Главные герои русской классической литературы. Положительные герои русской литературы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Недавно по BBC показали сериал по «Войне и миру» Толстого. На западе всё как у нас - там тоже выход кино(теле)адаптации резко повышает интерес к литературному первоисточнику. И вот шедевр Льва Николаевича внезапно вошёл в число бестселлеров, а вместе с ним читатели заинтересовались и всей русской литературой. На этой волне популярный литературный сайт Literary Hub опубликовал статью «10 русских литературных героинь, которых нужно знать» (The 10 Russian Literary Heroines You Should Know). Мне показалось, что это любопытный взгляд со стороны на нашу классику и перевёл я статью для своего блога. Выкладываю и здесь. Иллюстрации взяты из оригинала статьи.

Внимание! В тексте есть спойлеры.

_______________________________________________________

Мы знаем, что все счастливые героини счастливы одинаково, а каждая несчастная несчастна по-своему. Но дело в том, что в русской литературе мало счастливых персонажей. Русские героини склонны усложнять себе жизнь. Так и должно быть, ведь их красота как литературных персонажей во многом происходит из их способности страдать, из их трагических судеб, из их «русскости».

Самое важное, что нужно понимать о русских женских персонажах: их судьбы это не истории преодоления препятствий, чтобы достичь «и жили они долго и счастливо». Хранительницы исконных русских ценностей, они знают, что в жизни есть нечто большее, чем счастье.

1. Татьяна Ларина (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

В начале была Татьяна. Это своего рода Ева русской литературы. И не только потому, что она хронологически первая, но и потому, что Пушкин занимает особое место в русских сердцах. Практически любой русский способен наизусть читать стихи отца русской литературы (и после нескольких стопок водки многие будут это делать). Пушкинский шедевр, поэма «Евгений Онегин», это история не только Онегина, но и Татьяны, молодой невинной девушки из провинции, которая влюбляется в главного героя. В отличие от Онегина, который показан циничным бонвиваном, испорченным модными европейскими ценностями, Татьяна воплощает в себе сущность и чистоту загадочной русской души. В том числе склонность к самопожертвованию и пренебрежение счастьем, что показывает её известный отказ от человека, которого она любит.

2. Анна Каренина (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)

В отличие от пушкинской Татьяны, которая не поддаётся искушению сойтись с Онегиным, Анна Толстого бросает и мужа и сына, чтобы бежать с Вронским. Как настоящая драматическая героиня, Анна добровольно делает неправильный выбор, выбор, за который она должна будет заплатить. Грех Анны и источник её трагической судьбы не в том, что она оставила ребёнка, а в том, что эгоистически потакая своим сексуальным и романтически желаниям, она забыла урок самоотверженности Татьяны. Если вы видите свет в конце тоннеля, не обольщайтесь, это может быть поезд.

3. Соня Мармеладова (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)

В «Преступлении и наказании» Достоевского Соня выступает как антипод Раскольникова. Шлюха и святая одновременно, Соня принимает своё существование как путь мученичества. Узнав о преступлении Раскольникова, она не отталкивает его, наоборот, привлекает к себе, чтобы спасти его душу. Характерна здесь знаменитая сцена, когда они читают библейскую историю о воскрешении Лазаря. Соня способна простить Раскольникова, так как считает, что перед Богом все равны, а Бог прощает. Для раскаявшегося убийцы это настоящая находка.

4. Наталья Ростова (Л.Н. Толстой «Война и мир»)

Наталья - мечта каждого: умная, весёлая, искренняя. Но если пушкинская Татьяна слишком хороша, чтобы быть правдой, Наталья кажется живой, настоящей. Отчасти потому, что Толстой дополнил её образ и другими качествами: она капризна, наивна, кокетлива и, для нравов начала 19-го века, немного дерзка. В «Войне и мире» Наталья начинает как очаровательный подросток, источая радость и жизненную силу. На протяжении романа она становится старше, познаёт уроки жизни, укрощает своё переменчивое сердце, становится более мудрой, её характер приобретает целостность. И эта женщина, что вообще нехарактерно для русских героинь, после тысячи с лишним страниц по-прежнему улыбается.

5. Ирина Прозорова (А.П. Чехов «Три сестры»)

В начале пьесы Чехова «Три сестры» Ирина - самая молодая и полная надежд. Её старшие брат и сёстры плаксивы и капризны, они устали от жизни в провинции, а наивная душа Ирины наполнена оптимизмом. Она мечтает о возвращении в Москву, где, по её мнению, найдёт свою настоящую любовь и будет счастлива. Но, по мере того, как шанс переехать в Москву испаряется, она всё больше осознаёт, что застряла в деревне и теряет свою искру. Через Ирину и её сестёр Чехов показывает нам, что жизнь - всего лишь череда унылых моментов, лишь изредка перемежающихся короткими вспышками радости. Как и Ирина, мы тратим своё время на пустяки, мечтая о лучшем будущем, но постепенно понимаем незначительность нашего существования.

6. Лиза Калитина (И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»)

В романе «Дворянское гнездо» Тургенев создал образец русской героини. Лиза молода, наивна, чиста сердцем. Она разрывается межу двумя ухажёрами: молодым, красивым, весёлым офицером и старым, печальным, женатым мужчиной. Угадайте, кого она выбрала? Выбор Лизы многое говорит о загадочной русской душе. Она явно идёт навстречу страданиям. Выбор Лизы показывает, что стремление к печали и меланхолии ничуть не хуже любого другого варианта. В конце истории Лиза разочаровывается в любви и уходит в монастырь, выбирая путь жертв и лишений. «Счастье не для меня», - объясняет она свой поступок. «Даже когда я надеялась на счастье, на сердце всегда было тяжело».

7. Маргарита (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Хронологически последняя в списке, булгаковская Маргарита, чрезвычайно странная героиня. В начале романа это несчастная в замужестве женщина, затем она становится любовницей и музой Мастера, чтобы потом обратиться в ведьму, летающую на метле. Для Мастера Маргарита это не только источник вдохновения. Она становится, как Соня для Раскольникова, его целителем, возлюбленной, спасителем. Когда Мастер оказывается в беде, Маргарита обращается за помощью ни к кому иному, как к самому Сатане. Заключив, подобно Фаусту, контракт с Дьяволом, она всё-таки воссоединяется со своим возлюбленным, пусть и не совсем в этом мире.

8. Ольга Семёнова (А.П. Чехов «Душечка»)

В «Душечке» Чехов рассказывает историю Ольги Семёновой, любящей и нежной души, простого человека, которая, как говорят, живёт любовью. Ольга рано становится вдовой. Дважды. Когда же рядом не оказывается никого, кого можно было бы любить, она замыкается в компании кошки. В рецензии на «Душечку» Толстой писал, что намереваясь высмеять недалёкую женщину, Чехов случайно создал очень располагающий к себе персонаж. Толстой пошёл даже дальше, он осуждал Чехова за излишне резкое отношение к Ольге, призывая судить её душу, а не интеллект. По мнению Толстого, Ольга воплощает в себе способность русских женщин любить безусловно, добродетель, неизвестная мужчинам.

9. Анна Сергеевна Одинцова (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

В романе «Отцы и дети» (часто неверно переводят «Отцы и сыновья») госпожа Одинцова - одинокая женщина зрелого возраста, на одиночество намекает и звучание её фамилии на русском. Одинцова - нетипичная героиня, ставшая своего рода пионером среди женских литературных персонажей. В отличие от других женщин романа, которые следуют обязательствам, накладываемым на них обществом, госпожа Одинцова бездетна, у неё нет матери и мужа (она вдова). Она упорно отстаивает свою независимость, подобно пушкинской Татьяне, отказываясь от единственного шанса обрести настоящую любовь.

10. Настасья Филипповна (Ф.М. Достоевкий «Идиот»)

Героиня «Идиота» Настасья Филипповна даёт представление о том, насколько сложен Достоевский. Красота делает её жертвой. Осиротевшая в детстве, Настасья становится содержанкой и любовницей пожилого человека, подобравшего её. Но каждый раз, когда она пытается вырваться из тисков своего положения и построить свою собственную судьбу, она продолжает чувствовать себя униженной. Чувство вины отбрасывает роковую тень на все её решения. По традиции, как и у многих других русских героинь, у Настасьи есть несколько вариантов судьбы, связанных главным образом с мужчинами. И в полном соответствии с традицией, она не в состоянии сделать правильный выбор. Покорившись судьбе вместо того, чтобы бороться, героиня дрейфует к своему трагическому концу.

_____________________________________________________

Автор этого текста - писатель и дипломатический работник Гильермо Эрадес. Он какое-то время работал в России, хорошо знает русскую литературу, является поклонником Чехова и автором книги «Назад в Москву» (Back to Moscow). Так что взгляд этот не совсем уж посторонний. С другой стороны, как писать о русских литературных героинях, не зная русской классики?

Свой выбор персонажей Гильермо никак не объясняет. На мой взгляд удивительно отсутствие княжны Мери или «бедной Лизы» (которая, кстати, пораньше пушкинской Татьяны была написана) и Катерины Кабановой (из «Грозы» Остроского). Мне кажется, что эти русские литературные героини более известны у нас, чем Лиза Калитина или Ольга Семёнова. Впрочем, это моё субъективное мнение. А кого бы вы добавили в этот список?

Еще раз наша редакция решается провести полевые исследования на книжную тему. В этот раз мы попросили женщин, в том числе из других стран, ответить на вопрос: кто их любимые женские литературные персонажи? На кого они равняются, кто вдохновил их быть тем, кем они стали, или вдохновляет на саморазвитие?

Мы получили интересные результаты. Большинство наших респонденток, а было их больше двух десятков, назвали драматических героинь классических романов вроде Джейн Эйр, страстных, мятущихся, не всегда счастливых. А вот любимые киногероини имели совсем другой характер: принцесса-воин Ксена или Керри Брэдшоу. Из этого мы сделали два вывода: многие экранизации совсем поменяли личность классических книжных героинь: например, в легенде о Робин Гуде леди Марион — нежная дама, которую надо спасать, а в фильме с Костнером — ироничная и волевая девушка, ловко владеющая мечом. Во-вторых, книги, по которым сняты многие наши любимые фильмы, по независящим от нас причинам мы не читали — например «Фантагиро» Итало Кальвино, а вот фильм об авантюрной принцессе в рыцарских доспехах с удовольствием смотрели все.

Тем не менее, представляем вам наших героинь. Начнем с тех, кто нам дорог с детства.

Пеппи Длинныйчулок

Ирина (30 лет, Украина, социальный работник) : Пеппи научила меня, что послушание — это не всегда хорошо, что манерами и правилами можно пренебречь ради искренности, честности, дружбы, что девочка может драться, быть самостоятельной и заставить себя уважать.

Пеппі Довгапанчоха

Астрид Линдгрен, «Махаон-Україна»

На самом деле, это очень, очень смешная книга. Смешно, как Пеппи расправляется с хулиганами: одного на дерево, другого - в кукольную колясочку (читатель смеется до слез), как заставляет гоняться за ней неуклюжих полицейских, как выступает в цирке (читатель скачет по дивану), как дурачит воров и пытается вести себя хорошо в «приличном» обществе (читатель высыпает сахарницу на пол). Пеппи делает все именно так, как НЕ должны делать дети, и именно это приводит юных читателей в восторг. Правда, при этом Пеппи добрая, щедрая, благородная девочка. Не забудьте перечитать эту книгу вместе с вашими детьми!


Роня

Елена (27 лет, Украина, предприниматель) : Мне тоже казалось в детстве, что родители меня не понимают и очень хотелось убежать в лес и быть самой по себе, Роня дала мне почувствовать, что все в наших силах и не надо ничего бояться, что надо искать и находить близких по духу людей. Таких же авантюрных мальчиков, например.

Роня, дочка розбійника

Астрід Ліндгрен, «Махаон-Україна»

Вполне себе счастливая и подающая надежды дочь разбойника Рони в один прекрасный день встречает сына из шайки конкурентов - мальчика Бирка. Дети заклятых врагов, Рони и Бирк то спорят и соревнуются, то спасают друг друга от опасностей - и наконец, проникаются взаимной симпатией. В тайне от родителей они решают стать сестрой и братом. Но непримиримая вражда разбойничьих родов мешает их дружбе. Дети ссорятся с родителями и сбегают из замка в лес. Здесь среди опасностей дикой природы и сказочных чудовищ им предстоит испытать на прочность свою дружбу и прожить полное приключений лето. Чтобы вернуть детей, родителям приходится отказаться от вражды. В конце повести разбойничьи кланы объединяются, а Рони и Бирк, к неудовольствию своих отцов, дают клятву, что никогда не станут разбойниками.

Энн Ширли

Мирослава (24 года, журналист): Мне нравится вся серия, хотя я прочла эти книги, будучи уже совсем не ребенком и даже не подростком. Это рассказ о независимой, трудолюбивой и принципиальной девушке. Энн научила меня рассчитывать на саму себя и не ждать никаких принцев.

Енн із Зелених Дахів

Люси-Мод Монтгомери, «Урбіно»

Начнем с того, что Энн должна была быть мальчиком. То есть Марилла и Мэтью Касберт, одинокие брат и сестра среднего возраста, живущие в деревне Авонлее на острове Принца Эдуарда, решили усыновить из сиротского приюта мальчика, который бы помогал по хозяйству. А приехала девочка, Энн Ширли, умная. живая, добрая, вспыльчивая, рыжая. Персонаж Энн очень полюбился читателям. В других книгах серии Энн взрослеет, учится, влюбляется, воспитывает детей. Маленькая Энн стала прототипом Пеппи Длинныйчулок, а Марк Твен в свое время назвал ее «самым трогательным и очаровательным ребенком в литературе со времен бессмертной Алисы».

Афина Паллада и другие греческие богини и нимфы

Кристина (35 лет, Украина, преподаватель): Мой папа был моряком, поэтому я очень любила читать «Одиссею», конечно, адаптированную для детей, а потом и все мифы древней Греции. Конечно, моей любимой героиней была Афина Паллада: мудрая, справедливая, смелая. Скажу теперь: не замешанная в «сомнительных» интрижках, как другие нимфы, богини и царевны Эллады. Настоящая леди. Но все они были прекрасны, всемогущи, неотразимы.

Мифы Древней Греции

«Эксмо»

Прежде всего — это основа западной культуры. Мы даже не представляем себе, насколько сюжеты, герои и их приключения повлияли на все, что было написано, придумано и сказано после Гомера. Без знания мифов у человека не может быть никакой литературной культуры как таковой. Да, это мнение нашей редакции.

Взрослея, мы стали читать другие книги. О любви. И сами стали хотеть любви «как в книжке» и стали искать сходство с героинями любимых романов. Все смелые и страстные — в наших думах: Лариса из «Бесприданницы», гетера Таис Афинская из одноименного романа Ефремова и все героини Дюма, и Консуэло Жорж Санд.

Скарлетт О`Хара

Оговоримся сразу, что большинство наших респонденток называли именно это героиню как женщину, с которой они себя сравнивают и которой хотели бы быть, разумеется, в том, что касается независимости, настойчивости, изобретательности и упорства. Возможно потому, что первый раз мы увидели фильм и прочли книгу в те времена, когда женщина должна была быть комсомолкой и матерью-героиней одновременно.

Мария (25 лет, Украина, фэшн-кондитер): Скарлетт не знает преград, она — мастер флирта и всяких женских хитростей, плевать хотела на мнение общества, способная на любовь, но не способная распознать ее в другом человеке. Сильная женщина. И, конечно же, «Я подумаю об этом завтра!»

Унесенные ветром

Маргарет Митчел, «Эксмо»

Роман о том, как красивая и амбициозная девушка всю жизнь любила не того мужчину, любила придуманный ею самою образ, любила, потому что никак не могла его заполучить. Любила сквозь войну и нищету, выходя замуж за других «на зло кондуктору» или чтоб поправить материальное состояние семьи — ведь Гражданская война между южными и северными штатами прошлась прямо по ее усадьбе в Джорджии. В общем, она почти добилась своего. И поняла, что этот герой ее грез совсем и не герой, а тот человек, которому стоило ответить взаимностью, ушел и не обернулся.


Маргарита

Мария (37 лет, Украина, дизайнер): Мне хотелось чувствовать в себе то же мистическое, «ведьмовское» начало, что и в Маргарите. Немножко «играть с огнем», решиться изменить свою судьбу и привлечь на свою сторону высшие силы, пусть и не светлые. Все ради любви.

Мастер и Маргарита

Михаил Булгаков, «Эксмо»

Это один из самых любимых романов в нашей подборке о . В обычную, даже обыденную, пошлую и страшную жизнь некоторых москвичей вдруг входит Сатана и его слуги. У него абсолютно свои дела в Москве, но вдруг ему попадаются двое, любви которых нужно помочь, и тогда сила, «которая вечно хочет зла и вечно совершает благо», спасает Мастера и Маргариту. Издательство «Кальварія» выпустило этот роман в переводе на украинский.

Анна Каренина

Оксана (32 года, Россия, актриса): Вот в этот период моей жизни я люблю Анну Каренину. За глубину чувств, за честность, за смелость.

Рамона (40 лет, Италия, редактор): Бесстрашная, нонконформистка, страстная, роскошная. И мне не нравится то, как Толстой расправился с ее персонажем в финале.

Анна Каренина

Лев Толстой, «Эксмо»

Жила была красивая, умная Анна замужем за нелюбимым старым мужем. Бывала в высшем обществе, носила дорогие наряды, обожала своего сына. И вдруг полюбила молодого и красивого, а он полюбил ее. Можно было скрывать, прятаться и волочить интрижку годами. Но она решила уйти от мужа, открыто жить с любимым, родила от него дочь и смирилась с тем, что в высшее общество ее больше не звали. Смелый выбор. Все бы ничего, но только молодого и красивого жизнь с подмоченной репутацией перестала устраивать и он решил жениться на «порядочной» девушке. Что оставалось делать Анне?

Фериде

Татьяна (36 лет, переводчик, журналист, писательница): Если говорить о девичьем чтиве, то я была большой поклонницей Фериде, девушки, которая сама создавала себе проблемы, а потом с большими усилиями, но и с редким достоинством, из них выходила. Рассчитывала на себя, умела дружить, любить, быть благодарной, великодушной и гордой. В любви либо все, либо — ничего. Со временем я поняла, что крайности, особенно в любви, хороши только в книжках, а в жизни надо быть умнее. И веселее.

Королек — птичка певчая

Решад Нури Гюнтекин

Это книга о турецкой Джейн Эйр. О бедной сироте, которая влюбилась в кузена, а он должен был жениться на ком-то другом. Поэтому Фериде убежала из дома и вела полную лишений трудовую жизнь на педагогическом поприще: сеяла разумное, доброе, вечное в глухих турецких деревнях. Конечно, ей приходилось отражать ухаживания неподходящих мужчин. Спустя несколько лет она вернулась погостить к родственникам и узнала, что кузен (зеленоглазый усатый красавец) овдовел. А на самом деле он вообще всегда любил только ее, а та жена, уже покойная, это так — бывает.


Гермиона

Татьяна (26 лет, Украина, журналист, редактор): Я бы могла назвать много книжных героинь, которые мне нравились, читая о которых, я представляла себя на их месте. Но больше всего на меня повлияла Гермиона Грейнджер. Все, что делала героиня в книге, мне импонировало. Для меня она самый интересный персонаж, видно, с какой любовью ее характер прописывала Дж.К.Роулинг. Я люблю ее за проницательность, ум, талант, преданность, умение быть хорошим другом, изобретательность и хладнокровность, когда необходимо. Единственное, что меня расстраивает в Гермионе, — это ее выбор спутника. И как призналась сама Роулинг недавно, именно Гермиона и Гарри — идеальная пара, но у писательницы были свои причины завернуть историю персонажа в другое русло.

Гарри Поттер

Дж.К. Роулинг, «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»

Школа магии, заклинания, проклятия, пророчества, друзья, враги и монстры. Удивительно, но целое поколение не просто развлекалось, читая эти книги, но и нашло свои ролевые модели. Гермиона — умница, инициативная, не боящаяся ответственности, девушка-боевой товарищ.

Дагни Таггерт

Светлана (36 лет, Украина, PR-менеджер): Мужчины называют стервой ту женщину, из которой не удалось сделать дуру. А еще она — стильная красотка!

Атлант розправив плечі

Айн Ренд, «Наш формат»

«Атланты» в романе Айн Рэнд приговорены держать на своих плечах главные движущие силы человечества - производство, созидание и творчество. По ее мнению, именно благодаря «Атлантам», героям романа, возможно существование человечества. По опросам общественного мнения, проведенного в 1991 году Библиотекой Конгресса и книжным клубом «Book of the Month Club», в Америке «Атлант расправил плечи» - вторая после Библии книга, которая привела к переменам в жизни американских читателей. У нас роман «Атлант расправил плечи» до 2008 года был малоизвестен, но стал популярен в последующие два года, регулярно входит в двадцатку бестселлеров деловой литературы.

Симона де Бовуар

Амината (32 года, Сенегал-Италия-Франция, антрополог, писательница): Честно, я не могу припомнить какого-то знакового женского персонажа. Образцом честности для меня был Холден из «Над пропастью во ржи», но он парень. А вот женщиной, жизнь и философия которой — пример для меня, является Симона де Бовуар.

Второй пол

Симона де Бовуар

Вам нравится читать запрещенные книги? Которые запретили, дабы женщины часом не стали считать себя равными мужчинам? Так вот, эта книга включена Ватиканом в «Индекс запрещенных книг». «Второй пол» — одна из самых известных работ автора, повествующая об обращении с женщинами на протяжении человеческой истории; часто рассматривается как один из основных философских трудов феминистского направления и как отправная точка феминизма второй волны.

Дубравка Угрешич

Оля (42 года, Сербия-Италия, преподаватель, переводчик): Я тоже раньше любила сестер Бронте и «Унесенные ветром». А с недавних пор я занимаюсь переводом книг Дубравки Угрешич, хорватской писательницы, и восхищаюсь ею и ее героинями: сильными, смелыми, принципиальными, не идущими на компромиссы с патриархальным миром.

Читать не надо!

Дубравка Угрешич, «Издательство О. Морозовой»

«Читать не надо!» Дубравки Угрешич — это смелая критика современной литературы. Книга состоит из критических эссе, больше похожих на увлекательные рассказы. А еще на русский переведен искрометный бунтарский роман «Снесла Баба-Яга яичко».

Фрида

Юлия (36 лет, Германия, руководитель проектов): Фрида — и автор и протагонист своих произведений, главная героиня своих картин и стихотворений. Я люблю ее за твердость духа, умение не предаваться горю, оставаться верной себе и при этом не предавать любви.

Фріда Кало. Безжальна врода

Жерар де Кортанз, «Нора-Друк»

Мексиканская художница Фрида Кало давно уже стала культом, иконой, фильмом, поп-артом и вдохновением для многих людей во всем мире. Жизнь Фриды была всегда преодолением боли, ее сублимацией в искусство. Она родилась только потому, что единственный сын ее родителей - умер. Она попала в страшную катастрофу, навсегда подорвавшую ее здоровье. Она полюбила поэта, который не умел быть верным. Она рисовала себя, свою жизнь, свою душу, свою страну. Величайшая художница и величайшая женщина в эмоциональной книге Жерара де Кортанза, презентация которой на украинском языке прошла совсем недавно.

По моему скромному мнению, конечно=)

10. Тэсс Дарбейфилд

Главная героиня романа английского писателя Томаса Гарди "Тэсс из рода д"Эрбервиллей". Крестьянская девушка, которая выделялась на фоне своих подруг красотой, умом, чувствительностью и добрым сердцем.

"Это была красивая девушка, быть может, не более красивая, чем некоторые другие, но подвижный алый рот и большие невинные глаза подчеркивали ее миловидность. Волосы она украсила красной лентой и среди женщин, одетых в белое, была единственной, которая могла похвастаться таким ярким украшением.
В лице ее все еще таилось что-то детское. И сегодня, несмотря на ее яркую женственность, щеки ее иной раз наводили на мысль о двенадцатилетней девочке, сияющие глаза - о девятилетней, а изгиб рта - о пятилетней крошке".

Это образ Тэсс из фильмов.

9. Роза дель Валье

Персонаж романа Исабель Альенде "Дом духов", сестра главной героини Клары. Первая красавица магического реализма.

"Ее поразительная красота вызывала смятение даже у матери; казалось, она создана из какого-то другого материала, отличного от человеческой природы. Нивея знала, что девочка не принадлежит этому миру, еще до того, как Роза родилась, ведь она видела ее в своих снах. Поэтому ее не удивил вскрик акушерки, когда та окинула взглядом девочку. Роза оказалась белой, гладкой, без морщин, словно фарфоровая кукла, с зелеными волосами и желтыми глазами. Самое прекрасное существо, когда-либо родившееся на земле со времен первородного греха, как воскликнула акушерка, крестясь. При первом же омовении Нянюшка сполоснула девочке волосы настоем мансанильи, который обладал свойством смягчать цвет волос, придавая им оттенок старой бронзы, а потом стала выносить ее на солнце, чтобы закалить прозрачную кожу. Эти ухищрения оказались напрасными: очень скоро разнесся слух, что в семье дель Валье родился ангел. Нивея ждала, что, пока девочка будет расти, откроются какие-либо несовершенства, но ничего подобного не случилось. К восемнадцати годам Роза не пополнела, на лице не выступили угри, а ее грация, дарованная не иначе как морской стихией, стала еще прекрасней. Цвет ее кожи с легким голубоватым оттенком, цвет волос, неторопливость движений, молчаливость выдавали в ней жителя вод. Чем-то она напоминала рыб, и будь у нее вместо ног чешуйчатый хвост, она явно бы стала сиреной".

8. Джульетта Капулетти

Не надо говорить, откуда?;))) На эту героиню мы смотрим глазами влюбленного в нее Ромео, и это чудесное ощущение...

"Она затмила факелов лучи,
Сияет красота ее в ночи,
Как в уже мавра жемчуг несравненный
Редчайший дар для мира слишком ценный.
И я любил?.. Нет, отрекайся взор
Я красоты не видел до сих пор".

7. Маргарита

Булгаковская Маргарита.

"На тридцатилетнюю Магариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы".

"Возлюбленную его звали Маргаритою Николаевной. Все, что мастер говорил о ней, было сущей правдой. Он описал свою возлюбленную верно. Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно – с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения".

6. Татьяна Ларина

А как же без нее? Умная, красивая, скромная, женственная...=)) Все в ней есть.

"Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой".

5. Эсмеральда

Цыганка из романа Гюго, которая до сих пор пленяет наши сердца своей красотой и танцами.

«Она была невысока ростом, но казалась высокой - так строен был ее тонкий стан. Она была смугла, но нетрудно было догадаться, что днем у ее кожи появлялся чудесный золотистый оттенок, присущий андалускам и римлянкам. Маленькая ножка тоже была ножкой андалуски, - так легко ступала она в своем узком изящном башмачке. Девушка плясала, порхала, кружилась на небрежно брошенном ей под ноги старом персидском ковре, и всякий раз, когда ее сияющее лицо возникало перед вами, взгляд ее больших черных глаз ослеплял вас, как молнией. Взоры толпы были прикованы к ней, все рты разинуты. Она танцевала под рокотанье бубна, который ее округлые девственные руки высоко взносили над головой. Тоненькая, хрупкая, с обнаженными плечами и изредка мелькавшими из-под юбочки стройными ножками, черноволосая, быстрая, как оса, в золотистом, плотно облегавшем ее талию корсаже, в пестром раздувавшемся платье, сияя очами, она казалась существом воистину неземным…»

4. Ассоль

Даже не знаю, может, она и не была красавицей, но для меня Ассоль - живое воплощение Мечты. А разве Мечта не прекрасна?

"За ореховой рамой в светлой пустоте отраженной комнаты стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль -- был совершенно оригинален, -- оригинально мил; на этом мы остановимся. Остальное неподвластно словам, кроме слова "очарование"."

3. Скарлетт О"Хара

В каждой женщине есть что-то от Скарлетт. Но как героия литературного произведения она уникальна. Такой сильный женский образ не удалось повторить пока никому.

"Скарлетт О’Хара не была красавицей, но мужчины вряд ли отдавали себе в этом отчет, если они, подобно близнецам Тарлтонам, становились жертвами ее чар. Очень уж причудливо сочетались в ее лице утонченные черты матери - местной аристократки французского происхождения - и крупные, выразительные черты отца - пышущего здоровьем ирландца. Широкоскулое, с точеным подбородком лицо Скарлетт невольно приковывало к себе взгляд. Особенно глаза - чуть раскосые, светло-зеленые, прозрачные, в оправе темных ресниц. На белом, как лепесток магнолии, лбу - ах, эта белая кожа, которой так гордятся женщины американского Юга, бережно охраняя ее шляпками, вуалетками и митенками от жаркого солнца Джорджии! - две безукоризненно четкие линии бровей стремительно взлетали косо вверх - от переносицы к вискам.".

2. Арвен

Для меня Арвен - это воплощение волшебной красоты. Она соединяет в себе все лучшее от людей и волшебных существ. Она - сама Гармония и Свет.

"Напротив Элронда, в кресле под балдахином, сидела прекрасная, словно фея, гостья, но в чертах ее лица, женственных и нежных, повторялся или,вернее, угадывался мужественный облик хозяина дома, и, вглядевшись внимательней, Фродо понял, что она не гостья, а родственница Элронда. Была ли она юной? И да, и нет. Изморозь седины не серебрила ее волосы, и лицо у нее было юношески свежим, как будто она только что умылась росой, и чистым блеском предрассветных звезд лучились ее светло-серые глаза, но в них таилась зрелая мудрость,которую дает только жизненный опыт, только опыт прожитых на Земле лет. В ее невысокой серебряной диадеме мягко светились круглые жемчужины, а по вороту серого, без украшений, платья тянулась чуть заметная гирлянда из листьев, вышитых тонкой серебряной нитью. Это была дочь Элронда, Арвен, которую видели немногие смертные, - в ней, как говорила народная молва, на Землю возвратилась красота Лучиэни, а эльфы дали ей имя Андомиэль; для них она была Вечерней Звездой."​\ Сиенна Гиллори в роли Елены.

Избранное

Русская литература дала нам кавалькаду как положительных, так и отрицательных персонажей. Мы решили вспомнить вторую группу. Острожно, спойлеры.

20. Алексей Молчалин (Александр Грибоедов, «Горе от ума»)

Молчалин - герой «ни о чем», секретарь Фамусова. Он верен завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника».

В разговоре с Чацким он излагает свои жизненные принципы, заключающиеся в том, что «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Молчалин уверен, что нужно думать и поступать так, как принято в «фамусовском» обществе, иначе о тебе будут судачить, а, как известно, «злые языки страшнее пистолетов».

Он презирает Софью, но готов ради угождения Фамусову сидеть с ней ночами напролет, играя роль возлюбленного.

19. Грушницкий (Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени»)

У Грушницкого в повести Лермонтова нет имени. Он «двойник» главного героя - Печорина. По описанию Лермонтова, Грушницкий - «... из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение...».

Грушницкий очень любит пафос. Искренности в нем нет ни грамма. Грушницкий влюблен в княжну Мери, и она поначалу отвечает ему особым вниманием, но потом влюбляется в Печорина.

Дело заканчивается дуэлью. Грушницкий настолько низок, что сговаривается с друзьями и они не заряжают пистолет Печорина. Такую откровенную подлость герой не может простить. Он перезаряжает пистолет и убивает Грушницкого.

18. Афанасий Тоцкий (Фёдор Достоевский, «Идиот»)

Афанасий Тоцкий, взяв на воспитание и иждивение Настю Барашкову, дочь скончавшегося соседа, в итоге «сблизился с ней», развив в девушке суицидальный комплекс и косвенно став одним из виновников её гибели.

Крайне падкий до женского пола, в возрасте 55 лет Тоцкий задумал связать свою жизнь с дочерью генерала Епанчина Александрой, решив выдать Настасью за Ганю Иволгина. Однако ни то, ни другое дело не выгорело. В итоге Тоцкий «пленился одной заезжей француженкой, маркизкой и легитимисткой».

17. Алёна Ивановна (Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание»)

Старуха процентщица - персонаж, ставший нарицательным. Даже те, кто не читал романа Достоевского, слышали про неё. Алена Ивановна по нынешним меркам не так и стара, ей «лет 60», но автор описывает её так: «…сухая старушонка с вострыми и злыми глазками с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длиной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье… ».

Старуха процентщица занимается ростовщичеством и наживается на горе людей. Она берет под огромные проценты ценные вещи, третирует свою младшую сестру Лизавету, бьет её.

16. Аркадий Свидригайлов (Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание»)

Свидригайлов - один из двойников Раскольникова в романе Достоевского, вдовец, в свое время был выкуплен женой из тюрьмы, 7 лет жил в деревне. Циничный и развратный человек. На его совести самоубийство слуги, 14-летней девочки, возможно, отравление жены.

Из-за домогательств Свидригайлова сестра Раскольникова потеряла работу. Узнав о том, что Раскольников - убийца, Лужин шантажирует Дуню. Девушка стреляет в Свидригайлова и промахивается.

Свидригайлов - негодяй идейный, он не испытывает нравственных терзаний и переживает «мировую скуку», вечность представляется ему «банькой с пауками». В итоге он кончает с собой выстрелом из револьвера.

15. Кабаниха (Александр Островский, «Гроза»)

В образе Кабанихи, одного из центральных персонажей пьесы «Гроза» Островский отразил уходящую патриархальную, строгую архаику. Кабанова Марфа Игнатьевна, – «богатая купчиха, вдова», свекровь Катерины, мать Тихона и Варвары.

Кабаниха очень властная и сильная, она религиозна, но больше внешне, так как не верит ни в прощение, ни в милосердие. Она максимально практична и живет земными интересами.

Кабаниха уверена, что семейный уклад модет сохраняться только на страхе и приказах: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить». Уход прежних порядков она воспринимает как личную страгедию: «Так-то вот старина и выводится…Что будет, как старшие перемрут,…уж и не знаю».

14. Барыня (Иван Тургенев, «Муму»)

Все мы знаем печальную историю про то, что Герасим утопил Муму, но не все помнят, почему он это сделал, а сделал он это из-за того, что так ему приказала сделать деспотичная барыня.

Эта же помещица до этого выдала прачку Татьяну, в которую был влюблен Герасим, за пьяницу башмачника Капитона, чем сгубила обоих.
Барыня по своему усмотрению вершит судьбы своих крепостных, нисколько не считаясь с их пожеланиями, а подчас и со здравым смыслом.

13. Лакей Яша (Антон Чехов, «Вишневый сад»)

Лакей Яша в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад» - персонаж малоприятный. Он откровенно преклоняется перед всем иностранным, при этом он крайне невежественен, груб и даже хамоват. Когда к нему из деревни приходит мать и целый день ждет его в людской, Яша пренебрежительно заявляет: «Очень нужно, могла бы и завтра прийти».

Яша на людях старается вести себя прилично, пытается казаться образованным и воспитанным, но при этом наедине с Фирсом говорит старику: «Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох».

Яша очень гордится тем, что жил за границей. Иностранным лоском он покоряет сердце горничной Дуняше, но пользуется ее расположением для своей выгоды. После продажи имения лакей уговаривет Раневскую снова взять его с собой в Париж. В России ему оставаться невозможно: «страна необразованная, народ безнравственный, притом скука…».

12. Павел Смердяков (Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Смердяков - персонаж с говорящей фамилией, по слухам, незаконнорожденный сын Фёдора Каррмазова от городской юродивой Лизаветы Смердящей. Фамилия Смердяков была дана ему Фёдором Павловичем в честь матери.

Смердяков служит в доме Карамазова поваром, при этом готовит он, судя по всему, неплохо. Однако это «человек с гнильцой». Об этом говорят хотя бы рассуждения Смердякова об истории: «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».

Смердяков - убийца Карамазова-отца.

11. Петр Лужин (Фёдор Достоевский, «Преступление и наказание»)

Лужин - ещё один из двойников Родиона Раскольникова, деловой человек 45-ти лет, «с осторожною и брюзгливою физиономией».

Выбившись «из грязи в князи», Лужин гордится своей псевдообразованностью, ведет себя высокомерно и чопорно. Сделав предложение Дуне, он предвкушает, что она будет ему всю жизнь благодарна за то, что он «вывел её в люди».

Сватается к Дуне он тоже по расчету, полагая, что она будет ему полезна для карьеры. Лужин ненавидит Раскольникова, поскольку он противится их с Дуней союзу. Лужин же подкладывает Соне Мармеладовой в карман сто рублей на похоронах её отца, обвиняя её в краже.

10. Кирила Троекуров (Александр Пушкин, «Дубровский»)

Троекуров – пример русского барина, испорченного своей властью и средой. Он проводит время в праздности, пьянстве, сластолюбии. Троекуров искренне верит в свою безнаказанность и безграничные возможности («В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение»).

Барин любит свою дочь Машу, но выдает её за нелюбимого ею старика. Крепостные Троекурова похожи на своего хозяина - троекуровский псарь дерзит Дубровскому-старшему – и тем самым ссорит старых друзей.

9. Сергей Тальберг (Михаил Булгаков, «Белая гвардия»)

Сергей Тальберг - муж Елены Турбиной, предатель и приспособленец. Он с легкостью меняет свои принципы, убеждения, без особых усилий и угрызений совести. Тальберг всегда там, где легче жить, поэтому бежит за границу. Он бросает семью, друзей. Даже глаза (которые, как известно, «зеркало души») у Тальберга «двухэтажные», он является полной противоположностью Турбиным.

Тальберг был первым, кто нацепил красную повязку в военном училище в марте 1917 года и, как член военного комитета, арестовал знаменитого генерала Петрова.

8. Алексей Швабрин (Александр Пушкин, «Капитанская дочка»)

Швабрин - антипод главного героя повести Пушкина «Капитанская дочка» Петра Гринева. В Белогорскую крепость он был сослан за убийство на дуэли. Швабрин несомненно умен, но при этом коварен, дерзок, циничен, насмешлив. Получив отказ Маши Мироновой, он распускает о ней грязные слухи, на дуэли с Гриневым ранит его в спину, переходит на сторону Пугачева, а попав в плен к правительственным войскам, распускает слухи о том, что Гринев - предатель. В общем и целом - дрянь человек.

7. Василиса Костылева (Максим Горький, «На Дне»)

В пьесе Горького «На дне» все печально и грустно. Такую атмосферу старательно поддерживают хозяева ночлежки, где происходит действие - Костылевы. Муж - противный трусливый и жадный старик, жена Василиса - расчетливая, изворотливая приспособленка, заставляющая своего любовника Ваську Пепла воровать ради нее. Когда она узнает, что сам он влюблен в её сестру, то обещает отдать её в обмен на убийство своего мужа.

6. Мазепа (Александр Пушкин, «Полтава»)

Мазепа - персонаж исторический, но если в истории роль Мазепы неоднозначна, то в поэме Пушкина Мазепа - однозначно отрицательный персонаж. Мазепа предстает в поэме как человек абсолютно аморальный, бесчестный, мстительный, злобный, как вероломный лицемер, для которого нет ничего святого (он «не ведает святыни», «не помнит благостыни»), человек, привыкший любой ценой добиваться поставленной цели.

Соблазнитель своей юной крестницы Марии, он предает публичной казни ее отца Кочубея и - уже приговоренного к смерти - подвергает жестокой пытке, чтобы выведать, где спрятал тот свои клады. Без экивоков обличает Пушкин и политическую деятельность Мазепы, которая определяется только властолюбием и жаждой мести Петру.

5. Фома Опискин (Фёдор Достоевский, «Село Степанчиково и его обитатели»)

Фома Опискин - крайне негативный персонаж. Приживальщик, лицемер, врун. Он старательно изображает набожность и образованность, рассказывает всем о своем якобы аскетическом опыте и искрит цитатами из книг...

Когда он заполучает в свои руки власть, то показывает свою истинную суть. «Низкая душа, выйдя из-под гнёта, сама гнетёт. Фому угнетали - и он тотчас же ощутил потребность сам угнетать; над ним ломались - и он сам стал над другими ломаться. Он был шутом и тотчас же ощутил потребность завести и своих шутов. Хвастался он до нелепости, ломался до невозможности, требовал птичьего молока, тиранствовал без меры, и дошло до того, что добрые люди, ещё не быв свидетелями всех этих проделок, а слушая только россказни, считали всё это за чудо, за наваждение, крестились и отплёвывались…».

4. Виктор Комаровский (Борис Пастернак, «Доктор Живаго»)

Адвокат Комаровский - негативный персонаж романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В судьбах главных героев - Живаго и Лары, Комаровский является «злым гением» и «серым кардиналом». Он виновен в разорении семьи Живаго и в гибели отца главного героя, он сожительствует с матерью Лары и с самой Ларой. Наконец, Комаровский обманом разлучает Живаго с его женой. Комаровский умен, расчетлив, жаден, циничен. В общем и целом, плохой человек. Он и сам это понимает, но это его вполне устраивает.

3. Иудушка Головлев (Михаил Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы»)

Порфирий Владимирович Головлев, прозванный Иудушкой и Кровопивушкой,- «последний представитель вымороченного рода». Он лицемерен, жаден, труслив, расчетлив. Он проводит жизнь в бесконечных кляузах и тяжбах, доводит до самоубийства сына, при этом имитирует крайнюю религиозность, читая молитвы «без участия сердца».

Под занавес своей темной жизни Головлев пьянствует и дичает, уходит в мартовскую метель. Утром находят его окоченевший труп.

2. Андрий (Николай Гоголь, «Тарас Бульба»)

Андрий - младший сын Тараса Бульбы, героя одноименной повести Николая Васильевича Гоголя. Андрий, как пишет Гоголь, с ранней юности стал ощущать «потребность любви». Эта потребность его и подводит. Он влюбляется в паночку, предает и родину, и друзей, и отца. Андрий признается: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты!... и всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!».
Андрий - предатель. Его убивает собственный отец.

1. Фёдор Карамазов (Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы»)

Он сластолюбив, жаден, завистлив, бестолков. К зрелости обрюзг, стал много пить, открыл несколько кабаков, сделал своими должниками многих земляков... Стал соперничать со старшим сыном Дмитрием за сердце Грушеньки Светловой, что подготовило почву для престпления - Карамазов был убит своим незаконорожденным сыном Петром Смердяковым.

Что и как читали герои русской классики?

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Центральная тема произведения была озвучена недорослем Митрофаном Простаковым: < Не хочу учиться, хочу жениться!» И пока Митрофан безрезультатно пытается по настоянию учителя Цыфиркина разделить 300 рублей на троих, его избранница Софья занимается самообразованием посредством чтения.

«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Павел Афанасьевич Фамусов весьма критичен в своих оценках. Узнав, что его дочь Софья «всё по-франиузски, вслух, читает запершись», он говорит:

Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтепьи прок-то невелик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится.

А причину сумасшествия Чацкого он видит исключительно в ученье и книгах:

...Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь!

Чацкий читает исключительно прогрессив-|гую западную литературу и полностью отрицает уважаемых в московском обществе авторов.

В романе «Евгений Онегин» главный герой получил блестящее образование.

Владимир Ленский привез «учености плоды» из Германии, где воспитывался на трудах представителей немецкой классической философии. Татьяна воспитывалась в духе своего времени:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.

В поэме «Мертвые души» о Манилове известно, что «в его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».

Торжество и гибель «обломовщины» осветил в своем романе И. А. Гончаров. Разница двух героев накладывает свой отпечаток и на их отношение к чтению и книгам. Штольц проявлял активное желание читать и учиться еще в детстве: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал Священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же "Телемака"». Процессу чтения Обломова, как главного героя, И. А. Гончаров уделяет особенное место в романе:

«Что ж он делал дома? Читал?
Если попадется под руки книга, газета, он ее прочтет.
Услышит о каком-нибудь замечательном произведении - у него появится позыв познакомиться с ним; он ищет, просит книги, и, если принесут скоро, он примется за нее, у него начинает формироваться идея о предмете; еще шаг - и он овладел бы им, а посмотришь, он уже лежит, глядя апатически в потолок, и книга лежит подле него недочитанная, непонятая...
Если ему кое-как удавалось одолеть книгу, называемую статистикой, историей, политической экономией, он совершенно был доволен. Когда же Штольц приносил ему книги, какие надо еще прочесть сверх выученного, Обломов долго глядел молча на него...
Как ни интересно было место, на котором он останавливался, но, если на этом месте заставал его час обеда или сна, он клал книгу переплетом вверх и шел обедать или гасил свечу и ложился спать...
Если давали ему первый том, он по прочтении не просил второго, а приносили - он мед-} ленно прочитывал...
Серьезное чтение утомляло его. Мыслителям не удавалось расшевелить в нем жажду к умозрительным истинам. Зато поэты задели его за живое...»

Апогеем начитанности героев литературного произведения является, без сомнения, роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Страницы просто пестрят именами, фамилиями, названиями. Здесь есть Фридрих Шиллер и Иоганн Вольфганг Гете, которых уважает Павел Петрович Кирсанов. Николаю Петровичу вместо Пушкина «дети» дают «Stoff und Kraft» Людвига Бюхнера. Матвей Ильич Ко-лязин, «...готовясь идти на вечер к г-же Свечиной, жившей тогда в Петербурге, прочитывал поутру страницу из Кандильяка». А Евдоксия Кукшина прямо-таки блещет эрудицией и начитанностью в беседе с Базаровым.

Охватить литературные пристрастия всех героев русской классики невозможно. Одни персонажи восхищают своей оригинальностью и изысканным вкусом; другие вполне предсказуемы и строго следят за книжной модой. Книга в книге помогает составить истинное представление о том или ином герое, о его образованности, о его уме. Персонажи подают достойный пример, обращая внимание читателя на те или иные столпы мировой литературы, пробуждая интерес и желание обязательно обратиться к ним, учиться с помощью их всю жизнь.



Рассказать друзьям