Игра с бумажками на лбу отзывы. Угадай кто я

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кто Я на самом деле

Вопрос «Кто я?» каждый человек задает себе не один раз в жизни. Года в три происходит выяснение по половой принадлежности. Кто я - мальчик или девочка? Далее лет в 10-12 мы пытаемся найти ответ на вопрос «Я кто - ребенок или взрослый, на что я способен?» А к 16 годам главным становится вопрос «Кто я есть? Каков мой путь?». Именно в это время у человека происходит определение по следующим пунктам: 1. Половая принадлежность; 2. Профессионализм; 3.Саморазвитие.

В психологии ответ на вопрос «Кто я и какой я» составляет суть такого понятия как «я»-концепция («я»-образ, образ «я»). Это система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Надо отметить, что эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью.

Таким образом, «я»-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «я»-концепции.

Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.

Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

Все, о чем было сказано выше, это теория. А как на практике? Попробуйте сами сейчас дать себе определение - кто я?

Попробовали? И что получилось? Сколько слов было в Вашем определении самого себя? Два-три? Или больше? Да, сказать о себе без подготовки сложно даже самому себе. Вроде бы понимаешь, кто и какой ты, но сказать красиво как-то стесняешься. И так же все понятно... А понятно ли? Если выразить словами не получается?

Давайте серьезно подготовимся к этому ответу, проделав небольшое (но не очень легкое) упражнение. Подойдите к его выполнению творчески, с полетом фантазии.

Итак, приступаем. Разделите чистый лист на 3 колонки.

Первая будет называться «Кто Я». Напишите в ней 15-20 определений-существительных самого себя. Например, человек, муж, электрик и т.д.

Вторая колонка будет называться «Какой Я». В ней напишите 10 определений-прилагательных самого себя. Например, веселый, умный ит.д.

И третья колонка будет называться «Каков мой путь, или моя миссия». Тут будет достаточно 5-6 путей. Здесь нужно написать, что ведет Вас по жизни, Ваши установки и т.п. Например, любовь к жизни, и т.д.

Далее вычеркиваем из первой колонки 10 неактуальных определений, из второй - 5, из третьей - 3. Из первой колонки вычеркиваем еще 5 неактуальных определений. Таким образом, в первой колонке у нас останется 5 слов, во второй - тоже 5, в третьей - 3

Из оставшихся слов составляем 3 предложения таким образом, чтобы в каждое предложение вошло 1-2 слова из первой и второй колонок и один путь из третьей. Если все о-кей с определением себя, то получатся такие 3 слогана-девиза, которые будут определять вас по трем направлениям, а именно: 1. Половая принадлежность; 2.Профессионализм; 3.Саморазвитие.

Как получилось? Вы себя таким видите? Вы себе нравитесь? Или есть над чем поработать? Тогда удачи!

  1. Спросить себя: «Кто я?» и непременно ответить.
  2. Проверить, как эти ответы реализуются в твоих отношениях с окружающими.
  3. Для сильных духом – бонус. Попробуем посмотреть со стороны на собственные представления о себе (и не испугаться).

Что понадобится? Блокнот или несколько листов бумаги, чтобы делать записи и рисовать. Ручка или карандаш (лучше всего цветные). Немного свободного времени, чтобы не торопясь прислушаться к себе.

Этап 1. Про себя

Задай себе вопрос «Кто я?» и запиши 10 ответов-характеристик (это обязательно должны быть существительные). Например: подруга, дочь, спортсменка, руководитель, врач, красавица, звезда танцпола и прочее.

Написала? Отлично. Теперь внимательно посмотри на список, посмакуй каждую характеристику – и оставь из них только 5, наиболее значимых для тебя. С ними и продолжим работать. Но список из всех 10 пунктов далеко не откладывай, мы еще вернемся к его анализу.

Отобранные 5 характеристик выпиши на отдельный листок в столбик – так, чтобы напротив каждой осталось место для трех слов, которые тебе еще надо придумать. Это должны быть определения, отвечающие на вопрос «Какая я___?». Например, ты – хулиганка. «Какая я хулиганка? – Дерзкая, смелая, отчаянная». Запиши по 3 определения для каждой из 5 ключевых для тебя характеристик.

Ну и заключительное для первого этапа задание. Сделай небольшой рисунок для каждой характеристики и ее определений. Не мучайся особо, достаточно даже корявого символического изображения того, что возникает у тебя в мыслях и фантазиях, когда ты думаешь о конкретной своей роли. Итак, у тебя должно получиться 5 изображений.

Вернись к длинному списку характеристик и попробуй отнести каждую из них к одной из групп:

  • связанные с отношениями (мама, сестра, подруга, любимая);
  • связанные с профессиональной или какой-то еще постоянной деятельностью (экономист, лыжница, руководитель);
  • связанные с внутренним самоощущением, самоопределением (искательница смысла, красавица, трусиха, отчаянная революционерка).

Какой вид характеристик преобладает? Считается, что чем более разнообразными ролями оперирует человек и чем гибче он с ними обращается, тем легче адаптируется к жизни и текущей в ней ситуации.

Если у тебя превалирует список, связанный с отношениями, можно говорить о том, что ты реализуешь себя в основном в общении с другими людьми. Нарушение каких-то человеческих связей может привести к потере уверенности в себе , потому что опора на иные роли у тебя в дефиците. Если наиболее внушительна группа характеристик, связанных с самоощущением, ты сосредоточена на своем внутреннем мире. Но не упускаешь ли ты живую связь с миром внешним – сферой отношений и активной деятельности? Если, судя по списку, ты деятельная особа, присмотрись, не теряешь ли ты в чувствах и в радостях привязанности, любви и дружбы.

В качестве профилактики или «лечения» сложившейся ситуации допиши, какими характеристиками тебе хотелось бы обладать, но по каким-то причинам ты их себе не присваиваешь.

Кстати, есть вероятность, что у тебя появится своя особенная группа ролей, о которой мы не упомянули. Это совсем не плохо, но подталкивает тебя подумать, какие черты твоей личности она объединяет.

Обратись к выделенным пяти характеристикам и подобранным к ним определениям и картинкам. Собери рисунки в сюжет (в общую панораму) и дай ему название. Не будем пафосно объявлять, что это отражение твоей жизни. Но попробуй как-то отнестись к получившейся картине: нравится или нет, какие чувства вызывает, что напоминает. Символизация порой становится дверью к удивительным открытиям и пониманию взаимосвязи между явлениями, которые на первый взгляд казались набором случайностей. Попробуй приоткрыть эту дверь.

Этап 2. Про себя и окружающих

В центре листа бумаги нарисуй кружок, внутри которого напиши «Я». Вспомни 7 значимых для тебя людей, отношения с которыми играют серьезную роль в твоей жизни. Расположи граждан в произвольном порядке на листе так, чтобы от каждого можно было провести черту к тебе и сделать рядом с ней небольшие записи.

Если важных для тебя персон получается больше или меньше, не страшно. Но давай введем обязательные ограничения для точности эксперимента: не меньше пяти и не больше девяти человек. У каждой соединяющей линии напиши по 3 характеристики, отвечая на вопрос «Какая я в этих отношениях?».

Важное свойство идентичности заключается в том, чтобы она была признана другими людьми. Если этого не происходит, ты испытываешь чувство неуверенности в себе. Или чувствуешь себя самозванцем. Возьми определения, которые ты подбирала в первой части, отвечая на вопрос «Какая я ___ ?». Сравни с теми, что указала применительно к отношениям. Есть ли совпадения?

Распиши определения из первой части по линиям отношений: как и с какими людьми тебе хотелось бы проявлять их. Это зона твоего ближайшего развития и путь к более уверенному самоощущению.

Этап 3. Про себя и ничто

Задание не для слабонервных, поэтому, если ты решилась на него, будь с собой внимательной, ласковой и нежной. В процессе его выполнения могут возникнуть самые разнообразные переживания и ощущения (впрочем, не только пугающие, но и воодушевляющие, так что не вешай нос). Если покажется, что с тебя хватит, – остановись. Это правило безопасности , на котором мы настаиваем. В задании действительно важно не столько дойти до конца любой ценой, сколько посмотреть, где хочется остановиться и какие чувства или мысли сопровождают процесс выполнения.

Вернись к исходному списку из 10 характеристик. Вновь выпиши их в столбик, проверяя, ничего ли не изменилось. Возможно, за время самоисследовательской работы какие-то утратили значение и на их место просятся новые.

Выписала? Отлично. Вычеркивай характеристики по очереди, начиная с наименее значимой. Делай это не торопясь, по возможности полностью ощущая расставание с вычеркиваемой идентичностью. Пройди список полностью, отметая один пункт за другим, по мере их значимости (но помни о правиле безопасности!). Если это удалось, поймай то ощущение, переживание, чувство, с которым ты рассталась с последней своей характеристикой. Побудь в нем столько, сколько возможно, и подбери для него символ, образ или метафору.

Выполнив задание настолько, насколько получилось, вернись «на землю». Отложи все записи, встань, походи, сделай какие-нибудь легкие упражнения или асаны (посмотри подборку в нашем разделе « ») – ощути свое тело и себя через него. Ты – есть здесь и сейчас.

Будем честны, все мы не совсем то, что о себе думаем. Мы как будто бы больше в реальной жизни. Если ты не прошла список до конца, не смогла вычеркнуть какие-то характеристики, значит, эти роли обладают для тебя особой ценностью. В настоящий момент времени они все опора для тебя. К этому стоит отнестись с уважением, но помнить о том, что угроза ролям обернется и угрозой уверенности в себе в целом.

Цель заключительной части упражнения – показать способность остаться собой при отказе от всех идей о себе . Эта способность позволяет переживать кризисы, утраты, сложные жизненные ситуации без критичного ощущения потери себя, но с ресурсом адаптации к новым условиям жизни. Самый простой пример: если ты, скажем, утратишь статус главного бухгалтера, это совершенно не будет означать твоей ущербности. Именно об этом последующие двигательные активности: идентичностей вроде нет, а ты – есть.

В процессе выполнения заданий ты могла столкнуться с совершенно иными чувствами и переживаниями, мыслями и фактами, нежели мы предложили в ключах. Но мы и не настаиваем. Это твое право и твое уникальное восприятие. А про идентичность стоит помнить следующее: она столь же важна для самосознания и для самоопределения , сколь и опасна, если обходиться с ней излишне жестко и воспринимать слишком буквально. Будь верной себе, но и отзывчивой к жизненным изменениям, готовой меняться – и тогда ты будешь проживать жизнь, как она есть, а не идеи о ней.

Игра для ребят постарше , подростков и взрослых . Обычно в неё играют за столом или сидя на стульях в кругу. Поскольку игра не требует особо сложного инвентаря, играть в неё можно и в дороге : в поезде или электричке.

Названия: Кто я?, Угадай персонажа, Тарантинки

Поскольку широкое распространение игра получила после того, как была показана в одном из фильмов Тарантино, она получила неофициальное название «Тарантинки».

Будьте уверенны: от «Тарантинок», как и от «Крокодила », не только игроки, но даже зрители получат большое и незабываемое удовольствие.

Правила игры «Кто я?»

Игроки получают по небольшому кусочку бумаги и ручке (лучше использовать самоклеящиеся листочки). На листочке каждый в тайне от остальных пишет имя литературного героя (героя фильма или мультика), знаменитости (певца, артиста, политика). В зависимости от возраста участников, о том, кого можно писать, а кого нет, можно договориться заранее. Далее, каждый передаёт свой листочек соседу справа. Получив другой листок, надо не глядя прилепить его себе на лоб. Таким образом, каждый игрок видит «имена» всех, кроме своего собственного.

Игроки по очереди начинают задавать окружающим наводящие вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить «Да» или «Нет». Можно договориться заранее, сколько вопросов может задать каждый участник прежде, чем ход переходит дальше по кругу. Игра продолжается, пока кто-нибудь не угадает. Этот игрок и становится победителем. Однако, можно продолжить «битву» за второе и третье место.

Игра обычно проходит очень бурно и весело и несомненно пригодится для любого праздника или посиделок.

Классификация четырёх «Я» человека.

Образ «я».

Человек с детства привыкает идентифицировать себя с определенной формой и принадлежностью к какому-либо виду. От своих родителей и окружающего мира он собирает информацию о самом себе, отвечающую на вопрос «какой я?». Потом у него закрепляется привычка оценивать себя и свои поступки. Вследствие этой самооценки, в уме формируется представление о себе или образ себя. Этот собирательный «я»-образ закрепляется в нём, трансформируется с годами и проецируется в его жизни. Так у человека создаётся персональный взгляд на себя, который и определяет в дальнейшем способ его взаимодействия с окружающим миром. Теперь свою личность он воспринимает умом через образ своего персонажа , который создаёт внутренний диалог и становится активным в уме. И тогда человек, как во сне , действует от лица этого персонажа и живёт уже не своей, а «чужой» жизнью, подобно высказыванию Шекспира: «вся жизнь театр и люди в ней актёры ». Такое отождествление похоже на вживание в роль или маску на лице и приносит тяжесть и запутанность жизни, в ущерб истинной самореализации человека.

Многие люди ошибочно считают этот образ своим личным «я » и не понимают, что это всего лишь иллюзорная картина в уме, состоящая из мыслей, а не они сами. Этот статичный образ изначально ложен, так как является энергетической структурой с информацией, хранимой в памяти, подобно программе в компьютере. А сам человек является живым существом и может не соответствовать чертам своего персонажа. Если, например, в образе записано, что « я – хороший », а его поведение показывает отклонение от этого правила, то включается внутренний обвинитель и судья, придумывающий наказание за это. Чтобы казаться хорошим и производить на окружающих впечатление «хорошего парня или девушки», он должен «вести себя порядочно и прилично», пряча своё естественное лицо. Человек, на самом деле, может быть и хорошим и плохим в разных ситуациях, но если он игнорирует проявление своей индивидуальности, то испытывает страдание от этого, живя по принципу: «как подумают обо мне другие ». Сила образа захватывает внимание человека и управляет им, заставляя жить в рамках границ своего персонажа. Вот так образ, словно тёмные очки на глазах, искажает видение себя и образует искусственное «я» человека.

Истинное Я

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, указывает на некую часть нашего существа, которое называют высшим или истинным «Я». Его присутствие можно осознать и пережить в пробуждённом состоянии сознания, когда человек получает опыт единства с жизнью и со всем сущим. Происходит обнаружение своей истинной природы и иллюзорности мысленного «я», что позволяет отпустить этот образ и обрести реальное и безоценочное восприятие себя.

Так что же такое истинное «Я»? Почему его невозможно познать умом? Потому, что это Я Живое, а ум пытается охватить его мёртвыми знаниями и заточить в клетку мысленных форм. Это «Я» без «я », неуловимое, не ограниченное телом, вне понимания ума. Всё, из чего состоит наше тело и наш ум, является проявлением Жизни. Мы есть творение Жизни, которая живёт через нас и нами, даже без «нашего» ведома. Нам кажется, что это мы живём в телах, но наши тела в первую очередь принадлежат Жизни по факту творения. Также и мы сами сотворены Жизнью, кем бы мы себя ни считали (человеком, душой и т.д.). Не жизнь принадлежит нам, а мы принадлежим Жизни. Если наше сознание тоже её проявление, то значит Жизнь не только осознаётся, но и осознаёт через нас.

Мы и есть эта Жизнь и всегда являемся Ею, независимо от того, знаем об этом или нет. Эта Жизнь, обладающая разумом и сознанием, является нашим истинным «Я» и нашей сутью. Это «Я» не может быть личным или индивидуальным, так как Жизнь существует одна во всех, и она Единственная, что есть во вселенной. Эта Жизнь в красочных вариантах, творящая Собою все миры и живущая во всём, лишь одна Истинная и Реальная . Нет ничего и никого, кроме этой Жизни, самозабвенно играющей Сама с Собой. И Она пробуждает сознание человека, открывая в нём знание Себя.

Индивидуальное «Я»

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, имеет отношение непосредственно к человеку, как к отдельному живому существу. Ведь каждый организм на земле имеет индивидуальное сознание и воспринимает реальность через одно тело и ум. Никто не живёт одновременно во многих телах. Значит этот звук «я» указывает на нечто, связанное с человеческим телом, то есть с его отдельным существом.

Это «Я» и есть сознание Жизни в организме , живущее в нём и осознающее Себя единицей творения. То есть, Жизнь, отождествлённая с человеческим телом, осознает Себя Человеком и создаёт человеческое сознание. Из чего следует, что «я – сознание» отдельного индивида принадлежит Жизни, и не является результатом действия человеческого ума или общества. Это «Я» можно осознать через ощущение собственного присутствия или чувство «Я есть ». Оно указывает на естество человека, как уникального и самобытного объекта живой природы .

На земле живёт около 7 миллиардов человек, и среди них нет одинаковых людей. Все не похожи и неповторимы уже от рождения. Каждый имеет свой набор биологических и психических качеств , сочетание которых в совокупности составляет индивидуальность человека. К этим качествам относятся: физические особенности, интеллект, темперамент, привычки, склонности, предпочтения, вкусы, мировоззрение и многое другое. Как из комбинаций девяти цифр получаются миллиарды чисел, так же из взаимодействия этих черт формируется бесчисленное многообразие индивидуальностей. Некоторые черты могут изменяться и усиливаться вследствие профессиональной и личной деятельности. И чем сильнее они проявлены в человеке, тем в большей степени говорят о его уникальности.

Индивидуальность – это встреча с самим собой , вход в реальную подлинность самого себя. Когда отпадает маска персоны, тогда обнаруживается подлинное лицо, и вместо притворного ложного «я» остаётся родное, живое «Я» своей индивидуальности. То есть, без этой маски, без действующего персонажа в уме, человек просто остаётся самим собой, настоящим и реальным, какой он есть на самом деле, с присущими ему качествами и чертами. Такое отождествление со своей индивидуальностью, позволяет проживать себя настоящего, «жить по – настоящему », ощущать «правильность» своего жизненного пути.

Когда говорят о любви к себе, люди подчас не понимают, что имеется ввиду под этой фразой. Любить самого себя – значит ценить и выражать свою индивидуальность . То есть быть самим собой, ощущать свою значимость и жить в гармонии со своими чувствами и желаниями. Это и есть настоящее «Я» человека, обозначающее его живость (жизненность) и индивидуальность.

Личное «Я»

Итак, есть ещё одно значение «я», которое произносит человек, когда высказывает свои различные состояния. И в каждом случае меняется место его локализации в человеке, но воспринимается как единое «я». Например, когда он говорит: « я иду, я сижу или я рисую», то это «я» представляет человека как физическое тело. Когда он говорит: «я думаю, я понимаю», то «я» отождествляется с умом. Когда говорит «я чувствую, я хочу, я наслаждаюсь», то выражает его душу. А когда говорит « я могу, я намерен, я готов», то его «я» указывает на дух. Почему так скачет это человеческое «Я»? Потому, что человек – это трёхчастное существо, состоящее из духа, души и тела. И он не может существовать без какой – либо одной части. Человек – это не просто душа, живущая в теле, и не бесплотный дух, и не только разумный организм, а целостное существо, выражающее совокупность физических, душевых и духовных качеств посредством своей личности. То есть, когда человек говорит о своих действиях или состояниях, то он имеет в виду себя как личность или как живое лицо, обладающее именем.

Чтобы уяснить взаимосвязь личного «Я» с трёхчастной природой человека , возьмём для наглядности яблоко. Как и любое физическое тело, оно имеет форму, плотность и цвет. Его вкус может быть сладким или кислым, а мякоть иметь различный вкус и состав микроэлементов. Внутри него есть сердцевина с семенами. Мы видим, что яблоко – это не просто кожура или мякоть или сердцевина по отдельности, но оно также является целым фруктом. Только снаружи нам видна лишь кожура, обволакивающая форму и содержимое плода. Так же и личность человека подобна одежде, покрывающей его трёхчастную природу. Она, своего рода, живая витрина человека, представляющая его внутренний мир окружающим. Все его мысли и желания, чувства и эмоции, убеждения и взгляды, отношение к себе и к людям, отпечатываются в зеркале его личности и проецируются во внешнюю среду.

Личность, как феномен творения – это средство коммуникации, помогающее жить в обществе себе подобных. Она необходима для объединения обособленных индивидов в совместное общество – социум, в котором люди строят межличностные отношения. Обозначение «я – личность» по своей сути является живым внешним образом человека, олицетворяющим его самосознание. Каждый человек является одновременно и личностью и индивидуальностью . И назначение личности – быть выражением не мысленного образа «я», а своего внутреннего стержня – человеческой индивидуальности. Обнаружив и раскрыв её в себе, познав самого себя – человек становится индивидуальной Личностью (индивидуумом), выделяющейся из безличной массы социума. Выражение и реализация своей индивидуальности и есть предназначение человека в жизни.

Уровни «Я» сознания

Итак, подведём итоги и систематизируем все обозначения «я» в единую линию, соединяющую разные уровни человеческой природы. Мы увидели, что «Я» человека бывает умственным «я», телесным «я», душевным «я» и духовным «я».

  • На уровне ума – «Я» воспринимается в виде мысленного образа.
  • На уровне тела – «Я» ощущается как своя индивидуальность.
  • На уровне души – «Я» переживается как личность.
  • И на уровне духа – «Я» проживается как бытие.

Один и тот же символ «Я» на разных частотах энергии осознаётся образом «я», чувством «я», ощущением «я» и бытием «я». Это доказывает то, что существует единственное многомерное «Я», которое проявляется и осознаётся через человека. Таким образом, человеческое «я» – это самосознание Жизни как Субъекта личности.

Тайна «Я» заключается в том, что Жизнь в человеке это не просто энергия и сила, сотворившая его, но Сама является этим человеком и осознаёт Себя в нём.

«Я» – это Жизнь и Человек одновременно. С позиции Жизни – Я это То, что живёт и осознаёт себя человеком . А с позиции Человека – я есть тот, в ком пребываю Я (Жизнь).

@ Сергей Гейзер



Рассказать друзьям