Художественная форма «Отцов и детей» тесно связана с содержанием романа. Сюжет его построен на постепенно усиливающихся идейных спорах двух враждующих групп. Конфликт между ними заканчивается полным разрывом. Внутренний мир и характер героев раскрываются в спорах-диалогах, из которых становятся очевидными взгляды, мысли и вкусы противников. Старая, уходящая Русь не сдается без боя; новая, молодая Россия не только не уклоняется от него, но неизменно выходит победителем. «Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот», - писал Тургенев.
Тургенев - великолепный мастер речевых характеристик. Речь героев передает не только мысли, но и характеры, привычки, неповторимое человеческое своеобразие. Политические убеждения Павла Петровича и Базарова отчетливо проявляются прежде всего в спорах, в речи. Речь Кирсанова-старшего отличается строгой логичностью, отвлеченностью от реальной действительности, обилием иностранных слов. Часто он не может подобрать нужное слово на русском языке и заменяет его французским или английским. Говорит он с подчеркнутой, «изысканной учтивостью». Любезность, мягкость, осторожность проявляются в речи Николая Петровича.
В языке Базарова сказываются остроумие, смелость, резкость суждений, некоторая грубоватость. В споре с Павлом Петровичем он спокойно, но смело обобщает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны». Основой речи «плебея» Базарова является язык народа. Он часто пользуется пословицами и поговорками, подчас грубоватыми словами и выражениями: «слыхали мы эту песню», «черт меня дернул», «рассиропился» и др. Многие его суждения звучат категорично: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Попал под колесо - туда и дорога», «Рафаэль гроша медного не стоит».
Портреты героев помогают понять их сущность. Тургенев тщательно выписывает облик Павла Петровича, его костюм, отмечая его красивую «руку с длинными розовыми ногтями», снежной белизны манжет, застегнутый крупным опалом, душистые усы, «прекрасные белые зубы».
В портрете Евгения выделено его лицо, «длинное и худое», которое оживлялось улыбкой и выражало самоуверенность и ум, красную руку, темно-белокурые волосы, длинные и густые. Эти детали портрета подчеркивали его трудолюбие, неизнеженность, постоянную и напряженную работу мысли.
Значительно дополняет характеристики героев и окружающая их обстановка. Тургенев изобразил представителей различных социальных групп. Окружающие их вещи, одежда, предметы личного обихода помогают глубже познать их хозяев. Обстановка кабинета Павла Петровича наглядно подтверждает его изысканный аристократический вкус. Рабочая комната Базарова сразу же превратилась в лабораторию, наполнилась различными запахами, склянками, банками с лягушками для опытов. Это комната ученого, труженика, преданного своей профессии. «Бивуак» отца Базарова, так он называл свой дом, - это дом бедного провинциального лекаря.
Комната Фенечки отличалась чистотой и уютом. Все было просто, опрятно, пахло ромашкой, мелиссой, на окнах стояли банки с вареньем, в клетке жил чиж. Обстановка комнаты Фенечки очень скромная, все дышит тишиной и покоем. Совершенно иная комната у Кукшиной, эмансипированной женщины. Сумбурная, неопрятная, безвкусная обстановка свидетельствовала о дурном эстетическом вкусе, о какой-то распущенности и неряшливости ее хозяйки.
Понять настроения и переживания героев помогает пейзаж романа. Демократа Базарова привлекают не аромат лесов и полей, а болота с лягушками. Даже у лирически настроенного помещика Николая Петровича на первом месте не поэзия природы, а хозяйственные заботы. Оскудение дворянских поместий подчеркивается бедностью пейзажа. Вид убогой и печальной русской деревеньки «с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», опустелые гумна, «мужичков на плохих клячах» сливаются с переживаниями героя.
Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли оттеняется описанием «славного, свежего» утра, росы, которая «блистала серебром на паутинках», неба, с которого «сыпались песни жаворонков».
Лирической печалью овеяно описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, цветы, растущие на его могиле, «говорят... о вечном примирении и о жизни бесконечной».
Проза Тургенева музыкальна и ритмична. По справедливому замечанию зарубежного литератора Ю. Шмидта, «читая его романы, так и кажется, будто слышишь аккомпанемент пения».
Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века...
Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...
Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...
Евгений Базаров- нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, ув- лекается естественными науками. Каждый день его заполнен тру- дом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. "Базаров вставал...
На вопрос Художественное своеобразие романа Отцы и дети заданный автором Ильдар Ризатдинов
лучший ответ это Общественно-исторический контекст
В романе «Отцы и дети» нашел отражение исторический процесс смены поколений.
40-е годы XIX века в России были временем либерально настроенных дворян.
Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами» , «романтиками» . В 50 – 60-е годы на общественной арене появились разночинцы.
Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.
Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т. д.) меняются его взгляды и убеждения.
Кольцевая композиция: Марьино (усадьба Кирсановых) Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян) Никольское (имение Одинцовой)
Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний.
Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью) .
И. С. Тургенев уделяет большое внимание речевой характеристике героев.
Так, например, представитель старшего поколения Павел Петрович Кирсанов говорит языком Александровского времени, употребляя устаревшие слова «эфто» (вместо «это») , «принсип» (вместо «принцип») , а также использует витиеватые обороты: «А вот извольте выслушать» , «Чувствительно вам обязан» , «Вам все желательно шутить» . Представитель молодого поколения Базаров, напротив, говорит просто, иногда даже грубо: «Тамошние ученые дельный народ» , «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например» , «Дрянь, аристократишко» . Кроме того, будучи по образованию медиком, он часто использует в речи медицинские термины и латинские выражения. Речевая характеристика
Slide 10
Пейзаж в литературе – это прежде всего изображение природного окружения человека (хотя может быть и городской пейзаж) . Он, как правило, выражает не только эстетическое отношение автора к воспроизводимому объекту, но и служит средством психологической характеристики героев, помогает раскрыть социальные и философские проблемы, поставленные в произведении.
По сравнению с другими романами И. С. Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы») . Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская» , и Н. П. Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян) .
Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе (настраивает читателя на философские размышления) .
«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый.
Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским.
Жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.
Художественная отделка романа
безукоризненно хороша.
Д. И. Писарев
Художественная форма «Отцов и детей» тесно связана с содержанием романа. Сюжет его построен на постепенно усиливающихся идейных спорах двух вражду-ющих групп. Конфликт между ними заканчивается полным разрывом. Внутрен-ний мир и характер героев раскрываются в спорах-диалогах, из которых становят-ся очевидными взгляды, мысли и вкусы противников. Старая, уходящая Русь не сдается без боя; новая, молодая Россия не только не уклоняется от него, но неиз-менно выходит победителем. «Базаров, по-моему, постоянно разбивает Павла Петровича, а не наоборот», — писал Тургенев.
Тургенев — великолепный мастер речевых характеристик. Речь героев передает не только мысли, но и характеры, привычки, неповторимое человеческое своеобра-зие. Политические убеждения Павла Петровича и Базарова отчетливо проявляются прежде всего в спорах, в речи. Речь Кирсанова-старшего отличается строгой логич-ностью, отвлеченностью от реальной действительности, обилием иностранных слов. Часто он не может подобрать нужное слово на русском языке и заменяет его фран-цузским или английским. Говорит он с подчеркнутой, «изысканной учтивостью». Любезность, мягкость, осторожность проявляются в речи Николая Петровича.
В языке Базарова сказываются остроумие, смелость, резкость суждений, неко-торая грубоватость. В споре с Павлом Петровичем он спокойно, но смело обобщает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... сколько иностранных... и бес-полезных слов! Русскому человеку они и даром не нужны». Основой речи «плебея» Базарова является язык народа. Он часто пользуется пословицами и поговорками, подчас грубоватыми словами и выражениями: «слыхали мы эту песню», «черт меня дернул», «рассиропился» и др. Многие его суждения звучат категорично: «Поря-дочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Попал под колесо — туда и дорога», «Рафаэль гроша медного не стоит».
Портреты героев помогают понять их сущность. Тургенев тщательно выписыва-ет облик Павла Петровича, его костюм, отмечая его красивую «руку с длинными розовыми ногтями», снежной белизны манжет, застегнутый крупным опалом, ду-шистые усы, «прекрасные белые зубы».
В портрете Евгения выделено его лицо, «длинное и худое», которое оживлялось улыбкой и выражало самоуверенность и ум, красную руку, темно-белокурые воло-сы, длинные и густые. Эти детали портрета подчеркивали его трудолюбие, неизне-женность, постоянную и напряженную работу мысли.
Значительно дополняет характеристики героев и окружающая их обстановка. Тургенев изобразил представителей различных социальных групп. Окружающие их вещи, одежда, предметы личного обихода помогают глубже познать их хозяев. Об-становка кабинета Павла Петровича наглядно подтверждает его изысканный арис-тократический вкус. Рабочая комната Базарова сразу же превратилась в лаборато-рию, наполнилась различными запахами, склянками, банками с лягушками для опытов. Это комната ученого, труженика, преданного своей профессии. «Бивуак» отца Базарова, так он называл свой дом, — это дом бедного провинциального лекаря.
Комната Фенечки отличалась чистотой и уютом. Все было просто, опрятно, пах-ло ромашкой, мелиссой, на окнах стояли банки с вареньем, в клетке жил чиж. Обстановка комнаты Фенечки очень скромная, все дышит тишиной и покоем. Со-вершенно иная комната у Кукшиной, эмансипированной женщины. Сумбурная, неопрятная, безвкусная обстановка свидетельствовала о дурном эстетическом вку-се, о какой-то распущенности и неряшливости ее хозяйки. Материал с сайта
Понять настроения и переживания героев помогает пейзаж романа. Демократа Базарова привлекают не аромат лесов и полей, а болота с лягушками. Даже у ли-рически настроенного помещика Николая Петровича на первом месте не поэзия природы, а хозяйственные заботы. Оскудение дворянских поместий подчеркивает-ся бедностью пейзажа. Вид убогой и печальной русской деревеньки «с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», опустелые гумна, «мужичков на плохих клячах» сливаются с переживаниями героя.
Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли оттеняется описа-нием «славного, свежего» утра, росы, которая «блистала серебром на паутинках», неба, с которого «сыпались песни жаворонков».
Лирической печалью овеяно описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров, цветы, растущие на его могиле, «говорят... о вечном примирении и о жизни бесконечной».
Проза Тургенева музыкальна и ритмична. По справедливому замечанию зарубежного литератора Ю. Шмидта, «читая его романы, так и кажется, будто слышишь аккомпанемент пения».
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- художественные особенностиромана отцы и дети
Творчество Тургенева отражает жизнь в ее конфликтах, представляет разнообразные социальные ориентации российской жизни 60-х годов ХIХвека, привлекает внимание к наиболее характерным социальным и историческим типам. Для этого писателя характерно как постижение реальной народной жизни и народных типов, так и новых идей, влияющих на умонастроения людей, которые своей жизнью проверяют величие и ущербность исторических веяний.
Черты реализма в романе «Отцы и дети»
Важная черта романа Тургенева — отражение типичных, а потому и реалистичных, для русской культуры характеров. По-новому показывает писатель и образ «лишнего человека»: «лишний человек» Тургенева способен проявить себя не в конкретном поступке, а исключительно словесно, в призывах к действию («Рудин», «Дым»).
Новый тип героя
Новая для российской действительности, но в то же время типичная фигура — это . В нем воплотились реальные черты революционеров -демократов 60-х годов:
- позитивизм как философия Базарова провозглашает превосходство жизненной силы над моральными категориями — долгом, честью и т.п;
- эстетические взгляды героя близки к взглядам —
«Прекрасно то, что полезно»;
- эксперимент для героя — единственный способ изучения человека и природы и человека.
Сочетание типического и индивидуального в судьбах главных антагонистов — Базарова и Павла Петровича Кирсанова — выражено наиболее рельефно:
- судьба Базарова — типичная судьба разночинца, однако его смерть в конце романа — это индивидуальный ход автора;
- судьба Павла Петровича тоже типична, однако ее индивидуальность связана с любовной историей героя, что могло бы при другом характере иметь и другую развязку.
В романе «Отцы и дети» отсутствует внешняя (недаром волна критики обрушилась на Тургенева и со стороны либералов, и со стороны демократов: и те и другие посчитали роман пасквилем).
Однако автор, не выражая открыто своей оценки, композицией романа, сюжетными ходами показывает неправоту героев (высказывания Базарова о любви — любовь героя к Одинцовой). Особое значение в выражении авторской позиции имеет описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Идеи умирают вместе с их основателями, человек смертен, но природа вечна. В этом жизненный и философский реализм писателя.
Композиционное решение романа
Роман построен как диалог противников, диалог поколений, который автор переносит в плоскость социально-идеологических концепций. Павел Петрович и Базаров изначально обозначены в романе как непримиримых антагониста. Ходом сюжета Тургенев доказывает, что позиции и того и другого слишком категоричны и поэтому не могут быть признаны верными. Для самого Тургенева нигилизм Базарова неприемлем, так как не имеет позитивной программы.
В основе композиции — реальный конфликт между либералами и революционерами-демократами как двумя поколениями людей, думающих о судьбах России. Именно в композиции заложена полемика автора с героем. Так, за безапелляционными суждениями главного пероснажа о любви, об отношении к женщине (Базаров об Одинцовой:
«… этакое богатое тело! — хоть сейчас в анатомический театр»)
следует рассказ о любви героя к Одинцовой. Эта любовь опровергает утверждения героя, а автору позволяет высказать свое несогласие с его позицией. Жизнь многообразнее утверждений нигилиста.
Композиция романа «Отцы и дети» может быть разделена на две части: Тургенев дважды проводит героя по кругу — Марьино, Никольское, родительский дом.
Это позволяет писателю показать, что Базаров, познавший сомнения, мучительно пытающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от сложностей реального мира, проигрывает в этой схватке.
Образная система — реализм персонажей романа
Важны все персонажи. Так Павел Петрович — главный противник Базарова. Николай Петрович, Аркадий — это тоже участники спора, но их высказывания значительно мягче, они дополняют спорщиков, но в то же время показывают, что жизнь гораздо разнообразней. Анна Сергеевна Одинцова не похожа на тургеневских девушек прежних романов. Она человек, который знает, чего он хочет.
Любовь к Одинцовой — испытание и для нее, и для Базарова.
Гротескные фигуры Ситникова и Кукшиной дискредитируют позиции нигилиста Базарова, показывают, до какого абсурда может быть доведена социальная теория, если ее переносят на общество люди, подобные Ситникову и Кукшиной.
В композиции, в раскрытии характеров особую роль играет эпилог
- примат вечной на смертным человеком в описании могилы Базарова,
- кульминация идеи нелепости нигилизма и его наследников — в упоминании о Кукшиной и Ситникове,
- описание мирного поместного существования семьи Кирсановых — закономерный итог развития характеров Аркадия и Николая Петровича,
- далекое от родины существование Павла Петровича- также закономерно и показывает финал жизни еще живого человека,
- судьба Одинцовой, вышедшей замуж за человека, который является одним из будущих общественных деятелей России, который способен трезво оценить ситуацию, представляет авторский компромисс — результат ожесточенных идеологических споров.
Описания, портреты и речь героев романе «Отцы и дети»
Несомненно важны и портреты героев, детали, речи персонажей:
- описание одежды Павла Петровича и Базарова как бы задает будущий антагонизм их отношений,
- красная, обветренная рука Базарова свидетельствует о том, что он привык к работе,
- а изнеженная рука Павла Петровича говорит о аристократизме;
фраза Базарова
«Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку»
должна, по мнению героя, определить его место в кирсановском доме, показать этим аристократишкам, что он, Базаров, не будет перед ними унижаться; многие фразы этого героя представляют собой афоризмы, хорошо отточенные, быстро запоминающиеся
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»,
что свидетельствует о продуманности его нигилизма, а также о его несомненном даровании.
Реализм Тургенева в романе «Отцы и дети» внес много нового в развитие этого Несомненен вклад писателя в решение мучительных проблем, волнующих русское общество в середине ХIХ. Однако развитие нашей страны в ХХ веке заставило по-новому прочесть это произведение русского писателя и оценить его прозорливость.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесьТрактовка как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева встречается разная. Именно поэтому следует критически относиться к этим рассуждениям, и в частности, к трактовке Писарева.
Принято считать, что основная расстановка сил романа отражена в противостоянии Базарова и Павла Петровича Кирсанова, так как именно они ведут полемику на различные темы - о нигилизме, аристократизме, практической пользе и прочем. Однако оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова. Все слова Павла Петровича - лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Он, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Вся его предшествующая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения, но первая же трудность - неразделенная любовь - сделала Павла Петровича ни на что не способным. Убеждений, как справедливо отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается «протащить» принципы, причем понятые на свой манер. Все они сводятся к соблюдению внешних приличий и усилиям, направленным на то, чтобы считаться джентльменом. Форма без содержания - в этом суть Павла Петровича (это ярко прослеживается в описании его кабинета, а затем в том, что в качестве символа России Павел Петрович держит на столе пепельницу в форме «мужицкого лаптя»).
Таким образом, Павел Петрович оказывается совершенно несостоятельным оппонентом Базарову. Настоящий оппонент вождю нигилистов - Николай Петрович Кирсанов, хотя он и не вступает в словесные баталии с Базаровым. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта противостоят всеотрицанию нигилистов. Павла Петровича во всем интересует лишь внешняя сторона вещей. Он толкует о Шиллере, о Гете, хотя вряд ли удосужился их прочесть, его суждения самонадеянны и поверхностны.
Но то же ламое можно сказать о Базарове! То же пристрастие к «внешним эффектам» (бакенбарды, балахон, развязные манеры и прочее) и та же «неорганичность» с окружающим его миром. Связь Базарова и Павла Петровича не только внешняя, но и генетическая: Базаров отрицает все то уродливое и недееспособное, что есть в Павле Петровиче, но в этом отрицании впадает в крайность, а крайности, как известно, сближаются, и именно поэтому между Базаровым и Павлом Петровичем так много общего. Таким образом, Базаров - порождение пороков старшего поколения, философия Базарова - это отрицание жизненных установок «отцов», которые те успели изрядно дискредитировать, Базаров - это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот.
Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, в том числе и философии сама жизнь неизбежно опровергнет ее, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Николай Петрович Кирсанов мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата. Оружие последних в споре - логика, софистика, схоластика. То знание, которым обладает Николай Петрович, нельзя передать словами, человек должен его сам почувствовать, выстрадать. То, что он мог бы сказать о гармоничном существовании, о единении с природой, о поэзии, - для Базарова и для Павла Петровича пустой звук, потому что для понимания всех этих вещей нужно иметь развитую душу, которой ни у «уездного аристократа», ни у «предводителя нигилистов» нет.
Это в состоянии понять сын Николая Петровича Аркадий, который, в конце концов, приходит к выводу о несостоятельности идей Базарова. В немалой степени Базаров сам способствует этому: Аркадий понимает, что Базаров не только не уважает авторитеты, но и окружающих, что он никого не любит. Трезвый житейский ум Кати ему больше по сердцу, чем холодная схоластика Базарова. Весь дальнейший путь Базарова, описанный в романе, - опровержение его нигилистической доктрины. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Но после того как влюбляется в Одинцову, понимает, что это не так. По его совету Аркадий отнимает у отца томик Пушкина и подсовывает немецкую материалистическую книжку. Именно Базаров высмеивает игру Николая Петровича на виолончели, восхищение Аркадия красотами природы. Однобоко развитая личность Базарова не в состоянии понять всего этого.
Однако для него еще не все потеряно, и это проявляется в его любви к Одинцовой. Базаров оказывается человеком, а не бездушной машиной, которая способна лишь ставить опыты и резать лягушек. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от них он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося. человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова - это смерть его доктрины. Перед лицом неизбежной гибели Базаров отметает все наносное, второстепенное, чтобы оставить самое главное. И этим главным оказывается то человеческое, что в нем есть, - любовь к Одинцовой.
Тургенев на каждом шагу опровергает Базарова. Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, - и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен , подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа - храм, а не мастерская и что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку . Оказывается, что Пушкин и игра на виолончели в абсолютном измерении гораздо важнее всей «полезной» деятельности Базарова. Кроме того, Тургенев сумел показать в образе Базарова и очень опасные тенденции - крайний эгоцентризм, болезненное самолюбие, непоколебимую уверенность в собственной правоте, претензию на обладание абсолютной истиной и готовность в угоду своей идее проводить насилие (разговор Павла Петровича с Базаровым, когда последний заявляет, что готов идти против своего народа, что их, нигилистов, не так мало, что если их сомнут, то «туда нам и дорога», но только «еще бабушка надвое сказала» и т. д.). Тургенев увидел в своем герое ту «бесовщину», о которой позже будет писать Достоевский (« »), но привел его все-таки g общечеловеческому началу, а идеи нигилизма - к развенчанию.
Не случайно после смерти Базарова не остается его последователей. На бесплодной почве нигилизма взрастают только такие" пародии на людей, как Кукшина и Ситников. В последней сцене - описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, - вечная природа, на спокойствие которой посягал Базаров, даст «нигилисту» последнее успокоение. Все второстепенное, что придумал беспокойный и неблагодарный сын природы - человек, - остается в стороне. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, давшие ему жизнь, с которой он так неразумно обошелся, окружают его. Ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема «отцов и детей!» живет и сейчас, приобретая несколько другое направление.