Гюго даты жизни. Виктор мари гюго

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В мае 1885 года Париж прощался с знаменитым писателем, поэтом и драматургом. На пути траурной процессии от Триумфальной арки до Пантеона выстроилось множество людей. Они отдавали последние почести создателю Гуимплена, Козетты, Жана Вальжана и Квазимодо, благородному человеку со старомодными манерами и ораторским пафосом. Его звали Виктор Мари Гюго.

Детство

Родился он 26 февраля 1802 года в Безансоне. Детство Гюго прошло под аккомпанемент семейных политических дискуссий между отцом-бонапартистом и матерью-роялисткой.

Отец, выходец из крестьян, дослужился до бригадного генерала наполеоновской армии. Он мечтал вырастить сына жизнелюбивым и активным. Мать же воспитывала в ребенке мечтательность и всячески прививала любовь к литературе.

В первом поэтическом сборнике «Оды» Виктор возвеличивал королевскую власть. Однако вскоре юноша с его пылкой душой и жаждой справедливости проникся ненавистью к тирании и неприглядным образом изобразил короля Людовика XIII в пьесе «Марион Делорм».

Знаток французского народа

В 1827 году Гюго опубликовал драму «Кромвель». В то время во Франции кипела полемика о принципах драматического искусства. Предисловие к драме «Кромвель» стало манифестом романтического течения во всей французской драматургии. По мнению Гюго, жизнь нужно изображать в контрастах, показывая прекрасное рядом с уродливым.

Писатель заговорил с народом на его языке, смело сочетая цветистые сравнения и метафоры с просторечными оборотами. Он имел все основания утверждать, что знает французский язык лучше всех.

Трагическая несправедливость жизни и несчастная, но самоотверженная любовь воплотились у писателя в образе безобразного и доброго горбуна Квазимодо, персонажа романа «Собор Парижской Богоматери» .

Герои Гюго стойко переносят превратности судьбы. Бродяга Жан Вальжан из романа «Отверженные» превращается в мэра и фабриканта, а затем по своей воле снова в изгоя. Странствующий актер Гуимплен, «Человек, который смеется» , узнает о своем аристократическом происхождении. Но в любых ситуациях герои Гюго всегда добры, великодушны и верны себе.

Политическая карьера и изгнание

39-летний литератор был счастлив, когда стал членом Французской академии, графом и пэром, которым, впрочем, ему пришлось пробыть недолго. После падения монархии титул он утратил, однако сумел сохранить уважение сограждан. Писатель даже стал мэром одного их округов Парижа, а в 1848 году – членом Национального собрания.

Авторитет Гюго сыграл свою роль в избрании Шарля Луи Наполеона Бонапарта, племянника императора, президентом республики. Но вскоре писателю пришлось пожалеть об этом. После монархического переворота Гюго и его сыновья, как сторонники демократических реформ, были выдворены из страны. Обосновалась семья на острове Джерси, находящемся между Англией и Францией. Изгнание стало тяжелым ударом для Гюго и его близких.

Возвращение на родину

Французская революция 1830 года и публичные казни пробудили в литераторе отвращение к убийству. В повести «Последний день приговоренного к смерти» Гюго рассуждал о том, в праве ли один человек отнимать жизнь у другого. Своим идеалам писатель не изменил даже после амнистии, объявленной Наполеоном III в 1857 году, заявив, что вернется на французскую землю лишь тогда, когда туда вернется свобода. Падения режима пришлось ждать еще долгих 14 лет.

Соотечественники встретили своего любимца овациями и восторженными криками. Писатель встал на сторону парижских коммунаров. Одна из пушек была отлита на его деньги и названа «Виктор Гюго». Каждый понедельник литератор устраивал обеды для бедных детей.

Последнее разочарование

Но кровавый террор, этот вечный спутник революции, привел Гюго к очередному разочарованию. Он пытался примирить Коммуну и Версаль. За готовность выступить в защиту справедливости Гюго называли совестью Франции. Сам же он в последние годы жизни страдал от невыносимой душевной боли. Его любимая старшая дочь утонула, младшая – повредилась рассудком и умерла у него на руках. Тяжелая болезнь унесла обоих сыновей. Но последним ударом стала смерть его музы - Жюльетты Друэ, французской актрисы, которая всю сознательную жизнь была его спутницей.

Французский писатель, драматург и поэт Виктор Мари Гюго, практически ровесник XIX столетия, был не только свидетелем, но и участником самых значительных событий этого века. Его государственные похороны были не только данью уважения заслугам великого человека, но и апофеозом прославления французской Республики. Останки литератора были помещены в Пантеон, рядом с великими мыслителями Вольтером и Ж.-Ж. Руссо.

Виктор Гюго – французский писатель, произведения которого вошли в историю и стали бессмертными памятниками литературного достояния. Любитель готики и представитель романтизма всю жизнь презирал законы общества и выступал против человеческого неравенства. Самую популярную книгу «Отверженные» Гюго написал в момент творческого кризиса, но, тем не менее, этот роман стал любимым произведением поклонников автора во всем мире.

Детство и юность

Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец вселял надежду на светлое будущее.

Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».

Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.


Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.

Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.


Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.

Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или , но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.


Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.


Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.


Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу.

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.


Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.


Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

"Отверженные"

Роман «Отверженные», написанный Гюго в 1862 году – вершина творчества французского писателя, по мотивам которого позже был снят фильм. В концепции литературного сюжета заключаются острые проблемы окружающей жизни, такие как голод и нищета, падение девушек к проституции ради куска хлеба, а также произвол высшего сословия, каковым являлась власть.

Протагонистом произведения является Жан Вальжан, который ради голодающей семьи украл в булочной буханку. Из-за несерьезного преступления мужчина получил в общей сложности 19 лет лишения свободы, а после выхода на волю стал изгоем, которого лишили права на спокойную жизнь.


Козетта. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Несмотря на плачевное положение в обществе, у героя романа присутствует цель – сделать бездомную девочку Козетту счастливой.

По мнению биографов французского писателя, книга основана на реальных событиях: в 1846 Гюго лично увидел, как из-за куска буханки арестовали человека.


Гаврош. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Также Виктор описывает жизнь задорного мальчишки – сироты Гавроша, который погибает в ходе июньского восстания, прошедшего в 1831 году.

"Собор Парижской Богоматери"

Замысел «Собора Парижской Богоматери» возникает у Виктора Гюго в 1828 году, а сама книга публикуется в 1831. После издания романа Гюго становится новатором: писатель стал первым французом, который написал произведение с историческим подтекстом.

Виктор опирался на опыт всемирно известного писателя-историка . «Собор Парижской Богоматери» имел политический мотив: при жизни автор романа выступал за реконструкцию памятников культуры.


Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Поэтому готический собор в Париже, который власти собирались снести, стал главным героем произведения. Роман рассказывает о человеческой жестокости и вечном противостоянии добра и зла. Эта книга носит драматический характер и повествует о несчастном уродливом Квазимодо, влюбленном в красавицу Эсмеральду – единственную жительницу Парижа, которая не насмехалась над бедным служителем храма. После смерти Гюго произведение экранизировалось: на его основе снят знаменитый «Горбун из Нотр-Дама» (1996).

Личная жизнь

Личная жизнь Виктора Гюго отличилась тем, что у него были своеобразные отношения с противоположным полом. В юношестве писатель влюбляется в Адель Фуше, типичную представительницу буржуазии. В 1822 году возлюбленные женятся. У пары родилось пятеро детей (первый ребенок умер в младенчестве), но красавица Адель стала пренебрежительно относиться к Гюго: она не считала супруга талантливым писателем и не прочла ни единой строчки из его произведений. Зато женщина изменяла мужу с его другом Сент-Бева, отказывая Виктору в плотском удовольствии, любое прикосновение писателя раздражало строптивую девицу, однако об изменах она предпочитала молчать.


Позже Гюго влюбляется в светскую куртизанку-красавицу Жульетту, которую содержал князь Анатолий Демидов, не отказывая девушке в роскоши. Новая пассия страстно влюбилась в писателя, который потребовал закончить роман с богатым мужчиной. Но в отношениях Гюго оказался крайне скупым: из изящно одетой барышни новая невеста Виктора превратилась в даму, которая носила лохмотья: автор романов выдавал Жульетте незначительную сумму на расходы и контролировал каждую потраченную монету.


У новой возлюбленной Виктора была мечта стать актрисой, но писатель не приложил никаких усилий, чтобы девушка получила театральную роль.

Позже страсть к постаревшей Жультте у писателя остыла, и он был не против развлечений с девушками на одну ночь, для приема которых организовал отдельный кабинет в своем доме.

Смерть

Умер великий писатель весной 1885 года от пневмонии. Весть о кончине Виктора Гюго мигом облетела всю Францию, миллионы людей скорбели и участвовали в похоронах автора бессмертных романов.


Одним из любимых мест поклонников Гюго стал остров Джерси, где Виктор провел 3 счастливых года и раскрыл себя как поэта.

Библиография

  • «Отверженные»
  • «Собор Парижской Богоматери»
  • «Человек, который смеется»
  • «Последний день приговоренного к смерти»
  • «Девяносто третий год»
  • «Козетта»
  • «Труженики моря»
  • «Гаврош»
  • «Клод Ге»
  • «Эрнани»

Цитаты

  • «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»;
  • «Великие люди редко появляются в одиночестве»;
  • «Идеи – редкая дичь в лесу слов»;
  • «Осёл, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад»;
  • «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право»;
  • «Мужчину порабощает не только душа женщины, но и ее тело, и чаще тело, чем душа. Душа – возлюбленная, тело – любовница».

Виктор Гюго - самый авторитетный из французских романтиков XIX века, вождь французского романтизма и его теоретик. Он родился 26 февраля 1802 года в Безансоне в довольно странной семье: отец, крестьянин по происхождению, во время революционных событий стал наполеоновским генералом, мать происходила из древнего аристократического рода. Родители развелись, Когда Виктор был ребенком. Мать воспитала сына в духе католицизма и роялізму. В своих первых Стихах юноша проклинал Наполеона и воспевал династию Бурбонов. В 14 лет он записал в дневнике: «Хочу быть Шатобріаном или никем», а потом перешел к состоянию республиканцев, и хотя остался «революционером со Христом», благословил все революционные выступления народа как исторически необходимы.

Творческий путь Виктора Гюго условно разделяется на три периода:

Первый(1820-1850) - реформирование французской поэзии, создания национальной теории романтизма, утверждение романтического театра, утверждение французского исторического романа;

Второй (1851-1870) - создание социально-романтического романа, предельное обострение политических мотивов в лирике;

Третий (1870-1885) - осмысление революционного пути Франции, накал трагического окраску творчества.

У Гюго рано пробуждается поэтический талант. Еще подростком он начинает писать, и уже в 1815-1816 годах его оды и поэмы отмечаются на конкурсах Тулузской академии, а впоследствии и королевским правительством

Свой первый поэтический сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) он написал в стиле классицизма.

Однако классицизм Гюго оказался очень неустойчивым. Только молодой поэт выходит из стадии школьного подражания, начинается постепенный, сначала робкий, а затем все более решительный переход на романтические позиции. Но в прозаических жанрах Гюго всегда стоял на позициях романтизма. Свидетельством тому является первый роман Гюго «Ган Исландец» (1821-1822). Последующим утверждение Гюго на позициях романтизма был его второй роман «Бюг Жаргаль» (1826). В этом романе Гюго обратился к описанию восстания негров-рабов.

Виктор Гюго пришел на позиции романтизма под влиянием поэзии Шатобриана и Ламартіна. Но его собственный поэтический дар был намного сильнее, чем дар его учителей. Именно ему суждено было провести ре форму французской поэзии, создать условия для ее дальнейшего развития. В сборнике «Орієнталії» (1828), нарушая классические требования единства стиха, Гюго дежурит размер и длину строки, создавая причудливые картины встречи путников с джинами в пустыне («Джинны»), безумной скачки гетмана Мазепы, который проиграл битву, но не покорился («Мазепа»),

Реформа Гюго состояла и в стремлении заменить рационалистический стих классицизма языком человеческих чувств. Он отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии, отрекается от требований строгого разделения лексики на «высокую» и «низкую». Классицистическая поэзия признавала только цезуру (паузу), расположенную посередине строки, а также мнение, которое умещается в один поэтическая строка. Это сковывало поэтов, не давало возможности свободно выражать собственное видение мира. Гюго ввел «смысловую» цезуру, а также «перенос», и таким образом раскрепостил поэтическую мысль. В области ритма поэт отказался от застывшего александрийского стиха и удивил современников раВНОобразием ритмов, которые передавали то вечный покой пустыни, то ужас человека перед неведомым, то грохот бури, то треск деревьев во время урагана. В 1830 г. в статье «О г-Доваля» Гюго определял романтизм как «либерализм в литературе» и подчеркивал, что «литературная свобода-дитя свободы политической».

В этот же период Гюго обращается к балладе, которая считалась жанром романтичным и привлекала тогда всеобщее внимание. В 1826 году выходит его сборник «Оды и баллады».

В конце 20-х годов романтики придают особого веса за воюванню театра, который все еще оставался под властью классицизма. С этой целью 1827 году Гюго пишет свою первую романтическую историческую драму «Кромвель», которая рассказывает про английскую буржуазную революцию XVII века.

Широкую огласку получила предисловие к драме, в которой Гюго стремился связать развитие литературы с развитием истории человечества, чтобы показать историческую обусловленность торжества романтизма. Это была целостная программа романтического движения. Предисловие к «Кромвелю» давно уже считают отдельным теоретическим трудом - манифестом французского романтизма.

Для художественного творчества Гюго характерна редкая жанровое раВНОобразие: с одинаковым успехом выступал он в поэзии, прозе и драматургии. И прежде всего он был поэтом.

В основу каждой из драм Гюго 1829-1839 лет, за исключением «Лукреции Борджа» (1833), лежит конфликт простолюдинов, представителей третьего сословия с феодальной аристократией и монархией («Марион Делорм», «Король развлекается» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838) и другие).

В истории французской литературы вторая половина 20-х годов отмечена расцветом жанра исторического романа. Одним из наивысших достижений французского исторического романа эпохи романтизма является роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Этот роман отражает национальную Историю, связанный с актуальной современной проблематикой.

Конец 20 и 30-х годов принадлежит, наряду с двумя десятилетиями изгнания (1851-1870), к периодам творческой активности, необычной даже для Гюго. В эти годы он возводил строение романтической драматургии и театра, активно выступал в прозаических жанрах, но в то же время не ослабла и интенсивность его поэтического творчества. В 3"0-е и в начале 40-х годов появляются четыре его поэтических сборника - «Осенние листья» (1836), «Песни сумерек» (1837), «Внутренние голоса» и «Лучи и тени» (1841). Кроме того, много стихов вошли в «Созерцаний» - огромного двухтомного сборника, опубликованного уже в период изгнания (1856).

После Февральской революции 1848 года и установление диктатуры Луи Бонапартом Гюго покидает Францию и едет в изгнание. Он поселяется на острове в проливе Ла-Манш. С целью разоблачить и опозорить перед всем миром политического авантюриста и его преступный режим и тем самым способствовать их быстрому падению в первый год миграции Гюго пишет две книги: «Наполеон Маленький» и «Историю Одного преступления» - своеобразную обличительную хронику развития событий во время государственного переворота 1851 года.

Именно в период изгнания завершается формирование мировоззрения писателя. В первые годы изгнания, на островке Джерси, Виктор Гюго создает сборник «Карт» (1853), которая справедливо считается вершиной его политической поэзии. На первый взгляд, сборник производит впечатление калейдоскопа реальных сценок и гротескно-карикатурных портретов, но есть в ней четко очерченные смысловые линии и поля необыкновенно высокого эмоционального напряжения, которые всем этом раВНОродном материале предоставляют определенной упорядоченности и завершенности.

Активно выступал Гюго во время изгнания также в прозаических жанрах. В этот период появилось три романы: «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Во всех этих романах центральной является тема народа.

В. Гюго был не только великим поэтом, но и активным общественно-политическим деятелем, который стремился влиять на ход событий. Сборник «более грозные год» (1872) является своеобраВНОй поэтической хроникой драматических событий, которые переживала Франция во время франко-прусской войны (1870-1871).

Творческая активность Виктора Гюго не угасала до последних лет его долгой жизни. Но он оставался и активным: общественным деятелем, и страстным публицистом, неутомимо боролся против политической ре акции, общественного зла и несправедливости.

В последний период творчества Гюго одна за другой появляются его поэмы и поэтические сборники: «Искусство быть дедом» (1877), сатирические и поэмы: «Папа» (1878), «Осел» (1880), «Все струны лиры» (1888-1893) и другие.

Умер Виктор Гюго 23 мая 1885 года. Его смерть была воспринята французской общественностью как национальная трагедия, а его похороны превратились в грандиозную, поистине всенародную манифестацию, в которой приняли участие тысячи людей. Творчество Гюго прочно и навсегда вошла в золотой фонд французской и международной культуры.

«Собор Парижской Богоматери»

25 июля 1830 года Виктор Гюго начал работу над романом «Собор Парижской Богоматери». Книга вышла в свет в 1831 году, в тревожные дни холерных бунтов и разгрома архієпископського дворца парижским народом. Бурные политические события определили характер романа, который, как и драмы Гюго, был историческим по форме, но глубоко современным за идеями.

Самый выбор эпохи является важным для раскрытия основной идеи. XV века во Франции - эпоха перехода от средневековья к Возрождению. Но, передавая с помощью исторического колорита живое лицо этой динамичной эпохи, Гюго ищет нечто вечное, общее для всех эпох. Так, на первом плане - собор Парижской Богоматери, который народ создавал веками. Народная засадничість будет определять в романе отношение к каждой действующего лица.

В системе персонажей главное место занимают три героя. Ци крыльца Эсмеральда своим искусством, всем видом дарит наслаждение толпе. Она далека от благочестия, не отказывается от земных утех. В этом образе наиболее ярко отражено возрождение заинтересованности человеком, которое становится главной чертой мировосприятия в новую эпоху. Эсмеральда неразрывно связана с народом. Гюго применяет романтический контраст, відтінюючи красоту девушки образами низов общества, в обрисовке которых он использует гротеск. Эсмеральда - цыганка (правда, только за воспитанием) и француженка (по происхождению). ее уникальная красота свела с ума Фролло, и он уничтожил ее, потому что не мог понять и не мог присвоить. Эсмеральда воплощает идеал Гюго. Это его субъективное, романтическое видение свободы и красоты, которые всегда идут рядом. И одновременно прекрасная танцовщица воплощает черты новой ренессансной культуры (народность, единство духовного и телесного, человечность), которая идет на смену средневековому аскетизму, и этого нельзя изменить (символический смысл имеет первая сцена романа, показывает неизбежную потерю церковью бывшего авторитета).

Противоположный образ в романе - образ мрачного негодяя, архидиакона Клода Фролло (созданного после кардинала-ката с «Марион Делорм»), раскрывает многолетнюю борьбу Гюго против церкви. Королевская власть и ее опора - католическая церковь - изображены в романе как враждебные народу силы. Рассудительно-жестокий Людовик XI очень близок к галерее коронованных преступников из драм Гюго. Чувства Клода Фролло искривленные: любовь, родительская привязанность, жажда знаний перекрываются эгоизмом и ненавистью. В нем тоже выражена одна из характеристик людей Возрождения, но в первую очередь это человек средневековья, аскет, который с презрением относится к всех жизненных утех. Он отгородился от народной жизни стенами собора и своей лаборатории, и поэтому душа его находится во власти темных и злых страстей. Клод Фролло хотел бы подавить в себе все земные чувства, их он считает позорными, и посвятить себя изучению полного свода человеческих знаний. Но вопреки своему отрицанию человеческих чувств, он сам полюбил Эсмеральду. Эта любовь имеет разрушительный характер. Не имея сил ее одолеть, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая Эсмеральду на мучения и смерть.

Расплата приходит к архидиакона от его слуги, звонаря собора Квазимодо. Для создания этого образа Гюго особенно широко использует гротеск. Квазимодо - необычное чудовище. Его лицо и фигура одновременно смешные и устрашающие. Гротесковый Квазимодо, уродливый, умственно неполноценный, невероятно сильный физически, всю жизнь знал только обиды и жестокость. И он отвечал жестокостью на жестокость. Даже Фролло, который якобы воспитал сироту, иначе, как с отвращением, на несчастного смотреть не может. Квазимодо Вхож на химер - фантастических животных, чьи изображения украшают собор. Квазимодо - душа собора. Уродливое чудовище тоже покохало красавицу Эсмеральду, но не за ее красоту, а за доброту. И его душа пробуждается от сна, в который его погрузил Клод Фролло, оказывается прекрасной. Зверь за своим внешним видом, Квазимодо является ангелом в душе. Любовь Квазимодо к Эсмеральды является высокой любовью к ренессансной Мадонны. Так Дайте любил Беатриче, так Петрарка относился к Лауре. До встречи с Эсмеральдой Квазимодо не знал, что в мире существует любовь, красота и добро. Добрый поступок девушки из Двора Чудес стал для Квазимодо «чистосердечным событием», перевернул его жизнь.

Квазимодо воплощает авторское осмысление природы и судьбы народа, забитого и бесправного, неразумного и рабские покорного. Но не всегда. До встречи с Эсмеральдой жизни Квазимодо проходило якобы в состоянии сна. Он видел перед собой только огромное сооружение собора, служил ей и был ее частью. Теперь он увидел другое и это другое готов отдать жизнь. Протест Квазимодо является бессознательным протестом, жестоким, и даже страшным. Но его трудно винить, ему можно только сочувствовать. Так Гюго средствами романтического искусства выражает собственное отношение к революционным событиям, к народу, что проснулся и уже не может быть другим.

Изображение Клода Фролло дополняется разделом, имеет выразительное название «Нелюбовь народа».

Внешне блестяще, а на самом деле бессердечном и опустошен высшее общество воплощено в образе капитана Феба де Шатопера, как и архидиакон, не способен на бескорыстное и самоотверженное чувство.

Душевное величие, высокий гуманизм присущие только обездоленным людям из низов общества, именно они - настоящие герои романа. Уличная танцовщица Эсмеральда символизирует нравственную красоту простого человека, глухой и уродливый звонарь Квазимодо - покаліченість общественной судьбы угнетенных.

В центре романа - собор Парижской Богоматери, символ духовной жизни французского народа. Собор возведен руками сотен безымянных мастеров; описание собора становится поводом для вдохновенной поэмы в прозе о французское национальное бытие. Собор предоставляет убежище народным героям романа, с ним тесно связана их судьба, вокруг собора - жив народ, который не прекращает борьбу.

Собор, вечный и неподвижный, является главным персонажем романа. Это не просто огромное сооружение на острове Сите, которая объединяет Париж университетский и Париж буржуазный, это - живое существо, которое наблюдает жизнь Клода Фролло, Эсмеральды, Квазимодо и относится к ним бай очень. Собор воплощает вечный закон «ананке», вечный закон необходимости, смерти одного и рождения другого. Не случайно греческое слово, начертанное неизвестной рукой на стене одной из его башен.

Одновременно собор - символ порабощения народа, символ феодального гнета, темных суеверий и предрассудков, которые держат в плену души людей. Недаром во мраке собора, под его сводом, сливаясь с удивительными каменными химерами, оглушенный гулом колоколов, одиноко живет Квазимодо, «душа собора», чей гротескный образ олицетворяет средневековье.

В противовес ему, волшебный образ Эсмеральды воплощает радость и красоту земной жизни, гармонию тела и души, то есть идеалы эпохи Возрождения. Танцовщица Эсмеральда живет среди парижской толпы и дарит простому люду свое искусство, веселье и доброту.

Виктор Гюго не идеализировал средневековье, он правдиво показал темные стороны феодального общества. Вместе с тем его произведение глубоко поэтичен, полон горячей патриотической любви к Франции, к ее истории, к ее искусству, в котором, как считал Гюго, живет свободолюбивый дух и талант французского народа.

Концентрация противоположных черт, накал страстей создают мощный живописный эффект и делают произведение Гюго одним из самых ярких в истории мировой литературы.

Это интересно!

Гротеск (от итальянского «пещерный») является явлением достаточно молодым. Его и! не знала античность. В начале XIX в. археологи открыли неподалеку от Рима грот Нерона, расписанный такими странными и причудливыми изображениями, что один из ученых сошел с ума под влиянием увиденного. Уродливые и одновременно изысканные цветы и животные переплелись в невероятных видах. Они захватывали людей мастерством художников, которые их создали, и в то же время пугали. «Сумасшедший грот» закрыт для посетителей и сейчас, но копии изображений разошлись по Европе. Так в искусстве возникло явление гротеска, к которому часто обращались романтическое искусство (Гофман, Гюго, По).

Гротеск всегда преувеличивает уродливые или комические черты, это не реалистичное, а обостренное, странное изображение. Якобы мы видим определенный образ не в дневном, а в пещерном или ночном освещении, и он пугает и одновременно заинтриговывает нас. Гротескными образами являются образы Цахеса, Щелкунчика у Гофмана, Квазимодо, Гуїнплена у Гюго. Гротеск существует и в современном искусстве, г но открыли его романтики, и заслуга Виктора Гюго здесь является неоспоримым. Гротескные образы протитиставляться на страницах его произведений идеальным (Квазимодо - Эсмеральда, Гуїнплен - Дея, священник Міріель - инспектор Жавер). Так строится прием контраста, один из основополагающих и в Гюго. Родоначальником контрастного изображения мира писатель считал Шекспира, который впервые показал, как в душе одного человека идет борьба между «ангелом и зверем», между двумя противоположностями.

Виктор Мари Гюго (фр. Victor Marie Hugo). Родился 26 февраля 1802 года в Безансоне - умер 22 мая 1885 года в Париже. Французский писатель, поэт, драматург, глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841).

Виктор Гюго был младшим из трёх братьев (старшие - Абель, (1798-1865) и Евгений, (1800-1837)). Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше (1772-1821) - дочь нантского судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание.

В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

С 1814 по 1818 год учился в Лицее Людовика Великого. В 14 лет начал творческую деятельность. Пишет свои неопубликованные трагедии: «Yrtatine», которую посвящает своей матери, и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия, в 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études», в 1819 - две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri III), положившие начало его «Легенде веков»; затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819-1821 издаёт Le Conservateur littéraire, литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur. Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго установившую за ним репутацию монархиста.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (1803-1868), в этом браке родилось пятеро детей:

Леопольд (1823-1823)
Леопольдина, (1824-1843)
Шарль, (1826-1871)
Франсуа-Виктор, (1828-1873)
Адель (1830-1915).

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец» (Han d’Islande), получивший сдержанный приём. Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала, - колыбели романтизма, - которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго. Их дружба продлится с 1827 по 1830 годов, когда Шарль Нодье станет всё более критично высказываться по поводу произведений Виктора Гюго. Примерно в этот период Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon père, 1823), «Два острова» (1825) и «После битвы» (Après la bataille). Его отец скончался в 1828 году.

Пьеса Гюго «Кромвель» (Cromwell), написанная специально для великого актёра французской революции Франсуа-Жозефа Тальма и опубликованная в 1827 году, вызвала бурные споры. В предисловии к драме автор отвергает условности классицизма, особенно единство места и времени, и закладывает основы романтической драмы.

Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа. С 1826 по 1837 год семья часто проживает в Шато де Рош, в Бьевре, поместье Бертьена л"Эне, редактора Journal des débats. Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales, 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831). Тема «Восточных мотивах» - Греческая война за независимость, где Гюго выступает в поддержку родины Гомера. В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Dernier Jour d’un condamné), в 1834 - «Клод Ге» (Claude Gueux). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни. Роман «Собор Парижской Богоматери» был опубликован в 1831 году.

С 1830 по 1843 год Виктор Гюго работает почти только для театра, тем не менее, он публикует в это время несколько сборников поэтических произведений: «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831), «Песни сумерек» (Les Chants du crépuscule, 1835), «Внутренние голоса» (Les Voix intérieures, 1837), «Лучи и тени» (Les Rayons et les Ombres, 1840). В «Песнях сумерек» Виктор Гюго возвеличивает с великим восхищением Июльскую революцию 1830 года.

Уже в 1828 году он поставил свою раннюю пьесу «Эми Робсарт». 1829 - это год создания пьесы «Эрнани» (первая постановка в 1830 году), которая стала поводом литературных баталий между представителями старого и нового искусства.

Ярым защитником всего нового в драматургии выступил Теофиль Готье, c воодушевлением воспринявший это романтическое произведение. Эти споры остались в истории литературы под названием «битва за „Эрнани“». «Марион Делорм», запрещённая в 1829 году, была поставлена в театре «Порт-Сен-Мартен»; «Король забавляется» - в «Комеди Франсэз» в 1832 году (снята с репертуара и запрещена сразу же после премьеры, возобновлена только спустя 50 лет); эта пьеса была также запрещена, что побудило Виктора Гюго написать следующее предисловие к первоначальному изданию 1832 года, которое начиналось так: "Появление этой драмы на сцене театра дало основание неслыханным действиям со стороны правительства.

На следующий день после первого представления автор получил записку от мсье Жуслена де ла Саля, директора сцены в «Театр-Франсе». Вот её точное содержание: «Сейчас десять часов тридцать минут, и я получил распоряжение остановить представление пьесы „Король забавляется“. Мне передал это распоряжение мсье Тэлор от лица министра». Это было 23 ноября. Тремя днями позже - 26 ноября Виктор Гюго обратился с письмом к главному редактору газеты «Le National», в котором говорилось: «Мсье, меня предупредили, что часть благородной учащейся молодежи и художников собирается сегодня вечером или завтра явиться в театр и требовать показа драмы „Король забавляется“, а также протестовать против неслыханного акта произвола, из-за которого пьеса была закрыта. Я надеюсь, мсье, что есть другие средства наказать эти незаконные действия, и я их употреблю. Позвольте мне воспользоваться вашей газетой для поддержки друзей свободы, искусства и мысли, и не допустить жестоких выступлений, которые могут привести к бунту, столь желаемому правительством в течение долгого времени. С глубоким уважением, Виктор Гюго. 26 ноября 1832 года».

В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра. В 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 году вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал , известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся фигура Франции начала XIX века. В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем», и что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет иметь весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку благодаря своим политическим позициям.

Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ Гюго принесли ему успех и славу на ранних годах его жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет. Королём Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Хотя стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости, за этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» - Odes et Ballades, написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа. Odes et Ballades представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы «Последний день приговорённого к смерти» была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как , и . Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные. Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведён на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

Гюго умер 22 мая 1885 года в возрасте 83 лет от пневмонии. Церемония похорон продолжалась десять дней. В его похоронах участвовало около миллиона человек. После пышных национальных похорон его прах был помещён в Пантеоне.

Поэзия Виктора Гюго:

Оды и поэтические опыты (Odes et poésies diverses, 1822)
Оды (Odes, 1823)
Новые оды (Nouvelles Odes, 1824)
Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826)
Восточные мотивы (Les Orientales, 1829)
Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831)
Песни сумерек (Les Chants du crépuscule, 1835)
Внутренние голоса (Les Voix intérieures, 1837)
Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840)
Возмездие (Les Châtiments, 1853)
Созерцания (Les Contemplations, 1856)
Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865)
Грозный год (L’Année terrible, 1872)
Искусство быть дедом (L’Art d"être grand-père, 1877)
Папа (Le Pape, 1878)
Революция (L"Âne, 1880)
Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881)
Легенда веков (La Légende des siècles, 1859, 1877, 1883)
Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886)
Бог (Dieu, 1891)
Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893)
Мрачные годы (Les années funestes, 1898)
Последний сноп (Dernière Gerbe, 1902, 1941)
Океан (Océan. Tas de pierres, 1942)

Драматургия Виктора Гюго:

Инес де Кастро (Inez de Castro, 1819/1820)
Кромвель (Cromwell, 1827)
Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889)
Марион Делорм (Marion de Lorme, 1829)
Эрнани (Hernani, 1829)
Король забавляется (Le roi s’amuse, 1832)
Лукреция Борджиа (Lucrèce Borgia, 1833)
Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833)
Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835)
Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838)
Бургграфы (Les Burgraves, 1843)
Торквемада (Torquemada, 1882)
Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (Théâtre en liberté, 1886).

Романы Виктора Гюго:

Ган Исландец (Han d’Islande, 1823)
Бюг-Жаргаль (Bug-Jargal, 1826)
Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamné, 1829)
Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831)
Клод Гё (Claude Gueux, 1834)
Отверженные (Les Misérables, 1862)
Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866)
Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869)
Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).

Знаменитый французский поэт и писатель Виктор Мари Гюго родился в Безансоне, сын

офицера Сигизбера Гюго, ставшего впоследствии генералом и графом первой империи,

и дочери нантского судовладельца, роялистки Софии Требюше.

Готовясь к военной карьере, Виктор сопровождал отца в его командировках в

Италию. Уже его юношеские поэтические произведения были отмечены похвальными

отзывами и даже премиями.

Молодой Виктор Гюго честолюбиво говорил себе: "Я буду Шатобри-аном, или никем".

Получив от короля Людовика XVIII пенсию 1000 (а позже 2000) франков, Гюго

женился на Адели Фуше и посвятил свою жизнь литературному труду.

Виктор Гюго прожил почти весь XIX век. Начинал он с подражания тонкой эстетике

Шатобриана, а в мировую литературу вошел социальными романами, суть которых

можно определить его же словами. "Проснитесь, человек бедствует, народ раздавлен

несправедливостью" Этим он снискал искреннюю любовь читателей. Гюго не стал, как

Ша-тобриан, писать на религиозные темы, нет, он стал призывать людей прежде

всего исполнить заповедь Христа о любви к ближнему, о милосердии и сострадании.

Гюго был не только писателем, поэтом и драматургом, но и политическим деятелем.

Король Луи Филипп наградил его званием пэра Но когда власть поменялась - на трон

взошел Наполеон III, писатель был вынужден покинуть Францию, он жил в эмиграции

более 20 лет Причиной эмиграции была бескомпромиссная позиция Гюго в вопросах,

как бы сегодня сказали, прав человека. "Я ненавижу всякое притеснение, а на

земле стонут народы под тяжким игом, - писал он. - Когда я вижу, как мучается

Греция под пятой Турции, как умирает окровавленная Ирландия, как Австрия своей

палкой, постыдным и тяжелым скипетром ломает крыло венецианского льва, как Вена

держит в когтях Милан - о, тогда я проклинаю всех тиранов, я чувствую,

что поэт - их судья. Тогда я бросаю нежные песни и привязываю к своей лире

медную струну".

Гюго был, конечно, романтиком. "Первая потребность человека, первое его право,

первый его долг - свобода", - не уставал повторять он. Французская революция

1789 года стала основным источником творчества Гюго. "Революция, вся революция в

целом - вот источник литературы девятнадцатого века". "Романтизм и социализм -

одно и то же явление", - считал писатель.

мысль есть основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия, и в этой

мысли Виктор Гюго, как художник, был чуть ли не первым провозвестником. Это

мысль христианская и высоконравственная; формула ее - восстановление погибшего

человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и

общественных предрассудков. Это мысль - оправдание униженных и всеми отринутых

парий общества. Конечно, аллегория немыслима в таком художественном

произведении, как, например, "Собор Парижской Богоматери". Но кому не придет в

голову, что Квазимодо есть олицетворение пригнетенного и презираемого

средневекового народа французского, глухого и обезображенного, одаренного только

страшной физической силой, но в котором просыпается, наконец, любовь и жажда

справедливости, а вместе с ними и сознание своей правды и еще непочатых,

бесконечных сил своих".

В 1862 году Гюго закончил свой роман "Отверженные". Достоевский оценил его даже

выше своего романа "Преступление и наказание". Гюго писал его тридцать лет. Он

придавал этому роману очень большое значение, считая, что книги, подобные

"Отверженным", способны переустроить общество.

Этот захватывающий, приключенческий роман в основе своей содержит социальные

проблемы. Бывший каторжник Жан Вальжан, осужденный на двадцать лет за кражу

хлеба для умирающих от голода племянников, едва снова не попадает под суд за

кражу серебряных канделябров из храма, но был спасен епископом. Поступок

епископа так Поражает Жана, что он со временем сам перерождается нравственно,

становится подвижником и праведником. До конца дней своих он оказывает

бескорыстную помощь всем, кто в ней нуждается.

Антиподом и "злым гением" главного героя романа выступает полицейский инспектор

Жавер - "дикарь, состоящий на службе цивилизации, странное сочетание римлянина,

спартанца, монаха и капрала, неспособного на ложь шпика и непорочного сыщика".

На протяжении всего романа сыщик преследует Вальжана. Последний отпускает

Жавера, приговоренного инсургентами к расстрелу. Чуть позже и Жавер отпускает

жертву, но, не вынеся неразрешимого противоречия между совестью и долгом,

кончает жизнь самоубийством.

В книге много драматических сцен из народной жизни - восстание парижан в июле

1832 года, гибель героев баррикадных боев. Все мы помним с детства историю

Гавроша. Гаврош - один из персонажей этого романа.

Оказавшись на баррикаде, жан Вальжан не принимает участия в сражении, он вне

политики, он духовный сын епископа. Но Вальжан спасает Мариуса и оказывается

настоящим героем. И спасает во имя будущего, чтобы счастливой сделать Козетту.

Но символически это воспринимается как возможность сделать счастливой Францию.

Гюго приходит к выводу, что баррикады не могут решить всех социальных проблем,

что по сути они решаются на узком плацдарме человеческой души, индивидуального

сознания. Но только пройдя через Великую революцию, главный герой романа Жан

Вальжан превращается в апостола добра и справедливости.

В следующем своем романе "Девяносто третий год" Гюго изображает революцию как

"очистительное горнило", в котором выплавляется современная цивилизация. Но при

человеческий" становится высшим критерием, Истиной и Справедливостью. Симурдин

убивает себя после того, как выносит приговор Говэну, справедливый лишь с точки

зрения политика.

"Мы хотим идти к прогрессу пологой тропинкой... Сглаживание неровностей пути - в

этом вся политика Бога", - к этой мысли Гюго пришел в конце жизни.

Талант Виктора Гюго достиг таких вершин, на которые поднимались только мировые

поэты. Благодаря соединению в его творчестве романтического и реалистического

элементов, он внес во французскую поэзию новую струю, которой со временем

суждено было превратиться в широкое течение и сказываться чуть ли не во всех

позднейших выдающихся произведениях этой литературы. Недаром Флобер зачитывался

Гюго и считал его своим первым и влиятельнейшим учителем, а один авторитетный

критик назвал его влияние на французскую литературу "беспредельным".

Гюго умер в Париже в возрасте 83 лет. Его оплакивала вся Франция, в последний

путь великого писателя провожали почти миллион человек.



Рассказать друзьям