Гопак - национальный танец украины. Гопак — это танец украинской души

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В четверг, 14 сентября 2017 года на Украине вступил в силу странный закон. Отныне танец гопак приравнивается к национальному виду спорта, точнее, некий его «боевой» вариант.

О чем идет речь - загадка, т.к. совершенно непонятно когда и где гопак успел проявить свои боевые качества. Ведь хорошо известно, что «история гопака, то есть, того так называемого «национального» украинского танца на самом деле началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Даже сами украинцы признают, что «именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени».

Вот только «традиционный фольклор» был не украинским. Ведь традиционными украинскими могут считаться гуцульские пляски или хороводные коломыйки. Как пишут историки, украинский сценический танец существовал до той поры лишь в виде вставных номеров в спектаклях украинского музыкально-драматического театра да единичных украинских операх. И вот Вирский создал украинский народный танец, что называется, с нуля.

Газета «Правда» от 13 марта 1936 года писала: «Надо прямо сказать, что танцы – лучшее, что было показано в спектакле. Гопак в четвертом акте «поставил на ноги» буквально весь театр!»

Взлетающие высоко в воздух танцовщики с саблями наголо в руках, умопомрачительные вращения, мастерское фехтование в танце, стремительные прыжки и разнообразные «присядки», выполненные к тому же с сохранением технических канонов классической хореографии (выворотность, вытянутый подъем, четкие позиции рук и ног и т. д.), – потрясли не только обычную московскую публику, но и самого К. С. Станиславского, восторженно оценившего гастроли киевлян».

То есть, гопак был создан именно советскими хореографами в СССР в середине 30-х годов прошлого столетия. То есть, национальный украинский танец, гордость украинцев создали ненавидимые нынешними украинцами… коммунисты.

Гопак нужно срочно декоммунизировать!», - призвал сайт «Антфашист».

Из вышесказанного следует, что «боевой гопак» не мог появиться в ходе «казацких» походов и битв! Получается, что мы имеем дело с еще одним мифом-новоделом, который, ничего общего не имеет с исторической реальностью. «Боевой гопак» это такой же абсурд, как и казак в вышиванке!

Вышиванка была всего лишь «элементом крестьянской культуры, а казаки себя крестьянами отнюдь не считали, причисляя себя к иному - воинскому сословию, что подчеркивалось, в том числе и одеждой. Невместно было по крестьянскому обычаю казаку одеваться. Между прочим, и упорное зачисление запорожцев в предки к украинцам тоже довольно смешно. Среди казаков кого только не было - даже турки и татары встречались, естественно, перешедшие в православие. Да и потомков запорожских казаков среди украинцев совсем немного - большая часть в Россию переселилась, остались на месте только те, кто в крестьян превратились».

Поэтому, если кто-то всерьез решит посмотреть выход на украинский татами борцов по «боевому гопаку» в вышиванках, то должен прежде убедиться, что точно находится на трибуне спортзала, а не в партере цирка-шапито.

N.B. Язык им коммунисты придумали, гопак им коммунисты придумали... Коммунисты в лице Ленина и Сталина дали им территории, в которых обитает современная вна 404. А коммунистов вна 404 не любят и памятники тому же Ленину сносят. Парадокс...

В гопаке – вся украинская душа. Этот танец является визитной карточкой украинского народного искусства. Ему многократно аплодировали зрители многих стран мира

История возникновения

Историю возникновения гопака связывают с боевыми тренировками казаков Запорожской Сечи в 16-18 веках. Поэтому первоначально это был исключительно мужской танец. Гетьманы, взяв булаву, начинали плясать в центре круга, а входившие в круг казаки подтверждали этим их главенство. Название гопака произошло от слова «гопать» - прыгать, и от аналогичного восклицания «гоп».

Мужские костюмы, которые до сих пор используют для гопака (красные шаровары, цветной пояс, вышитая сорочка, остроконечные сапоги), являются по своей сути формой кадровых военных того времени. Женщины появились в гопаке только в его сценическом варианте, но также одеты в исторические костюмы центральной части Украины (вышитая рубашка, запаска или плахта, кирсетка, остроконечные красные сапожки, венок с лентами).

Новая история гопака началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени.

Современный гопак исполняется в ряде балетов («Тарас Бульба», «Гаянэ», «Конёк-Горбунок», «Маруся Богуславка») и опер («Запорожец за Дунаем», «Майская ночь», «Энеида», «Мазепа», «Сорочинская ярмарка») и включается в программу ансамблей и солистов.

Что такое гопак?

Гопак относится к бытовым украинским танцам. Характерные черты гопака - сила и ловкость, героизм и благородство. Это импровизационный танец: передвигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости и настойчивости. Девушки весело их поощряют к новым трюкам, и, отделившись, скромно и достойно танцуют лирическую часть. Потом снова вступают парни - это шквал виртуозных присядок, прыжков, вращений и пр. Финал гопака бурный, веселый, искрометный и темпераментный.

Основные движения гопака (танцуются всеми):

  • бегунец;
  • залетный шаг;
  • веревочка;
  • ковырялочка;
  • pas de basque (ноги ровные);
  • голубцы низкие;
  • дорожка;

Мужские движения:

  • голубцы высокие (кабриоль);
  • прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.);
  • присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол (по голенищу, по подошве), растяжка вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка);
  • ковырялочка в глубоком приседании;
  • ход в глубоком приседании;
  • вращения (мельница, бочонок, гарбуз, туры в воздухе по VI поз. и др.)

Женские движения:

  • ковырялочка с вариациями;
  • обертасы;
  • блинчики;
  • шаг-поворот;
  • pas de basque в повороте.

Виды

Кроме академического сценического варианта гопака существует боевой гопак. Трюки, выполняемые в гопаке, превосходят по технике многие восточные единоборства. Автором этого стиля является Владимир Пилат, который развивает его с 1985 года и издал две книги. Историки считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. А системе боевого гопака утверждено 7 уровней мастерства:

  • Первые три ученические (Желтяк, Сокол, Ястреб)
  • Промежуточный (Джура)
  • Три мастерские (Казак, Характерник, Волхв)

В Украине развиваются 4 школы национальных единоборств, различающиеся по скорости выполнения движений и предназначению стиля: «крест», «спас», «собор», «гопак».

Особенности гопака

Гопак исполняется в музыкальном размере 2/4. Для хорошего исполнения гопака нужна достаточная физическая подготовка и профессионализм. Дети начинают учиться украинскому народному танцу с пяти лет.

0 коммент.

Украинский народный танец развивался на протяжении всей истории Украины и впитал в себя результаты многовекового становления украинской самобытности. Причем, в каждой области Украины свои особенности народного танца по темпу, шагам, прыжкам и проходкам.

В этой статье можно увидеть некоторые картины, посвященные украинскому народному танцу, и прочитать некоторые интересные факты.

Юрий Евдокимович Баликов (род. 1924) Украинский танец. 1986 г.



Эдуард Евгеньевич Павлов (Украина, род. 1937) Танец 1986 г.

Веселовский Детали триптиха «Гуцулы». 1937 г.g>

Амвросий Андреевич Ждаха (Украина, 1855—1927) Гопак. Серия почтовых открыток на темы украинских народных песен. 1911—1912 гг.

Всемирно известным, без сомнения, является украинский танец гопак, он, своего рода, визитная карточка украинского танцевального искусства, и об этом танце обычно пишут: «В гопаке сосредоточена вся украинская душа».

Возникновение гопака связывают с казаками Запорожской Сечи в XVI—XVIII веках. Первоначально гопак считался исключительно мужским танцем, в котором исполнители демонстрировали силу, ловкость и героизм. Это были, своего рода, боевые тренировки казаков. Недаром же в последнее время в Украине появились школы «боевого гопака», которые ничем не уступают известным школам восточных единоборств.

Женщины в гопаке появились позже, благодаря основателю и руководителю Государственного ансамбля народного танца Украины Павлу Павловичу Вирскому, который и создал композицию этого известного нынче народного танца на основе классики и фольклора.

Основными движениями гопака являются бегунец, веревочка, ковырялочка, pas de basque и низкие голубцы. Мужчины - танцоры выполняют виртуозные присядки, прыжки и вращения, каждое движение при этом является практически трюком. Среди основных - «разножка» (шпагат в прыжке, когда ноги и руки разносятся в разные стороны), «паучок» (танцор в присядке опирается сзади на руки и перемещается по кругу, выбрасывая ноги вперед), а также кабриоли, прыжки «кольцо», «ястреб» и «жабка», присядки «ползунец», «метелочка» и «подсечка», вращения «мельница», «бочонок» и «гарбуз».

Гопак, являясь веселым, искрометным и темпераментным танцем, не раз включался композиторами в оперы и балеты. Среди известных - балеты «Гаянэ» Хачатуряна, «Тарас Бульба» Соловьёва-Седого, «Конёк-Горбунок» Пуни, «Маруся Богуславка» Свечникова, оперы «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского, «Энеида» Лысенко, «Мазепа» Чайковского.

Алексей Геннадиевич Кулаков (Украина, род. 1967) Военный танец «Сиговый гопак». 2012 г.

Наталья Папирная (Украина) Украинский танец. 2011 г.

Алексей Геннадиевич Кулаков и Наталья Папирная (Украина) Свадьба. 2010 г.

Алексей Геннадиевич Кулаков (Украина, род. 1967) Гопачок. 2005 г.

Алексей Геннадиевич Кулаков (Украина, род. 1967) Этюд танцующей девченки. 2010 г.

Вообще, украинские танцы можно поделить как по жанрам, так и по этническим направлениям народностей, населяющих страну.

Так, к обрядовым танцам относятся «Веснянки», «Гаёвки», «Рохулки», всевозможные хороводы, которые берут свое начало в ритуальных праздниках язычества. Эти танцы и по сей день остаются любимой темой хореографов.

Второй большой группой считаются украинские бытовые танцы. Они возникали во всех регионах страны, как в центральных областях вокруг Днепра (Козачок, Гопак), так и на западе, в Карпатах (Коломыйки, Гуцулка).

Третьим типом украинских народных танцев являются сюжетные танцы, которые основаны на движениях, подражающих работе определенных групп людей и использовании в сюжете пантомимы. Яркими примерами могут служить танцы «Шевчики» (Сапожники), «Ковали» (Кузнецы), «Косари», всевозможные композиции, рассказывающие истории на ярмарках, сельских праздниках, свадьбах и т.д.

Роман и Надежда Федишин (Украина) Серия «Гуцульский танец».

Надо отметить, что задолго до Павла Вирского популяризацией украинского танца занимались многие видные деятели украинской культуры, и эмигрировавшие после 1917 года на Запад - в Канаду и Австралию (где и поныне живут огромные диаспоры украинцев), и появившиеся в Украине в советскую эпоху.

Среди имен, которые раньше были преданы забвению, можно назвать актера, хормейстера и музыковеда Василия Верховынца (настоящая фамилия — Костив, 1880-?), который в 1919 году издал книгу «Теория украинского народного танца», где впервые классифицировал различные шаги и ввел терминологию.

Основываясь на работе Верховынца, его дело продолжили за рубежом Василий Авраменко (1895—1981), эмигрировавший в 1925 году в Канаду, Владимир Кания и Наталия Тыравская, основавшая в 1952 году в Сиднее украинский Национальный балет, позже переименованный в ансаммбль «Веселка».

В самой Украине национальное танцевальное искусство пропагандировали Павел Вирский и Николай Болотов, основавшие в 1937 году Государственный ансамбль народного танца Украины, Ярослав Чуперчук, основавший в 1946 году ансамбль песни и танца «Галичина», руководитель ансамбля танца «Днепряна» Ким Василенко, составивший «Словарь украинского народного танца». Надо заметить, что здесь перечислены только самые известные имена.

Анжела Валерьевна Моисеенко (Украина, род. 1970) Гопак. 1997 г.

Анна Владимировна Хомчик (Украина, род. 1976) Радостная свадьба. 2011 г.

Анна Владимировна Хомчик (Украина, род. 1976) Буковинский танец. 2010 г.

Анна Владимировна Хомчик (Украина, род. 1976) Полька. 2008 г.

Возвращаясь к теме многообразия украинского танца — это связано с разными этнокультурными областями страны, в которых изначально были своя собственная музыка, языковой диалект, народные костюмы и традиции. Понятное дело, не получится поместить здесь подробное исследование на тему различий украинского танца по областям. Поэтому перечислим лишь сами регионы и названия популярных танцев.

Например, в центральной и восточной Украине, на Полтавщине популярны «Гопак», «Казачок», «Ползунец», сюжетные композиции о чумаках.

Горцы, населяющие Карпаты и именуемые гуцулами, славится своими танцами «Гуцулка», «Коломыйка», мужским танцем «Аркан», многие танцевальные па которых взяты из смежной с румынскими областями Буковины. Буковинские же танцы воплотили в себе многое из народной хореографии румын и молдаван, ведь исторически Буковиной управляло долгие годы румынское княжество. Танцы в этом регионе отличаются множеством дробей и ударов ног.

А вот на Волыни, расположенной на северо-западе Украины шаги танца характеризуются энергичными скачками и высоко поднимаемыми ногами. Танцы в этой области были под влиянием традиционных польских народных танцев, из-за географической близости Волыни с Польшей.

Танцы Полесья основаны на характерных высоких движениях колен, визитной карточкой региона считается танец с польским названием «Мазурочка».

Традиции танцев украинского Закарпатья основаны на широких движениях, самым известным танцем здесь считается «Березнянка».

Существует также, при географической близости, различия между народными танцами Подолья, Бойковщины (северные и южные склоны Карпат, где расположены ныне горные районы Львовской и Ивано-Франковской областей) и Лемковщины (историческая земля расселения лемков, расположенная нынче на территории юго-востока современной Польши, Словакии и Закарпатской области Украины).

Впрочем, о тонкостях, характерной хореографии и традициях украинского народного танца в разных регионах Украины следует рассказывать не мне, а исключительно специалистам, понимающим особенности, исторические условия и т.д.

Оксана Збруцкая (Украина, род. 1982) Коломыйка. 2012 г.

Оксана Збруцкая (Украина, род. 1982) Гаёвка. 2009 г.

Оксана Збруцкая (Украина, род. 1982) Танец весны. 2008 г.



Оксана Збруцкая (Украина, род. 1982) Радостный танец 2012 г.

Сегодня депутаты приняли законопроект, который признает боевой гопак национальным видом спорта. Спикер ВР Андрей Парубий тут же похвастался коллегам по парламенту, что много лет им занимался. Что из себя представляет боевой гопак, разбиралась "Страна".

История

Боевой гопак насчитывает чуть более 30 лет. Он был возрожден на основе элементов казацкого боя: считается, что традиционное боевое искусство запорожских казаков было утрачено, и лишь некоторые элементы сохранились в народных танцах.

Основатель боевого гопака - львовянин, исследователь боевых искусств Владимир Пилат. Он 17 лет изучал разнообразные боевые искусства. Взявшись за исследование народных танцев, Пилат обратил внимание и разнообразие их движений. Он обнаружил, что украинские танцы, особенно популярные среди казачества - "гопак" и "метелица", включают в себя большое количество элементов, не распространенных у других народов и похожих на боевую технику - удары ногами в прыжке, присядки или паучки, разнообразные шаги, отражения, подсечки, пинки и т. д. Позже эти движения, трансформированные с требованиями современного боевого искусства, составили основу технического арсенала боевого гопака.

Первая экспериментальная школа боевого гопака была основана Владимиром Пилатом во Львове в 1985 году. В Киеве он начал активно распространяться в середине 90-х годов. Сейчас самые большие центры боевого гопака находятся в Киеве, Черновцах, Тернополе и Львове. Им занимаются около 7 тысяч человек в Украине.

Структура

Боевая техника гопака сочетает в себе танцевальную пластику с ударами, блоками, захватами и бросками. А также это работа холодным оружием от крестьянского серпа или двух до двуручного меча.

В боевом гопаке существует 7 ступеней воинского мастерства. Три ученические - Жовтяк, Сокол, Ястреб, одна промежуточная - Джура, и три мастерские - Козак, Характерник и Волхв. У каждой ступени есть свой герб, а также характерная прическа.

Элементы

Растяжка. Для удара ногами двух противников сразу или для запрыгивания на коня сзади. Иллюстрация school.buza.ru

Щучка - обыкновенный прыжок через какое-либо препятствие, например ров. Это движение может быть использовано и как удар двумя ногами в прыжке.

Соколик. Уход от атаки по ногам с замахом оружием для удара. Иллюстрация school.buza.ru

Коза. Неожиданный способ сближения с противником с атакой оружием. При этом мог выполняться удар ногой по рукам или оружию противника или, если получалось, то и по голове. Иллюстрация school.buza.ru

Пистолет. Прием, чтобы сбить с ног противника. Иллюстрация school.buza.ru

Ранее "Страна" писала о том, ато , что много лет занимался боевым гопаком.

В гопаке – вся украинская душа. Этот танец является визитной карточкой украинского народного искусства. Ему многократно аплодировали зрители многих стран мира.

История возникновения

Историю возникновения гопака связывают с боевыми тренировками казаков Запорожской Сечи в 16-18 веках. Поэтому первоначально это был исключительно мужской танец. Гетьманы, взяв булаву, начинали плясать в центре круга, а входившие в круг казаки подтверждали этим их главенство. Название гопака произошло от слова «гопать» — прыгать, и от аналогичного восклицания «гоп».

Мужские костюмы, которые до сих пор используют для гопака (красные шаровары, цветной пояс, вышитая сорочка, остроконечные сапоги), являются по своей сути формой кадровых военных того времени. Женщины появились в гопаке только в его сценическом варианте, но также одеты в исторические костюмы центральной части Украины (вышитая рубашка, запаска или плахта, кирсетка, остроконечные красные сапожки, венок с лентами).

Новая история гопака началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени.

Современный гопак исполняется в ряде балетов («Тарас Бульба», «Гаянэ», «Конёк-Горбунок», «Маруся Богуславка») и опер («Запорожец за Дунаем», «Майская ночь», «Энеида», «Мазепа», «Сорочинская ярмарка») и включается в программу ансамблей и солистов.

Что такое гопак?

Гопак относится к бытовым украинским танцам. Характерные черты гопака – сила и ловкость, героизм и благородство. Это импровизационный танец: передвигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости и настойчивости. Девушки весело их поощряют к новым трюкам, и, отделившись, скромно и достойно танцуют лирическую часть. Потом снова вступают парни – это шквал виртуозных присядок, прыжков, вращений и пр. Финал гопака бурный, веселый, искрометный и темпераментный.

Основные движения гопака (танцуются всеми):

залетный шаг;

веревочка;

ковырялочка;

pas de basque (ноги ровные);

голубцы низкие;

Мужские движения:

голубцы высокие (кабриоль);

прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.);

присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол (по голенищу, по подошве), растяжка вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка);

ковырялочка в глубоком приседании;

ход в глубоком приседании;

вращения (мельница, бочонок, гарбуз, туры в воздухе по VI поз. и др.)

Женские движения:

ковырялочка с вариациями;

обертасы;

блинчики;

шаг-поворот;

pas de basque в повороте.

Виды

Кроме академического сценического варианта гопака существует боевой гопак. Трюки, выполняемые в гопаке, превосходят по технике многие восточные единоборства. Автором этого стиля является Владимир Пилат, который развивает его с 1985 года и издал две книги. Историки считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. А системе боевого гопака утверждено 7 уровней мастерства:

Первые три ученические (Желтяк, Сокол, Ястреб)

Промежуточный (Джура)

Три мастерские (Казак, Характерник, Волхв)

В Украине развиваются 4 школы национальных единоборств, различающиеся по скорости выполнения движений и предназначению стиля: «крест», «спас», «собор», «гопак».

Особенности гопака

Гопак исполняется в музыкальном размере 2/4. Для хорошего исполнения гопака нужна достаточная физическая подготовка и профессионализм. Дети начинают учиться украинскому народному танцу с пяти лет.



Рассказать друзьям