Интимные портреты.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Моим моделям не больше 16. Мне повезло - я ловил их на той стадии, когда они еще и понятия не имели, как проходят съемки, не были испорчены "поставленными" движениями и взглядом. Я ловил их совершенно чистыми. Как внутри так и внешне. С некоторыми девушками я разговаривал, интересовался их жизнью, увлечениями и надеждами. Параллельно снимал. Были и такие, с кем я мог не произнести и не слова. Мы просто сидели и смотрели друг на друга. И я опять снимал. Никаких хитростей, кроме одной - мы всегда были вдвоем.

Я практически всегда недоволен съемкой во время съемки. Внутренне, разумеется. Модель ничего не должна заподозрить. Иначе совсем ничего не получится. Оглядываясь назад, хочу заметить, что это верный признак удачной работы. Я постоянно нахожусь в состоянии внутренней борьбы. С чем именно - не знаю. Но прекрасно это чувствую. Я злюсь на себя, на модель, на свет, камеру и все что угодно. Проклинаю любую мелочь. В любой момент могу разорваться и тогда все - катарсис.

Как бы это ни было странно, но все еще актуальным остается вопрос "как работать с моделью". Я вам расскажу. Слушайте. Это очень просто - позвольте ей делать все, что она хочет. Без исключения. Она хочет закинуть ногу за голову - давай! Сесть на шпагат между ветками на дереве - начинай, я снимаю! Извивается как уж и никак не примет нужной позы? Так надо, поверьте. Зачем бороться с моделью и заставить ее что-то делать? Никто не любит, когда его заставляют. В ней всего лишь бурлит энергия, она переполняет ее и просится наружу. Так дайте ей спокойно выйти. Как только это случится - а вы тут же это поймете - она ваша. Полностью. Без остатка. Делайте с ней что хотите. Теперь она будет впитывать только то, что вы излучаете. Отдайте ей себя! Не жадничайте. К концу работы вы опустошитесь. Не бойтесь. Так надо. Вы сняли то, что хотели? Уверен, что да.

Когда я начинал заниматься фотографией, меня очень мучил вопрос техники. Я не знал, какой выбрать объектив, чтобы добиться необходимой резкости, думал о количестве мегапикселей в камере и старался снимать только в студии, чтобы управлять светом. Я верил к волшебную кнопку на самом дорогом фотоаппарате. Искал ее. Эх…

Теперь я совсем другой. У меня стоит штатный объектив, который был в комплекте с моей любительской зеркалкой и я забыл о суете с мегапикселями. Потому что это все ерунда. Полнейшая. Если вы художник, то какое вам дело до кисти? Ваша картина пишется в голове, а кисть всего лишь инструмент, позволяющей перенести ваши фантазии на холст. Если вы мне все еще не верите, то вот вам цитата Франческо Бонами: "Искусство существует и для тех (и прежде всего для тех), у кого нет денег, но кто умеет мечтать - и кому для этого больше ничего не нужно."

Самое сложное для меня после съемки - отбор. Слишком сильные остаточные впечатления могут помешать и за красивой фотографией можно не заметить лица. В таком случае я смотрю какой-то великолепный фильм, готовлю ужин или гуляю. Нужно перебить старые впечатления порцией новых. Это очень важно.

Я не люблю оставлять по 10 фотографий. Смысл имеет одна, максимум две фотографии. Именно в них должно быть открытие. Если его нет - продолжаю искать в дублях, либо откладываю съемку до лучших времен. Возможно, до этих фотографий нужно дорасти.

Мне нравится оставаться в одиночестве. Когда люди собираются вместе, они становятся до безобразия скучными. Начинается обмен пустяками и проблемами. Мне не интересно обсуждать проблемы. Для меня имеют значения смыслы, идеи, открытия. Нужно оставаться в одиночестве, в тишине. Развивать индивидуальные черты человека. Именно они создают личность. И тишина. Тишина.

Бытует мнение, что с человеком необходимо поддерживать диалог во время съемки, иначе он не сможет раскрепоститься. Сможет. Сам того не желая. Я точно знаю. Направьте на него объектив. Да побольше. И наблюдайте. Молча. Сначала он занервничает, может даже начнет позировать. Но вы - фотограф - неподвижны и это смущает еще больше. Как же так? А где команда? Куда повернуться? Вот, человек уже и не знает, что делать. Здесь главное не выпускать его взгляд. Он должен наблюдать за вами. Он думает, что контролирует вас. Постоянно. Его взгляд устремлен на вас. В объектив. Вы ждете его. Заходи! Что? Щелк! Спасибо, вы были великолепны.

Разумеется я пользуюсь фотошопом! В этом нет никакого секрета, как и в том, что им пользуются все. Даже отпетые ненавистники графических программ и идеалисты "чистой" фотографии прибегают к его помощи. Но в этом слове и скрывается вся подсказка - "помощь". Не переделка фотографии. Не перерисовка светом. Не изменение пластики. Последний штрих, росчерк автора, автограф. Называйте как хотите. Мне кажется, если бы у Леонардо был фотошоп, ему бы понадобилось гораздо меньше времени, чтобы закончить улыбку Джоконды, а не 13 лет. Серьезный срок.

Фотошоп помогает мне выявить те достоинства лица, которые наш глаз и уж тем более, камера, не замечают. Для меня лицо - это не два глаза и рот, это целая архитектура, ландшафт. Мне кажется, лицо - это не просто портрет души, а сама душа, вывернутая наизнанку. И я бесконечно рад, что она не умеет позировать.

Мне кажется, что портрет в фотографии - это нечто магическое. Это не просто достоверно запечатленное лицо в десятимегабайтном файле, это не кучка морщин или закрытые глаза и даже не твои впечатления от человека. Это нечто третье. Есть ты, твой портретируемый и оно, третье. Некая субстанция, которая впитала часть тебя, модели, ваш настрой, внешнюю атмосферу, а затем переварила это какое-то время и выдала на печать. Процедура похлеще любого фотосинтеза! Своего рода соя, которую вы наполняете добавками во время работы. Ссора во время съемки? Немного перца, пожалуйста! Проблемы со светом? Лавровый лист и немного соли! Нет контакта между моделью и фотографом? А добавьте еще морепродуктов!

Я слишком поздно понял, кем хочу быть.

Как любой прилежный молодой человек, после школы я поступил в институт. Волнительное событие, не так ли? Так было и для меня. Примерно год. Два десятка экзаменов на отлично, повышенная стипендия и умиротворенность. А потом все. Нет-нет, я не бросил учебу, как это делали все крутые ребята в силиконовой долине. Доучился. С горем.

Почему так? Фотография. Она поглотила меня. Вселилась в меня. Крепко. Шалунья.

Больше я не мог присутствовать на скучных лекциях. Я бродил по улицам. Снимал. Все подрят. А потом смотрел. Сравнивал. Повторял. Пробовал лучше. Почти бездумно. Почти.

Вот это и есть моя школа. Фотографическая школа. За партой вас вряд ли научат. Нужно искать. Самому. Переосмысливать и пробовать. А потом у вас все сложится. Дайте лишь настояться.

Художник не должен объяснять свою работу. Я убежден в этом.

Мне кажется не совсем верным навязывать зрителю смысл, который ты, как художник, привнес. Ведь это самое крутое - наблюдать, как зритель расшифровывает твою работу. Он ищет связи, метафоры, сравнивает, крутиться на месте, щуриться, восхищается или не понимает. Но чаще зритель решает, сможет ли он повторить так же или нет. Если понимает, что сможет - довольно переходит к следующей работе, а если нет - тушите свет - начнет интересоваться, на какой сковородке это готовили, сколько перца добавили и почему не посолили.

Я снимаю интимные портреты.

Это не всегда портрет комплиментарный, потому что я не стремлюсь украсить человека; это совершенная противоположность портрету психологическому, поскольку я не показываю человека "самим собой"; и, наконец, это не индивидуализированное изображение человека, так как меня не заботит момент сходства. Это абсолютно личное, никому неведомое состояние человека, в которое я проникаю под предлогом сфотографировать его, и какое-то время смотрю на мир другими глазами. Вот что такое интимный портрет. Это когда вы можете бессовестно влезть в другого человека и смотреть на себя его глазами.

Неизменно важным остается вопрос света. Сколько источников вы используйте в своей работе? Часто меняете свет во время съемки? Какие схемы света используете?

В феврале РИА новости проводили открытую лекцию Юрия Норштейна ("Ежик в тумане"). Тема выступления была такая - "Искусство свободы, свобода в искусстве". Он рассказывал о своей работе, как проходят съемки, успехах и неудачах. Но самая главная его мысль, с которой я нашел пересечения позже, заключалась в том, что когда искусство накладывает на тебя некие ограничения, работа становится продуктивнее. Это если в двух словах.

Вернемся к вопросу света. Бывает так, что вы приходите на съемку и казалось бы, все супер круто. У вас отличное настроение, камера настроена на шедевр, модель прекрасна, но... Нет света. Те источники света, что были предназначены для вас, взял другой, более важный клиент (всякое бывает), или перегорел импульсный свет, а из постоянного только пилотный. Грустно, не правда ли? Но, к счастью, в этот момент понимаешь, что это и есть те самые ограничения, посредством которого искусство хочет проверить тебя на стойкость. И в этот момент задор становится еще больше! В таких случаях я брал либо пилотный свет, либо настольную лампу, либо что угодно, более менее светящее и снимал. Внимание! - снимал. И получалось. И чаще намного лучше, чем в идеальных условиях. Чего и вам желаю.

Не стоит делать из студии культа. Это всего лишь инструмент. Хоть и неплохой.

Фотография дорогое удовольствие. Как и бальные танцы. Хотя еще не известно, что лучше.

Когда я начинал работать, я всегда стремился к прекрасному результату. А чтобы его достигнуть, нужна команда прекрасных людей. Визажист и стилист считаются такими людьми, чье участие даже не обговаривается! Все знают, что они нужны. Если грубо, то визажист накрасит, а стилист оденет. Вам остается лишь снимать. Чудо!

День съемки. Модель едет, а часть вышеописанной команды упала в бездну зоны недосягаемости. Их нет. И не предвидится. Аврал, не иначе. Но отменять съемку мешают не только личные качества. Поэтому я беру модель и мы едем с ней с Метрополис. Знаете, тот, который на войковской. Большой торговый центр. Прекрасное место! Немного побродив, там можно без труда накрасить модель.Но самое главное, зачем мы туда поехали - снимать. Там масса одежды. Тонны. Заходи в любой магазин, набирай любой одежды и снимай. Где? В примерочных. Поверьте, места хватит. Можно ли? Да черт его знает. Я не спрашивал, ведь я всего лишь фотограф.

Я неизменно и каждый день придерживаюсь одного принципа - делайте то, что любите. Мне абсолютно все равно на все возражения и протесты - они существуют лишь в головах. Если вы еще не нашли то, что любите - продолжайте искать. Безустанно. Каждый день. В каждом закоулке. Вы поймете, что это оно, только когда найдете. Не успокаивайтесь. Самое главное - и это даже больше, чем полдела - предпринимать какие-то шаги. Это всё бесконечно банально и все это знают, но... Все же находятся "но", правда?

Будьте достаточно смелыми, чтобы найти свое страстное увлечение. Это может быть - а чаще так и бывает! - совсем не то, чему вы учились. Никто не может подсказать вам, что это, только вы сами.

Я снимаю интимные портреты.

Я никогда не снимал по времени. У меня нет таймера, который срабатывает через три часа и говорит: "Стоп! Мы свое сняли. Пора домой". Я снимаю ровно столько, сколько подсказывает чутье. Если мне кажется, что не хватает 300 кадров, я удаляю первоначальную часть съемки и продолжаю работать. Если я вижу, что схожу с ума от девочки уже на 30 кадре, я заканчиваю. Никогда не стараюсь забить всю карту памяти. Получилось - я счастлив. Если же нет, то...

Когда я снимал одну девочку, мы с ней безумно хохотали всю съемку. Не знаю почему. Я ее не смешил. Мы болтали, смеялись, и, казалось, настолько сблизились, что я готов был на нечто большее, чем съемка. Но все обернулось намного лучше. Она перестала смеяться, посмотрела на меня и сказала: "Ну все. Теперь ты. Давай мне камеру!" И мне пришлось занять ее место. Теперь она снимала меня. Я не знал куда мне деться. Зажимался, улыбался, даже пробовал танцевать. А она снимала.

В тот момент я снял одну из лучших портретных работ.

Я никогда не готовлюсь к съемке. В том плане, что не строю декораций, не подбираю фон, не приношу с собой кучу всякого барахла. Нет. Пользуюсь только тем, что есть под рукой. Есть угол комнаты - чудесно! Будем снимать там. Есть потрепанный стул - это просто сказка! Черный фон, матовая стена, линолеум - абсолютно все равно. Интерьер абсолютно не важен. Абсолютно. Люди приспосабливаются к чему угодно. Так тараканы. Так и мы с девочками - вживаемся в любую атмосферу. И она нам нравится. И уже не важна для нас. Мы забываемся. И просто смотрим. Друг на друга, в окно, на стену. В пустоту. Заставляем работать фантазию. Мечтаем. Отдыхаем. Больше то и негде. Вокруг суета. А мы двоем. Молчим и смотрим. Молчим и мечтаем. И опять молчим.

Никогда не знаешь, что на уме у этих женщин.

Меня всегда завораживало мировоззрение женщин. Этот невероятный внутренний мир, не подающийся никакой разгадке. Тайна, покрытая сказкой. Куча мыслей, скрытая за волшебной внешностью. Столкновение внутренней и внешней красоты. Прирожденные кокетки, следующие своим желаниям. Непоколебимая уверенность в себе. Абсолютно открытые чувства, абсолютно завораживающая страсть. Впечатлительность и простота. Незатуманенный взор и большое сердце. Удивительно.

Как этого можно не замечать?Это же все на виду! Постоянно. Прямо перед носом! Распахните уже свои глаза! И смотрите. Смотрите.

Однажды увидев все это, я не смог остановиться. И начал смотреть еще и еще. Только уже через камеру. Так надежнее.

Я очень рад, когда девушки приходят в хорошем или плохом настроении. В первом случае к концу съемки оно у них кардинально поменяется, во втором - они будут рассказывать, кто им его испортил. Это не значит, что я сознательно хочу испортить им впечатления. Совсем нет. Для меня важно проработать весь спектр женского состояния и вытащить тот, который наиболее характерен в конкретном случае.

Самое интересное в этом то, что нет никакой схемы. Нет ни одной отточенной схемы ни для одной девушки! К каждой девушке требуется свой подход. Тот прием, который позволил тебе получить прекрасную фотографию в предыдущий раз, не сработает в этот. Нужно заново изобретать тактику. Забывать все, чем пользовался до этого и искать новое. Только там можно что-то открыть и не повториться. А это и есть основная задача художника.

Мне кажется, самое прекрасное, что может произойти с человеком - превращение в художника. Именно превращение! Притом тогда, когда этого совсем не ждешь. Вот живешь какой-то жизнью, занимаешься делами и вроде бы все хорошо. Но есть какое-то чувство недосказанности. Как будто что-то хочешь, а как всегда, не знаешь, что именно. А потом - бац! - и меняешь курс. И плывешь совсем в другую сторону. И именно тут понимаешь - да, это верное направление. Куда оно заведет и зачем, совершенно не ясно. Да и не до этого. Просто понимаешь, что это та тропинка, по которой хочется идти. Хоть и в неведении. Зато с улыбкой.

Несомненно, художник в своих работах должен отражать себя.

Для портретиста это особенно важно и значительно, поскольку в лицах других людей не так то просто найти свое отражение и уж тем более, передать это. Поэтому хорошие портреты должны быть несколько двойственны - с одной стороны, это портрет человека, пришедшего к тебе, но с другой стороны, это и твой портрет тоже. Да еще и неизвестно, какой из этих портретов первостепенен.

Конечно, зрителя можно обмануть. Схалтурить. Он будет смотреть на твою работу и пытаться находить в ней тебя. Даже если там и нет ничего от автора. И найдет! Так уж построено восприятие. Но это не честно. Это всего лишь фантик. А где начинка?

Художник не может обманывать сам себя. Хороший художник. Иначе это чувство лжи будет следовать за ним по пятам. Заранее подживать его. Опережать его. А потом и вовсе затмит. И больше ты уже ничего не скажешь. Превратишься в рыбу. Немую рыбу.

Девушки - бесконечно прекрасные создания на земле!

И все они актрисы. Прирожденные. И грех этим не воспользоваться в фотографии!

Как это работает? Проще простого. Начинайте с больших объемов, постепенно переходя на детали. Уверен, у каждого перед съемкой в голове рождается образ, который хотелось бы запечатлеть. Но правильно донести его до модели могут не все. Создайте сначала черновой набросок вашей идеи прямо на модели, попросите ее подвигаться, наблюдайте и фиксируйте необходимое. Постепенно переходите к статическому положению, с более плавными движениями рук и головы. В конце концов, вы отчетливее станете видеть, что необходимо поменять и как это сделать лучше.

Как правило, все самое прекрасное получается в конце. Но до этого необходимо дойти. Шаг за шагом.

Я стараюсь что-то всегда менять во время съемки. Свет, ракурс, фон, точку съемки. Постоянно усложняя обстановку, мне хочется придти к чему-то бесконечно простому, очень понятному и в то же время глубокому. Это очень сложно. Нужно перебрать тысячи вариантов, чтобы найти один, после которого станет понятно, что яснее и быть не может. Но для этого нужно иметь много смелости - не так то просто отказаться в какой-то момент от всего, что ты делал, полностью поменять курс и начать сначала. Это очень тяжело. Внутренне. Это как выбрасывать старый хлам из дома - вроде бы вы уже давно с ним, он совсем не мешает и когда то был так нужен, что постоянно перекладываешь его с места на место. В более дальний ящик, чтобы не мешал. Но в какой-то момент надо остановиться и все же избавиться от него. Не просто. Но так надо. Уверяю.

У Ван Гога был период, когда он писал крестьян. Он жил в деревне, наблюдал за их работой и неторопливо создавал свои прекрасные картины. Периодически он писал письма своему брату Тео, с которым делился мыслями. Так вот, в одном из писем Ван Гог говорил, что писать крестьян нужно так, как будто ты один из них, как будто ты мыслить точно так же, и чувствуешь то же, что и они. Это очень важно.

Я придерживаюсь того же принципа, хоть Ван Гог меня и опередил. Я стараюсь быть наравне с теми девушками, которых снимаю. Наравне в плане мыслей и ощущений. Хоть это и бесконечно сложно с девушками, но если ты хочешь передавать на своих фотографиях девушку, ее характер, ее мир и взгляды, надо стараться проникнуть в ее голову. Или хотя бы думать в том же направлении. Но очень быстро. И обо всем. Сразу.

Как отличить хорошую фотографию от недостаточно хорошей?

Такой вопрос возникал и у меня. И это правильно. Так должно быть. Смысл фотографии и фотографирования как такового заключается в поиске ответов. И это бесконечно важно! Это и есть одна из особенностей фотографии, которую я страстно люблю. Ничто на свете не даст более точный ответ, чем сам процесс поиска. Простота - это самое сложное. Помните? Когда вы проработали тысячу вариантов, вам есть от чего отказаться. Когда у вас всего один вариант, вы так и будете держаться за него. Но вряд ли он окажется именно тем, который вы искали.

Вернемся к вопросу. Меня перебивает Алексей Бродович... Ну что ж, дадим ему слово. "Посмотрите тысячи фотографий и сохраните их в памяти. Позднее, увидев в видоискателе что-нибудь, напоминающее вам увиденные фотографии, не снимайте это".

____________________________

Рыжов Михаил, фотограф.

www.ryzhovmichael.com

Если с середины XVIII века самыми распространенными видами портрета были камерный и полупарадный, то сос второй половины XVIII века популярными становятся такие виды портрета, как:

· Парадный (репрезентативный) портрет

Тип портрета, основной задачей которого является прославление, возвеличивание, выражение признания заслуг портретируемого. Парадный портрет, как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим, сидящим) в интерьере, пейзаже или на фоне драпировки; особенностью является акцент на общественном и социальном положении модели, изображаемой в официальной обстановке, с наградами, предметами профессиональной деятельности или атрибутами власти. В России парадный портрет приобрел широкое распространение в середине XVIII - первой трети XIX столетий.

  • · Полупарадный (человек изображался не в полный рост, а по пояс или по колени);
  • · Камерный (изображение поп плечи, по грудь, максимум - по пояс, зачастую - на нейтральном фоне);
  • · Интимный (игнорирование фона, основное внимание - внутреннему миру человека)

Развитие портретного жанра. Переходя к непосредственной истории русского изобразительного искусства второй половины XVIII века, надо первоначально остановиться на рождении так называемого интимного портрета.

Для понимания особенностей последнего важно отметить, что все, в том числе и большие мастера первой половины столетия, работали и парадным портретом.

Художники стремились показать прежде всего достойного представителя преимущественно дворянского сословия. Поэтому изображаемого писали в парадной одежде, при знаках отличия за заслуги перед государством, а зачастую в театрализованной позе, выявляющей высокое общественное положение портретируемого.

Парадный портрет диктовался в начале столетия общей атмосферой эпохи, а впоследствии - установившимися вкусами заказчиков. Однако он очень быстро превратился, собственно говоря, в официозный. Теоретик искусства той поры А.М. Иванов заявлял: «Должно, чтоб… портреты казались как бы говорящими о себе сами и как бы извещающими: «смотри на меня, я есмь оный непобедимый царь, окруженный величеством».

В противоположность парадному интимный портрет стремился запечатлеть человека таким, каким он представляется взгляду близкого друга. Причем задача художника заключалась в том, чтобы наряду с точным обликом изображаемого человека раскрыть черты его характера, дать оценку личности.

Наступление нового периода в истории русского портрета знаменовали полотна Федора Степановича Рокотова (род. 1736 - ум. 1808 или 1809).

Творчество Ф.С. Рокотова. Скудность биографических сведений не позволяет достоверно установить, у кого он учился. Долгие споры велись даже по поводу происхождения живописца. Раннее же признание художника обеспечила его подлинная одаренность, проявившаяся в портретах В.И. Майкова (1765), неизвестной в розовом (1770-е годы), молодого человека в треуголке (1770-е годы), В.Е. Новосильцевой (1780), П.Н. Ланской (1780-е годы).

В портрете неизвестной в розовом запечатлена миловидная девушка, с нежными, почти детскими чертами лица. Пастельная гамма розовых и серебристо-серых тонов сообщает образу целомудренную чистоту. Незабываемо выражение лица неизвестной - полуулыбка, скользящая на губах, взгляд затененных миндалевидных глаз. Здесь и доверчивость, и какая-то недоговоренность, быть может, своя сердечная тайна. Портрет Рокотова будит в человеке потребность духовного общения, говорит об увлекательности познания окружающих людей. Однако при всех художественных достоинствах рокотовской живописи нельзя не заметить того, что таинственная полуулыбка, загадочный взгляд удлиненных глаз переходят у него из портрета в портрет, не раскрывая, а лишь как бы предлагая смотрящему разгадать скрытую за ними натуру. Рождается впечатление, что автор создает подобие театральной маски загадочного человеческого характера и накладывает ее на всех тех, кто ему позирует.

Дальнейшее развитие интимного портрета было связано с именем Дмитрия

Григорьевича Левицкого (1735-1822).

Творчество Д.Г. Левицкого. Первоначальное художественное образование он получил занимаясь под руководством отца, гравера Киево-Печерской лавры.

Участие в работах по росписи киевского Андреевского собора, осуществлявшихся А.П. Антроповым, привело к последующему четырехлетнему ученичеству у этого мастера и увлечению портретным жанром. В ранних полотнах Левицкого отчетливо выступает связь с традиционным парадным портретом. Перелом в его творчестве знаменовала заказная портретная серия воспитанниц Смольного института благородных девиц, состоящая из семи крупноформатных произведений, исполненных в 1773-1776 годах. Заказ имел в виду, конечно, парадные портреты. Предусматривалось изобразить девушек во весь рост в театральных костюмах на фоне декораций любительских спектаклей, ставившихся в пансионе. к зимнему сезону 1773-1773 года воспитанницы настолько преуспели в сценическом искусстве, что на представлениях присутствовал императорский двор и дипломатический корпус.)

Заказчицей выступила сама императрица в связи с предстоящим первым выпуском учебного заведения. Она стремилась оставить потомству наглядную память об исполнении своей заветной мечты - воспитании в России поколения дворян, которые бы не только по праву рождения, но и образования, просвещенности возвышались над низшими сословиями.

Однако то, как живописец подошел к выполнению задания, раскрывает, например, «Портрет Е.И. Нелидовой» (1773). Девушка запечатлена, как полагают, в своей лучшей роли - служанки Сербины из инсценировки по опере

Джованни Перголези «Служанка-госпожа», рассказывавшей о ловкой горничной, сумевшей добиться сердечного расположения господина, а затем и брака с ним. Грациозно приподняв пальчиками легкий кружевной передник и лукаво склонив голову, Нелидова стоит в так называемой третьей позиции в ожидании взмаха дирижерской палочки. (Кстати, пятнадцатилетняя «актриса» пользовалась такой любовью публики, что ее игра отмечалась в газетах и ей посвящали стихи). Чувствуется, что для нее театральное представление - не повод продемонстрировать «изящные манеры», привитые в пансионе, а возможность выявить молодой задор, стесненный повседневными жесткими правилами Смольного института. Художник передает полное душевное растворение Нелидовой в сценическом действии. Близкие по тону серо-зеленые оттенки, в которых решен пейзажный театральный задник, жемчужные цвета платья девушки

Все подчинено этой задаче. Левицкий показывает и непосредственность натуры самой Нелидовой. Живописец нарочито подал тона в фоновом плане более тусклыми и одновременно заставил их искриться на первом плане - в одежде героини. Гамма строится на богатом по своим декоративным качествам отношении серо-зеленых и жемчужных тонов с розовыми в окраске лица, шеи, рук и лент, украшающих костюм. Причем во втором случае художник придерживается локального цвета, заставляя вспомнить манеру его учителя Антропова.

Интерес к человеку привёл талантливого живописца, в конце концов, к созданию замечательных по силе вложенного в них чувства, выразительных интимных образов. К этому Аргунов пришёл не сразу. Шли годы, менялись вкусы и отношение художника к своей модели. Почти восторженное отношение в начале творческого пути, теперь становится более углубленным и сложным. Художник научился видеть не только внешний облик человека, но и приблизиться к пониманию его внутреннего мира. Теперь он находит время для написания портретов людей, глубоко ему симпатичных, стараясь полнее и глубже высказать своё отношение к ним. Интимные портреты поэтому являются вершиной творчества Ивана Аргунова. В этих работах он был менее скован условными нормами парадного изображения, в них полнее раскрылись индивидуальные особенности творчества мастера - правдивость, непосредственность и глубокая человечность.

В конце 1757 года Иван Аргунов написал портреты мужа и жены Хрипуновых, воплотив в них своё представление о человеческой личности, связанное с идеалами просветительства. Хрипуновы принадлежали к немногочисленной в середине XVIII века русской интеллигенции и жили в Петербурге, снимая квартиру в доходном доме графа Шереметева на Миллионной улице, "по найму", там же, где проживал и сам художник. Супруги были намного старше художника, но, видимо их сближали общие духовные интересы.

Портрет К.А. Хрипунова





Козьма Аксентьевич Хрипунов был переводчиком и секретарём Коллегии иностранных дел. Он не был богат, но известен графу Шереметеву и, возможно, пользовался его благосклонностью. Аргунов изобразил его в домашней обстановке, с журналом, или газетой, в руке. Художник явно не случайно, выбрал небольшого размера холст, простую композицию и скромную гамму тонов. Хрипунов сидит, слегка откинувшись назад, отчего его полная фигура кажется ещё более массивной. Взгляд маленьких глаз с тяжелыми веками, задумчив, лоб нахмурен, он что-то обдумывает. Художник сумел увидеть и раскрыть в этом пожилом и некрасивом человеке его внутренний мир. Бугристое, чуть красноватое лицо с большим мясистым носом, маленькие глаза и толстые губы, написаны очень убедительно. В повороте головы, в жесте руки, во всей осанке хорошо чувствуется достоинство умного и образованного человека.
Той же выразительностью отличается портрет жены Хрипунова. Сидя на стуле с книгой в руках, она внимательно смотрит на зрителя. Серо-голубоватое платье с большим беличьим воротником скрывает очертание фигуры.

Портрет Хрипуновой

Во внешнем облике (старательно зачесанные назад волосы) и манере себя держать, нет ни тени кокетства. Это внутренне подтянутая, волевая и решительная, пожалуй, суховатая женщина. Хрипунова посвящает свой досуг чтению, и это занятие ставит её в особое положение среди женщин её круга, так как в середине XVIII столетия такое времяпровождение не было типичным для её современниц. С госпожой Хрипуновой молодой художник мог много и с удовольствием говорить на ученые темы.

Интимный портрет XVIII века имеет свои отличительные особенности, в нём ещё сильно сказывается сословное представление о человеке.

Большой творческой удачей Иана Аргунова является портрет калмыцкой девочки Аннушки. Она была любимой воспитанницей графини Варвары Алексеевны Шереметевой. Это один из самых проникновенных портретов художника, написанных с большой теплотой.

В портрете Аннушки художник передал обаяние её детской непосредственности, общительный и живой характер и правдиво, без экзотики, показал национальное своеобразие её облика. Смуглое личико, жгучие, живые, раскосые, чёрные глаза миндалевидного разреза, по-восточному приподнятые к вискам. Графиня Варвара Алексеевна образно называла их - "глазушки-таракашки". Детское очарование передано в чистых очертаниях лба, в рисунке бровей, в нежном овале лица с пухлыми щеками и ямочками в уголках губ. Девочка одета в нарядное красное платьице, украшенное кружевами и кружевной чепец с голубыми бантами. На смуглой ручке - браслет из коричневых бархоток. В ушах серёжки. В окружении барыни её любят и лелеют. Среди богачей бытует мода брать к себе в услужение калмычат, что было связано с вниманием к ним со стороны императорского двора, желавшего добиться полного присоединения калмыков к России. Калмыцких детей часто прихватывали с собой казаки, приезжая из далёких степей в столицу и дарили царице и её приближенным, как, например, рыбу, икру, кибитки, лошадей. Таковы были причуды мудрого и жестокого столетия. Попадая в русские семьи, девочки-калмычки получали русские имена, но обычно их называли просто, "калмычка графини такой-то". Например, нашей Аннушке на письме указывали адрес: "Петербург. Анне Николаевне, калмычке графини Шереметевой". Обязанности Аннушки были довольно разнообразны и зависели от изобретательности хозяйки. Портрет написан после смерти Варвары Алексеевны. Видимо, граф Шереметев пожелал таким образом увековечить память супруги и прославить её воспитательную и благотворительную деятельность. В руках Аннушка держит портрет госпожи, демонстрируя его зрителю.

Портрет калмычки написан с большой любовью и вниманием художника к модели, искренностью и теплотой. Видимо, Аннушка была в числе ближайших друзей художника.
В 1785 году Иван Аргунов создал одну из лучших своих работ - портрет неизвестной крестьянки. Выбор модели, по-видимому, не был для художника случайным. В искусстве второй половины XVIII века возник большой интерес к крестьянской тематике. В это время на страницах книг и журналов, в драматических произведениях находили отражение благородный нравственный облик крестьянина, его честность и трудолюбие, противопоставленные лености и праздности дворянства. Аргунов создал привлекательный облик русской женщины из народа, запечатлев её душевную чистоту, приветливость и скромность.

Портрет неизвестной крестьянки

Лицо женщины с мягкими чертами и небольшие серые глаза полны сердечности и доброты. В её образе художник выразил своё представление о красоте и духовном благородстве крестьянки. Её фигура немного смещена к левому краю, пластические формы молодого крепкого тела переданы с почти скульптурной осязаемостью. Высокая точеная шея переходит в плавные контуры головы и расшитого золотом головного убора. Колорит тёплый, сочный: сочетания красного с золотом головного убора, телесных тонов лица, нитки красных бус на шее, белой рубахи и красного сарафана с золотым шитьём, создают нарядную и, в то же время, строгую гамму, придавая портрету ясную гармоническую завершенность. Красный цвет господствует в портрете: поблескивает в камнях серьги с длинными подвесками, в пуговке у ворота. Спокойствие, величавость, внутреннее достоинство русской женщины из народа воплотил художник в облике неизвестной модели.
Кто она? Время не сохранило имени красавицы. Однако с уверенностью можно сказать, что это не крепостная актриса и не светская львица, переодетая в русский костюм крестьянки Московской губернии. Единственная деталь её наряда не соответствует крестьянской привычной одежде - это слишком большой вырез рубахи и цветной поясок. Скорее всего, наша героиня - не сельская жительница, а горожанка, живущая у господ кормилица. Похожие изображения кормилиц есть на картинах, или семейных портретах, принадлежавшим кисти других живописцев, живших приблизительно в одно время с Иваном Аргуновым. Ему же посчастливилось создать возвышенный, опоэтизированный образ русской крестьянки, которого не знало ещё искусство XVIII века.
В 1790-е годы и в самом начале нового столетия, Аргунов почти перестаёт творить. Это связано опять с его подневольным, рабским положением. В 1788 году его назначают управителем "Московского дома" Шереметевых и членом крепостной коллегии, ведавшей всеми хозяйственными делами графа. Перебравшись из Петербурга в Москву и, видимо, чувствуя, что проходит его время и на смену является новое поколение молодых талантливых живописцев, Аргунов повиновался воле хозяина, которым теперь стал, после смерти отца, Николай Петрович Шереметев.
Из многочисленных сохранившихся документов известно, как неинтересна и, порой унизительна стала жизнь художника, превратившегося в "управителя Аргунова". Кисть, выпавшую из отцовской руки, поднял сын художника, Николай, однако, создав красивые портреты интересных личностей, он не превзошёл своего отца.
Умер Иван Петрович Аргунов в начале 1802 года в возрасте 73 лет, крепостным человеком графов Шереметевых.

В чём заключаются различия парадного портрета и комплиментарного? Или психологического и художественного? И может ли парадный портрет нести в себе заряд психологического?

Конечно, все имеющиеся на данный момент направления портрета упрощены, чтобы упорядоченно разнести их в ту или иную категорию портретного жанра. В принципе, это правильно: чтобы не погрузиться с головой в океан изобразительного искусства, нужно предусмотреть мелкие «лягушатники», но для автора подобные определения чреваты подсознательным подгоном своего творчества в рамки, ограничения. А ведь люди привыкают, когда фотограф творит в присущем ему стиле, и когда вектор его сюжетов меняется, это может вызвать у зрителя недопонимание, публика будет просить автора снова вернуться к самому себе.

Я много фотографирую девушек, но при этом затрудняюсь каталогизировать их портреты в определённые категории. Моё творчество нравится мне тем, что у меня нет огромных павильонов, роскошных декораций или даже мало-мальски серьёзного реквизита. В качестве света я использую либо импульсный, либо солнечный, так что минимум подготовки к работе вселяет в меня спокойствие.

Встречаемся в заранее оговоренное время, работаем, девушка позирует, а точнее, она думает что она позирует, она думает что делает это.

Почему же интимный портрет? Где тут интим? Часто спрашивают у меня товарищи мужского пола. Действительно, девушки не полуобнажённые, позы не раскованные, да и выглядят они сдержанно. Может я обманываю зрителя?

Я скажу так: «Интимный портрет – это портрет, созданный на камерном, монотонном фоне, демонстрирующий доверительность отношений между художником и моделью».

Люди, в моём случае это девушки, являются бесконечным кладезем вдохновения. Каждая девушка для меня уникальна. Мне нравится проецировать их манеру, взгляд, стиль общения, улыбки. Ничего этого не увидишь два раза. Главное, вовремя увидеть это и зафиксировать фотокамерой, но чтобы рассмотреть это, нужно постараться, в том числе и расшевелить девушку, то есть действует принцип «индивидуальная девушка – индивидуальный подход». Всё просто.

В своё время, это был 19 век, Ван Гог очень увлекался темой крестьян. Он жил среди них, одновременно питая из их быта темы для картин, но одно дело, наблюдать за определённой категорией людей со стороны, после чего переносить свои заметки на холст, или же стать одним из этих людей, думать как они, чувствовать то же самое. У меня похожий подход. Я стараюсь быть с девушками наравне, сводить все их различия к минимуму, синхронно вхожу в их сообщество, узнаю их переживания, волнения. Задача нелёгкая, учитывая женское мировоззрение, порой понять его бывает невозможно.

Портретная живопись и рисунок рассказывают о человеке, его красоте, характере и стремлениях. Художник-портретист имеет дело с характером человека, его сложной индивидуальностью. Чтобы разобраться в человеке, понять его сущность по внешнему виду-нужен большой жизненный и профессиональный опыт.От художника требуется глубокое знание изображаемого человека.Кроме индивидуальных черт изображаемого человека важно ещё передать те черты которые накладывает на него его профессиональная среда.

Портрет (фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре),портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.


По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли - портретные галереи.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. В наименования таких портретов обычно включаются слова "в виде" или "в образе" (например, Екатерина II в виде Минервы).

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет - изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.


Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека.

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто). Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.

В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи - Рембрандт, Ван-Рейн, Ф. Гальс, Ван-Дейк, Д. Веласкес - создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова).

Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов. Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции - яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П. Пикассо, А. Модильяни, А. Бурдель во Франции, В. Серов, М. Врубель, С. Коненков, М. Нестеров, П. Корин в России).

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.



Рассказать друзьям