Ханты обряды. Мастер-класс «Обряд гостеприимства народов ханты и манси

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В Ханты-Мансийске есть этнографический музей под открытым небом “Торум Маа”. Расположен он на одном из холмов, что считается сильным местом. В музее великолепно представлен быт ханты и манси. Если взять экскурсию, можно слушать долго-долго. Летом тут проходят яркие праздники, пекут пироги в специальных печах, едят уху и просто гуляют по желто-зеленому полю из одуванчиков. Зимой - не так весело, но не менее интересно. Особенно, если встретиться в нужный час с нужным человеком. Нашей провожатой стала Светлана, потомственная ханты.

Когда мы пришли, в домике, где продают билеты, было холодно. Заплатив двести рублей за билеты на двоих, поинтересовались, кто проведет нам экскурсию. «Я проведу», - проговорила женщина за стеклом. - «Пойдемте» - она взяла теплую одежду и закрыла дверь на ключ. Так началось наше знакомство.

Первые шаги - всегда вверх. Деревянная лестницы уходит все выше. Лишь на секунду замираю, чтобы бросить взгляд на Ханты-Мансийск - город отсюда виден, как на ладони.

Миновав деревянные постройки, оказываемся рядом с необычной конструкцией - лодки и огромные приспособления из веток. Лодки ханты делали из целого ствола кедра. А корни кедра - это прекрасный материал, годящийся для того, чтобы сшивать предметы.

Приспособление, которое меня удивило, оказывается ловушкой для рыбы.

А вот и летний чум. Он сделан из бересты, которая положена в два слоя. Зимой он закрыт.

Вот так выглядит печь. Летом тут пекут хлеб:)

Мы в летнем домике.

Эти коврики плетут из осоки и камышей, и летом тут проходят мастер-классы, во время которых каждый посетитель может сплести такой коврик. А вообще, он служит подстилкой для кровати. На коврик кладут шкуру - и можно спать)

Женщине входить на мужскую половину нельзя. Нельзя и вещи трогать!
- А что будет, если потрогать? - удивилась я.
- Неудача будет, - коротко поясняет Светлана. Звучит убедительно, наверное, будь я женой ханты, не стала бы трогать его вещи))

Когда у женщины начинались месячные, ее отселяли в отдельную избу, где все было оборудовано для жизни. Там же женщина рожала. А вот какую интересную традицию рассказала мне Татьяна: когда во время родов перерезали пуповину, ее завязывали в бересту и прикрепляли к березе. Если береза цветет и чувствует себя хорошо - то и у ребенка все сложится замечательно. А если дерево болеет, сохнет - надо помолиться, так как, может быть, это высшие силы говорят о том, что с ребенком тоже может болезнь приключиться. Этот кадр был сделан в музее Природы и Человека.

А вот еще одна народная традиция. В люльку для только родившегося малыша клали деревянную стружку - чтобы теплее было. Когда она намокала - относили под пенек. Считалось, что прилетит ворона, погреет лапки, и подарит еще ребенка. Как у нас - аисты)

Девочкам матери шили из шкуры оленя сумки. Ниток не было, и сшивали кожу высушенными жилами оленя. В сумке - все необходимое для хозяйства. Ведь девочке предстояло подключиться к ведению хозяйства уже в четыре года!

На фото - шкатулка, сделанная своими руками.

И снова примета от хантов: связана она с чагой. Чага - это наросты на деревьях, нам они тоже знакомы. Если хорошо сгорит - будет человеку счастье…


- Сколько же у них всяких примет? - спросила я.
Светлана улыбается: - Очень много. Вот, например, через собаку нельзя перешагивать. Перешагнешь - и не будет мужчине удачи на охоте…

А это - куклы. Они все без лиц. Нарисуешь лицо - а вдруг кто-то нехороший в куклу вселится:))

Это блюдо называется юхон. Делается оно из кедра или сосны. Его используют для еды. Во многих рецептах у ханты фигурируют ягоды - щука с ягодами, мясо с ягодами….

У хантов много диалектов. Все они привязаны к рекам. Светлана - из Среднеобских ханты. Есть еще Козымские. Шурышкарские, Оканские, и многие другие. Говорят они по-разному. У кого-то говор мягкий, плавный, у кого-то - более резкий. Но друг друга понимают.
- А вы знаете свой язык? - спросила я у Светланы.
- Я понимала бабушку. И очень жалею, что не учила своего языка. А потом вышла замуж за белоруса, детям язык тоже не передали..

Светлана родилась в поселке Игрим Березовского района и до шести лет ее воспитывала бабушка.

Когда мы переехали, надо мной дети посмеивались, когда я бабулю «анганга» называла. А я и не знала другого слова. На нашем языке это означает «Бабушка».

В 16 лет Светлана отправилась получать паспорт, и в графе «Национальность» написала «Ханты».
- Помню, папа даже расстроился. У меня ведь только мама с бабушкой - ханты, а отец - русский. Но мне было важно это сделать, и я никогда об этом не жалела.
Ханты - язычники. Но это не мешает им верить в Бога.

Я крещеная. Но и в Торума верю. И, когда мне плохо, сама природа мне помогает. Иду в лес, и прошу огромные кедры, чтобы забрали все плохое вниз, а хорошее оставили. А весной, когда река уходит, можно написать на бумажке что-то, от чего ты хочешь избавиться, и пустить по течению. И обязательно голову помочить речной водой, когда река вскрывается. А уж обрядом, связанных с рекой, сколько! Например, перед рыбалкой. Река не любит жадных, и мы знаем, что нельзя из нее брать больше, чем тебе потребуется.

Посмотрите, как выглядит святилище!

Самые почитаемые животные у хантов - медведь, лось и лягушка. А вообще, у разных семей есть свои почитаемые животные. Например, на Казыме священными считались летучая мышь, пескарь, кошка; на Васюгане, Агане и Пиме - бобер. С каждым из запретных животных люди связывали свою жизнь, благополучие.
- Однажды я нечаянно наступила на лягушку, когда гостила у знакомой. Она метнулась ко мне: «Что ты делаешь? Для нашего рода лягушка - священна!»
Раньше священное животное становилось частью орнамента на одежде.

Я уже рассказывала про традицию с "медвежьими праздниками".

Считалось, что медведи охраняют членов семьи от болезней, и вообще, являются поборниками справедливости. Но бывало, что медведи начинали вредить человеку. И это становилось сигналом к тому, что пора бы с ним разобраться. На медведя открывалась охота, а после того, как его убивали, в деревне отмечался «медвежий праздник». Медведя наряжали и укладывали в центре событий, обязательно закрыв его глаза монетками. Считалось, что он не должен увидеть того, кто его убил - чтобы не явился злым духом мстить. На поляне несколько дней шел праздник…

Угадайте, что это? Это маска. Маска для мужчины-охотника))) Такие маски женщины-ханты шили для своих мужей, которые уходили на охоту.

Женщины оставались на хозяйстве. А мужчина мог уйти на несколько месяцев, попутно расставляя ловушки для птиц и зверей, чтобы вернуться с большой добычей…

Вот, например, ловушка для лося.

А это - сруб для временного хранения мяса

У Светланы жизнь сложилась хорошо. С детства она пела, даже в «Веселых нотках» участвовала. Потом закончила институт, вышла замуж, родила двоих детей. О детях говорит, как и любая мама, с восторгом. Да и есть ей, чем гордиться. Сын - химик. Дочка - художница, сейчас живет в Питере и хочет пойти получать еще и дизайнерское образование.

А музыку не забыли? - спрашиваю.

Качает головой.

Как ее забудешь…

Закон «о коренных малочисленных народов Севера» был принят еще в 20 веке. Семьям хантов были безвозмездно выделены в пользование родовые угодья, и они живут там: разводят оленей, охотятся, сотрудничают с коммерческими организациями, которые занимаются заготовками.

Настоящих ханты осталось не так уж много – считается, что их около 28 тысяч. Часть из них перебрались в города, часть живет на пастбищах. В Ханты-мансийском районе на пастбищах проживает 11 семей. О некоторых ходят легенды. Мне рассказывали о женщине, которая родила 12 детей, но после того, как ее муж погиб, взяла все в свои руки, и даже на медведя ходила!
Обстановка там – особенная. До стойбищ не добраться своим ходом – только на вертолете. Возможно, поэтому те, кто попадают в гости в семьи, которые там живут, отмечают, что жизнь там течет иначе. А люди все позитивные и никуда не торопятся. Незачем.

Если вам понравился мой пост, буду рада отзывам. Я старалась:)

Манси — немногочисленная народность, проживающая в России в Ханты-Мансийском Автономном Округе. Является «братьями» мадьяров и хантов. У манси даже есть свой, мансийский, язык, но большая часть народа в настоящее время разговаривает на русском.
Население манси составляет около 11 тысяч. При этом выявлено, что несколько сотен человек поселилось в Свердловской области. В Пермском крае тоже можно встретить единичных представителей.
Слово «манси» на мансийском языке означает «человек». Так же это слово происходит от названия местности «сагвинские манси». Поскольку именно там жили первые мансийцы.

Немного о мансийском языке

Данный язык принадлежит обско-угорской группе. Мансийская письменность возникла в 1931 году, с опорой на латынь. Слияние же с русским языком произошло немного позже — в 1937 году. Мансийский литературный язык берет за свою основу сосьвинский диалект.

Историческая справка

На развитие этноса сильно повлияло взаимодействие с другими этническими группами. А именно с угорскими племенами, коренными племенами Прикамья, Приуралья и Южного Зауралья. Во втором тысячелетии до н. э. все эти народности переселились из Северного Казахстана и Западной Сибири.
Особенностью этноса является то, что культура народа манси включает в себя культуру рыболовов и охотников вместе с культурой кочевников и скотоводов. Эти культуры соседствуют между собой и в настоящее время.
Сначала манси заселяли Урал, но постепенно были вытеснены в Зауралье. С 11 века манси начали поддерживать общение с русскими, в основном с жителями Новгорода. После слияние русских с Сибирью народность все больше стала вытесняться на Север. В 18 веке мансийцы официально признали христианство своей верой.

Мансийская культура

Православие мансийцы приняли формально, на самом же деле шаманизм никуда не ушел из их жизни. Культура народа манси продолжает включать в себя культ духов-покровителей, а также медвежьи праздники.
Традиции народов манси разделены на две группы — Пор и Мось. Интересен и тот факт, что манси разрешалось вступать в брак только с людьми, принадлежавшими к другой группе. Например, мужчина Мось мог выбрать себе в жены только женщину Пор. Пор произошли от выходцев с Урала. Сказки народа манси гласят, что предком народа Пор был медведь. О народе Мось же говорится, что их породила женщина, способная превращаться в бабочку, гуся и зайчиху. Мось являются потомками угорских племен. Все указывает на то, что мансийцы были неплохими войнами и регулярно участвовали в боевых действиях. Как и на Руси, у них имелись богатыри, дружинники и воеводы.
В искусстве ведущим элементом был орнамент. В него, как правило, были вписаны ромбы, рога оленя, зигзаги. А также часто встречались рисунки с изображениями животных. В основном медведя или орла.

Традиции и быт мансийцев

Традиции народа манси включали в себя ловлю рыбы, разведение оленей, выращивание скота, охоту за дикими животными, земледелие.
Женская одежда манси состояла из шуб, платьев и халатов. Мансийские женщины любили надевать на себя помногу украшений одновременно. Мужчины предпочитали носить широкие рубахи со штанами, а также часто выбирали вещи с капюшонами.
Питались мансийцы преимущественно рыбой и мясными продуктами. Грибы же они категорически отвергали и не употребляли в пищу.

Сказания и мифы

Сказки народа манси говорят о том, что земля изначально находилась в воде и вытащила её оттуда птица Лули. Некоторые мифы не соглашаются с этим и утверждают, что это сделал злой дух Куль-Отыр. Для справки: Куль-Отыр считался хозяином всего подземелья. Главными богами мансийцы называли Полум-Торума (покровителя всех животных и рыбы), Мир-суснэ-хума (связующего между людьми и божественным миром), Товлынг-лува (его коня), Мых-ими (богиню, дающую здоровье), Калтащ-экву (покровительницу земли), Хотал-экву (покровительницу солнца), Най-экву (покровительницу огня).
Мужчины имеют не менее 5 душ, а женщины поменьше, не менее четырех. Самые главные из них две. Одна пропадала в подземном мире, а другая вселялась в ребенка. Именно об этом твердили все сказки народа манси.

Ханты и манси – это два финно-угорских народа, близких по культуре и языку. Проживают эти народы в Западной Сибири, в ее северной части, преимущественно в Томской, Тюменской и Свердловской областях.

Основную часть территории округа представляет собой непроходимые леса и тайгу, местами сильно заболоченную. Среди них расположено более 25 тысяч озёр, богатых рыбой и водоплавающими птицами. В лесах водятся олени и другие дикие животные.

Территорию Ханты-Мансийского округа пересекают две полноводные реки — Обь и Иртыш, крупнейшие в России.

Издревле основным занятием местного населения была охота, рыболовство и оленеводство. Женщины занимались рукоделием – тканеплетением, вышивкой.

Национальные костюмы ханты и манси отличаются яркими вышивками и аппликациями.

В обрядах и праздниках этих северных народов отложился огромный опыт человечества в освоении Севера. Особенно красивы свадебные обряды у этого народа. Торжества проходят несколько дней, на свадьбе много танцуют и поют, обязательно проводят состязания в борьбе, стрельбе из лука, беге.

Родители жениха и невесты обмениваются и одаривают родственников подарками. Разумеется, традиции предков теперь редко можно увидеть, большинство молодых ханси предпочитают современное празднование бракосочетания. Многих больше привлекает свадьба за границей, нежели на родине.

Огромную роль в жизни народов ханты и манси играют самые разные запреты, например нельзя ранить землю острыми предметами.

В местах поселений этих народов существуют участки земли, на которые не должна ступать нога человека, в случае если необходимо было перейти то место, к обуви привязывали бересту.

Проходя мимо таких запретных мест, нужно было совершить определенные обряды, например, принести и пожертвовать пищу или приклад из ткани. Во время жертвования принято было обращаться к духам, хозяевам этих мест.

Народы Севера считают ворону священной птицей, покровительницей детей и женщин. На реке Сосьве записана такая песня:

С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду.

Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!»,

именно поэтому гнилушки, которые насыпают в люльку младенцам, никогда не выбрасывают, а складывают в специальное место за домом, для того, что бы ворона грела там лапки и охраняла детей, живущих в этом доме.

Вороне посвящен специальный праздник. На праздник собираются пожилые женщины и девочки, готовится специальная ритуальная каша саламат.

Самым важным элементом праздника является танец. Этот праздник еще связывают с богиней плодородия Калтащь. В ее честь на деревьях завязываются кусочки ткани. Калтащь записывает судьбы людей на особых бирках и помогает при родах.

Велики просторы Севера. Маленькие хантыйские поселения разбросаны на сотни вёрст друг от друга. Редки были праздники, на которые съезжалось много семей. Это «Варнга хата» (День ворона) – весенний праздник, Медвежий праздник, который устраивался при поимке медведя, и «Лунгутоп хатл» - праздник середины лета.
Остальное время - нелёгкие будни. Мужчины занимались охотой, рыбной ловлей. Женщины выделывали шкуры, шили тёплую одежду, хлопотали по хозяйству, воспитывали детей. Самых маленьких ласкали и холили. Пока мать занималась хозяйством, ребёнок спал или играл в люльке из бересты, подвешенной к шесту чума. У ребёнка было две колыбельки: дневная и ночная.
Ночная люлька представляла собой берестяную коробку с закруглёнными углами, с завязками над телом ребёнка. Внутрь насыпали опилки либо иссохшее перетёртое дерево. Содержимое люльки хорошо впитывало влагу. На колыбели изображали глухаря – хранителя сна. Если ребёнка оставляли одного, в колыбель для охраны от злых духов клали символ огня – нож либо спички.
Каждая мать дарила своему малышу «личную» песню. Хантыйские женщины, в основном, сами сочиняли песни своим детям. Это происходило потому, что селения расположены далеко друг от друга, и не было возможности перенять слова и напев песен, сочинённых ранее. Если мать и заимствовала песню, то обязательно добавляла в неё слова собственного сочинения, относящиеся к её малышу. Сравнивая его с каким-нибудь зверьком, мать хвалила его достоинства, указывала на его недостатки, пророчила малышу счастливую жизнь. Такие песни назывались «шиканщоп», в переводе – «песни ребёнка».
Если «личная» песня, сочинённая матерью, не устраивала ставшего взрослым ребёнка, он сам сочинял себе новую песню или изменял старую, дополняя её на протяжении всей своей жизни. Так рождались «песни-судьбы», которые исполнялись как самими её владельцами, так и другими жителями. Иногда «личная» песня проделывала дальний путь. Могло оказаться так, что «хозяин» песни жил у устья реки, а песня исполнялась у её истока. По этой песне люди могли узнать, кто её «хозяин», чем занимается, какая у него семья.
Игрушек, в нынешнем понимании, тогда было мало. Игрушками служили миниатюрные копии вещевого набора взрослых. У девочек, к примеру, - игольничек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка. Куклы имели одну особенность – у них не было глаз, носа и рта. Фигурка с чертами лица считалась уже изображением духа. Поэтому старики неодобрительно относились к привозным купленным куклам.
Хантыйские дети взрослели рано: девочка в два-три года уже умела собирать из бисера браслетик; мальчик в этом возрасте уже умел набросить аркан на любой предмет, напоминающий ему оленя. Среди игрушек мальчиков были лодочка, лук со стрелами, фигурки оленей, набор костей, исполнявших роль оленьего стада, нарт. У Романа Ругина, известного поэта нашего края, есть стихотворение, которое называется «Лук»:
Когда про детство думать начинаю,
Среди друзей давнишних и подруг,
Одним из первых часто вспоминаю
Свой неразлучный лиственничный лук…
В шесть лет ребёнок мог получить в самостоятельное управление оленью упряжку, набрать за сезон десятки килограммов ягод. С 12 лет девочка умела самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик ходил один на охоту.
Танцы и песни хантов – это поэтизированное отражение их повседневных забот. Примером тому - песня-танец «Сбор ягод».
Духовный мир ребёнка был богат. В детях воспитывалась привязанность к животным, будь то оленёнок, приручённая птица или выдра. Ребёнок воспринимал их как равных себе и только со временем узнавал, что это существа другого рода и живут они по своим законам.
Люди олицетворяли себя частью той природы, которая их окружала. Именно она давала для творчества все необходимые краски и всевозможные звуки: всплеск воды, скрип полозьев, ритмичный бег оленей, посвист ветра, голоса птиц и зверей. Люди часто изображали птиц и животных в различных сценках.
Для развлечений обычно собирались в чуме, когда дневные дела были окончены. Собирались и дети, и взрослые. Пели песни-сказы, играли на музыкальных инструментах. Так Кастрен (1839) упоминает об игре на домбре, на остяцком языке – «Нарс-юх». Это наиболее известный инструмент, вырезанный из цельной плахи, похож на плоскодонную лодку. К сожалению, нынче звучат лишь немногие инструменты, хотя музыкальный «арсенал» ханты очень разнообразен. К примеру, струнный щипковый инструмент «Тоор» (журавль) – дугообразная арфа с вырезанной птичьей головой или «Тороп-юх» – с лебединой головой.
К другой группе относятся струнные смычковые инструменты («Нерпь» - скрипка). Имелись также духовые и шумовые музыкальные инструменты: дудки, свистки, пищалки; а также ударные – бубен – символ музыки, олицетворение мужского начала, а также волшебный посредник между людьми и духами. уф вроде всё

ХАНТЫ живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах и Александровском и Каргасокском районах Томской области (804 человека). Общая численность 22,5 тыс. человек. Близки к манси, с которыми объединяются под названием обские угры.

Среди хантов выделяются три этнографические группы - северная, южная и восточная. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре. На северных Хантов оказали сильное влияние ненцы, на восточных - селькупы, южные (прииртышские) Ханты практически смешались с русскими и татарами. Выделяются также территориальные группы - васюганские, салымские, казымские Ханты и др. До начала 20 века русские называли Хантов остяками, ещё ранее (до 14 века) - югрой, югричами.

В основе формирования Хантов лежит культура аборигенных племён Урала и Западной Сибири, охотников и рыболовов, и скотоводческих угорских племён, пришедших во 2-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана. Во 2-й половине 1-го тысячелетия нашей эры складываются основные группы Хантов, расселённых от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья, включая реки Северная Сосьва и Ляпин, а также частично реку Пелым и реку Конда на западе. С 15-17 веков часть Хантов вытеснялась манси из западных областей на восток и север. На севере Ханты частично ассимилированы ненцами, в южных районах (Бараба, реки Тура, Тавда, Иртыш) - в значительной степени тюркизированы. Процессы обрусения Хантов в 18-20 веках особенно интенсивно проходили на Иртыше, Оби, Конде. Миграция Хантов на север и восток продолжалась и в 20 веке.

Традиционные занятия Хантов - речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков), таёжная охота (в основном пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. Оленеводство в тундре и лесотундре - самодийского типа, имеет мясо-шкурный характер, стада по 1000-1500 голов кочуют в меридиональном направлении (весной к северу, осенью к югу). Лесное оленеводство - местного происхождения: стада небольшие, выпасаются недалеко от поселений, используются для транспортных целей. В южных районах и по Оби с 19 века распространено животноводство и овощеводство. Большое значение имеет собирательство. Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты ("заячьи уши", "ветви берёзы", "след соболя", "оленьи рога", "щучьи зубы" и др.). Традиционные средства передвижения - лыжи, камусные и голицы, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками-долблёнками, дощатыми лодками-неводниками, для переездов на дальние рыболовные угодья - большими лодками с каютами, крытыми берестой.

Современное сельское население по-прежнему занимается традиционными отраслями хозяйства. Зимой Ханты жили в постоянных зимних селениях, с весны разъезжались в сезонные селения на места рыболовных угодий. Зимние капитальные постройки были либо каркасными, углублёнными в землю, пирамидальной или усечённо-пирамидальной формы, либо срубными. Они отапливались открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Сезонные жилища - каркасные из жердей, крытые корой деревьев. Постройки располагались разбросанно: жилой дом (иногда - зимний и летний дома), один или несколько хозяйственных амбаров (чаще всего свайных), навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг для приготовления пищи, вешала для просушки сетей, одежды, для вяления и копчения рыбы, иногда - собачьи домики, в 20 веке - баня. Охотники зимой во время промысла жили в избушках в лесу.

Оленеводы в тундре и лесотундре, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах самодийского типа, зимой - крытых покрышками из оленьих шкур, летом - из бересты. Чум широко использовали также (особенно летом) на сезонных поселениях и рыбной ловле.

Значительная часть сельского населения сейчас живёт в новых посёлках, построенных в 1950-х годах в связи с переводом Хантов на оседлый образ жизни, укрупнением и реорганизацией хозяйств. Часть промыслового населения живёт в традиционных селениях.

Одежда у северных Хантов близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица и совик, или гусь с капюшоном. У восточных Хантов вся одежда распашная, меховая или халатообразная суконная. Обувь - меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние - с меховыми чулками). В меховой одежде сочетаются белый и тёмный цвета, отделка цветным сукном (красным, зелёным). Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией. Женщины носят украшения из бисера, кольца, серьги. Косы раньше украшали накосниками с ложными косами. Мужчины также носили косы. Была известна татуировка.

Основные продукты питания - рыба, мясо оленя, лося и других животных, ягоды, орехи. Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой (строганина). Мясо едят сырым, варёным. Пьют рыбий жир, заготавливая его с ягодами. Излюбленное блюдо - рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Ещё в 17-18 веках нередки были большие отцовские и братские семьи. По правилам левирата младший брат брал в семью вторую жену с детьми - от умершего старшего брата. У оленеводов было принято в помощь старой жене брать молодую. Было известно деление на фратрии и генеалогические группы, близкие родам. Фратриальное деление более чётко прослеживается у северных Хантов. Фратрии и генеалогические группы имеют тотемический характер: они носят названия зверей и птиц, которые считаются их предками (лось, бобр, лягушка, трясогузка и др.).

Хотя Ханты были христианизированы, старшее поколение и сейчас сохраняет многие традиционные верования и культы, основанные на представлениях, связанных с тотемизмом, анимизмом, шаманизмом, культом предков и пр. Большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов ("медвежий праздник"), празднуемый как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С "медвежьим праздником" связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство, театр.



Рассказать друзьям