Информация как товар, рынок информации. Знания и информация как экономические ресурсы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Информация- новый вид ресурса

Информация-новый вид ресурса

Любая деятельность человека основывается на информации.

Информация – сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т.д.).

Экономическая информация – совокупность сведений о социально-экономических процессах, служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах. Также под экономической информацией понимается информация, характеризующая производственные отношения в обществе. К экономической информации относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе, о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются различные системы управления.

К экономической информации предъявляются следующие требования: точность, достоверность, оперативность. Точность информации обеспечивает её однозначное восприятие всеми потребителями. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы. Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчётов и принятия решений в изменившихся условиях.

Экономическую информацию получают в процессе реализации функции учёта и контроля за деятельностью экономического объекта, т.е. в процессе наблюдения за внутренним состоянием объекта. Результаты наблюдения контролируются (сравнительно с запланированным состоянием) и анализируются величины отклонения. Результаты анализа и являются основанием для принятия решения по управлению работой (поведением) экономического объекта.

Характеристики экономической информации:

· большие объемы;

· многократное повторение циклов ее получения и преобразования в установленные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.);

· многообразие источников и потребителей;

· значительный удельный вес рутинных процедур при ее обработке.

В последнее время проявляются новые явления и процессы в экономике, выявляются иные факторы экономического развития как на макроуровне, так и на микроуровне (фирм). Основной причиной является "информационная революция", ведущая к становлению новой экономической системы. Происходит замещение машинной техники, как главного производственного ресурса индустриальной эпохи, информацией, знанием, интеллектом. Растущая автоматизация процессов материального производства позволяет сконцентрировать трудовые усилия на сфере интеллектуального производства, создания информационных продуктов и услуг.

С точки зрения участника экономической деятельности, информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая достижению определенных целей ее потребителя. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем.

Формы существования информации в экономике разнообразны – она материализуется в различных предметах, в т. ч. в средствах труда, существует в неовеществленной форме, в т. ч. в виде информационных продуктов и услуг, знаний людей. Знания и информация - разные понятия. Знания являются переработанной информацией, они отражают связь между явлениями, выявленные закономерности и отвечают на вопросы "как?", "почему?" и т. п., в то время как информация дает ответ на вопросы "что?", "кто?", "когда?", "где?" .

Информация, как и знания представляют собой разновидность экономических благ, т.к. удовлетворяют потребности индивидов, а также используются в качестве экономических ресурсов, поскольку при всем изобилии информации существуют факторы, ограничивающие как возможности ее получения и создания новых знаний, так и возможности ее использования.

Более сложным представляется вопрос об отнесении информации к разряду общественных или частных благ. В зависимости от форм существования, содержания информация может выступать и в том и в другом качестве. При этом отнесение конкретной информации к общественному или частному благу вопрос весьма сложный, что существенно затрудняет регулирование отношений в области спецификации и защиты собственности на информацию.

Одним из наиболее адекватных критериев является возможность коммерциализации информации, экономически выгодного ее использования. Так, информация и знания, овеществленные в средствах труда, других предметах выступают в качестве объекта собственности, в то время как, например, знания, накопленные предыдущими поколениями, относятся к благам общественным, доступность которых является залогом дальнейшего научно-технического развития.

Информация, как экономическое благо, обращается в экономике как товар (информационные продукты, услуги), а также как ресурс, используемый в хозяйственной деятельности. К информационным товарам и услугам относятся программное обеспечение, базы данных, образовательные услуги, консультирование, результаты НИОКР...

В процессе создания информационных товаров основным средством производства выступает интеллект, который представляет собой способность человека создавать новые знания. Отсюда следует такая особенность процесса информационного производства, как отсутствие жесткой зависимости между затратами и результатом производства новой информации и знаний. В результате интеллектуальной деятельности создается уникальный продукт, который приносит доход ее создателю в процессе тиражирования (распространения) или овеществлении в товарах, средствах производства, технологиях.

Для осуществления информационного производства требуется исходное сырье – информация и накопленные знания. Наиболее значимыми свойствами информации являются неисчерпаемость, увеличение объема в процессе потребления, особая неопределенность ее полезности (часто получаем знание, которое может в данный момент не применимо), отсутствие зависимости между исходным объемов знаний и объемом нового созданного знания, высокая мобильность, как в пространстве, так и в плане перетекания из одних наук в другие без потери актуальности.

В функционировании информации как экономического ресурса, особое значение имеют технические и технологические аспекты ее использования и обращения в экономике. Именно развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и компьютерной техники открыли новые возможности целенаправленного использования информации и знаний в экономике, выявили резервы прогрессивного развития. Как и любой другой ресурс, информация полезна только в том случае, если мы можем доставить ее туда, где она необходима. Развитие технологий сбора, обработки, накопления и распространения информации, организации процесса коммуникаций послужили стимулом к появлению и повсеместному распространению новых форм организации бизнеса в целом и отдельных бизнес-процессов. Виртуальные компании, сетевые организации в своей деятельности базируются на эффективной организации информационных взаимодействий, создании и накоплении знаний, баз данных, обмене знаниями, позволяющих им достигать преимуществ в области инноваций, что обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности.

Информация как экономический ресурс используется в различных направлениях, результатом чего является многообразие форм воплощения и путей создания стоимости. Среди основных направлений следует выделить следующие:

· коммерциализация информации в товарах, услугах, технологиях (создание наукоемкой продукции, интеллектуальных товаров, информационных услуг, разработка новых технологий производства и управления и т. д.);

· воздействие на субъективные восприятия и ожидания экономических субъектов. В качестве примеров можно привести создание информационного образа продукта, компании (репутация), формирование потребностей или влияние на них.

Информация и знания содержат в себе резервы повышения производительности, оптимизации использования прочих ресурсов. Они становятся все более значимыми ресурсами в современной экономике, именно они представляют собой важный объект приложения интеллектуальных усилий. ИКТ, компьютерная техника являются специфическими машинами нового этапа развития – информационной экономики, предопределяя возможности и эффективность использования информации. В то же время "скорость, с которой развиваются технологии в обществе, определяется относительным уровнем его способности усваивать и обрабатывать информацию".

Повышение значимости и повсеместное распространение в качестве экономических ресурсов информации и знаний ведут не только к разнообразным положительным эффектам, частности, к экономии ресурсов, снижению нагрузки на окружающую среду, расширению возможностей людей. Существует и различные проблемы, свойственные информационной экономике. Так, ускорение темпов НТП приводит к усилению давления на общество, поскольку социальные и экономические институты не успевают адаптироваться к изменениям. Информационная нагрузка на людей в отдельных случаях может оказывать деструктивное влияние на них, тем более, что происходит все более жесткое и целенаправленное использование методов информационного воздействия.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современное общество называется информационным. Широкое развитие средств вычислительной техники и связи позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были немыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и не производственная деятельность человека, его повседневная сфера общения безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей, выработанных мировой цивилизацией, и сама экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все большей - как распространение информационных продуктов и услуг. И уже вряд ли стоит возражать против сложившихся и укоренившихся в теории и практике употребления таких словосочетаний как "информация - это товар". Тем более, что отнесение информации к категории "товара" юридически закреплено законодательно:информационные ресурсы могут быть товаром, заисключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Что же такое товар вообще и, конкретно, товар - информация?

Товар - сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главным из которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.

Потребительские свойства информации - это не просто набор ее источников (документов) в области решаемой проблемы. Это та сумма отобранных, переработанных и представленных в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых потребитель (предприниматель, инженер, менеджер, руководитель) с учетом его экономических, социальных, психических возможностей и особенностей может с максимальным успехом решать стоящую перед ним проблему.

Следующим важнейшим свойством информации, как товара, является ее цена. Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в среде производства, а в среде реализации продукции, т.е. на рынке под воздействием спроса и предложения. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Формирование цены на информационные продукты и услуги осуществляется на основе анализа рентабельности предлагаемой информации и конъюнктуры рынка. Например, создание автоматизированных баз данных. Факторами, влияющими на установление цен, являются затраты на разработку информационного продукта, качество представленной информации, а также ожидаемый спрос на тот или иной информационный продукт.

Цена информации в предпринимательской деятельности может также определяться, как величина ущерба, который может быть нанесен фирме в результате использования коммерческой информации конкурентами. Или наоборот прибыли (дохода), который может быть получен фирмой в результате получения коммерческой информации.


Следующим свойством товара является его жизненный цикл. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) - это время существования товара на рынке. Фазы ЖЦТ обычно делят на внедрение (введение), рост, зрелость,

Жизненный цикл товара и кривая связанной с ним прибыли приведены на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Жизненный цикл товара

Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия имеют более короткий жизненный, а наиболее технически совершенные товары короткий (2-3 года). Жизненный цикл одного и того же товара, но на разных рынках неодинаков.

Указанные особенности относятся и к информации как товару, жизненный цикл которой может колебаться в широких пределах. Особенно, когда это относится к коммерческой информации, представляющей интерес для конкурирующей организации.

Наряду с указанными свойствами информация (информационные ресурсы) характеризуются следующими особенное тями:

- неисчерпаемостью - по мере развития общества и роста потребления его запасы не убывают, а растут;

- сохраняемостью - при использовании не исчезает и даже может увеличиваться за счет трансформации полученных сообщений;

- несамостоятельностью - проявляет свою "движущую силу" только в соединении с другими ресурсами (труд, техника, сырье, энергия).

Таким образом, информация как особый вид ресурсов и фактор общественного развития становиться и особым видом продукта с присущими ему всеми свойствами товара. Наблюдается переход от индустриальной экономики к экономике, основанной на информации, на новой информационной технологии как совокупности информационно-технологических процессов.

На сегодня рынок информации в России многообразен и динамичен. Активно используя самые совершенные технологии, он расширяется за счет формирования новых общественных потребностей и начинает доминировать в российской экономике наряду с энергетическим рынком. Чтобы оценить масштабность рынка информации, достаточно посмотреть на его структуру. В число основных секторов этого рынка входят:

Традиционные средства массовой информации (телевидение, радио, газеты);

Справочные издания (энциклопедии, учебники, словари, каталоги и т.д.);

Справочно-информационные службы (телефонные службы, справочные бюро, доски объявлений и др.);

Консалтинговые службы (юридические, маркетинговые, налоговые и

Компьютерные информационные системы и базы данных

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Информация как экономический ресурс, товар и фактор производства. Значение информации для развития экономики. Современное состояние рынка информационных услуг, особенности его структуры. Анализ и перспективы развития рынка информационных услуг в России.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

    Аспекты развития рынка информационных услуг, его современное состояние на примере России. Становление и развитие информационных технологий экономики. Анализ основных факторов воздействия на рынок информационных услуг. Расчет многофакторной модели.

    дипломная работа , добавлен 22.12.2010

    Экзогенные и эндогенные переменные, выделенные на формирования информационной экономики в условиях глобализации. Современное состояние информационного капитала как форма существования информации и знаний. Перспективы развития российского рынка информации.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Роль информации в развитии современного общества. Особенности функционирования рынка информационных услуг, его состояние и развитие в России. Ограничения и барьеры на рынке информации. Экономическая эффективность использования информационных технологий.

    диссертация , добавлен 14.06.2014

    Экономическая характеристика информации. Информационный аспект производства. Информация как товар, рынки информации. Теория систем управлния. Аппаратное и программное обеспечение информационных технологий. Основы проектирования информационных систем.

    лекция , добавлен 01.09.2005

    "Национальный центр информационных ресурсов и технологий" Национальной академии наук Беларуси, его характеристика. Анализ динамики объема работ и финансовой деятельности предприятия, расчет коэффициентов, характеризующих его финансовое состояние.

    реферат , добавлен 26.08.2009

    Информационное пространство бизнеса. Новая роль библиотеки. Информационный рынок в странах Центральной и Восточной Европы. Технология коммерческого распространения информации. Правовая среда информационной деятельности.

    Информация как товар, рынки информации

    Рассматривая экономику информационного общества, необходимо заметить, что с возрастанием роли информации в экономике прослеживается и общий рост объемов транзакционных издержек . Как говорил Д. Порт, "транзакционные издержки возникают вследствие того, что информация обладает ценой и асимметрично распределена между сторонами обмена"

    Необходимо также учитывать, что информация - это не обычный товар. Как правило, при купле - продаже информации объектом продажи является не право собственности на информацию, а только право ее использования. На­пример, покупая книгу с детективом, мы приобретаем право читать ее, но не имеем права переиздавать и тиражировать. В правовых науках данные вопросы рассматриваются » разделе "интеллектуальная собственность", К ней относят промышленную собственность и объекты авторского права. К промыш­ленной собственности относятся научно-технические творения человеческого разума. изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования. Авторское право рас­пространяется на произведения изобрази тельного искусства, литературного, музыкального, кинематографического творчества. Сейчас к ним можно отне­сти также компьютерные программы, интегральные схемы, продукцию биотехнологии, видео- и аудиозаписи.

    Информационная рента - это продажа права пользования информацией по цене много ниже затрат на производство данной информации.

    Но создание, разработка какой-либо технологии по производству потребительских благ, товарообменные операции с данной технологией - это уже проявление информации в экономических отношениях в ином виде. На ранних этапах развития общественного производства, когда сам производственный процесс не был столь информационно насыщен, роль чело­века, разрабатывающего технологию производства, как процесс производства, так и сам продукт, как правило, не учитывался. И если кто-то изобретал что-то новое, то человек как создатель игнорировался, а результат его умственного труда присваивался остальными, во многом благодари его легкой познаваемо­сти и относительной простоте (по сравнению с современными изобретениями).

    ГЛАВА 2 ТЕОРИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ.

    Основные понятия систем управления, информационных систем.

    Не существует никаких универсально применимых приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Однако, существуют подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации.

    Рассмотрим основные концепции системного подхода. Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления.

    При системном подходе организация рассматривается как система. Системный подход ¾ это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих ¾ это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, давайте сначала определим, что такое система.

    Машины, компьютеры, телевизоры ¾ все это примеры систем. Они состоят из множества частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для создания целого, имеющего свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать неправильно. Например, телевизор не будет работать, если неправильно установлена настройка. Все биологические организмы пред­ставляют собой системы. Ваша жизнь зависит от правильного функционирования многих взаимозависимых органов, которые все вместе представляют уникальное существо, каким являетесь вы.

    Все организации являются системами и представляют собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

    Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами.

    Открытые и закрытые системы . Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы ¾ пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы ¾ это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

    Под системой управления понимается совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенных для целенаправленного воздействия управляющего органа на управляемый объект.

    Предприятие как организационная система имеет определенную структуру как в управляющей, так и в управляемой системе. Если управляемая система определяется технико-технологическими особенностями данного предприятия, производственными связями, то управляющая система определяется тем, какие функции нужно выполнять в процессе управления, размерами и сложностью производства.

    Информационное обеспечение управления осуществляется посредством функционирования информационной системы.

    Информационная система (ИС) - это средство организации информационного обеспечения процесса управления, способствующее своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней. К информационным системам относятся и автоматизированные системы управления технологическим процессом, предприятием, корпорацией.

    Подсистема - относительно самостоятельная часть системы, выделенная по определенному признаку.

    Информационная система представляет собой совокупность трех элементов: технологии, управления, функциональных подсистем. Если организация управляется неэффективно, то никакая информационная технология ей не поможет.



    В информационной системе, также как и в организации необходимо учитывать внешнее окружение в целом, поскольку и та, и другая являются открытыми системами, зависящими от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром (см. рис.1).

    Организации должны быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечить выживание и достижение поставленных целей.

    Важной функцией информационных систем в организациях является осуществление коммуникаций. Коммуникация ¾ это обмен информацией между людьми. Осуществление коммуникаций ¾ это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия.

    Между организацией и ее окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, между подразделениями организации необходим обмен информацией.

    Обмен информацией в организации можно улучшить, внедрив ИС, которая позволит создать системы обратной связи, регулировать информационные потоки, предпринимая управленческие действия, способствовать формированию восходящих и боковых ветвей информационного обмена, развертывать системы сбора предложений, печатать материалы информативного характера для использования внутри организации.

    С помощью информационных систем можно планировать объем работ, материальные и других ресурсы, осуществлять контроль за ходом выполнения плана, за производственным процессом.

    Сегодня информация признается товаром в самых различных сферах человеческой деятельности, Это признание основывается главным образом на том, что информация имеет высокую потребительную стоимость: она помогает создавать другой товар, создавать его быстрее, больше и лучшего качества. Вопрос о товарности информации решается порой довольно просто: если информация ценна и необходима, есть смысл за нее платить. А то, за что мы платим, мы привыкли называть товаром.

    Изучив политическую экономию, мы начнем понимать, что свойство быть товаром принадлежит не какому-либо предмету как таковому и не дано ему от природы, а обусловлено формой его движения и использования в экономической системе общества. Это относится и к информации, хотя она не является материальным предметом. Товарное производство появляется там, где имеются экономически самостоятельные производители, Различные продукты, в том числе информационные: научно-технические разработки, программные средства и т.п., создаются им для обмена и становятся предметом купли-продажи.

    Информация - это товар особого рода: на него нельзя механически переносить все характеристики материальных продуктов. Товарные свойства информации как реального феномена, с одной стороны, определяются тем, что свойственно товарам вообще, а с другой стороны - особенностями, связанными с ее природой и возможностями использования.

    Как и любой товар, информация обладает стоимостью и потребительной стоимостью. Но, подчеркнем еще раз, что до тех пор, пока не произойдет реального обмена между обособленными товаропроизводителями, информационный продукт стоимости не имеет. До этого момента его потребительная стоимость (полезность) остается только “приметой” информационного товара.

    Специфика информации как товара:

    • 1. Информационный товар уникален, поскольку обладает свойством многократного использования без потери своих потребительских качеств. В силу этого информация является единственным видом ресурсов, которому не свойственна экономия в абсолютном значении этого понятия. Напротив, чем шире и активнее ее применяют, тем богаче становится общество. В общественном производстве информация выступает не только в качестве самостоятельного ресурса, но и в качестве замены по отношению к другим традиционным ресурсам.
    • 2. Способность к ресурсосбережению, обеспечивающая эффект от ее применения, является важнейшим потребительским качеством информации. Различные виды информации способны обеспечивать экономию времени, труда, денежных средств и материальных ресурсов за счет оптимизации и ускорения принятия решений по различным направлениям деятельности. Информация, овеществленная в средствах труда, программных продуктах, позволила сэкономить неизмеримый в своих масштабах труд человечества. Огромные возможности экономии ресурсов обеспечивает информация, используемая для организации, планирования и управления производством. Но не исключен и обратный результат при использовании некачественной информации или дезинформации, в какой бы сфере это ни происходило. Как правило, это становится причиной удорожания, замедления, расточительства и других негативных явлений. По различным оценкам, промышленно развитые страны ежегодно теряют до 10% национального дохода из-за недостаточной информированности руководителей и специалистов народного хозяйства.
    • 3. Потребительная стоимость информационного товара имеет и еще одну примечательную особенность, связанную с быстрым устареванием и потерей качеств отдельными видами информации. Но в определенных случаях потребительские качества не могут проявиться и быть использованными в силу невосприимчивости общественным производством из-за низкого уровня развития и отсутствия экономических стимулов. В таком случае потребительная стоимость выступает как потенциальная, с заявкой на будущее или на использование в непредусмотренных традициями сферах деятельности.

    Информационные объекты (информационные ресурсы) характеризуются следующими основными свойствами:

    • · неисчерпаемостью - по мере развития общества и роста потребления “запасы информации” не убывают, а растут;
    • · сохраняемостью - при использовании информационный объект не исчезает и даже может увеличиваться за счет трансформации полученных знаний;
    • · несамостоятельностью - информационный ресурс проявляет свою активность (в т.ч. экономическую) только в соединении с другими ресурсами (труд, техника, сырье, энергия).

    На сегодня рынок информации в России активно развивается. Используя самые современные технологии, он расширяется за счет формирования новых общественных и индивидуальных потребностей.

    • · Информация как предмет труда - это первичные исходные данные, сведения в конкретной сфере деятельности и смежных с нею областях.
    • · Информация как средство труда - это совокупность знаний, данных и приемов, при помощи которых исходная информация (предмет труда) может быть наиболее эффективным образом обработана в целях получения запланированного результата. Информация как средство труда должна иметь форму, удобную и понятную специалисту в данной сфере деятельности.
    • · Информация как результат труда должна обладать потребительскими свойствами, то есть снижать неопределенность ситуации или риск, в которой оказался субъект. В качестве результата труда информация всегда выступает в закодированном определенным образом виде, то есть в пригодном для потребления виде.

    Разделение информации на предмет и средство труда не всегда возможно, и чаще всего она одновременно есть и то, и другое, а также и результат.

    Продукция индустрии информации в укрупненном виде может быть подразделена на продукты (вычислительная техника, офисное оборудование, коммуникационное оборудование, программное обеспечение, информационный продукт) и услуги (техническое обслуживание, сопровождение программного обеспечения, обучение и консультации, услуги связи, услуги по обработке данных).

    Таким образом, информационный продукт представляет собой информацию, собранную, преобразованную и представленную в виде, удобном для пользователя, являющуюся продуктом труда в индустрии информации и предлагаемую на информационном рынке в качестве товара.

    Предоставление информации связано обычно с предоставлением пользователю некоторых услуг по ее обработке и доступу к ней. Эти услуги называют информационными услугами. Они могут выступать как в овеществлённой (документ, технический носитель), так и в неовеществлённой формах (например, обучение пользователя).

    Предоставление информационных продуктов и информационных услуг потребителям называют информационным обслуживанием. Исходная информация подвергается обработке с помощью различных видов информационной технологии.

    Она собирается, подвергается контролю, преобразуется, если это необходимо в машиночитаемую форму, накапливается, подвергается сортировке, компоновке, математической обработке, преобразуется в удобную для восприятия человеком форму (таблицы, графики, схемы), передается на расстояние и предъявляется пользователю в требуемой форме.

    Наряду с чертами, общими для предприятий материального производства, организациям, занятым производством информации, присущ ряд специфических особенностей:

    • · процесс производства информации неотделим от процесса ее потребления;
    • · имеется возможность многократного удовлетворения потребностей с использованием одной и той же информации;
    • · информация может фиксироваться на определенном вещественном носителе, являясь в то же время не вещественным продуктом;
    • · при однократном использовании информации в процессе материального производства ее стоимость сразу и полностью переносится на продукт, создаваемый с участием выходной информации, а в условиях многократного удовлетворения тех или иных потребностей производства стоимость информации переносится на готовый продукт частями;
    • · потребительские свойства информации (своевременность, достоверность, полнота и др.), а значит, ее потребительская стоимость могут изменяться во времени;
    • · в процессе потребления информация не уничтожается, все ее физические потребительские свойства сохраняются, в отличие от технических средств, которые изнашиваются тем сильнее, чем выше интенсивность их использования.


Рассказать друзьям