Игорь Арменович Саруханов: биография. Игорь саруханов, биография, новости, фото Игорь саруханов где живет

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Игорь Арменович Саруханов. Родился 6 апреля 1956 года в Самарканде (Узбекистан). Советский и российский музыкант, певец, композитор, поэт. Заслуженный артист РФ (1997).

По национальности армянин.

Отец - Армен Ваганович Саруханян (1930-1991), учёный, кандидат технических наук, преподавал в техническом вузе.

Мать - Роза Ашотовна Саруханова (1932-1991), преподаватель русского языка и литературы.

Младший брат - Ваган Арменович Саруханов (1960 г.р.).

Предки по материнской линии происходят из Гориса, а предки по отцовской - из Степанакерта. Прадед по отцу был состоятельным человеком, занимался зерном, лесом, обработкой камня, имел в подчинении несколько заводов и фабрик. В 1921-22 годах, во время голода в Поволжье, он отправлял туда составы зерна со своих фабрик. Во время массовых репрессий, чтобы избежать ареста и расстрела, он уничтожил все документы и отказался от собственного имущества.

Когда Игорю исполнилось четыре года, семья из Самарканда перебралась в Москву, где отец защищал диссертацию.

В Долгопрудном окончил музыкальную школу №1 по классу классической гитары.

Еще будучи подростком начал выступать на танцах и дискотеках, зарабатывал деньги, из-за чего имел проблемы в школе. Он вспоминал: "Музыкой занимался с детства, а с шестого класса уже создал ансамбль. Мы выступали не только на школьных праздниках, но и на вечерах отдыха в родном подмосковном Долгопрудном. Правда, однажды директор хотел... выгнать нас из школы. За то, что мы получали деньги за свои выступления. Получается, вели коммерческую деятельность, чего в советское время категорически нельзя было делать! Выручать нас пришел мой папа. Он зашел к директору и объяснил ему: да, деньги мы брали. Но деньги были нужны на покупку новых инструментов, струн для старых гитар, ведь струны быстро приходят в негодность".

Срочную службу проходил в Ансамбле песни и пляски Московского военного округа, где познакомился со Стасом Наминым. Благодаря последнему после демобилизации в 1979 году попал в ансамбль «Синяя птица». Далее работал в ВИА «Цветы», с которой выступал до 1981 года.

В 1981 году Игорь Саруханов основал свою группу «Круг» . Состав сформировался из бывших музыкантов группы Стаса Намина «Цветы» - кроме Игоря Саруханова (гитара, вокал), в составе были Александр Слизунов (клавишные), Владимир Васильев (бас, вокал) и Михаил Файнзильберг (ударные). Самая первая их песня - «Кара-кум» - стала визитной карточкой группы.

Молодой коллектив взял под опеку поэт Анатолий Монастырёв, после чего у группы начинается активная успешная гастрольная жизнь. Однако в августе 1982 года Министерство культуры СССР издаёт приказ о расформировании ряда супергрупп, в том же приказе музыкантам «Круга» поимённо запрещалось работать вместе. От немедленной расправы группу спасло только заступничество заместителя главного редактора газеты «Советская культура», поэтессы Татьяны Квардаковой - жены Игоря Юрьевича Андропова, сына тогдашнего Генсека ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова. Она лично встретилась с заместителем министра культуры, популярным актёром Георгием Ивановым и убедила его отменить приказ. Тем не менее, всю вторую половину 1982 и часть 1983 года группа просидела без концертов.

Группа «Круг» распалась в 1984 году из-за личных отношений внутри коллектива.

В 1984 году на фестивале в Сопоте был отмечен первой премией как автор песни «Позади крутой поворот».

С 1985 года Саруханов начал сольную карьеру. Заявил о себе на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, где стал обладателем первой премии в конкурсе за лучшую песню о Москве - «Московский простор».

В 1986 году вышел первый диск-гигант певца «Если нам по пути». С этого момента он начал активно гастролировать, получил звание лауреата фестиваля «Братиславская лира».

Многие его песни стали хитами - «Зеленые глаза», «Дорогие мои старики», «Позади крутой поворот», «Лодочка» и др.

Игорь Саруханов - Зеленые глаза

В 1990 году на песню Игоря Саруханова «Barber» был снят первый профессиональный видеоклип (режиссёр Михаил Хлебородов).

В качестве поэта и композитора работал с Тынисом Мяги, Сергеем Челобановым, Анне Вески, Александром Маршалом, Батырханом Шукеновым, Алексеем Чумаковым, Николаем Трубачом, группами «Комбинация», «А’Студио», «Город 312» и др.

В 2018 году стал участником 3 сезона шоу «Три аккорда» на Первом канале, его соперниками выступили Ирина Апексимова, Ева Польна, Алена Свиридова, Мариам Мерабова, Анастасия Макеева, Александр Шоуа, Дмитрий Певцов, Дмитрий Дюжев, Ярослав Сумишевский.

Рост Игоря Саруханова: 170 сантиметров.

Личная жизнь Игоря Саруханова:

Шесть раз был женат.

Первая жена - Ольга Татаренко, артистка в жанре каучук (жанр цирковой акробатики, демонстрация необыкновенной гибкости тела).

Вторая жена - Нина, археолог.

Третья жена - Анжела, солистка цыганского трио.

Четвертая жена - Елена Ленская, писательница и модельер.

Пятая жена - Екатерина Голубева-Польди, актриса и балерина. Она снималась в его клипах, на ее стихи он написал несколько песен. Поженились после двух лет совместного проживания.

В первых браках детей не было.

Шестая жена - Татьяна Анатольевна Саруханова (в девичестве - Костычева; 1975 г.р.), член Союза художников России, дизайнер, создатель бренда «Igor Sarukhanov». Она долго работала администратором у певца. В 2008 году Татьяна родила дочь Любу, которую Саруханов удочерил. Он рассказывал: "Когда ее оставил жених, от которого она ждала ребенка, я решил поддержать женщину в трудную минуту, стать приемным папой. Так и сказал: «Таня, давай я Любу удочерю». Главное, чтобы у ребенка были папа и мама".

Позже у них начались серьезные отношения и в июне 2014 года они поженились.

Игорь Саруханов с женой Татьяной и дочерью Любой

Фильмография Игоря Саруханова:

1980 - Фантазия на тему любви - певец, музыкант ансамбля "Фокус"
1980 - Мелодии и ритмы молодости (короткометражный)
1997 - Новейшие приключения Буратино - Пьеро
2011 - Восьмая Марта
2011 - Игорь Тальков. Поверженный в бою (документальный)
2011 - Анне Вески. Горячая эстонская женщина (документальный) 2012 - Путейцы-3 - эпизод

Дискография Игоря Саруханова:

1987 - Если нам по пути
1989 - Зеленые глаза
1991 - Я хочу побыть один
1994 - Лучшие песни 2 (сборник)
1994 - Зачем вернулась ты?
1995 - Музыка для дискотек
1997 - Скрипка - лиса
1999 - Это не любовь
2001 - Лодочка, плыви
2002 - Grand Collection (сборник)
2003 - Любимые песни.ru (сборник)
2004 - Новая коллекция (сборник)
2004 - Новый альбом
2004 - Любовное настроение (сборник)
2007 - Биография чувств
2010 - Алые паруса
2012 - Чёрные, белые полосы

Библиография Игоря Саруханова:

2007 - Биография чувств

Песни Игоря Саруханова:

Дорогие мои старики
Зелёные Глаза
Ты сказала - поверь
Красавица
До Утра
Новый Год
Самолеты
Южная История
Серенада
Поплакала и хватит
Бухта Радости
8 марта
Ты и я...
Горькая Обида
Моя любовь
Я хочу сейчас побыть один
Возвращайся
Две Сестры
Это не любовь
Придуманная любовь
Какая ты красивая
Желаю тебе
Сухуми
Мотылёк
Лодочка плыви
Журавли летели, небо пело, облака неслись куда-то...
Зачем, зачем вернулась ты из той холодной темноты в мою любовь, в мои мечты...
Счастливый билет
Скрип колеса (Скрипка-лиса)
Не рассказывай
Алые паруса
Заглянул в почтовый ящик
Ты приехала в Москву
Зачем вернулась ты
Рождественская ночь
Позади крутой поворот
Ниточка
Черно-белые полосы
Парень с гитарой


Игорь Саруханов с семьей

Последние восемь лет жизнь Игоря Саруханова во многом подчинена интересам его детей. Знаменитый музыкант расстался со столичной суетой и старается создать в Подмосковье идеальные условия для своих любимых девушек: супруги Татьяны и двух дочек — Любы и Розы.

— Игорь, многие ваши коллеги признавались, что музыкальная карьера и дети не всегда сочетаются. Вы это почувствовали после рождения дочерей?

— Самое главное — приоритеты. Очень важно понимать, что человек, который посвящает себя искусству, — непростой человек. Это человек обреченный, я бы сказал. Но если есть голова на плечах, можно все объединить. Если есть дети, замечательный дом и прекрасная семья, можно быть успешным, работать, посвящать себя искусству. У меня есть дополнительная мотивация работать — два ребенка. Но если раньше у меня по сорок концертов в месяц проходило, то сейчас от пяти до десяти. А если вижу, что многовато, стараюсь оставлять не больше семи выступлений. Я люблю выходить на сцену и люблю общаться со своим зрителем, давать интервью. Но при этом люблю, чтобы после работы у меня оставались силы и желание общаться со своими близкими и поднимать уже им настроение.

— То есть детей вам можно доверить?

— Конечно. Я все умею делать сам. Могу сменить подгузники, сварить кашу, поиграть, почитать ребенку сказки. Я встаю в семь утра, веду старшую дочь в школу, мне это доставляет удовольствие.

— Вашей старшей дочери восемь лет. Чем она занята кроме школы?

— Любочка уже замечательным образом справляется с музыкой, вокалом, фортепиано, гитарой. Мы живем неподалеку от Звенигорода, где располагается культурный центр имени Любови Орловой, где она раз в месяц выступает. Также она учится в школе в Звенигороде. Между прочим, качество обучения великолепное, я проверял. У меня мама по образованию учитель русского языка и литературы. Папа преподавал в институте, и я к вопросу обучения серьезно отношусь. Прежде чем отдавать ребенка, я все промониторил. Правда, пришел к такому выводу: где бы ребенок ни учился — без репетитора успеха не будет. Кроме учебы и уроков с репетиторами Любочка занимается бальными и спортивными танцами. Младшая тоже танцует. При этом все быстро понимает и схватывает, хотя еще еле-еле говорит. Татьяна сказала, что у нее очень хорошие задатки, она хорошо рисует. Татьяна Саруханова — художник России. Поэтому и у дочери очень интересные взаимоотношения с красками. Ну, пока Розе всего два годика.

— У детей нередко возникает борьба за внимание родителей…

— Я бы сказал, у них есть борьба за внимание вообще. Если я вдруг обнял Любочку и поцеловал ее или поощрил за то, что она получила «пятерку», уже бежит Роза: а я, а мне… Она, конечно, ревнует. И это нормально. Но мы стараемся сделать все, чтобы внимание доставалось обеим девочкам. В общем, хорошие у меня растут дочки. У Розочки такие же ямочки, кудри, как у меня. (Смеется.)

— Кстати, о внешнем виде. В прошлом году вам исполнилось шестьдесят лет, что многих очень удивляет. Расскажите о вашем эликсире молодости?

— Все-таки если мы верим и говорим — пути Господни неисповедимы, я думаю, что он все делает для того, чтобы я выглядел молодо и занимался своей профессией. Я полностью и всецело отдаю себя тому, что он мне подарил, и стараюсь Господа не гневить.

— Плюс здоровый образ жизни…

— Да, я стараюсь правильно питаться. Есть до семи часов. Есть меньше мяса. Все подряд не сметать, и с водой так же… Чем меньше ешь, тем лучше выглядишь.

— Вас не так давно видели в караоке. Неожиданное увлечение для профессионального артиста…

— Я там был по работе. Я создал музыкальный фестиваль «Sarukhanov Music Fest», в котором даю возможность тем, кто любит петь, выйти на новый уровень. Мы отбираем участников в каждом из городов, в котором проходит фестиваль. И эти конкурсанты выйдут на сцену концертного зала в Москве на финальном концерте. Победивший получит возможность записать в профессиональной студии свой первый сингл. Также они смогут исполнить мои песни в моем концерте под аккомпанемент группы. Я, таким образом, даю жизнь моим песням на многие годы.

— Говорят, что ваша супруга посвятила одну из своих картин знаменитому хиту «Скрипка-лиса»…

— Из ее работ эта — моя любимая. У нас в доме только ее картины и развешаны. Есть романтика, есть эклектика. Картины яркие, дерзкие, мне очень нравится ее стиль.

— А за ваш имидж тоже Татьяна ответственна?

— Нет, я не могу ее обременять такими вещами. Вообще я много чего делаю сам. Более того — и по дому тоже.

— Меня обманул бывший помощник, которому я доверял. Поэтому пришлось все взять в свои руки. Я даже сам создал эскиз, закупал материалы, контролировал процесс. Но у Тани тоже было много дизайнерских идей по дому. Я и сейчас с ней всегда советуюсь, она очень креативная, все-таки три высших образования.

— По статистике отделка дома является одной из наиболее частых причин для семейных ссор…

— Нам нельзя ссориться, дети же все видят. Я могу, конечно, сказать: нужно сделать так-то. Она — да-да, ты прав. И все. Иногда хочется крикнуть по телефону на кого-то — мы же все живые люди. Но останавливаешь себя, потому что рядом ушки детей, которые все слышат. Я по своей природе не конфликтный человек. Считаю, что конфликты — это глупость, которая никому не приносит никакой пользы. Семье — тем более.

Талантливый певец и композитор Игорь Саруханов славится среди друзей и почитателей своей слабостью к особам прекрасного пола. Увлекающийся и влюбчивый музыкант был женат целых 5 раз, прежде чем к 57 годам окончательно остепенился. Сам он ведёт несколько иной счёт своим бракам и серьёзными называет только 2 из них, а остальные объясняет своими рыцарскими побуждениями для «решения вопроса статуса женщин». Все бывшие жёны Игоря когда-то поразили его своими удивительными качествами и были достойны звания жены, а не подружки. В настоящее время жена Игоря Саруханова - Татьяна Костычева, с которой он до заключения брака прожил более 10 лет.

Запутанные отношения Игоря и Татьяны всегда оставались доверительными и тёплыми. Встретив молодую, привлекательную Таню в 2011 году, он предложил ей стать его директором, а потом между ними завязались романтичные отношения, постепенно сошедшие на «нет». Они не перестали дружить после этого разрыва, и Игорь усыновил Танину дочь Любу от другого мужчины, чтобы обеспечить будущее ребёнка. После этого у Саруханова появилась новая возлюбленная - рыжеволосая Галина, с которой он некоторое время появлялся на светских тусовках, но эти отношения не заладились.

Летом 2014 года Игорь понял, что самой лучшей его женщиной всегда была Татьяна и они, наконец-то, поженились. В январе 2015 года у четы Сарухановых родилась дочь, которую назвали Розой в честь матери Игоря. Старшей сестре Розы - Любе уже 8 лет. Она занимается музыкой, учит иностранные языки и ходит на занятия художественной гимнастики. Отец в восторге от своих дочерей.

Жена Игоря Саруханова - Татьяна Саруханова - успешный художник, член Союза художников России. Она окончила Саратовское художественное училище им. Боголюбова и Московский Университет Культуры и Искусства. Теперь успешно занимается компьютерным дизайном, живописью, графикой и фотографией. Несколько её выставок, состоявшиеся в Берлине, Венеции и Греции были благоприятно восприняты публикой, а часть работ с них - приобретена ценителями. Для российской выставки супругами создан оригинальный арт-проект с использованием музыкальных и изобразительных средств, который с удовольствием посетили многие известные деятели современного искусства.

— Точно знаю, что все происходящее в жизни — от Бога. И радость, и наказание — все от него. Я всегда ценил тот дар, что получил с рождения, и знал, что не имею права его игнорировать или использовать как-то не так…

Музыка в моей жизни была всегда. На домашних праздниках мама (по профессии — педагог русского языка и литературы) замечательно играла на фортепиано и очень красиво пела романсы, так как окончила музыкальное училище. Поэтому я не сопротивлялся, когда мамочка предложила мне, десятилетнему, поступить в музыкальную школу. Думали идти по классу фортепиано, но там не оказалось свободных мест, и после прослушивания нам предложили выбрать любой другой инструмент. Мама выбрала гитару.

Мой педагог Людмила Васильевна Акишина была нашей соседкой и маминой подругой, учителем высшего класса. И любовь к инструменту она привила мне тем, что сама великолепно на нем играла. Так что прогуливать уроки или филонить никогда не хотелось, занимался прилежно.

Вообще я был способным ребенком — уже в 6-м классе сочинил песню, с которой выступил на школьном вечере.

— Слова помните? Наивные, наверное?

— Конечно, помню: «Зачем ты уходишь?» Повод был личный: мне нравилась десятиклассница, но она предпочла студента. Кстати, потом тот самый студент МФТИ стал моим другом, и мы вместе играли в ансамбле.

— А вот ваша студенческая жизнь не задалась: бросили учебу ради музыки. Наверняка такой поступок расстроил вашего папу — ученого?

— Непонимание длилось десять минут. Я сообщил родителям, что ухожу из Института химического машиностроения, где успел отучиться всего год. Папа спросил: «И куда ты собрался?» Я говорю: «Пока в подвал репетировать». Конечно, он переживал за мое будущее. Но сыночек не просто играл в подвалах, а зарабатывал деньги.

— Каким образом?

— Старшеклассником я играл в школьном ансамбле, который выступал помимо родных стен еще и на танцах. Гонорар — 100 рублей на четверых за концерт. Приличные деньги! Учитывая, что моя мама зарабатывала 120 рэ в месяц. Кстати, когда о моих «успехах» узнали в школе, встал вопрос об отчислении — ведь комсомолец не имеет права петь в ресторане! Но пришел папа и объяснил учителям, что этого делать нельзя, потому что сын зарабатывает не на развлечения, а на музыкальные инструменты. И вообще, он работает, а не бьет баклуши.

Вскоре меня заметили парни из ансамбля знаменитого МФТИ. Им понадобился опытный чувак — певец, гитарист с музыкальным образованием. Они-то были самоучками. «Синяя птица», The Beatles, Led Zeppelin, Deep Purple — вот что мы исполняли на танцевальной площадке города Долгопрудного.

По субботам в кафе на физтехе проходили абсолютно сумасшедшие ­концерты — играли «Машина Времени», «Цветы», «Удачное приобретение», «Високосное лето». В маленький зал набивалась уйма народа! Конечно, мы тоже мечтали там выступать. И вот свершилось: однажды и наш «Аквариум» пригласили выступить на прославленной сцене. От счастья просто офигели. Кстати, мы тогда и знать не знали о существовании другого «Аквариума» и БГ (Борис Гребенщиков. — Прим. «ТН»). До сих пор помню, как был одет на первом выступлении: батник и вельветовые штаны — сверху в облипочку, а внизу 26-сантиметровые клеши.

— Битком набитый зал «Крокус Сити Холла» взорвался аплодисментами, а я стоял на авансцене, смотрел на свою жену и дочку, сидящих в первом ряду, и наслаждался счастьем. Фото: Арсен Меметов

— Понятно, на что уходили заработки мальчишки.

— Так ведь надо было соответствовать гитаре-то! На прилавках в начале 1970-х лежало все серенькое и одинаково убогое. И я шел к маминой подруге тете Ане — работнику Мосторга и просил помочь. Она доставала мне дефицитные ткани — джинсу, вельвет. А потом мой любимый портной шил по моим эскизам. Став постарше и уже прилично зарабатывая, покупал у спекулянтов. Мы ведь были хиппи!

Помимо одежды нужна была гитара, а это 250 рублей, струны — 7 рублей 50 копеек, еще требовались барабанные палочки и так далее. Все это добывалось из-под полы в магазине «Аккорд» на Масловке. А импортные виниловые пластинки у спекулянтов по 60 рублей! Мы переписывали их на магнитофонную пленку и на слух разучивали новые песни. Не понимали английского языка, но копировали звуки в точности.

— Трудно представить, как могла сложиться дальше ваша судьба, если бы вы не попали служить в Ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Ведь это там произошло судьбоносное знакомство со Стасом Наминым?

— Если бы моя мама не обратилась к нашему соседу Владимиру Андреевичу, трубачу ансамбля, и не ­попросила помочь, а он не позвонил кому надо насчет меня, то наверняка ничего бы и не было. На судьбу влияет в конечном счете миллион разных обстоятельств. Именно

поэтому я не хочу прожить свою жизнь заново. Ни одной секунды не изменил бы в ней — настолько мудро, в единую цепочку, собраны все события моей биографии. Стас Намин часто приходил в ансамбль навестить товарища и натыкался на меня — дневального с гитарой. При этом я не бренчал, а перекладывал аппликатуру фортепиано Элтона Джона на гитару. Как-то Стас подошел ко мне, мы разговорились, познакомились.

Но в его группу «Цветы» я попал не сразу. Сначала была «Синяя птица», в которую меня пригласил тот самый товарищ Намина, которого он ­навещал. С января по апрель 1979 года я играл в этой потрясающей группе, но там не сложилось — почему-то я чувствовал себя не в своей тарелке. Когда Стас позвал в «Цветы», с радостью согласился.

Условия и в «Синей птице», и в «Цветах» были строгие. Например, в одиннадцать утра — сводная вокальная репетиция. Хочешь не хочешь — надо. Но мы и зарабатывали очень прилично. Папа, при его зарплате преподавателя вуза с кандидатским званием в 300 руб­лей, не понимал, как это можно получать две тысячи в месяц.

— И что по этому поводу говорил Армен Ваганович? Что несправедливо жизнь устроена или как правильно, что вы не пошли в ученые?

— Папа поражался, но относился с пониманием, когда я объяснял, что мы действительно вкалываем, играя по четыре-пять концертов в день, что связки рвутся и кровь идет горлом. Так и было, это не фигура речи.

— Вскоре вы вместе с друзьями основали группу «Круг», а с 1984 года стали выступать сольно. Именно тогда и пришла популярность к исполнителю собственных песен Игорю Саруханову?

— Главным хитом VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1985 года стала песня «Маскарад», написанная мной на стихи Анатолия Монастырева и Ольги Писаржевской. Песня шла по линии комсомола, можно сказать, что раскрутили меня комсомольцы — она звучала по радио, в «Московском комсомольце» вышла популярная «Звуковая дорожка». И дальше — обложки с моим фото в журналах «Работница», «Крестьянка»…

Фестиваль проходил летом, а уже в сентябре я как сольный исполнитель поехал с гастролями по стране. Расписан был каждый день до декабря включительно! Популярности добавила «Утренняя почта», в которой я спел песню «Парень с гитарой». Вот после этого меня стали узнавать везде.

— Любопытно, можно ли по вашим песням отследить вашу личную жизнь? Вот, к примеру, в каком случае песня выходит пронзительнее — когда вы счастливы или, наоборот, испытываете разочарование?

— Песни пишутся в разном состоянии. Приведу пример. 1986 год, звонит Симон Осиашвили: «Привет, Игорек, как дела?» — «У папы инфаркт», — отвечаю. Он вздыхает — его родители тоже болеют… «Я текст написал, хочу тебе показать», — говорит. Через полчаса сидит напротив, я читаю текст, и меня накрывает: в голове уже и куплет, и припев… Я даже допеть не смог — ком в горле. Вот и все, так была написана песня «Дорогие мои старики». Симон — молодец. С этой песней мы вошли в историю советского радио.

Вы не представляете, что творилось со страной после первого эфира! Песня звучала из каждой радиоточки 24 часа в сутки, и в итоге ее запись в фонотеке просто-напросто размагнитилась. Вам этого не понять, наверное. Дело в том, что сегодня любой редактор любой радиостанции может поставить копию любой песни. А в те годы музыкальный материал брали из фонотеки по официальной заявке, как книгу в читальном зале. И если песня звучала на «Маяке», к примеру, то нигде больше звучать не могла. Копия была одна, и ее из-за частых повторов размагнитили, пришлось делать вторую. Это случилось за всю историю советского радио дважды: первой размагниченной песней стала «Соловьиная роща».


После «Стариков» я сразу написал задорную «Зеленые глаза» — лишь для того, чтобы не сложилось мнение, будто я пишу только лирические песни. Никакой подоплеки или личной истории не было.

Или другой хит — «Желаю тебе». 1987 год, я на гастролях в Калининграде, одиннадцать утра. Сижу в своем гостиничном номере, смотрю местную программу — все поздравляют друг друга с юбилеями, днями рождения и так далее. Дело дошло до маленького мальчика, который сказал сакраментальную фразу: «А я своей маме желаю из тысячи игрушек одну — самую любимую». Вот и все. Я выключил телевизор и через 15-20 минут написал песню.

— Выходит, управлять вдохновением вы не можете?

— Вы правильно сказали — песни или пишутся, или не пишутся. И я знать не хочу, как это происходит. В литературном институте я не учился, на композиторском отделении тоже, так что все песни просто падают с неба. И это меня очень радует!

— Могу задать вопрос педагогу по гитаре: почему у гитаристки Любы Сарухановой неправильно поставлена рука? Вообще-то я учу дочку сам, когда бываю дома. Фото: Арсен Меметов

— В юности, танцуя под вашу «Скрипку-лису», я гадала: почему лиса-то? Наконец мне выпал шанс спросить автора.

— Двадцать с лишним лет люди спорят, как называется песня… Кто зовет ее «Скрипом колеса», кто «Скрипкой-лисой». На самом деле изначально это была «Скрипка-лиса». Когда на мое имя стали приходить начисления в агентство авторских прав за исполнение песни «Скрип колеса», я зарегистрировал второе название песни — «Скрип колеса», а в скобках написал: «Скрипка-лиса». Вот и все: у меня песня с двумя названиями.

— Какая-то гладенькая выходит творческая биография. Такое впечатление, что успех к вам в руки сам всю жизнь шел.


— Проблемы были… Не забывайте о советских худсоветах. Один, самый главный, худсовет радиокомитета страны находился на улице Качалова. А еще существовал худсовет на фирме грамзаписи «Мелодия». Все эти худсоветы для меня были страшны, потому что запрещали мне исполнять собственные произведения, так как я не был членом Союза композиторов и Союза писателей. Разрешалось петь 20 % своего репертуара, а остальные 80 % должны были принадлежать «маститым» авторам, чтобы дать им возможность зарабатывать. Ну и цензура меня тоже не щадила: долго не ­пропускали песню «За рекой» — спрашивали, какую именно реку я имею в виду, какую страну.

— Тем не менее на Международном фестивале песни в Сопоте в 1984 году ваша песня «Позади крутой поворот» получила первую премию. Ее и сегодня легко напоет любой человек старше сорока.

— Я уже упоминал поэта Анатолия Монастырева, он во многом мне помог. Фестиваль в Сопоте — телевизионный конкурс, Анне Вески взяла на нем первую премию. И вот тут «мастодонты» в Союзе композиторов впервые задали вопрос: кто такой этот Саруханов?!

В жизни мне очень сильно помогли несколько человек. Кроме Анатолия Монастырева, поэты Игорь Давыдович Шаферан и Михаил Исаевич Танич, на чьи стихи я написал много песен, ставшие потом хитами. Игорь Давыдович давал мне полезные советы, как вести себя с чиновниками. Его жена дружила с Раисой Максимовной Горбачевой, и это тоже в тогдашней системе было важным фактором. …От возраста все равно не спрятаться, да это и не нужно. Лучше задать себе вопрос: «Что изменилось в твоей личной синхронизации желаний и их исполнения?» И если ты все так же быстро материализовываешь их, как в 30, 40 и 50 лет, — возраста нет. Я до сих пор легко вскакиваю в пять утра, а в семь уже пою в прямом эфире.

— В молодости я женился, потом разводился. Лишь в 50 созрел для того, чтобы стать мужем в полном смысле слова. Фото: Арсен Меметов

— Что вы делаете для того, чтобы внутренний мотор не заглох?

— У меня есть две замечательные мотивации. Первая — это музыка. Вторая — моя семья. Придумать, сочинить новую песню — это полбеды. У меня более глобальные задачи — сделать так, чтобы уже через неделю эту песню знала вся страна, так же, как новую песню «Моя любовь по городу».

— Кстати, она тоже без повода написалась?

— Настроение было хреновое, с женой повздорили. И вот до того, как подойти к ней со словами: «Танюш, я без тебя не могу» и услышать в ответ: «И я не могу», написал эту песню.


Мы с Татьяной вместе уже 13 лет. Нашим дочерям — Любочке и Розочке — соответственно семь и годик. Тать­яна — замечательный художник, и мы с ней креативили по полной программе, создавая коллекции для модного дома Игоря Саруханова.

Но как-то я сказал: «Надо детей!» И Таня родила мне дочек. Наверняка вы спросите про мои многочисленные браки — без этого не обходится ни одно интервью. Я вам так скажу: настоящая жена — та, которая родила детей. (Игорь был официально женат несколько раз. — Прим. «ТН».) И моя бабушка, и мама говорили нам с братом: «Жениться надо только тогда, когда понимаешь, что можешь воспитывать детей, не спать ночами… А если боишься всего этого — не женись. Рано, значит, еще».

Они были правы, но я это понял только недавно, так как в ­молодости женился, потом разводился. Лишь в 50 я созрел для того, чтобы стать мужем в полном смысле слова.

Мы с Татьяной познакомились в 2003 году — они с подружками гостили у жены моего соседа по даче. На тот момент я был свободен. Когда увидел Таню, понял, что она мне очень нравится — я люблю женщин-интеллек­туа­лок. Тать­яна училась на двух факультетах и работала директором по маркетингу в серьезной фирме.

— Музыкантов в возрасте называют «сбитыми летчиками». Про меня никто не может так сказать: я, как и прежде, пишу хорошие песни, и у меня крутая команда. Фото: Арсен Меметов

— Не пытались сделать ее домохозяйкой?

— Нет, считаю это неправильным. Женщин нельзя держать дома, им нужно самовыражаться — иначе они сведут вас с ума.

— Вы официально женаты?

— Мы поженились полтора года назад, когда Татьяна была в положении — мы ждали младшую дочь Розочку. Не знаю, почему не созрел раньше. Но вдруг нам захотелось, и мы пошли в ЗАГС.

— Вы принимаете участие в воспитании дочерей?

— Я провожу с семьей все свободное время. И могу как отец задать вопрос педагогу по гитаре: почему у гитаристки Любы Сарухановой неправильно поставлена рука? Вообще-то я учу ее сам, когда бываю дома. Но я часто уезжаю на гастроли и съемки, а заниматься на инструменте надо каждый день.

Я опытный папа, все умею делать — менять подгузники, варить кашку, читать сказки. Со мной спокойно можно оставить маленького ребенка на весь день. Дочери меня изменили… Раньше мне казалось, что я эгоист. Сейчас уже нет — я живу ради семьи. Недавно чуть не умер на сцене, потому что голос пропал, а пришлось петь полноценный концерт.

— Дочери меня изменили. Раньше мне казалось, что я эгоист. Сейчас уже нет — живу ради семьи. С женой Татьяной и дочками Любой и Розой. Фото: Арсен Меметов

— Вы говорите это с сожалением или с радостью?

— Конечно, с радостью! И когда битком набитый зал «Крокус Сити Холла» во время юбилейного концерта взорвался аплодисментами, я стоял на цене, смотрел на свою жену и дочку, сидящих в первом ряду, и наслаждался счастьем. Это такая крутизна! Часто молодежь

называет музыкантов в возрасте «сбитыми летчиками». Но про меня никто не может сказать этих страшных слов: у меня крутая команда, я, как и прежде, пишу хорошие песни. Говорят, что настоящие артисты со сцены сами не уходят — их выносят. Что бы ни случилось, я все равно буду выходить и петь.

Семья: жена — Татьяна; дочери — Любовь (7 лет), Розалия (1 год)

Образование: окончил Институт современного искусства

Карьера: написал более 300 песен, среди которых: «Желаю тебе», «Скрипка-лиса», «Парень с гитарой», «Зеленые глаза», «Каракум», «Позади крутой поворот», «Лодочка»

Игорь Саруханов стал отцом в 58 лет

Игорь Саруханов и Татьяна Саруханова на программе «Пусть говорят»

Игорь Саруханов никогда не был обделен вниманием со стороны женщин, был шесть раз официально женат, но детей у него не было. Личная жизнь Игоря Саруханова всегда была бурной и запутанной. Примерно в 2008 году композитор удочерил дочку своего администратора Татьяны Костычевой, которую оставил отец ребёнка во время беременности. Татьяна женой композитора не была, хотя в прессе её часто называли таковой, дочь Люба носит фамилию Саруханова и во избежание кривотолков и разночтений Татьяна также взяла фамилию Саруханова. Жили они раздельно, но Татьяна всегда могла положиться на Игоря в трудную минуту, он ей во многом помогал. Однако через какое-то время биологический отец девочки попробовал предъявить права на воспитание ребёнка, что обсуждалось на программе Андрея Малахова «Пусть говорят». Видимо, каким-то образом проблему удалось решить. Летом 2014 года Игорь и Татьяна поженились, это уже шестой брак для Саруханова.



Рассказать друзьям