарда II, и Глендаур с компанией, восставшие на Генриха IV. В фильме «Русский бунт» эта мысль проводится: бунт вслед за переворотом, кровь – значит, будет еще кровь. Сравнение Пугачева с Отрепьевым было в царском манифесте, и для Пугачева из «Капитанской дочки» этот легендарный-песенный пример – опора дерзости: «А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал?» При этом понятно, что он целится и сам предчувствует: мимо. Даже краткая и обманная Гришкина удача для него не повторится. А сближающее сравнение «Екатерина – царь Борис» быть не может, и не только из цензурных соображений. Борис – властитель трагический, проигравший, заплативший жизнями своих детей. Екатерина – победительница (конечно, это не значит, что и ей не придется платить потом, но в истории противостояния с Пугачевым она возьмет верх). (...) В «Борисе Годунове» дворяне, у которых есть причины, и много, быть недовольными царем Борисом, (хотя исторически он пытался защищать их интересы), переходят на сторону Самозванца, ссылаясь в том числе на бедствия народа как на свое оправдание. Это раскрыто в монологе предка Пушкина:
«Уверены ль мы в бедной жизни нашей?
Нас каждый день опала ожидает,
Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы,
А там – в глуши голодна смерть иль петля.
(…)А легче ли народу?
Спроси его».
В «Капитанской дочке и в «Истории пугачевского бунта», как и в случае с Годуновым и Отрепьевым, «черный народ» – за Пугачева. Также и духовенство. Но Пушкин подчеркивает, что дворянство оставалось открыто на стороне правительства. В шайках Пугачева были в основном дворяне, которые по своему положению должны быть причислены к простом народу (исключение – заинтересовавший Пушкина Шванвич, но он также не был особо знатен). Дворяне признали Екатерину своей законной царицей. Она успела там, где Годунов опоздал.
В этом отношении контрфигура Гринева из «Капитанской дочки», берегущего дворянскую честь смолоду, в «Борисе Годунове» – полководец Басманов, который переходит на сторону Самозванца, изменяя присяге, притом, что он лично обязан и покойному Борису, и его сыну Федору.
«Ужели буду ждать,
Чтоб и меня бунтовщики связали
И выдали Отрепьеву? Не лучше ль
Предупредить разрыв потока бурный
И самому…Но изменить присяге!
Но заслужить бесчестье в род и род!
Доверенность младого венценосца
Предательством ужасным заплатить…
Опальному изгнаннику легко
Обдумывать мятеж и заговор,
Но мне ли, мне ль, любимцу государя…
Но смерть…но власть…но бедствия народны…» (С)
Еще кстати, та самая «чара», о которой много говорит Марина Цветаева, и которая в «Капитанской дочке» по имени не названа, названа в «Борисе Годунове». Воротынский говорит о будущем царе Борисе:
«А он умел и страхом, и любовью,
И славою народ очаровать». (С)


Каждое произведение должно учить нас хорошему и развивать высоконравственные качества. Такие понятия как добро, честь, совесть, благородство чаще всего ассоциируются с сугубо положительными героями. Рассмотрим эту гипотезу на примере Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Пушки показал нам совершенно другого Пугачева. Он предстал в образе «удивительно симпатичного злодея».

Первое упоминание народного вождя мы видим уже во второй главе. Первое впечатление Петра Гринева совершенно не подходило к описанию убийцы и самозванца: «Наружность его показалась мне замечательна… Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». Особое внимание писатель уделил глазам: «увидел два сверкающих глаза», «живые большие глаза так и бегали». Невозможно даже представить, что эти глаза принадлежат человеку, который убьет такое количество невинных людей. Тот же блеск в глазах мы наблюдаем при захвате Белогорской крепости. По внешнему виду Пугачев был типичный русский мужик. Даже его речь, насыщенная пословицами и поговорками, свидетельствует о яркой народности персонажа.

Народ не мог не пойти за ним.

Но не настолько ярка внешность героя, сколько его характер. Народный вождь придерживается нравственных идеалов. Это мы понимаем из момента, когда Пугачев помиловал Гринева. Этот поступок демонстрирует его благородство. Так же нельзя не отметить момент вызволения Маши из крепости. Помощь Пугачева была неоценимой. Мы не можем предположить, что бы было с Машей, если бы Петр не встретил Пугачева. Еще дин важный момент, описывающий характер мятежника, - это притча, рассказанная им Гриневу о том, что лучше раз напиться живой кровью, чем всю жизнь питаться мертвечиной. Его идеал – орел, гордая независимая птица. Это говорит о том, что Пугачев живет сегодняшним днем. Он падок на лесть. Это видно в тот момент, когда Гринев рассказывал ему об Оренбурге. Храбрость этого человека не вызывает сомнений, как и сила его характера. Он, будучи уже пойманным, сумел найти в себе силы отыскать взглядом в толпе Гринева и кивнуть ему.

Как предводителю восстания Пугачеву приходилось держать лицо кровожадного злодея, готового убить любого, кто не признает в нем царя. Если бы он вел себя по-другому, то люди бы за ним не пошли. Но все же, он остался человеком и в этом случае. Во многом, причиной восстания была личная выгода. Н очень хотел поцарствовать, «как Гришка Отрепьев», понадеявшись на русский «авось». Но Пугачев любил народ русский и подвиг его был во имя народа. Он понимает, что его окружают «воры», и они в любой момент могут предать своего вождя, как только им предложат приличное вознаграждение.

Нравственные черты, описанные выше, полностью воплотились в этом, казалось бы, отрицательном герое. Несмотря на свою репутацию он честен, добр, благороден. Этот персонаж учит нас оставаться человеком, даже когда это очень сложно или почти невозможно.

Обновлено: 2017-04-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение на тему: Пугачев. Произведение: Капитанская дочка


Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III.

Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.

Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.

При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.

Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует».

И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».

П. неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти П., что и происходит в финале повести.

В этой повести Пугачёв изображён, не как историческая личность, предводитель, а как человек.

Своеобразие образа Пугачёва в повести определяется идейно0нравственной проблематикой. Не социальное освобождение народа, а проблема нравственного, этнического выбора интересует автора. Восстание и любовная интрига – удобный повод для Пушкина, чтобы поставить героев перед этим выбором.

Для Пушкина предательство – всегда предательство в общечеловеческом смысле (Швабрин – подлец оболгал машу, написал донос родителям Гринёва, во время дуэли ранил Гринева, воспользовавшись его минутной слабостью).

Когда Пушкин писал «Капитанскую дочку» он параллельно работал над «Историей пугачёвского бунта», в которой и отобразился образ Пугачёва – убийцы, злодея и изверга. Он описал его с исторической точки зрения. В то время как в «К.д.» Пугачёв рассматривается в социальных отношениях.

Пушкин поставил перед собой задачу создать не портрет преступника, а сложную личность во взаимоотношениях с другими личностями.

Пугачёв предстаёт в роли обычного человека. У Пушкина он не только казнит, но и милует. Он вступает с людьми не только в социальные, но и в чисто человеческие отношения, которые провоцируют его на этот выбор. Только в этот момент обнаруживается настоящая человеческая личность. Герой не будет для нас убедительным, если он односложный. Это и продиктовало Пушкину создание такого многогранного, сложного, запутанного, противоречивого героя, как Пугачёв.

1).портрет;

2).речевая манера;

3).черты характера;

4).поступки;

5).оценка персонажа другими героями;

1. «Мужик с чёрной бородой весело на меня поглядывал…Страшный мужик ласково меня кликал…Он был лет сорока росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его проглядывала проседь; живые большие глаза так и бегали, лицо его имело выражение довольно приятное. Но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».

Главная деталь: «живые глаза так и бегали» - плутовское выражение.

2. В речи Пугачева много пословиц, поговорок, присказок. Из этого следует, что он мудр: он не только много знает поговорок, но и вовремя их применяет.

«…Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче они свою шею выкупят моей головой».

3. Решимость, мужественность – любимая песня Пугачёва(он знает, что его ждёт смерть, но идёт до конца).

Хладнокровие – «его хладнокровие одобрило меня».

Смекалка – по запаху нашёл путь.

Памятливый, благодарный – заячий тулуп.

Шутливый, весёлый – вторая встреча.

Умеет оценивать сильные качества врага. (Гринёв поразил Пугачёва тем, что не юлит, не приспосабливается, не выкручивается. Это состояние Гринёва честь, чувство собственного достоинства поразило Пугачёва. Этот 16летний мальчишка никогда не пасовал перед ним. Из-за этого П. видел в нём достойного врага).

Лукав – пытался переманить Гринёва на свою сторону.

Хвастливость, самолюбие – «я воюю хоть куда».

Простодушие – «как ты думаешь, прусский король мог бы со мной потягаться».

Вспыльчив и отходчив – Швабрин.

Жесток, свиреп, дик – «с каким-то диким вдохновением».

Пушкин создал сложнейший характер, в котором не просто сочетается набор положительных и отрицательных качеств. Он создал живой характер. А это значит, что как и в жизни положительные свойства часто оборачиваются своей противоположной стороной. «Наши недостатки – это продолжение наших достоинств»

Это приводит к тому, что перед читателями возникает интересный человеческий характер, за поступками которого можно следить с постоянным интересом.

Пушкин воссоздаёт такой характер, чтобы решить главную задачу – показать характер, преодолевающий сословную ограниченность, разрывающий социальные рамки человеческих отношений, которые строятся, с точки зрения Пушкина, на гуманности, милосердии. Только во вне сословных отношениях раскрываются лучшие человеческие качества, поэтому Пушкин утверждает внесословные ценности человеческой личности (стихотворение «Няне»).

Гринёв – Пугачёв

Маша – императрица Екатерина 2

Гринёв – Савельич

Гринёв – императрица

Когда Пугачёв берёт на себя образ Петра 3 – казнит, как только забывает это –милует.

4. Встречи с Гринёвым

5. Оценка другими персонажами:

«Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле… Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут моей жизни, и об избавлении моей невесты из рук гнусного Швабрина».

За то, что Пугачёв получает сочувственное отношение от Гринева. За милосердие, проявленное Пугачёвым, Пушкин проявляет сочувствие к нему».
Емельян Пугачев-руководитель народного восстания, он же самозванец,выступавший под именем Петра 3. На страницах "Капитанской дочки" мы видим не только исторического деятеля, но обычного человека,которомц свойственны достоинства и недостатки, ошибки и заблуждения.

Наблюдения за поведением Пугачева, описание его внешности дают интересный материал для оценки этого человека. Его динамизм, быстрота и активность реакции на окружающее, находчивость и смелость, умение общаться с людьми, способность приноровиться к обстоятельствам очевидны уже при первой встрече.

Когда же "вожатый" предстает перед рассказчиком как руководитель восстания? " В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы,и вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками. Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблей в руке:это был сам Пугачев". Гринев пока, конечно, не мог на таком расстоянии узнать своего "вожатого". Узнавание происходит чуть позже:" Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо".

Понимание роли Пугачева в событиях, присходящих в Белогорской крепости, определил капитан Миронов.

Что же узнает читатель о Пугачеве как человеке и как руководителе восстания? Он-отважный казак. И он же- неграмотный человек, с цепким и изобретательным умом, который проявляется в его поступках и решениях. Пугачев хочет воли и власти. И для него это главное. Кровь, которая льется рекой, ему не страшна. Для него хоть немного пожить на воле-предел желаний.
Одним из самых страшных в истории России был бунт под предводительством Емельяна Пугачева. Этой исторической фигурой интересовались многие историки и писатели. Одним из них был и Александр Сергеевич Пушкин. В 1836 году он написал историческую повесть «Капитанская дочка», посвященную восстанию под предводительством Емельяна Пугачева.

В этой повести изображена сложная личность бунтаря Пугачева. Несомненно, это очень интересный и незаурядный образ. и Даже главный герой сомневался как воспринимать его: «Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле… Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут моей жизни, и об избавлении моей невесты из рук гнусного Швабрина». Но все же потом можно обнаружить явную симпатию к разбойнику. С одной стороны, предводитель крестьянского восстания – безжалостный человек.Взяв штурмом Белогорскую крепость, он начинает убивать тех людей, которые отказались видеть в нем государя императора Петра III. При чем он показан не как хладнокровный убийца, а как революционер, борющийся против гнёта монархической власти, но просто благородный, задушеввный человек,что доказывает его описание в текст: частое применение поговорок, отношение к Петруше и т.д. Но если судить о нем по этому произведению, то можно точно увериться в том, что весь этот бунт был не только ради наживы, но и ради народа. Как тогда иначе объяснить его слова: " ...В любой момент они выкупят свою шею моей головой..." Ведь он знал, что он погибнет, но может его основная цель была не только свергнуть власть, но может даже при его поражении воодушевить народ на революцию ради всего блага.

Пугачев не милует никого: ни молодых, ни старых. Здесь он предстает жестоким человеком с железной волей и непоколебимым характером: «Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице». «Унять старую ведьму!» - сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца».

Но, несмотря на все обилие его отрицательных черт, в образе Емельяна Пугачева можно все-таки найти еще несколько его достоинств. В повести показаны замечательные способности Пугачева как руководителя. Его действия противопоставлены бездарным действиям царских генералов. Ведь он руководил войском так, что его боялись и шли за ним толпами, а в Белогорской крепости мирные жители вместо неповиновения начинали выходить с хлебом и солью, а после этого руки ему целовали. Даже после разгрома он нашел силы снова продолжить войну. руше.А так же он юыл мужиком даже очень смекалистым, это показано в тексте, когда он указывает путь Пет

В «Капитанской дочке» Пугачев показан не только как строгий стрвоенный начальник, но и как человек, который нуждается в человеческом тпле.. Когда, по дороге на службу, Петруша Гринев и Савельич заблудились, на помощь им приходит простой мужик с хитрыми сверкающими глазами. В знак благодарности на следующий день Гринев дарит ему свой заячий тулуп, несмотря на недовольство Савельича. судьбе. А Пугачев, найдя хоть одну добрую к нему душу, до конца жизни не прощает ему этот дар и становится ему посаженным отцом. Но если немного поразмышлять над личностью Пугачева, то можно понять что впоследствии наверное его тянет к Гриневу лесть и храбрость. Петр, как истинный дипломат, относился к нему очень аккуратно, как к почтенной особе, а Емельяну по видимому это очень нравилось.

В следующий раз Гринев встречается с Пугачевым уже в Белогорской крепости, во время страшных событий. Именно тогда-то Пугачеву и вспомнилась щедрость молодого барина Петра Гринева. Когда Путрушу уже пости повесили, вбегает Савельич и молит разбойника о пощаде свего хозяина. Именно благодаря Савельичу Емельян и узнал "своего благодеятеля". Когда же петлю сняли с шеи, бунтовщик потребовал поцеловать руку, но он отказался, и наверное в этот момент больше всего поразило Пугачева в Петре его гордость. И найдя в нем свое же качество, он подарил ему жизнь: «…Казнить так, казнить, миловать так, миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь».

Собственно сам Пугачев представлен двумя образами: "бродягой" и "настоящим полководцем." «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». Это портрет Пугачева при его первой встрече с Гриневым. А вот одеяние Пугачева как мятежника и бунтовщика: «… На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». По его одежде видно, как он богат, что он уже не тот простой дорожный, глаза не плутовские, а сверкающие, решительные, готовые ко всему.

Правда странно, что речь в его образах абсолютно разная. Вот пример речи "бродяги": «… будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит». А вот уже речь "бунтовщика" совершенно иная: «Как ты смел, противиться мне, своему государю?.. Присягай, - сказал ему Пугачев, - государю Петру Федоровичу!»; «… Ну, думал ли ты, ваше благородие, что человек, который вывел тебя к умету, был сам великий государь? (тут он взял на себя вид важный и таинственный) Ты крепко передо мной виноват, - продолжал он, - но я помиловал тебя за твою добродетель…» То есть он был человек с вполне хорошим актерским талантом.

В сцене беседы Пугачева с Гриневым после помилования раскрываются многие положительные качества предводителя восстания. Мы видим, что Пугачев близок к народу, справедлив. Ему свойственны народная мудрость и проницательность. Это позволяет герою трезво оценивать и свои силы, и возможности народного войска.

В страшной ситуации, в которую попала Маша Миронова, Гринев находит помощь именно у Пугачева, пожаловавшись на Швабрина в том, что он держит сироту в неволе. В этих эпизодах особенно ярко проявились спаведливость, благородство, понимание, душевность Пугачева. Вот только все это чуть не кончиилось плохо. Во первых слуги Пугачева явно толкали его на мысль о предптельстве и клевете его товприща состоянии Оренбурга и о Швабрине. Здесь вот он понастоящему раскрыл свою большое сердце, поверив в Петра, не смотря на мнение старика (подчиненного Пугачева)Но в один момент Швабрин хотел выдать тайну о Маше. И в данный момент Путруша смог не только вывернуться из ситауации, но и похвастать разбойнику своим смекалистым умом, за что бунтовщик и похвалил своего товарища.Он освобождает Машу от страшного плена и благословляет ее союз с Петром Гриневым, что было очень благородно с его стороны: « Казнить так, казнить, жаловать так, жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!»

Таким образом, Пушкин изображает Пугачева как противоречивый характер, в котором сочетаются и положительные и отрицательные качества. Мне кажется, что Емельян Пугачев - незаурядная личность, с очень сильным характером и яркими талантами. Но все-таки я считаю что он больше положительный герой, чем отрицательный, ну по крайней мере в данном произведении особой жестокости в нем нет,т.к. убил он всего лишь 3 человек, скорее он просто освободиться от оков власти и помочь другим. Так что я испытываю большую симпатию к нему, как к человеку.

Сахаров Дима 8 "б"
Образ "великого государя" "Капитанской дочки" многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения. Он связан не только со страшными событиями екатерининской эпохи, но и с полувымышленными событиями пушкинской повести; зависит не только от расстановки социальных сил, но и от расстановки сил сюжетных. Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами "людей из толпы", даже с образом Екатерины II, но главное сопоставление - все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.

Емельян Пугачев - донской казак, ветеран двух войн - Семилетней и русско-турецкой 1768-1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте.

Пугачев свободен ровно до того предела, за которым открывается истинная беспредельность власти в пушкинском ее понимании. Чтобы подчеркнуть эту мысль, Пушкин выстраивает параллель Пугачев - Екатерина. Как Гринев прибегает к помощи Пугачева, чтобы выручить невесту, так его невеста прибегает к помощи Екатерины, чтобы спасти жениха. Царица изображена в простодушно-сентиментальных тонах. В ней нет пугачевского величия, необузданной силы; мы должны помнить, что способ, каким она пришла к власти, был столь же беззаконным, сколь и пугачевская попытка овладеть страной. Но то, насколько свободно милует она Гринева, насколько самостоятельна и независима в своем царственном праве прощать, - выдает в ней истинную государыню. Именно это делает властителей властителями, а не царские знаки и даже не "законность" воцарения сама по себе. Пугачев такой свободой обладает не вполне, значит, он не вполне и господин своего положения. Вызывая к жизни социальный буран, зная дорогу сквозь него по счастливой звезде, он с этой дороги свернуть не может. Не он управляет стихией и не стихия им; просто они друг от друга уже неотделимы. Ее угасание, усмирение бунта равнозначно его смерти. Приписка "издателя" к запискам Гринева, от чьего лица ведется повествование, сообщает, что Пугачев узнал в толпе некогда спасенного им дворянина, "и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, была показана народу"
Фигура Емельяна Пугачева - предводителя крестьянского восстания 1773-1775 гг. - стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека.

Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава "Пугачевщина"), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым.

Образ Пугачева - центральный образ романа, хотя Пугачев не является главным героем среди действующих лиц. С ним связаны размышления А. С. Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической.

Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами "людей из толпы", даже с образом Екатерины II, но главное сопоставление - все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.

Пугачев неотделим от стихии; он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою, и в то же время подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды; они заблудились; снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый казак говорит: "Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе". В этом и дело, что твердая полоса Пугачева - это беспутье; он - проводник, дорожный бездорожья; он выводит путников по звездам - и его собственная звезда ведет его по историческому пути.

Пушкину настолько важно раз и навсегда связать образ Пугачева с величественной и смертоносной символикой снега, что он легко поступается реальной хронологией. Страшный буран происходил в самом начале сентября; это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и сюжета, дает возможность Петруше пожертвовать для Пугачева заячий тулупчик - в благодарность за путеводство и просто из человеческого сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачев неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа; и как иначе, если он свалился на Российское государство как снег на голову?

Центральная проблема повести проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачев показан не глазами приближенного (иначе то была бы лубочная картинка с великим государем, торжествующим властелином судьбы - как в полулегендарных отзывах пугачевцев о своем вожде), и не глазами опытного дворянского историка (тогда получилась бы карикатура на Самозванца - как в официальном извещении о Пугачеве, которое "объявляет" комендант Белогорской крепости).

Пугачев показан глазами простого и честного дворянина. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в 1773 году, а это дает возможность показать Пугачева не только во время, но и до восстания, когда за ним не тянется еще шлейф ярко описанных преступлений, Как только герои выбираются из бурана, мы видим перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным выражением лица. Ничего "мистического", "избраннического" в этом облике нет; потому особенно комичным покажется нам более поздний рассказ рядового казака о том, как "государь" по-царски скушал двух поросят и показывал в бане свои царские знаки на грудях.

Вторая встреча с Пугачевым, во взятой им Белгородской крепости, дает нам иной образ. Гринев, ожидающий казни, видит перед собой самозванца, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами; затем на белом коне, в окружении генералов. И даже то, что Пугачев милует Гринева, благодаря заступничеству его крепостного слуги, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а все го лишь подражанием "царскому жесту".

Лишь во время третьего "свидания" Пугачев раскрывается до конца. Гринев присутствует на казачьем пиру; замечает, что черты пугачевского лица скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню ("Не шуми, мати зеленая дубравушка"), догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя. Разговор наедине подтверждает это: "великий государь" понимает, какую опасную игру затеял, но надеется: "А разве нет удачи удалому?" И когда на утро он не только принимает "счет", выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и жалует отпущенному Гриневу тулуп - это не только "царский жест", но и движение души: долг платежом красен.

Собственно, лепка образа завершена; далее при встрече с Гриневым Пугачев будет лишь поворачиваться то одной ("авантюрной"), то другой ("самозванческой"}, то третьей, главной ("человеческой") стороной, еще и еще раз подтверждая то, что читатель о нем и так уже знает.

Золотая бумага, которой оклеены стены его избы, притворная важность, хвастливый вопрос, какой он задает Гриневу по пути в Белогорскую крепость - мог бы с ним потягаться король прусский "Федор Федорыч", - напоминают о самозванческой психологии Пугача. Неоднократные упоминания о Гришке Отрепьеве; сказка об орле и вороне напоминают о его авантюрном уме и характере; веселая готовность поучаствовать в вызволении Гриневской невесты из лап Швабрина; предложение стать посаженным отцом на их свадьбе не дают забыть о естественной человечности, которая живет в душе Пугачева.

Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева - сложный сплав исторических, реально бытовых, символических и фольклорных элементов.

Облик Пугачева физически конкретен, он казак, "бродяга", главарь "шайки разбойников".

Несмотря на свою реалистичность, Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. И в главе "Вожатый", и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее и талантливее того, что доступно взгляду Гринева.

Человеческий облик Пугачева также сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и "готовности ему помочь". Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя "важный вид" и улыбаться, добродушно подмигивать.

В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: "живые большие глаза так и бегали", "прищуривал левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости", "глаза у Пугачева сверкали". Эта деталь необходима для создания его динамического портрета.

Пугачев непредсказуем. Важнейший принцип создания его образа - превращение. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений: он и казак - человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший имя покойного Петра III. В сюжете произведения он из "бродяги" превращается в "великого государя". В нем проступают то черты плутовского казака, то мудрость народного вождя и полководца. Превращения следуют одно за другим: властный и грозный "государь" оборачивается искренним и милосердным спасителем "его благородия" и "красной девицы", нетерпеливый и скорый на расправу человек становится рассудительным и примиряющим.

Образ "великого государя" "Капитанской дочки" многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения.

Пугачев говорит о вариантах развития событий: о походе на Москву ("Дай срок, не то еще буде, как пойду на Москву"), о возможном триумфе ("Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою"). Довольный своими военными победами, он предполагает даже "потягаться" с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.

Однако ведущее в образе Пугачева – величие, героизм, столь импонировавшие Пушкину. Это выражено символическим образом орла, о котором говорит пугачевская сказка.

Пугачев - фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как и в детском заячьем тулупчике, подаренном Гриневым. "Улица моя тесна, воли мне мало", ? говорит он. И он сам осознает трагизм своей судьбы, это подчеркнуто и любимой песней Пугачева "Не шуми, мати зеленая дубравушка…", и рассказанной им калмыцкой сказкой.

Как всякий трагический герой, Пугачев предстает в героическом свете.

Он гордо отвергает совет Гринева "прибегнуть к милосердию императрицы". Им движет не чувство вины, а уверенность в несокрушимой силе.

Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что иногда дает другим людям.

Пушкин очень глубоко раскрыл личность Пугачева. Так же как и рядовому крепостному крестьянину, Пугачеву свойственно недоверие и недоброжелательство ко всякому барину, хотя бы этот барин был на его стороне, как Швабрин, или сочувствовал ему лично, как Гринев. Добродушие и простосердечие Пугачева – также свойства характера народного. В одной – двух сценах внешняя величественность Пугачева окрашивается Пушкиным в юмористические тона. Однако мягкий, любовный юмор не снижает образа, вызывая не столько смех, сколько симпатию и сочувствие, с которыми относился сам поэт к своему герою. Эти сцены усиливают историческую конкретность образа Пугачева, который был для Пушкина не только вождем крестьянского восстания, потрясшего дворянское государство, но и простым казаком Емелькой Пугачевым.

Несомненно, главным героем в романе является Пугачев. Пушкин изображает Пугачева талантливым, смелым руководителем крестьянского восстания, подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом. Все это создает облик подлинного Пугачева. Для Пушкина он выражал национальный характер русского народа. Пугачев – подлинный представитель народа. Беспощадность ко всему антинародному и вместе с тем великодушие и гуманность, талантливость и русская удаль – таковы основные черты пушкинского Пугачева.

Но в образах Пугачева и его ближайших соратников показана и слабость движения, его политическая незрелость. Образ царя – батюшки соответствовал настроениям самого народа и его представлениям о народном царе.


Поделиться в социальных сетях!

Фигура Емельяна Пугачева - предводителя крестьянского восстания 1773-1775 гг. - стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека.
Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава "Пугачевщина"), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым.
Образ Пугачева - центральный образ романа, хотя Пугачев не является главным героем среди действующих лиц. С ним связаны размышления А. С. Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической.
Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами "людей из толпы", даже с образом Екатерины II, но главное сопоставление - все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.

Пугачев неотделим от стихии; он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою, и в то же время подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды; они заблудились; снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый казак говорит: "Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе". В этом и дело, что твердая полоса Пугачева - это беспутье; он - проводник, дорожный бездорожья; он выводит путников по звездам - и его собственная звезда ведет его по историческому пути.
Пушкину настолько важно раз и навсегда связать образ Пугачева с величественной и смертоносной символикой снега, что он легко поступается реальной хронологией. Страшный буран происходил в самом начале сентября; это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и сюжета, дает возможность Петруше пожертвовать для Пугачева заячий тулупчик - в благодарность за путеводство и просто из человеческого сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачев неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа; и как иначе, если он свалился на Российское государство как снег на голову?
Центральная проблема повести проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачев показан не глазами приближенного (иначе то была бы лубочная картинка с великим государем, торжествующим властелином судьбы - как в полулегендарных отзывах пугачевцев о своем вожде), и не глазами опытного дворянского историка (тогда получилась бы карикатура на Самозванца - как в официальном извещении о Пугачеве, которое "объявляет" комендант Белогорской крепости).
Пугачев показан глазами простого и честного дворянина. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в 1773 году, а это дает возможность показать Пугачева не только во время, но и до восстания, когда за ним не тянется еще шлейф ярко описанных преступлений, Как только герои выбираются из бурана, мы видим перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным выражением лица. Ничего "мистического", "избраннического" в этом облике нет; потому особенно комичным покажется нам более поздний рассказ рядового казака о том, как "государь" по-царски скушал двух поросят и показывал в бане свои царские знаки на грудях.
Вторая встреча с Пугачевым, во взятой им Белгородской крепости, дает нам иной образ. Гринев, ожидающий казни, видит перед собой самозванца, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами; затем на белом коне, в окружении генералов. И даже то, что Пугачев милует Гринева, благодаря заступничеству его крепостного слуги, поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а все го лишь подражанием "царскому жесту".

Лишь во время третьего "свидания" Пугачев раскрывается до конца. Гринев присутствует на казачьем пиру; замечает, что черты пугачевского лица скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню ("Не шуми, мати зеленая дубравушка"), догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя. Разговор наедине подтверждает это: "великий государь" понимает, какую опасную игру затеял, но надеется: "А разве нет удачи удалому?" И когда на утро он не только принимает "счет", выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и жалует отпущенному Гриневу тулуп - это не только "царский жест", но и движение души: долг платежом красен.
Собственно, лепка образа завершена; далее при встрече с Гриневым Пугачев будет лишь поворачиваться то одной ("авантюрной"), то другой ("самозванческой"}, то третьей, главной ("человеческой") стороной, еще и еще раз подтверждая то, что читатель о нем и так уже знает.
Золотая бумага, которой оклеены стены его избы, притворная важность, хвастливый вопрос, какой он задает Гриневу по пути в Белогорскую крепость - мог бы с ним потягаться король прусский "Федор Федорыч", - напоминают о самозванческой психологии Пугача. Неоднократные упоминания о Гришке Отрепьеве; сказка об орле и вороне напоминают о его авантюрном уме и характере; веселая готовность поучаствовать в вызволении Гриневской невесты из лап Швабрина; предложение стать посаженным отцом на их свадьбе не дают забыть о естественной человечности, которая живет в душе Пугачева.
Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева - сложный сплав исторических, реально бытовых, символических и фольклорных элементов.
Облик Пугачева физически конкретен, он казак, "бродяга", главарь "шайки разбойников".
Несмотря на свою реалистичность, Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. И в главе "Вожатый", и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее и талантливее того, что доступно взгляду Гринева.
Человеческий облик Пугачева также сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и "готовности ему помочь". Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя "важный вид" и улыбаться, добродушно подмигивать.
В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: "живые большие глаза так и бегали", "прищуривал левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости", "глаза у Пугачева сверкали". Эта деталь необходима для создания его динамического портрета.
Пугачев непредсказуем. Важнейший принцип создания его образа - превращение. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений: он и казак - человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший имя покойного Петра III. В сюжете произведения он из "бродяги" превращается в "великого государя". В нем проступают то черты плутовского казака, то мудрость народного вождя и полководца. Превращения следуют одно за другим: властный и грозный "государь" оборачивается искренним и милосердным спасителем "его благородия" и "красной девицы", нетерпеливый и скорый на расправу человек становится рассудительным и примиряющим.
Образ "великого государя" "Капитанской дочки" многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения.
Пугачев говорит о вариантах развития событий: о походе на Москву ("Дай срок, не то еще буде, как пойду на Москву"), о возможном триумфе ("Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою"). Довольный своими военными победами, он предполагает даже "потягаться" с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.
Однако ведущее в образе Пугачева – величие, героизм, столь импонировавшие Пушкину. Это выражено символическим образом орла, о котором говорит пугачевская сказка.
Пугачев - фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как и в детском заячьем тулупчике, подаренном Гриневым. "Улица моя тесна, воли мне мало", ? говорит он. И он сам осознает трагизм своей судьбы, это подчеркнуто и любимой песней Пугачева "Не шуми, мати зеленая дубравушка…", и рассказанной им калмыцкой сказкой.
Как всякий трагический герой, Пугачев предстает в героическом свете.
Он гордо отвергает совет Гринева "прибегнуть к милосердию императрицы". Им движет не чувство вины, а уверенность в несокрушимой силе.
Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что иногда дает другим людям.
Пушкин очень глубоко раскрыл личность Пугачева. Так же как и рядовому крепостному крестьянину, Пугачеву свойственно недоверие и недоброжелательство ко всякому барину, хотя бы этот барин был на его стороне, как Швабрин, или сочувствовал ему лично, как Гринев. Добродушие и простосердечие Пугачева – также свойства характера народного. В одной – двух сценах внешняя величественность Пугачева окрашивается Пушкиным в юмористические тона. Однако мягкий, любовный юмор не снижает образа, вызывая не столько смех, сколько симпатию и сочувствие, с которыми относился сам поэт к своему герою. Эти сцены усиливают историческую конкретность образа Пугачева, который был для Пушкина не только вождем крестьянского восстания, потрясшего дворянское государство, но и простым казаком Емелькой Пугачевым.
Несомненно, главным героем в романе является Пугачев. Пушкин изображает Пугачева талантливым, смелым руководителем крестьянского восстания, подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом. Все это создает облик подлинного Пугачева. Для Пушкина он выражал национальный характер русского народа. Пугачев – подлинный представитель народа. Беспощадность ко всему антинародному и вместе с тем великодушие и гуманность, талантливость и русская удаль – таковы основные черты пушкинского Пугачева.
Но в образах Пугачева и его ближайших соратников показана и слабость движения, его политическая незрелость. Образ царя – батюшки соответствовал настроениям самого народа и его представлениям о народном царе.



Рассказать друзьям